Притча нафана давиду об овечке толкование

Обновлено: 07.05.2024

В сей притче, однако же, означено было только прелюбодеяние отъятием овцы бедного соседа; об умерщвлении же мужа или о том, что бедняк, имевший одну овцу, был убит, умолчано, чтобы Давид определил себе наказание за одно только прелюбодеяние. Отселе для проницательных видно, как умеренно сей Царь пользовался многими женами, когда и за одну согласился наказать сам себя. Плотское вожделение в Давиде было не господствующим, а случайным; почему и обличитель — Пророк — назвал непозволенную страсть гостем; не сказал, что овца бедного употреблена была для стола Царю, но гостю.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.31.

То, с какой кротостью и сдержанностью те мужи обращались со своими женами, ясно проявляется здесь в истории царя Давида. Этот царь был увлечен жаром страсти и ослеплен временным своим процветанием, и [поэтому] вступил в беззаконное обладание женщиной, мужа которой он повелел предать смерти. И царь был обличен в сем преступлении пророком, который, когда пришел обличить царя, прибег к притче о бедняке и богаче. У бедного из всего имущества не было ничего, кроме одной овечки, а у его богатого соседа было очень много мелкого и крупного скота. И когда странник пришел к богатому человеку, то тот пожалел взять одну из своих овец или волов, но, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. И когда сильно разгневался Давид на этого богатого человека и потребовал смерти для него, и сказал, что за овечку тот должен заплатить вчетверо (См. 1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; 2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; 4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. 5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; 6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. 2 Цар. 12:1-6), тогда он тем самым непреднамеренно осудил своё преступление, которое сам совершил преднамеренно [в случае с Вирсавией]. И когда ему было предъявлено это обвинение и было объявлено наказание Господне за содеянное, Давид смыл свой грех глубоким покаянием. Но в притче пророка повествовалось лишь о грехе прелюбодеяния. И ничего в ней не было сказано об убийстве мужа Вирсавии Урии — об убийстве бедняка в притче ничего не сказано. Следовательно, обвинение высказано касательно одного только прелюбодеяния. И отсюда нам следует судить о том, с каким терпением он обращался со своими женами, когда был принужден казнить себя за совершенное им преступление по отношению к одной из них. Но в этом случае невоздержанность страсти постигла его как заезжий странник, но не нашла в доме его пристанища. И именно поэтому даже обличающий царя пророк назвал незаконное вожделение «странником» в доме богатого человека. И ведь не сказал, что овечку соседнего бедняка взяли, чтобы приготовить обед для царя, а сказал: чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему. Истинно, однако, и то, что в доме сына Давида, царя Соломона, сия плотская похоть бывала не как странница и случайная гостья, но как царица. И Священное Писание об этом не умалчивает, но прямо ставит ему в вину его увлечение чужестранными женщинами (См. 1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. 3 Цар. 11:1-8). Ибо в начале царства своего Соломон сгорал страстью к истине; но когда достиг её в любви духовной, то потерял её через любовь плотскую.

О христианском вероучении. Сl. 0263, 3.21.11.

Стих 5

Очевидно, царь Давид не подозревал о западне, в которую сам попал. И он решил, что достоин смерти богатый человек, сделавший зло бедняку, и еще он должен и за овечку заплатить вчетверо. И это было суровое суждение и целиком справедливое. Но его собственный грех не был еще у него перед глазами: то, что сам совершил, было всё еще спрятано за спиной. Он еще не допускал собственного преступления и поэтому не был склонен отпустить грех другому. Но пророк был послан ему с этой целью. Он достал грех из-за спины Давида и положил его перед глазами царя с тем, чтобы тот мог видеть суровый приговор, вынесенный самому себе.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL38.50.8.1

Стих 13

Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь. Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова — Богу читать в сердцах.

Проповеди. Сl. 0284, 291.PL38. 1318.34.

Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил — всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.

Проповеди. Сl. 0284, 393.PL39.1714.5.

Стих 20

См. 33 И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! 2 Цар. 18:33

Похожая притча

Итак, мы читаем 10-й стих:

Мф.18:10–14 . «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».

Слова «говорю вам» носят эмфатический характер, то есть подчеркивают важность того, о чем будет сказано далее.

Как мы выяснили ранее, «малые сии» – это простые верующие в Господа Иисуса Христа, это и просто бедняки, это и малые в познании Святого Евангелия, и даже обычные дети.

Блаженный Феофилакт пишет: «Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем Ангелов. Но Ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем Ангелов, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше не дерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лице Божие и даже молиться за нас» 58 . То есть Ангелов имеют все верующие, но только смиренные верующие имеют дерзновение перед Богом в своих Ангелах, а Ангелы нерадивых верующих стыдятся их перед Богом и не могут с такой же силою ходатайствовать за них. Когда мы грешим, то Ангел Хранитель со слезами отходит от нас, мы отгоняем его от себя смрадом своих грехов; бесы, напротив, как мухи летят на навоз, на гниль, окружают нас в момент греха и радуются о нашем падении. Причем грех приносит осквернение и тем людям, с которыми мы общаемся, соприкасаемся в этой жизни. Он буквально разрывает чистоту духовного пространства и оскверняет всё и вся. То есть если мы в состоянии нераскаянного греха, то мы представляем угрозу, духовную угрозу для окружающих, даже в быту. Сказано в Новом Завете, что надо гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ), – то есть плотью нераскаянного грешника. Но если грешник раскается и проявит смирение, то он может оказаться источником благословения для окружающих. Например: апостолы настолько очистили свои души, что даже опосредованное соприкосновение с ними приносило людям благословение. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ).

Итак, одежда грешного оскверняет, а «платки и опоясания с тела» раскаявшегося человека, каким был апостол Павел – бывший гонитель Церкви, – приносят благословение.

Посему блаженны в глазах Бога и Ангелов те, кто почитает себя именно малыми, грешными и недостойными, то есть проявляют дух раскаяния, самоуничижения, смирения.

«Однажды святой Симеон выказал особую высоту своей смиренной души. Некто из братий, желая испытать его, однажды, шутя, сказал ему в церкви: “Как красивы, диакон, твои волосы!” Святой Симеон, чтобы не смутить брата, в то время промолчал, но, придя в келлию, тотчас остриг свои волосы и, встретив потом того брата, отдал их ему и сказал: “Возьми, брат, мои волосы. Они очень тебе нравятся”. Брат устыдился, не ожидая такого оборота дела, а другие, видя такой поступок диакона, с удивлением хвалили его» 59 .

И другой пример:

«Поведали о некоем старцу, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу раз в неделю. Он просил у Бога, чтобы ему было открыто значение некоторого изречения в Священном Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам себе: “Вот! Я подъял немалый труд и ничего не успел. Пойду же к брату, спрошу у него”. Когда он вышел из келлии и запер за собой дверь, послан был к нему от Господа Ангел, который сказал ему: “Семьдесят недель, проведенные тобой в посте, не приблизили тебя к Богу, теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для разрешения вопроса к брату, я послан к тебе истолковать изречение”. Исполнив это, Ангел отступил от него» 60 .

Итак, смиряясь, мы делаем своими друзьями Ангелов, а покровителем – Самого Бога.

Словами «не презирайте ни одного из малых сих» Господь научает нас почитать таковых и учиться у них, ибо противоположность презрения – есть благоговейное почитание.

А так как под малыми следует почитать и детей, и нищих, и смиренных верующих, то и получается, что кто презрительно относится к любой из названных групп, тот грешит жестокостью и бессердечием. Евфимий Зигабен пишет, как бы от лица Сына Божия: «Пришел Я, говорит (Христос. – О.С.), в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви» 61 . То есть по Зигабену малые сии – это и нераскаянные грешники, которые, как неразумные дети, совершают те или иные поступки, не отдавая себе отчета. Итак, нельзя презирать и грешных, но, напротив, проявить заботу об их обращении.

И далее мы читаем:

Мф.18:11 . «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Этими словами Сын Божий показывает нам, подтверждает, что малыми в глазах Бога могут почитаться и все заблудшие и падшие – и их нельзя презирать, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Обычно ищут то, что пропало, но имеет некую ценность в глазах ищущего, иначе бы он и не искал пропавшие. Но какую же ценность в глазах Бога имеет пропавший грешник, заблудившийся отступник, и для чего Богу искать его? Сказано: «“преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам» ( Иез.33:10–11 ).

Действительно! Для чего заблудшему грешнику уклоняться от Божественного спасения, почему не возвратиться к Богу? Здесь грешник может найти для себя множество оправданий и объяснений – почему он не хочет вернуться к Богу, – но причина лишь одна: грешник боится, что Бог никогда и ни за что не простит его. Нам кажется, что Бог смотрит на нас всегда через наши грехи и никак иначе. Но это не так, и следующее повествование это нам показывает. Как часть Божьего творения, о котором Бог некогда изрек: «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), любой человек дорог Создателю, является некою ценностью в Его глазах.

Далее мы читаем – Господь Иисус Христос рассказывает притчу:

Мф.18:12 . «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?».

Выражение «как вам кажется» было распространенным для того времени раввинистическим выражением и часто встречается в Талмуде; то есть, беседуя с людьми, Христос учитывал особенности их способа проводить религиозные беседы. Позже апостол Павел сформулирует этот принцип словами: проповедующий должен быть для всех всё. Апостол Павел писал: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:20–22 ). Поэтому в словах Христа мы встречаем не только соблюдение формы религиозного общения того времени, но и цитацию авторитетов разных фарисейских школ.

Но вернемся к нашему повествованию.

Блаженный Феофилакт пишет: «У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение – Ангелы, равно и люди, – это сто овец, пастырь которых есть Христос; Он не овца, ибо Он не создание, но Сын Божий. Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на Небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости Ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели» 62 . То есть Христос пришел не просто простить человека, амнистировать его, как ошибочно думают протестанты, – НЕТ, – Сын Божий сошел на Землю, чтобы изменить и саму нашу природу, как и пишет Феофилакт: «пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу».

Слова: «не оставит ли он девяносто девять в горах» надо понимать буквально. Пастырь Христос оставляет «в горах», то есть на высоте, в Небесах, Ангелов и святых и спускается не просто на землю, но и в «преисподняя земли» – ад, чтобы спасти заблудших. Ему дороги все и каждый в отдельности, но… Он ищет всегда только одну заблудшую душу, одну – твою и мою душу, одиноко блуждающую среди долин смертной тени. И когда Он находит мою душу, твою душу, – может быть, на самом дне греховного забвения, уныния и одичания, – с этого момента и начинается процесс исцеления, преображения души, ее восхождение к Небесным высям. Сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» ( Пс.22:4–6 ); и еще: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя» ( Пс.120:1–3 ).

Для иудеев, среди которых было много пастухов, эта притча была особенно понятна. Баркли пишет: «Это, конечно, самая простая из всех притч Иисуса, потому что это простая история заблудшей овцы и ищущего пастыря. В Иудее овце было очень легко заблудиться. Пастбища расположены в холмистой местности, которая находится, подобно горному хребту, в самой середине страны. Это узкое, гористое плоскогорье, всего несколько километров в поперечнике. Нет никаких ограничительных стен и изгородей. Даже в лучшем случае пастбища бедны, и потому овцы много кочуют, а когда они сбиваются с пастбищ плоскогорья в ущелья и лощины, тянущиеся по обе стороны, они скоро могут оказаться на уступе, с которого не могут ни подняться выше, ни спуститься, и должны оставаться в таком безвыходном положении, пока не погибнут. Палестинские пастухи были специалистами по нахождению заблудших и потерявшихся овец. Они могли идти по их следам километры, взбираясь на скалы и спускаясь в пропасти, чтобы вернуть их.

Во времена Иисуса стада обычно принадлежали общине – не одному человеку, а всей деревне, и потому обычно при них было два или три пастуха. Вот почему пастух мог оставить 99 овец; если бы он оставил их вообще без сторожа, то по возвращении обнаружил бы, что потерялось еще больше овец; но он мог оставить их на попечение своих пастухов-напарников, а сам искать заблудившуюся овцу. Пастухи всегда прилагали самые большие усилия и шли на большой риск, чтобы найти заблудившуюся овцу. Существовало правило, что, если овцу нельзя привести назад живой, нужно принести, насколько это вообще было возможно, хотя бы шкуру и кости, чтобы доказать, что она погибла» 63 .

О радостной встрече пастыря, сошедшего с «горы» в поисках заблудшей овцы, далее мы читаем:

Мф.18:13 . «и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся».

Ты слышишь, душа, – Бог радуется о тебе, грешной и заблудшей! Ты нашлась… Он уже видит тебя и спешит к тебе на помощь.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя заботиться о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец – человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя и прилагать попечение о тех людях… Потом и ради Ангелов, которым вверены эти меньшие братья, заставляет нас почитать их и собственной волей и страданием побуждает нас к тому – потому что, когда говорит: “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”, то указывает этим на Крест… И, наконец, употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшую, и, когда найдет ее, весьма радуется об обретении и о спасении ее» 64 . То есть: как ты, человек, можешь презирать того, за которого, также как и за тебя, умер Сын Божий на Голгофском Кресте?! Или как мы можем злорадствовать о падении и заблуждении тех, кому Сам Христос, как добрый пастырь, ищет спасения.

В Евангелии от Луки о нахождении заблудшей овцы сказано: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» ( Лк.15:5–6 ). То есть раскаявшийся не услышит слов упрека, напоминаний о его прежней порочной жизни, все будет покрыто любовью и прощено ею. Сказано: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:18 ); и еще: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ). Известно, что псалмопевец Давид молился о забвении Богом его, Давида, грехов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» ( Пс.50:3 ); и еще: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои» ( Пс.50:11 ). Слово «изгладь» означает: больше не вспоминай, забудь и сотри из памятной книги. Человек не может быть счастливым и начать новую, духовно значимую жизнь, если он не решит проблемы с прежде содеянными грехами. Всегда сохраняется страх, что прежде содеянные грехи настигнут нас и разрушат все духовные достижения настоящего. При этом дьявол и его пособники стремятся напоминать ступившему на стезю покаяния его прежние преступления и грехи. Но верующий в Господа Иисуса Христа верит и надеется, что рукописание о его грехах и преступлениях – весь этот дьявольский компромат на каждого из нас – уничтожен. Сказано: «…бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (то есть Христос. – О.С.) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесовских князей, обвиняющих нас. – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ).

И далее мы читаем в Евангелии от Матфея:

Мф.18:14 . «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» .

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Он относит (эти слова. – О.С.) к тому, что выше предложено, то есть к словам: “Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих”, и таким образом учит, чтобы малые не были презираемы. А в словах: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” показывается, что если только погибает один из малых сих, то бывает это не по воле Отца» 65 .

В Библии сказано, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ).

Итак, есть три причины, почему нельзя презирать любого другого человека: грешного, заблудшего, неопытного и малого; эти три причины: Ангелы, Христос и Бог Отец. Я думаю, что для верующего человека этих трех причин достаточно, чтобы перестать надмеваться и превозноситься над любым другим человеком. То есть, смиряясь перед другими людьми, мы творим волю Бога, а превозношаясь перед другими, нарушаем ее. Даже если мы и чувствуем свою правоту в каком-либо деле, но уступаем по смирению, если это касается только нас, то поступаем богоугодно.

Авва Кассиан рассказывал: «У Великого Исидора, пресвитера скитского, был некто Пафнутий, диакон, которого он за добродетель хотел сделать пресвитером, чтобы тот стал его преемником после смерти. Он же не принял рукоположения из благоговения, но остался диаконом. Вот этому, по злоумышлению врага, позавидовал некто из старцев. Когда все находились в церкви на молитве, он, выйдя, подбросил собственную книгу в келлию аввы Пафнутия и возвестил авве Исидору, что кто-то из братьев украл его книгу. И удивился авва Исидор: никогда не случалось такого в скиту. Старец, подбросивший книгу, сказал ему: “Пошли двух отцов со мной, чтобы мы обыскали келлии”. Наконец, в келлии аввы Пафнутия книгу находят, приносят ее пресвитеру в церковь. Авва Пафнутий творит раскаяние пресвитеру перед всем народом, говоря: “Я согрешил, дай мне епитимию”. В течение трех недель он не должен был общаться с братией, а приходить каждый раз в церковь, падать перед всем народом и говорить: “Простите меня, я согрешил!” По прошествии же трех недель он принят был в общение, и тотчас старец, оклеветавший его, сделался одержим бесом и начал признаваться: “Я оклеветал раба Божия”. Когда была о нем молитва всей церкви, то он не уврачевался. Тогда великий Исидор говорит при всех авве Пафнутию: “Помолись за него, ибо ты оклеветан был и только тобой он уврачуется”. Когда Пафнутий помолился о нем, старец немедленно стал здоровым» 66 .

Когда один верующий ранит сердце другого верующего, это неугодно Богу и нарушает принцип божественной любви. Господь Бог желает проявляет заботу о всех Своих детях и хочет восстановить порядок первозданного мира, когда среди гармонии сотворенного Создатель изрек: «хорошо весьма», то есть блаженно, свято и богоугодно.

Сегодняшние евангельское чтение актуально в период предсоборной конкуренции, интриг, разномыслий и обвинений. Прочитаем снова: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». Аминь – истинно так!

Похожая притча


Притчи Иисуса Христа

Содержание

Притча о заблудившейся овце представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 18 главе Евангелия от Матвея с 11 по 14 стих и в 15 главе Евангелия от Луки с 1 по 7 стих.

Текст притчи


Похожая притча


Эта история — вторая часть мини-цикла «Притчи о животных». Как вы помните, цикл посвящён трём Добродетелям — Вере, Надежде, Любви и объединяющей их — Премудрости, Софии.

В этот раз речь пойдёт о вере. О вере в Человека.

Я хочу на примере некоей мощной истории из Ветхого Завета показать одну вещь. Как часто мы «ставим крест» на человеке и отшатываемся от него в ужасе, потому что он совершил большое зло.

(Как часто и за более мелкие пакости человек становится у нас «нерукопожатным» и мы вычёркиваем его из списка Людей).

Мы, конечно, забываем, что судить не имеем права. Мы забываем все эти изречения, которые, вроде бы должны нас остановить:

– «Не судите, да не судимы будете»,

– «Мне отмщение и Аз воздам»,

– «Кто без греха, пусть первый бросит в неё камень»

Но и те, кто это всё помнит, часто захлёбываются от ненависти и потрясения — когда неожиданно сталкиваются с живыми историями, вопиющими о чьих-то преступлениях. И тогда мы быстренько становимся Судьями, мстителями.

Однако страшно не это — поорали — отошли. Страшна педантичная, злопамятная привычка навсегда вычёркивать провинившегося человека из списка Людей. И давать ему это понять.

История, которую я расскажу, учит тому, что в человека нужно верить, какой бы он ни был «упёртый» и «грешный». И есть способ, которым можно донести до человека его неправоту. Чтоб он САМ ужаснулся, а не мы его нудно распекали за злодейство.

Когда распекаем — мы, человек только уши зажимает, ощетинивается и огрызается. Пользы нет вообще.

Эта история произошла с библейским царём Давидом, автором псалмов, вошедших в книгу «Псалтирь».

Давид — пример реального человека. Он не хороший и не плохой. Он — разный. И он учится на своих ошибках. За всю свою долгую жизнь он совершил столько подвигов, но и столько зла, что вообще «непонятно» как к нему относиться. Вот и не надо «относиться» с мерками детского сада.

Если мы будем относиться к миру как дети в кинотеатре: «Мама, а этот дядя — хороший или плохой?» то нам ещё нельзя ни Ветхий Завет читать, ни в жизнь выходить.

Итак,

Преступление царя Давида

Однажды царь Давид захотел молодую жену своего генерала. У Давида уже было много жён и наложниц, но вот — эту захотел. Влюбился.

Тогда он начал интриговать. В итоге Давид послал своего молодого генерала на поле боя и специально подставил его так, чтобы того убило. Можно сказать, спланированно отправил на смерть.

После чего взял его молодую вдову в свой гарем — наложницей. И стал радоваться жизни.

И вот преступление это, как говорится, стало «вопить к небесам».

Но царь Давид был ослеплён и ничего бы не понял, если бы вы ему стали объяснять, что он неправ.

Во-первых, он мужчина. Мужчина захотел Женщину и устранил соперника. Что тут такого? Так жизнь устроена у самцов.

Во-вторых, он царь. Самодержец. (Попробуйте поговорить с человеком, которого отравила должность «начальника»! А то был — ветхозаветный царь, не чета нынешним менеджерам).

В третьих, его военачальник всё равно мог бы погибнуть на войне, для этого и профессию военного выбирал, не так ли?

Но как мы уже сказали, это подло обставленное преступление «вопило к небесам».

А это значит, что на всю землю и весь народ посыпались бы страшные беды, не прими кто-нибудь меры.

Пророк Нафан и его «притчи о животных»

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах

И тогда живший при Давиде в ту пору пророк Нафан решил поступить мудро. Пророк в Ветхом Завете — это человек, который стоит выше царей. При том, что он может валяться в пыли, ночевать в пустынях и быть сумасшедшим.

Потому что пророк общается непосредственно с Всевышним и всегда чует затаившуюся Неправду, как бы Неправда хорошо себя ни маскировала.

А царям тоже нужно иногда знать истинное положение вещей в государстве, поэтому пророков они ценили.

И пророк Нафан понял: если он пойдёт бросать обвинение в лицо Давиду, то ничего не выйдет. Надо зайти с другой стороны. Надо рассказать суть случившегося Преступления другими словами, про других людей.

Да в ней — намёк:

Добру молодцу — урок».

И пророк Нафан рассказал Давиду историю

Притча об овце

Случилась у тебя Давид, в царстве одна история, совсем недавно. Жили по соседству два родственника, один был весьма богат, а второй — беден.

Богач имел много добра и скота. А у бедняка всего-то и было «добра», что одна маленькая овечка. И он эту одну овечку лелеял, словно своего ребёнка — вот дурак, да?

Вот однажды к богачу нагрянули гости и он решил их угостить. Но ему было жалко резать свою скотину. То ли они у него телились, то ли ягнились, но скотину свою трогать он не стал.

И тогда он послал на двор к бедному родственнику своих прихлебателей и те отняли у него его единственную овечку и закололи её и подали гостям на стол.

И вот бедный родственник лишился единственного, что у него было в жизни. Не материального, нет. Эта овечка была для него просто как дочь. Он был плохой фермер, да?

Реакция царя Давида

Услышав эту историю, Давид вскочил с трона и лицо его стало страшно. Он стал орать: «Где этот урод? Приведите его ко мне, я его убью!»

И тогда пророк Нафан поднялся тоже во весь рост, отошёл от Давида и сказал:

«Ты — этот человек, именно это ты сделал!»

И, как говорит Библия, тогда Давида «ударило в сердце». Знаете, когда он пережил всю эту историю, он написал свой покаянный Пятидесятый псалом (в русском переводе — пятидесятый). Вот его отрывок:

«Помилуй меня, Всесильный, по милосердию Твоему,

Многократно омой меня от греха моего.

Ибо преступления мои я осознаю, прегрешение мое всегда предо мною.

Научу я преступников путям Твоим, грешники к Тебе возвратятся.

Не желаешь Ты жертвы — я дал бы её.

Жертва Всесильному — дух сокрушенный; сердце разбитое и угнетённое».

Имя полководца, которого чужими руками убил Давид — Урия. Имя его жены — Вирсавия — в русском переводе, хотя вообще-то её звали — Бат-Шева.

У Бат-Шевы и царя Давида от этой связи родился сын.

Дальше в Библии рассказывается о болезни и смерти этого сына — сына Давида и Бат-Шевы, ну а в следующих главах — о других несчастьях, постигших царя Давида и его семью.

То есть, всё было как в псалме:

– Давид «научил преступников» своим горьким примером,

– и принёс жертву — «сердце разбитое», которую Всевышний принял.

И всё же царь Давид вышел из этой истории победителем. Пророк Нафан поверил в него как в Человека, и царь Давид повёл себя поэтому как Человек.

А что бы было, если бы эта история развивалась так, как этого обычно хотим мы?

Если бы Давиду мстили, не давая раскрыть рта и действовать, если бы Давида просто изуродовали, убили тут же, на месте, как только он сделал свой неверный шаг?

Не бывает таких «праведных людей», которые всю жизнь делают только «хорошее» и не грешат. Просто у всех разные возможности. У вас нет возможности послать на войну человека, чья овечка вам понравилась, ведь вы не царь. Но из этого ещё не следует, что вы — праведник.

Эта история много тысяч лет учит — как это — верить в человека.

Эта притча говорит:

– и есть потом долг — начать всё с чистого лис та.

Как мы уже сказали, царь Давид вышел из этой истории победителем. Его образ является образом идеального властителя. Согласно христианству, земная родословная Иисуса Христа восходит именно к царю Давиду, к его потомкам.

Царь Давид — прапрапра. дедушка Иисуса Христа.

Вот, что такое — вера в человека.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Инструменты, Знания и Навыки необходимые, чтобы начать зарабатывать на проведении психологических, деловых и трансформационных игр для взрослой аудитории.

Array ( [PRICES] => Array ( ) [PRICE_MATRIX] => [MIN_PRICE] => [ID] => 36973 [

ID] => 36973 [IBLOCK_ID] => 20 [

IBLOCK_ID] => 20 [CODE] => igropraktik-v-statyakh [

CODE] => igropraktik-v-statyakh [XML_ID] => 36973 [

XML_ID] => 36973 [NAME] => Игропрактик в статьях [

NAME] => Игропрактик в статьях [ACTIVE] => Y [

ACTIVE] => Y [DATE_ACTIVE_FROM] => [

DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [

SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => /upload/video/igropraktik.mp4 [

PREVIEW_TEXT] => /upload/video/igropraktik.mp4 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [

PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_TEXT] => [

DETAIL_TEXT] => [DETAIL_TEXT_TYPE] => text [

DETAIL_TEXT_TYPE] => text [DATE_CREATE] => 31.05.2020 14:00:50 [

DATE_CREATE] => 31.05.2020 14:00:50 [CREATED_BY] => 1 [

CREATED_BY] => 1 [TAGS] => [

TAGS] => [TIMESTAMP_X] => 20.10.2020 15:25:50 [

TIMESTAMP_X] => 20.10.2020 15:25:50 [MODIFIED_BY] => 1 [

MODIFIED_BY] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [

IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => /banners/detail.php?ID=36973 [

DETAIL_PAGE_URL] => /banners/detail.php?ID=36973 [DETAIL_PICTURE] => [

LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 36973 [

EXTERNAL_ID] => 36973 [IBLOCK_TYPE_ID] => banners [

IBLOCK_TYPE_ID] => banners [IBLOCK_CODE] => etc-block [

IBLOCK_CODE] => etc-block [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [

IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [

LID] => s1 [ACTIVE_FROM] => [ACTIVE_TO] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [PRODUCT] => Array ( [TYPE] => [AVAILABLE] => ) [PROPERTIES] => Array ( [TEXT_A] => Array ( [ID] => 78 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Текст A [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TEXT_A [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [

DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Array ( [TEXT] => Профессия "ИГРОПРАКТИК" [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_VALUE_ID] => 179880 [DESCRIPTION] => [

VALUE] => Array ( [TEXT] => Профессия "ИГРОПРАКТИК" [TYPE] => HTML ) [

DESCRIPTION] => ) [TEXT_B] => Array ( [ID] => 79 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Текст B [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TEXT_B [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [

DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Array ( [TEXT] => Инструменты, Знания и Навыки необходимые, чтобы начать зарабатывать на проведении психологических, деловых и трансформационных игр для взрослой аудитории.<br> <br> [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_VALUE_ID] => 179881 [DESCRIPTION] => [

VALUE] => Array ( [TEXT] => Инструменты, Знания и Навыки необходимые, чтобы начать зарабатывать на проведении психологических, деловых и трансформационных игр для взрослой аудитории.

DESCRIPTION] => ) [TEXT_C] => Array ( [ID] => 80 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Текст C [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TEXT_C [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [TYPE] => Array ( [ID] => 81 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Тип блока [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TYPE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Тип блока [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [MARKER] => Array ( [ID] => 82 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Метка [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MARKER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [LINK] => Array ( [ID] => 83 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Ссылка [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

DESCRIPTION] => ) [VIDEO_URL] => Array ( [ID] => 84 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Видео URL [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_URL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Видео URL [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [SUB_URL] => Array ( [ID] => 85 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Субтитры URL [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUB_URL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Субтитры URL [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [ADS_CODE] => Array ( [ID] => 86 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Только рекламный HTML код [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ADS_CODE [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [

NAME] => Только рекламный HTML код [

DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [VIDEO_FILE] => Array ( [ID] => 87 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Видео файл [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_FILE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => mpg, avi, wmv, mpeg, mpe, flv, mp4 [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Видео файл [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 12870 [PROPERTY_VALUE_ID] => 181624 [DESCRIPTION] => [

DESCRIPTION] => ) [SUB_FILE] => Array ( [ID] => 88 [IBLOCK_ID] => 20 [NAME] => Субтитры файл [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUB_FILE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Субтитры файл [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES_FILL] => Array ( ) [OFFERS] => Array ( ) [OFFER_ID_SELECTED] => 0 [ITEM_PRICE_MODE] => [ITEM_PRICES] => Array ( ) [ITEM_QUANTITY_RANGES] => [ITEM_MEASURE_RATIOS] => [ITEM_MEASURE] => Array ( ) [ITEM_MEASURE_RATIO_SELECTED] => [ITEM_QUANTITY_RANGE_SELECTED] => [ITEM_PRICE_SELECTED] => [CAN_BUY] => [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [

Толкование

Под заблудшей овце разумеется человек-грешник, который сбился с пути. Стадо – человечество, народ Божий. Пастух – Господь, который направляет людей на путь истинный. Когда овца отстает от стада, она становится уязвимой, то есть беспомощной. Тогда пастуху приходится заботиться о той единственной овце, которая заблудилась, а не о всем стаде. Другими словами, Господь поддерживает грешника, который отбился от праведного пути к спасению. Сегодня выражение «заблудшая овца» активно используют для тех, кто выбрал не правильный путь в жизни.

Читайте также: