Притча на урок литературы

Обновлено: 17.05.2024

М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

Теория литературы: притча (расширение понятия)

…Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им.
(Евангелие от Матфея)

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

Словарь русского языка в четырёх томах ( Т.3, М.,1984, с.452)

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

- В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

- Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

- Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

- Что обозначает зерно? А что почву?

После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Притча о милостыне.

Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

- Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

-Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы к классу:

- Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

- Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

- В чём смысл притчи? ( Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

- Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? ( Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

- Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева?

- Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

- Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

- Можно ли считать стихотворение в прозе “Милостыня” притчей или это произведение с притчевым началом?

Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”

Похожая притча

Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.

Задачи урока

  • обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
  • воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
  • развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.

Оборудование урока:

  • презентация «Притчи»;
  • тексты притч;
  • опросные листы;
  • притчи в исполнении Светланы Копыловой (диск).

Похожая притча

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Нельзя сказать, что это новая для нас, учителей, задача, но от этого она не становится более лёгкой. Преподаватели всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

Мы знаем, что притча как фольклорный жанр изучается на уроках литературы в 5-8 классах, но учителя давно используют эти маленькие дидактико-аллегорические рассказики и на уроках русского языка. Например, преподаватели часто обращаются к притче, выбирая текст для изложения с творческим заданием. И это неслучайно.

В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников 5-6 классов. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС).

В старших классах ученикам чаще всего приходится иметь дело с текстами публицистического характера. Но ведь и у притчи есть общественно значимый философский подтекст, который ученики пытаются угадать за конкретным сюжетом, они учатся размышлять над серьёзными проблемами и делать выводы. И работа с такими текстами не должна ограничиваться изложением. Обязательно надо включать и творческое задание с осмыслением глубинного смысла предложенного текста. Безусловно, для этого учитель должен выбирать такие притчи, в которых нет морали, а есть только аллегорическая история.

Жил один старый аскет. У него не было ничего: ни дома, ни имущества, кроме скудной одежды, которая была на нём и одной кружки, которой он черпал воду из ручьёв, чтобы напиться.
Но вот однажды аскет увидел мальчика, который обогнал старика на тропинке, идущей к ручью. Мальчик подбежал к воде и начал пить её из пригоршни.
Тогда аскет выкинул кружку.

Притчи с озвученной моралью, которая не оставляет сомнения в авторской позиции, многие преподаватели используют для задания другого вида. Ученикам на первом этапе урока предлагается только половина текста притчи, а они должны написать своё продолжение, а потом сравнить с авторским вариантом. Этот вид работы развивает такое очень важное умение, как определение авторской позиции. Ученики уже по завязке сюжета должны предположить, какая идея может выражаться в данном тексте. Например, можно использовать начало такой конфуцианской притчи:

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?

И только после того, как ученики выстроят свою ценностную цепочку и обоснуют свой выбор, они смогут прочитать продолжение:

– Оружие.
– А если пришлось бы отказаться и от второго?
– Еда.
– Но без пищи народ бы умер!
– С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт.

Итак, мы можем констатировать, что притча на уроках русского языка предоставляет нам возможность, отработать с нашими учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт. Надеюсь, это пригодится ребятам в жизни.

Но, мне кажется, что регулярное обращение к жанру притчи поможет также учащимся сдать ЕГЭ. Я имею в виду часть С. Как известно, ученики в экзаменационном сочинении должны определить тему текста, прокомментировать его (т.е. кратко пересказать содержание), понять авторскую позицию – и это всё мы можем отработать, используя тексты притч.

Кроме этого, ученики, как мы помним, должны высказать своё мнение и аргументировать его, приведя один аргумент из художественной литературы, а второй – из жизненного опыта. Думаю, многие со мной согласятся в том, что найти первый аргумент для ребят часто бывает проще, чем второй. Наверное, потому, что на уроках литературы учителя часто акцентируют внимание учащихся на том, к какой теме подойдет пример из того или другого произведения. Однако жизненный опыт старшеклассников невелик, и это естественно в их возрасте. Ребята пытаются придумывать истории про «одного знакомого мальчика…», которые чаще всего не выглядят убедительными.

Методисты советуют обращаться к публицистической литературе и биографиям знаменитостей. Но не всегда в стрессовой обстановке экзамена подходящая информация приходит на ум. И вот тут, мне кажется, притча может прийти на помощь. Если мы будем работать с этим жанром постоянно и ориентировать учеников на создание некоторой тематической базы, то даже слабые ученики смогут подобрать подходящий пример, подведя к нему, например, такой фразой: «Размышления автора о дружбе (например) напомнили мне одну притчу, которую однажды рассказал нам учитель…». И в этом не будет неправды.

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.

Смысл этой притчи очевиден для всех учеников, и, я думаю, она поможет выпускникам верно выделить жизненные приоритеты при анализе совпадающего по тематике текста.
В заключение своей работы хочется отметить ещё одно важное качество притчи: она позволяет пишущему плавно и естественно перейти к выводу работы – к выводу правильному и философскому.

Похожая притча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды один человек попал в кораблекрушение и был выброшен волной на необитаемый остров. Он единственный остался в живых и беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день всматривался он в горизонт в надежде, что увидит плывущее на помощь судно. Вымотавшись окончательно, человек решил выстроить себе шалаш из досок, которые выбросило на берег после кораблекрушения. Но однажды, вернувшись на берег после поисков пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем: дым столбом поднимался к небу. Самое ужасное, что вместе с шалашом сгорели все его оставшиеся вещи. Он остался ни с чем. Человек больше не мог сдерживать своего отчаяния и гнева: — Боже, как Ты мог так со мной поступить? — рыдал он. Но на следующее утро его разбудил гудок корабля. Корабль плыл к острову, чтобы спасти его. — Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов. — Мы увидели дымовой сигнал, — ответили они

Притча про обиды

Ученик спросил учителя: – Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. – Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. – И это всё? – недоумённо спросил ученик. – Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: – Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил: – То же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

А ты любишь вишню?

— Понимаешь…мы ведь ссоримся…всё время…мы не можем быть вместе, да? — А ты любишь вишню? — Да. — А ты выплёвываешь косточки, когда её ешь? — Ну да. — Так и в жизни… Учись выплевывать косточки и одновременно любить вишню…

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится!

Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала её день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела всё дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу: — До того как ты меня убьёшь, можно задать тебе три вопроса? — Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать. — Ты питаешься бабочками? — Нет… — Я сделала тебе что-то плохое? — Нет. — Тогда почему ты хочешь убить меня? — Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!

Притча о волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:« А какой волк в конце побеждает?»Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Притча «Школа жизни»

Жизнь одного мужчины была наполнена множеством проблем. Не успеет он с одной разобраться, как возникает другая. Он очень сетовал на все эти трудности и мечтал, что когда-нибудь его злоключения закончатся, и он заживет спокойно. Однажды к мужчине подошел его маленький сын и спросил, показывая на букварь, который держал в руке: — Папа, а когда я выучу эти гадкие буквы, мне ведь потом не придется ими пользоваться? Отец рассмеялся и сказал: Как же не придется? Придется. Для чего же тебя, как ты говоришь «гадкие буквы» заставляют учить? Ведь после того как ты их выучишь, ты сможешь писать и читать. Это только поначалу тяжело, но позже то, что было тяжелым, станет привычным, привычное – легким, а легкое – приятным! Со временем, ты и не вспомнишь, как трудно тебе было запоминать все эти буквы. Увидишь, тебе понравится читать. Это очень интересно. Ты узнаешь столько нового и полезного и еще скажешь спасибо твоим учителям, за то, что заставляли тебя учить буквы. Так что, даже если сейчас и кажется все это учение бесполезным и скучным, поверь, все это тебе в жизни пригодится. Тут мужчина замолчал и о чем-то задумался. Он ощутил себя маленьким мальчиком, которого на руках держит Мать Жизнь. Она же ему объясняет словами, которыми он только что объяснял своему малышу, что трудности в его жизни будут. Но нужно учиться их преодолевать, тем самым приобретая жизненный опыт. Потом не забывать использовать этот опыт и со временем, то, что доставляло столько проблем, перестанет их доставлять. Задачи будут решаться все легче и проще, потому что он выучит жизненные уроки на отлично. И потом, он будет с радостью вспоминать времена обучения, благодаря которым он научился любить, стал мудрее и выносливее. Благодаря которым он может послужить людям. Мужчина улыбался. Он понял все. Ответ сыну и был ответом на вопрос, давно мучавший его самого. Через какое-то время мужчина почувствовал, что сын теребит его за руку и спрашивает: — Пап, ты чего? — Все хорошо, – улыбнулся снова отец. – видишь какая интересная штука жизнь. Ты ее спрашиваешь, а затем, сам же и отвечаешь на свой вопрос. Сын, конечно, ничего не понял из этого ответа. Но ему очень понравилось, как отец подхватил его на руки, посадил на спину и радостно понес вместе учить буквы, которые были такими непонятными и трудными.

Совет мудреца. Как не обижаться на оскорбления

Один человек стал публично оскорблять мудреца: – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор! В ответ на это мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шелковых шароварах спросил мудреца: – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной. Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал: – Примерь, это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. – Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления – это тоже самое, что и примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит: — Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе. — Что изменилось? – спросил он свою дочь. — Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответила она. — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут… — А кофе? – спросила она. — О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли мертвой. А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала. Мораль: Мир — большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, — сам стань теплым и светлым. Улыбнись — и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось как они разговаривают. Первая сказала:«Я — спокойствие, к сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!» И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: «Я — вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше» Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу. Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я — любовь. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких.» И эта свеча угасла. Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:» Что вы делаете! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала:» Не бойся и не плачь, ведь пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи: Я — надежда»

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: — Огонь светит. Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: — Он жжётся! Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

Притча о лягушке

Собрались несколько лягушек и разговорились. — Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! — проквакала одна лягушка. — А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, — мечтательно проквакала вторая лягушка. — А вам-то что с этого? — огрызнулась большая жаба. — Всё равно вам туда никогда не добраться! — Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? — сказала лягушка-мечтатель и добавила, — давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы! — Давайте! Давайте! Переберёмся в большой чистый пруд! — заквакали все лягушки на разные голоса. Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затее лягушек». И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали: — Куда вы, лягушки, это же невозможно! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте! Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём. Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других? Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто была глухая! Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали, и поэтому она легко добралась до своей цели.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.

– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

– Вспомним, что такое аллегория?

Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.

– Где мы встречаем приёмы аллегории? (Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Легенда о Данко», в баснях, притчах). Абрамов «О чём плачут лошади».

– Чем отличается притча от басни?

Вывод: Притча – маленький, нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, прямого наставления. В обычной житейской ситуации скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. «Кто имеет уши да услышит», «Кто имеет глаза да видит», – слышим мы в Христовых притчах.

Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.

– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)

Анализ притчи

1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).

2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).

3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе . ).

В чём актуальность этой притчи?

Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.

Какие вы ещё знаете?

4) Притча «О блудном сыне».

5) Притча «О милосердном самарянине».

Какой урок можно из них извлечь?

(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).

Учитель: Библейские сюжеты, притчи можно встретить в русском языке и литературе. Это Пушкин «Станционный смотритель». Абрамов «О чём плачут лошади?»

Послушайте стихотворение И.Бунина «Цветы и шмель»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной .
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.

Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.

Работа в группах (три группы по 8 человек)

Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.

Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.

Инструкция по работе в группах:

  1. Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
  2. Выступление учащихся в группе.

Притча № 1 «Гвозди»

Притча № 2 «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс»

Притча № 3 «Всё в твоих руках»

Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.

Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой

В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода . Длительная дорога на автобусе . И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.

Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь .

Выводы выступающих в группах

Первая притча «Гвозди»

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

«Учитесь властвовать собою» (А.Дементьев)-звучит стих.в исполнении уч-ся.

Вторая притча «Следы на песке»

В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.

Третья притча «Всё в твоих руках»

Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.

Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.

Читайте также: