Притча о блудном сыне осипов

Обновлено: 22.11.2024

Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)

Похожая притча

Одной из важных составляющих проповедей Иисуса Христа были притчи – это короткие истории, сюжет которых заключает в себе некий нравственный урок. Верующие люди тоже часто вспоминают библейские притчи и ссылаются на них в своих размышлениях и дискуссиях друг с другом и со своими идеологическими оппонентами.

У каждой притчи есть свой, казалось бы, устоявшийся смысл и общепризнанный нравственный посыл. Для примера, рассмотрим одну из них - так называемую притчу о возвращении блудного сына, рассказанную в Евангелии от Луки. Ниже я приведу полный текст этой притчи. Прошу тебя, читатель, набраться терпения и внимательно прочитать её от начала до конца, поскольку это очень важно для дальнейшего разбора. Итак, вот эта притча.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

Библия, Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11-28

Иисус рассказал своим ученикам данную причту, проводя очевидные параллели с Отцом небесным и теми людьми, которые, по каким-то причинам, отступили от Бога и стали грешить. Но Господь любит каждого из нас и с радостью примет любого, кто придёт в нему и раскается в своих грехах. Вот так примерно объясняют суть этой притчи верующие люди. Мы же с вами попытаемся заглянуть глубже и зададимся вопросом: «Почему поступок младшего сына в данной притче по умолчанию расценивается как неправильный? Что плохого он сделал? Почему он так раскаивался, и почему его возврат в отчий дом преподносится в качестве примера для других людей?»

Дело в том, что данная притча, на самом деле, повествует нам о проблеме сепарации созависимого ребёнка от своего родителя. Авторитарный отец, чьи дети всегда должны были быть при нём, определённо не хотел отпускать своего младшего сына. Однако, тот настоял на своём и ушёл. Но, как это часто бывает в жизни, даже съехав от родителей в отдельную квартиру, люди остаются зависимы от своих родителей морально.

Парень, со скандалом уехавший от родителей, всё ещё не может полноценно распоряжаться своей жизнью: он не может заниматься любимым делом, не может зарабатывать деньги; а если деньги достаются ему просто так – он не может распорядиться ими на своё усмотрение. Почему? Потому что он всё ещё живёт с оглядкой на родителей. Его отца нет рядом в буквальном смысле, но отцовские установки прочно засели у несчастного парня в его Сверх-Я. Проще говоря, парень живёт не своим умом, а всё ещё пытается угодить родителям.

Возможность распоряжаться крупной суммой денег пугает парня, так как он боится потратить деньги «неправильно» и вызвать, тем самым, недовольство своего отца (или матери). Его бессознательное желание - поскорее избавиться от этих денег, ведь тогда у него уже больше не будет соблазна пойти наперекор своему родителю, а значит снизится тревожность и будет как-то поспокойнее. По этой причине, люди, внезапно получившие в распоряжение крупную сумму, очень быстро сливают все деньги на азартные игры, алкоголь и тому подобное, оставаясь, в итоге, ни с чем.

Родителю, в свою очередь, выгодно, чтобы его ребёнок оставался таким вот зависимым человеком. Условный отец (или мать) вроде бы и делает вид, что желает своему ребёнку лучшего, но, на самом деле, родитель радуется каждый раз, когда у его ребёнка ничего не получается. Почему? Да потому что, потерпев неудачу, ребёнок будет вынужден прийти к своему родителю с мольбами о прощении и с просьбой помочь – ребёнок признает свою никчёмность и авторитет отца. Таким образом, родитель сможет и дальше контролировать своего ребёнка.

Именно это и произошло с героем притчи: сбежав от отца физически, он всё ещё остался зависим от него морально. Психологическое отделение от родителя, называемое сепарацией, так и не произошло. Парень так и не смог стать в полной мере самостоятельным и самодостаточным человеком. Именно поэтому его так мучила совесть: ему реально казалось, что, попытавшись жить своей жизнью, он совершил преступление против своего отца. Хотя, на самом деле, ничего ужасного он не сделал. Он лишь хотел самостоятельно распоряжаться своей жизнью, на что имел полное право.

Итак, чему же на самом деле учит притча? Думаю, ты, читатель, уже понял, что скрытый посыл сей притчи таков: «Ты являешься собственностью своего отца, и даже мысль о том, чтобы жить самостоятельно – это уже тяжкий грех. Ты себе не принадлежишь и не можешь сам выбирать свой жизненный путь. Жестокость твоего отца – это правильная жестокость, и ты обязан её принять, ведь отец любит тебя. А ещё, ты – никто. Сам ты ни на что не способен, и за пределами отчего дома ты однозначно потерпишь крах».

Здесь, кроме всего прочего, мы видим то самое обесценивание, к которому так часто прибегают родители, в попытках сохранить контроль над ребёнком. Кстати говоря, когда я сам собирался сменить место жительства и уехать в другой город, мой отец, пытаясь уговорить меня остаться, так и спросил: «Тебя там что, кто-то ждёт, что-ли?» Посыл, заключённый в этом вопросе, понятен: тебя там никто не ждёт, а сам ты ни на что не способен. Я тогда спросил в ответ: «А меня разве должен кто-то ждать?» Внятного ответа на свой вопрос я не услышал. Впрочем, мои ответы тоже показались отцу неубедительными.

Похожая притча

Сегодня Господь побудил меня обратиться к общеизвестной притче о блудном сыне, которую Он когда-то рассказал: “. у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться” (Лк.15:11-24).

Я хотел бы обратить ваше внимание на четыре факта, упомянутые в этой притче, которая недаром названа жемчужиной всех притч Господних, и в которой особыми яркими красками изображена любовь Божья к погибающему человечеству. Сначала мы можем наблюдать противление блудного сына, затем его пробуждение , покаяние и, наконец, прощение , дарованное ему отцом.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: с чего начинается грех? Из этой притчи ясно видно, что первый шаг ко греху и падению - это противление.

Сын нарушил общепринятое постановление о вступлении детей в наследство после смерти родителей и потребовал, чтобы отец немедленно отделил ему полагающуюся часть имения. Отец исполнил его просьбу и разделил имение между ним и старшим сыном.

Здесь Господь показывает, что каждому человеку предоставляется свобода выбора между добром и злом.

Это ответ на столь часто задаваемый вопрос: почему Бог допускает на земле беззаконие, войны, кровопролитие? Дело в том, что люди, обладая свободной волей, но находясь в падшем, не возрожденном состоянии и подчиняясь своей греховной натуре, испытывают тягу ко злу. И все выглядит так, будто человек, желающий грешить, получает одобрение от Бога. Но, конечно же, на самом деле это совсем так! Бог не может одобрить грех, Он просто не нарушает свободу воли человека.

Когда сын потребовал отдать ему наследство, отец видел, что в своих мечтах он уже путешествует по дальним странам, и что, оставшись в отчем доме, он мог бы стать несчастным человеком, и его любовь к отцу могла превратиться в ненависть. Поэтому он отпустил сына, хотя, думаю, сердце его в тот момент несказанно скорбело из-за его противления и предстоящей разлуки.

Мечта обрести независимость и удовлетворить свои юношеские порывы, видимо, уже давно поселилась в сердце молодого человека. Получив свою долю наследства, он, недолго думая, собрал вещи и покинул родительский дом. К сожалению, молодые люди часто склонны прислушиваться к нашептываниям дьявола, который говорит что-то вроде: «Живи своей жизнью, отвяжись от этих стариков и делай, что хочешь».

На некоторое время новые условия жизни пришлись юноше по душе. Никто за ним не следит, никто ничего не требует. У него есть деньги, свобода и множество новых друзей. Чего еще желать!

Однако этот бедняга совсем позабыл, что греховное наслаждение недолговечно. Он не думал о том, что очень скоро настанут иные времена, когда он расточит свои богатства, начнёт нуждаться и голодать, и все друзья оставят его.

Он ушёл от отца, чтобы стать свободным и независимым, но в итоге станет рабом. Какое унижение для еврея работать на язычника и пасти свиней!

О, как бы я хотел владеть языком ангелов, чтобы суметь убедить каждого, кто читает сейчас эти строки, в том, как коварен грех! Он всегда разрушает, опустошает и приводит к отчаянию.

И слава Господу, что блудный сын все же смог очнуться от одурманивающего действия греха.

Каждый грешник, не вставший на предназначенный ему путь Божий, также опутан сетями дьявола, его разум помрачен грехом, он не осознаёт, в каком ужасном положении находится, и считает странными и ненормальными всех верующих. Тогда как в действительности только тот, кто нашел Христа и следует по Его стопам, и является нормальным человеком.

Придя в себя, блудный сын в первую очередь осознал, что его положение безнадежно, и без помощи отца он его не поправит. Было время, когда он желал напитаться рожками, которые ели свиньи, но потом вдруг понял всю нелепость и безрассудность этой идеи. Первый признак пробуждения человеческой души проявляется в том, что "рожки" этого мира больше не могут удовлетворять ее. Она разочарована, удручена, подавлена. Потом она начинает осознавать, что чувствует себя так, потому что виновна перед своим Небесным Отцом и совершила огромную ошибку, покинув родной дом.

"Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" . С этими словами сын собирался обратиться к отцу по возвращении домой. Совершенно правильные и чистые намерения. Только так мы должны обращаться к Богу, возвращаясь к Нему. Но одних лишь намерений и мечтаний недостаточно, чтобы получить прощение. А сколько грешников, к великому сожалению, останавливалось на этом моменте. Запомните: мало просто желать прощения, нужно действовать! Необходимо искренне покаяться перед Богом в своих грехах. Подлинное покаяние – это не только осознание своего истинного положения перед Богом, но и волевое действие.

Тот, кто сожалеет о положении, в котором оказался, но не прикладывает усилий, чтобы его изменить, еще не покаялся. Если ты хочешь стать чистым, ты должен оставить прежний образ жизни. Блудный сын сказал: "Встану, пойду к отцу моему и скажу. ". В подлиннике слово "встану" - "анастас", означает - "воскресну". Этот юноша был мертв по преступлениям своим, но теперь он ожил, воскрес (Еф.2:4-5). Да, всякий, истинно кающийся человек, должен встать, пойти и исповедовать свои грехи перед Богом! В Писании сказано: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши. " (1Иоан.1:9). Для того чтобы получить прощение, необходимо полное, откровенное и честное исповедание грехов. Помните, как только царь Давид признал : "Согрешил я пред Господом". Пророк Нафан ответил: ". и Господь снял с тебя грех твой. " (2Цар.12:13).

Известный проповедник Чарльз Сперджен, после одной из своих проповедей, в которой он призывал людей к покаянию, получил письмо от одной девушки, где было написано следующее: «Я невероятно рада сообщить вам, что Господь помиловал меня, бедную, отвергнутую обществом, девушку. Однажды, пробродив по улицам целую ночь, и чувствуя себя совершенно разбитой, я зашла к Вам на богослужение. Когда Вы проповедовали о прокаженном, которого исцелил Христос, вся моя греховная жизнь предстала перед моими глазами в истинном свете. Я увидела, что моё положение хуже, чем у того прокаженного. Люди отвернулись от меня из-за множества грехов, которые я совершила.

Вы продолжали говорить, а я начала взирать на Иисуса и вдруг получила ответ: "грехи твои прощены". Я больше не слышала проповедь, я испытывала огромную радость, думая о том, что Христос на кресте принял и мои грехи, грехи бедной блудницы. К тому времени, как вы получите это письмо, я надеюсь быть уже на пути к своему родному дому, из которого когда-то убежала. Молитесь за меня, чтобы Господь держал меня Своей силой. Я никогда не смогу по достоинству отблагодарить вас за то, что вы привели меня ко Христу!»

Прочитав это письмо, Сперджен сказал: «Если бы она не написала о своём намерении вернуться домой, я мог бы сомневаться в истинности её обращения к Богу. Но тот факт, что падшая девушка возвращается домой к своим родителям, доказывает подлинность ее покаяния».

В заключении я хочу упомянуть о прощении, дарованном отцом вернувшемуся сыну.

Приведу ещё один пример из жизни.

У одного фермера была дочь, которая неоднократно убегала из дома. Спустя некоторое время после того, как она ушла в третий раз, он узнал, что она обвиняется в предосудительном поведении и находится под арестом в Городском Магистрате. Когда несчастный отец пришел туда, ему сказали: «Вы у нас в большом почете, поэтому мы позволим вам забрать дочь домой». Но старик ответил: «Она больше мне не дочь. Я дважды прощал её, теперь не прощу!» Он был не в силах простить свою родную дочь…

Как же я рад, что наш Бог не таков, как этот фермер! Господь - истинно любящий Отец, о чем и говорится в притче, которую мы сегодня разбираем.

Сын “ встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его” . Сын пошел, а отец побежал!

Да, друг мой, когда ты сделаешь один только шаг в правильном направлении, ты увидишь, что Отец твой побежит тебе навстречу.

Тот юноша так и не успел сказать отцу: "прими меня в число наемников твоих" .

Услышав слова : “ Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим" , отец тут же сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги" . Сын, конечно же, без всякого сожаления выбросил свои старые лохмотья и с радостью облачился в новую белоснежную, убеленную кровью Агнца одежду, в ризу Христова оправдания, которую дает нам Бог, когда мы приходим к Нему с искренним покаянием.

Кроме того, отец дал сыну перстень, символизирующий печать Духа Святого, которая дается всем возрождённым детям Божьим. Эта печать означает, что они теперь принадлежат Богу, ибо "сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу. " (Рим.8:16,17).

Юноша был законным сыном, и чтобы ещё больше подчеркнуть его статус, отец велит дать ему обувь. Рабы и слуги раньше ходили босиком, а сын должен был иметь обувь.

Друг мой, я не могу представить, как можно отказаться от великой любви Божьей? Иди к Богу как можно скорее! Он примет тебя и даст тебе новую, чистую одежду, перстень на руку твою и обувь на ноги.

Помоги Господь, чтобы как можно больше людей смогли сегодня от всего сердца сказать: “Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. ” .

Похожая притча

Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.

Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно безумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.

Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.

Сегодня мне бы хотелось внимательнее посмотреть на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи. Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.

Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца. Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?

И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.

Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко

Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.

«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.

Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.

Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.

Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек». А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».

Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.

Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.

Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима. Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.

Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.

Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое». Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.

И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»

Сегодняшняя притча — о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом. Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?

Читайте также: