Притча о богаче и лазаре картина

Обновлено: 16.05.2024

Притча о богатом и Лазаре даёт нам пример крайне неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над некоторыми тайнами загробной участи человека. Эту притчу мы встречаем в Евангелии от Луки:

«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 19–31 ).

С первого прочтения этой притчи не совсем ясно за что богач попал в ад. За то ли, что он был в жизни богат? Мы знаем из Евангелия, что богатство, хотя бывает соблазнительным и далеко не всегда полезным для духовной жизни, но всё же не все богатые были осуждены. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на своё богатство, тем не менее всем своим семейством был спасён ( Лк. 19: 1–19 ). Мы помним про богатство Иосифа Аримафейского, ученика Христова, в гробнице которого был погребён Спаситель ( Мф. 27: 57–60 ). Также один из «начальников» и вождей израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел ( Ин. 19: 39 ). Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, прийти и поклониться Ему как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал ему на путь совершеннейший.

Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не войдут в него люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог, а богатство их спасёт ( Мк. 10: 24 ), люди, которые из богатства делают кумира и идола (маммона).

В Библии мы знаем примеры праведников, которые были очень богатыми людьми: праведный Иосиф, сын Израиля, владел в Египте огромными сокровищами фараона, одевался по-царски ( Быт. 4: 40–45 ) и был вторым человеком в государстве. Праведный Иов, непорочный и богобоязненный, был очень богат: у него было 7.000 голов мелкого скота, 3.000 верблюдов, 500 пар волов и 5.000 ослиц и весьма много слуг ( Иов. 1: 3 ).

В истории христианской Церкви было канонизировано много царей и королей – помазанников на царство, владевших как собственностью всеми богатствами их страны, и это не помешало некоторым из них стать святыми. В России и Америке были и есть миллионеры, делавшие много добра и раздававшие свои огромные богатства на благотворительность.

Но все-таки за что попал в ад богач разбираемой нами притчи? В Евангелии не говорится о том, что он был злым, жестоким, развратным, безбожным и нечестивым. Сказано лишь, что он был богат и очень хорошо одевался. Как и ветхозаветный богач Иосиф, придворный фараона, он одевался в тонкую драгоценную одежду виссон ( Быт. 40: 42 ). В притче говорится, что «богач каждый день пиршествовал блистательно», устраивая званные обеды. Вообще, в своей жизни он получил всё доброе, что только можно было получить. Но разве достаточно человеку быть богатым, чтобы быть осуждённым на вечные адские муки? Этого, пожалуй, так же не- достаточно, как недостаточно быть нищим или бродягой, чтобы попасть в Царство Небесное за свою нищету, за своё незавидное социальное положение. Не знаем ли мы нищих, которые были злыми, жестокими, ненавидящими всех и вся, лентяями, не желавшими работать и трудиться? Неужели же только за своё нищенство они будут награждены, несмотря на свои грехи, а богатые будут наказаны только за своё богатство? Нет! Нельзя на основании притчи о богатом и Лазаре строить материалистическую теорию о мировом равновесии в духе социальной уравниловки и справедливости.

В проблеме о богатстве евангелист Марк раскрывает нам, в чём суть дела и говорит, что многие богатые осуждаются не за богатство, а за своё упование на него: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» ( Мк. 10: 23 ). Опасна для человека чрезмерная сытость, пресыщенность, самодовольство. И именно это, а не что-нибудь другое и внешнее плохо. Плохи не деньги сами по себе, а отношение к ним. Плохо быть ограниченным, самодовольным и успокоенным. И, наоборот, хорошо быть всегда недовольным собой, всегда алчущим и жаждущим Правды. Хорошо быть всегда нищим духом и просить непрестанно подаяния у Христа. Всякое пресыщение балует человека, делает его успокоенным, бестревожным, самомнительным балованем, мнящим о себе, что ему больше ничего и не нужно, мнящим о себе, что у него всё уже есть и не только ничто, но и никто ему не нужен – ни человек, ни Бог. Именно такое самодовольное, безмятежное и сытое состояние опасно для человека, для его обращения ко Христу, будь он богатым или бедным. Мы никогда не должны быть спокойны, а всегда должны искать и спрашивать, всегда жаждать и нуждаться, всегда сознавать себя нищими, не самостоятельными, но зависящими от Бога.

Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь. Ап. Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (по-гречески «уничижаем не бывает»). Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» ( Гал. 6: 7 ). Каждый человек сам приготовляет себе свою загробную участь. Если он будет пребывать в воле Бога, т.е. творить Его заповеди, повелевающие любовь к Богу и к ближнему, будет каяться, когда в чём-нибудь преступит эти заповеди, если будет питать свою душу церковными таинствами, если будет пребывать в молитвенном общении с Господом, то про такого можно сказать, что он «сеет в дух». Такой человек ещё в этой жизни начинает общение с духовным миром, становится как бы его гражданином. После смерти такой человек вступает в лучший мир и наслаждается его благами, так как во временной своей жизни успел стяжать в себе способность ими наслаждаться.

Подлинная вера начинается с покаяния – только с покаяния, т.е. с сознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – говорит и Предтеча, и Христос ( Мф. 3: 2; 4: 17 ). Царство Божие не только начинается, но и продолжается и поддерживается только покаянием, сознанием своей ограниченности, греховности и духовной нищеты. Постоянная молитва христианина заключается в кратких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Без этой молитвы христианин не может жить и духовно умирает. Сознание своей греховности, бедности и беспомощности делает христианина достойным учеником Спасителя, достойным членом Церкви Христовой, несмотря на грешную природу, в которой он рождён.

Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной, за то, что в этом смысле он слушался, по-видимому, Моисея и Пророков ( Лк. 16: 29 ). А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство, не ощущал потребности в помощи Божией.

Если человек будет только переходить от одного увеселения к другому, от одного плотского наслаждения к другому, как это делал богач, который «пиршествовал блистательно», то он сделает свою душу неспособной ни к какому духовному ощущению. И это даже в том случае, если он не будет совершать больших грехов. Это видно из примера богача. Он настолько очерствел душой, что не оказал никакого сострадания Лазарю, который лежал у его ворот и которого он постоянно видел. Душа богача сделалась неспособной к любви к ближнему.

Что может такой человек ожидать в загробном мире? К общению с Богом он неспособен. Бог есть любовь, и общаться с Ним можно только посредством любви, богач же этой любви не имеет. Общаться с духами праведников он тоже неспособен, так как не стяжал подобия с ними, не имеет с ними ничего общего. «Между ним и праведниками, – читаем мы в притче, – пропасть великая утвердилась». Богач не может наслаждаться благами Небесного Царства, так как его душа неспособна к духовным ощущениям. Такой поневоле будут пребывать в отлучении от Бога и от мира праведников, пребывать в кромешной, т.е. во внешней тьме. Страсти, которые богач успел накопить при жизни, будут его жечь вечным огнём. Совесть, веления которой он постоянно преступал, сделается для него червем неусыпающим, который будет грызть его. Виноват в этом он сам. Бог постоянно предупреждал его. Но он не внял этим предупреждениям. Он сам вверг себя в адскую бездну.

Из притчи о богатом и Лазаре обычно делают вывод, что мучение грешников будет бесконечным. Само мучение изображается в виде огня жгучего, но не сжигающего. Но огонь, дым и всякие другие ужасы являются извращенным представлением об адских мучениях. В самом деле, согласно учению св. Отцов Церкви, сущность адского мучения заключается не в физических страданиях, а в отдалённости от Бога и в отсутствии духовного умиления. Умиление возможно только при условии полного и искреннего раскаяния. Поэтому мучение было бы бесконечным, если бы невозможно было бы покаяние. Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся русский богослов XX столетия, указывает на то, что хотя в Евангелии не раз говорится о вечной муке, но это выражение не есть синоним бесконечности. По мысли митр. Антония, это выражение можно понимать и как характеристику неутолимости мучения в общем смысле, но в Слове Божием нет определенных указаний на бесконечность страданий всех грешников и на то, что судьба их не может измениться. Слова Авраама о пропасти между праведниками и грешниками в потустороннем мире, которую нельзя перейти, не говорят о неизменяемости положения грешников. Да, нельзя перейти эту пропасть, не изменяясь, но это ещё не говорит о невозможности изменения.

Приведу еще несколько мыслей митрополита Антония о загробной судьбе человека, вытекающих из сегодняшней притчи:

«Притча о богаче и Лазаре даёт нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, т.к. самое страшное это не само страдание, а безнадёжное сознание бесконечности страданий. Этого безнадёжного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.

Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев. Это показывает, что в нём пробудилось добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, т.к. начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию и тогда умилению.

Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но всё же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.

Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Надо также допустить надежду, что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения».

Будем молиться, чтобы Господь вселил в нас потребность, алчбу и жажду питаться божественными соками, исходящими от Лозы-Христа, подающимися нам за Трапезой Господней, за Св. Евхаристией.

Будем молиться, чтобы в сознании нашем мы до конца обнищали и стали бы нищими духом, как Лазарь, и чтобы мы, подобно нищим, стоящим на паперти храмов, непрестанно протягивали руку и просили бы подаяния у Христа, Который и Сам, по слову ап. Павла, «будучи богат, обнищал нас ради, дабы мы обогатились Его нищетой» ( 2Кор. 8: 9 ).

Похожая притча


На картине изображены различные живописные мотивы, предостерегающие от излишеств, таких как жадность, обжорство и сладострастие. Многие персонажи пьют вино, и больше всех — гуляка в центре композиции с бокалом вина в одной руке и кувшином в другой. Расстегнутая рубашка, красная шляпа, украшенная пером петуха, и пьяное выражение лица придают персонажу сатирический характер. Перед ним сидит женщина с вплетенной в волосы виноградной лозой и играет на лютне, привлекая внимание зрителя.


Корнелис Бега. Молодая женщина, играющая на лютне. 1662, холст, масло, 35×32.1 см, Государственные Музеи, Берлин.

На заднем плане веселятся волынщик и флейтист. Ребенок слева держит виноград, в то время как другие персонажи предлагают пищу лающим собакам. Эти вакхические фигуры намекают на пословицу «Sine Cerere et Baccho friget Venus» («Без Вакха и Цереры и в Венере жару нет»), что означает, что любовь не может процветать без пищи и питья.

Если фигуры на переднем плане картины завлекают зрителя, то фоновое повествование предостерегает от излишеств. Сцена, разворачивающаяся справа за столом на террасе, символизирует притчу о богаче и Лазаре. Согласно Евангелию, некоторый человек «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16: 18–21). После смерти Лазаря ангелы вознесли его на лоно Авраамово, тогда как богач попал в ад. Увидев Лазаря с Авраамом, богач просит смочить водой его язык, но ему отказывают. Таким образом, притча служит напоминанием о необходимости заботиться о тех, кто испытывает лишения. Используя этот библейский сюжет, Стен усилил посыл картины о том, что отказ от излишеств и доброта позволяют после смерти вознестись на небеса.

Похожая притча

Ветхий Завет не знает современного понятия «ад». Набитый грешниками и чертями. Где вторые заняты приготовлением первых (до хрустящей корочки). Меню Сатана не утверждает, с каким именно бешамель подать насильника или клятвопреступника, еретика или мелкого воришку.

Ветхий Завет и Новый не знают такой локации. Первоисточники ранних христиан однозначно называют «ад» (преисподнюю) — могилой или пустынной землей, смерть — сном. Чтобы расставить все свечки поминальные в заблуждениях отцов Церкви — в оборот придется брать тексты Нового Завета. На которых построили жуткую картинку «мучений душ» хитрые путанники в сутанах.

Путаный след .

Анализировать придется понятия: «бессмертие души», «муки в аду» и «блаженство в раю». Об этом в первую голову талдычат почти все христианские церкви. Как выясняется… крепко соврамши. Краеугольный камень этой мистификации (и фальсификации) — притча о богаче и Лазаре. Кого не спроси, оттарабанят: Лазарь после смерти попал в рай, а богач — в ад.

Пусть. Тогда это какая-то очень поздняя вставка. Потому что, теологическая концепция этого эпизода полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди (грешники и праведники, даже герои веры Божьи Пророки) попадали в «шеол-ад». Там «спали» крепким сном. Можно еще больше огорошить Читателя: понятие «небесный» рай в том же Ветхом Завете отсутствует как таковое. Совсем и бесповоротно.

Как ответят на это припертые к стенке официальные служители культа? По-разному, но будут извиваться ужаками под вилами. Могут сказать самое популярное толкование: небесный рай в ветхозаветное время был закрыт (на ремонт, ага). Только Иисус своей жертвенной смертью и воскресением распахнул туда ворота.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Хорошо, голову включаем. В эпизоде с Лазарем — Иисус был живехонек, на минуточку. В тот день ворота Рая были еще не открыты, краска только сохнуть начинала… Получается, два фигуранта притчи попали в старое душехранилище, ветхозаветное еще. И…? Там были два отделения? Палата для праведников и пыльный чулан для грешников? Выходит так, если верить такой богословской теории.

Потом она усложняется, кстати. Доводя ситуацию до полного искажения слова Священного Писания. Иисус (якобы) после смерти сошел в ад. Тех, кто там спал, разбудил. Затем зевающей публике проповедовал. Неких праведников забрал в открывшийся благодаря Его смерти — небесный рай. Непокорным грешникам разрешив вернуться в их «чулан», специальное отделении ада. Как на самом деле стоит правильно читать этот эпизод: милости прошу сюда .

«Лазарь и богач» ,

чуть сокращенное содержание, авторство Луки:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон (самая драгоценная ткань античности) и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на «Лоно Авраамово».
Умер и богач, и похоронили его. И в «аде», будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Прежде чем заняться текстом, нужно помнить: все христианские конфессии именуют этот рассказ Иисуса — притчей . Всё верно. Во все времена (и Христа тоже) так назывался литературный прием с применением иносказания: фигур речи, аллегорий, метафор. Намеренно или нет, но многие богословы раннего христианства отнеслись к эпизоду… буквально. Аргументация была нужна для оформления доктрин «ада» и «рая». Причем срочно… Чтобы отлипнуть от иудейства. Именно такую проблему решали. Огрызались во все стороны, доказывая: христианство — не течение иудаизма, не его ересь…

Говорили примерно так (на Вселенских Соборах): Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит — в аду люди страдают. Кто мы такие, чтобы не верить Спасителю?

Логично. Только попахивает поверхностным анализом, не сказать — подменой смыслов. Если рассказ о богаче и Лазаре — реальность, тогда абсолютно все там происходящее — явь. Но если это «притча», тогда-таки ой… С ее помощью Бог (в виде метафор) хотел донести до слушателей какую-то важную весть. Самое удобное в серьезном анализе — это правильно формулировать вопросы. К «Лазарю и богачу» их несколько…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Где находится «лоно Авраамово»:

на небе, под землей, в неком третьем измерении? Помним, что «врата Рая» еще не открыты, как говорит Церковь, отбиваясь от неудобных вопросов. Берем ветхозаветное понимание сего места: были в аду (могила, пустая земля забвения и т.д. …). Там и должно быть «лоно Авраама». Под землей. Именно поэтому в притче нет слова и понятия «небо».

Лоно Авраама — это одно из «отделений ада», для «хороших». Там вентиляция, нектары с амброзией, телик с вай-фаем. Это благолепие немного выше расположено, на этаж. Потому что богач поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Очень изощренная пыточная, мое почтение. Два рядом находящихся пространства: в одном мучаются грешные, во втором — утешаются праведные, глядя на страдания первых. В достижимости звуковой волны спокойного разговора. Однако… Накинем стереотипы: одним жарко от пекла, у вторых (под землей) текут прохладные реки…

Фиксируемся. Представления церковников об «аде» и «аде» из притчи таковы: два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, герои видят друг друга, спокойно ведут беседы. Как вам картина? Фантастическая и противоестественная. Попахивает аллегорией — притчей.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Похоронная ангельская команда?

Нищий был отнесен Ангелами на «лоно Авраама», богач похоронен «в ад». По ветхозаветному учению, абсолютно все мертвые (даже столпы веры Иаков, Иов, Иезекия и проч.) попадали в ад. В могилку. «Небесный рай» еще не открыт, Христос не казнен, краска там сохнет, прорабы матерятся… Некие «ангелы» нищего могли отнести только в ветхозаветный «ад». Метафизически — закопать «дух и тело» в землю.

А кто хоронил «богача»? Кто-то… взял и похоронил. Тоже в могилку. Собутыльники и семья, как положено. Невозможно представить, что руки об эту пакость будут марать светоносные ангелы. Опять аллегория и притча в полный рост. С реальностью и явью никак не совпадает.

Шумное местечко.

Притча построена на диалогах, люди в аду разговаривают. Это что за безобразие? По всем ветхозаветным текстам прямо читается, еврейским по белому: мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст уверены, что после смерти будут покоиться бессознательным сном. Не смогут размышлять. Что особенно их печалит: не способны созерцать и восхищаться Богом, слезно благодарить Его.

Библия знает только один «спиритический сеанс» — между царем Саулом и образом пророка Самуила (через волшебницу). Ах да, было еще явление Моисея Иисусу… Во всем бесчисленном библейском коммуникативном пространстве таких эпизодов не сыскать. Тут вообще смех душить начинает. Кто-то из умерших в «ветхозаветном аду» спит. А некоторые на кухне общаются. Да, в до-библейские времена были верования, что самые лютые грешники сходят в «ад» живыми… Но тут другой случай.

Почему Писание не прописало условия содержания в этой юдоли посмертной, интересно ведь… По каким заслугам и прегрешениям Бог решает: кому похрапывать после смерти, а кому бодрствовать? Это на минуточку… чрезвычайно важный фактор устройства загробного мира, люди тех времен вцепились бы зубами за такое… возможное счастье.

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Какие еще ляпы

допущены в придумывании потусторонних отделений для праведников и грешников путаниками в сутанах? В самом факте наказания «богача». Изучайте матчасть, святые отцы и легковерные адепты. Наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа, Великого Суда. Об это стерли языки Иисус, пророки и апостолы:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Второй недоуменный вопрос: тексты Священного Писания прямо и многобуквенно говорят — суд над людьми только впереди. После Второго Пришествия Христа разбор полетов состоится. Как быть с «мучениями душ» тогда? Вы уж выбор делайте, не коверкайте мозг честным людям… Либо признайтесь, что Библия себе противоречит. Либо — со стыдом окучивайте «теорию о двух судах», как сделали некоторые церкви.

Первый суд — «частный». Когда после смерти ангелами и бесами определяется место содержания души. В преисподней или в раю. Но это СИЗО в обоих случаях. Там придется помариноваться до Великого Суда, он состоится при Втором Пришествии. Тут главное веселье и будет: «всеобщий» процесс, здрасьте вам через окно, гражданин Бог…

Версия становится откровенно веселой. Про Страшный Суд писано. Про «частный» — ни словечка в Библии. Совсем дичью выглядит идея. Зачем нужен «второй» Великий Суд, если (якобы) есть «первый»? С великими православными «мытарствами», ага. Грешники, по решению одного будут (немного) страдать в преисподней, до Второго Пришествия Христа. Затем их судить «вторым»? Извлекать из преисподней, облекать плотью, глаза и прочие органы (под роспись) выдавать…

Теперь временной несправедливый параметр вводим. Грешников после «второго суда» оставят далее вечно гореть в геенне. Не возражаю, поделом гадинам. Это как физически будет выглядеть, на более мучительных условиях? Ад «80-го левела» (огласите характеристики, пожалуйста)?

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Пострадавших от «первой судебной ошибки» переведут в прекрасную жизнь вечную? Ой, несправедливо. Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше. Им до Второго Пришествия Иисуса страдать дольше. Так схема не работает.

Как быть с теми, кто находится после смерти в раю, по приговору «первого суда»? Душа наслаждается пением ангелов и нектарами, а тут берут за холку и волокут на судилище, в компанию мерзкопакостных типов. При Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Спросил кто: пациенту может не хочется телом обрастать, в раю душевном лепота и благолепие. Опять несправедливость и дичь.

Выводы

такие будут. Это все-таки притча, метафора и аллегория. Поскольку Слово Божие не может противоречить себе. В Новом и Ветхом Заветах. Хочется напомнить святым отцам о Символе Веры (тогда еще единых православной и католической конфессий), принятым аж в IV веке. Суд над живыми и мертвыми может произойти только со Вторым Пришествием Христа:

«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых».

Не оспариваете же? Тогда какой бес заставил напринимать кучу других доктрин, вплоть до «частного суда»?

Последние гвоздики в крышку… Просьба богача, мучимого в пламени: Авраамушко, друг ситный, пришли Лазаря! Пусть прохладит язык концом перста, смоченным в воде! Это самобичевание и унижение собственное? Как несколько капель воды утолят страшную жажду? Чашу, кружку, ковшик просить нужно…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Имена. В притче три героя: Авраам, Лазарь и … богач. Без имени. Это ли не факт метафоры? Будь история правдива, нашли бы персонажа, полна Иудея была сибаритами, раскольниками, идолопоклонниками. Имена имели основополагающее значение в древние времена. Имя «Лазарь» происходит от распространенного древнееврейского имени «Эль-азар» (Бог помог). А «богач»… это просто социальное явление.

Если даже поверхностно пробежать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, очевидно: герои описаны в реальной плоти, никак не бестелесные духи. Имеют глаза, персты, язык. Что полностью рушит понятие «души», даже в хитром искажении этого понятия Церковью. Диалог богача с Авраамом был бы таким: «Уважаемый, ты в аду! Хорош бредить! У тебя нет языка, чтобы говорить. У Лазаря нет ног, чтобы ходить. Нет рук, чтобы принести воду. Какое орошение твоего тела? Тебя все реки Иудеи не помогут, у тебя его нет, охлаждать нечего. Это пост-ампутационный синдром, кошель ходячий! Это мучается твой дух».

Но нет, Авраам на полном разуме вступает в диалог, называя другие причины отказа. И богач адекватен, словно не замечая своего эфемерного бесплотного марева. В эту ловушку загнали себя придумщики «ада» и «рая». Закрывая глаза на элементы физических тел героев притчи, факт бодрствования после смерти приняли за реальную картину. На вопиющие несоответствия небрежно сказав: «Христос немного приукрасил, занесло боженьку в красноречии»… Однако.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Технология.

Как же такое могло происходить? Почему Церковь столько веков «неправильно» читала Священное Писание (не только в эпизоде с Лазарем, не менее сотни ляпов можно найти). Думается, это грех поверхностного изучения новой доктрины. Когда она вышла из границ Иудеи, столкнулась с язычеством. Новохристианские богословы, хорошо знакомые с античными представлениями о загробной жизни, увидели в притче столь знакомую картину: мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар).

Не подвергнув анализу апостольские послания, не утрудившись разобраться в верованиях древних евреев… приняли притчу за чистую монету. Несомненно, «умные христиане» и честные богословы указывали на подмену понятий… но кто их слушал. Вот и получилось, что один из главных догматов Веры был построен на аллегории, метафоре, байке-притче. Отменить уже нельзя, такие движения неприемлемы: рушат другой догмат. О непогрешимости Церкви. С тем и живете, граждане верующие…

Похожая притча

Сегодня прочтем из Евангелия от Луки, 16-ой главы, где Христос приводит не притчу, а реальный случай: " Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят " Лк.16:19-31.

Иисус в кругу учеников Иисус в кругу учеников

Христос говорит о двух определенных личностях: о богаче, имя которого Он не называет, и о нищем, по имени Лазарь. Но что важно и об этом больше всего здесь говорится, это то, что случилось после, в загробной жизни, в вечности, куда после смерти попали эти две бессмертные души. Оба они умерли. И сказано, что один был похоронен — это богач, а во время пышных похорон он уже был в аду, в огненных муках. А нищий Лазарь, который здесь, в земной жизни, не удостоился даже похорон, Ангелами был отнесен в рай.

Итак, общим для богача и Лазаря была смерть. В Библии написано, что человеку положено однажды умереть, а потом суд! Что последует в этом "потом", после суда Божьего? Лазарь Ангелами был отнесен на небо, а богач попал прямо в ад! Вы заметили? Никакого среднего места для них не оказалось. Чистилище в загробной жизни, о котором упоминают, это всего лишь человеческие домыслы. В Библии нигде не говорится о таком промежуточном месте после смерти.

Получить спасение возможно только в этой жизни! Второй возможности там, в потусторонней жизни, не будет. Человеку дается возможность определить здесь, в настоящей земной жизни, где он будет проводить вечность: либо с Богом в раю, либо с диаволом в аду.

Смыть наш грех, очистить нашу душу от греха, может только кровь Иисуса Христа, и притом только во время нашей земной жизни. Человек должен в этой жизни покаяться, а в той жизни уже будет поздно. В этой жизни Бог принимает и прощает любого грешника, который приходит к Нему с покаянием. Спасти душу Он может только по заслугам пролитой крови Его Сына Иисуса Христа. Но вы скажите, что меня учили, что после смерти душа должна пройти определенное время очищения перед тем, как она войдет в Божий рай. Такое учение не от Бога. Никакие заупокойные молебны и панихиды по умершим не смогут повлиять на состояние душ, ушедших в тот мир.

RCR-Videos – наш канал со свидетельствами христиан, и другими полезными передачами.

Спасение в загробной жизни невозможно! Ад — сфера диавола, где искупление больше не действует! Вот, почему Библия так много предупреждает о том, чтобы человек на земле не упустил эту благодатную возможность, дарованную ему: покаяться и получить прощение грехов верой в Господа Иисуса Христа.

Как вы думаете, почему богач попал в ад? Потому ли, что он был богат? Конечно, многое зависит от того, как человек приобрел богатство и как он его употребляет. В Библии, например, мы встречаемся со многими богатыми людьми, которые были преданными детьми Божьими. Не само богатство стало причиной что богач оказался в аду. И Лазарь не своей нищетой, невзгодами и страданиями заслужил место на небе. Нет! Были другие причины.

Единственное, что заграждает человеку вход на небо — это его грех. Наши условия, будь то богатство или нищета, в которых живет человек на земле, не определяют его отношения к Богу. Все мы равны пред Богом, являясь грешниками. Каждый человек, рождающийся в этот мир, рождается духовно мертвым и без Бога. Поэтому, человек не может не грешить, такова наша греховная натура, унаследованная от Адама. В этом отношении, как богач, так и нищий Лазарь - ничем не отличались, оба они были мертвыми по своим грехам и преступлениям, оба они унаследовали греховную натуру Адама.

Но почему же тогда Лазарь попал на небо, а богач в ад? Единственной причиной было то, что Лазарь принял жизнь Божию. Лазарь в нищете своей воззвал к Богу и приобрел жизнь вечную верой в Господа Иисуса Христа. Иначе он не мог бы ее приобрести. Он ничего не имел здесь, в этом мире, но зато в Иисусе он нашел ни с чем несравнимое богатство — жизнь с Богом, вечную. Богач же был до того удовлетворен тем, что имел здесь на земле, что не считал, что Бог ему нужен. Он просто не находил смысла искать личных взаимоотношений с Богом, считая, что вполне хорошо обходится и без Него. Пользуется благами земной жизни, живет в роскоши, не отказывая себя в удовольствиях, зачем ему Бог? Лазарь же не испытывал удовлетворения в своей земной жизни и почел за нужное найти Бога, а в Боге он получил все. Интересно отметить, что имя Лазарь означает: "Бог мне помощь".

Диавол, князь мира сего, ослепил богачу его ум, чтобы он не думал о Боге. В этом и состоял его грех. Самое ужасное — это быть без Бога, без надежды на вечность. Слушайте, что говорит слово Божие: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" Ин.3:36.

Подумай, мой друг, как опасно в своей удовлетворенности жизнью быть без Бога и не чувствовать никакой нужды в Нем. Ничего страшнее этого состояния не может быть. Библия говорит: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" Еф.5:14. Бог милостив, Он дает тебе сегодня еще время, чтобы воззвать к Нему. Проснись, мой друг, призови имя Господне и спасен будешь!

Подумай о своей душе, ибо "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" Мф.16:26. Мой друг, мы до того беспомощны и бессильны, что сами не в состоянии дать какой-либо выкуп за свои душу. Сколько стоит твоя душа? Если бы ты имел весь мир и все его богатство, то и этого было бы недостаточно, чтобы выкупить свою душу от вечной гибели.

Один единственный мог заплатить за избавление наших душ от вечного огня — и это Сын Божий, Агнец Божий, Который был заклан, принес Себя в жертву за твой и мой грех. Иисус Христос, ради нашего спасения, принял на Себя наказание, должное нам за грех — смерть, ад, разлуку с Богом! И Своей смертью Иисус открыл возможность для всех, по вере в Него, быть очищенными от греха Его пречистой кровью!

О, какое чудное спасение совершил для нас Христос! Мой дорогой друг, нет ничего ужаснее в этом мире и в вечном — быть без Бога. Если ты сейчас без Бога, если ты Его не знаешь и до сих пор был беспечен и не задумывался о вечной жизни; если ты, живя на земле, всем доволен и не чувствуешь ни в чем нужды, ты находишься в самом опасном состоянии, в котором может находиться человек. Ради Христа, ради блага твоей бессмертной души, воззови к Богу сейчас, проси Его, чтобы Он оказал тебе милость и спас тебя от твоего пагубного состояния. Это, может быть, твоя последняя возможность. Но сегодня может стать днем твоего спасения, если призовешь в свое сердце Иисусу.

Читайте также: