Толкование на притчу о горчичном зерне

Обновлено: 03.05.2024

Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Одно зерно горчичное взял человек и посеял на поле своем. Какая странная картина! Одно зерно, которое меньше всех семян, почти невидимое на ладони. Но вот оно прорастает, дает зеленый побег, затем колосится – если есть у нас терпение ждать и заботиться о растении. Таково Царство Небесное. Почему, Господи, мир кажется бесконечно далеким от Твоего Царства? Почему так мало людей следуют Твоему Евангелию до конца? Родители, супруги, служители Христовы, все христиане – смотрите, какие всходы пробиваются в мире! Не внешняя видимость имеет значение. Перед очами воскресшего Христа – большое дерево. Не оставайся никто со своим крошечным горчичным зерном! Помни о птицах, которые будут петь в ветвях расцветшего дерева. И бросай его в землю, твое единственное, крошечное зерно.

«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». И снова – такое же соотношение между началом и концом, причиной и следствием. Малая горсть закваски, соединенная с тремя мерами – с сорока килограммами муки. То же явление сокрытой силы жизни! Служение Христово было ограничено для внешнего взора малой деятельностью – в неприметной провинции Римской империи. Но Господь видел далеко. Его взгляд простирался до конца времен, когда Бог будет «всяческая во всем», когда тесто всего человечества вскиснет от закваски Его благовестия. А мы, христиане, что должны мы делать сегодня, в чем заключается наш духовный труд на том месте, где мы поставлены Богом. Как стать нам Христовой закваской, как раствориться в жертвенной самоотдаче среди людей, стать силой жизни, невидимой, отдающей себя до конца тем, кто рядом с нами? Любовь, когда она по дару Христа вселяется в нас, вера, когда она делает осмысленной жизнь, надежда, когда она прогоняет отчаяние, – это и есть закваска, от которой неприметно, медленно вскисает все тесто. Христианин, – те, кто рядом с тобой, нуждаются в твоем христианстве. Им жизненно необходима твоя вера, твоя надежда, твоя чистота, твое мужество, твое истинное видение всех событий.

Лопухин А.П.

Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске (см. Мф.13:31–32; ср. Мк.4:30–32; Мф.13:33). Таким образом, согласно Евангелию Луки, эти две притчи были сказаны в синагоге, и здесь они вполне на месте, так как в 10-м стихе сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение – этого евангелист там не сказал, теперь он и восполняет это опущение.

«В саду своем», т. е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем (Мф.13:31: «на поле своем»).

Похожая притча

Из притчи о сеятеле ученики Господа узнали, что из семян, посеянных на ниве сердец человеческих, три четверти погибает и всходит только четвертая, а притча о плевелах открыла им то, что и этой четвертой части семян грозит опасность от плевел. Эти истины могли смутить будущих сеятелей слова Божия, и вот, чтобы они не впали в малодушие, Господь ободряет их новыми притчами о зерне горчичном и о закваске. Первая изображает постепенное возрастание Церкви, распространение ее по всей земле; вторая – внутреннее действие учения Христова на весь мир и на каждого человека.

ИНУЮ ПРИТЧУ ПРЕДЛОЖИЛ ОН ИМ, ГОВОРЯ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗЕРНУ ГОРЧИННОМУ, КОТОРОЕ ЧЕЛОВЕК ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ, КОТОРОЕ, ХОТЯ МЕНЬШЕ ВСЕХ СЕМЯН, его семя поразительно мало в сравнении с тем растением, какое из него вырастает; НО, КОГДА ВЫРАСТАЕТ, БЫВАЕТ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЛАКОВ И СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВОМ, ТАК ЧТО ПРИЛЕТАЮТ ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ И УКРЫВАЮТСЯ В ВЕТВЯХ ЕГО. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное деревце достигает роста, о котором мы не имеем и понятия: там под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви не ломаются даже под тяжестью человека. Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было каждому известно. Зернышки горчичных семян так малы, что у Евреев была поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Поучая народ притчами, Господь и говорил просто, по-народному. Он Сам есть и горчичное семя и Сеятель. В Нем едином, как в малом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его; от Него распространилась она; в Нем едином она обретает и ныне свою жизнь; Он единая, вечная Глава ее, и без Него не было бы и Церкви. Он же есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это даровавший жизнь Своей Церкви всем, верующим в Него. Он Сам говорит о себе: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). Он был воистину «малым зерном» в глазах людей: родился в отдаленной, незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме древодела; Своим учением привлек к Себе немногих учеников из простых рыбарей и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте, как один от злодеев. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно древу великому. Сбылось на Нем древнее пророчество: «и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы» ( Иез. 17:23 ). Климент Александрийский действие Евангельского учения уподобляет горчичному зерну: «оно огорчает душу с пользой для нас». Горькими, неприятными для нашего грехолюбивого сердца представляются заповеди Христовы, но когда мы решимся исполнять их, они будут для нас целительными и спасительными: они обновляют и преображают сердце. Горчичное семя, принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его.

Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христовых, Лука и Клеопа, на пути в Эммаус: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге» ( Лк. 24:32 ), – говорили они. Горчица производит позыв на пищу; и слово Божие возбуждает в душе жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе. Еще полнее, еще яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в другой притче. ИНУЮ ПРИТЧУ СКАЗАЛ ОН ИМ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗАКВАСКЕ, КОТОРУЮ ЖЕНЩИНА, ВЗЯВ, ПОЛОЖИЛА В ТРИ МЕРЫ МУКИ поставила, ДОКОЛЕ НЕ ВСКИСЛО ВСЕ. Господь избирает для притчи то, что бывает в природе, дабы показать, что слово Его так же неизменно, как неизменны законы природы. «Как небольшая закваска передает свою силу муке, так и вы, Мои апостолы, преобразите весь мир, хотя вас и немного. Не говорите Мне: что можем сделать мы, двенадцать человек, среди такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, замешанные в это множество, не предадитесь бегству. Как закваска только тогда заквашивает тесто, когда смешивается с мукой, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда и преодолеете их. И как закваска, будучи засыпана в муку, не теряется в ней, но быстро всему смешению сообщает собственное свойство, так то же самое и тем же образом произойдет и с проповедью. Итак, не устрашайтесь, что Я сказал о многих напастях: через них вы просияете и всех преодолеете», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Что же означает в этой притче женщина. Можно думать, что здесь подразумевается воплотившаяся во Христе благость Божия, которая берет свыше, приносит с неба закваску или учение Евангельское, и полагает его в три меры муки, т.е. сообщает его всему роду человеческому, от трех сынов Ноевых происшедшему; причем эта животворящая закваска проникает весь тричастный состав человека, освящая и дух, и душу, и тело его, «пока не вскиснет все» , пока не достигнет он совершенства во Христе, и не станет новой тварью. И это действие Христова учения на души человеческие не прекратится дотоле, пока благодать Божия не выберет из среды людей всех, способных быть истинными сынами Царствия Божия. «Любовь, – говорит один толкователь, – сокрытая в нашей душе, должна расти до конца так, чтобы она могла изменить всю душу в свое собственное совершенство». Закваска действует только на тесто из муки неиспорченной; тесто, из муки залежавшейся и рассолодевшей, не вскиснет, не поднимется, как его ни заквашивай. И благодать Божия не действует в душе нерадивой, преданной порокам.

Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется безсеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни». Утешительно замечание святителя Афанасия Александрийского на ту же притчу Христову: «Человек, приобретший и малую закваску добродетели, который хотя и не успел охлеботворить оной, однако же имел такое намерение, но не смог исполнить его, не останется в забвении у праведного Судии, когда он будет нечаянно застигнут и пожат; напротив, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и, подвигнутые этим, поспешат они подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего». ВСЕ СИЕ ИИСУС ГОВОРИЛ НАРОДУ ПРИТЧАМИ, И БЕЗ ПРИТЧИ на этот раз НЕ ГОВОРИЛ ИМ, – говорит святой евангелист, и приводит в свидетельство пророка, дабы показать, что проповедовать в притчах – дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ОТВЕРЗУ В ПРИТЧАХ УСТА МОИ; ИЗРЕКУ СОКРОВЕННОЕ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА ( Пс. 77:2 ), открою то, что оставалось сокрытым, от создания мира, такие тайны, которые сокрыты и от Ангелов, и ведомы единому Мне, как Ипостасной Божией Премудрости. «Господь хотел увлечь слушателей притчами, хотел, чтобы они задавали Ему вопросы, – замечает святитель Златоуст, – но никто не вопрошал Его, хотя притчи угрожали даже наказанием; поэтому, отпустив их, Он ушел»: ТОГДА ИИСУС, ОТПУСТИВ НАРОД, ВОШЕЛ В ДОМ.

Похожая притча

Как это понимать, что Царство Божие подобно зерну горчичному, подобно тому, как большой ветвистый кустарник вырастает из малого зерна горчичного? Что это значит?

Вот что значит. Я уже говорил о словах Христовых: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21), объяснял, что значит это слово Христа. Помните же хорошенько, что Царство Божие внутри вас. Уподобляя Царство Божие тому, как вырастает дерево из зерна горчичного, Господь изображает процесс, который происходит в душе человеческой, воспринявшей семя слова Божия.

О слове Божием святой апостол Павел в послании к Евреям сказал удивительные слова: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).

Много-много раз бывало, что одно слово Божие, одна фраза Евангельская, услышанная добрым человеком, производила переворот в его душе. Приведу только один пример: так произошло с одним из величайших святых Божиих — Антонием Великим. Был он человеком знатным, могущественным, очень богатым. Однажды услышал он в церкви слова Евангельские: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21). Эти слова, это малое семя слова Божия произвело неожиданный переворот в душе его: он немедленно пошел и исполнил слышанное в церкви. Он продал имение свое, которое было весьма значительно, и раздал нищим, а сам ушел на всю жизнь в дикую, ужасную пустыню. На нем сбылись слова: Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого.

Как же происходит процесс возрастания благодати в человеке — Царствия Божия внутри его, — если воспримет он семя слова Божия? Этот процесс подобен тому, который происходит, когда зерно закапывают в землю. Господь посылает дожди Свои, свет и тепло солнца Своего. Под благодатным воздействием Божиим возрастает и возрастает Божий злак. Это творится с Божией помощью.

Так же возрастает слово Божие, воспринятое человеком; возрастает, как семя, воспринятое плодоносной и возделанной землей. Крайне важно, чтоб земля была плодоносной. Если так, то слово Божие будет расти, подобно семени горчичному, под влиянием благодати Божией, подобно тому, как под влиянием тепла и света солнечного, под влиянием дождя прорастает в земле семя горчичное. Растет и дает пышный плод в душе воспринявшего его человека. Всё обильнее растет в душе его любовь, растут милосердие, смирение и кротость.

Постепенно разрастается семя из земли, появляется малая трава, маленький стволик, потом вырастает большой ствол, покрывается растение пышной зеленой листвой и наконец дает плод. Так бывает и в сердце человеческом. Так постепенно растет, духовно совершенствуется, так очищается его сердце, так просвещается ум его и становится до некоторой степени подобен уму Христову. Христос направляет все мысли, как должно, руководит умственным, нравственным, всем духовным ростом его. Вот что значит уподобление Царствия Божия зерну горчичному.

А что значит другое уподобление? Вы кладете дрожжи в муку, оставляете в теплом месте, и происходит удивительный процесс. Малая закваска, ничтожный комочек дрожжей производит великую перемену: пронизывается всё тесто пузырьками газа, поднимается, киснет, становится тем добрым тестом, из которого вы печете хлеб.

Вот и слово Божие подобно этой малой закваске. Проникая в души человеческие, Божие слово производит тут великий и святой процесс, подобный тому, который происходит в тесте. Всё изменяется, всё пронизывается точно пузырьками газа в тесте, благодатным влиянием Божьего Слова. Всё так глубоко изменяется в душе, как в тесте. Человек растет духовно, поднимается подобно тесту, которое вскисает. Вы знаете, что если оставить тесто в холодном месте, дрожжи не произведут своего действия, тесто не поднимется. Его надо поставить в теплое место, лишь тогда начнется в нем этот удивительный процесс. Так и в душе человеческой: только тогда происходит этот удивительный процесс перерождения в человеке, когда слово Божие воспринято теплым, горячим сердцем, сердцем, полным любви.

Вот тогда начинается этот удивительный процесс — процесс перерождения души. Когда посеяно в землю семя, нужны труды, чтобы возросло оно. Земледелец или садовод берет на себя большие заботы: он должен унавоживать почву, в которой посеяно семя, поливать землю, окапывать ростки, когда они появятся. Много-много нужно забот, чтобы возрастить семена. Так должны мы возложить на себя многое множество трудов, чтобы возросло в нас слово Божие. Нельзя возложить все надежды на благодать Божию, надеяться, что Господь Сам возрастит, Сам позаботится о том, чтобы не зачахло растение, выросшее из семени, чтобы мороз и холод не погубили его, чтобы не возросли под влиянием жизни мирской волчцы и тернии и не заглушили его.

А как часто услышанное слово Божие проникает в сердце человеческое, но падает на почву каменистую, где тонок слой земли. И корни семени не могут глубоко укорениться, остаются слабыми и чахлыми: растение чахнет и, когда наступит зной солнечный, засыхает; если задуют ветры — губят его. Так бывает со всеми теми, кто воспринял слово Божие, но заботы века сего не позволяют ему заботиться о возрастании семени. Сколько людей оставляют заботы о слове Божием и переходят к мирским заботам, — и слово Божие чахнет, и ростки его засыхают.

Видите, как важно, как необходимо хранить ростки слова Божьего. Как должно нежно заботиться о них, холить их всеми силами, стараться, чтобы они возросли. Это составляет цель нашей жизни: мы живем ради того, чтобы стать сынами Божиими, друзьями Божиими, чтобы приблизиться к Богу. Эта цель будет исполнена и достигнута, когда все труды, всё старание, всё внимание мы направим на то, чтобы возросло в нас святое семя Божьего слова.

Да не будет оно бесплодно в сердцах ваших! Да будете вы всегда бдительны и тщательно будете охранять всеми своими силами благодать Божию, полученную от Господа Иисуса Христа. Чтобы дать эту благодать, даруемую избранным, способным приблизится к Богу, совершил Бог дивное дело: напоил нас Кровью Своей, пролитой на Голгофском Кресте. Ради того, чтобы мы возросли, как чистые святые растения перед Богом, — дал нам Сын Божий есть Плоть Свою.

Это Тело и Кровь Христовы вы воспринимаете в великом Таинстве Причащения. Никогда не подходите к чаше с легким сердцем. С трепетом подходите, с великим страхом. Принимайте Тело и Кровь Христовы и знайте, что они возрастят в сердцах ваших великие и святые семена.

Спешите идти за Христом. Благодать действует в сердце, как закваска в тесте.

Похожая притча


Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк. 13: 18–19).

Царство Божие подобно горчичному зерну. Оно – самое грандиозное из всего на свете, самое прочное, самое фундаментальное, самое вечное – подобно маленькому зерну.

Христос приводит в пример горчичное зерно. И эта притча невероятна, потому что мы не ожидали, что Христос скажет такое. Я уверен, что когда ученики вместе с народом увидели, что Христос заговорил и произнес такие слова: Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? – то все думали, что сейчас услышат, что Царство Небесное подобно чему-то вроде бульдозера, который всё крушит, не оставляя после себя ничего, и прокладывает путь, чтобы Бог мог по нему пройти. А мы парадоксальным образом слышим тут что-то противоположное: что оно подобно горчичному зерну.

Кто из вас придавал когда-нибудь значение какому-то горчичному зерну? Абсолютно никто. Даже если и окажешься в страшной нужде, ты не скажешь: «О, у меня в кармане есть горчичное зерно! С его помощью я сделаю сейчас что-нибудь!» Царство Божие, это самое великое из всего сущего, оказывается чем-то самым маленьким – на этом свете, как мы понимаем суть вещей. То есть оно оказывается для нас чем-то таким, с чем мы не считаемся, чего не принимаем во внимание, ведь нам надо сделать такие важные дела: у нас же есть работа, семья, деньги, нужда, трудности.

У нас нет Царства Божия. А если есть, то оно в любом случае загнано куда-то в угол нашего ума как какая-то вероятность, как что-то возможное, о чем мы толком и не знаем, какие проблемы оно для нас решит и зачем оно так нужно, как утверждает Евангелие. Ведь так? То есть мы совсем не уверены, что оно примет нас в себя или, на худой конец, хотя бы решит наши проблемы. А проблемы есть, они здесь и сейчас и ждут решения! О каком еще Царстве Божием ты мне говоришь? И кто – ты? Да и что такое вообще это Царство Божие?

Ну ладно, у Бога, может, и есть Свое Царство, пусть Он ему и радуется, пусть оно у Него и есть. И если Он мне дарует его кусочек (в будущем, в самом что ни на есть отдаленном будущем!), тогда, может, и выйдет что-то хорошее. Ладно. Но зачем оно мне сейчас? И какое мне до всего этого дело?

В Евангельских словах заключена Божия мудрость именно потому, что здесь говорит Дух, здесь говорит Бог. И говорит не по-человечески. Если бы я это говорил, то бы сказал:

– Царство Божие, как я вам уже говорил, подобно бульдозеру, танку, который наедет на нас, и ничего после него не останется. Бог придет и сделает всё так, как хочет. Не оставит после Себя ничего, как думают некоторые исламисты, будто Бог ведет войну, причем не какую-нибудь, а священную. Как будто Бог нуждается в том, чтобы воевать с неверными и истребить их! Разве это Бог? В Евангелии нет такого бога, так и знайте, а есть горчичное зерно, то есть почти что ничего.

И снова скажу вам: в каком состоянии надо быть, чтобы сказать: «У меня нет ничего, кроме горчичного зернышка, а значит, у меня что-то есть»? Вот в этом состоянии тебе и открывается Божие Царство, когда всё, что у тебя есть – перед тобой, в тебе, вокруг тебя, – оказывается похожим на ничто.

Задумайтесь. Это не Бог, а мы виноваты в том, что ценности у нас перевернулись с ног на голову. Царство Божие стало для нас подобным горчичному зерну, зато царство мира сего не вызывает никаких сомнений, оно ослепительно, самоуверенно, убедительно, все двери перед нами здесь открываются, все трубы трубят.

В этом огромная драма человека, в этом источник его депрессии – когда мы считаем мирское, незначительное чем-то очень важным. Хотите найти источник депрессии, стресса и конфликтов? Вот он. Для всех нас – я отношу сюда и церковных людей, – всех нас, кто не задумывается чуточку больше над некоторыми моментами.

Это огромная драма человека, когда мы считаем мирское очень важным

Итак, нам действительно надо внутренне потрудиться, потому что сложившееся положение дел и свой образ мыслей невозможно изменить нажатием на какую-нибудь кнопку. Царство Божие – это горчичное зерно, которое с виду кажется чем-то незначительным, в то время как многое вокруг представляется нам очень важным. Эти «важные» вещи нас разрушают, причиняют вред, но мы, несмотря на это, всё равно считаем их значительными. И чем больше вреда они нам причиняют, тем более значительными их считаем и ищем решения проблем на их же уровне. Не углубляясь хоть немного внутрь.

Сейчас вы видите, что определенные группы политиков не платят то за одно, то за другое: они для этого нашли лазейку, и в итоге уже никто ни за что не платит. А почему? Потому что нам надо найти такую магическую формулу, которая вдруг установит у нас социальную справедливость! Но ее не находили столько веков, неужели сейчас ты ее найдешь, причем на какое-то время?

Если мы только не совершим социальную революцию здесь и сейчас. И поскольку никто не хочет признаваться, что он в чем-нибудь виноват, то мы его заставим признать свою вину с помощью камней, дубин и пистолетов. Заставим его признаться и заплатить, если вдруг окажется, что он, невзирая на эту свою вину, не платил.

Если ко мне придут и скажут: «Это священник! У него, конечно, есть деньги!» – то меня тут же ликвидируют, а когда увидят, что у меня их нет, скажут: «Революция совершила ошибку!» Революция совершила много ошибок, она создала и заполнила ГУЛАГ, миллионы людей были загублены и убиты – миллионы, миллионы, десятки миллионов. В этой системе, где зло всегда находится где-то вне меня, понимаете? То есть всегда виноват кто-то другой. Ведь всегда виноват и кто-нибудь еще!

Когда виноват кто-то другой, причем меньше или больше, чем ты, – это эгоистичный образ мыслей, и в нем-то реально и сокрыто зло, то зло, с которым ты борешься. Ты борешься с ним, но сам являешься его частью, потому что сам способ, каким ты мыслишь, уже плох, и тем самым ты содействуешь злу. То есть не позволяешь решить проблему, потому что всегда перекладываешь бремя на кого-то. Перед тобой есть кто-то, и ты всё время перебрасываешь ему мяч, раскаленный мяч, горячую картошку, как выражаются политики: «Нате вам горячую картошечку!»

Это для нас, чьи критерии вывернуты наизнанку, Царство Божие подобно горчичному зерну

Возвращаясь к евангельскому тексту, скажу: для всех нас, чьи критерии вывернуты наизнанку, Царство Божие действительно подобно горчичному зерну, но Христос, тем не менее, не протестует против этого, не спрашивает с нас: «А почему вы так принизили всё?»

Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Кто-то взял и посадил его в своем саду. А сейчас представьте себе, в каком состоянии он был, чтобы взять горчичное зерно и посадить его у себя в саду? Разве он тоже не находился в положении банкрота? Кто будет всерьез сажать одно горчичное зернышко?

Но оно стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. И там, где у этого несчастного не было ничего, стоит сейчас огромное дерево, и он спрашивает себя: «Как же это произошло? А не надо ли мне больше внимания обращать на горчицу? Не надо ли немного изменить свою систему ценностей, если эта горчица дает такой плод и оказалась вовсе не такой незначительной, как я думал?»

Посмотрите, как человек начинает сейчас менять свою духовную логику, свой образ мыслей: «У меня есть эта горчица. Она годится только на то, чтобы ее выбросить, но, несмотря на это, когда нужда меня заставила, я посеял ее. И увидел, что она дает стократный плод». Разве это не страшно? Царство Божие – это нечто такое, что мы считаем незначительным, но в конечном итоге пребудет оно, говорит Христос. В самом конце вы все обратитесь в его сторону, но навлечете на себя всякие мучения из-за своего свободного выбора, который сделали и который полностью противоположен этому Царству.

Вот о чем говорит здесь Христос. А что в конце оно станет большим деревом, это говорит о его величии.

Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Лк. 13: 20–21).

То есть то незначительное, что мы выбрасываем вместе с мусором, то, чем пренебрегаем, что не оценили, то, о чем говорим: «Да, это хорошо, но только оставь его, пусть стоит вот там, в углу!» – это нечто – Божие. И поскольку семя и закваска – Божии, то они в конечном счете и заквасят мир, а не тот, или другой, или не знаю какой еще человек, у которого есть сильное желание «заквасить» всех нас. В конце концов «заквашивает» Другой.

Подумайте об этом: поскольку семя и закваска – Божии, то именно они и заквасят мир

Это мне как-то сказал старец Паисий незадолго до смерти. Однажды я был сильно разочарован и сказал:

– Геронда, всё вокруг мрачно и черно.

– Не знаю. Вся земля.

– Вся земля черна потому, что готова к вспашке.

– А кто ее будет пахать? – спросил я его.

– Диавол всё вспашет. Но только он не знает, Кто сеет за ним.

Послушайте глубочайший богословский ответ святого. Великого святого. «Он не знает, Кто сеет сзади». Ты видишь, что плуг переворачивает землю с ног на голову и ничего не оставляет нетронутым. И говоришь: «Увы, дитя мое, мы погибли, мы погубили себя, это конец!» Судя по-человечески, это правда, но есть Кто-то, Кто сеет сзади. Что сеет? Маленькие такие семена, о которых говорит здесь, а в конце Он заквасит всё человечество.

Потому что сейчас мы проходим этап свободы. Наслаждаемся, транжирим, гуляем – сейчас мы, конечно, тоже расплачиваемся, но можем расплатиться и опять загулять, откуда ты знаешь? Мы уже «созреваем» для этого, народ становится более «зрелым». У нас ведь столько красивых островов, почему бы нам не отдать какой-нибудь из них? Вы только подумайте: за это нам оплатят долги, и мы сможем опять взять кредит. Снова будем покупать себе машину каждые три года, в октябре каждый год земледельцы будут брать субсидии – на зарплату за целый год. Государственный сектор получит 3 миллиона чиновников, университетам не надо будет меняться, они превратятся в развлекательные центры, и ты с легкостью сможешь получить диплом.

Я находился внутри этой системы, когда происходили большие перемены, был тогда студентом: вот, пожалуйста, тебе бесплатное питание, бесплатный сон, бесплатное медицинское и фармацевтическое обслуживание, надбавки за рождение ребенка. Ты женишься, нарожаешь детей, внуков, и получать диплом вообще не надо. Понимаете, о чем я говорю?

И чтобы мы вот это – всё это – опять проделали сейчас! А почему нет? Ведь греческий народ «созревает», да и на что нам столько островов? Почему бы нам не отдать один хороший остров? Англичане ведь умирают по островам: «Если бы у нас был хоть один такой остров, как вот эти здесь!» – они говорят. Я серьезно вам говорю, я ведь езжу в Англию и читаю там лекции. «Вы не продаете какой-нибудь остров?» – спрашивают меня. И мы, к сожалению, «созреем» и продадим. Можете быть в этом уверены, со временем.

Царство Божие приходит и входит туда, где мы его не ждали, и история вдруг начинает идти в другом направлении. И там, где мы заявляли, что уже решили проблему…

Один мой друг, который преподает в Белграде, говорил мне:

– Мы больше не социалисты! Мы стали людьми!

– Что ты имеешь в виду?

– Мы платим! И за учебу в университете, и за учебники платим. Только отличники освобождены от платы.

– Потому что уровень образования у нас упал настолько, что фактически не стало ни университетов, ничего!

Вы слышите? История в конечном счете поворачивает в другом направлении. А с чего мы начинали и куда сейчас всё катится? Там люди созревают в другом направлении, движутся к тому направлению, которое есть Царство Божие. К направлению, о котором мы и не задумывались, которого нет в наших пятилетних планах, в прогнозах такого-то и такого-то эксперта из Европейского банка, потому что люди так мыслить не могут. Это Божие действие. Бог приходит, Он сеет, меняет всё изнутри и говорит людям новые слова. Он открывает нам тайны:

– А ну-ка, посмотри сюда. Смысл жизни в другом. А ну-ка, взгляни на всё еще раз! Вот это – новое и чистое счастье.

Когда это случается с тобой, ты понимаешь: «Это счастье!» И вдруг говоришь: «Ты посмотри, как мир сошел с ума!» – и начинаешь искать чего-то другого, и видишь в нем реальное счастье.

Но только мы это утратили и поэтому сошли с ума. Сегодня на улице люди сошли с ума и не знают, что с ними, потому что утратили всё это.

– Воспользуйся свободой! – говорят молодому человеку…

И вот приходят ко мне студенты и говорят:

– Отче, у меня связь с одной девушкой.

Или наоборот, девушки:

– У меня раньше был парень, он был лучше, но я это поняла только сейчас. А еще до него был третий парень, это было 10 лет тому назад, когда мне было 12. И я в конце концов понимаю, что тот был самым хорошим. Я не хочу себя связывать браком, но обещала выйти замуж и скоро выйду. Что мне теперь делать?

Что тебе делать? Выйди босиком на снег и пляши! А что тебе еще делать? Не повторяй своих слов разным парням, вот что делай. «Что мне делать? Что сказать этому человеку?» – вот какое у нас состояние сегодня. А почему оно такое?

– Воспользуйтесь свободой! Зачем вам какое-то Царство Божие? Какой-то Бог?

– Возьми от жизни всё, дитя мое! Бери всё прямо здесь!

Но что ему с этим всем делать?

– Возьми и отдай кому-нибудь рядом с собой, у кого этого нет.

А что ему делать с этим «Феррари»? Он ведь разобьется в конце концов, и себя убьет, и других.

Мы не понимаем, что в истории нашей жизни важен именно смысл. Какой смысл ты придашь чему-то, куда отнесешь это, не так ли? Чтобы человек мог обрести этот смысл, нужен длительный процесс. Вот чему надо учиться.

Важен именно смысл нашей жизни. Вот чему надо учиться!

Сегодня молодые люди дезориентированы и не знают ничего, они пресыщены со всех сторон, и у меня такое впечатление, что желания у студентов плачевные: они всё время борются за хлеб, образование, свободу. За какой хлеб? Какое образование? Что ты покупаешь? В Англии покупаешь всё, там ты отдаешь по 10 тысяч евро в месяц, а здесь – какой хлеб, какая свобода, о чем мы говорим? Какая свобода, какой хлеб? Нет сейчас серьезных требований, не видно, чтобы какое-нибудь студенческое движение вышло и потребовало: «Мы хотим работы! Хотим достойного пути! Хотим адекватного диплома! Хотим более качественного образования!» Понимаете?

Это произойдет не в результате внешних перемен, а после внутренней перемены, о которой мы забыли. Об этом Царстве Божием, этом зерне горчичном. Ведь мы там закончим. Сами того не желая. Хочешь – не хочешь, а закончим мы там. И в конце вы скажете, лет через 3–5–10, те из нас, кто еще будет жив, сядем мы тогда и будем размышлять:

– Вы видели, каким полезным оказался тот кризис? Видите, сколько всего мы поняли?

Но сначала нам надо пройти через многое, и мы не знаем, через сколько, одному Богу известно, сколько всего Он попустит. И дай Бог, чтобы на этот раз всё было не таким болезненным.

Я хочу сказать, что Царство Божие – это самое глубинное желание, и только тот, у кого оно есть, понимает, насколько оно важно. Для многих оно неважно. Но, несмотря на это, именно оно заквасит всё тесто.

12 марта 2020 г.

Об авторе

Протопресвитер Николай Людовикос – доктор философии, профессор, богослов, психолог, писатель. Родился в 1959 г. в Греции, на острове Волос. Изучал психологию и педагогику в Афинском университете, богословие в Салоникском университете, философию в Сорбонне, философию и теорию римо-католической теологии в Католическом институте Парижа, философию и протестантскую теологию в Кембридже. В 1989 г. получил ученую степень доктора философии за диссертацию на тему «Евхаристическая онтология в богословской мысли святого Максима Исповедника», которую защитил на богословском факультете Салоникского университета, где и работает ныне заведующим кафедрой. Написал следующие книги: «Евхаристическая онтология» (1992, пер. на англ.), «Закрытая духовность и самооценка» (1999), «Апофатическая экклезиология субстанциональности: Древняя Церковь сегодня» (2002), «Богословская история древнегреческой философии» (2003), «Психоанализ и православное богословие» (2006), «Православие и модернизация» (2006), «Θεοποιία: Постмодернистский богословский квест» (2007), «Ужасы человека и испытания любви» (2009), «Стремление к участию: Бытие и метексис у Григория Паламы и Фомы Аквинского» (2010), «История любви Бога» (2015), «Церковь в процессе становления: Апофатическая экклезиология консубстанциональности» (2016, на англ.).

Блж. Феофилакт Болгарский

Зерну горчичному уподобляется Царствие Божие. А Царствие Божие есть учение и проповедь, ибо через проповедь воцарилось оно в душах человеческих. Как горчица на вид мала, а силы имеет много, так и учение евангельское многие презирают и считают глупостью, но если человек примет оное и посадит в саду своем, то есть в своей душе, то оно дает большое и ветвистое дерево, и птицы небесные, то есть люди, желающие парить к горнему, укрываются в ветвях его. Ибо возвышающиеся над земным успокаиваются в ветвях проповеди, то есть в пространных помыслах. Например, Павел принял зерно, небольшое оглашение от Анании, но, посадив это зерно в удобренном своем саду, произвел ветви, то есть обильное и доброе учение (Деян. 9, 17-22) и послания, в коих укрывались высокие по уму и мудрости не в тогдашнее только время, каковы - коринфяне, Дионисий, Иерофей и очень многие другие, но и жившие во все времена. - Под зерном горчичным можно разуметь и Самого Господа. По-видимому, Он как Сын плотника и весьма бедный был не велик. Но когда Он упал в сердце земли, чрез смерть и погребение во гробе (Ин. 12, 24), тогда Он произрастил прекрасные ветви - апостолов, под коими успокаиваются все те, кои прежде колебались всяким ветром заблуждения, например, язычники, подобные птицам по причине удобопреклонности их ума в какую ни есть сторону, способности к обольщению и по причине большого легкомыслия. Ибо все таковые заблуждающиеся подобны птицам небесным, то есть воздушным. - Божественное учение подобно еще закваске, которую, взяв, женщина, то есть человеческая природа, положила в три меры муки, то есть в тело, душу и дух, так что все освятилось, как говорит блаженный Павел (1 Тим. 4, 5), и стало одним тестом чрез общение с Духом Святым, - Под женщиной можешь разуметь душу, под тремя мерами - три ее силы: разум, сердце и волю. Кто в эти силы сокроет слово Божие, тот сделает оные совершенно духовными, так что ни разум не будет сомневаться в учении, ни сердце и воля не будут стремиться к неразумному, но вскиснут и уподобятся Слову Божию. - Иисус проходил с учением по городам и селениям. Не ходил Он по одним малым селениям, с нерадением о городах, как делают желающие обольщать простейших, не ходил по одним городам, с нерадением о малых селениях, как поступают желающие показать себя и достигнуть славы, но обходил повсюду, как общий Владыка или, лучше, как Отец, промышляющий обо всех. Не ходил ли Он по одним внешним городам, где было не столько искусных в Законе, а Иерусалима избегал, как бы опасаясь обличений со стороны законников или страшась смерти от них? Нельзя сего сказать. «И направляя путь, - сказано, - к Иерусалиму». Ибо где более больных, там более должен находиться и врач (Мф. 9, 12).

Читайте также: