Притча о детях сократ
Обновлено: 14.11.2024
Был у Сократа молодой друг по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил:
– Скажи, знаешь ли ты, что такое справедливость?
– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.
– А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
– Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?
– Нет, пожалуй, что, справедливо.
– А если он будет грабить и разорять их землю?
– А если будет обманывать их военными хитростями?
– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.
– Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой?
– Нет, пожалуй, что, справедливой.
– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?
– Нет, тоже справедливым.
– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве?
– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.
– Очень хорошо. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?
– Думаю, что знаю, хотя почему-то уже не так в этом уверен.
– Так что же это такое?
– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло. Пища или питьё, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.
– Очень хорошо, про пищу и питьё я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведёт ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?
– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?
– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением. Здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?
– Да, я вижу, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо!
– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум?
– Тогда – красота, сила, богатство, слава!
– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.
– Ну, коли так, – уныло сказал Красавец, – то я даже не знаю, о чём мне молиться богам.
– Не печалься! Просто это значит, что ты ещё не знаешь, о чём ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?
– Из кого же состоит народ?
– Из бедных и богатых.
– А кого ты называешь бедными и богатыми?
– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.
– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?
– Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.
– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?
– Нет, Сократ, уж лучше не надо. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.
– Не отчаивайся! О народе ты ещё подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?
– Думаю, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.
– А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой – ненарочно, то какой из них грамотней?
– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.
– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!
– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!
Интервью с Богом
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.
- Так ты хочешь взять у меня интервью? - Бог спросил меня.
- Если у тебя есть время, - сказал я.
- Мое время это вечность. Какие вопросы ты хотел мне задать?
- Что больше всего удивляет тебя в людях?
- Им наскучивает детство, они спешат повзрослеть, а потом мечтают опять стать детьми.
- Они теряют здоровье, зарабатывая деньги. А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.
- Они так много думают о будущем, что забывают настоящее настолько, что не живут ни в настоящем, ни в будущем.
- Они живут так, как будто никогда не умрут, а умирают так, как будто никогда и не жили.
Он взял меня за руку, и мы помолчали.
И тогда я спросил:
Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел преподать твоим детям?
- Пусть знают, что невозможно заставить кого-то любить их. Все, что они могут сделать, это позволить себе быть любимыми.
- Пусть знают, что не стоит сравнивать себя с другими.
- Пусть учатся прощать, прощая.
- Пусть помнят, что ранить любимого человека можно за несколько секунд, но чтобы залечить эти раны, могут потребоваться долгие годы.
- Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше, но тот, кто нуждается в меньшем.
- Пусть знают, что есть люди, которые их очень любят, просто они еще не научились выражать свои чувства.
- Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже. а видеть это по-разному.
- Пусть знают, что простить друг друга недостаточно, надо также простить самих себя.
- Благодарю за твое время, - сказал я робко. - Есть ли еще что-то, что ты хотел бы передать своим детям?
Бог улыбнулся и сказал:
- Пусть знают, что я здесь для них. всегда.
Притча о трёх ситах Сократа
Прежде, чем что-либо сказать - подумай трижды!
Один человек пришел к Сократу и спросил:
- А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
- Нет. Просто я слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить.
Похожая притча
— Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого опасаться?
— Вначале скажу тебе кого нужно опасаться, — сказал старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладёт перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе своё необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!
— Как же так, старче? — удивился ученик. — Объясни мне!
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец со вздохом.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!
Думай о хорошем
Жила-была старушка, которая всё время плакала. Дело было в том, что ее старшая дочь вышла замуж за торговца зонтами, а младшая — за торговца лапшой.
Когда погода была хорошая и светило солнце, она расстраивалась и думала: «Как же плохо! Погода такая хорошая, что у моей дочки в лавке никто не купит ни одного зонтика от дождя!».
Если же погода была плохая, и шел дождь, она опять плакала, на этот раз из-за младшей дочери: «Если лапша не высохнет на солнце, младшая дочь не продаст ее. И будет худо».
И так она горевала каждый день при любой погоде.
Однажды ей встретился путник, которому стало жаль старушку, и он поинтересовался, почему она так страдает. Женщина выложила ему все свои горести, но путник лишь улыбнулся и сказал:
— Ты только измени свой образ мыслей, погоду ведь никак не изменишь, больше думай о хорошем, и тогда вместо грусти к тебе будет приходить радость. Когда светит солнце, думай о лапше и радуйся за младшую дочь. Когда же идет дождь, думай о зонтиках старшей дочери.
Похожая притча
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
Высшая мудрость — различать добро и зло.
Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.
Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.
Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.
Если кто-то ищет здоровье, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, только тогда ты сможешь ему помочь.
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
Если тебе ответили молчанием, это еще не значит, что тебе не ответили.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Если человек следит за своим здоровьем, трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
Зависть – это язва души.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Красота – это королева, которая правит очень недолго.
Кто мудр, тот и добр.
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
Мудрость — царица неба и земли.
Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить.
Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
ЕЩЁ БОЛЬШЕ [SHIFT] ПОКАЖЕТ МАКСИМУМ МАКСИМУМВаятель должен во внешности выражать душевную деятельность.
Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Высшая мудрость — различать добро и зло.
Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.
Государственные законы - это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться.
Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.
Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Женишься ты или останешься холостяком - всё равно придётся раскаяться.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
Красота - это королева, которая правит недолго.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
Кто что знает, в том он и мудр.
Лучшая приправа к пище - голод.
Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья.
Мудрость — царица неба и земли.
Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей.
Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде.
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона.
Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение.
Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству.
Сократить свои расходы - это брать в долг у самого себя.
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.
Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости.
Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
Хороший советчик лучше любого богатства.
Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.
Похожая притча
Сократ - Один из родоначальников диалектики как метода познания истины путем наводящих вопросов.
Все в мире взаимосвязано
Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.
— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?
— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. А как уж каждый из нас будет ухаживать за своими посевами — это другой вопрос.
Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних, и помогать им добиваться успеха. Потому что чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все взаимосвязаны в этом мире.
Читайте также: