Притча о двух волках смысл

Обновлено: 21.12.2024

Старый мудрый индеец открывает своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый мудрый индеец со вздохом ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Образ, несомненно, отражает «внутреннюю борьбу», но при этом сильно упрощает. Потому что мы выбираем, какого волка кормить, исходя из выгоды себе. И кормим то «белого», то «чёрного». А потом удивляемся, почему всё так плохо.
Сознательный выбор: «кормлю только «белого» не смотря ни на что!» – это хорошо, но не всякому по силам. Если только прибьёшься со своим белым волком в стаю белых волков – тогда появится уверенность. Потому что с чёрным волком кормятся множество мелких, но гнусных и отвратительных шакалов в виде мыслей, фантазий и провокационных побуждений. Их ещё называют чертями.

© Copyright: Вячеслав Абрамов, 2016.

Похожая притча

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

Похожая притча

Итак, речь пойдёт о суперизвестной притче, которые многие считают мудрой, глубокой и гениальной. Звучит она примерно так:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ах, как же мы любим притчи, и как мы готовы верить всему, что имеет форму притчи! Как же мы обожаем истории про наивных учеников и мудрых учителей! А особенно мы ценим истории из давних времён и из далёких стран с малознакомой культурой. В результате под притчевой оболочкой нам легко можно подсунуть не только настоящую мудрость, но и обычную глупость или полуправду, а то и наглую ложь.

Вот и в данном случае мы имеем дело со всеми признаками типичной притчи. Есть здесь и наивный внук, и мудрый дед, и оба они индейцы. Да к тому же здесь участвуют волки — таинственные и могучие звери. И мы уже готовы признать, что всё здесь сказанное — действительно чистая и полная правда. И даже думать нечего! Просто повторяй эту историю при каждом удобном случае — за умного точно сойдёшь.

Но давайте всё-таки немного подумаем и проанализируем данную притчу.

Итак, добро и зло сравниваются здесь с двумя волками. В некоторых вариантах притчи говорится, кстати, о белом волке (добро) и чёрном волке (зло), но сути это не меняет.

То есть здесь предполагается, что добро и зло так же схожи между собой, как два волка. Да, они борются друг с другом, но оба они — волки, звери, хищники.

А человек в этой борьбе вроде и ни при чём. Он вне схватки, над схваткой. Оба волка ему если и не враждебны, то чужды или безразличны. Человек может помогать одному из волков (кормить его) или не помогать никому. А может, кстати, вообще кормить обоих, чтобы схватка продолжалась подольше и была более зрелищной. Наконец, самый интересный вариант — это кормить того волка, который тебе в данный момент выгоднее. Например, если тебе сейчас выгодна ложь, корми чёрного волка, он поможет. А если тебе хочется доброты — корми белого, он поможет. И какой волк победит в конце — совершенно не важно, главное — они оба помогают тебе устраиваться в жизни.

Да, конечно, автор притчи подразумевал, что человек должен выбирать добро, то есть кормить белого волка. Но, как мы видим, образы для выражения этой истины выбраны не самые удачные.

То есть цель автора притчи понятна, правильна, похвальна, а вот с использованными образами — проблема…

Ну, а как же обстоят дела в действительности, в реальном мире, а не в притче?

Да, в каждом человеке есть и добро и зло. Да, они борются между собой. Вот только отношения между этими тремя силами (добром, злом и человеком) совсем другие.

Проще всего понять эти отношения на примере болезни. Болезнь — это, кстати, одно из проявлений зла на физическом уровне. Так вот, здоровье человека — это аналог добра. Болезнь человека — это аналог зла.

И вот они борются между собой. Можно сказать: «Ну прямо как два волка из притчи». Да, сходство есть. Но только внешнее.

Здоровье, то есть добро — это естественное состояние человека, НОРМА, сущность человека. Болезнь, то есть зло — это нарушение естественного состояния, разрушение сущности человека.

Если побеждает зло, человек умирает или становится инвалидом. Если побеждает добро, человек живёт полноценной жизнью, без страданий и лекарств. То есть в данном случае выбор человека между добром и злом жизненно важен для него самого. Человек не вне схватки, не над схваткой, а в самой гуще схватки. И схватка идёт за его жизнь и здоровье.

Здесь уместно вспомнить мудрые слова врача 13 века Абуль-Фараджа, которые он говорил своим больным: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть ее. Но если ты перейдешь на её сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих». Вот так: от выбора человека зависит жизнь. Впрочем, это верно только в случае настоящего, знающего и лечащего врача. В случае врача-халтурщика никакого выбора у больного нет. Ему тогда нужно сражаться как с болезнью, так и с врачом.

Можно, конечно, возразить, что в рассматриваемой нами притче речь идёт не о теле человека, а скорее о его душе. Ведь зависть, ложь, истина, любовь не имеют отношения к телу. Но и в случае души всё обстоит точно так же. Ведь сущность зла одинакова на всех уровнях.

С одной стороны, есть силы зла, которые стремятся осквернить, разрушить душу человека, поселить в ней грехи и пороки. Для чего? А для того, чтобы сделать человека бездумным служителем зла, послушным разрушителем мира. Или, в случае неудачи — просто уничтожить его.

А с другой стороны, есть силы добра, к которым относится и внутренняя сущность человека, которые стремятся очистить душу, освободить её от скверны, вернуть к изначальной гармонии. Зачем? А для того, чтобы человек мог выполнить свою миссию на Земле, чтобы он научился свободно выбирать добро и бороться со злом.

И опять же человек — в центре схватки, от которой зависят его жизнь и судьба. А помогать силам зла — так же самоубийственно, как и в случае болезни тела.

В любом случае можно сказать так: добро — это сущность человека, не враждебная, не чуждая, не безразличная ему сила. А вот зло — враждебная, чуждая, опасная, не свойственная человеку изначально сила, не нужная ему. Так что они ни в коем случае не равнозначны для человека, как те два волка из притчи.

И если говорить об образах притчи, лучше бы, наверное, подошли образ собаки, самоотверженно защищающей человека, и образ кровожадного дракона, стремящегося человека убить или сделать своим рабом. Вот в таком случае уже вполне понятно, кому надо помогать, кого надо подкармливать. А кого подкармливать не только не полезно, но и просто самоубийственно. И что ждёт человека в случае победы каждого участника схватки.

Вывод из всего сказанного очень прост. Давайте не будем считать абсолютной истиной любую притчу только потому, что она притча. Голова нам дана совсем не для того, чтобы только запоминать и повторять чужие мысли и притчи. Надо ещё и думать, анализировать, фильтровать полученную информацию. Иначе можно прожить жизнь напрасно.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.03.2016. Притча о двух волках и мнение о чертях
  • 28.03.2016. Я - не я. И кто тогда есть я?
  • 27.03.2016. Ещё один повод для мрачного пророчества
  • 26.03.2016. Намерения надо выпросить
  • 25.03.2016. Намерение как действие
  • 24.03.2016. Уберите негатив - проявите плёнку
  • 23.03.2016. Базар, выбор, отбор
  • 22.03.2016. От религии - к любви
  • 20.03.2016. Стоп-интуиция или тормоз?
  • 19.03.2016. Любовь и оправдывание
  • 18.03.2016. Про счастье со спецификой и без
  • 15.03.2016. Счастье может выстрелить не туда
  • 12.03.2016. Альтруисты - это самые изощрённые эгоисты
  • 08.03.2016. Близкие люди становятся частью нашего сознания

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Похожая притча

Итак, речь пойдёт о суперизвестной притче, которые многие считают мудрой, глубокой и гениальной. Звучит она примерно так:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ах, как же мы любим притчи, и как мы готовы верить всему, что имеет форму притчи! Как же мы обожаем истории про наивных учеников и мудрых учителей! А особенно мы ценим истории из давних времён и из далёких стран с малознакомой культурой. В результате под притчевой оболочкой нам легко можно подсунуть не только настоящую мудрость, но и обычную глупость или полуправду, а то и наглую ложь.

Вот и в данном случае мы имеем дело со всеми признаками типичной притчи. Есть здесь и наивный внук, и мудрый дед, и оба они индейцы. Да к тому же здесь участвуют волки — таинственные и могучие звери. И мы уже готовы признать, что всё здесь сказанное — действительно чистая и полная правда. И даже думать нечего! Просто повторяй эту историю при каждом удобном случае — за умного точно сойдёшь.

Но давайте всё-таки немного подумаем и проанализируем данную притчу.

Итак, добро и зло сравниваются здесь с двумя волками. В некоторых вариантах притчи говорится, кстати, о белом волке (добро) и чёрном волке (зло), но сути это не меняет.

То есть здесь предполагается, что добро и зло так же схожи между собой, как два волка. Да, они борются друг с другом, но оба они — волки, звери, хищники.

А человек в этой борьбе вроде и ни при чём. Он вне схватки, над схваткой. Оба волка ему если и не враждебны, то чужды или безразличны. Человек может помогать одному из волков (кормить его) или не помогать никому. А может, кстати, вообще кормить обоих, чтобы схватка продолжалась подольше и была более зрелищной. Наконец, самый интересный вариант — это кормить того волка, который тебе в данный момент выгоднее. Например, если тебе сейчас выгодна ложь, корми чёрного волка, он поможет. А если тебе хочется доброты — корми белого, он поможет. И какой волк победит в конце — совершенно не важно, главное — они оба помогают тебе устраиваться в жизни.

Да, конечно, автор притчи подразумевал, что человек должен выбирать добро, то есть кормить белого волка. Но, как мы видим, образы для выражения этой истины выбраны не самые удачные.

То есть цель автора притчи понятна, правильна, похвальна, а вот с использованными образами — проблема…

Ну, а как же обстоят дела в действительности, в реальном мире, а не в притче?

Да, в каждом человеке есть и добро и зло. Да, они борются между собой. Вот только отношения между этими тремя силами (добром, злом и человеком) совсем другие.

Проще всего понять эти отношения на примере болезни. Болезнь — это, кстати, одно из проявлений зла на физическом уровне. Так вот, здоровье человека — это аналог добра. Болезнь человека — это аналог зла.

И вот они борются между собой. Можно сказать: «Ну прямо как два волка из притчи». Да, сходство есть. Но только внешнее.

Здоровье, то есть добро — это естественное состояние человека, НОРМА, сущность человека. Болезнь, то есть зло — это нарушение естественного состояния, разрушение сущности человека.

Если побеждает зло, человек умирает или становится инвалидом. Если побеждает добро, человек живёт полноценной жизнью, без страданий и лекарств. То есть в данном случае выбор человека между добром и злом жизненно важен для него самого. Человек не вне схватки, не над схваткой, а в самой гуще схватки. И схватка идёт за его жизнь и здоровье.

Здесь уместно вспомнить мудрые слова врача 13 века Абуль-Фараджа, которые он говорил своим больным: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть ее. Но если ты перейдешь на её сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих». Вот так: от выбора человека зависит жизнь. Впрочем, это верно только в случае настоящего, знающего и лечащего врача. В случае врача-халтурщика никакого выбора у больного нет. Ему тогда нужно сражаться как с болезнью, так и с врачом.

Можно, конечно, возразить, что в рассматриваемой нами притче речь идёт не о теле человека, а скорее о его душе. Ведь зависть, ложь, истина, любовь не имеют отношения к телу. Но и в случае души всё обстоит точно так же. Ведь сущность зла одинакова на всех уровнях.

С одной стороны, есть силы зла, которые стремятся осквернить, разрушить душу человека, поселить в ней грехи и пороки. Для чего? А для того, чтобы сделать человека бездумным служителем зла, послушным разрушителем мира. Или, в случае неудачи — просто уничтожить его.

А с другой стороны, есть силы добра, к которым относится и внутренняя сущность человека, которые стремятся очистить душу, освободить её от скверны, вернуть к изначальной гармонии. Зачем? А для того, чтобы человек мог выполнить свою миссию на Земле, чтобы он научился свободно выбирать добро и бороться со злом.

И опять же человек — в центре схватки, от которой зависят его жизнь и судьба. А помогать силам зла — так же самоубийственно, как и в случае болезни тела.

В любом случае можно сказать так: добро — это сущность человека, не враждебная, не чуждая, не безразличная ему сила. А вот зло — враждебная, чуждая, опасная, не свойственная человеку изначально сила, не нужная ему. Так что они ни в коем случае не равнозначны для человека, как те два волка из притчи.

И если говорить об образах притчи, лучше бы, наверное, подошли образ собаки, самоотверженно защищающей человека, и образ кровожадного дракона, стремящегося человека убить или сделать своим рабом. Вот в таком случае уже вполне понятно, кому надо помогать, кого надо подкармливать. А кого подкармливать не только не полезно, но и просто самоубийственно. И что ждёт человека в случае победы каждого участника схватки.

Вывод из всего сказанного очень прост. Давайте не будем считать абсолютной истиной любую притчу только потому, что она притча. Голова нам дана совсем не для того, чтобы только запоминать и повторять чужие мысли и притчи. Надо ещё и думать, анализировать, фильтровать полученную информацию. Иначе можно прожить жизнь напрасно.

Читайте также: