Притча о дружбе светлячок
Обновлено: 20.12.2024
Развивать межличностные отношения ребенка, формировать его взаимоотношения с окружающими на основе дружбы и взаимопомощи.
Научить детей делать логические выводы, находить причину событий и представлять их последствия.
1. В начале урока учитель предлагает ребятам представить себе следующую ситуацию. У них сегодня день рождения. Мама накрыла стол, расставила стулья, именинника посадила во главе стола. Ребенку необходимо рассадить своих гостей вокруг праздничного стола.
Ребята самостоятельно рисуют, обозначая условными значками приглашенных на день рождения.
После окончания работы они рассказывают, кого пригласили в гости, где посадили за столом и почему. Количество приглашенных у всех разное, т. к. зависит от количества друзей. В конце обсуждения ребята приходят к мысли, что жить гораздо веселее и интереснее,
когда у тебя много друзей.
2. Похвалив ребят за то, что у них так много друзей, учитель предлагает им послушать сказку китайского сказочника Сунь Юцзуня про светлячка, у которого не было совсем друзей.
3. Учитель читает сказку.
4.После чтения предлагает учащимся ответить на вопросы:
понравилась ли сказка?
почему светлячок не смог найти себе друга?
обиделись ли на него муравей и кузнечик?
- хотели бы они пригласить в гости к себе светлячка? и др.
Работа со сказкой.
У: Ребята, как вы думаете, печальный у этой сказки конец или нет?
-Кого из героев вам жалко?
-Почему светлячок не смог найти друга? Что мы можем сказать о светлячке? Давайте обозначим нашего героя: Г1.
Р.: Г1-добрый, веселый, любит играть, одинокий, равнодушный к чужим просьбам …(перечисляют дети).
У.: А как автор относится к своему герою?
Р.: Он жалеет светлячка: «да, у каждого есть друг, а у светлячка не было…». Автор сочувствует герою и осуждает его за равнодушие.
У.: Скажите, ребята, а автор тоже является героем сказки?
Р.: Нет, автор смотрит на происходящие события со стороны.
У.: Как называем мы рассказчиков, которые про себя ничего не рассказывают, а говорят только о героях?
Р.: Таких рассказчиков называют: рассказчик-повествователь - РП.
6. В конце беседы ребята совместно учителем вспоминают и рисуют схему:
Учитель предлагает ребятам подумать дома и придумать, как светлячку найти побыстрее настоящего друга.
Урок 2. Как рождается дружба?
Продолжить знакомство со сказкой.
Научить учащихся различать точку зрения автора и читателя.
Помочь научиться узнавать объект по описанию.
Научить оценивать события с разных сторон.
Познакомить с японской поэзией (хокку).
1.Учитель: Вчера на уроке мы познакомились со сказкой «Как светлячок друга искал». Прежде чем мы перейдем к тем советам, которые вы приготовили дома для светлячка, я предлагаю вам поиграть в «догадалочку». Я буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте героя, о котором, по-вашему, идет речь.
В тетради отметьте их условными значками: Г1- светлячок, Г2- кузнечик, Г3- муравей, РП - рассказчик-повествователь.
Он очень трудолюбивый и сильный. Работает от зари до зари. Все, что найдет, тащит в свой большой дом, где его ждут многочисленные родственники. (Г3).
- Его брат настоящий шалунишка. Он все время куда-то убегает и шалит. Этот герой высоко прыгает. Вся одежда у него зеленого цвета (Г2).
Он очень наблюдательный. Все видит и слышит, может пожалеть и поругать, похвалить и посоветовать, но сам в событиях не участвует и про себя ничего никому не рассказывает. (РП).
- Этот герой всегда один. По вечерам он берет любимый фонарик и летает, летает, летает. Друг нужен ему для игры, а с ним никто не играет. Все только просят им помочь. (Г1).
2. Учитель: А теперь пришло время для ваших советов. Научите светлячка: как же ему найти настоящего друга. А то он так и будет летать один, только устанет зря.
3.Учащиеся рассказывают, что необходимо сделать герою, чтобы у него появились настоящие друзья. Они советуют светлячку помогать окружающим. Друг познается не только в игре, но и в беде.
Обобщая сказанное, учитель предлагает ребятам ответить на следующие вопросы:
-Как вы, ребята, думаете, кого бы выбрал себе в друзья автор? Кузнечика? Светлячка? Муравья?
- А с кем стали дружить вы?
Совпала ли ваша точка зрения с точкой зрения автора?
Почему так произошло?
4. После беседы учитель предлагает ребятам немного поиграть.
Он дает задания « на опережение»:
-Кто быстрее допрыгает как кузнечик до доски?
-Кто быстрее добежит до доски с грузом за спиной?
-Кто сумеет лучше всех изобразить, как светлячок летает с фонариком в поисках друга?
5.Закончив игру, учитель возвращает ребят к сказке. Он сообщает им,
что китайским сказкам близка японская поэзия: по глубине содержания, по изображению жизни человека и природы. И китайские сказки, и японские стихотворения (хокку) отличаются предельной краткостью, в немногих словах они умеют сказать многое. Это роднит их с короткими притчами. Далее учитель читает несколько стихотворений японских поэтов.
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
6.Учитель предлагает учащимся подумать и сказать, о чем эти стихотворения. Имеют ли они какое-то отношение к нашей сказке? Ребята легко определяют, что стихи тоже об одиночестве и о дружбе. Они пытаются нарисовать во всех деталях картину, возникшую в их воображении.
7. Затем учитель сообщает ребятам, что сам легко сочиняет хокку, т.к. знает, по каким законам они сочиняются. Если ребята не против, то он может им их по секрету сказать.
1.Хокку состоит из 3-х строчек.
3. В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – тоже 5 слогов,
т. е. всего их в стихе – 17.
Записав «секреты хокку», ребята пробуют вместе с учителем их сочинять. На дом они получают аналогичное задание.
К следующему уроку приносят свои первые опыты. Причем, темой для хокку остаются одиночество и дружба, а героями - уже известные нам герои сказки.
Похожая притча
Приоритетным направлением современного образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека . Уроки «Самопознания» призваны выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Во 2- 3 классах есть темы, посвящённые дружбе. Они формируют у детей младшего школьного возраста такие духовные ценности как позитивное общение в дружбе, качества, необходимые в дружбе, значение дружбы в жизни человека, д ружба в классе.
Я – учитель начальных классов и самопознания стараюсь разнообразить свои уроки, чтобы детям было интересно и максимально комфортно на них. Предлагаю вам презентацию, которую можно использовать на уроках и классных часах, посвящённых умению дружить.
Притча про дружбу «Светлячок», выполненная мною, расскажет вам о том, как важно в своей жизни иметь друзей, на которых можно опереться, которые помогут вам сложной ситуации и как важно уметь увидеть истинную, а не поддельную, корыстную дружбу.
Похожая притча
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал.
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву. Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
Похожая притча
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
16.05.2021 - на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2021" Подробнее >>
08.03.2021 - На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>
01.03.2021 - На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>
07.02.2021 - На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой "Сдавай ЕГЭ на все 100!" Ссылка >>
27.12.2020 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
31.12.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько". Подробнее >>
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. СВЕТЛЯЧОК.
Категория: Книжная полкаПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. СВЕТЛЯЧОК.
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал.
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву. Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
Похожая притча
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
16.05.2021 - на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2021" Подробнее >>
08.03.2021 - На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>
01.03.2021 - На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>
07.02.2021 - На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой "Сдавай ЕГЭ на все 100!" Ссылка >>
27.12.2020 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
31.12.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько". Подробнее >>
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
Что такое дружба? (По притче.)
Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. По моему мнению, дружба — это когда ты дорожишь кем-то, а кто-то дорожит тобой, когда ты верен кому-то, а кто-то верен тебе.
Например, в прочитанном тексте способным на дружбу можно назвать слепого мальчика. Даже через много лет он рад встрече с маленькой букашечкой, не оставляет ее, а все так же продолжает слушать песни светлячка и восхищаться ими, потому что ему нравилось, как тот красиво описывал « природу, небо, солнце, траву».
У меня тоже есть друг. Он занимается спортом. Я искренне радуюсь его победам и всегда поддерживаю в трудную минуту. Недавно он уехал жить в другой город, но это не прервало нашей дружбы, потому что мы стали общаться в Интернете и ждать встречи летом. Дружба не знает преград!
Таким образом, настоящей дружбе не мешают ни расстояния, ни прошедшие годы.
Текст 7. Притча
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
– (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
– (19)А разве ты не видишь?
– (20)Нет, – ответил мальчик.
– (21)Ну и ладно, – сказал светлячок.
– (22)Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– (23)Что? – удивился светлячок.
– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.
(27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!
Читайте также: