Притча о двух сосудах
Обновлено: 14.11.2024
Однажды человек, который всю жизнь искал счастье, пришёл к правителю, известному своей мудростью.
— Я всю свою жизнь ищу счастье и радость, и всё равно мне кажется, что я недостаточно счастлив, что жизнь моя недостаточно полна…
— Вот видишь кувшин? — сказал, прервав его, правитель.
— Это — твоя жизнь. Пусть счастье и радость в нём будут сахаром, — и он насыпал в него горсть сахара. — Пусть печаль будет солью, — и он насыпал в кувшин горсть соли. — Пусть горчица будет горем…
Он стал перечислять эмоции, события, насыпая в кувшин крупы и специи:
— Это то, что наполняет твою жизнь и ждёт тебя в ней.
И тут он резким движением высыпал всё содержимое кувшина на пол:
— Ты в праве сам наполнить свой кувшин чем пожелаешь, а завтра я приду сюда, и ты покажешь мне свой кувшин.
Человек начал выбирать крупицы сахара и складывать их в сосуд. На следующий день пришёл правитель и спросил:
— Ты уже закончил?
— Нет, я пытался отобрать в свой кувшин счастье и радость, но не успел. Мне нужно ещё время, так как где-то ещё осталось немного.
На дне кувшина была лишь небольшая горка сахара с крупицами чего-то ещё.
— Тебе не кажется, что твой кувшин слегка пустоват? А вот что сделал бы я на твоём месте, — правитель взял и сгрёб руками всё, что было рассыпано на полу, а потом стал горстями ссыпать это в кувшин.
— Но кроме счастья, вы собрали и горе, и печаль! — возмутился человек.
— Зато я точно собрал всё счастье, что было мне отмерено судьбой. И теперь в моей жизни будет нечто большее, чем его бесконечный поиск. К тому же, у меня осталось достаточно времени, чтобы я мог сделать ещё что-нибудь важное!
Автор: Евгений Трофимов
Жизнь очень разнообразна, не стоит слишком сосредотачиваться на поиске чего-то одного, ведь за бесконечным поиском можно не заметить как прошла жизнь. Живите, радуйтесь счастливым моментам, и старайтесь их создавать, огорчайтесь печальным, но не предавайтесь унынию и живите.
Похожая притча
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.
Тогда мудрец взял мешочек с горохом, высыпал его в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Горох начал заполнять пространство между камнями… Горошинки раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.
И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.
- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…
- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
- Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
- Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Вопросы для обсуждения:
- Чему, на ваш взгляд, учит эта притча?
- Что в вашем понимании ассоциируется с камнями, горохом, песком?
Похожая притча
В нарядной комнате, в гостиной,
В шкафу на полочке стоял
Большой фарфоровый, старинный,
С красивым вензелем бокал.
Он о торжественных обедах
Воспоминания хранил,
А вот невзрачного соседа
Не признавал и не любил.
«Могли бы что-нибудь получше
Поставить рядом с красотой,
Вон и щербинка возле ручки –
Да он фаянсовый, простой.
Здесь всю гармонию нарушил
И не годится для гостей
Всего лишь глиняная кружка
С рисунком в виде голубей».
Но каждый вечер наполняют
Горячим чаем тот бокал,
Свои ладони согревает
Хозяин о его бока.
И тот сосуд, простой и грубый,
Ждал с замиранием в груди,
Когда его коснутся губы
Того, кого он так любил.
У Бога разные сосуды –
Из глины, меди, серебра,
Мне все равно, каким я буду,
Лишь бы годился для добра.
И чтоб щербинки и болезни
Не помешали мне и впредь
Быть для хозяина полезным
И хоть кого-нибудь согреть.
Т.Хлопкова
Похожая притча
Череда неудач любого из нас может выбить из колеи. У любого из нас бывают периоды, когда дела идут не лучшим образом, планы срываются и нам кажется, что мы часто получаем незаслуженный отказ или критику. Мы планируем своё будущее, рисуем в голове идеальный образ себя и своей жизни и пытаемся ему соответствовать, но в реальности многое получается не так, как мы задумываем. И нам начинает казаться, что мы какие-то неправильные и что вся жизнь у нас идёт не так, как у других.
Такие вопросы всплывают у нас регулярно, поэтому хочу рассказать одну китайскую притчу про два кувшина.
"Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было 2 больших кувшинa. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение 2 лет это происходило каждый день: женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Целый кувшин был очень горд своей работой, а кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя 2 года, которые, казалось, убедили его в собственной непригодности, кувшин с трещиной обратился к женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.
- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года я могла любоваться этими чудесными цветами и украшать ими свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы".
Очень часто мы пытаемся соответствовать какому-то образцу и строить свою жизнь по чужим стандартам. Эти стандарты для подражания в нас закладывают с детства общество, СМИ, родители, учителя. Если попросить любого из нас описать образ успешного человека, то скорей всего мы услышим примерно одинаковый набор качеств и моделей поведения. И когда нам кажется, что мы не соответствуем этому идеальному набору качеств, то у нас наша самооценка падает.
Мы пытаемся подогнать себя под определённый шаблон, который система с рождения складывает у нас в голове, как образ успешного человека. Мы, как кувшин с трещиной, можем считать себя непригодными и нуждающимися в переделке. А между тем, каждый из нас обладает от природы набором определённых сильных качеств и способностей, которые делают нас уникальными и успешными на своём месте. Главное, почувствовать и увидеть свои индивидуальные особенности и сильные стороны, и развивать именно их. Мы же часто привыкаем концентрироваться на своих слабостях, недостатках и заниматься их исправлением. В итоге получается, что мы находимся в постоянной борьбе с собой, вместо того, чтобы разобраться в себе, найти своё место и своё дело, которое является органичным и гармоничным именно для нас, которое соответствует именно нашим природным склонностям и приносит нам удовольствие.
Чужие навязанные со стороны шаблоны и идеальные образы предполагают, что нам необходимо подравняться под какие то стандарты и развивать одни и те же качества, чтобы иметь один и тот же набор инструментов. Но это и физиологически, и психологически невозможно. Одарённому музыканту не нужно становиться призёром Олимпиады по математике, а способный инженер может быть плохим управленцем.
Если мы будем тратить время исключительно на борьбу с нашими слабыми качествами, то мы рискуем измучить себя борьбой и устать от жизни из за вечного недовольства собой и из-за того, что не можем добиться высоких результатов, несмотря на все наши усилия.
Но больше всего возможностей преуспеть мы можем открыть, лишь реализуя и развивая свои сильные стороны. Нам не следует выводить борьбу со слабыми сторонами на первый план, иначе мы рискуем превратить всю свою жизнь на борьбу с самими собой.
Да, мы не всегда можем сразу выявить свои истинные способности и таланты, поскольку с самого детства нас пытаются воспитывать и стандартизировать и родители, и учителя, и другие авторитеты, подгоняя нас под свои представления о том, кем нам нужно стать, что нам нужно делать и какие навыки нам следует развивать и совершенствовать. В итоге, подходя к совершеннолетию, мы часто даже не догадываемся, что наши истинные способности и сильные стороны были вообще затронуты в процессе воспитания и развития. Мы о них вообще не знаем. Но они есть у каждого.
Поэтому, я желаю всем нам, чтобы завершив этот год, мы открыли новую страницу своего развития и своих возможностей, отбросили страхи и сомнения, и шагнули навстречу себе, своим чувствам, желаниям, целям и мечтам.
Читайте также: