Притча о двух сыновьях картина
Обновлено: 14.11.2024
Господь обратился к посланцам синедриона с новым вопросом, на который уже нельзя было не ответить, хотя этот вопрос относился к совершенному их посрамлению. Господь заключил Свой вопрос в притчу. Может быть, – сказал Он, воззрев на книжников, – вам легче будет дать ответ вот на этот рассказ. А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ? У ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО ДВА СЫНА; И ОН, ПОДОЙДЯ К ПЕРВОМУ, СКАЗАЛ: СЫН! ПОЙДИ СЕГОДНЯ РАБОТАЙ В ВИНОГРАДНИКЕ МОЕМ. НО сын был столь груб, что решительно отказался: ОН СКАЗАЛ В ОТВЕТ: НЕ ХОЧУ; А ПОСЛЕ, РАСКАЯВШИСЬ, ПОШЕЛ, одумался, понял, что огорчил отца и пошел работать в винограднике, И ПОДОЙДЯ К ДРУГОМУ сыну, ОН, отец, СКАЗАЛ ТО ЖЕ, что и первому. ЭТОТ, со всем уважением к родителю, СКАЗАЛ В ОТВЕТ: ИДУ, ГОСУДАРЬ; И, однако же, НЕ ПОШЕЛ. КОТОРЫЙ же ИЗ ДВУХ ИСПОЛНИЛ ВОЛЮ ОТЦА? – сказал Господь, устремив Свой взор на книжников. Совопросники не поняли еще, куда клонится притча, и гордым, решительным ответом хотели показать, что они ни в каком случае ее к себе не относят. ГОВОРЯТ ЕМУ: разумеется, ПЕРВЫЙ. Так Господь заставил их произнести приговор против самих себя, осудить самих себя в другом лице. «Так как они не хотели сами сознаться в своей вине, то Христос притчей доводит их до Своей цели, – говорит святитель Златоуст, – и затем уже открывает им самый смысл Своей притчи. ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: не то же ли самое происходит и с вами? ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ, которых вы так гнушаетесь, ВПЕРЕД ВАС (впереди вас) ИДУТ В ЦАРСТВО БОЖИЕ, а вы, которые думаете, что имеете полное право на него, будете изгнаны из него, хотя и могли бы войти в него вслед за мытарями и блудницами, если бы раскаялись. Но вы стали неспособны уже к покаянию и так ясно обнаруживаете это в своих делах. ИБО ПРИШЕЛ К ВАМ ИОАНН ПУТЕМ ПРАВЕДНОСТИ, жил и учил, как истинный Божий пророк, как истинный праведник по духу Закона Моисеева, строгий подвижник и ревнитель правды в духе Илии. Вы не можете сказать о нем, что он был человек своекорыстный или не богоугодный; напротив, если кто из людей осуществил на деле ветхозаветную праведность, о которой и вы думаете ревновать, то, конечно, Иоанн Креститель, и вы по одному этому уже должны бы поверить ему. И, несмотря на это, ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, не поверили его проповеди, не принесли покаяния, которого он требовал. Так поступили вы, которые, подобно тому, второму сыну, непрестанно твердите, что готовы исполнять волю Небесного Отца ( Лк. 3:12–13 ).
А МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, эти люди, вами презираемые, оказывавшие дотоле непокорность воле Божией, поверили Иоанну, покаялись. А между тем Иоанн прежде всего пришел к вам, а не к ним; по крайней мере, их пример должен был бы тронуть вас. ВЫ ЖЕ, И ВИДЕВ ЭТО их обращение, НЕ РАСКАЯЛИСЬ ПОСЛЕ, ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ ЕМУ. Вы остаетесь упорными, нераскаянными. Поэтому мытарям – большая похвала, а вам осуждение: во-первых, за то, что не хотите веровать, во-вторых, за то, что лицемерно скрываете это нежелание, притворяетесь, будто ищете правды Божией, посылаете с вопросами, то к Иоанну: «кто же ты?» ( Ин. 1:22 ); то ко Мне: «какою властью Ты это делаешь?» ( Мф. 21:23 ). «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – как много Он хвалит мытарей и осуждает Иудеев. К вам пришел Иоанн, – говорит Он, – а не к ним; вы не поверили, – это их не соблазнило; они поверили, – это вам не принесло пользы. Слова «вперед идут» не потому сказаны, что Иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность; поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, а первые – последними. Для того Христос и представляет в пример блудниц и мытарей, чтобы Иудеи возревновали. Ибо грех блудниц и грех мытарей суть грехи величайшие, происходящие от грубой любви, один – к телу, другой – к деньгам. Притом Христос научает, что верить Иоанну – значит повиноваться закону Божию. Итак, блудницы входят в Царствие Божие не по одной благодати, но и по правде. Ибо входят они уже не как блудницы, но как послушные и верующие, чистые и переменившиеся». И мытари, и блудницы входят в виноградник Божий, в Церковь Христову, и работают, – хотя раньше они своей грешной жизнью, как бы отвечали: «не хочу!» А фарисеи и книжники поступали во всем противоположно этому. Пророк Исайя верно описал их, когда от лица Господа говорил: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29:13 ). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Христос сначала притчей, а потом указанием на блудниц делает слово Свое не столь тяжким для Иудеев, а, между тем, весьма сильным? Он не сразу сказал им: почему вы не поверили Иоанну? но, что было гораздо поразительнее, – сперва указывает на мытарей и блудниц, а потом уже говорит это, самыми делами доказывая, что Иудеи были недостойны прощения, и показывая, что они делают все из боязни к людям и суетной славы. Ибо они и во Христа не веровали потому, что боялись, чтобы им не быть отлученными от Синагоги; равно и Иоанна не дерзали осуждать не по благочестию, но по страху.
Обличив Иудеев во всем этом, Христос наносит им, наконец, самый тяжкий удар, говоря: «вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» . Худо не делать доброго в самом начале, но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется». Под двумя сынами некоторые толкователи, в том числе и святитель Иоанн Златоуст, разумеют язычников и Иудеев: первые, не давая обещания в послушании и не слышав Закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя и говорили: «все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» ( Исх. 19:8 ), но на самом деле не оказывали покорности Закону. Потому, дабы Иудеи не думали, что Закон и без исполнения приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Итак, заключает свое толкование на эту притчу святитель Златоуст, «никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться беспечности в надежде на себя. Ибо может случиться, и очень часто, что блудница предварит его. И грешник не должен отчаиваться, ибо ему еще можно даже превзойти первых. Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних грехов наших. Бог не как человек: Он не укоряет в том, что уже прошло. Когда мы раскаиваемся, Он не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно. Итак, соединимся с Господом пламенной любовью; пригвоздим страху Его сердца наши. Примеры этого не только в Новом, но даже и в Ветхом Завете можно видеть. Кто был хуже Манассии? Но он возмог умилостивить Бога. Кто был счастливее Соломона? Но он, предавшись беспечности, пал. Кто был блаженнее Иуды? Но он сделался предателем. Кто был более достоин сожаления, как не Павел? Но он сделался апостолом. Кто был хуже Матфея? Но он сделался евангелистом. Сколько можно видеть подобных примеров, и древле бывших, и ныне случающихся каждый день! Господь говорит самонадеянному: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ), а падшему: «разве, упав, не встают?» ( Иер. 8:4 ). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис. 35:3 ). «Бодрствуйте» , – говорит Он благочестивым, – а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» ( Еф. 5:14 ). Одни должны сберечь свое здоровье, другие излечиться от болезни, ибо много страждут. Многие больные возвращают себе здоровье, а многие здоровые по своей беспечности впадают в болезнь. Потому Господь говорит одним: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» , а другим: «хочешь ли быть здоров. встань, возьми постель твою и ходи» ( Ин. 5:14, 6, 8 ).
Хотя бы тридцать восемь лет ты страдал, если только пожелаешь быть здоровым, ничто не воспрепятствует. И ныне Христос предстоит, и ныне говорит: «возьми постель твою!» Благодать Его не истощается, не оскудевает».
Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Старший сын
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. О блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Неделя о блудном сыне
Протопресвитер Александр Шмеман про притчу о блудном сыне. Возвращение в отчий дом
Священник Филипп Парфенов про притчу о блудном сыне. Блудный сын: потерянный и найденный
Похожая притча
Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.
Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно безумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.
Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.
Сегодня мне бы хотелось внимательнее посмотреть на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи. Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.
Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца. Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?
И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.
Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко
Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.
«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.
Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.
Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.
Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек». А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».
Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.
Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.
Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима. Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.
Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.
Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое». Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.
И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»
Сегодняшняя притча — о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом. Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?
ИКОНЫ
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Толкование притчи о блудном сыне
В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).
По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.
Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.
Стихи про притчу о блудном сыне
О блудном сыне
Отец и брат – моя семья.
Наш дом и свят, и изобилен.
Болезней, слез не знаю я
И внешний враг для нас бессилен,
Но что-то чуждое во мне:
Желанье жить в чужой стране.
Забыв, что лишь осиротев,
Могу наследовать именье,
Просил Отца, свой стыд презрев,
Взял часть и без благословенья
Тотчас ушел. И путь мне лег
Крестом из четырех дорог.
За дерзость праотец Адам
С проклятьем изгнан был из рая.
Меня никто не гнал. Я сам,
Своей гордыне потакая,
Покинул дом. Прощай, Отец.
И брат. Для них я стал мертвец.
Все враз покинули меня.
В голодный год чужак не нужен.
У одинокого огня
Готовлю свой печальный ужин.
Приходит ночь. И вместе с ней
Укоры совести моей.
Что делать? Кто мне даст совет?
В шатре истлевшем нет забвенья,
Нет сна. Не близится рассвет
И нет надежды на спасенье.
И слышит мой голодный кров
Лишь визг свиней да вой волков.
Отцу склонюсь, но старший брат!
Как вытерпеть его презренье,
Укоры слуг, если назад
Приду? Да хватит мне смиренья
В преддверьи нового пути
Решимости в себе найти
Теченье жизни повернуть,
Пройти от стока до истока,
Миров таинственную суть
Вновь ощутить в мгновенье ока,
Пасть на колени у крыльца,
В слезах ждать милости отца.
Приходит утро, должен я
Сегодня главный выбор сделать:
Вернуться ль в Отчие края
Или на смерть души и тела
Остаться? Боже, вразуми!
Иду. Помилуй и прими.
Пыль, встречный ветер, дом далек
И ноги тяжестью налиты,
Овраги, ямы поперек,
Дороги тайные отрыты,
Подъем и каменист и крут,
И грешники назад зовут.
Пространен был мне прежний путь.
В погибель шел богатый, гордый…
Хватило силы повернуть.
Мне смотрят вслед свиные морды…
Я с трепетом иду домой
Несчастный, нищий, но живой.
Что в оправданье мне сказать!
Отцу и небу я виновен.
Купив разврат за благодать,
Быть сыном больше не достоин.
Скажу Отцу, свой грех кляня:
В рабы возьми. Прости меня.
Мне знойный день туманит взор,
Мне ночью встречные хохочут
В лицо. Изгнанье и позор
Со злою радостью пророчат.
Но вот родимые места.
Здесь должно мне сойти с креста.
Я вижу дом наш. Он богат,
И свят, и благость источает.
Не вышел мне навстречу брат.
Но, Боже, кто меня встречает!
Пришел скитаниям конец:
Он сам спешит ко мне. Отец.
Я вскрикнул: «Отче! Я был слаб,
Был в темноте, на смертном ложе,
Как жалкий и негодный раб
Весь пред Тобою, вот я, Боже!
Как раб, без дома, без родни.
В слезах молю: Не прогони».
Се, пелена упала с глаз,
Вернулся слух. И сущность мира
Я ощутил. И Божий глас:
«Не сотвори себе кумира!»
Вновь слышу. И открылось вновь,
Что Бог есть Милость и Любовь.
Приходит с поля старший брат.
И, видя радостные лики,
Спросил слугу, чему он рад,
Узнал ответ, и гнев великий
Его объял. Нейдет сюда
И просит Отчего суда:
«Я в послушании всегда,
Не взял для друга и козленка…
А сей, не знающий стыда,
Твой сын, пришел с пустой котомкой,
Устами говоривший ложь!
И Ты на пир его зовешь!»
В ответ на голос брата злой
Отец с любовью произносит:
«Ты сын Мне, и всегда со Мной,
и все Мое – твое!» И просит:
«Будь радостен, а не ревнив.
Твой брат был мертв, но вот: он жив»,
Плодами твоего труда
Ты горд и ищешь справедливость.
Но выше всякого суда
Всегда стоят Любовь и Милость!
Не осужди же никого:
Ни слуг, ни брата своего!»
Отец и брат моя семья.
Я в доме. Возвратились силы.
Свое призванье знаю я:
Служить Отцу и до могилы
Молить, покуда не умру,
О падших грешниках в миру.
Похожая притча
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Блудный сын. Сальватор Роза
Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595
Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619
Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642
Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670
Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773
Современный блудный сын. Возвращение. Джеймс Тиссо. 1882
Возвращение блудного сына. Ян Стен
Блудный сын. Джеймс Тиссо
Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю
Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005
Возвращение блудного сына. Макс Слефогт
Блудный сын. Харольд Копинг.
Возвращение блудного сына. Коптская икона
Возвращение блудного сына. Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби
Возвращение блудного сына. Иисус Мафа
Возвращение блудного сына. Автор: He Qi
Толкования и изречения святых отцов:
- Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (прп. Ефрем Сирин).
- Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (прп. Нил Синайский).
- Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
- Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
- Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (свт. Иоанн Златоуст).
- В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (свт. Феофан Затворник).
Похожая притча
-->В реальном размере 2857x2000 / 853.8Kb
История праздника
Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю.
Протодиакон Андрей Кураев. Притча о блудном сыне
Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне
Искусство на основе притчи о блудном сыне
Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Похожая притча
Лк., 79 зач., XV, 11-32.
11 У некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне
2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери…».
4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…».
Читайте также: