Притча о купце анализ

Обновлено: 08.05.2024

Купец отправил слугу на базар за продуктами. Слуга возвращается весь перепуганный: "Я там видел Смерть, и она шла ко мне", потом просит коня, что бы срочно уехать в Самарру (город на Востоке). Купец слугу отпускает, а сам идёт на базар из любопытства. И действительно встречает Смерть, которая говорит, что не хотела пугать слугу, а удивилась тому, что слуга здесь. Она-то собиралась встретить его в Самарре.

Вот и вся притча.

А смысл, как я думаю, в притче простой: не надо спешить делать выводы. То, что кто-то идет в твою сторону, не значит, что он идёт к тебе.

Но, если страх глаза застит, то уже и никакой разум не поможет. Может быть, надо было просто отвернуться, а не спешить делать непоправимое.

Похожая притча

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Похожая притча

Однажды Пикассо пришел в ресторан и плотно пообедал. У него не было с собой наличных денег, чтобы расплатиться. К тому времени он уже был довольно известным художником, его хорошо знали в этом заведении — и официант согласился принять в качестве оплаты небольшой рисунок. Сделав наброски на салфетке, Пикассо отдал их официанту и уже собрался уходить.
— Подождите ! — крикнул официант вслед уходившему Пикассо. — Вы забыли расписаться.
— Я же заплатил за обед, а не за ресторан, — ответил художник.

Многие люди хотели бы обладать чем-то многоценным. Великим произведением искусства, или прекрасной антикварной вещью, или драгоценностями.
А теперь представьте, что вы узнали: есть бесценная вещь, приобретя которую, вы сделаете самое выгодное в своей жизни вложение. Только нужно спешить, пока другие об этом не прознали. Нет времени занимать деньги, брать кредиты, единственный шанс обладать этой вещью – срочно продать все, что ты имеешь.

Вот об этом — и наша притча:

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46).

Смысл притчи в том, что Царство Небесное столь ценно, что нужно поспешить пожертвовать всем, чтобы приобрести его!

Парадокс: Царство Небесное нельзя купить, оно дается даром. Почему же здесь, в словах Иисуса, отчетливо слышится тема покупки? Пошел и продал все, что имел, и купил… Не случайно! У иудеев во времена Христа была похожая притча, которая уподобляет исход Израильского народа из Египта купцу, который пошел в далекую страну и нашел сокровище. Там нашел, здесь – купил. Иисус намеренно вкладывает в свою притчу тему покупки, чтобы показать, что достижение Его учениками Царства Небесного, возможно, будет связано и с материальными затратами, и с потерей всего своего имущества. Притча Христа – драматичней иудейской.
Евангелие полно примеров, когда человеку предлагалось: хочешь идти за Христом – будь готов рискнуть всем, что имеешь. Помните: «Спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Иисус сказал ему: …все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк., гл. 18). И не в этом ли состояло искушение Иуды, которое он так и не смог побороть? Оставив все, он последовал за Иисусом, а когда увидел, что идет год за годом, а ученичество у Иисуса не приносит реального материального вознаграждения, Иуда решил продать Учителя.

Сегодня Господь не требует от нас расстаться со своим имуществом. Но такое требование может прозвучать в любую минуту, и важно, чтобы христианин был к нему готов. Все отдать, всем пожертвовать, отказаться от зримого и материального для приобретения невидимого и обещанного. Может быть, пожертвовать самой жизнью своей, но не бойся – ты приобретешь большее. И мы должны быть готовы это сделать!

Цикл наших очерков: Золото Евангельской мудрости: Притчи будет касаться всех Евангельских притч. Их в Евангелии более тридцати, и на протяжении этого года я буду вновь и вновь возвращаться к этой теме и разбирать с вами ту или иную притчу. Надеюсь, это поможет более осмысленно относиться к Священному Писанию и Учению Иисуса Христа, а также окажется весьма полезным для нашей духовной жизни.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.

– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

– Вспомним, что такое аллегория?

Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.

– Где мы встречаем приёмы аллегории? (Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Легенда о Данко», в баснях, притчах). Абрамов «О чём плачут лошади».

– Чем отличается притча от басни?

Вывод: Притча – маленький, нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, прямого наставления. В обычной житейской ситуации скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. «Кто имеет уши да услышит», «Кто имеет глаза да видит», – слышим мы в Христовых притчах.

Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.

– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)

Анализ притчи

1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).

2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).

3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе . ).

В чём актуальность этой притчи?

Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.

Какие вы ещё знаете?

4) Притча «О блудном сыне».

5) Притча «О милосердном самарянине».

Какой урок можно из них извлечь?

(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).

Учитель: Библейские сюжеты, притчи можно встретить в русском языке и литературе. Это Пушкин «Станционный смотритель». Абрамов «О чём плачут лошади?»

Послушайте стихотворение И.Бунина «Цветы и шмель»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной .
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.

Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.

Работа в группах (три группы по 8 человек)

Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.

Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.

Инструкция по работе в группах:

  1. Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
  2. Выступление учащихся в группе.

Притча № 1 «Гвозди»

Притча № 2 «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс»

Притча № 3 «Всё в твоих руках»

Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.

Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой

В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода . Длительная дорога на автобусе . И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.

Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь .

Выводы выступающих в группах

Первая притча «Гвозди»

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

«Учитесь властвовать собою» (А.Дементьев)-звучит стих.в исполнении уч-ся.

Вторая притча «Следы на песке»

В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.

Третья притча «Всё в твоих руках»

Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.

Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.

Похожая притча

Притча о купце и его приказчике

Было у одного новгородского купца два приказчика. Один — Симеон — получал отменное жалование, а другой — Андрей — получал много меньше первого и потому сильно завидовал и был недоволен своим работодателем.

Выбрал время Андрей и подошел к жалобой:

— Иван Степанович, вот ты Симеону платишь двадцать рублей, а мне всего три, хотя мы делаем одну и ту же работу? И исполняю я все твои поручения так же быстро и расторопно, как и он. Несправедливо это.

Купец вздохнул и сказал:

— Хорошо, Андрей, на словах я тебе не смогу объяснить, а на деле попробую. Вон, видишь, вдалеке пыль столбом, едет кто-то. Поди, разузнай.

Андрей на коня и — вскачь. Скачет обратно, запыхавшись кричит:

— Хозяин, обоз едет в Новгород.

— А с каким товаром?

Андрей назад, в поле. Возвращается через пять минут:

— Хозяин, везут яблоки.

— А сколько возов?

Андрей разворачивает коня, хлещет плетью и несется в чисто поле к пылевому столбу. Ждет купец, усы поглаживает.

Возвращается приказчик на взмыленном коне:

— Иван Степанович, возов пятнадцать

— А узнай… — потом задумался и продолжил: — Впрочем, погодь, не надо.

И крикнул другого приказчика:

Симеон явился из кухни, где щи хлебал.

— Да, Иван Степанович.

— Симеон, вон видишь, пыль клубится.

Симеон неспеша поехал на своей лошадке. Купец пошел на кухню, позвав с собой Андрея:

— Пойдем, пообедаем, ловкий ты мой…

Проходит полчаса. Андрей думает, что вот, какой медленный Симеон, увидит купец это и будет его, Андрея уважать и привечать.

Симеон входит в избу, садится, утирает пот со лба и выпивает чарку квасу. Купец не торопит его. Отдохнув, Симеон начал говорить:

— Везут пять и десять возов яблок, два купца из разных сел. Путь держат на новгородскую ярмарку, что при излучине Волги. Я разузнал цену, которую они просить хотят и предложил им чуть меньше, но забираем все возы. Объяснил, что им выгодней уже сегодня с деньгами воротится домой — к вечеру успеют, чем до Новгорода тащиться еще ночь к утру. Они смекнули, что так им выгоднее — успеют еще товар взять и отвезти на ярмарку. Я спросил, чего хотят и велел им поставить нам три воза медовухи по общей цене — у нас есть кому ее перепродать с большим барышом. Яблоки уже везут к нам в амбар, я распорядился. И до зари выедем в город, у меня есть приказчики купцов, кому нужны яблоки в лавку. Готовь деньги, хозяин.

Купец посмотрел не обескураженного Андрея, которому кусок в рот не лез:

— Понял теперь, почему он получает всемеро больше твоего? Быстрый ты, Андрей, да нерасторопный…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Похожая притча

Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.

Задачи урока

  • обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
  • воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
  • развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.

Оборудование урока:

  • презентация «Притчи»;
  • тексты притч;
  • опросные листы;
  • притчи в исполнении Светланы Копыловой (диск).

Притча о купце, ищущем хороших жемчужин Матф.13:45,46

Матф.13:45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Сначала определим адресата: притча о купце, ищущем хороших жемчужин, обращена к ученикам Христа: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? (Матф.13:10)

Смотрим выше, ниже ищем общий контекст. Эта притча входит в блок притч о Царствие Небесном: притчи о зерне горчичном, о закваске, о сокровище, скрытом на поле, о купце и драгоценной жемчужине, о закинутом в море неводе (Матф. 31-33;44-48). Выше этого блока также расположены притчи о Царствии Небесном – о сеятеле (Матф.13:3-23) и человеке, посеявшем доброе семя на своем поле (Матф.13:24-30, 36-43); ниже – заключение Иисуса о Царствии Небесном. (Матф.13:51-53)

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Поищем в этой притчи сравнение: его не видно. Посмотрим выше тематику: четкая тема заявлена в начале притчи “Подобно Царство Небесное” (Матф.13:45). Посмотрим ниже, есть ли истолкование: истолкования под притчей нет. Значит, мы имеем дело с притчей иллюстрацией. Цель каждой притчи данного блока - проиллюстрировать какие-то стороны или характеристики или особенности Царствия Небесного.

Делаем вывод, что это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему Царства Небесного

Перейдем к непосредственному толкованию притчи о купце, ищущем хороших жемчужин Матф.13:45,46

Иисус Христос учил, что Царствие Божие внутри нас:

Лук.17:21 …Царствие Божие внутрь вас есть.

Эта мини притча как и предыдущая о сокровище, скрытом на поле, показывает важность и ценность для человека Царствия Небесного. Речь о драгоценной вере, которая поселилась в сердце человека. Только в притче о сокровище на поле, человек натыкается на клад случайно, то есть знакомиться с Царствием Небесным не преднамеренно.

В данной же притче, показан купец, который осмысленно охотится за хорошим жемчугом. Это иллюстрация человека, который уже разбирается в религиях, но познакомившись с верой в Бога Израилева, продал всё, что имел (включая собранные ранее жемчужины), то есть оставил, всё, что его связывало со старой религией, чтобы посвятить свою жизнь одному истинному Богу (найденной им драгоценной жемчужине).

Читайте также: