Позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех

Обновлено: 02.05.2024

Предмет данного эссе – применение феноменологического подхода (преимущественно по Р. Ингардену) в области филологического анализа текста. Для иллюстрации возьмем стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Начнем с выявления «горизонтального» уровня текста, т.е. его синтагматики. Стихотворение состоит из семи катренов. Фактуального сюжета здесь нет, но есть внутренний, психологический. В катрене 1 высказана главная мысль в обобщенном виде: «Быть знаменитым некрасиво». Катрены 1-2 негативны по своему содержанию. Они излагают определенную программу жизни и действий через отрицание. Здесь рисуется образ неверного, недолжного поведения: чего не следует делать – заводить архив, над рукописями трястись, желать шумихи, успеха (дешевого), быть притчей на устах у всех, особенно ничего не знача. Этот фрагмент – концентрированное отрицание. Но мы не знаем противоположной программы: быть знаменитым некрасиво – а что красиво? Не это подымает в высь – а что? (Фраза построена так, что в ней обозначен намек на альтернативу: НЕ ЭТО подымает – значит, есть что-то другое, что действительно возвышает человека.) В следующих пяти катренах излагается положительная жизненная и творческая программа: как следует жить и что нужно делать.
Таким образом, текст членится на две основные части – «отрицательную» и «положительную». Косвенно это подтверждается тем, что обе они одинаково оформлены, т.е. обрамлены синонимичными по значению и грамматической структуре конструкциями, в которых заключено основное содержание этих частей – первая: «Быть знаменитым некрасиво – позорно быть притчей на устах у всех»; вторая: «надо жить – должен быть живым». Впрочем, хотя мы назвали вторую часть «положительной», она тоже содержит отрицания и даже с этого начинается: «надо жить БЕЗ САМОЗВАНСТВА». Отрицание сливается с утверждением. Это мы видим и дальше, но об этом мы сейчас говорить не будем.
Перейдем теперь к его «вертикальному» измерению текста. Это сделать значительно легче, потому что «вертикальный», т.е. парадигматический, слой не требует обязательной синтагматической связности, объединения с находящимися рядом языковыми единицами. Как раз предполагается, что элементы парадигмы вычленяются из непосредственного, ближайшего текстового окружения и рассматриваются в сочетании с родственными им самим компонентами. Итак, перейдем к анализу языка текста на различных уровнях.
Уровень фонетический. Здесь мы отметим сначала еще не языковые, а поэтические (от слова «поэтика») черты текста: катрены с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских окончаний. Стихи написаны 4-стопным ямбом с разнообразными отклонениями от него. Это видно уже по первой строке: «БЫть зна/менИ/тым не/красИ/во» – сначала переакцентовка (передвижение ударения на первый слог), потом ямб, потом пиррихий, потом ямб.
Или возьмем строки из второго катрена: «Цель твОр/чества/ – само/отдА/ча…» (спондей – пиррихий – пиррихий – ямб); «…БЫть прИ/тчей на/ устАх/ у всЕх» (спондей – пиррихий – ямб – ямб).
Можно было бы предположить, что спондеи (т.е. два ударения подряд) имеют в тексте особую функцию – выделяют наиболее важные в смысловом отношении высказывания: «ЦЕЛЬ ТВОРчества – самоотдача…»; «НО НАдо жить без самозванства, // ТАК ЖИТЬ, чтобы в конце концов… // [Привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов]»; «НО БЫТЬ живым, живым и только…»
Однако эта гипотеза не подтверждается: во-первых, из таких строк не всегда складываются полные высказывания; во-вторых, не менее или даже более важные строки не начинаются со спондеев: «Быть знаменитым некрасиво // Не это подымает ввысь»; «Позорно, ничего не знача, // Быть притчей на устах у всех»; «Но пораженья от победы // Ты сам не должен отличать».
Таким образом, нельзя уверенно утверждать, что сдвиги в стихотворном размере связаны со смыслом. То, что спондеи привлекают внимание к некоторым принципиально важным концептуальным высказываниям, – скорее всего случайность.
Но фоника (звукопись), по-видимому, обладает экспрессивной, изобразительной значимостью и усиливают образность текста: «ПройдуТ Твой Путь за Пядью Пядь» – фонетическое единоначатие работает на создание образа пути, движения, преодоления препятствий; это же впечатление усиливают: стык [т т]; чередование – у/я; аллитерация – [пт], [пд].
Здесь мы выходим на репрезентативный план, где возникает «тот или иной вид, в котором зримо предстает нам соответствующий предмет изображения». Здесь мы наблюдаем восхождение по Ингардену: от единства звучания и значения к образам, ощутимым и зримым для читателя.
В тексте встречаются легкие, едва заметные аллитерации (в том числе внутренние), поддержанные ассонансами: «аРхива – РукопиСЯми – тРЯСтись». А также: «ПозорНо, НиЧего Не зНаЧа, // Быть притчей на УСтаХ У вСеХ».
Об их функции можно судить лишь предположительно. Например, повторяющиеся звуки (или фонемы) связывают стоящие рядом слова в семантические блоки, единства.
Словообразовательный уровень можно рассматривать в единстве с фонетическим. Во-первых, оба относятся к средствам внешней организации слова: оно состоит из последовательно расположенных фонем или морфем (связь «вертикального» плана текста с «горизонтальным»). Во-вторых, фонетика и словообразование часто бывают взаимосвязаны в морфонологии. Яркий пример такого рода у Пастернака: подымает – вместо поднимает – отсутствиеэпентезы (и одновременно интерфикса). Отметим также словообразовательный вариант долькой – уменьшительный (диминутивный) и просторечное слово шумиха. Все три случая относятся к разговорной речи, т.е. придают тексту тон искренности и простоты.
И еще, разумеется, сложные слова самоотдача и самозванство в тексте противопоставляются, чему способствует их структурная близость.
На морфологическом уровне выделяются следующие черты:
субстантив – будущего (зов); абстрактные существительные – творчество, самоотдача, шумиха, успех, самозванство, пространство, зов, жизнь, неизвестность; к ним приближаются непредметные слова с обобщенной семантикой:след, путь, пораженье, победа (они явно не предполагают корреляции по числу – едва ли в этом контексте можно сказать: по СЛЕДАМ, пройдут твои ПУТИ, отличать ПОРАЖЕНЬЯ от ПОБЕД – т.е. сказать можно, но смысл их скорее обобщенный, чем конкретный);
обилие инфинитивов, в т.ч. в комбинации с модальными словами – надо заводить архива, трястись, быть притчей, надо жить, привлечь (любовь), услышать, оставлять пробелы, окунаться, прятать, не видать ни зги, не должен отличать, должен не отступаться от лица, быть живым; – такие словоформы и конструкции придают заявлениям автора категоричность, безапелляционность, превращают их в абсолютные моральные максимы;
деепричастные обороты – «ничего не знача»; «Места и главы жизни целой // Отчеркивая на полях». Первый оборот имеет обстоятельственное значение условия, второй только указывает на дополнительное действие, расширяет общий контекст.
Как видим, морфология часто выходит за пределы слова и сближается с фразеологией и синтаксисом, о которых будет сказано далее.
Переходим на уровень семантики.
К лексическим деталям текста относятся:
разговорные слова: подымает, трястись, шумиха, ни зги, долькой (некоторые из них, как было сказано, имеют отношение к словообразованию);
слова семантического поля «жизнь»: «надо жить без самозванства, // Так жить, чтобы в конце концов…». Двойное «жить» контрастирует с двойным «концом» – возможно, имеет значение, что жизнь – в свободном сочетании, а смерть – во фразеологизме, семантика предела (впрочем, в рамках жизни).
Далее: «Места и главы жизни целой» – возникают: а) жизнь = книга (писатель должен высказаться не в интервью и проч., а в своих книгах; в этом смысле и вся его жизнь должна уподобиться книге); б) тема целостности жизни – см. «Так жить, чтобы в конце концов»; «по живому следу» – по «горячему»; не «простывшему», свежему (что условно для жизненного пути, этот след может быть не до конца «простывшим»).
Далее возникает оппозиция: «живым и только – до конца» (срав. выше: жить, чтобы в конце концов; кстати, в обоих случаях ЖИЗНЬ дублируется).
Из основных значений слова «живой»: обладающий жизнью; правдивый, подлинный (живой пример); энергичный; жизненный (живая проблема); легкий и занимательный (живой рассказ); переживаемый (живая обида) – в большей или меньшей степени подходят все, причем одновременно. Важно, что они репрезентуют жизнь во всех ее оттенках, во всем многообразии, в полноте.
«Самозванство» – не в буквальном значении (незаконное присвоение чужого имени, звания с целью обмана), а синоним самохвальства.
Основные темы и метафоры:
а) жизнь, судьба – книга: неразрывность жизни и творчества;
б) одушевленность мира, воплощенного в абстрактных категориях: любовь пространства, будущего зов.
Здесь мы восходим на третий уровень – репрезентации предметов, а отчасти и на четвертый – ценностный, причем они неотделимы друг от друга.
Синтаксический, т.е. формально – второй уровень текста, связан с четвертым – аксиологическим.
Пастернак использует следующие фигуры: парцелляцию – за счет этого достигается рубрикация ценностей; анадиплосис («живым и только») – усиление категоричности конечного вывода; перифразы: «Не это подымает ввысь» – не это возвышает; «Привлечь к себе любовь пространства» – влюбить в себя пространство. Такие обороты усиливают книжную окраску текста.
Еще одна важная языковая черта текста: синонимия лексическая поддерживается синонимией на уровне синтаксиса (с элементом хиазма): «быть знаменитым (некрасиво) – (позорно) быть притчей на устах у всех». Оценочная динамика здесь: от некрасивого до позорного. Усиление достигается за счет повышения стиля (но повышения иронического: выражение «притча во языцех» уже обладает этим оттенком, а неточное воспроизведение – тем более).
Дополнительные замечания.
Для текста актуально противопоставление – «быть знаменитым некрасиво – должен быть живым». Создается контекстуальная антонимия «знаменитый – живой», и за счет этого скрытая синонимия «знаменитый – мертвый».
Синтаксическое оформление этих сегментов разное: «быть знаменитым» (подлежащее) «некрасиво» (составное именное сказуемое – категория состояния); «(ты) должен быть живым» (рассредоточенное составное именное сказуемое в парцеллированной предикативной единицей; категория состояния). Движение от обобщенной абстрактной истины к конкретным жизненным правилам для конкретного человека.
Время (категория, важная для феноменологии) в этом тексте представлено по-разному.
Во-первых, на лексическом уровне прямо указано будущее: «Услышать будущего зов».
Во-вторых, время выражается грамматически. Упомянутое будущее время – правда, не отдаленное, но выходящее за пределы жизни творца: «Другие по живому следу // Пройдут твой путь за пядью пядь». Будущее в этом стихотворении – то, что придет после смерти, чего мы не увидим. Но поэт способен соприкоснуться с ним – не столько заглянуть, сколько услышать.
В тексте есть и настоящее неактуальное, а точнее – абитуальное, т.е. относящееся к обычному, общепринятому положению дел в человеческом обществе: «Не это подымает ввысь». Приближается к нему и настоящее гномическое, относящееся к явлениям природы: «прячется в тумане местность». Обратим внимание на то, что выраженное настоящее время относится не к людям, а к абстрактным понятиям: «местности» или даже к «этому» – тому, что «подымает ввысь».
Кроме того, настоящее, постоянно длящееся, неопределенное соответствует нулевой связке, равной глагольной форме «есть»: «Быть некрасиво» (= быть знаменитым – это есть некрасиво), «Цель творчества – самоотдача // А не шумиха, не успех», «Позорно (…) быть притчей на устах у всех», «пораженья от победы // Ты сам не должен отличать» и далее по тексту. Сама «невидимость» этого глагола делает скрытым и время. Изрекаемые Пастернаком сентенции отделяются от конкретного времени и приобретают универсальное звучание – по крайней мере, претендуют на это.
Тем более стремление к универсальности проявляется в безличных предложениях с инфинитивами и модальными словами: «Не надо заводить архива» и др.
Замечательно, что предложения личные со скрытым временным значением и безличные без него структурно сближаются (содержат инфинитивы и модальные слова), особенно когда в первых постепенно уходят в тень и подлежащее, и модальная часть сказуемого:

(…) пораженья от победы
ТЫ сам не должен отличать.
И ДОЛЖЕН ни единой долькой
НЕ ОТСТУПАТЬСЯ от лица,
Но БЫТЬ живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Пастернаковская мысль постепенно становится как бы вневременной по форме воплощения, хотя по содержанию она как раз связана с временным пределом: «до конца». Форма спорит с содержанием.
Здесь мы переходим к еще одной феноменальной категории текста – идее. В этом тексте она выражена с предельной откровенностью, прежде всего в первых двух строках и последнем катрене. Идея произведения, по Р. Ингердену, лишь накладывает на него свой отпечаток, но играет далеко не главную роль, с чем трудно согласиться (в стихотворении Пастернака всё определяется ею).
Но в феноменологической теории так и должно быть, потому что она ориентируется на читательское восприятие. У Ингардена есть еще две категории – «схематичность» и «конкретизация». Первая означает, что в тексте многое недосказано, представлено в упрощенном виде. Но текст интенционален, т.е. направлен на читателя, который призван преодолеть этот схематизм путем конкретизации. Читатель наполняет схему своими мыслями, образами, ассоциациями. Причем это не произвол, а соблюдение «правил игры». Априори считается, что автор обязательно побуждает читателя к размышлению, что читатель отвечает на вопросы, которые, по Г. Гадамеру, задает ему текст.
Каким образом? Ведь Пастернак ни о чем нас не спрашивает – напротив, он поучает и проповедует: это некрасиво, это позорно, не надо делать того-то, а то-то делать надо, ты не должен так поступать, а вот так – должен. Для него это абсолютные истины, он уверен, что и для других – тоже.
Но это – самая настоящая схема, и читатель может переосмыслить ее по-своему и даже с чем-то не согласиться. Абсолютный смысл имеют декларации Пастернака или относительный? Всегда ли некрасиво быть знаменитым? Почему не надо заводить архива? Действительно ли цель творчества – самоотдача? (А если отдавать нечего?) И нет ли более важных целей? Такие сомнения, например, высказывает В.С. Бушин. Причина этих сомнений лежит в языке: данные истины относительны, но поэт формулирует их как абсолютные.
Итак, полезные для филолога аспекты феноменологического подхода: движение от языкового материала к идее, осознание неполноты и известной схематичности текста, преодолеваемой читателем в процессе диалога, а также конкретизации авторской схемы опытом читателя. Но всё это есть и в традиционном лингвоэстетическом анализе, только с большим количеством нюансов. С другой стороны, обеспечить постепенное и строгое восхождение от языковой конкретики к образной и смысловой обобщенности едва ли возможно, да и целесообразно. От языкового материала мы никогда не абстрагируемся, на каждом уровне возвращаясь к нему.

Похожая притча

Так любить, чтоб замирало сердце,
Чтобы каждый вздох — как в первый раз,
Чтоб душою только отогреться
У огня любимых, милых глаз.

Так любить, чтоб за минуту счастья
Можно было жизнь свою отдать,
Чтобы, несмотря на все ненастья,
Все равно надеяться и ждать.

Чтобы каждый взгляд — как откровение,
Каждый поцелуй — как Божий дар.
Чтобы и волос прикосновение
В сердце разжигало бы пожар.
… показать весь текст …

Нравится! 88 Сохранить 68 Опубликовала Ромашка 25 ноября 2011 17 комментариев

Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни ( Борис Пастернак)

Нравится! 100 Сохранить 59 Опубликовала МАРИЯ 21 ноября 2011 4 комментария

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
… показать весь текст …

Нравится! 85 Сохранить 41 Опубликовал Саша 15 марта 2011 6 комментариев

Не слушай сплетен о другом.
Чурайся старых своден.
Ни в чем не меряйся с врагом,
Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж,
Тем умолкай надменней.
Не довершай чужую ложь
Позором объяснений.

Нравится! 84 Сохранить 30 Опубликовала Арина Забавина 14 октября 2012 13 комментариев

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, —
… показать весь текст …

Нравится! 50 Сохранить 17 Опубликовала Береста 21 мая 2011 5 комментариев

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
.
Как летом роем мошкора
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
.
Метель лепила на столе
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
… показать весь текст …

Нравится! 56 Сохранить 22 Опубликовала Аннушка я 19 июля 2011 8 комментариев

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
… показать весь текст …

Нравится! 45 Сохранить 20 Опубликовала olgva 07 мая 2012 1 комментарий

Тишина — ты лучшее из того, что я слышал.

Нравится! 53 Сохранить 19 Опубликовал _Ronin_ 13 июля 2012 1 комментарий

Не убегайте от своей любви,
не разрушайте маленькое счастье,
не говорите тихо:'уходи',
когда душа разорвана на части!
не убегайте от своей любви,
не стройте стен, они вам не спасенье!
себе не лгите, что свободны вы,
кто любит, обречен на заточенье.
не убегайте от своей любви,
дарите счастье тем, кто рядом с вами!
не позволяйте зависти и лжи
овладевать вдруг вашими сердцами!
не убегайте от своей любви,
и никогда ее не оставляйте!
… показать весь текст …

Нравится! 20 Сохранить 17 Опубликовала Весна 05 марта 2011 2 комментария
Единственные дни

На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.

И целая их череда
Составилась мало-помалу
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
… показать весь текст …

Нравится! 47 Сохранить 13 Опубликовала Sancta Lilias 18 декабря 2012 4 комментария

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
… показать весь текст …

Нравится! 46 Сохранить 20 Опубликовал(а) Маркер 07 января 2012 4 комментария

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.

Нравится! 42 Сохранить 16 Опубликовала Летнее_Утро 16 июня 2012 2 комментария

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
… показать весь текст …

Нравится! 51 Сохранить 17 Опубликовала Марена 22 ноября 2011 48 комментариев

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость

Нравится! 39 Сохранить 12 Опубликовала Тэтянка 23 сентября 2012 Комментировать

ФЕВРАЛЬ
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
… показать весь текст …

Нравится! 49 Сохранить 10 Опубликовала You called me A 02 февраля 2014 2 комментария

Сила слова такова, что, предсказав вы сами логически поведете себя к предсказанному.

Нравится! 22 Сохранить 11 Опубликовал(а) sovay 01 апреля 2011 Комментировать
Свидание

Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет?

Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.

Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.

Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
… показать весь текст …

Нравится! 47 Сохранить 10 Опубликовал 12947 18 июля 2016 3 комментария

Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить.

Нравится! 37 Сохранить 13 Опубликовала EНA 05 января 2016 Комментировать
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках *,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
… показать весь текст …

Нравится! 30 Сохранить 7 Опубликовал 12947 10 июня 2015 2 комментария
«Победитель»

Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла?

Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Все воплотила участь ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.

И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи,
B восторге смотрит на его лицо.
… показать весь текст …

Похожая притча

St. Sol

Добавлено St. Sol в сб, 16/06/2018 - 22:34

Похожая притча

10 пронзительных цитат Бориса Пастернака

10 февраля 124 года назад родился известный писатель и поэт, обладатель Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак.

Предлагаем вам подборку известных изречений великого писателя, а также цитат из его произведений.

Все люди, посланные нам - это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

Не слушай сплетен о другом.

Чурайся старых своден.

Ни в чем не меряйся с врагом,

Его пример не годен.

Видео дня

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. ( "Русскому гению")

Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю ("Доктор Живаго")

Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне. ("Доктор Живаго")

Я бы не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не надо было бы жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступившихся. Их добродетель мертва и малоценна, красота жизни не открылась им. ("Доктор Живаго")

Всякая стадность — прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут лишь одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно. ("Доктор Живаго")

Тишина - это лучшее, что я слышал.

Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех! ("Быть знаменитым некрасиво")

Жизнь посвящает очень немногих в то, что она делает с ними.

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи.

Читайте также: