Притча о безумном богаче проповедь
Обновлено: 22.11.2024
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бoльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Давайте подумаем, что дурного в том, что этот человек, у которого уродился такой небывалый урожай, построил себе новые житницы, дабы ничего не пропало? Это ни то, что не дурно, это просто очень даже похвально. Молодец, что не растерялся, не поленился, все собрал и все сохранил.
Дурно другое. Дурно, то, что сохранил только для себя, что трудился только ради себя, подумал только о себе. Хотя многим сегодня, как, впрочем, и в те далекие времена, такая философия казалось единственно верной. «Сarpe diem», говорили древние римлянине, современники этого богача. «Лови мгновение». «Ешь, пей и веселись, сегодня, ибо завтра умрешь!»
В чем же безумие этой философии? Почему Христос называет этого ловкого богача безумцем? Потому что, со смертью все не заканчивается, а только начинается. Заканчивается время и начинается Вечность. И от того как ты провел свое время здесь на земле, будет зависеть твое пребывание в вечности. Туда в Вечность никто из нас не унесет ни амбары, ни их содержимое, унесем лишь то, что будет собрано в сокровищнице нашего сердца. А главное сокровище это наша любовь, доброта, милосердие, жертвенность, забота о других, а не только о себе. Это и значит в Бога богатеть. Я могу понять атеистов, которые не верят ни в Бога, ни в вечную жизнь, если они думают только о себе и строят все новые и большие амбары для своего добра. Но, как понять людей верующих в Бога и живущих только ради себя? Воистину, по слову Спасителя, иначе, как безумцами таковых не назовешь.
О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста
Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.
Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.
О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.
И вот этот-то человек , у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.
Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.
Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.
Похожая притча
Обращаясь к человеку, который задумал свое богатство хранить, словно оно неотъемлемо от него, Христос говорит: Безумный, в эту ночь твою жизнь потребуют от тебя обратно – и что тогда. За плечами каждого из нас стоит смерть, и об этом напоминает нам Евангелие на каждом шагу. Но напоминает нам не для того, чтобы испугать смертью, а чтобы придать жизни новую, иначе совершенно недосягаемую глубину. Мы живем поверхностно, мы живем бесконечным количеством вещей, которые слишком мелки даже для нашего человеческого сердца, даже для человеческого ума. Сколько у человека за один день его жизни проходит мыслей пустых, бесцельных, бесплодных; сколько чувств чередуется друг за другом в душе, не оставляя никакого глубокого следа, просто так, проходят напрасно, как тучи по летнему небу. Это все слишком мелко для человека, то есть для каждого из нас, и Господь нам постоянно напоминает и в Своем Евангелии, и жизнью, что смерть так удивительно близка, и только она может поставить вещи на место.
Не будем поэтому собирать в сокровищнице сердца, ума, в сокровищнице жизни ничего такого, что слишком мелко и от чего мы мельчаем; а поставим себе вопрос при каждой встрече, во всех наших человеческих обстоятельствах, по отношению к каждому человеку и ко всему в жизни: Как бы я поступил, если бы это было его последнее мгновение или последнее мое мгновение? Какое слово я бы сказал, какое действие совершил, кем я был бы по отношению к нему, к ней, к ним? И если только мы это осознаем, – Боже, как глубока и значительна будет жизнь, как каждый человек станет значителен и сколько будет поступков в нашей жизни, достойных нашей человеческой жизни, нашего человеческого величия и величия Бога нашего! Аминь.
Похожая притча
Евангелие от Луки, 12:16-21
Речé же при́тчу къ ни́мъ, глагóля: человѣ́ку нѣ́коему богáту угобзи́ся ни́ва: и мы́сляше въ себѣ́, глагóля: чтó сотворю́, я́ко не и́мамъ гдѣ́ собрáти плодóвъ мои́хъ?
И речé: сé сотворю́: разорю́ жи́тницы моя́, и бóлшыя сози́жду, и соберý тý вся́ жи́та моя́ и благáя моя́: и рекý души́ моéй: душé, и́маши мнóга блáга, лежáща на лѣ́та мнóга: почивáй, я́ждь, пíй, весели́ся.
Речé же емý Бóгъ: безýмне, въ сiю́ нóщь дýшу твою́ истя́жутъ от тебé: а я́же уготóвалъ еси́, комý бýдутъ?
Тáко собирáяй себѣ́, а не въ Бóга богатѣ́я.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшней евангельской притче, которую мы слышали за Божественной Литургией, как мне кажется, встречаются две темы, о которых Евангелие напоминает нам постоянно. Это тема нашего эгоизма и тема смерти, которая стоит за плечами каждого из нас.
Труд человека становится бессмысленным, становится не спасающим, а даже губящим этого человека, если плодами этого труда он, этот человек, не может или не хочет ни с кем поделиться. Наверное, он много потрудился, если собрал такой большой урожай, много пролил пота, много сил у него ушло на это, но всё это было только ради себя одного. И вот здесь Евангелие нас предупреждает: это напрасный труд, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Жизнь человека, каждого из нас, и здесь на земле и в Вечности, зависит от того, что сделали, или не сделали, мы для братьев меньших нашего Господа и Спасителя (Мф. 25.31-46) . Потому что если от нашей жизни, от наших сил, от нашего труда, от нашего умения нет никому пользы, кроме нас самих или, может быть, ещё небольшого количества людей, кто нам близок, то тогда всё бессмысленно. Душа тогда не пользует от этого труда ничего. Она остаётся бесплодной, пустой. А ведь мы с вами прекрасно знаем слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16.25-26) .
И, бывает, мы думаем, вот если бы мы знали, если бы мы удостоверились, что осталось совсем немного, что эти дни или даже эти часы последние, то тогда совсем по-другому начали бы жить. Как дорога была бы нам каждая минута, каждое наше слово, впечатление, новая встреча. Как бережно мы бы относились ко всему, что в нашей жизни происходит! Как бы ценили всё, как берегли бы все хорошее и убегали бы от всего дурного. Как бы старались не изуродовать эти часы, которые были последними. Но думаю, именно потому Господь и не открывает нам нашего дня и часа, что слишком хорошо нас знает. Знает, что невозможно научиться глубине, ответственности, любви и милосердию за несколько дней или даже месяцев. Для этого нам дана целая жизнь, и если не начнем сегодня, завтра может быть уже поздно (об этом притча десяти девах (Мф. 25.1-13) ).
Будем помнить об этом, размышлять, трудиться, будем просить у Господа сил, чтобы Он помог «собирать сокровища не для себя, а в Боге богатеть».
Похожая притча
Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.
Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.
Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.
Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.
Читайте также: