Притча лао цзы о бесполезном дереве
Обновлено: 22.12.2024
Хранитель архивов императорской библиотеки по имени Лао-Цзы шёл по дороге и предавался размышлениям о том, что прочитал сегодня. Мысли захватили всё его внимание, и он не смотрел себе под ноги.
Вдруг он услышал слова: «Уступи дорогу муравью!»
Лао-Цзы опустил взгляд — и увидел, что его нога едва не опустилась на спешащего к муравейнику маленького труженика-муравья. Он осторожно перенёс ногу через муравья и оглянулся, чтобы увидеть заговорившего с ним. Но вокруг… никого не было видно!
— Кто-то здесь есть?
— Да! — ответил Невидимый.
— Ты — Бессмертный, познавший Дао?
— Почему же я не вижу Тебя?
— Потому, что глазеешь вокруг — лишь глазами тела, да и то даже под ноги забываешь смотреть!
— Как мне увидеть Тебя?
— Нужно смотреть глазами сердца — духовного сердца!
— Не торопись: начнём всё по порядку. Итак, мы говорили о муравье…
— Это имеет значение?
— Да! Всё имеет значение и предназначение! Жизнь каждого муравьишки, каждого червячка, каждой птахи и каждого растения — не является «бесполезной случайностью». Они, так же, как и ты, находятся здесь по Воле Дао! Их жизни тоже служат развитию Мироздания! И тот, кто не научился с уважением относиться к жизни любой воплощённой твари, — тот не сможет сделать следующий шаг на Пути познания Дао.
Многие люди сейчас на Земле словно впали в безумие! Бессердечность стала господствовать в мире: они убивают зверей, истребляют птиц и разоряют птичьи гнёзда, вылавливают всех рыб из озёр, рек и морей — ради питания их плотью! Они уничтожают, вырубая и сжигая без нужды, деревья! Бессмысленное истребление невинных существ ведёт к превращению жестокости — в «норму»! Вредное для себя — такие люди стали почитать «полезным»! А в том, что действительно полезно, — они «не видят смысла»… Так утрачивается Истина! Так теряется память о Гармонии, положенной Дао в Закон существования и развития всего! Такое поведение людей противоречит их действительным интересам, они же — не ведают об этом!…
Но люди могут начать исправлять свои жизни, следуя принципам Любви и Гармонии!
И ты, если захочешь, можешь помочь им узнать о Законе Дао: о принципах, по которым всё должно существовать в Мироздании. Тот, кто знает этот Закон, — может обрести покой, радость и гармонию в жизни.
— Почему Ты выбрал именно меня?
— Нас многое связывало в твоей прошлой жизни на Земле! Чуть позже Я напомню тебе обо всём самом важном из того.
Тому, кто уже однажды одолел весь Путь, — легко всё вспомнить! Тебе для этого потребуется совсем немного времени и усилий!
— Почему я снова родился здесь? Почему не помню о ступенях Пути?
— Ты пришёл в это воплощение с особым предназначением. У тебя есть задача: ты поможешь многим людям узнать о смысле их жизней и о том, как правильно жить! Мы с тобой напишем книгу о Дао и Дэ! Согласен?
— Как же можно отказать Богу?!
— Очень даже запросто! Так поступает множество людей, отворачивая от Небесного свои взоры. Они глядят только на выгоды от материальной жизни, оказываясь таким образом в плену материальных вещей…
Так ты согласен Мне помогать?
— Да! С превеликой радостью!
— Ловлю тебя на слове: ведь это не будет легко!
— Позволь мне увидеть Тебя! Назови мне Твоё Имя?
— Меня зовут Хуан-Ди. Я — навсегда — твой Учитель! В том числе, Я был твоим Учителем уже много веков назад, когда ты жил в теле рядом со Мной воплотившимся — и учился у Меня!
И сейчас Я снова готов быть рядом с тобой до тех пор, пока ты сам этого хочешь, хоть до последнего вдоха твоего тела!
Мы можем с тобой кое-что полезное сделать на Земле! Ты напишешь книгу — и Моё древнее Учение вновь зазвучит для людей Поднебесной! Твои слова, подобно стрелам из Обители Сокровенных Знаний, будут попадать в предназначенные для этого цели — на протяжении тысячелетий!
Это не значит, что императоры и военачальники сразу начнут следовать нашим советам. Это не значит, что крестьяне, чиновники, или торговцы разом изменят свои жизни в соответствии с мудрыми принципами. Но, всё же, те, кто услышат и поймут, — будут иметь возможность найти Путь познания Величия Дао — и одолеют этот Путь!
… Лао-Цзы слушал Хуан-Ди — и словно рождался заново! Любовь, которая соединяет Учителя с учеником, затопила Покоем и Блаженством сердце Лао-Цзы. Он увидел мягкий переливающийся Свет, Который, сияя, словно лучи солнца в чистейшей прозрачности воды, — сложился в облик Великого Учителя Хуан-Ди.
Лао-Цзы хотел броситься к ногам Учителя, но способность видеть Хуан-Ди… покинула его столь же внезапно, как появилась…
— Не расстраивайся! На сегодня — достаточно! Продолжим завтра. А теперь — отдохни…
Притча о бесполезности
Рассказывают, что Лао-цзы шел через лес, который рубили. Но вот Лао-цзы увидел огромное не срубленное дерево. Оно было очень большим и прекрасным. Лао-цзы отправил своих учеников узнать, дерево не рубят.
«Оно бесполезно, — был ответ, — из него ничего нельзя сделать. Оно не годится даже для мебели».
И Лао–цзы сказал ученикам:
— Научитесь у этого дерева, станьте столь же бесполезными. Тогда никто вас не тронет. Это великое дерево. Взгляните, все эти деревья погибли, они были прямые и стройные.
Должно быть, эти стройные деревья очень гордились собой, и они кому-то понадобились. Станьте бесполезными, но поймите смысл этого: не становитесь товаром, не становитесь вещью, иначе вас будут продавать и покупать.
Стать бесполезным, быть не формой для чего-то конкретного, а потенцией для всего, что угодно, желает тебе принцип Пу. Даже иероглиф пу обозначает ребенка, а вся суть его как раз в идее необработанного куска дерева. Смысл ее в том, что все предметы, будучи в их естественном состоянии, пребывают в энергетической целостности с миром и Дао. Дэ наличествует в Пу вместе с пониманием как жить и что делать.
Для начала просто наблюдай за собой, что в твоей личности искусственно добавленного или улучшенного, а что присуще изначально. Обнаружив в себе Пу, избавься от остального. Ты научишься спокойно «отражать» реальность, не стремясь менять себя и окружающий мир.
Современный человек не хочет казаться другим податливой глиной, чем-то простым и бесхитростным, он должен быть обработанным собственными усилиями мрамором, изменившим изначальную бесформенность на совершенство. Но какой в этом смысл, если Путь и так есть вечные перемены?
Твои усилия нарушают гармонию с Дао, которое, подобно воде, неторопливо и постоянно меняет очертания окружающего. Созерцай и жди. Ты своим желанием все изменить гребешь в другую сторону.
Доверься даосам, которые считают, что если хочешь что-то сделать, лучше ничего не делай: «Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им».
Что? Где? Когда?
Что означает название «даосизм»? Образовано от китайского «дао цзяо» – «Учение Пути». Путь (Дао), в свою очередь, одна из значимых категорий китайской культуры, как инь и ян, например. Современники Лао и первые последователи не использовали его в качестве самоназвания вплоть до IV — V вв. , оно употреблялось в конфуцианских и буддийских текстах, чтобы отличать представителей разных школ от самих пробужденных.
В европейских языках «дао цзяо» встречается в варианте, начинающемся с «т» – Taoism в английском, на случай, если ты решишь гуглить или на экскурсии по храмам Китая не найдешь русскоязычного гида.
Основными философскими сочинениями даосизма являются уже упомянутый трактат «Дао-Дэ цзин» («Канон Дао и дэ» – «Книга Пути и благодати»), авторство которого приписывается легендарному Лао-цзы, и одноименное сочинение философа Чжуан-цзы, в котором происходит дальнейшее развитие учения. Оба текста представляют собой сборник притч и туманных афоризмов, оставляющий простор для толкований похлеще, чем твои детские рисунки.
«Дао-Дэ цзин» содержит в себе учение о существовании двух ипостасей Дао. С одной стороны, Дао – это запредельное постоянство, недоступное нашему восприятию и понятийному выражению.
Что-то за гранью нашего представления, создавшее Небо и Землю и с тех пор пребывающее в покое. С другой – нечто присущее всему в мире, изменяющееся вместе с ним, доступное познанию, именованию и даже следованию (человеком пути-Дао). В этой трактовке Дао подобно реке, в которой мы все пребываем и вместе с которой движемся. Ипостаси Дао как бытие и небытие, которые переходят одно в другое.
Лао-цзы не пытался точно описать суть Пути, он хотел помочь постичь природу Дао через окружающий мир, который наполнен им. Любое выражение Дао в словах лишь субъективное понимание, истинное осознание приходит через собственный опыт и взаимодействие с миром. Задача каждого – познать всеобщность Дао в многообразии его индивидуальных проявлений Дэ, пребывая в гармонии.
Похожая притча
«Чжуан-цзы» – важнейшая книга даосизма, написанная известным китайским мудрецом Чжуан-цзы и его учениками. В этом издании притчи из трактата приводятся в пересказе. Автор сравнивает их с произведениями мировой литературы, иллюстрирует рассказами о реальных случаях из истории. Издание предназначено для широкого круга читателей.
Оглавление
- «Чжуан-цзы» – блестящим философский труд
- Высокие устремления рыбы Кунь и птицы Пэн
- Устремления величественного лебедя
- Безразличный к богатству и славе Сюй Ю
- Как сунец шапки продавал
- Великие вещи
- Утром – три, а вечером – четыре
- Как Ле-цзы отказался от зерна
- Как Чжуан-цзы видел себя бабочкой во сне
- Повар Дин разделывает коровью тушу
- Фазан, живущий в камышах
- «Бесполезное» дерево
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Притчи Чжуан-цзы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
У Чжуан-цзы есть притча о Цзы-Ци из Наньбо. Герой притчи — выдуманный Чжуан-цзы персонаж, история такого человека не знает. Мы можем представить его как ученого наподобие Чжуан-цзы, любителя поразмышлять.
Однажды Цзы-Ци из Наньбо гулял на горе Шан, и одно высокое дерево привлекло его внимание. Это дерево было настолько большим, что тысячи колесниц, запряженных четверками лошадей, могли укрыться в его густой тени. Дерево действительно выросло до неба, но оно было уродливым. Крупное и раскидистое, но лишенное стройности и густой листвы; ветви кривые, кора неровная; листья, безжизненно свисавшие с веток, были хоть и крупны, но не изящны, — зеленые в середине и желтые по краям.
Цзы-Ци из Наньбо очень удивился:
— Какое огромное! Что же это за дерево? Уверен, у него есть и другие особенности.
Он внимательно осмотрел ветви. Они были длинными, но кривыми, ни одной прямой ветки, да еще и шершавые, словно на них выросло множество мелких шишечек.
— Эх, как жаль, что из него ничего нельзя сделать. Балки для моста точно не получится.
Затем он наклонился рассмотреть корни и ствол и увидел множество больших и мелких трещин, похожих на кривые рты; узоры на стволе неровные — не подойдет даже в качестве простой древесины.
Он снова вздохнул:
— Для строительства дома тоже не подходит. А если сделать гроб? Для этого древесина тоже недостаточно прочная.
Цзы-Ци из Наньбо думал: раз уж древесина этого огромного дерева ни на что не годится, возможно, оно имеет лекарственные свойства? Он слегка лизнул листок с дерева и словно обжег язык; как оказалось, в листьях содержалось едкое вещество, которое жгло до страшной боли. Затем он понюхал листья — запах был похожим на дыхание пьяного, до того ужасен да резок, что аж голова закружилась.
Цзы-Ци из Наньбо воскликнул:
— Такое огромное дерево, можно сказать, царь деревьев, как жаль, что из него ничего нельзя сделать, совсем ни на что не годится!
Затем он поразмыслил над этим. Как раз потому, что дерево это ни для чего не пригодно и бесполезно, его и не срубил дровосек, только поэтому оно и выросло таким высоким, иначе давно бы уже пошло на древесину. Неудивительно, что как раз по этой причине многие известные люди скромно называют себя «бесполезными».
Чжуан-цзы рассказывает эту притчу, на первый взгляд, критикуя «бесполезность» и «негодность», но, если посмотреть глубже, эти свойства — лучший способ спасения в беспокойные времена. Ни на что не годное дерево с горы Шан избежало топора как раз благодаря «бесполезности», выросло высоким и пышным; другие же деревья были срублены, потому что их древесина была хороша и могла принести пользу. Мудрый Чжуан-цзы использует понятия «бесполезности» и «непригодности», чтобы проиллюстрировать даосскую истину, которая учит, «как прожить годы, предопределенные судьбой». При встрече с опасностью «бесполезность» и «непригодность» с легкостью помогут защитить себя.
За весельем не вспоминать о Шу
Чжуан-цзы рассказывал притчу, а случай, изложенный ниже, произошел на самом деле. Это история последнего правителя государства Шу, Лю Шаня (период Трех царств).
Лю Шань был сыном Лю Бэя, императора Шу Хань. Его отца называют первым правителем, а его самого — вторым и последним. В 223 году Лю Бэй скончался, и Лю Шань взошел на престол. Согласно поручению отца, он передал управление важными государственными делами ЧжугэЛяну, а также присвоил ему титул первого министра. После смерти Чжугэ Ляна Лю Шань предался увеселениям, приблизил к себе подлых людей, а государственные дела пришли в упадок. Царство Шу и раньше было слабым, поэтому в 263 году, когда генерал Дэн Ай из царства Вэй напал на столицу Шу — город Чэнду, Лю Шань открыл ворота и сдался. Он был императором сорок лет, но не сделал ничего стоящего.
После капитуляции Лю Шань был сослан в Лоян. В это время государственное управление Северного царства Цао Вэй забрал в свои руки влиятельный чиновник Сыма Чжао. В качестве главнокомандующего он получил от императора участок земли, наделил Лю Шаня титулом «князя веселья», пожаловал ему дом, ежемесячное содержание и более ста слуг. Лю Шань был очень признателен Сыма Чжао и навестил его, чтобы лично выразить благодарность.
Почему быть бревном и необработанным куском дерева – не одно и то же
Раз учение о добродетели Дэ нельзя формализовать в виде правил жизни и алгоритмов, а «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао», придется свыкнуться с мыслью, что эта часть философии не фасуется по пакетикам для передачи всем и каждому.
В даосизме отрицается сама возможность создания карты, по которой можно было бы найти свой путь. Для даосского мудреца все те, кто обещает вам помочь найти верную дорогу, – шарлатаны. Пойди туда, не зная куда, принеси то, не знаю что – примерно так выглядят попытки научить пониманию Пути. Только свободный от знаний может познать тайну Дао, только «необработанный кусок дерева».
Всегда говори «дэ»
Если Дао – изначальный закон, которому все подчиняется, то Дэ – его материальное воплощение, эманация. Переводится как «благодать», «добродетель», «совершенство».
Это духовная сила, твой скрытый потенциал. Он сообразуется с твоей истинной внутренней природой. Будучи порожденным безличным Дао, Дэ придает ему индивидуальный характер: «Из пустоты Блага-Дэ Путь-Дао исходит вовне». Дэ похоже на понятие кармы в индийской философии.
Тебе суждено что-то свое, нужно только найти этот способ только твоего существования, следуй которому, и будет тебе счастье. Можно жить, не понимая, какое оно, твое Дэ.
Действовать в общих представлениях о добродетели в духе школьных объяснительных «Все побежали – и я побежал». Для даосов такое поведение недопустимо, потому что Дэ у всех разное, и даже если твое противоречит общественному представлению о благе, всегда говори «Да» своему Дэ, тому, что благостно именно для тебя.
Похожая притча
Жил когда-то в Китае такой мудрец Лао Цзы. Его мудрость была такова, что простой человек не мог ее обозреть. Это было подобно тому, как из большого сосуда лить воду в малый. Вода выплескивалась, утапливая сам сосуд. Но полезного эффекта из этого действия было мало. А сосуд мудрости Лао Цзы не иссякал никогда. Он просто наполнялся вновь и вновь. Словно не было стен у этого сосуда. Как и у Вселенной. Наверное, потому его и назвали просветленным.
Он не писал книг, но бродил с учениками. Они пытались впитать частицу этой мудрости и развить ее в себе. И существует, наверняка, множество историй о таких беседах. Мне попадались лишь несколько. И вот одна из них. Попавшая мне от одного из приверженцев Ошо.
Притча интересна, наверное, как и все от просветленных людей. Но она не давала мне покоя. Я написал ей продолжение. Меня всегда беспокоил такой момент. Достаточно ли получить просветление? Если рассмотреть его в свете, что потом просто сидеть под деревом и медитировать. Как его потом структурировать его в социуме? Законы социума, тем более настоящие, с его бюрократической машиной и просветление такие разные понятия, что порой они кажутся несовместимыми.
Но это мое мнение, хотелось бы услышать мнение думающих людей.
И так история…
Лао Цзы путешествовал с учениками, и они пришли в лес, где сотни лесорубов рубили деревья. Целый лес был почти вырублен, исключая одно огромное дерево с тысячами ветвей. Оно было такое большое, что 10 тысяч человек могли бы сидеть в его тени. Лао Цзы попросил своих учеников пойти и поинтересоваться, почему это дерево не срублено. Они пошли и спросили лесорубов, и те сказали:
— Это дерево совершенно бесполезно. Вы ничего не сможете из него сделать потому, что каждая ветка имеет так много сучьев — и ни одной прямой. Вы не можете использовать его как топливо потому, что его дым вреден для глаз. Это дерево совершенно бесполезно, вот почему мы не срубили его.
Ученики вернулись и рассказали Лао Цзы. Он засмеялся и сказал:
— Походите на это дерево. Если вы полезны — вас срубят, и вы станете мебелью в каком-нибудь доме. Если вы будете красивы — вы станете товаром, и вас продадут в магазине. Будьте похожи на это дерево, будьте абсолютно бесполезны и тогда вы начнёте расти большим и обширным, и тысячи людей найдут тень под вами.
Он говорил им: «Будьте последними. Идите по миру так, словно Вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость — это не нужно. Оставайтесь бесполезным и наслаждайтесь».
Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда — духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность — не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность … им так нужно иногда отдохнуть в тени.
Не старайся доказать своё достоинство и понизить себя до товара. Величайший опыт жизни приходит не через то, что ты делаешь, но через любовь, через медитацию.
У этой истории, как оказалось, было продолжение. Его рассказал один из учеников, бывшего лесоруба.
Шел по этому лесу человек. Он случайно услышал разговор Лао Цзы с учениками. И подошел к этому дереву и стал к нему присматриваться. Стоял и смотрел. А потом подошел к нему вплотную и вырезал несколько веток. Было видно, что при всей бесполезности этого дерева, человек собирался нанести ему минимальный урон. И лесорубы, и ученики забыли о своих делах и стали следить за его действиями. Лишь Лао Цзы улыбался и погрузился в медитацию.
Человек сел под это дерево, закрыл глаза и так сидел. Было похоже, что он тоже пребывал в медитации. А в своих руках он держал срезанные ветки. А потом вдруг он достал стальной клинок и стал обтесывать первую ветку. Он работал быстро и красиво. Клинок летал вдоль ветки так, что глаз его еле улавливал, он то пребывал в состоянии скорости, то прятался в облаке пыли и стружки от ветки. Все заворожено смотрели на его работу. Даже солнце и облака, казалось замедлили свой ход по небосводу, чтобы увидеть это. Даже птицы приостановили свою песню. Лишь Лао Цзы улыбался и пребывал в медитации.
Когда впечатление от работы человека рассеялось, все увидели в его руках флейту. И все поняли, что это великий мастер флейт. Она была прекрасна. Она радовала слух даже тогда, когда ее лишь слегка касался ветер.
И мастер заиграл. Ученики сидели завороженные, потом плакали и смеялись. Лесорубы рыдали друг у друга на плече. Да что они, когда пели флейты этого мастера, даже самые страшные грешники рыдали и забывали, как грешить.
И так, великий мастер флейт закончил свою песню. Он сложил новую флейту и приготовленные ветки себе в сумку и спросил:
- А почему нельзя получить экстаз от делания полезной вещи? Почему вырученные средства от этой флейты, а она стоит тысячу монет, я не могу отдать нуждающимся и сделать что-то еще полезное? Ведь просто прозябнуть в пустоте – это конечно хорошо для моей медитации и духа, но если плюс к этому я принесу еще и пользу. Как быть с этим?
А потом он обратился к лесорубам:
- Нельзя сказать, что что-то бесполезное, если вы просто не видите в нем ценности. Это не значит, что ее нет. Как оказалось, лишь ветки этого дерева способны подарить нам флейту такого качества.
И обратился он к ученикам:
- Вам очень повезло, что рядом с вами есть такой учитель. Это подарок судьбы, которого не было у меня. Но, возможно, именно и поэтому я нашел свой путь. Находясь рядом с учителем, вы никогда не познаете себя. Впитайте в себя его мудрость и идите искать свой путь. Пишите свои истории, ибо они прекрасны.
И вышел из медитации Лао Цзы и ответил Мастеру флейт:
- Но стараясь делать полезные вещи, ты можешь потерять свою пустоту.
Ответил Мастер Флейт:
- Нельзя потерять того чего нет. И никто не сказал, что пустота должна быть бесполезной. Смотрите, сколько всего Творец создал из нее.
Лао Цзы засмеялся и пошел. ученики встали, и некоторые пошли вслед за Лао Цзы, некоторые поблагодарив, пошли искать свой путь. И лесорубы прекратили свою вырубку. Кому-то из них тоже, почему-то вдруг захотелось искать свой путь.
Похожая притча
Аспирантка философского факультета МГУ и автор книги «Что вы несете, Или как разобраться в идеях великих философов, чтобы понять себя» Екатерина Гресь рассказывает о дао и о том, почему бревном быть не так страшно, как кажется.
Давайте для начала разберемся с матчастью.
Даосизм – философско-религиозное учение. Это значит, что под термином «даосизм» следует понимать как определенный стиль философской мысли, так и совокупность духовных практик.
В течение многих столетий своего существования даосизм разделился на «народный» – с локальными верованиями и культами; «религиозный» – с институтами монашества, учителями и храмами и «мистический», объединяющий отшельников и алхимиков, ищущих бессмертия.
Читайте также: