Притча о источнике воды

Обновлено: 28.04.2024

Все вышеизложенные притчи Господни, собраны евангелистами – синоптиками. У Иоанна этих притч нет. Но у него есть другие притчи. Их немного и по характеру своему они очень отличаются от притч синоптических. Собственно говоря, в полном смысле слова «притч» у Иоанна имеется только две: «О Пастыре Добром» и «О виноградной лозе». Остальные притчи не имеют законченного сюжета и являются только краткими сравнениями высших духовных истин с земными предметами и понятиями, каковые Господь постоянно употреблял в своих беседах о Царствии Божием и о путях к нему. Так, можно отметить у Иоанна следующие изречения:

О ДУХЕ БОЖИЕМ

«Кто жаждет, иди ко мне и пей». «Кто верует в Меня», – возгласил Христос на празднике в храме Иерусалимском, – «у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него. » ( Ин. 7:37–38 ).

О ЗЕРНЕ ПШЕНИЧНОМ

«Истинно, истинно, говорю вам», – сказал Господь Еллинам, пришедшим на праздник, – «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

«Любящий душу свою» (т. е. земную жизнь), «погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ).

ПРИТЧА О ПАСТЫРЕ ДОБРОМ

Эта притча была сказана Иисусом Христом в Иерусалиме, на празднике «Обновления», вскоре после дарования зрения слепорожденному. От века неслыханное чудо всколыхнуло умы всех Иерусалимлян и, одновременно, возбудило новый взрыв зависти и ненависти ко Христу со стороны книжников и фарисеев. Фарисеи считали себя истинными духовными вождями народа, «зрячими» пастырями, ведущими свою паству к Царствию Божию. Но популярность их в массах народа все ослабевала, а влияние Христа непрестанно возростало.

И после того, как бывший слепец, изгнанный фарисеями, поклонился Христу и исповедал Его своим Господом, Иисус сказал народу: – «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: «Неужели и мы слепы?» На это Иисус Христос ответил: «. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. » ( Ин. 9:41 ).

Вслед за этими словами, обращенными к фарисеям, Христос сказал притчу о том, кто есть истинный пастырь народа Божия, т.е. о Самом Себе: «Истинно, истинно говорю вам», – обратился Господь к иудеям, – «кто не дверью входит в двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет пред ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин. 10:1–5 ).

Содержание притчи было взято из общепонятной жизни пастухов иудейских, но, тем не менее, символический смысл рассказа не был понят слушателями Христа: – «они не поняли, что такое Он говорил им» ( Ин. 10:6 ).

Тогда Господь объяснил им: «Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. »

Этими словами Христос открыто объявил иудеям, что Он, как Мессия, есть истинная «дверь» в Царство Небесное, единственный вход в него, «рядом» с которым другого не существует: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь. » «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. »

Здесь возникает вопрос: – кого Христос называет «ворами и разбойниками», которых «овцы», т.е. Ветхозаветная Церковь не послушалась? Конечно, – это не были ветхозаветные пророки, говорившие о Мессии духом и именем Божиим, но это были лжепророкп и лжеучители, выставлявшие себя вместо Мессии, говорившие народу от себя, самозванцы, которых появлялось уже много в истории, появляется ныне и будет еще много появляться в мире.

Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, – не могут дать им истинной жизни, «жизни с избытком», т.е. жизнь переливающуюся за края временности, переходящую в вечность.

А эту жизнь может дать только Тот, кто Сам есть Жизнь, кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную, и истинный Пастырь пасомых.

Как верный пастырь не щадит своего покоя и жизни для сохранности стада, так Пастыреначальник – Мессия, – Христос «полагает жизнь свою» за словесное стадо.

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», – сказал Христос, – «а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их».

Эти слова, о истинном пастырстве, относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжникам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христианской Церкви, которые за деньги и за всякие житейские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «воры и разбойники» и «наемники», ибо без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, – невозможно быть истинным пастырем Церкви. Это надо знать всякому епископу и священнику Церкви Христовой.

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». В этих словах Христа звучит уже не только объяснение символов рассказанной притчи, но и открытое свидетельство о неразрывном единстве Доброго Пастыря с Богом Отцом и с овцами Своего стада и о грядущей жертве за спасение людей.

Фарисеи и книжники должны были понять символику и прямое свидетельство Христово о Пастыре и овцах дома Израилева. Они известны были им из книг ветхозаветных пророчеств. Но, увы, духовные очи этих вождей были закрыты и они не разумели Писания. В частности, они могли бы вспомнить пророчество Иезекииля: «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых. и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих. Не стадо ли должны пасти пастыри. вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец. Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых». ( Иез. 34:1–14 ). Й у Иеремии: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, – говорит Господь» ( Иер. 23:1 ), и многое другое.

Однако, в притче Своей, Господь говорил не только об овцах ветхозаветного дома Израилева. Он говорил о всей Церкви: «Есть у Меня и другие овцы», – сказал Христос, – «которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Это есть не что иное, как пророчество о Единой, Соборной и Апостольской Церкви, которую Он, «Единый Пастырь», соберет кровию Своею вокруг Себя ( Деян. 20:28 ).

Оставаясь на празднике «Обновления» и проповедуя в притворе Соломоновом, Христос говорил о Себе, как Мессии и Сыне Божием. «Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. » Тогда Господь вновь напомнил им о Своей притче: «. вы не верите, – сказал Он – ибо вы не из овец Моих. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною».

«И Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно». ( Ин. 10:23–30 ).

Таким образом, притча о «Пастыре Добром» сперва будучи сказана Христом, как и все другие притчи, в символах и прообразах, закончилась открытым свидетельством Христа о Своем Бого-Сыновстве и единстве с Богом Отцом.

В литургической практике Православной Церкви, притча о Пастыре Добром обычно читается на Утрене и на Литургии праздников, посвященных памяти великих святителей – пастырей Церкви.

Похожая притча

Однажды могущественный колдун, желая уничтожить королевство, вылил волшебное зелье в источник, из которого пили все жители королевства. Стоило кому-нибудь выпить этой воды, и он сходил с ума.

Наутро все жители, отведав воды из этого источника, сошли с ума, кроме короля, у которого был свой колодец. Колдун не смог добраться до этого колодца, и король и его семья продолжали пить нормальную воду. Увидев, что в стране правит хаос, король попытался восстановить порядок и издал ряд указов.

Когда в стране узнали о королевских указах, то все решили, что король сошел с ума и теперь отдает такие же безумные приказы. С криками они направились к замку и стали требовать, чтобы король отрекся от престола.

Король признал свое бессилие и хотел сложить корону. Но королева подошла к нему и сказала: «Давай пойдем к тому источнику и тоже выпьем воду из него. Тогда мы станем такими же как они».

Прошло много лет, и потомок колдуна, сумел создать зелье, способное отравить всю воду на земле. И однажды, он вылил это зелье в один из ручьев и, через некоторое время, вся вода на земле оказалась отравлена. Люди не могут жить без воды, и вскоре на земле не осталось не одного нормального человека. Весь мир сошел с Ума. Но никто об этом не знает. Но иногда на земле рождаются люди, на которых это зелье почему не действует. Эти люди рождаются и растут совершенно нормальными, и даже пытаются объяснить остальным, что их поступки безумны. Но обычно их не понимают, принимая за сумасшедших.

© Copyright: Татьяна Лутава, 2013.

ПРИТЧА О ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ

В последние дни Своей земной жизни, Христос реже говорил притчами, а чаще излагал Свое учение прямым свидетельством о Себе, как о Сыне Божием и Спасителе мира.

«Доселе Я говорил вам притчами», – сказал Господь Апостолам после Тайной Вечери, – «но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин. 16:25 ).

На пути в Гефсиманский сад, проходя среди виноградников, расположенных но склонам Елеонской горы, Господь сравнил Себя с виноградной лозой и учеников Своих с ее ветвями. Это была последняя притча Христова.

«Я есмь истинная виноградная лоза», – сказал Господь, – «а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Эта притча настолько прозрачна по своему смыслу, что уже почти не является «притчей», а просто открытым свидетельством Христа о Себе, как о единственном Источнике, питающем все ветви Древа Жизни. Виноградная лоза, ее ветви и кисти плодов на все времена запечатлелись в сознании христианского мира, как необычайно яркий символ единения Христа и Его Церкви. И этот символ особенно дорог христианскому сердцу потому, что он напоминает о Святой Евхаристии, где плоды виноградной лозы претворяются в истинную кровь Христову, питающую Церковь для жизни вечной.

Христос – «Лоза», – несет на себе много ветвей. Одни из них, не приносящие плода, Бог-Отец – «Виноградарь», – отсекает и предает огню, они погибают; другие, приносящие плоды, Отец очищает, чтобы они давали больше плодов.

Слова «отсекает» и «очищает», имеют бездонную глубину и требуют всестороннего богословского толкования. Вообще же, они имеют ввиду жизнь членов Церкви, как грешников, так и праведников. И преддверие Суда. Но Апостолов, к которым непосредственно была обращена эта речь, Господь называет ветвями «очищенными». – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. » Что это значит? Это значит, что Апостолы, за все годы пребывания со Христом, слушали Слово Его и открывали свои сердца для принятия этого Слова. Слово Божие, очистив их души от греховной суеты, преобразило их жизнь и навек соединило со Христом. Такова сила Слова Божия.

«Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого», – писал Ап. Павел к евреям, – «оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим ответ. » ( Евр. 4:12–13 ).

Конечно, то, что Христос сказал Апостолам, имеет и распространительное значение: т.е. относится и ко всем людям, очищающимся Словом Божиим. И ко всем относится обетование Христа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. » ( Ин. 15:7–8 ).

В той же прощальной беседе, перед первосвященнической молитвою, Господь говорил: «. Я исшел от Отца и пришел в Мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел». ( Ин. 16:28–30 ).

Как видно из содержания всех изложенных в Евангелии притч Христовых, в них раскрывается существенно все учение о Царствии Божием, о путях человеческих к его достижению; о Царе царства – Сыне Отца Небесного – Спасителе мира Христе; о суде Божием над душою человеческой, прошедшей земной путь и, наконец, о воздаянии за зло или добро в вечной жизни.

Из всех притч, сказанных Иисусом Христом в начале Своего служения, самой характерной является притча «О сеятеле», посеявшем Слово Божие в душах человеческих, а самой характерной для последнего периода Спасителевой проповеди, оказывается краткая притча «О зерне пшеничном», которое должно умереть в земле, чтобы ожить для вечности. Семя – есть Слово Божие; Сеятель – Сын Человеческий, а пшеничное зерно – Голгофская жертва Богочеловека за спасение мира от греха и смерти для вечной жизни в Царстве Небесном.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2013. Дорогие друзья,
  • 16.12.2013. Зима
  • 11.12.2013. Притча о волшебной воде
  • 05.12.2013. Мама,
  • 03.12.2013. Они
  • 02.12.2013. Счастья Вам!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Похожая притча


Однажды один индийский пророк предсказал, что через много лет все колодцы опустеют, и начнётся засуха. Засуха продлится несколько лет, после чего колодцы вновь наполнятся водой, но то будет отравленная вода, и любой, кто её выпьет станет безумцем, и если они не начнут запасать воду прямо сейчас, то они все станут безумцами.
Однако никто не отнёсся к предсказанию пророка с должным уважением, и не поверил никто ему. Только один человек поверил словам пророка и стал запасать воду.
Проходили годы, а он всё запасал и запасал чистую, не отравленную воду. И вот наступило время исполнения пророчества, но к тому времени никто уже не помнил об том пророчестве, никто, кроме человека, который однажды поверил в него. Началась засуха. Погибал скот и урожай, ибо чистая вода покинула колодцы, только единственный человек пил воду из своих запасов.

Засуха кончилась и колодцы вновь наполнились водой, но то была отравленная вода. Однако никто и тогда не вспомнил о пророчестве мудреца, только один человек пил воду из своих запасов.
И стали люди безумцами. Только один человек пил воду из своих запасов и сохранил разум.
Однако люди не считали себя безумцами, ибо были они теперь все одинаково безумны и продолжали пить отравленную воду.
Только один человек пил чистую воду из своих запасов.
Но безумцы увидели, что единственный, сохранивший разум, отличается от них, и решили безумцы, что он безумен.
Они гоняли его и ненавидели за то, что он не такой, как все остальные.
И однажды сломалась воля того, кто сохранил разум и вылил он все запасы своей воды на землю, и испил отравленную воду из колодца, и лишился разума. И безумцы решили, что он обрел разум.

© Copyright: Дух Хайяма, 2020
Свидетельство о публикации №120061405443 Рецензии

Я где-то читала или слышала похожее, но там все были слепцы, а один прозрел, они его все тоже ненормальным считали! (
А вообще, конечно, именно так общество и устроено: пророков/изобретателей и т. д. гнобят, потом памятники ставят ("Неудобно-то как получилось!").

О ВОДЕ ЖИВОЙ

«Всякий, пьющий воду сию», – сказал Христос самарянке, пришедшей черпать воду из колодца, – «возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. » ( Ин.4:13–14 ).

Похожая притча

Вода на Среднем Востоке драгоценна, и большая ее часть берется из природных родников или источников. Образ источников в Библии по значению сходен с образами рек и воды, но источник вызывает больше ассоциаций, это «живая» вода, синонимичная поддержанию и восстановлению жизни. Как постоянный поток воды, источник воплощает принцип естественного поддержания жизни, обильного и непрекращающегося. Источники в Библии практически всегда имеют положительное значение и упоминаются около пятидесяти раз (так как колодцы часто располагались на месте источников, в некоторых современных переводах слово источник часто передается как колодец). Во многих из процитированных ниже отрывков Бог показан как Личность, обладающая могуществом создавать и осушать источники воды.

Образ источника воды неразрывно связан с географией и климатом Святой Земли. Так как осадков выпадает недостаточно, подземные источники там особенно ценятся. Вряд ли Моисей мог дать более благоприятное описание земли обетованной, чем следующее: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» ( Втор. 8:7 ). В Пс. 103 , одном из наиболее замечательных описаний естественной заботы Бога о людях в Библии, говорится, что Бог «послал источники в долины» ( Пс. 103:10 ).

Некоторые из свойств источников, упоминаемых в Библии, связаны с особенностями топографии Палестины. Часто источники встречаются в пустыне ( Быт. 36:24 ; Пс. 83:7, 106:35 ; Ис. 35:7, 41:18, 43:19 ). Источники нередко располагаются в пустынных оазисах, где путешественники могут отдохнуть или даже спастись ( Быт. 16:7 ; Исх. 15:27 ; Чис. 33:9 ). В сухом климате водные источники неразрывно связаны с растительностью, которой в случае их отсутствия не было бы ( Быт. 49:22 ; Ис. 44:18 ). Сады также связаны с источниками ( Ис. 58:11, 61:11 ). Значение источников в Библии заключается еще в том, что рядом с ними располагались колодцы ( Быт. 24:13, 16, 29, 42–43, 45, 26:19 ).

В сравнении с колодцами и водоемами, источники имеют то преимущество, что вода в них постоянно находится в движении. Это не просто вода, но обилие воды. В воображении автора псалма источники связаны с потоками ( Пс. 73:15 ). В Притч. 8:24 основное качество источников в том, что они – «обильные водою», а Исаия говорит об «источнике, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ).

На основании всего этого нетрудно понять, почему источники так высоко ценились в библейском мире. В Нав. 15:18–19 дочь Халева просит отдать ей в приданое несколько источников, называя их благословением. В сухом климате источники имели такое значение, что на них ссылались как на важные географические пункты ( Нав. 15:9, 18:15 ; Суд. 7:1 ).

Некоторые особенности образа источников в Библии скорее скрыты, чем очевидны, и частью основаны на древней космологии. Евреи считали, что источники и ручьи питают океаны ( Быт. 7:11, 8:2 ; Иов. 38:16 ). Хотя река, вытекающая из Едемского сада, не названа источником, она похожа на исток, позже разделяющийся на четыре реки ( Быт. 2:10–14 ). С этим образом перекликается образ источника, вытекающего из храма и превращающегося в разветвленную реку, у Иезекииля ( Иез. 47:1–2, 12 ).

Хотя в большинстве случаев значение образа источника положительно, есть и негативные моменты. Так как воды было мало, угроза загрязнения источников и колодцев была очень серьезной ( Лев. 11:35–36 ; 4Цар. 2:19–22 ). Устройство плотин на реках было военной уловкой, призванной причинить вред врагу ( 4Цар. 3:19, 25 ; 2Пар. 32:3–4 ). Божий суд включает в себя использование источников для создания потопа ( Быт. 7:11, 8:2 ), осушение источников ( Иер. 51:36 ; Ос. 13:15 ), а также осквернение и загрязнение их ( Откр. 8:10–11, 16:4 ).

Символическое значение источников разнообразно и основано на их физических свойствах, перечисленных выше. Человеческая развращенность изображается как загрязненный, оскверненный или высохший источник ( Притч. 25:26 ; Иер. 2:13 ; Иак. 3:10–12 ; 2Пет. 2:17 ). В положительном же отношении говорится, что «истина возникнет из земли» ( Пс. 84:12 ). В псалме, восхваляющем Сион и полном патриотического чувства, основное восхваление звучит так: «Все источники мои в Тебе» ( Пс. 86:7 ). «Источники жизни», метафора для обозначения внутренней сущности человека и ее проявлений, исходят из сердца ( Притч. 4:23 ). Сексуальное желание мужа подобно источнику воды, который должен оставаться частной собственностью его жены ( Притч. 5:16 ). Глаза возлюбленного – «как голуби при потоках вод» ( Песн. 5:12 ). Целомудренная невеста – запертый сад, внутри которого находится «заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн. 4:12 ).

Символическое значение источника воды достигает кульминации в картинах спасения. Согласно апокалиптическим видениям Ветхого Завета, в грядущем мессианском веке духовные источники воды появятся в пустыне ( Ис. 43:19 ) и приведут туда искупленных ( Ис. 49:10 ), да и сами искупленные, как отмечено выше, будут «как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). Эти пророчества находят исполнение в новозаветных упоминаниях о воде спасения, которая становится в людях «источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ), «живыми источниками вод», которыми наслаждаются прославленные святые на небесах ( Откр. 7:17 ). Спасение, которое Христос предлагает жаждущим людям, – дар «от источника воды живой» ( Откр. 21:6 ).

См. также: ВОДА, ВОДОЕМ, ИСТОЧНИК, КОЛОДЕЦ, РЕКА, РУЧЕЙ.

О ХРАМЕ ТЕЛА СВОЕГО

«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». ( Ин.2:19–22 ).

Читайте также: