Тит и евагрий притча о прощении

Обновлено: 14.11.2024

Достаточно давно, когда я еще училась в университете, в одной из паломнических поездок я познакомилась с Т ., с которой у нас сложились такие доверительные отношения, что я считала ее духовной сестрой. Она была значительно старше меня, не помню точно - около 40 лет. Из тех, кто никогда не унывает и всегда придет на помощь. Искренне ищущая Бога - она изъездила почти все святые места России и Украины , замаливала грехи молодости , как она говорила. Она жила в городе N , но родом была из Омска , и отзывчивая сибирская натура хорошо чувствовалась в ней. Она участвовала в благотворительности, кормила бездомных.

Расстались мы, обменявшись телефонами и электронной почтой. Т. взяла с меня обещание, что я приеду к ней в гости и она покажет мне святыни своих краев. Мы переписывались с Т . почти год, пока я собиралась ехать к ней за полторы тысячи километров. Я помню, что в своих письмах открывала самые сокровенные мысли, делилась духовными переживаниями и очень ждала встречи.

Бог нам послал еще одну встречу - совершенно неожиданно у нас получилось встретиться. в Киеве . Я ехала через него после отдыха в Крыму - чтобы побывать в Киево-Печерской лавре . А Т . возвращалась домой из Почаева . Когда оказалось, что мы обе окажемся в украинской столице в один и тот же вечер, радовались до невозможности - разве не Промысел Божий так все удивительно устроил? Мы встретились в маленьком кафе у вокзала и проговорили несколько часов. Расстались, ожидая скорой встречи - был июнь, и у меня уже были куплены билеты на июль в гости к Т .

Когда-то Т . пожаловалась мне на свою большую беду - сильное искушение с одной из коллег. Та сильно взъелась на нее и постоянно создавала конфликты. Но самое главное, не в силах терпеть постоянные "шпильки" коллеги, Т . иногда отвечала тем же. В результате их взаимная неприязнь дошла до таких масштабов, что некоторые священники запрещали Т. причащаться. Но сил попросить прощение у этой коллеги у Т . не было.

Она писала мне об этом с болью, и я очень хорошо ее понимала. Мы все не ангелы и все поражены страстями. И тяжело, и горько, и обидно, когда ты пытаешься делать хотя бы маленькие шаги к Богу, но падаешь на каждом шагу. Т . понимала свои недостатки, понимала, что неприязнь надо побороть, но ничего не могла с этим сделать. Тем более, что коллега была неверующей женщиной, и извинения Т . могла принять за слабость и начать вести себя еще отвратительнее, а вынести такое Т . была еще не готова.

Промыслительно и удительно, но после поездки в Киево-Печерскую лавру , собираясь в гости к Т . я нашла в своем настенном календаре изображение прп. Тита Печерского . На тот момент я почему-то знала его житие.

Прп. Тит подвизался в Киево-Печерской лавре со своим другом Евагрием. Их связывала искренняя братская дружба, но враг рода человеческого посеял между ними вражду. Оба отца: и Тит, и Евагрий - стали испытывать друг к другу откровенную неприязнь. Братия монастыря видели, что Тит с Евагрием погибают, поскольку даже в храме на службе не могли находиться рядом друг с другом, но тем не менее причащались будучи в состоянии непримиримой вражды! Их несколько раз пробовали помирить, но оба отвергали эти попытки.

Прп. Тит Прп. Тит

Наконец прп. Тит заболел и понимая, что умирает, попросил передать своему бывшему другу слова примирения. Но Евагрий и слушать не захотел, еще и бранил умирающего. Братия, узнав об этом, силой привели строптивца к смертному одру Тита, который снова со слезам просил у Евагрия прощения. Но тот бросил ему полные ненависти слова:

– Не хо­чу при­ми­рять­ся с ним ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем!

Сказал и упал замертво. А Тит встал исцеленным. Он рассказал изумленным братьям, что умирая видел вокруг своей постели рыдающих ангелов и ликующих бесов, раскаялся и возжелал примириться с Евагрием. А когда приведенный к нему Евагрий произнес свои жестокие, полные гордыни и ненависти слова, грозный ангел поразил нечестивца пылающим копьем, а ему подал руку и поднял его с постели здоровым.

После чудесного вразумления, прп. Тит стяжал такое удивительное миролюбие, что никогда уже ни на кого не сердился и не раздражался. Остальная братия также стала блюстись от гнева, вражды и неприязни. Все оплакивали погибшую душу Евагрия, на котором зримо исполнились страшные слова прп. Ефрема Сирина :

Ес­ли ко­му слу­чит­ся уме­реть во враж­де, то та­ко­во­го ожи­да­ет неумо­ли­мый суд.

. На картинке, вырезанной мною из старого календаря, была изображена та самая сцена последней попытки прп. Тита испросить прощение у Евагрия. Грозный ангел уже заносил над Евагрием пылающее копье. Я заламинировала ее и попросила моего Батюшку освятить ее, чтобы картинка стала иконой, рассказав об искушении Т . с коллегой.

Утром, на исповеди перед литургией, он вынес мне иконку с прп. Титом , благословил ею и с восторгом, заговорщицки сказал: "Ночь на Престоле стояла!". Везла я ее домой, звернув в платок. Хотя хотелось нести на груди, как во время крестного хода! С этой иконкой я поехала к Т .

Когда она привела меня в квартиру, первым делом, я достала драгоценный подарок и протянула ей, объяснив, что этот святой поможет ей разрешить искушение с коллегой. Я объяснила, что хотя изображение из календаря, но освящено и найти такую иконку сложно, если только в Киево-Печерской лавре или писать на заказ. Т . равнодушно взяла икону, рассеянно поблагодарила и поставила на полочку в самый край. Я вспомнила радостное лицо батюшки, когда он благословлял меня этой иконкой. Реакцию Т . я списала на то, что сама по себе тема конфликта с коллегой для нее неприятная, а уж потом, без меня, она помолится прп. Титу как следует.

Я провела у Т . почти неделю. Буквально на второй день я поняла, что одно дело - переписываться с человеком, а другое - жить с ним под одной крышей. С Т . оказалось тяжело, потому что для нее существовало только одно правильное мнение - ее. Высказанное в ее присутствии мнение она воспринимала это как вызов и начинала спорить, доказывая, что она права.

Поясню, что в частности споры наши касались каких-то моментов в вопросах веры: сколько молиться, как поститься и т.п. Я была полна юношеского максимализма - мне был 21 год и я жила от поездки до поездки в Оптину. Я понимаю, что это могло раздражать, но Т . было 40 и сейчас меня удивляет, как в ее возрасте можно было так остро реагировать на слова девчонки-неофита, которой я тогда была . Ведь она ходила в храм дольше меня, как я понимала. И ведь именно моя открытость и прямота так нравились ей поначалу.

Как бы там ни было - все, что я говорила Т . шло из сердца. В этом не было никакой позы, и тем обиднее мне было. Чем меньше я старалась спорить, тем сильнее сердилась на меня Т ., провоцируя на конфликт. Я воочию увидела действие страсти вражды , когда человек ловит любое твое неосторожное слово или действие, чтобы обратить против тебя и просто не может остановиться.

В ночь перед моим отъездом я снова что-то сказала не так . В упор не помню что - мы просто разговаривали о какой-то ситуации в паломнической поездке. Т . высказала мне уже не скрывая неприязни, что я слишком деловая и зачем я учу жизни ее - ведь она старше.

Я замолчала. К горлу подступил ком. Но я вспомнила о том, что завтра я уеду и, пересилив себя, извинилась и сказала, что не хочу с ней ссориться. Т. сказала что-то вроде: можно не извиняться, ты главное, пойми, в чем не права. Но сама не извинилась в ответ.

Утром она проводила меня на поезд. Разговор не клеился. По приезду домой я несколько раз писала ей, но получала в ответ лишь сухие отписки в пару строк. Потом я писать перестала - от Т . не было ни строчки. Через год я вышла замуж. И мы с мужем поехали в город Т . - так получилось, мужу захотелось побывать в тех святых местах. Все время там я думала о Т . Пересилив себя, перед отъездом, я набрала ее и сказала, что я приехала в N. Она холодно ответила, что встретиться со мной не сможет. Это был последний наш разговор. Но у меня отлегло от сердца: я сделала все, что могла для нашего примирения.

Видимо, духовное состояние Т . на тот момент не давало ей выпутаться из обид и желания, чтобы последнее слово всегда оставалось за ней. Впрочем, видит Бог , она была последним человеком, которого я хотела бы обидеть. Я не знаю, осталась ли у нее подаренная мною иконочка прп. Тита , которую мой Батюшка с такой любовью освящал для нее в алтаре. Но я надеюсь, что его молитвами сердце Т . исцелиться и она увидит, что люди вовсе не враждуют с ней.

Молитвами прп. отца нашего Тита да управит Господь нашу жизнь в мире и согласии с ближними!

Похожая притча

Одно из слов древнего Киево-Печерского патерика, названное «О двух братьях Тите попе и Евагрии диаконе», учит любви и прощению. Преподобный Тит пресвитер, мощи которого покоятся в Ближних пещерах, входит в собор печерских святых. Посмертная участь Евагрия нам неизвестна – как написал автор патерика, «горе лютое ему, если он ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит».

Некоторые повествования Киево-Печерского патерика кажутся нам очень далекими от нашей жизни и ее насущных проблем. Мы живем в другую эпоху, не имеем веры святых отцов, не можем и представить себя подвизающимся в меру монахов древнего Печерского монастыря. Однако души наши подвержены тем же грехам и страстям, и рассказ о враждовавших Тите и Евагрии звучит все так же актуально, как и 800 лет тому назад.

Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, имевшими единодушие и любовь между собой. Затем братская их любовь сменилась враждой и ненавистью. В патерике не сказано о причине их раздора, но указан виновник – дьявол, ненавидящий всякое добро и вложивший в их сердца злобу. Враждовавшие братья не могли выносить даже вида друг друга. «Когда Тит шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же не отбегал, то Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени во мраке греховном: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь при причастии».

Тит рассказал братии, что, увидевши на одре болезни Ангелов, плачущих о его душе, и бесов, радующихся его гневу, он начал молить брата о прощении. Когда же тот не простил его, явился Ангел немилостивый с пламенным копьем, ударивший Евагрия. Титу же Ангел подал руку и поднял его.

Рассказ о Тите и Евагрии, имевших вражду между собою, завершается наставлением епископа Симона к брату Поликарпу: «Берегись ее и ты, брат, не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: "Да не зайдет солнце во гневе вашем"». Наставление это обращено и ко всем нам, особенно в дни накануне Прощеного воскресенья.

Похожая притча

Были два брата по духу, Евагрий-диакон и Тит-поп. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились единодушию их и безмерной любви. Ненавидящий же добро дьявол, который всегда рыкает, как лев, ища кого поглотить, посеял между ними вражду, и такую ненависть вложил он в них, что они и в лицо не хотели видеть друг друга. Много раз братья молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели.

Когда Евагрий стоял в церкви, а Тит в это время шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в мраке греховном. Приступали к Святым Тайнам, – Тит, не прося прощения, а Евагрий, – гневаясь. До того вооружил их враг.

И ужаснулись мы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого, и со многим плачем погребли мы Евагрия, рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты.

Тогда спросили мы Тита: «Что случилось?» Тит же рассказал нам так: «Видел я, – говорил он, – ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся гневу моему, и тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и, когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвым, мне же он подал руку и поднял меня». Мы же, услышавши это, убоялись Бога, сказавшего: «Прощайте – и прощены будете». Ведь сказал Господь: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Ефрем же говорит: «Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких».

И если этот Евагрий, ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит – горе лютое ему, побежденному такою страстью!

К Поликарпу. Берегись ее и ты, брат, и не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: «Да не зайдет солнце во гневе вашем». Слава Ему с Отцом и со Святым Духом ныне и присно!

Источник: СПб.: Наука, 1997. – Т. 4: XII век. - Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева

Похожая притча

Одно из слов древнего Киево-Печерского патерика, названное «О двух братьях Тите попе и Евагрии диаконе», учит любви и прощению. Преподобный Тит пресвитер, мощи которого покоятся в Ближних пещерах, входит в собор печерских святых. Посмертная участь Евагрия нам неизвестна – как написал автор патерика, «горе лютое ему, если он ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит».

Некоторые повествования Киево-Печерского патерика кажутся нам очень далекими от нашей жизни и ее насущных проблем. Мы живем в другую эпоху, не имеем веры святых отцов, не можем и представить себя подвизающимся в меру монахов древнего Печерского монастыря. Однако души наши подвержены тем же грехам и страстям, и рассказ о враждовавших Тите и Евагрии звучит все так же актуально, как и 800 лет тому назад.

Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, имевшими единодушие и любовь между собой. Затем братская их любовь сменилась враждой и ненавистью. В патерике не сказано о причине их раздора, но указан виновник – дьявол, ненавидящий всякое добро и вложивший в их сердца злобу. Враждовавшие братья не могли выносить даже вида друг друга. «Когда Тит шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же не отбегал, то Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени во мраке греховном: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь при причастии».

Тит рассказал братии, что, увидевши на одре болезни Ангелов, плачущих о его душе, и бесов, радующихся его гневу, он начал молить брата о прощении. Когда же тот не простил его, явился Ангел немилостивый с пламенным копьем, ударивший Евагрия. Титу же Ангел подал руку и поднял его.

Рассказ о Тите и Евагрии, имевших вражду между собою, завершается наставлением епископа Симона к брату Поликарпу: «Берегись ее и ты, брат, не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: "Да не зайдет солнце во гневе вашем"». Наставление это обращено и ко всем нам, особенно в дни накануне Прощеного воскресенья.

Читайте также: