Жанр притчи и его использование в литературе 7 класс

Обновлено: 15.09.2024

Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Притча 19-20 века: трансформация жанра"

ВложениеРазмер
statya.doc 70.5 КБ

Развитие жанра

Притчи развиваются с развитием литературы в целом. Если раньше притчи, которые были написаны в форме рассказов, стихотворений и драм, имели яркое наставление, похожее на басенную мораль, то современные притчи подразумевает собой диалог между писателем и читателем, предполагающий размышления и самостоятельный приход к определенному выводу.

Похожая притча


Среди эпических жанров выделяется притча. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы, рассмотрим, что такое притча и каковы ее отличительные черты.

Похожая притча

Притча как жанр зародилась в Древнем Востоке, где любили иносказания и загадки. Притча представляет собой краткий поучительный рассказ о каком-то происшествии в форме иносказания (аллегории).

  • краткость;
  • схожесть со сказом;
  • кольцевая композиция;
  • аллегория в изложении;
  • сюжет из повседневности;
  • абстрактное понятие;
  • поучение.

Герои притчи не имеют особенностей внешности или характера, даётся обобщённый образ человека. Нет времени и места действия. Обычно повествуется о правде и ложи, жизни и смерти, Боге и человеке.

Предварительный просмотр:

(г.Екатеринбург, МОУ СОШ №200)

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра.

(Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

«Ты видишь, ход веков подобен притче »,- сказано Б.Пастернаком.

Только в эпоху, когда каждый ощутимо и непосредственно зависит от всего, что происходит в мире, когда ощущение говорящей и поучающей истории становится всеобщим, ход веков можно уподобить притче. История – притча сопрягает «будничность» глобальных катастроф и величие самых личных, интимных проявлений жизни. Наверное, именно наше время проявило самую суть жанра притчи.

Притча как жанр, непосредственно нацеленный на постижение смысла жизни, который должен черпаться из нее самой, по-разному проявлялась в разные эпохи истории, в разные художественные эпохи. В 19-20 веках это притчи-пьесы, притчи-рассказы, притчи-романы, стихотворения в прозе, «крохотки», «затеси». Притча 20 века перестала быть поучением, она стала обобщенным философским размышлением, в котором читатель участвует на правах соавтора.

Мудрость, воплощенная в слове, в произведениях без назидания, навязчивости, в произведениях, дающих возможность думать, обсуждать – в произведениях притчевого характера. Разгадывание притчи – это своеобразная гуманитарная дискуссия и исследование, это диалог автора и читателя, учителя и ученика.

Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах (Большой справочник школьника.-М.:Дорфа,2001)

Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы рассматриваются в произведении – загадке, на которую нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с автором.

При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Короткие рассказы, философские миниатюры, стихотворения в прозе, очерки, лирические записи объединяет притчевое начало. В наше время разные жанры в литературе смыкаются, проникают друг в друга сильней и энергичней, чем в тургеневскую пору. А.Белый, В.Розанов, М.Пришвин, И.Бунин, А.Солженицын, В.Белов, Ю.Бондарев, В.Солоухин, В.Астафьев – писатели, обращавшиеся к данному жанру, понимали своеобразие и оригинальность создаваемых произведений, что и отразилось в обозначении ими сборников: «Крохотки», «Мгновения», «Камешки на ладонях», «Затеси». Это книги о себе, о людях, о времени, размышления, имеющие притчевую основу, несущие глубокие философские осмысления, лирические миниатюры, обладающие документальной точностью очерка – это «зарубки» на память не только самому автору, но и каждому из нас, «чтобы сердцем не черствели».

По мнению Астафьева, у каждого человека есть «потребность в задушевной беседе, как и склонность к вечной думе о смысле жизни», которая постигается только через самопознание, - «процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя». Такое высказывание предполагает особого собеседника. Читатель вплотную приближается к автору, «почти прямое слово автора не опосредовано для него привычными литературными формами – сюжетом, героями.

Данные произведения фиксируют настоящий, совершающийся «здесь и сейчас» момент самоопределения человека, они образуют исповедальный монолог, в котором человек «в данный момент» предстоит самому себе. Отсюда и обращение к читателю не пробегать произведения «сподряд», а читать «враздробь», может быть, какое–то из них, как пишет Тургенев, «заронит тебе что-нибудь в душу». В.А.Солоухин вторит Тургеневу: «Пусть перебирает читатель. Если из всей этой высыпанной перед ним на стол груды камешков он отберет для себя хотя бы пяток, и то ладно».

Чтение «враздробь» провоцирует читателя на поиск связи между произведениями, а также рождает представление о внутренней жизни человека не как о последовательно сменяющихся событиях, а как о пространстве смысловых отношений, как об одномоментно осуществляющихся разнонаправленных движениях души человека, свидетельствующих о цельности его внутренней жизни.

Таким образом, внутренняя жизнь человека, изображенная в миниатюрах, психологически конкретна, но не связана с определенной жизненной ситуацией, как это происходит, например, в романно-эпическом изображении размышлений героев. Поэтика миниатюры такова, что не предполагает изображения сознания человека в романно-эпической последовательности событий, указывающей на временную, пространственную, психологическую дистанцию повествователя по отношению к герою. В произведениях, имеющих притчевое начало, отсутствует развитое сюжетное движение, содержание передается в основном через диалог героев. Время и место действия неконкретны. Действие происходит «однажды», место действия не указано. Действующие лица – человек и мудрец. Притча несет в себе глубокий смысл, но прямое поучение, наставление в ней отсутствует.

При всех различиях стиля, взглядов писателей, эпохи, трактовки жанра предлагаемые для чтения и изучения произведения имеют следующие особенности притчевого характера : иносказательная форма; широта обобщения; значимость заключенной в притче идеи; отсутствие обрисовки характеров, указаний на место и время действий, показа явлений в развитии; предельная заостренность главной мысли, выразительность и экспрессивность языка; в большинстве случаев - прямая автобиографичность, рассказ от первого лица; дневниковость, носящая исповедальный характер; философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью; при решении их – глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался: сугубо личный, общественный или планетарный; предельная краткость каждого произведения, каждой миниатюры: от двух-трех строк до полутора-двух страниц, не более; возможность сгустить, стиснуть огромные пространственные и временные величины до одной фразы; острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.

Цикл уроков – диалогов, посвященных осмыслению литературных произведений притчевого характера, избранных учителем по его усмотрению, способствует выявлению личностного смысла и формированию ценностных ориентаций учащихся - подростков. К миниатюрам следует обращаться тогда, когда сама логика курса подсказывает, что пора познакомиться с данными произведениями. Предполагается, что знакомство должно начаться в 7 классе и завершиться в 11 классе. Произведения И.С.Тургенева «Нищий», «Барельеф», «Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»; В.Г.Короленко «Огоньки»; И.А.Бунина «Скарабеи», «Именины»; В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер возле речки», «Приветное слово», «Паутина»; А.И.Солженицына «Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье», «Путешествуя вдоль Оки», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Дыхание», «Мы-то не умрем»», «Колокольня» и т.д. перекликаются с другими учебными книгами по литературе, но изучаются как притчи с попыткой увидеть в литературе многомерное пространство во всей ее объемности.

Выбор произведений обосновывается следующим:

- все произведения – путь к познанию мудрости; аллегорическое повествование – загадка, которую нужно разгадать, в противоположность поучению; короткий объем произведений, в которых информация дается в сгущенном виде, позволяют мобильно использовать уроки-диалоги.

Обращаясь к этим произведениям из урока в урок «враздробь», выстраиваем диалог с писателями. Основные фазы процесса, направленного на понимание, следующие:

до чтения: осмысление заглавия (прогноз);

по ходу чтения: внимание к слову; проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы (диалог с текстом); главная мысль (понимание);

после чтения: виды информации в художественном тексте (рефлексия); переработка информации (использование).

Литературная притча- приглашение к размышлению?

миниатюра - стихотворение в прозе – «крохотки» - «затеси»

-персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;

- не отражены характеры;

- внимание автора сконцентрировано на одной ситуации;

- выбор персонажей основан на антитезе.

потерпевший барин, угрожающий неизвестно чем, и вор поневоле, ставший добрым ___

неизвестное (как угроза) и человек, подчиняющийся угрожающей неизвестности

И.С.Тургенев «Необходимость, сила, свобода»:

словесный барельеф из трех фигур____ соотношение главных понятий жизни человека

А.И.Солженицын «Отраженье в воде»:

мутный поток и зеркальная гладь ______жизнь - движение к истине

паутина в природе, нарушение гармонии, отлаженной жизни ______паутина жизни…

Приведем пример структуры урока – диалога.

Через мгновения жизни – к вечному…

(Притчевое начало в литературе 19-20 веков)

Технологическая карта ученика

Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все стороны его? А может быть, уже и понимал, и называл нам в прошлые века, но мы недолго могли на том застояться: мы послушали, и пренебрегли, и откинули тут же, как всегда спеша сменить хоть и самое лучшее – а только бы на новое! И когда снова нам скажут старое, мы уже и не вспомним, что это у нас было. А.И.Солженицын

ИДЦ – попытаться понять ценности, которые находятся в центре художественного мира писателей 19-20 веков; выяснить, почему оказалась столь вечным притчевое начало в литературных произведениях.

Знать: произведения А.П.Чехова, И.С.Тургенева, А.И.Солженицына, В.П.Астафьева, основные темы, образы.

Понимать : основные проблемы произведений, авторскую позицию, преломляя их в своём сознании.

Уметь: размышлять над прочитанным, работать с текстом самостоятельно и в группе, строить монологический ответ, анализировать, сравнивать, обобщать.

Определение

Притча как жанр в русской литературе относится к эпосу.

Притча – малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.

Притча – необъемное произведение, включающее в себя материал от нескольких строк до пары страниц.

В притчах в иносказательной форме происходит передача народной мудрости. Различные аллегорические образы помогают передать сложную для понимания философскую истину.

В притчах, как правило, используются широкие обобщения: характеры героев обрисованы только поверхностно, время и место действия обычно не указывается, чтобы показать типичность ситуации.

Отвлеченное обобщение в притчах носит назидательный характер и заключает в себе какое-либо наставление. Притчи дают различные советы.

Черты притч

Рис. 1. Черты притч.

В притчах рассуждают о вечных проблемах и конфликтах, о вечных человеческих пороках, о вечных общечеловеческих ценностях.

Притчи в центре внимания имеют проблемы жизни и смерти, добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти, правды и лжи.

Отличительными чертами притчи в русской литературе являются назидательность, аллегоричность и поучительность.

Все притчи в русской литературе нацелены на постижение жизни и ее смысла. Все компоненты притчи направлены на раскрытие главной мысли и авторской идеи.

Что мы узнали?

Притча – малый эпический жанр; поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. В притчах в иносказательной форме происходит передача народной мудрости. Обобщения помогают показать типичность ситуации, они носят назидательный характер. В притчах рассуждают о вечных проблемах и конфликтах, о вечных человеческих пороках, о вечных общечеловеческих ценностях. Отличительными чертами являются назидательность, аллегоричность и поучительность. С развитием жанра притчи теряют яркую назидательность, читатель должен сам прийти к определенному выводу.

Похожая притча

Янченкова Марина Сергеевна

Цель: Изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч Эзопа и библейских притч Задачи: - познакомиться с литературой по теме «притча как жанр мировой литературы». - проследить историю жанра, изучив творчество Эзопа и текст Библии. - проанализировать две притчи Эзопа с точки зрения морали и особенности языка. - определить нравственный смысл нескольких евангельских притч.

Притча (с греческого «парабола» - сравнение). Притча – близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Притча – «поучение в примере» (В.И.Даль).

Признаки притчи Есть мораль (поучительный вывод) Персонажи обычно безымянны, схематичны мораль открывается не сразу, требует размышлений, сопоставлений не определены время и территория, не названы исторические имена Краткость, высокая и разговорная лексика Смысл не в изображении человека, а в этическом выборе, который он делает

Эзоп (Эсоп) ( VI век до н. э.) – древнегреческий баснописец. Был рабом; когда попал в Дельфы, был обвинён в святотатстве и сброшен со скалы . Первый сборник его притч был составлен в Средние века. Притчи Эзопа малы по объёму, язык их прост, близок к разговорному.

Библия- «книга книг». Одна из её книг называется «Книга Притчей Соломоновых» Притчи - поучительные рассказы Иисуса Христа Темы притч: Мудрость, праведность, страх Божий, знание, мораль, воздержание, усердие, сочувствие к бедным, милосердие к врагам, воспитание детей, честность, справедливость…

Мораль притч Мораль – логический, поучительный вывод из чего-нибудь («Словарь русского языка» С.И.Ожегова) Притчи Эзопа: «Человек, животные и Зевс» «Мышь полевая и мышь городская» Библейские притчи: «Притча о блудном сыне» «Притча милосердном самарянине» «Притча о потерянной овце» «Притча о фарисее и мытаре»

ПРИТЧА «Человек, животное и Зевс» МОРАЛЬ Некоторые люди, наделённые разумом и речью, завидуют животным, которые не обладают этим даром. Мы должны быть благодарны Богу за честь мыслить и говорить.

ПРИТЧА «Мышь полевая и мышь городская» Мораль притчи: Деревенская мышь (человек) более щедра, любит покой и безопасность. Мораль притчи: Городская мышь (человек) более скупа, любит шум и стремительную жизнь.

Нравственный смысл христианских притч Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека («Словарь русского языка» С.И.Ожегова). Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Нравственный смысл: Нравственный смысл: Любовь и стремление помочь В любой ситуации человек должен близким, позволяет понять помочь другому человеку, несмотря причины ошибок, учит умению на внутренние убеждения, веру, прощать национальность

Притча о потерянной овце. Нравственный смысл: Человек нуждается в покаянии, так как ни один человек не может жить без грехов и ошибок. Не только Бог, а каждый человек просто обязан протянуть руку помощи потерянному человеку (грешнику). Нравственный смысл: Человек не должен возвышать себя, чтоб потом не быть униженным, а раскаиваться в грехах, чтоб быть оправданным Богом и возвыситься перед людьми и в его глазах. Притча о фарисее и мытаре.

Читайте также: