Притча о деревьях выбирающих себе царя

Обновлено: 14.11.2024

Притча о деревьях, а точнее, рассказ или басня - первая из числа тех, что встречается в Библии. Многие знают о притчах, которыми говорил с народом Иисус и очень немногие – о притчах, которыми говорят с народом в Ветхом Завете. Они как-то теряются на фоне первых, хотя не менее поучительны, чем новозаветные, и столь же глубоки.


Впервые с народом заговорил притчей младший сын шестого ветхозаветного судьи Гедеона – Иофам. Заговорил в те времена, когда люди жили не по закону, а по понятиям (а мы – по законам?). Послушаем притчу, мимо которой когда-то прошла, изучая Ветхий Завет, а сегодня споткнулась об нее и удивилась, как же я могла пройти мимо.


В ней столько смыслов и столько параллелей с нашим временем, как и вообще с любым, какие бы времена ни были на дворе – сегодняшние, вчерашние, завтрашние. Каждый может истолковать притчу о деревьях по-своему, в том числе попытаюсь и я. Но сначала притча, как она изложена в книге Судей Ветхого Завета (глава девятая).


«Пошли некогда деревья помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали деревья смоковнице: иди ты, царствуй над нами.


Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали деревья виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?


Наконец сказали все деревья терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревьям: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».


А разговору с народом притчей предшествовала довольно неприглядная история, которыми Книга Судей, больше, чем любая другая из книг Ветхого Завета, полна жестокости и убийств, потому что каждый поступал так, как считал справедливым


Справедливость вообще очень странная штука, круто замешанная на мести, требующей, чтобы кто-то заплатил за все. Гедеон, победив врагов народа израильского, ушел к себе домой. Израильтяне просили его стать царем над ними, но жил он как восточный владыка: у него было все - много жен, от которых прижил семьдесят сыновей, богатство, уважение.


И зачем ему было взваливать на себя такую ношу – царствовать над народом. Он просто будет жить в свое удовольствие среди многочисленных жен и детей, ни в чем себе не отказывая. К власти он не стремится. А народ хотел правителя.


И был у Гедеона один сын, который произошел не от дома отца – Гедеона, а от дома матери - рабыни из языческого ханаанского племени, жившего в городе Сихеме. По тогдашним понятиям – паршивая овца.


И пришел этот сын по имени Авимелех в Сихем со словами, что он - брат их, поскольку мать его происходит из рода их, и просит поставить его над собой царем, а всех, не единокровных с ними детей Гедеона, убить. И народ соглашается на это.


Дает ему денег из своего языческого храма, чтобы он нанял убийц для истребления остальных семидесяти сыновей. Авимелех так и поступает: нанимает убийц, которые всех его братьев убивают. Кроме одного – Иофама. Бедный Иофам, увидев страшную резню, успел убежать и скрыться. Авимелех возвращается в Сихем с победой и народ торжественно поставляет его на царство.


Когда Иофам узнает, что народ Сихема помазал Авимелеха над собой царем, он приходит на священную гору Гаризим, с которой когда-то говорил Моисей о двух путях жизни. Он хочет отмщения за своих невинно убиенных братьев, жаждет справедливости и начинает громко кричать, чтобы его услышали. Он рассказывает ту самую притчу о деревьях, чтобы предупредить народ об их ответственности за сделанный выбор.


Притча о деревьях замечательная и главная мысль в ней та, что к власти стремятся лишь те, кто ничего из себя не представляют – тернии. Тернии, которых стала производить земля после грехопадения. Они годятся только на то, чтобы ими топить печь, потому что хорошо горят.


Тот, кто что-то из себя представляет: маслина, из которой люди производят масло; смоковница, приносящая людям сладкий и вкусный плод; виноградная лоза, дающая вино и веселящая душу человека – никто не соглашается променять свое место на другое, весьма сомнительное – властвовать над деревьями. Они все считают себя выше этого.


И только тот, кто ни на что другое не годен, соглашается начальствовать, хотя к нему деревья обращаются в самую последнюю очередь, потому что кому-то же надо царствовать! Презренный терновник, под которым Иофам недвусмысленно имеет в виду Авимелеха, не просто соглашается быть помазанником Божиим, т.к. считает, что это как раз и есть его место.


Он ставит деревьям условие: покоиться в его тени (. ), иначе он грозит им бедой – огнем и пожаром, что было вовсе не голословной угрозой и скоро исполнится. Заканчивает свою речь Иофам укором народу за неблагодарность, поскольку его отец, Гедеон, спас их в свое время от врагов, и проклинает народ за сделанный выбор. Проклятие исполняется, но… не сразу.


Придя к власти, Авимелех устанавливает жестокий террор. Три года кровь его братьев оставалась неотмщенной, он правил сихемцами так, как считал нужным, подавляя несогласных мятежников огнем и мечом и приручая своих сподвижников деньгами и хлебными местами.


В конце третьего года народ начал войну против Авимелеха, потому что Авимелех поставил своих бандитов на самые «доходные» дороги, по которым шли богатые караваны с золотом и богатством. Они их грабили и обогащались. Скоро дороги оскудели, караваны перестали по них ходить и народ восстал.


Нашелся среди народа и тот, кто стал подбивать свергнуть царя. Авимелех узнал о готовящемся мятеже и всех, кто пытался выступить против него, уничтожил, чтобы и другим было неповадно выступать. И на том месте, где уничтожил первых мятежников, посыпал землю солью, чтобы ничего уже на ней не произрастало.


Потом он увидел тех, кто не успел убежать и укрылся в башне. Авимелех поджег башню и все, кто в ней находился, тоже погибли. Так царь уверовал в свою безнаказанность и решил действовать уже открыто – жечь и убивать всех подряд.


Оставшийся народ укрылся в другой башне. Авимелех открыто подошел к ней, чтобы поджечь, как и предыдущую. Но тут одна женщина, находящаяся на верху башни, бросила на него сверху жернов и разбила ему череп.


Умереть на поле боя – трагедия, но умереть от руки женщины – позор. Чтобы этого не случилось, Авимелех подзывает к себе своего слугу и велит ему убить его кинжалом, что тот и исполняет.. Спасшийся народ тихо расходится по своим домам…


«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Аз воздам». Итак, если враг твой голоден – накорми его; если жаждет – напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».


Не сразу, и не все несправедливости и преступления получают по заслугам и раскрываются, но рано или поздно наступает время, когда кто-то платит за все. Авимелех получил позорную смерть от руки женщины, хотя рассчитывал властвовать долго и счастливо.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

В одном лесу росли три дерева. У каждого была мечта, каждому виделось будущее прекрасным. И каждое получило не только то, о чем мечтало, но и несравненно большее! Но только не так, как им это виделось на земле.

Первое дерево хотело стать когда-нибудь дорогим ковчегом, украшенным красивой резьбой, в котором хранилось бы драгоценное сокровище. Это было его мечтой.

Второе хотело стать в руках хорошего мастера большим кораблем, мощным и красивым, величественным, который возил бы в путешествия царей и больших вельмож.

Третье дерево сказало, что единственное, чего оно хочет, – стать самым высоким и мощным деревом в лесу, чтобы люди, завидев его на вершине горы, задумывались о небесах и Боге.

Годы летели, и всё пошло не так. Появились дровосеки и срубили первое дерево. Оно хотело стать дорогим ковчегом, красиво украшенным, чтобы хранить внутри себя сокровища, а дровосеки сколотили из него жалкую кормушку для скота… убогие ясли для соломы и поставили их в хлев.

Второе дерево, хотевшее стать величественным кораблем для царских путешествий, стало утлой рыбацкой лодочкой, которую бедные рыбаки приобрели себе для промысла.

Третье дерево, хотевшее стать самым высоким в лесу, было срублено плотником, который отнес его к себе и поставил в сарай подсохнуть.

Пролетели еще годы, и деревья, разочарованные тем, как повернулись события, даже забыли свои мечты…

И вот однажды вечером мужчина и Дева зашли в тот хлев, где стояли деревянные ясли. В хлеву том Дева родила Мальчика, Которого положила в ясли, сделанные из первого дерева. То были Иосиф и Пресвятая Богородица, а в ясли пожили не только золото и драгоценности, принесенные тремя волхвами, но и Самого Бога, соделавшегося Человеком ради нас. Так эти ясли удостоились принять в себя Сокровище сокровищ – Самого Бога!

В маленькую лодочку, сделанную из второго дерева, спустя много лет вошли рыбаки. Один из них, устав, прилег отдохнуть. Вышли они на простор морской, и поднялась сильная буря. Утлая лодочка не была столь крепкой, чтобы вынести ветер и удержаться на волнах. Тогда рыбаки разбудили Спавшего. Он проснулся и запретил бурному морю: «Умолкни, перестань!» И на море тотчас же сделалась тишина… То был Сам Иисус Христос со Своими учениками на озере Генисаретском. И второе дерево, так хотевшее стать большим кораблем, который возил бы по свету больших вельмож и царей, удостоилось везти Царя царей, Самого Бога, и Его «вельмож» – апостолов!

Третье дерево, поставленное сушиться в сарае плотника, однажды было взято, и из него соорудили высокий Крест. А на Кресте том распяли Христа. И дерево это стало намного выше, чем мечтало когда-то: оно достигло самых небес и держало на себе Бога! И стало оно, как мы поем в одном тропаре, «подобно небесам» [1] .

Никогда не надо забывать: то, что готовит нам Бог, всегда в тысячи раз лучше и полезнее для нас

Вот так наконец каждое дерево из нашей сказки получило не только то, о чем мечтало и чего чаяло, но и гораздо большее! Хотя и не в том виде, в каком им это виделось на земле.

История эта учит нас, что мы не знаем, какова воля Божия о каждом из нас. И тем не менее никогда не надо забывать: то, что готовит нам Бог, всегда в тысячи раз лучше и полезнее для нас.

Нам надо мечтать. О хорошем. И не забывать, что дела часто идут не так, как мы хотим, но Бог всё устраивает гораздо лучше, чем мы можем себе представить.

Читайте также: