Притча о добром самарянине
Обновлено: 24.11.2024
— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему:
— В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
— А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Возвращение семидесяти учеников и беседа с ними Иисуса
Выйдя из Вифании, Иисус с Апостолами пошел в Галилею. Каким путем Он проходил и где встретился с возвратившимися семьюдесятью учениками – Евангелист не говорит. Некоторые толкователи полагают, что Иисус встретился с ними в Перее, так как семьдесят учеников посланы были туда, где Он Сам еще не был, а не был Он именно в Перее. Не отвергая того, что Иисус, возвращаясь в Галилею, прошел через Перею и там проповедовал и совершал чудеса, мы думаем, однако, что встреча с семьюдесятью учениками должна была произойти не в Перее, а в Галилее: из Галилеи они были посланы, и в Галилею должны были возвратиться; только там они могли собраться все вместе, чтобы дать отчет Пославшему их.
Увидя Иисуса, семьдесят учеников Его с радостью приветствовали Его и с восторгом говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк. 10, 17 ). Они, конечно, рассказали о всех чудесах, совершенных ими именем Иисуса, но главнейшим чудом, несомненно, считали изгнание бесов.
«А Господь сказал им: не удивляйтесь, что бесы повинуются вам; ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно: как молния спал с неба сатана» (Феофилакт. Толкование Евангелия от Луки).
По объяснению епископа Михаила, «упасть с неба – значит вообще пасть, унизиться, быть побежденным, как бы уничтоженным; сияние же молнии представляется образом внезапности и быстроты. Сын Божий еще до воплощения Своего видел внезапное, как молния, падение возмутившихся ангелов; но так как они, низвергнутые с неба, стали соблазнять людей и склонять их на служение злу, то Сын Божий воплотился с целью освободить людей от греха, Сам подвергся искушению от диавола, победил Его и затем изгонял бесов из одержимых ими людей. Окончательное же поражение диавола и торжество добра над злом совершится при кончине сего мира. Всю эту борьбу и победу над сатаною Господь представляет в одном пророческом духовном созерцании и выражает кратко словом «видел». По поводу радости семидесяти учеников о том, что и бесы повинуются им, Господь в этой возвышенной и образной речи объясняет им, что победа эта над демонами обеспечена Его силою: ибо они уже были побеждены, побеждаются и будут побеждены; победа учеников Его над демонами есть плод Его победы над ними, необходимое и неизбежное следствие Его торжества над ними» (Толковое Евангелие. 2. С. 407–409).
Сказав о победе над сатаной, Иисус дал Своим ученикам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью. Слова эти нельзя понимать буквально; нельзя считать, что отныне ученики Иисуса будут вполне безопасно наступать на ядовитых змей и скорпионов. Слова – и на всю силу вражью – убеждают нас в том, что здесь речь идет опять-таки о власти над злыми духами, над этой враждебной людям силой, а не над змеями и скорпионами, как пресмыкающимися гадами. Выражаясь иносказательно о победе над диаволом, Иисус в такой же, то есть иносказательной форме выразился и относительно данной ученикам власти над ним и всей его вражьей силой.
Наставление суетившейся Марфе о том, что нужно человеку
Приняв Иисуса с учениками, старшая сестра Марфа стала суетиться с приготовлением угощения для гостей, а Мария села у ног Иисуса и слушала Его. Сознавая, что одной трудно услужить всем гостям, Марфа обращается к Иисусу как бы с упреком, обнаружившим, однако, дружеские отношения Его к этой семье: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне ( Лк. 10, 40 ).
Не с укором, а с чувством глубокого сожаления ответил Христос на такую просьбу озабоченной Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом ( Лк. 10, 41 ), и считаешь это многое необходимым; но ты ошибаешься: твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету. А нужно только одно – внимание к Слову Божию и исполнение воли Его. Мария, которую ты упрекаешь, избрала лучшее дело, и то, что она приобретает, слушая Меня, никогда не отнимется от нее, всегда останется при ней как в этой, так и в будущей жизни».
Марфа любила Иисуса не менее Марии, любила слушать Его и, конечно, исполняла Его главнейшие заповеди, но она признавала необходимым прежде заняться житейскими делами, а потом уже внимать Слову Божию; в заботах и суете она забывала сказанное раньше Иисусом: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Мария же считала искание правды Божией выше житейских забот и потому всей душой отдавалась этому лучшему делу, забывая все земное.
Иисус часто бывал в доме Лазаря, Марфы и Марии; идя в Иерусалим и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути; во время же пребывания Своего в Иерусалиме Он часто уходил от шумной толпы и приходил к ним для отдыха. А такие дружеские отношения Иисуса к этой семье доказывают, что все члены ее, в том числе и Марфа, были хорошие люди, вполне достойные любви Его.
Притча о милосердном самарянине
На этот вопрос Иисус ответил чудной притчей. Шел священник и увидел лежащего при дороге едва живого человека, раздетого, израненного, истекающего кровью; служитель Божий даже не остановился, увидев несчастного, и прошел мимо. Следом за ним шел левит, подошел к нему, из праздного любопытства посмотрел на него и пошел своей дорогой. Проезжал той дорогой и самарянин; и он увидел страдальца. Самарянин, презираемый евреями (о самарянах см. выше с. 211), глубоко убежденный в том, что ни один еврей никогда не окажет ему помощи в несчастии, видит израненного, умирающего еврея; чувства жалости и сострадания заставили его забыть народную вражду и оказать врагу своему такую помощь, какую вправе были бы ожидать от него лишь самые близкие родственники: он размыл раны вином, помазал их для утоления боли маслом и перевязал их; посадил несчастного на своего осла и повез его в ближайшую гостиницу, а сам шел пешком; ухаживал за больным и в гостинице, и, отъезжая на время, поручил его попечению содержателя гостиницы, приняв все расходы на свой счет.
Этот самарянин лучше священника и левита, лучше всех законников понял, что для жалости и сострадания, а следовательно, и для милосердия, нет различия между самарянином, евреем и язычником, что в этом отношении все люди равны, все – ближние нам.
Понял это и законник, искушавший Иисуса; но все-таки гордость, еврейская помещала ему назвать самарянина ближним еврею, попавшемуся разбойникам, и на вопрос – кто из этих троих. был ближний попавшемуся разбойникам? – отвечал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же по отношению ко всем без исключения людям, и в таком только случае можешь рассчитывать на Жизнь Вечную».
Похожая притча
Однажды по пути учитель закона обратился к Иисусу: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь спросил Его: «А что сказано в законе Моисея?» Учитель закона ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумом твоим, и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты ответил, — сказал Иисус, — так поступай, и будешь иметь жизнь». Учитель закона, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В Ветхом Завете, толкуя эту заповедь Моисея о любви к ближним, под ближними понимались обычно только единоверцы и единоплеменники, то есть иудеи.
В ответ Господь рассказал следующую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”».
«Скажи, — обратился Господь к учителю закона, — кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Тот, кто оказал ему милость». Тогда Господь сказал ему: «иди, и ты поступай так же».
Беседа Иисуса с законником о заповедях
Где именно происходила эта беседа Иисуса с учениками, наедине или в присутствии толпы народа, – Евангелист не поясняет; ничего не говорит он также и о том, куда затем пошел Иисус, а прямо переходит к повествованию об искушении Иисуса одним из законников, то есть книжников, изучавших Писание. По всей вероятности, законник искушал Иисуса всенародно, так как в противном случае искушение это было бы, с точки зрения самого законника, бесцельно: нельзя было бы обличить Иисуса в неправильном понимании закона.
Учитель! – сказал он, – что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Христос заставляет лукавого законника самого ответить на этот вопрос. «Ведь ты знаешь, что в законе написано? Как читаешь, как понимаешь его?»
Законник дословно повторил закон, содержащийся во Второзаконии (6, 5) и в книге Левит (19, 18), о любви к Богу и ближним.
Выслушав его, Иисус сказал: «Правильно ты отвечал; поступай так, как в законе написано, и достигнешь жизни вечной».
В то время вопрос о ближнем решался законниками различно: основываясь на букве закона, изложенного в книге Левит (19, 18), законники исключали из числа ближних всех неевреев; но некоторые из них считали своими ближними только таких же праведников, какими признавали себя, всех же прочих евреев называли грешниками, гнушались ими, презирали их и поэтому не причисляли их к своим ближним. Любя только таких ближних, законник хотел сказать Иисусу, что он в точности исполняет требование закона; но, подозревая, что Иисус не согласится с таким учением о ближних, сам спрашивает Его: а кто мой ближний? ( Лк. 10, 29 ).
Просьба учеников научить их молиться
После встречи этой с законником Иисус, по всей вероятности, продолжал путешествие по Галилее; и вот, один из учеников Его попросил научить их молиться и сослался на пример Иоанна Крестителя, научившего своих учеников. Надо полагать, что этот ученик был не из двенадцати Апостолов, которых Иисус научил молиться раньше этого.
Исполняя просьбу ученика, Иисус произнес ту же молитву, которой учил Апостолов в Нагорной проповеди (см. выше, с. 349), а затем и то же самое учение о неотступности в молитве.
Некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну Нагорную проповедь много поучений Иисуса Христа, сказанных им в разное время. Если считать это мнение основательным, то придется признать, что Иисус не во время произнесения Им Нагорной проповеди, а только теперь впервые научил Своих учеников молиться; но такое заключение более чем неправдоподобно: трудно допустить предположение, что Христос лишь в конце Своего служения научил Своих Апостолов молиться; в то время, к которому относится повествование Евангелиста Луки, Иисус изложил уже перед Апостолами все Свое учение, и Ему оставалось лишь убедить их, что Ему, по воле Отца Его, надлежит пострадать, быть убиту и воскреснуть в третий день; следовательно, силе неотступной молитвы и самой молитве Он научил их значительно раньше.
Молитва Господня, записанная Евангелистом Лукой, не вполне тождественна с молитвой, записанной Евангелистом Матфеем, в отношении просьбы о хлебе насущном. Матфей 6. 11: Лука 11. 3: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день.
Думаю, что тут нет никакого противоречия. Во-первых, Евангелист Лука записал не ту молитву, которую Господь преподал в Нагорной проповеди, а другую, которою Он значительно позже научил молиться постоянно ходивших за Ним слушателей (учеников), а Господь мог несколько изменить прежде данную молитву. Во-вторых, в молении о хлебе насущном главная мысль выражена словом насущный, а не словами сей или каждый. Христос научил нас просить у Бога только того, без чего мы не можем существовать, что составляет существенный, насущный предмет наших потребностей, но не более; поэтому просим ли мы хлеба насущного на сей или на каждый день, это нисколько не изменяет главной мысли. К тому же, молясь каждый день о даровании нам хлеба насущного на сей день, мы невольно привыкаем к мысли о том, что молим о даровании нам его на каждый день моления, или на сей день, что одно и то же. И ученики Господни могли, таким образом, невольно изменить это слово молитвы, а с их слов, вероятно, и записал эту молитву Евангелист Лука.
По сказанию Евангелиста Луки, учению о неотступности молитвы Иисус предпослал притчу о человеке, пришедшем к другу своему в полночь просить три хлеба; просьба была заявлена крайне несвоевременно и, однако, была исполнена, и притом не подружбе, а по неотступности ее. Применяя эту притчу к обращающимся к Богу с молитвой, Христос сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7, 7 ). В словах – просите, ищите, стучите – невольно слышится, как неисполняемая вначале молитва, при постоянном повторении ее, доходит до неотступности, как она смело и уверенно стучится в двери милосердия Божия.
Похожая притча
Представляем Вашему вниманию проповедь иеродиакона Виссариона (Иугулеску; 1922–2008) – одного из духовных отцов Румынии, который немало претерпел при своей земной жизни от атеистического режима. В Румынии он через свое миссионерское служение спас несчетное количество человеческих душ, и это в то время, когда распространение Христова Евангелия рассматривалось властями как уголовное преступление.
Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился.
(Лк. 10: 33)
Адам у разбойников
Человек, попавшийся разбойникам, – это Адам, но также и весь род человеческий. Иерусалим – это рай, вечное счастье и радость, а Иерихон – это земной, материальный мир. Здесь Иерусалим означает восхождение, подъем, а Иерихон означает схождение вниз, падение. Так, из-за своего непослушания Адам был изгнан оттуда, где были вечные счастье и радость, и сошел в этот мир, в земную жизнь, к разбойникам, а кем, как не демонами ада, могли быть эти разбойники? Эти разбойники ограбили Адама, отобрав у него то чувство радости и счастья, которое у него было в раю. Но и на этом они не остановились, они нанесли ему раны, изранили его – это означает, что они швырнули его в бездну тяжких грехов, потому что как рана разрывает тело, точно так же и грех ранит человеческую душу. Священник, который прошел мимо израненного человека и не проявил никакой жалости к несчастному, это священник старого, ранее действовавшего закона, священник Ветхого Завета, который не мог ему помочь – не мог спасти, ибо не имел в себе Божиего дара милости. Вот почему в полном смысле этого слова он и не мог называться священником, потому что милости и истине, что принес нам Господь Иисус Христос, еще только предстояло раскрыться. Моисей, и Аарон, и иудейские первосвященники не могли спасти мир от рабства этих разбойников – демонов ада. Левит, который проходил мимо вслед за священником и который поступил таким же образом – оставил раненного человека там, где он лежал, – был пророком Ветхого Завета, который не мог помочь человеку, то есть спасти его. Обязанность православного священника И вот к тому месту, где лежал человек, приблизился некий самаритянин, который в это время совершал путешествие (здесь «путешествие» означает «миссию, миссионерство»). И когда он увидел этого израненного человека, то сжалился, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, затем посадил его на своего осла и отвез в гостиницу. Здесь он передал этого человека хозяину гостиницы и заплатил два динария. Он отдал их хозяину гостиницы, говоря ему: «Позаботься об этом человеке, а если потратишь на него хоть сколько-нибудь больше, я, когда приеду снова, отдам тебе, что ты потратил» (Лк. 10: 35). Кто же такой на самом деле этот милостивый самаритянин? Сегодняшние христиане все еще не ощутили вкус, да и не хотят отведать целительного учения нашей Церкви Спасителя. Через почти две тысячи лет высшая жертва, которую Сын Божий принес на Голгофе ради всего рода человеческого, все еще остается не понятой и не повторенной. Правят человечеством все еще грубые животные инстинкты, тщеславие, напрасные и преступные деяния. Вереница человеческих невзгод и бедствий стала ужасающей из-за отступления человека от учения Церкви, от небесного учения Сына Божиего. Так кому же следует быть первым в том, чтобы учить мир, просвещать его, убеждать подняться из грязи и пыли? Не священникам ли следует быть этими первыми? Вот послушайте, что сказано пророком Малахией: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Слышите, какой это великий дар – священство? Заметьте, священник назван вестником, ангелом Божиим. По воскресении Своем наш Господь явился апостолам, и первой заповедью, которую Он дал Своим ученикам, была: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 15–16). Заметьте, самой первой заповедью было не творить чудеса, но проповедовать миру, потому что через неведение совершаются многие тяжкие и ужасные грехи, грехи, которые удаляют человека от Бога. В Священных канонах говорится, что да оставит того священника, который не проповедует, дар благодати и да будет он лишен сана. Видите, какое суровое наказание было установлено святыми отцами! Итак, как не следует священникам стоять пред алтарем для того только, чтобы показать свои знания, свой голос или свое облачение, так и не следует им стараться доказать, что их умственные способности выше, чем у других священников, но должны они выполнять свою особую миссию, то поручение, которое дал им наш Господь Иисус Христос – слышать Его слово и проповедовать его, учить людей этому слову. Епископы, священники и диаконы ведут свое духовное происхождение от апостолов – учеников Иисуса Христа, являются их преемниками, получив дар Святого Духа через таинство посвящения в духовный сан путем рукоположения. Через это таинство получают только три вида служения: епископство, священство и диаконство. Те, кто помогает священникам, оказывая им содействие в духовном укреплении людей, – это певчие, супруги священников, пономари, ризничные, алтарники и церковные сторожа. На них лежит очень большая ответственность перед Богом: люди, приходя, сначала разговаривают с ними, и если эти помощники не знают, как говорить, или вводят народ в заблуждение, то горе им и тому храму. Но и все христиане также обязаны помогать Церкви по силам своим. К сожалению, во многих местах очень недостает духа веры. Все мы знаем, что в Церкви все совершается через Святого Духа. Один из святых отцов говорит, что без Святого Духа нет ни храма, ни проповеди, ни священника, ни богослужения. Потому нам и следует молить Бога, чтобы он посылал роду человеческому людей, исполненных Святым Духом, для научения и строительства при помощи обеих рук: тот, кто проповедует, тот строит одной рукой; но тот, кто и проповедует, и укрепляется через дела добродетельные, тот строит двумя руками. Тот, кто только проповедует и больше ничего, является дурным примером; он одной рукой строит, а другой – сносит построенное. Вот почему нам встречается так много истощенных и бесцельных, то есть не имеющих направления душ. Те, кто только просто приходят в Церковь, и больше ничего, потеряны, потому что следуют своим собственным идеям и представлениям. Иисус Добрый Самаритянин как Образец любви и милосердия для нас Эта евангельская притча должна вдохновить нас творить и в нашей сегодняшней жизни дела милосердия и любви. Сам Бог есть любовь. Этот вечный Родник любви создал человека по образу Своему и подобию; следовательно, человек был создан, чтобы быть источником любви. Это самая высокая цель жизни – любовь. Мы должны спросить себя: какой был бы смысл жизни без любви, чем бы были для нас домашний очаг без любви, дружба без любви, кем бы был наш народ или все человечество без любви? Можно ли хоть что-то одно из перечисленного представить без любви? Нет! А если все это без любви ничто, тогда спросим себя, какова же цель этой земной жизни, зачем мы рождаемся и зачем мы живем на этой земле без истинной любви? Вне всякого сомнения, без любви никто бы на земле не родился. Любовь является высочайшей целью нашего существования, и без этой цели все исчезает и даже не могло бы возникнуть в воображении. Некоторые люди задаются вопросом, почему в этом мире существует так много ненависти, так много вражды и так много грехов? Да, существует очень большая нехватка любви в людях, ведущая в результате к страданию; все свидетельствует о том, что утвердилось ненормальное состояние, что червь точит корень любви. А этот червь, направляемый диаволом, это грех! Грех, который разветвился в тысячи и тысячи разновидностей, держит в своих смертельно опасных руках, несущих гибель, весь род человеческий и ведет колоссальную борьбу за то, чтобы истребить любовь, потому что жизнь сражается за любовь. Иисус Добрый Самаритянин в этот мир пришел, чтобы восстановить любовь как самую великую необходимость жизни. Он сказал: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15: 17); и еще в другом месте: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44); «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6: 27). Собственно весь Новый Завет, от начала до конца, только о любви. Все святое Евангелие написано в духе любви. На какой бы странице мы его ни открыли, мы чувствуем слова любви – их благоухание, силу, надежду, их целительный бальзам. Что другое могло побудить Сына Божиего, нашего Спасителя, оставить красоту небесную и Своего Отца и прийти к тяжкому кресту страданий, как не любовь, Его высочайшая любовь спасти нас от гибели в вечных муках? Господь так сильно любящий и милосердный, наш Спаситель Иисус Христос зажег на земле огонь любви, и Он хочет видеть его горящим в наших сердцах. Не ожидайте никаких наград в этой жизни В этой притче Господа нашего Иисуса Христа можно найти много духовных наставлений, которые учат тому, как соединять милосердие с любовью, поскольку без них нет спасения. Каждому из нас встречаются люди, которые духовно и телесно побиты, раздавлены или потрепаны. Им следует протянуть руку, чтобы спасти их. Вы должны глубоко осознать, что самые ужасные болезни – это болезни духовные. Душа повреждается и страдает больше всего! И наша обязанность – проявлять милосердие и сострадание ко всем этим угнетенным людям, так что, исполненные любви, мы должны взвалить их на свои плечи – даже если после того, как они поправятся, они отплатят нам злом за нашу доброту, как это случается весьма часто. Не раз бывало, что те, кого наши живущие скудно христиане приютили у себя, безжалостно грабили своих благодетелей. Вот какой удар по христианской любви и милосердию наносит диавол! А с одним бедным человеком раз было и того хуже. Два вора подрались за награбленное, чтобы только кто-то один завладел всем, и вот тот, кто вынужден был уступить более сильному, лежал почти мертвый на краю дороги. Случилось одному христианину проходить мимо. Сжалившись над лежащим и не зная, что произошло до этого, он взял его к себе. Через несколько дней вор поправился. «В награду» же вор убил своего благодетеля и забрал из его дома все, что смог. Вот как вознаграждаются добрые поступки! Так же был награжден и Сын Божий – Добрый Самаритянин, Который пришел по Своему великому милосердию к нам. Мы знаем, как еврейский народ наградил Его – Его народ, для которого Он сотворил столько много добрых дел. Страсти Господни свидетельствуют о том, что они сделали. Вместо того чтобы возлюбить и возблагодарить Его за Его благодеяния, они распяли Его между двумя разбойниками. Он исцелял их раны, но вместо хлеба и вина они дали Ему уксус и желчь; они избили Его плетью и нанесли Ему раны. Многие из исцеленных от ужасных страданий громко выкрикивали: «Распни Его!» Вот как неблагодарные люди отплатили Ему. Многие из нас замечали, что те, кто получил нашу помощь, вскоре ранят нас. Возможно, злом возмещается добро на этой земле. Испытание и искус Перед притчей в Евангелии рассказывается, как некий законник подошел к Иисусу, чтобы испытать Его. Как сильно и повсеместно распространен этот грех испытания и искуса в этом мире! Есть люди, которые заинтересованы только в этом. Им хочется знать, что есть в вашем доме, в вашем гардеробе или в холодильнике, что вы едите, где были, кого посещали, откуда вы родом и что вы собираетесь делать. У нашего Господа Иисуса Христа было много искусителей и соглядатаев, но все они сгинули и пребывают в тюрьме ада. Дорогие братья во Христе, остерегайтесь этого ужасного греха, ибо от этого греха происходят другие огромные и неисчислимые грехи. От него начинаются сражения, ссоры, судебные разбирательства и заточение в тюрьму, разногласия и разрывы между супругами, смерть и ад. Эти небольшие грехи искусительства и испытания тянут за собой много ужасных грехов, которые трудно вынести. «И ты поступай так же» Рассказав притчу о самаритянине, Спаситель сказал тому законнику: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 37). Это значит, что если мы хотим спасти свою душу и унаследовать Царство Небесное, мы должны проявлять милосердие и истинную любовь к своему ближнему. Нам следует искать и находить тех вдов, сирот и бедных, тех несчастных и больных, которые брошены, чтобы дать им чашку воды, ободрить их, вселить в них надежду, утешить их, поскольку все это великие деяния. Господь наш Иисус Христос сказал, что следует возлюбить своего ближнего как самого себя. Если бы мы страдали от сильной боли, лежа на больничной койке, оставленные всеми, как были бы мы счастливы, если бы пришел кто-нибудь посидеть рядом, утешая и укрепляя нас. Однако сначала мы должны первыми совершить подобные добрые дела, чтобы, когда будет наша нужда в них, сделаны были они и для нас. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал законнику, чтобы тот проявлял милосердие, помогал и любил своих ближних. И нам Он заповедал делать так же, по нашим силам. Однако, прежде всего, Спаситель заповедует это священникам, потому что тот законник был богословом старого закона, человеком, обязанным следовать закону. Также заповедь эта обязательна для монахов, монахинь, певчих, жен священников, алтарников, а потом и для всех мирян – со смирением, любовью и милосердием. Живите как Тело Христово Если мы хотим спастись и быть счастливы, нужно следовать примерам наших предков, первых христиан, которые жили как одна семья. Церковь – это тело Христово, которое должно быть единым, а мы должны быть едины в вере и крещении и не иметь никого, кроме Господа. Чтобы наглядно показать это, я расскажу вам об одном настоятеле монастыря, о котором говорится в Патерике. Этот старец молился Господу, чтобы и в вечности остаться со своими учениками, как и в этой жизни на земле. Его молитва была услышана. Вот из чего он понял это. В соседнем монастыре был престольный праздник, на который пригласили и старца с его учениками. Старцу не хотелось идти, и он отправил своих учеников одних. Ночью во сне он услышал голос, говорящий ему следовать за своими учениками. Он поднялся и пошел вслед за ними. Когда ученики были уже на полпути к монастырю, они увидели молодого человека, лежащего возле дороги и плачущего. Они спросили его, что случилось и почему он плачет, и тот ответил: «Я ехал верхом, и моя лошадь сбросила меня и ускакала. Мое тело изранено, и нет никого, кто бы помог мне!» Ученики сказали: «А что мы можем сделать? Мы пешие и спешим, чтобы попасть на праздник». Они оставили плачущего и продолжили свой путь. Некоторое время спустя и настоятель монастыря добрался до этого места. Видя упавшего человека, он спросил: «Разве монахи здесь не проходили, и разве они не видели тебя?» И человек ответил: «Да, какие-то монахи проходили здесь. Но у них не было времени на сочувствие и сострадание: они спешили на праздник». Старец спросил: «Ты можешь хоть как-то идти?» Когда молодой человек ответил, что не может, настоятель сказал, что понесет его сам. Человек спросил: «Как же ты понесешь меня?! Не лучше ли было тебе просто помолиться обо мне?» Но настоятель не мог оставить его; он взвалил его к себе на спину и отправился в путь. Сначала он чувствовал всю тяжесть ноши, но потом этот святой старец с изумлением заметил, что ноша становится все легче и легче. Вдруг человек, которого он нес спине, исчез, потому что это был ангел Божий, а настоятель услышал голос, говоривший ему: «Вот, ты молишься о том, чтобы ученики твои были с тобой в Царствии Небесном. И Бог показал тебе, чему ты должен учить их для этого – поступать так же, как ты поступаешь, трудиться тем же тяжелым трудом, каким ты трудишься. И тогда будут они с тобой и в вечной жизни!» Слышите, ангел возвестил настоятелю, чему тот должен обучать своих учеников! Необходимо, чтобы этот совет вошел и в наши сердца, дорогие братья во Христе, и в них должна зажечься любовь Божия. Так что мы должны стараться быть истинно милосердными самаритянами, которые всегда готовы протянуть свою руку всем страждущим и пребывающим в нужде в этом мире. Нам следует поступать так, как мы хотим, чтобы другие поступали по отношению к нам. Давайте проявлять милосердие, любовь и терпение к каждому, кто нуждается, ибо возможно однажды наступит наша очередь лежать беспомощно с болью, и захочется нам, чтобы и нас принял какой-нибудь милосердный, добрый и любящий самаритянин. С каждым днем мы все ближе подходим к последнему дню своей жизни, вот почему нам следует делать все, что нужно, для нашей души. Похожая притчаОбъявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не признали в Нем Мессию, объявили Его лжепророком и богохульником, а по закону Моисея ( Втор. 13, 1–5 ), лжепророка надлежало предать смерти. Не уклоняясь от предстоявшей Ему смерти, отдавая жизнь Свою добровольно и имея власть вновь принять ее, Христос нашел, однако, что время для этого еще не наступило, и потому удалился из Иерусалима, но не тайно, а в сопровождении Апостолов и других учеников. Похожая притчаДля многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни. Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ). Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ). Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самараянин знает лучше, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми. По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание. Любить всех одинаково мало кто может, но мы можем поселить в наше сердце новое сознание об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Нам может быть непосильно любить врага, но мы сможем посмотреть на врага через призму Божественной любви. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него. Следовательно, он, наш враг, этого достоин! В нём есть что-то достойное Христовой смерти. Он не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т.е. богоподобным. Богочеловечество лежит в основе религиозной жизни и в основе жизни всего мира, поскольку человек есть микрокосмос. Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. В человечности людей сказывается их богоподобие. Притча о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов. Притча о милосердном самарянине учит нас иерархии ценностей: на первом месте человек, а на втором месте – суббота. Государственные, социальные и церковные установления существуют для человека, а не наоборот. Мы, подобно самарянину, должны увидеть прежде всего человека, несмотря на его положение в обществе, несмотря на его блистательную одежду или нищенские лохмотья. Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний? Это был вопрос минималиста, который хотел знать минимум того, что нужно исполнить, чтобы войти в Жизнь. Притчей о милосердном самарянине Христос показывает и законнику, и нам, что вопрос неправильно поставлен. Притча о милосердном самарянине идет дальше одного учения о том, кого считать нашим ближним. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии. Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. По мысли Отцов, человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это Адам, который в данном случае представляет собою все человечество. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая, из «Небесного Иерусалима», и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Священник и левит представляют собой закон Ветхого Завета, данный Моисею и священство Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Милосердный самарянин – это Иисус Христос, Который дал нам Новый Завет и благодать Божию (в притче – елей и вино) для исцеления наших немощей. Гостиница – Церковь Божия, где мы находим все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы – образ церковных пастырей и учителей, которым Бог поручил заботиться о пастве. Утренний уход самарянина символизирует явление Христа после Его Воскресения и славное Его Вознесение. Два динария, данные содержателю гостиницы – это Божественное Откровение, данное в Священном Писании и Предании. Наконец, обещание самарянина вернуться в гостиницу для окончательного расчета – это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда каждому человеку будет дано по делам его. Вот малая часть того богатого содержания притчи о милосердном самарянине, которая учит нас тому, кто наш ближний и как нам самим сделаться ближним для других. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» ( 1Ин. 4: 7 ). Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
По объяснению епископа Михаила, в Писании Бог иногда представляется с книгой, в которой записываются имена и дела верных рабов Его. Поэтому быть написанным на небесах – значит быть гражданином Небесного Царства, или получить блаженство вечной жизни (Толковое Евангелие. 2. С. 409–410). Иисус в Вифании
В продолжение пути, как говорит Евангелист Лука, пришел Он в одно селение ( Лк. 10, 38 ). Из последующих повествований известно, что это была Вифания, селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов горы Елеонской; там жил Лазарь, которого Иисус называл Своим другом ( Ин. 11, 11 ), и сестры его, Марфа и Мария. Евангелист Лука ничего не говорит о Лазаре, быть может, отсутствовавшем в это посещение Иисусом его дома. Читайте также:
|