Притча о двух шкатулках
Обновлено: 14.11.2024
Давным-давно это было, когда не существовало и в помине ещё компьютеров, телевизоров, машин и всякой другой техники, когда не придумали ещё делать пластические операции для омоложения.
Родился в одной семье ребёнок. И пришёл молодой отец к Великому Мудрецу спросить совета, как правильно воспитывать дитя своё, чтобы росло оно добрым, честным, ответственным, чтобы почитало родителей своих. «Что ж, - сказал Мудрец, - послушай притчу о двух отцах. Возможно, сам поймёшь, в чём секрет хорошего воспитания…»…
…Жили в одной деревне две молодые пары, дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье: при родах обе матери умерли, и отцы стали воспитывать детей сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет. Отца первого ребёнка нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову, морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как и 10 лет назад. И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа. Пошёл он к местному Мудрецу и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?» «О каких заботах ты говоришь?» - спросил его Мудрец. И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам…» «А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», - попросил его Мудрейший.
«Я, - начал свой рассказ пришедший, - почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу. За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка: я много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жилище. Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне утвердиться в обществе… Когда с новой пассией я приезжал к ребёнку, он капризничал. Когда он подрос и к нам в дом приезжали высокопоставленные гости, он старался сделать так, чтобы опозорить меня: он опрокидывал на гостей дорогие вина, подбрасывал им под ноги шкурки бананов, обмазывал ручки столовых предметов сосновой смолой… Всего не перечислишь… Я держал его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание… Он должен был усвоить, что старшие всегда правы, и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать… Он всегда старался мне навредить … За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным приемником моего знатного рода, он платит нам такой монетой…» «В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё участие в его жизни?» - спросил его старец. «Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. - Я ведь забочусь о нём: кормилица, учителя, деньги на карманные расходы, светские вечера с нужными людьми, дорогие подарки на дни рождения… Я ведь его отец, я дал ему жизнь, я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее… На меня не обращают внимания женщины из-за моего дряхлого вида, а мне ведь только 30!…» «А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?» - вдруг спросил его Мудрец. «Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», - прозвучал ответ родителя. «А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё внимание к себе самому, хотел, чтобы ты уделил ему внимание, а не своим гостям?» - неожиданно спросил его старец. В ответ – одно недоумение на лице высокородного посетителя. «Давай позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь?» - предложил Мудрец.
Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?» «Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?» «Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца… Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи. Когда я трудился на своём поле вместе со своими работниками, он лежал в люльке в тени раскидистого дерева недалеко от меня, чтобы я мог услышать его плач и успокоить его. Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу… Да много всяких дел в домашнем хозяйстве… Я не считаю зазорным выполнять любую работу, я уважаю человека трудолюбивого и для меня не существует различий в званиях… Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает. На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы. Простой учитель, ставший нам родным человеком, помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим ребёнком, мы весело встречаем праздники, на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей, которых тоже вовлекаем в праздничные игры… Ведь игра – дело серьёзное, это основа обучения, воспитания и общения детей с нами, взрослыми. Живое общение не заменишь ни чем. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги … Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью… И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом…» - закончил свой рассказ Отец. «Папа! - раздался звонкий детский голос. - Пойдём, наша очередь петь песню на празднике Солнца». «Иду!» – ответил он. И, обращаясь к Мудрецу и своему соседу, сказал: «Извините, меня ждёт ребёнок».
Взявшись за руки, смеясь, они побежали туда, где Праздник Солнца был в самом разгаре, и люди дарили друг другу улыбки, и все были счастливы, а особенно ребёнок, которого держал за руку ЕГО ОТЕЦ…
Великий Мудрец замолчал. «Кто прав из этих двоих?» - нарушив тишину, спросил он молодого отца.
«Прав второй. Спасибо! – сказал молодой отец. – Я понял, как надо воспитывать своего ребёнка, чтобы он рос добрым, трудолюбивым, послушным и, главное, – счастливым». «Тогда иди, и поступай так же», - произнёс Великий Мудрец.
© Copyright: Елена Стенчева-Арт, 2010
Свидетельство о публикации №110091203745
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.01.2006. Всё - проходит!
- 07.01.2006. Рождество!
- 02.01.2006. Новый год - это уже хорошо!
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Похожая притча
Само слово «шкатулка» восходит к латинскому scatula (ит. scatola), что означает коробка, шкатулка. В русском языке это слово известно еще с XVII века, правда, произносилось оно как «шкатула» и употреблялось в значении «царская сокровищница».
В современном значении известно с конца XVIII века. В.Даль дает следующее определение слова: «Шкату'лка [поль. szkatu;ka, szkatu;a, швед. sk;tull, нuм. Schachtel], фрн. [?, итал. scatola, ср.-лат. scatula], ларчикъ, баульчикъ, укладочка, подручный ящичекъ разнаго вида, денежный, съ письменнымъ приборомъ и пр.»
В «Мертвых душах» Н.В.Гоголь называет «подручный ящичек» Чичикова то шкатулкой, то ларчиком. Ларчик – это ящичек для хранения драгоценностей и мелких предметов. Ларец и ларчик – уменьшительные формы слова «ларь», которое в древнерусском языке означало ящик с богатой одеждой, ящик для хранения книг и драгоценностей. В новгородских говорах ларь – домовина, гроб; в псковских – слово употреблялось в значении "городской архив".
Синоним слова ларец – сундучок. На страницах «Мертвых душ» оно тоже появляется в рассказе о карьере Чичикова, который ухаживал за дочерью повытчика и даже поселился в доме невесты. Получив должность, он тут же «сундук свой … отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».
Слово «сундучок» заимствовано из тюркских языков, в которых имеет ряд значений: сундук, ящик, урна, гроб, касса, рака. Невозможно не отметить ряд пересечений, которые обобщенно можно обозначить смысловой цепочкой: – ларец – сундучок – ящик – гроб (рака) – архив – сокровищница.
Символическое значение ларца, сундучка как вместилища человеческой души, жизни и смерти известно еще с языческих времен. В русских волшебных сказках в ларце (сундучке) хранится Кощеева смерть. Сам Кощей – герой сугубо отрицательный. Этот мнимо бессмертный персонаж любит похищать молодых девушек, но даже красота пленниц не может оторвать скрягу от его сундуков с золотом.
Кощей – воплощение абсолютного зла, повелитель царства мертвых, но сам он, по-видимому, не является ни мертвецом, ни существом бессмертным, коль скоро его смерть существует в заколдованном месте и в любой момент может уничтожить Кощея. Однако сладить с ним не так-то просто: «Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в коробке, тот коробок железный на семи цепях к верхушке дуба прикован. А дуб тот в море-окияне, на острове Буяне».
Символика описания предельно проста. Заповедное место – остров Буян, затерявшийся посреди просторов океана, дуб – мировое дерево, основа и ось мира, соединяющее небо и землю, дольний и горний миры, мир живых и мертвых. Яйцо ассоциируется с космическим яйцом – олицетворением Вселенной. Таким образом, Кощей Бессмертный оказывается персонажем, приобщенным к тайнам и загадкам космоса и начал жизни.
В «Мертвых душах» Н.В.Гоголя Кощей Бессмертный упоминается в связи с образом Собакевича: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
В греческой мифологии тоже существовал свой ларец – это ящик Пандоры. Зевс, разгневанный из-за того, что Прометей похитил небесный огонь, решил наказать людей. Он велел Гефесту сотворить из глины образ девственницы, прекрасной и соблазнительной, которую боги наделили различными дарами. Зевс же вложил в неё такие качества, как хитрость, коварство, завистливость, заносчивость, способность к предательству. Он оживил глиняную деву и вручил ей ларец, запретив заглядывать в него. Однако любопытная красавица не утерпела и открыла ящичек. Оттуда роем вылетели бедствия, которые Зевс предназначал для людей: болезни, голод, злоба, ненависть. Зло, объективно существующее в природе, не зависящее от воли и действий людей – болезни, смерть – не так страшно, как зло субъективное, возникающее в результате искажения состояния человеческой души: зависть, злоба, ненависть. Затаившись на дне человеческой души (как в ларце), в сознании и подсознании человека, эти страсти становятся мощной разрушительной силой, сокрушающей не только природу человека, но и окружающий мир:
Исчезают со света народы.
Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
Миф о Пандоре рассказал в поэме «Труды и дни» Гесиод. В этом мифе мы сталкиваемся с двойным эффектом шкатулки. Сама Пандора – это ларец, внешний вид которого приходит в противоречие с её содержанием: внешняя красота, очарование, притягательная привлекательность контрастируют с внутренней порочностью, низостью характера. Ларец Зевса, источник бед и несчастий, ассоциируется с душевным строем человека и с глубинами человеческого подсознания.
Эти же мысли о противоречии между формой и содержанием, об уподоблении человеческой души содержимому ларца звучат и в диалогах Платона. В «Пире» Алкивиад, восхваляя своего наставника Сократа, говорит, что больше всего тот «похож на силенов, какие бывают в мастерских ваятелей… Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов». Силенами назывались забавные фигурки спутников Диониса. Эти фигурки состояли из двух половинок, в которых хранились изображения богов или драгоценности.
Рабле в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» обращается к этому сравнению, подробно комментирует его и использует как точку отталкивания, предлагая свою интерпретацию: «Читая потешные заглавия некоторых книг моего сочинения … вы делаете слишком скороспелый вывод, будто в этих книгах речь идет только о нелепостях… Раскройте мою книгу и вдумайтесь хорошенько… Вы уразумеете, что снадобье, в ней заключенное, совсем не похоже на то, которое сулил ларец». Для Рабле ларец – книга, а содержимое его – это содержание книги.
Образ книги – ларца с драгоценным содержанием становится традиционным для литературы. Книга-коробочка встречается, например, на страницах «Театрального романа» М.А.Булгакова: «Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, картинка эта не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе».
В.В.Маяковский в стихотворении «Нате!» пишет:
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.
Стихи в шкатулках – это ещё и знак самого сокровенного, тайного в душе поэта, что он отдает людям, которые, к сожалению, не в состоянии оценить этот жертвенный дар.
Сборник своих стихов И.Ф.Анненский называет «Кипарисовый ларец». В нем хранятся стихи-трилистники. Трилистник символизирует единство начал, святую Троицу.
В христианской традиции восприятие ящика, гроба как тела, а его содержимого как души человека встречаем в притчах Иисуса. Иисус был превосходным оратором и талантливым рассказчикам. Он часто обращался к притчам, так как притча, небольшая по объему, но очень емкая по содержанию, отличающаяся широтой обобщения и выразительным языком, давала возможность растолковать в яркой образной форме христианские истины, которые были новыми и непривычными для людей того времени.
Иногда Иисус использует притчи для жесткой критики того религиозного мира, к которому принадлежали его слушатели. Обличая лицемерие и ханжество иудейских священников, Иисус говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» [Мф. 23:27,28].
Иисус называет и обличает пороки фарисеев: тщеславие, честолюбие, корыстолюбие, лицемерие. Эти пороки, осуждаемые в Евангелии, не что иное, как эгоистическое потакание своим страстям. Они умертвляют душу человека, убивают её, поэтому Иисус сравнивает душу таких людей с грудой тленных костей. «Не собирайте себе сокровищ на земли, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…»[Мф.6:19-20]. Только духовные сокровища истинны и нетленны. Чичиков же заботится лишь о земных богатствах, забывая о своей душе. Он корыстолюбив, лицемерен, как фарисеи, разоблачаемые Христом. Как они «поедают домы вдов», так и Чичиков собирается обобрать сирых и убогих: он собирается заложить купленные мертвые души в Опекунский совет, ведавший делами Воспитательного дома в Москве и Петербургского Воспитательного дома, таких банковских учреждений, как Ссудная касса, Сохранная и Вдовья казна.
Для Чичикова его сокровище, его душа – это деньги, как и для одного из персонажей «Почты духов» И.А.Крылова - богатого купца. Попав в морскую бурю, корабль, на котором он путешествовал, налетел на риф и разбился. Наш герой (персонаж без имени) «поспешнее всех потонул и упал к самой подошве горы», у которой находился Нептун со своей свитой. К поясу купца был привязан маленький сундучок с золотом. Нептун заметил, что купец ещё жив, и приказал помочь ему. Едва придя в себя, купец вскричал: «Где я? Где мои любезные денежки? … где душа моя?» Узнав, что Нептун вернет ему ларец, обрадованный сребролюбец говорит: «Надобно только заглянуть в большой свет, чтобы увидеть, сколь много обожаемо в нем золото; ум, дарование и доброе сердце – все оно собою заменяет…Сколь обрадуюсь я сам, когда, возвратясь домой, облобызаю мои любезные, мои милые сундуки, в которых осталась замкнута и запечатана лучшая часть души моей!» Однако узнав, что богатства не обеспечили ему ни любви жены, ни почитания и уважения детей, ни душевного спокойствия, ни доброго имени, он жестоко страдает и искренне раскаивается. Ларчик как воплощение души героя тоже находит отражение в «Мертвых душах».
Историки часто упоминают о том, что Александр Македонский постоянно возил с собой список поэмы Гомера "Илиада", сделанный его учителем - философом Аристотелем. На ночь он убирал поэму вместе с кинжалом в золотую шкатулку и ставил её в головах. Любимым героем Александра был великий воин Ахиллес.
Чичиков возит с собой загадочный ларец в котором содержатся, кроме всего прочего, и вещественные знаки его путешествий. Полководца Александра мало вдохновляли путешествия хитроумного Одиссея. Гоголь, создавая поэму о современном Одиссее, восстанавливает равновесие.
Репродукция картины Д.У.Уотерхауса "Пандора, открывающая ларец". 1896.
Похожая притча
Ровно год назад, в 27-м номере «Навигатора», появилась рубрика «Притча», которая полюбилась нашим читателям. Это подтверждают и высказанные устно слова благодарности, и письма из читательской почты.
Умирает старый купец. У одра стоит плачущий юноша – его сын.
– Не плачь, – говорит отец. – Я прожил долгую жизнь, нажил большое состояние, так что тебя ждёт обеспеченное будущее. Всё моё богатство достаётся тебе. Кроме того, видишь эти две шкатулки? Первую открой в самый счастливый миг твоей жизни. А вторую – в самый трудный момент.
Похоронив отца, сын зажил на широкую ногу. Он был молод, красив, здоров, его окружали друзья и прекрасные женщины. И вот ему показалось, что настал самый счастливый момент в его жизни. Он открыл первую шкатулку. В ней лежала записка: «Всё проходит. И это пройдёт».
Со временем сын промотал отцовское наследство. Кутежи, карты, женщины разорили его. И вот, когда ему показалось, что настал самый чёрный день в его жизни, он открыл вторую шкатулку. Там лежала записка: «Всё проходит. И это пройдёт».
Похожая притча
Перед смертью отец подарил сыну две шкатулочки -чёрную и белую - и попросил,
чтобы БЕЛУЮ - сын открыл в самый счастливый день своей жизни, а ЧЁРНУЮ - в самый тяжёлый !
Отец умер. Сын продолжал жить. Он и позабыл почти про отцовское наследство - но наступил день,когда он переполненный положительными эмоциями , решил, что наступил САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ в его жизни и вспомнив ОТЦА - открыл белую шкатулочку. Там лежала записка - " И ЭТО ПРОЙДЁТ!" Разгневанный сын забросил обе шкатулки в чулан и недобрым словом помянул неуместное (по его мнению) ОТЦОВСКОЕ НАСЛЕДСТВО!
Прошли годы. Удача изменила Сыну. Жена бросила. Единственный ребёнок - умер. Кончились деньги. Негде стало жить.И незачем! Он решил покончить жизнь самоубийством и полез в чулан - вешаться. Под ноги скатилась чёрная шкатулка и Сын решил перед смертью - поинтересоваться - а что во второй шкатулке! Он открыл её и обнаружил такую же коротенькую записку - "И ЭТО ПРОЙДЁТ!"
Вообщем - вешаться он передумал! И ВСЁ У НЕГО НАЛАДИЛОСЬ. А ОТЦА он вспоминал теперь часто и самыми добрыми словами.
ТАК ЧТО - всё проходит - и плохое и хорошее! БУДЕМ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ ?
© Copyright: Принцесса Натали, 2006.Читайте также: