Притча о брачной одежде
Обновлено: 11.11.2024
Похожая притча
Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест. Но потом, когда вошел царь, чтобы увидеть возлежащих на пире своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере (in sua quasi fide) подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой, как союзники. А брачная одежда - это заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека. Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного (supercoelestis) [или: небесного - coelestis] человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление и ему говорится: Друг! как ты вошел сюда? Он называет его другом как приглашенного на брак; но обличает его в бесстыдстве, потому что грязной одеждой он осквернил чистоту брачного пира. Но он остался без ответа, ибо в то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.
Лопухин А.П.
Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал
Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями “злые и добрые” и “возлежащие” на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были “злые и добрые,” однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какою-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, “не в брачной” одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы, и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто, тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды, и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь “Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он” выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой — просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: “просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.” Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые будут ему, несомненно, даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Ст. 11 -14 имеют прямое отношение к пророчеству Соф. 1:7,8 . Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. Рим. 13:14 ; Гал. 3:27 ; Еф. 4:24 ; Кол. 3:12 ) . Выражение “он же молчал” Иероним толкует так: “в то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах.”
Прп. Симеон Новый Богослов
Ст. 11-13 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов
Видишь, что говорит Господь? Что на браки собираются те, кои прелагаются от зла и делаются добрыми и добродетельными; те же, которые имеют в себе какое-либо лукавство или зло, хотя и входят на браки, но извергаются и изгоняются со стыдом ангелами, которые здесь называются слугами. Те, которые остались седящими за брачною трапезою, суть святые. Впрочем, я знаю некоторых, которые думают, что под неимущим одеяния брачного должно здесь разуметь тех, которые осквернили тела свои блудами, прелюбодеяниями и убийствами, но это не так. Всякий оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностию не имеет одеяния брачного. И что это справедливо, послушай, что говорит святой Павел: не лстите себе: ни блудницы… ни прелюбодеи… ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы (которые называются и идолослужителями), ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы (но скажу и от себя, ни те, которые имеют ненависть или зависть к какому-либо брату), царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9-10 ) , и не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа. Видишь, как всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небесного?
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 11-14 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных
Похожая притча
Евангельская притча, которая читалась за сегодняшним богослужением, обращена к людям, не принявшим проповедь слова Божия, отвергшим пришедшего в мир Христа Спасителя. Это, прежде всего, иудеи, ибо сначала слово Божие было обращено к ним, и в первую очередь ради них Господь наш Иисус Христос явился в мир. Это можно отнести и ко всем тем, кто по Промыслу Божию тем или иным образом столкнулся в своей жизни с христианскими истинами, но пренебрег ими и даже встретил их враждебно. Итак, в первой части притчи говорится о том, как обличаются люди, которые отвергают истину. Мы считаем, что к нам это обличение совершенно не относится.
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (ст. 2–6). Люди, отвергающие христианские истины, часто относятся к ним либо с пренебрежением, либо даже с откровенной враждой.
«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (ст. 7). Это изречение по сути является пророчеством о гибели Иерусалима, о наказании богопротивных иудеев. Можно увидеть здесь и то, как Бог наказывает людей за пренебрежение к Его истинам. Бог наказывает не всех, чтобы при виде несчастий, случающихся с другими (например, техногенных катастроф или стихийных бедствий) и остальные устрашились и, опомнившись, обратились к Нему.
«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст. 8–10). Часто малоцерковные или вообще неверующие люди спрашивают: «Почему у вас в Церкви люди с плохими характерами, со всевозможными недостатками, убогие?» В притче дано объяснение: Господь призывает всех, лишь бы только они согласились войти на Его брачный пир, неважно – злые они или добрые. С одной стороны, это оправдание того, почему в Церкви много самых разных людей, на первый взгляд, может быть, и недостойных быть христианами, и почему за пределами Церкви остаются люди добродетельные и весьма достойные. Кто отозвался на Божий зов, тот и есть «званый», вошедший в лоно Церкви. Кто же сам отверг свое избранничество, тот, пусть людям он и кажется избранником, остается вне спасительного лона Церкви.
С другой стороны, в притче содержится урок и для нас. Мы должны трезво смотреть на себя и понимать, что у нас нет никаких особенных достоинств. Конечно, хорошо, что мы откликнулись на призыв Божий, что проповедь Божия, и по сей день звучащая в мире через проповедников (допустим, священников или миссионеров), через Священное Писание и поучения святых отцов, нашла себе отклик в наших душах, но ничего доброго, кроме того, что мы вошли в лоно Церкви, в нас нет. Мы не должны считать себя какими-то особенными людьми. Однако очень часто, только покаявшись и едва-едва отойдя от прежних смертных грехов, мы уже смело и безумно осуждаем тех, кто еще в них пребывает. Может быть, человек грешит даже меньше, чем совсем недавно грешили мы сами, но о своей греховности мы быстро забываем и мним, что мы праведники. И часто Господь, конечно промыслительно, попускает нам нравственное преткновение или падение, чтобы мы опомнились и вспомнили, что без благодати Божией ничего собой не представляем.
«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст. 11). Эта часть притчи уже прямо относится к людям верующим, то есть ко всем нам. Мы порой гордимся своей верой, хотя и в этом нет никакой нашей заслуги. Мы гордимся своей праведностью, хотя это дар Божий, который мы приобрели недавно и притом совершенно незаслуженно. И в дальнейшем притча будет обличать непосредственно тех, кто думает, что благодаря одной своей вере, без добродетельной жизни, он уже стал избранником Божиим. Когда мы приходим в Церковь, то вскоре успокаиваемся, полагая, что исполнили свой долг. Мы думаем, что для нашего спасения достаточно того, что мы соблюдаем посты, регулярно ходим в храм, участвуем в церковных Таинствах и не совершаем смертных грехов. Однако мы потеряли прежнее покаяние и сердечное сокрушение, которые привели нас в Православную Церковь и сделали ее чадами. Значит, и с нами может произойти то, о чем говорится во второй части притчи.
«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Что имеется в виду под «брачной одеждой»? Возьмем пример из нашего житейского опыта. Человек, которого пригласили на свадебный обед, конечно, постарается надеть самую лучшую одежду, чтобы выглядеть нарядно и этим почтить пригласивших. Некоторые, в особенности женщины, даже пользуются этим как поводом, чтобы блеснуть новым нарядом. Даже бедные люди, приглашенные на свадьбу к своим друзьям или родственникам, стараются в меру своих возможностей одеться нарядно. Если же кто-то придет на свадебный обед в грязной рабочей одежде или просто в повседневной, то это может обидеть жениха и невесту, их родителей и родственников. Да и другие гости осудят такого человека за пренебрежение к пригласившим и неприличное поведение. Вот самое обычное, житейское толкование этого места притчи. Некоторые толкователи Евангелия считают, что «брачная одежда» – это особая церемониальная одежда, которая выдавалась приглашенным на брачный пир к царю. Тот, кто не надевал ее, бросал вызов обычаям того времени. Такое толкование мы тоже можем принять, оно по сути не противоречит первому. Важно здесь то, что на брачном пире люди должны выглядеть самым наилучшим образом.
Облеклись ли мы в самую лучшую одежду, будучи позванными Богом Отцом на брачный пир Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на брачный пир Христа с Церковью? Сделали ли мы все от нас зависящее для того, чтобы предстать пред Богом, так сказать, нарядными и не оскорбить Его безграничной к нам любви? Конечно, в Церковь приходят и высоконравственные люди, духовная и телесная чистота которых находит сродное себе в Церкви Божией, но нас Бог призвал, невзирая на наше нравственное достоинство, несмотря на все наши недостатки, а мы ведем себя по отношению к Нему пренебрежительно.
Что же означает эта «брачная одежда» в духовно-нравственном смысле? Некоторые святые отцы говорят, что это любовь. Действительно, нет ничего прекраснее любви. Любовь к Богу и к ближнему делает даже самого тяжкого в прошлом грешника прекрасным пред Богом. Добродетель любви так украшает человека, что просвещает даже черты его лица, светится в его глазах, меняет мимику и жестикуляцию человека, и тем более отражается в его делах. Конечно, мы должны всеми силами стремиться стяжать эту добродетель – любовь. Пусть у нас еще каменное сердце, но будем, по крайней мере, стараться делать то, что должен делать любящий человек. Не имея любви к Богу, будем понуждать себя к делам любви: молитве, исполнению заповедей. Не имея любви к ближнему, будем стараться оказывать ему милосердие и снисходительность, когда нам кажется, что он неправ по отношению к нам. Это отнюдь не будет лицемерием, ибо, понуждая себя к любви, мы будем постепенно смягчать свое сердце, пока наконец благодать Божия не дарует нам искреннюю, сердечную, подлинную любовь. Наверное, это самое важное из толкований.
Если это требование кажется чересчур возвышенным для нас, людей грешных, то давайте прибегнем к другому, доступному для всех пониманию «брачной одежды». Под «брачной одеждой» можно понимать покаяние. Это добродетель, которая возможна для всех, она прикрывает нашу нищету и убожество, наш нравственный позор неким благообразием, делая нас в глазах Божиих достойными, несмотря на нашу прошлую греховность и внутреннюю порочность. Имеем ли мы «брачную одежду» покаяния? Нет. Мы успокоились, мы думаем, что, придя в Церковь, уже все сделали, а дальше все должно происходить само собой. Когда же у нас не получается победить какой-то свой нравственный порок или недостаток, то мы обвиняем в этом духовника, который якобы плохо за нас молится и плохо нас учит. Мы доходим даже до разочарования: «Вот, мы пришли в Церковь, а ничего не меняется». Но ничего и не может измениться у человека, который ничего не делает.
На земле мы должны трудиться. После грехопадения первого человека, Господь предрек ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Этот пот мы должны проливать не только ради пищи телесной, но и ради пищи духовной, то есть и в отношении нашей нравственной жизни, иначе мы не сможем насытить свою душу духовным хлебом. Покаяние и есть духовный труд. Но покаяние это не только слезы и сердечное сокрушение, это еще и постоянная напряженная борьба с самим собой, со своей греховностью и дурными наклонностями, противостояние самому себе. В нас как бы живет два человека. Один – христианин, другой – грешник. Один – новый человек, другой – ветхий. Ветхий противится новому так, как преступник противится палачу. Он никак не может согласиться с тем, что его хотят казнить. Поэтому мы должны быть готовы к чрезвычайно напряженной борьбе с самим собой. В этом заключается покаяние. А слезы – это только внешнее проявление внутренней и невидимой брани.
«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (ст. 12), то есть «Как ты посмел прийти сюда без любви или хотя бы без покаяния? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением». Ведь мы считаем, что ничего не должны Богу, а Он нам должен все. Он должен не наказывать нас, не вразумлять, а всегда прощать, миловать и посылать нам земные и небесные блага. Некоторые люди доходят до логического конца этого кощунственного и богохульного размышления, заключая, что Бог не может быть таким «злым», чтобы наказывать человека вечными муками, что Он должен обязательно всех простить, независимо от их дел. Или уж по крайней мере, тех, кто верит в Него, даже если кроме так сказать, голой, умственной веры, они ничего другого не имеют.
«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Действительно, что мы можем ответить Богу на такой вопрос? Если бы наша совесть вдруг ожила и заговорила смело и отчетливо, если бы мы встали к ней лицом к лицу, как стоим перед другим человеком, то у нас бы не нашлось ни одного слова, чтобы ответить на ее вопрос: «Почему ты, зная заповеди Божии, пребываешь в Православной Церкви таким негодным?» Обличаемые своей совестью, мы остались бы безответны и печально замолчали.
«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13). Значит, не всякий, входящий в храм Божий и числящийся православным, спасается. Вот о чем мы должны думать, а не осуждать тех людей, которые находятся за церковной оградой. Мы не должны повторять за фарисеем из притчи Спасителя: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Лучше обратим взор на свою внутреннюю жизнь. Посмотрим трезво, насколько наша внешняя и внутренняя жизнь соответствует Евангелию, есть ли у нас настоящее, полное, глубокое покаяние, я уже не говорю о любви к Богу и ближнему. При таком трезвом взгляде на себя мы, может быть, и начнем ткать ту духовно-нравственную одежду, в которую облечемся и которой прикроем свой греховный срам. Тогда мы станем достойными пребывания в Церкви и получим надежду на милость Божию.
«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много людей, призываемых к спасению, но мало тех, кто от всей души откликается на призыв Божий. Мало тех, которые остаются последовательными христианами. Мы станем избранными только в том случае, если будем делать все, что от нас требуется, и, испытывая при этом какие-либо трудности и неудачи, приобретем покаяние и сердечное сокрушение. Даже если мы не достигнем состояния любви, то ради нашего покаяния, исполнения нашего христианского долга, Господь помилует нас.
Троицкие листки
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
Свт. Григорий Палама
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
См. Толкование на Мф. 13:30
Омилия 27, произнесенная во время жатвы.
«Вшед Царь», – говорит, – «видети возлежащих», т.е. пришедших из числа званных. Пришествие же Его для того, чтобы видеть и судить возлежащих, является возвещением имеющего быть в свое время суда. Итак, «вшед Царь, – говорится, – виде ту человека не оболчена во одеяние брачное». – Одеяние духовного брака это – добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда.
Евфимий Зигабен
Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна
См. толкование на Мф. 22:10
Евангелие от Матфея. Глава 22, Стихи 1-14:
1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9. итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14. ибо много званых, а мало избранных.
Протоиерей Павел Великанов
Протоиерей Павел Великанов: Эта притча была рассказана в очень непростой ситуации. Спаситель находится в доме Симона мытаря, где вместе со Спасителем возлежат фарисеи и другие представители еврейской религиозной знати.
Вот один из участников торжества, вальяжно развалившись на этом торжественном пиршестве, говорит: «Блажен, кто вкусит благ Царства Небесного». То есть, другими словами, жизнь ведь удалась, смотрите, как хорошо, здесь мы торжествуем, пиршествуем и с Богом у нас все тоже в порядке, потому что мы – народ избранный, мы соблюдаем его закон, мы гарантированно попадаем в Царство Небесное.
Спаситель, услышав эту реплику, рассказывает собравшимся притчу. Чтобы понять притчу, которую рассказывает далее Спаситель, надо вспомнить, что брачный пир в то время – это не событие чьей-то отдельной семьи, это событие всего поселения, всего городка, которые в то время в то время были совсем небольшими. Поэтому практически не было такого человека, который бы не приглашался на званый пир.
Что значит, отказ от участия в праздничном пиру? Это тождественно разрыву отношений в хозяином, это подобно пощечине, которую в самый неподходящий момент человек отвешивает другому. Когда хозяин вдруг понимает, что все отказались, что никто не придет, он в раздражении призывает кого попало на пир – больных, хромых, кривых. Как мы сказали бы сейчас, берет, кого ни попадя.
Но самое интересное разворачивается дальше – эти несчастные, совершенно недостойные для участия даже в самом простом человеческом пиру люди, приходят в дом, хозяин им дает богатые одежды, для того чтобы они не ощущали себя некомфортно во время этого праздника.
И тут появляется вдруг какой-то человек. Скорее всего, кто-то из званых решил все-таки прийти на этот пир, чтобы уж не доводить ситуацию конфликта до предела. Но, когда он видит, что на пиру сидят люди, с которыми он на улице и рядом бы постеснялся оказаться, и эти люди одеты в богатые одежды, он отказывается одевать такую же одежду, чтобы, тем самым, подчеркнуть – я не вместе с ними, я не такой, как все остальные.
Хозяин замечает, что на его пиру есть человек не в брачных одеждах, тем самым, декларируя свое противопоставление всему собранию. Увидев это, он обращается к нему со словами: «Друг, как ты попал на этот пир, если на тебе нет одежд?»
Гость молчит, ему не хочется, ему стыдно признаться в том, что на самом деле он просто презирает всех тех, кто пришел на этот пир. В итоге оказывается выброшенным вон за свое высокомерие, а пир продолжается.
Не надо быть великим истолкователем, для того чтобы понять – тот самый человек, пришедший на пир не в брачных одеждах, это и есть законоучители, фарисеи и книжники, которые в тот момент лежали рядом со Христом, будучи абсолютно уверены, что у них место в Царстве Небесном давно забронировано.
Таким образом, Спаситель словами притчи вскрывает тот давний гнойник высокомерия и надменности, который был у этих людей, вскрывает, не для того, чтобы им сделать больно, а для того чтобы их душу очистить от самого главного греха – человеческой гордости, греха, который становится, как каменная стена, между человеком и Богом.
Помоги же нам, Господи, помнить о том, что спасение происходит исключительно по милости Божьей, а не по нашим делам, и нет никаких званий, никаких добродетелей и никаких подвигов, которые стопроцентно гарантировали бы нам попадание в Царство Небесное. Есть только одна милость Божия, на которую можно надеяться, но которую требовать нельзя.
«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».
Прп. Исаак Сирин
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ (ṭupsā = τύπος) шеола. Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума, блуждают той разумной природой, которой они обладают. Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть брошенным в эту внешнюю тьму. Пиром называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; одеждой пира именуется облачение чистоты, грязными же одеждами — страстные движения, пачкающие душу; тьмой внешней — [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме (madʕā) вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, — тотчас поглощается, словно неким наваждением (šraḡraḡyāṯā), и извергается оттуда в место, лишенное сияния, — то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога.
Похожая притча
Не думаю, что в Царстве Небесном существует дресс-код и для того, чтобы отличить друзей, там нужна униформа. Свойства нашей души и сегодня легко читаются по нашему лицу. Там же душа будет более осязаема и, следовательно, более видна ее суть. На нашем лице каждый может прочесть чем мы жили.
Мы знаем, что все мы воскреснем. Кто-то говорит, что тела нам будут даны те же, что имеем сейчас, но только молодые и здоровые. Но это странно. Зачем тогда умирать, чтобы обрести то же самое? Ведь если и воскреснем в том же теле, то временная жизнь после смерти до Суда вообще бессмыслица.
Апостол Павел пишет, что: «..не все мы умрем, но все мы изменимся». Значит, все-таки тела будут другими, преображенными, более легкими и светлыми. В самом деле, зачем волку в Раю зубы, а кошке когти? Зачем человеку тоже чрево для тяжелой пищи и все то, что ему досталось по родству от зверя?
Никто не знает меры телесности и преображения воскресшего тела. Будет ли это тонкое эфирное тело без кожаных риз или наше тело получит только косметический тюнинг, Один Бог знает..
Апостол Фома отказался испытать качество плоти Господа и не дотронулся до его ран. Апостолы видели Христа в образе человека, но они не знают как существует это тело сейчас. Ведь если оно такое же, то Ему нужна вода, свет и прочие условия существования на земле. То есть это вознесшееся тело должно пребывать на планете Земля-2 и ждать повторного десанта к нам. А это чепуха. Значит, здесь некая тайна.
Совершенно логично, что образ нового тела будет связан с личной мерой святости или, хотя бы, благочестия. Очевидно, что брачная одежда друзей Христа, которые соберутся на Его Пасхальный пир в Царстве Небесном будут украшены нашей личной добродетелью.
Святость будет определять то, что там можно будет назвать одеждой. Вряд ли это будет этническая одежда древней Палестины или одежды греков, в которые иконописцы одевают святых.
Это условность иконописцев, которые очень смело утверждают, что свидетельствуют об образе преображенного бытия. Сандалии, хитоны, фелони, шапочки в виде рюмочки есть условность графики.
Разумеется, что за отсутствие свадебного халата не выбросят гостя во тьму внешнюю пришедшего на пир не в брачной одежде. Разве Христос смотрит, кто как одет? И не за то свяжут ангелы душу , что Христу жалко будет Небесных яств или то, что Он честолюбив и обидчив. А за то, что на вопрос Спасителя:
Этот «друг» ответил молчанием. Так уже было, когда Бог Отец пошел искать согрешившего Адама, а тот сперва прятался от Него, а потом принялся оправдываться и врать. То есть обман и нежелание быть честным и любящим сыном привело праотца на лицо земли, где смерть и земля в волчцах.
Это место в Евангелии можно трактовать тремя способами. Самый популярный — укорение и назидание на примере древнего Израиля, отвергнувшего свое призвание. Но часто такое толкование больше походит на сюжет учебника истории древнего мира. Отвергнувшие давно в земле, и от них, в лучшем случае, остались только зубы или осколки костей. На Страшном Суде Господь точно не спросит с нас за их грех
Ну, или конкретно о России. Тут опять ловушка. Вспоминая антихристианскую революцию в России думают, что иноземец-масон одурачил русского мужика и он наломал дров. Но, мне кажется, что русские не такие уж дети, чтобы их можно было одурачить и подбить сжечь свой дом. Другие, уверены, что революция сломала хребет русскому народу окончательно и бесповоротно. Они ждут гибели империи и находятся в смертной панике.
Я думаю, что если хочешь научить уму и пророчествовать о своем городе, то сначала нужно стать как местночтимый святой. Как наша рязанская блаженная Любовь. Если хочешь знать, что Бог написал о России — стань преподобным Серафимом или Сергием.
Если хочешь знать о чашах, уготованных миру — будь как Иоанн Богослов
Нет в тебе такого духа — внимай себе, как советуют святые люди. Это третий способ.
Таким образом, примем к себе обращение Христа «друг» и посмотрим, а что сделал не так этот упоминаемый Спасителем евангельский «друг» и «друзья друга».
Мы не знаем, что натворил этот «друг» из притчи, но косвенно можем догадаться о проблеме из реакции озлобившихся законников. Они приняли укор притчи на свой счет и решили убить Христа. Они огорчились словами Христа оттого, что их отношения с Богом были легкими.
Закон проще любви. Их закон, с натяжками, но позволял им убить пророков. Строгость закона всегда компенсируется возможностью обойти его уловками в параграфах. Закон вообще не предполагает любовь. Ни к вышним, ни к нижним. За законом можно спрятать сердце. И это удобно.
И мы так поступаем: судимся, живем по расчету и с понятием того, что не запрещено, то можно. Устранив из своей жизни любовь, а следовательно и Бога, человек находит радость в простых вещах: в еде, автомобилях, деньгах, в противоположном поле, в вине и даже убийствах. Радость греха реально существует. Точнее не радость, а опьянение пороком и следующее за ним похмелье.
Сначала грешить трудно, а потом человек навыкает и живет от греха к греху, украшая пороками свою жизнь и вытолкнув из нее Бога. Грех как наркотик привязывает к себе преступника. Без греха злодею плохо. Наскучивая одним грехом, злодей переходит к другому до тех пор, пока неизбежно не дойдет до вражды на Бога или самоубийства.
С Богом порочному человеку скучно. Молиться, то есть беседовать с Богом, неохота и не о чем.
Но рано или поздно эта встреча произойдет. О чем мы будем с Ним говорить? О наследстве, болезни, еде, автомобилях и деньгах? В самом деле, что у меня есть сказать Богу? Или о чем мы будем беседовать с Его друзьями за пасхальным столом? Вот, обнял нас Христос и говорит:
— Садись, сын мой, давай поговорим.
А говорить и не о чем. Жили разными интересами, часто путая добро и зло со своей прихотью.
Ничего нет дурного в том, что человек любит свою работу, землю или жену. Плохо то, что жена, работа, деньги или здоровье становится богом. Жена-бог рано или поздно задаст перца. Работу-бога, все равно, всю не переделаешь и всех денег не заработаешь.
Но жизнь пройдет, жена постареет, здоровье, нужное для работы, кончится, и жизнь потеряет смысл. Она теряет смысл не только на земле, но и на небе. Придет время и станет вокруг нас тихо и строго. И мы зададим себе простые и важные вопросы.
В самом деле, зачем тысячи поколений как заведенные куклы непрестанно женятся, пашут землю и ищут деньги? Где эти деньги царя Ксеркса и красота Нефертити? В лучшем случае ломанное золото древнего мира выставлено в Эрмитаже, а мумия египетской красавицы в виде жалкой перебинтованной куклы лежит в стеклянном ящике на всеобщем обозрении. Крутится эта карусель истории, и сегодня наша очередь недолго покружиться на ней.
Но в руках у нас билет на Пир Бога. И с этим билетом надо прервать вековечное кружение и пойти во дворец Небесного Царя на пир. Это пир не в изобилии еды и вина. А он в радости. Ведь, душа питается радостью. Прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если на сердце нет радости, значит там прилег враг Христов.
Зов Бога мы можем услышать сердцем, принимающим благодать. Эта благодать нам дается не только в храме и в таинствах, но и за его оградой . Она везде. Благодать принимается от честной работы, от верности людям, от всего того, что без Бога — губит и ведет к греху и одиночеству безбожия.
Лучший способ испортить себе настроение — начать думать о себе . Лучший способ испортить себе жизнь — жить только для себя. А лучший способ кануть с головой во тьму внешнюю — принести на небо свои проблемы.
Дом Божий — это весь мир. В нем ежедневно совершается Литургия. Пасха бывает не в мае или в апреле. Она всегда в вечности. И пир, он везде. Только на небе мы будем с Богом лицом к лицу, а сейчас мы всего лишь чувствуем Его руку на своем плече.
Пусть нас не обманывает древнее заблуждение и антураж внешнего благочестия и ложное мнение, что с Богом можно договориться как с деловым партнером. Мало просто ходить в храм. Мало читать и вычитывать. Мало спорить в блогах.
На этом уже попались те, кто выслушав притчу хотели убить Христа. Надо жить и любить. В этом случае Закон всего лишь инструмент усиления любви, но никак не смысл жизни. Кто же любит инструмент больше дела? Закон сам по себе охлаждает и высушивает душу С холодным и тяжелым сердцем не слышащим голоса Христа даже в храме можно быть чужим. Чужим можно быть, даже причащаясь на малом пиру литургии.
Однажды, человек любящий Бога достигает в своем развитии такого этапа, когда он понимает и видит, что мир полон радости. Так человек находит ее везде. И ему становится стыдно своего счастья среди простых и измученных людей. Не потому счастлив праведник, что все у него есть или он совсем здоров.
Нет. Он счастлив тем, что ему не нужно земное богатство. Он счастлив тем, что к чему он ни прикасается открывает ему источник благодати. Он счастлив, видеть, что на все, на что падает его взор полно этой благодати с избытком. Все это происходит потому, что у него в работе, и в семье, во сне и бодрствовании на первом месте Бог. И все это земное счастье и небесные дары, и вечная радостная жизнь дается нам ни за что, а просто даром по любви. Так почему бы это не взять?
Так жить хорошо. Христианину этот мир прекрасен. А за границей жизни он еще лучше.
Прп. Иустин (Попович)
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
См. Толкование на Мф. 22:9
Свт. Григорий Двоеслов
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду.
Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой? Если скажем, что брачная одежда - это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды, кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что брачная одежда - любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ) .
Свт. Иоанн Златоуст
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду
См. Толкование на Мф. 22:1
Читайте также: