Притча о цветке основная мысль

Обновлено: 17.05.2024

Вид урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Форма урока: урок-беседа.

Цель урока: чтение и идейно-художественный анализ сказки-были Андрея Платонова “Неизвестный цветок”.

1. Познакомить с писательской судьбой Андрея Платонова.

2. Расширить представление о литературной сказке.

3.Активизировать познавательную деятельность с помощью ТСО.

4. Раскрыть учащимся понятие “деятельное сострадание”.

5. Обучить навыкам выразительного чтения.

6. Познакомить учащихся со способами авторского отношения к персонажам произведения.

1. Развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения.

2. Развивать умения определять основную мысль сказки-были.

3. Развивать творческие способности учащихся.

4. Развивать умения ориентироваться в тексте художественного произведения.

5. Обогатить словарный запас учащихся.

6. Развивать навык диалогового общения.

1. Расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать.

2. Воспитывать в детях любовь к Отечеству.

3. Воспитывать читательский вкус.

4. Воспитывать доброжелательные отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества.

- беседа с элементами диспута;

- художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации;

- использование компьютерных технологий;

- индивидуальное творческое задание;

- словарная работа (притча, сказка-быль, олицетворение, эпитет, гармония, пионер);

- музыкальное сопровождение текста.

1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация MickrosoftPowerPoint, экран.

2. Портрет писателя.

3. Толковый словарь С.И.Ожегова.

4. Учебник (текст сказки-были А.Платонова “Неизвестный цветок”).

5. Выставка книг А.Платонова.

6. Иллюстрации к произведению.

7. 3-4 цветка-конструктора с ключевыми словами на лепестках.

9. Рисунки детей к сказке.

I. Организационный момент.Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ произведения.

- Здравствуйте, ребята. Начать сегодняшний урок хочу со строчек стихотворения Л.Татьяничевой: (Слайд 1)

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Как вы понимаете слова “Хорошеть самому?” Если делать людям добро, то человек сам становится добрым.

Добро всегда побеждает зло.

Доброта делает человека красивым и радостным, счастливым.

Делать добро для друзей и окружающих.

II. Подготовительная работа к анализу художественного текста.

- Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?

- Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная.

Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.

- Я приглашаю вас на выставку “Известные” цветы”. (Слайд 2). Великий французский художник Клод Моне рисовал цветы на протяжении всей своей жизни: чаще садовые и полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Даже членов своей семьи он писал в окружении цветов, подчёркивая тем самым свою искреннюю любовь к ним. Охарактеризуйте увиденные “известные” цветы, записав в таблицу художественные определения.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Каким средством пользовались творцы живописи? Кистью, красками.
Как и с помощью чего мы с вами охарактеризовали увиденные образы? С помощью прилагательных.
Вспомните, что такое эпитеты? Образное определение предмета.
“Известные” цветы Определения (эпитеты)
Клод Моне “Подсолнухи” (Слайд 3) Сочные, яркие, крепкие, осенние
Клод Моне “Хризантемы” (Слайд 4) Нежные, тонкие, хрупкие, красивые
Клод Моне “Ваза с цветами” (Слайд 5) Нежные, пушистые, живые
Клод Моне “Ваза с маками” (Слайд 6) Увядающие, поникшие

К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”.(Слайд 7)

- Этот цветок не похож на другие. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков.Он из сказки А.Платонова “Неизвестный цветок”. Значит, он сказочный. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.(Слайд 8)

- Сказка-это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. В конце работы мы дадим ответ на вопрос: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов?

III. Изучение нового материала.

- Посмотрите, пожалуйста, на портрет.(Слайд 9). Это Андрей Платонович Платонов.

А. П. Платонов-очень самобытный писатель. Уже при жизни он выпустил 23 книги; некоторые из них были известны во всем мире. Однако у нас в стране имя Платонова было мало знакомо широким читательским кругам. Но в этом нет вины самого писателя. Его произведения не по таланту редко и скупо печатали, а некоторые из них увидели свет лишь в наше время.

Приём “ Верные или неверные утверждения”:

Один из учеников читает утверждение, подготовленное дома, учащиеся отвечают “верно” или “неверно”. Если “неверно”, то даётся правильный ответ.

Писатель родился в предместье Воронежа? Верно.
Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Верно.
Его отец – учитель? Нет. Отец его паровозный машинист, слесарь железнодорожных мастерских.
Верно ли, что Платонов - настоящая фамилия писателя? Нет.Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Настоящая фамилия- Климентов.
Учитель:Каково значение слова псевдоним? (Слайд 10). Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.
(Слайд 11).Одно время семья состояла из 10человек, а работал только отец. Верно.
В 1920 году был делегатом 1 Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве. Верно.
Учитель:Непохожим ни на кого был сам писатель Андрей Платонович Платонов. На 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в анкете на вопрос: “Каким литературным направлениям вы сочувствуете?” - Платонов ответил: “Никаким, имею свое”.
Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным журналистом, работал в газете “Труд”. Нет. Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным журналистом, сотрудничал в “Красной звезде”.
(Слайд 12).Учитель:Виктор Полторацкий, знавший Платонова по Курской дуге летом 1943 года и во время наших наступлений на Украине весной 1944 года, вспоминал впоследствии: “Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха-крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству”.
В последние годы жизни занимался переложением русских народных сказок? Верно. При поддержке М.А.Шолохова он издал книги “Финист-Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.
Сказка – быль “Неизвестный цветок” написана в 1948 году? Верно.(Слайд 13).Учитель:Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил шестилетней дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова.Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя.

Аналитическая работа по тексту.

Беседа с элементами диспута.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем.
Какими чертами обладает любая сказка? (Слайд 13). - вымысел;

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

2. Разговор с девочкой.

3. Новая жизнь пустыря.

- трудился день и ночь;

- нуждался в жизни;

- превозмогал терпеньем свою боль;

- постоянно старался расти;

приютилось рос, собирал,

сторожилтрудился, томиться, радовался

“Он рос один на пустыре. ”. “Лишь один ветер гулял по пустырю”. “Меня никто ни зовет”.

Ему не просто было трудно - жизнь его было тяжелой, он страдал.

“. нечем ему было питаться в камине и в глине ; капли дождя, упавшие с неба , скользили по верху земли и не проникали в его корни”.

Цветок отчаянно боролся за жизнь:

старые серые камни

Автор перечисляет трудности в жизни цветка и сочувствует ему.

Автор использует эпитеты: мертвая (глина), сухие (пылинки), голый (камень).

- Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок.Послушаем диалог Даши с цветком.Звучит музыка.

Даша: Отчего ты такой? Я никогда не видела такого цветка.

Ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке.

Даша: А отчего ты на других непохожий?

Почему ты молчишь?

Цветок: Я впервые близко слышу голос человека.

А такой я потому, что мне трудно.

Даша: А как тебя зовут?

Цветок: Меня никто не зовет. Я один живу.

Даша: Тут камень. Тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Даша погладила цветок.

Аналитическая работа по тексту.

Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

Тучная земля - плодородная земля.

Превозмогать - пересиливать, например, боль.

Глодать - грызть, тщательно объедать.

Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.

Благоухание - аромат, приятный запах.

(На экран выводится иллюстрация к эпизоду “Приход пионеров на пустырь”).

- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?

- Как художник изобразил необыкновенность цветка?

- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

Аналитическая работа по тексту.

-Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина- главное для нас.

-Человек должен трудиться, не быть ленивым. Такой человек преодолеет все жизненные неприятности.

- Надо трудиться, никогда не падать духом, быть сильным, чтобы преодолеть все препятствия.

Надо жить, не обижая природу, помогая ей – только в единении с ней можно достигнуть гармонии.

Составление синквейна по сказке-были “Неизвестный цветок” А.П.Платонова.(Слайд 31).

- Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев.

1. Что или Кто?
2. Какой?
3. Что делает?
4. Вывод, своё отношение.
5. Синоним-ассоциация.

Примеры синквейнов, составленных ребятами:

Цветок
Терпеливый, сильный
Грустит, трудится, живёт.
Днём цветок сторожил ветер, а ночью – росу.
Сила.

Даша
Добрая, отзывчивая
Помогает, помнит, надеется.
Добрая душа – хороший результат.
Надежда.

Цветок
Одинокий, терпеливый
Страдает, трудится, стремится.
Он любит жизнь.
Герой.

Прочитать несколько синквейнов, отметить учащихся, которые хорошо работали на уроке.

IV. Подведение итогов урока.

Платонов стал одним из немногих писателей, кто утверждал мысль о ценности человека, личности, индивидуальности. Неслучайно одним из его псевдонимов был Человеков.

В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова:

- о победе человека над смертью,

- об огромной силе созидающего труда,

- о великом братстве всего во Вселенной,

- о превращении “скучного”, сонного мира в мир одухотворенный, звучащий - мир гармонии.А. Платонов в своих произведениях открывает истинный смысл и правду жизни. Показывает, какая это радость, понять мир и помочь ему стать лучше.

- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ф.И. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить. ”

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
Увечных слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело

V. Домашнее задание:

- Дома я предлагаю вам поразмышлять над творческим вопросом: “Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?”

Выявление литературных параллелей.Сопоставьте стихотворениеН.Заболоцкого со сказкой-былью “Неизвестный цветок” и отыщите общее в описании этих двух растений.

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь –
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.

– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

– Вспомним, что такое аллегория?

Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.

– Где мы встречаем приёмы аллегории? (Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Легенда о Данко», в баснях, притчах). Абрамов «О чём плачут лошади».

– Чем отличается притча от басни?

Вывод: Притча – маленький, нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, прямого наставления. В обычной житейской ситуации скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. «Кто имеет уши да услышит», «Кто имеет глаза да видит», – слышим мы в Христовых притчах.

Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.

– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)

Анализ притчи

1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).

2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).

3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе . ).

В чём актуальность этой притчи?

Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.

Какие вы ещё знаете?

4) Притча «О блудном сыне».

5) Притча «О милосердном самарянине».

Какой урок можно из них извлечь?

(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).

Учитель: Библейские сюжеты, притчи можно встретить в русском языке и литературе. Это Пушкин «Станционный смотритель». Абрамов «О чём плачут лошади?»

Послушайте стихотворение И.Бунина «Цветы и шмель»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной .
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.

Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.

Работа в группах (три группы по 8 человек)

Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.

Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.

Инструкция по работе в группах:

  1. Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
  2. Выступление учащихся в группе.

Притча № 1 «Гвозди»

Притча № 2 «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс»

Притча № 3 «Всё в твоих руках»

Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.

Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой

В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода . Длительная дорога на автобусе . И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.

Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь .

Выводы выступающих в группах

Первая притча «Гвозди»

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

«Учитесь властвовать собою» (А.Дементьев)-звучит стих.в исполнении уч-ся.

Вторая притча «Следы на песке»

В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.

Третья притча «Всё в твоих руках»

Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.

Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.

Похожая притча

- на основе сопоставления рассказа и притчи выявить истинный смысл понятий:

"добро", "зло", "милосердие", "сострадание";

- воспитание чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострада-

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

Гуманизм - гуманность, человечность в отношении к людям.

Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или мо-

2) Магнитофон.

3) Неизвестный цветок.

О маленький цветок, когда бы понял я,

Что ты во всём с корнями вместе значишь,-

Мне стали б ясными и Бог, и человек.

Жизнь ничего не даёт без тяжких трудов

1. Слово учителя.

Тема нашего урока сформулирована словами русского поэта Ф. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то мы увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь. На этом уроке мы постараемся провести литературное исследование по сопоставлению сказки А. Платонова «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянине.

На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания и по тематике, и по системе персонажей. Казалось бы, что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далёкие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой А. Платонова, события которой происходят в ХХ веке? Но надо вспомнить, что библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями в области литературы.

Книги А. Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям. И основным мотивом, который можно проследить почти во всех произведениях Платонова - это мотив уникальности, единичности всего существующего. В центре внимания писателя может оказаться камень, лежащий на дороге, растущий среди травы цветок, воробей, человек, облако. Платонов «собирает» в своих произведениях всё, что ускользает в нашей повседневной жизни от привычного взгляда, более того, он показывает уникальность, глубокую индивидуальность и неповторимость всего существующего.

11. Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана Платоновым в 1950г., в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью, об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной, о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворённый, звучащий - мир гармонии.

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Прочитайте первые две фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле.»

- Какое чувство возникает у вас при чтении этих строк?

(чувство щемящего одиночесва, это вечная тоска сиротливых душ, живу-

щих на земле).

- Что можно почувствовать в этом описании?

(грусть, печаль, тоску).

- Какие слова в первых двух предложениях помогают нам понять настроение автора: маленький - никто - на земле.

- Почему важным для нас оказалось не только слово маленький, но и слово на земле?

- Какое прилагательное хочется добавить к слову земля?

Маленький цветок - на (огромной) земле.

Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

- В каких условиях рос цветок? (Рос на пустыре, где «трава не росла, а лежали лишь одни камни», где «была сухая мёртвая глина»; ему «нечем питаться»).

- Как вы понимаете слова «нуждался в жизни» ?

(Очень хотел жить, старался победить смерть.)

- Какое слово настойчиво повторяет Платонов в этой части сказки?

(«жизнь», «жить»; даже запах цветка - как зовущий голос маленькой неизвестной жизни).

- А что является источником этой жизни?

(каждодневный труд, терпение, упорство).

- Найдите глаголы в этой части сказки и понаблюдайте за их ролью.

(«сторожил», «трудился», «собирал», «превозмогал», «радовался»).

Вывод: Глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все трудности.

- Как можно одним словом передать такую жизнь цветка?

Найдите слова, однокоренные с этим прилагательным

(труд - трудиться,- трудно,- труженик).

Вывод: Мы видим, что понятие труд - одно из ключевых в сказке. Автор неоднократно подчёркивает, что только напряжённый, мучительный труд поможет цветку преодолеть все препятствия.

- Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности?

(Тезис, заранее записанный на доске: «чтобы преодолеть враждебные силы природы, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться».)

Обращение к эпиграфу Горация.

Вывод: Мир Платонова - мир всеобщего сиротства и разобщённости. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Мир словно разбит на кусочки и «немое горе вселенной… может понять, высказать и одолеть лишь человек и в этом его обязанность» («Афродита»).

Вот почему в сказке появляется девочка Даша и другие дети, помогающие цветку выжить.

- В какой момент мы знакомимся с Дашей?

(она живёт в пионерском лагере, вдали от мамы).

- О чём она беспокоится?

(чтобы скорее дошло её письмо).

- Как это её характеризует?

(очень любит маму, скучает по ней, тяжело переживает разлуку).

- Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?

(её душевное состояние созвучно грустному настроению цветка).

- Отчего девочка вспоминает сказку о розе?

(её рассказывала мама; в ней тоже речь шла о цветке, «который всё грустил по своей матери»).

- Давайте послушаем о чём они ведут свой первый разговор? (инсценировка)

- Как она поступила, увидев необычный цветок?

(не сорвала, а «спросила»…, «склонилась», «поцеловала» его, Даша пожалела цветок и решила ему помочь).

- Как Даша решила помочь своему новому другу?

(привела пионеров, которые «четыре дня работали, удобряя землю на пустыре». Ребята хотели, чтобы «земля стала доброй» и цветку стало легче расти.)

- Как сложились их отношения после разлуки?

Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке»; девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь её помощь).

- Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб. Можем ли мы сказать, что он зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны?

(нет, он возродился; добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, ещё лучше, сильнее, прекраснее).

Вывод: Так цветок- труженик нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.

Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.

- В чём проявилось сострадание Даши?

(она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное сострадание, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, стала ему близким, любящим настоящим другом).

Поступок Даши – это деятельное сострадание то, что даёт человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

111. Чтение учителем притчи о добром самарянине.

- Каковы её главные герои?

(самарянин и человек, пострадавший от разбойников).

- Что о них известно?

(самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему).

Самарянин – единственный, кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде.

Самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

- Другой герой – «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами учшли.

- Почему у него нет имени?

(на его месте мог оказаться любой человек).

- Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

(первым увидел священник: «увидел и прошёл мимо».

Потом помощник священника, который «подошёл, посмотрел и прошёл мимо».

А самарянин «…увидел и сжалился, подошёл… и позаботился о нём».

Он не только перевязал раны, но и отвёз пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

- Почему он не прошёл мимо, как сделали это другие?

(пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым).

Самарянин оказался добрее, милосерднее.

- Чему учит притча? Какова её главная мысль?

( «Люби ближнего своего»… Даже если человек незнакомый, чужой.)

(Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание).

Вывод: важнее не имя человека и слова, а его поступки.

- Кого можно назвать ближним?

(это близкие, родные люди).

Ближний тот, кто пришёл на помощь; «оказавший милость».

Человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

Индивидуальное задание – Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат, как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками.)

1У. Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объеденяет эти произведения? Как притча помогает понять сказку? Можно ли эту сказку считать притчей?

Сначала сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и «неизвестный цветок». Есть ли общее между ними?

(В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имён.)

Эпитеты «добрый» и «неизвестный» помогают понять поступки героев, особенности их характеров.

У. А теперь вернёмся к предмету нашего исследования: можно ли говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой?

(Они рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)

- Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее?

(Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась.).

- Зачем вернулась? Что значит это возвращение, хотя на первый взгляд, они и так оказали посильную помощь?

(Добро не имеет меры; хотели убедиться не нужна ли ещё помощь; это возвращение – зов совести, зов доброго сердца.)

- Обратите внимание на заключительные строчки каждого из произведений: у Платонова: «Он (цветок) зовёт к себе безмолвным голосом благоухания…», в притче: «Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».

- А как? (оказывай милость, твори добро).

- Почему это необходимо?

(Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовёт «безмолвным голосом». Надо уметь разглядеть страдающего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего).

- А теперь подумайте, можно ли сказку Платонова назвать притчей. Один из исследователей сказал, что «Неизвестный цветок» - это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей.

- А с кем можно сопоставить историю жизни цветка? (С жизнью человека)

Жанровые особенности приближают сказку к притче, так же заставляют видеть в герое сказки именно человека, а его судьбу соотносить с человеческой жизнью.

Цветок – один из самых кратких по времени жизни растений, в то же время он символ «победной» красоты жизни.

Обращение к 1 эпиграфу.

Теннисон сказал, что если бы нам удалось понять хотя бы один цветок, мы бы знали, кто мы есть и что собою представляет весь этот мир.

- Почему Платонов обращается к детям? Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира?

(Они ещё только постигают жизнь, учатся различать добро и зло, поэтому автор ненавязчиво помогает сделать детям правильный нравственный выбор. Детское сердце более открыто для добра, любви, справедливости.

Платонов связывает особые надежды с детьми. «Большие только предтечи, а дети – спасители Вселенной», - писал Платов в статье «Знамёна будущего»).

- Посмотрите на цветок, нарисованный на доске. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора, только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? (хорошее имя любовь).

- Что значит любить? В чём проявляется любовь? (лепестки на цветке).

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя.

И закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любть без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорблённых,

И согревать, и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

А дома я предлагаю вам написать сочинение-размышление «Зачем, по мнению автора, нужно любить?»

Похожая притча

Еще один вариант использования компьютерных технологий – это работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянская, С.А Лукьянов.)

Вопросы к тексту (в виде компьютерного теста):

1. Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.

Мы рассмотрели несколько вариантов применения компьютерного обучения на уроке русского языка. Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какая из самых существенных черт любой технологии является признаком компьютерных технологий?

2. На какие три большие группы делятся компьютерные программы, применяемые в современном обучении?

3. На каком этапе урока русского языка можно использовать компьютерные программы?

4. Приведите примеры известных вам компьютерных обучающих программ.

5. На каком этапе урока с компьютерной поддержкой возможна такая работа:

1) Самостоятельно изучите первую часть опорного конспекта;

2) Нажмите на клавишу «пробел» и прочтите задание:

Пользуясь опорным конспектом, укажи в данных предложениях причастия и те слова, которые к ним относятся.

3) Опять нажмите на клавишу «пробел» [Слева на экране появляется первая часть опорного конспекта без примеров, а справа предложения].

а) Он видит между деревьями большую площадку, среди которой устроены качели и гимнастика и где возвышается высокий, выкрашенный зеленой краской столб для гигантских шагов. (Н.Г. Гарин-Михайловский)

б) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, пересеченная цепью холмов. (А.П. Чехов)

в) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замерзшую в термометре ртуть. (В.Г. Короленко)

г) Хорошо было видно, как затуманилось оставшееся позади родное село… (В.А. Солоухин)

д) Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем величии. (Б.Н. Полевой)




е) Решительно ничего не осталось в моей памяти от выписанного отцом детского журнала «Малютка», наполненного слащавыми картинками и стишками, рассчитанными на городских маменькиных сынков… (И.С. Соколов-Микитов)

1. Вопросы истории, теории и практики образовательного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 178 с.

2. Инновационные процессы в образовании: Сборник научных статей. М.: Высшая школа, 2001. 282 с.

3. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».//Русский язык в школе, 2001, № 5. С. 17–21.

4. Пазина Е.А. Изучение темы «Союз» в 7-м классе с компьютерной поддержкой.//Русский язык в школе, 2003, № 4. С. 24–32.

5. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. Пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007. 116 с.

Похожая притча

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».
Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.
За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянская, С.А. Лукьянов)

1. Какова основная мысль текста?

а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому.
г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

а) Художественный, описание.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.
г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

а) «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного».
б) «Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».
в) «За именем великим нужно уметь разглядеть тех. без которых не было бы ни имени, ни славы».

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

а) Эпитеты и гиперболы;
б) метафора и эпитеты;
в) эпитеты, олицетворение, перифраза;
г) инверсия, эпитеты.

Похожая притча

Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.

Задачи урока

  • обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
  • воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
  • развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.

Оборудование урока:

  • презентация «Притчи»;
  • тексты притч;
  • опросные листы;
  • притчи в исполнении Светланы Копыловой (диск).

Читайте также: