Притча о иове толкование

Обновлено: 22.11.2024

Помогите, пожалуйста, понять смысл притчи о неверном управителе в Евангелии от Луки (16:1-9).

Похожая притча

На Страстной Седмице в Чистый Вторник православная Церковь приводит на память верующим историю Иова Многострадального – ветхозаветного праведника, история искушений и скорбей которого готовила древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

Книга Иова – это одна из самых древних и, в некотором смысле, самых спорных книг Библии, поскольку она ставит вопросы: откуда берется зло, почему в этом мире царят несправедливость и неправедность, почему люди не получают на земле «по заслугам»?

Также в этой книге дано Библейское учение о человеке. Во-первых о личном страдании Иова, во-вторых о человечестве Адама. То есть, о том, что такое человек. И третье – о грядущем Боговоплощении, Боговочеловечевании Мессии. С нравственной точки зрения книга Иова является прежде всего училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Никто не любил Христа больше, чем Иов».

Точное время написание книги Иова не известно. Иов жил, как говорится в греческой книге, в стране Афсетедийской, по-еврейски в земле Уц. И в Библии отсутствуют точные указания где была эта земля Уц. Но нам известно, что Иов был Идумеянен и жил в Идумее. Вероятнее всего, земля Уц находилась к югу от Палестины.

Что значит имя «Иов»? Оно может означать «враждующий» или «предмет вражды». Уже в самом имени Иов заключена загадка. Иов враждует и при этом Иов образец терпения. Именно это качество выделяет апостол Иаков: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). Иов враждующий был поставлен на передний край вражды с дьяволом. И он сам есть предмет вражды.

И ещё мы узнаем из первых стихов, что Иов был праведен особым образом: Его праведность сопоставима с праведностью Ноя и Авраама. «Человек некий был в стране Афсетидийской. Имя ему Иов. И был человек сей истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляющийся от всякой лукавой вещи». (Иов. 1,1)

«Было же у него семь сыновей и три дочери. И было скота у него овец: семь тысяч, верблюдов три тысячи, упряжек волов – пятьсот, ослиц стадных – пятьсот и прислуги много весьма. И дела великие были его на земле. И был человек этот благороден из тех, кто от Востока солнца». Что дальше произойдет с Иовом? Он лишится детей, имущества, плоть будет причинять ему такие страдания, что он захочет от неё избавиться, то есть умереть.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Непроста для понимания и следующая фраза: «И был день сей и се пришли ангелы Божии предстать пред Господом и дьявол пришёл с ними». А к тому времени диавол уже отрекся от Бога, грехопадение уже произошло. Но, несмотря на то, что он уже был низвергнут с Неба, доступ к Небесам он имел, так как у него была власть над грешниками (как изобретателя греха). Он имел доступ к Небесам вплоть до смерти и Воскресения Господа. Согласно Книге Иова, сатана – царь в самых нижних и преисподних мирах. Однако, о нём сказано: «он видит всё высокое». И в этом смысле именно, диавол как умный дух пришёл вместе с ангелами Божьими.

Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.

Ответ на вопрос: для чего Иова нужно было искусить? – связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна. Бог попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь именно через страдания человек совершенствуется.

Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, и источник его страданий – Сам Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Например, когда жена Иова предлагает ему похулить Бога, Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, но само зло и искушения исходят от сатаны.

Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет «по нарастающей». Сначала он теряет имущество, потом – детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. Последнее искушение – от самого близкого человека, от человека, которого Иов в первую очередь может послушать, – от жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Иов выдерживает испытание – и это первый шаг к раю.

Если перевести с греческого оригинала на русский язык то, что говорит Бог в конце беседы Иову, то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным». А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому. Иов – прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова.

А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: «Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное».

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Похожая притча

1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца.

Иов.1:1 . Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении.

Иов.1:2 . И родились у него семь сыновей и три дочери.

Иов.1:3 . Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, . дело рук его . благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεία » Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « ὑπηρεσία πολλὴ σφόδρα », – «слуг много зело» , и " ἔργο μεγάλα ῆω αυτῶ ἐπὶ τῆς γῆς », – «дела велия бяху ему на земли» , разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργία ») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока» , – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

Иов.1:4 . Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

Иов.1:5 . Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

Характеристика благочестия Иова восполняется новою чертою. Он заботится не только о личной нравственности, но и нравственности своих детей, выражая это в приношении жертвы всесожжения (замечание синодального текста о жертве за грех заимствовано из перевода LXX; еврейский текст упоминает только о жертве всесожжения) за возможные с их стороны грехи в дни пиршеств. Последние устроялись его сыновьями, «каждым в своем доме, в свой день» (ст. 4), т. е. или в дни рождения, как полагают некоторые, ссылаясь в подтверждение данного взгляда на Иов 3.1 : «проклял день свой» и Быт 40.20 (обычай праздновать дни рождения), или же ежедневно, как думают другие. Последнее понимание представляется более вероятным. Семь пиршественных дней, падающих, сообразно с днями рождения, на различное время года, и потому отделенных друг от друга такими или иными промежутками, едва ли могут быть названы "круг ом» (ст. 5). Второй взгляд не требует непременно допущения той невероятной мысли, что дети Иова все время, круглый год проводили в пирах. После семидневного пиршества мог быть перерыв.

Иов.1:6 . И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

При благочестии Иова причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, – в клевете злого духа (ст. 9–11), давшей Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. На поэтическом языке автора книги данная мысль выражена образно: им нарисована небесная картина явления пред лице Божие «сынов Божьих», т.е. ангелов ( Пс 28:1, 88:7 ; Дан 3.92 ), названных так по своей богосозданной и богоподобной природе, и вместе с ними сатаны (ср. 3Цар 22.19–22 ). Последнее имя, выражая идею злого, коварного существа, в смысле нарицательном обозначает вообще противника, клеветника ( Чис 22.22 ; 1Цар 29.4 ; 3Цар 5:18, 11:14, 23, 25 ; Пс 108.6 ), а в смысле собственном – злого духа ( 1Пар 21.1 ; Зах 3.1 ). «Гассатан» (с опред. членом) – враг в абсолютном смысле, – враг Божий, божественных планов и творений – людей, их спасения.

Иов.1:7 . И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

На обращенный к сатане вопрос Господа: «откуда ты пришел?» , вопрос, свидетельствующий не об отсутствии у Бога всеведения, а о полной нравственной противоположности между Ним и злым духом, доходящей как бы до незнания Господом дел сатаны (ср. Иов 21.14 ), последний отвечает общей фразой: «ходил по земле» (евр. «шут» обозначает быстрый обход от одного конца местности до другого – 2Цар 24.2, 8 ; Ам 8.12 ; Зах 4.10 ) «и обошел ее» – с целью наблюдения ( 1Пет 5.8 ).

Иов.1:8 . И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

Иов.1:9 . И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

Иов.1:10 . Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

Иов.1:11 . но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?

Ходившему по земле для наблюдения злому духу и задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова (ст. 8 ср. Быт 6.9 ; Быт 7.1 ), а в не замедлившем последовать ответе сатаны сказывается его полная противоположность Господу. По словам сатаны, в благочестии Иова нет ничего выдающегося, заслуживающего похвалы, как то делает Бог, – оно корыстно. Иов чтит Господа лишь потому, что это для него выгодно: в награду за благочестие он избавляется Богом от всяких бедствий ( «кругом оградил» , ср. Ис 5.5 ) и пользуется успехом во всех своих делах. Истинный, т. е. корыстный, характер благочестия Иова скажется в том случае, если Господь «прострет на него свою руку» (ст. 11), – поразит бедствиями ( Исх 3:20, 9:15 ; Пс 31:4, 37:3 ). При таких обстоятельствах не будет побуждения к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятием «в лице», т. е. проклятием дерзким, беззастенчивым ( Ис 65.3 ). Синодальное чтение: «благословит ли он тебя?» передает из целой еврейской фразы: «им-ло ал-панейка йебарекека» только последнее слово. «Йебарекека» – глагольная форма от "барак», означающего и «благословлять», и «проклинать», «хулить» ( Иов 1:5, 2:9 ; 3Цар 21.10, 13 ), причем последнее значение всеми усвояется данному глаголу и в настоящем случае. Ближе к подлиннику славянское чтение: «аще не в лице тя благословит» .

Иов.1:12 . И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

Ответ сатаны, представляя клевету на Иова, бросал в то же время тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. В целях торжества правды все достояние праведника и отдается теперь в руки злого духа. Ему предоставляется испытать благочестие Иова тем способом, на который он сам указал (ст. 11).

Иов.1:13 . И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

Иов.1:14 . И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

Иов.1:15 . волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Иов.1:16 . Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Иов.1:17 . Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Иов.1:18 . Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

Иов.1:19 . и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

По клятвенному уверению сатаны (ст. 11), пораженный несчастием Иов похулит Бога. К достижению данной цели и направлены перечисленные в настоящих стихах бедствия. Как таковые, они представляют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятие. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме его старшего сына (ст. 13). В день радости, веселья, каким был и настоящий день, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее, чем в обыкновенное время. Под влиянием же сильного горя скорее может возникнуть и недовольство. Во-вторых, бедствия следуют одно за другим с необыкновенною быстротою: не успевает Иов придти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом ( "еще он , вестник, говорил, как приходит другой» , ст. 16, 17). Быстрота бедствий должна была действовать на Иова подавляющим образом, и действительно, по выражению страдальца, она «потрясла его» ( Иов 16.12 ). Подавленность же духа и неразлучная с нею спутанность в мыслях представляют самую удобную почву для ропота. И, в-третьих, виновником бедствий является сам Бог; великий скот Иова попаляется «огнем Божиим» (ст. 16, см. ниже). Эта подробность могла составить самое сильное испытание для веры праведника. Стоит ли быть благочестивым, преданным Господу, раз Он сам наказывает своего верного раба?

Иов.1:15 . волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Под именем Савеян в кн. Бытия и Паралипоменон известны две народности: одна, происшедшая от сына Хама Хуша ( Быт 10.7 ; 1Пар 1.9 ), другая – от потомка Сима Иоктана ( Быт 10.28 ; 1Пар 1.22 ). Но если первая обитала в Африке (Толковая Библия, 1 т., с. 71–72), то в настоящем случае разумеется, очевидно, вторая, поселившаяся в северной Аравии от Персидского залива до Идумеи.

Иов.1:16 . Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Выражение «огонь Божий» напоминает тождественные выражения: «огонь от Господа» ( Быт 19.24 ), «огонь Господень» ( Чис 11.1 ; 3Цар 18.38 ), «огонь Божий» ( 4Цар 1.12 ), и потому должно быть понимаемо в буквальном смысле. Другие, ссылаясь на 18–19 ст. , видят в данном выражении указание или на молнию, которою сопровождается буря, или на убивающий людей и животных ветер самум.

Иов.1:17 . Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Имя халдеев (древневавилонское «Kashdu», позднейшее «Kardu» и «Kaldu», откуда греческое « Χαλδαιοι ») усвояется народности, населявшей местность между Евфратом и Аравийской пустыней, от Борзиппы на севере до Персидского залива на юге, а также устья Тигра и Евфрата. Оно сохранено в трех древнебиблейских выражениях: Ур Халдейский, (Ur Kashdim), Арфаксад (Arpakeshad) и Кесед ( Быт 22.22 ). Достоверность сказания о разбойничьих набегах Халдеев на восточно-заиорданскую сторону подтверждается свидетельством так называемых Телль-Амарнских надписей о существовании деятельных сношений между Месопотамией и всей Палестиной в патриархальный период.

Иов.1:20 . Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

Иов.1:21 . и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!

Иов.1:22 . Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Терпеливо перенеся гибель имущества, Иов не мог удержаться, чтобы не выразить глубокого волнения ( «встал» , ср. Ион. 3:6 ) и печали ( «разодрал одежду» , ср. 2Цар 1:11, 3:31 ; «остриг голову» , ср. Ис 15.2–3 ) при известии о смерти детей. Но она не только не переходит в отчаяние и ропот, но соединяется с глубокою покорностью воле Божией, выраженной и в действии ( «поклонился» ), и в словах: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» туда (шамма). Ничего не имеющим Иов готов возвратиться «туда», т. е. по контексту «в чрево матери», не матери в буквальном смысле ( Ион. 3.4 ), а в недра матери-земли. Она называется «матерью» ( Сир 40.1 ), как начало, всепроизводящее, рождающее, даже и человека в виду его создания из земли. Сообразно с этим и еврейское слово «ерец» (земля) – женского рода, и отдельные страны, земли, носят женские имена: Палестина – название «девы Израилевой» ( Ам 5.2 ), Финикия – «девицы, дочери Сидона» ( Ис 23.12 ), Идумея «дщери Едома» ( Плач 4.21 ), Халдея – «девицы, дочери Вавилона» ( Ис 47.1, 5 ) и т.п. Источником покорности, терпения Иова является сознание, что Тот, Кто дал ему все блага, волен и отнять их (ст. 21).

Похожая притча

Благочестивый страдалец Иов жил задолго до пророка Моисея. Родиной его была земля Уц, находившаяся на краю сирийско-аравийской пустыни. Уклад жизни, который запечатлелся в его книге, — патриархальный. Нет упоминаний ни о храме, ни о священстве. Иов сам совершает жертвоприношения (см.: Иов 1, 5). Таков был порядок в патриархальный период библейской истории: поскольку еще не было специально поставленных священников, жертвы приносил глава семьи. Иов был известен на всем Востоке. Древняя монета кесита, о которой говорится в последней главе книги, упоминается только в книге Бытия (см.: 33, 19). Характеру патриархального времени соответствует и описанная в книге Иова простота общественных отношений.

Иов был необыкновенно богат и знаменит более всех сынов Востока (см.: Иов 1, 3). Он был счастлив в семье, имея семь сыновей и трех дочерей. Нравственная жизнь его была безупречна. Сам Господь говорит, что он непорочен, справедлив и богобоязнен, чужд всякого порока (Иов 1, 8). Завидуя его счастью, сатана стал утверждать пред лицом Господа, что Иов богобоязнен и праведен не искренне, а только благодаря своему жизненному благополучию. Сатана этим утверждением не только клевещет на Иова, но и пытается поставить под сомнение Божественную справедливость. Чтобы открыть людям великие добродетели Иова и показать ложь сатаны, Бог позволил ему навести на праведника великие бедствия. Сначала он лишился своих многочисленных стад. Потом большой ветер пришел из пустыни и разрушил дом, в котором находились его дети. Все они погибли. Только один спасся. Праведник в знак скорби разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился Господу.

После этого сатана поразил все тело Иова жестокой проказой от ступней ног его до темени. Но Иов остался верен Богу. Пришли к нему друзья. Семь дней они молчали, а потом стали утешать его. Они говорили Иову, что Бог всегда праведен и наказывает грешников. Трое друзей призывали Иова покаяться в тайном грехе, из-за которого страдает. Они руководствовались общепринятым ветхозаветным представлением, что страдания посылаются за грехи. Их речи усиливали душевную боль Иова. Четвертый собеседник, Елиуй, хранивший молчание, говорит о наказании за грех с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь поступком, но в силу общей испорченности человеческой природы (см.: Иов 36, 7–10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, хотя и не знал причины своих страданий, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невиновности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда (см.: Иов 13, 22–24).

Иов и его друзья

Елиуй умолк. Поднялась буря, и раздался голос Бога. Господь являет впечатляющие свидетельства Своего величия, всемогущества и премудрости. Иов признает себя неправым, но раскаивается не в нарушении заповедей — он их не нарушал, — а в том, что заблуждался в отношении к нему Бога. Для постижения Его всеблагости и премудрости недостаточно одного лишь разума. Необходим опыт богообщения. Реальное явление Бога приносит страдальцу мир и просветление: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42, 5–6).

Сатана был посрамлен. Господь Бог не только исцелил страдальца от жестокой болезни — Он дал ему вдвое больше того, что тот имел. Иов родил семь сыновей и трех дочерей, прожил еще сто сорок лет и умер, имея многочисленное потомство.

Книга Иова — шедевр библейской поэзии. Однако ее главное величие заключается в богословском содержании. Тайна страданий праведника открыта в Новом Завете. Страдания Иова — прообраз величайшего праведника Иисуса Христа, добровольно принявшего муки и смерть, чтобы спасти человечество от вечной смерти. Поэтому книга Иова читается на богослужениях Страстной седмицы.

Читайте также: