Притча кикос о чем
Обновлено: 22.11.2024
Роберт Саакянц - один из самых плодовитых аниматоров в истории, пока что никому не удалось собрать все его работы в единый архив или сборник. Творчество этого армянского художника-мультипликатора чрезвычайно разнообразно, все его знают по таким мультикам, как " В синем море, в белой пене " и " Ух ты, говорящая рыба! ". Но это только вершина айсберга! Стиль Саакянца всегда узнаваем, тогда как тематика, идейность, степень юмора несколько раз значительно менялись в различные периоды его творчества: в 70-е - это молодой бунтарский дух, 80-е - безумные всплески фантазии, перестроечные годы - черный-пречерный юмор, 2000-е - ориентация на детские образовательные проекты. Удобнее всего рассказывать о Саакянце именно по этим периодам.
1970-е годы
К середине 70-х на студии "Арменфильм" образовалась интересная команда аниматоров, которые причисляли себя к хиппи. В работе и творчестве они придерживались бунтарских идей: никто не работал в студии "от звонка до звонка", художники в любой момент могли, например, собраться и пойти играть в футбол. Показательна цитата из статьи о Роберте в газете "Ереван" (май, 2011 г): " Группу хиппарей во главе с Робом сильно зауважали после того, как они передрались чуть ли не со всеми работниками студии ". Роберт Саакянц был там лидером не только идеологическим, но и творческим. Его первые фильмы заставляли шевелиться волосы на голове чиновников, отвечавших за выпуск кинопродукции. Вот, например, " Лисья книга " (1975), созданная под очевидным влиянием психоделического мульфильма Джорджа Даннинга "Желтая подводная лодка". Этот мультик Саакянца представляет собой. рок-оперу по мотивам армянских басен! В истории сохранилось высказывание председателя Госкино Армении Г.Айряна, его необходимо привести полностью: " Я в свое время не хотел принимать «Цвет граната», а потом оказалось, что это Параджанов. Сейчас не приму это, потом окажется, что опять ошибся, и опозорюсь на всю жизнь ". То есть Роберту и компании крупно повезло, что в Ереване в середине 70-х творческая свобода не так сильно подавлялась, как в других регионах Советского Союза. Иначе не было бы никакой "Говорящей рыбы" и "В синем море. ".Другие ранние работы Саакянца такие же яркие, бунтарские, психоделические. Стиль режиссера, который назовут "комическим сюрреализмом" (лично мне не очень нравится такое определение), здесь уже цветет пышным цветом: см. " Лис, который ничего не умел " (1976), " Кикос " (1979) и особое внимание хочу обратить на " Охотников " (1977) - это еще одна мульт-прогрессив-рок-опера, зрелище незабываемое!
1980-е (первая половина)
Наигравшись в бунтарей, команда Роберта Саакянца больше внимание уделяет освоению национального фольклора. В этот период создаются самые лучшие и известные армянские мультфильмы по произведениям армянского писателя Ованеся Туманяна, исследователя народных преданий. Это не только " Ух ты, говорящая рыба! " (1983), но и такие хиты, как " Кто расскажет небылицу? " (1982), " Ишь ты, масленица " (1985) и чуть менее известные работы " Три синих-синих озера малинового цвета " (1981), " Находчивый крестьянин " (1984), и еще вышеупомянутый " Кикос " (1979) (+ "Топор" 1994 г.).
Шедевры Роберта Саакянца - образец безумно яркой и насыщенной метаморфозами рисованной анимации. " Его фантазия сшибает с ног. Она чрезмерна, она в каждом миллиметре кинокадра ",- говорил про него Юрий Норштейн. Сложно что-то еще добавить.
Кикос 1979 Кикос 1979Перестройка
Во второй половине 80-х в страна движется к политической и социально-экономической катастрофе, Роберт Саакянц предчувствует это, в его мультфильмах всё больше предупреждающих высказываний и жестоких сцен. Теперь это уже совсем не детские мультики! Такая, казалось бы, безобидная детская мульт-сказка - м/ф " Находчивый крестьянин " (1984) - содержит жуткие кадры с отрубленными головами. Следующие работы - " Урок " (1987) и " Ветер " (1988) - предназначены исключительно для взрослых, так как могут глубоко шокировать человека с неокрепшей психикой. "Урок" - фантастический фильм о космических исследователях, которые бесцеремонно вторгаются в хрупкое природное пространство далеких планет. Историю придумал сам Саакянц, ключевая ее идея заключается в том, что убийца превращается в того, кого он убил. "Ветер" шокирует сценами ядерного и ментального апокалипсиса, то есть показывает не только физические последствия потери контроля над ядерным оружием, но и психические. Это один из самых крутых перестроечных мультфильмов, пропитанный ужасом от уже происходящей катастрофы (авария в Чернобыле случилась за несколько лет до создания мультфильма).
Когда всем стало понятно, что катастрофа неизбежна, работы Саакянца становятся открыто политизированными, и я бы не сказал, что это "минус". Режиссер жестко обличает представителей власти, обвиняя их в страданиях народа. В обстановке и персонажах, которые мы видим в фильмах этого периода, узнается Армения и ее жители, но все показанные события происходили везде по бывшему Советскому Союзу. Степень черного юмора у "перестроечного" Саакянца просто зашкаливает, сцены насилия и разрушений жутко контрастируют с забавными эпизодами и веселыми мелодиями. Яркий пример - фильм " Всё хорошо " (1991), посвященный памяти Советского Союза. Под известную юморную песенку "Всё хорошо, прекрасная маркиза. " Саакянц показывает разрушения городов, убийства, массовую резню, железнодорожную катастрофу, ядерный взрыв. В мультике множество намеков на политических деятелей, показанных в очень нелицеприятном свете. Мультфильм " Кнопка " (1989) также шокирует сценами катастроф и прямым текстом обвиняет в них политическую элиту.
Мультфильм всё хорошо Мультфильм всё хорошо1990-е
В постсоветской Армении наступили тяжелые времена, в том числе и для аниматоров. Роберт Саакянц проявил себя в этой ситуации без преувеличения как герой и спаситель армянской анимации. Этот режиссер всегда отличался повышенным запасом энергии, он рисовал быстро и много, а теперь он с таким же усердием выбивает заказы и обеспечивает работой своих друзей-аниматоров, да и сам продолжает делать мультики, в которых уже подавно не осталось ничего детского. " Топор " (1994) по сказке О.Туманяна опять поражает жестокостью и чернейшим юмором. " Ковчег " (1997) - внешне вроде бы милый детский мультик про зверюшек, но по смыслу мизантропический и постапокалиптический: человечество самоуничтожается, и животные ликуют по этому поводу под музыку оды "К радости". Природа наконец может вздохнуть спокойно.
" Победа " (1997) тоже маскируется под детскую сказку о богатыре, который сражается с трехголовым Змеем и выручает принцессу. Но с насилием опять перебор. Саакянц продолжает выпускать мультфильмы с политической сатирой: в фильме " Я тоже армянин " (2000) зашифрованы армянские политические деятели и происходящие в стране процессы, а мультик " Выборы " (1994), говорят, даже предопределил исход президентских выборов.
Похожая притча
Жил-был один бедный крестьянин. Была у него жена и три дочери. Однажды, когда крестьянин работал в поле, ему очень захотелось пить. И он послал свою старшую дочь к роднику за водой.
Девушка, взяв кувшин, отправилась выполнять поручение отца. Около родника, где она собиралась набрать воды, росло огромное дерево. Подойдя к нему, старшая дочь окинула его задумчивым взглядом и подумала:
Когда-нибудь я выйду замуж,
То сын родится у меня по имени Кикос.
Подрастёт, да за водой сюда придёт.
Увидит это дерево и влезет на него,
А ветка там обломится и упадёт он вниз:
О камень головой ударится и сразу же умрёт.
О, горе, горе! Бедный маленький Кикос!
Девушка уселась под деревом и давай голосить да причитать. А дома у неё уже начали беспокоиться: почему она так долго не возвращается?
Мать послала среднюю дочь, чтобы та выяснила, в чём там дело:
Когда старшая сестра увидела, что к ней идёт средняя сестра, то принялась голосить и кричать ещё громче:
Когда-нибудь я выйду замуж,
То сын родится у меня по имени Кикос.
Подрастёт, да за водой сюда придёт.
Увидит это дерево и влезет на него,
А ветка там обломится и упадёт он вниз:
О камень головой ударится и сразу же умрёт.
О, горе, горе! Бедный маленький Кикос!
Средняя сестра тоже зарыдала. Она уселась рядом со старшей сестрой и давай с ней на пару голосить да причитать.
А мать девушек уже забеспокоилась не на шутку. Посылает она младшую сестру:
Младшая сестра отправилась к ручью, смотрит, а старшая и средняя сёстры сидят под деревом и горько-горько плачут.
Когда-нибудь я выйду замуж,
То сын родится у меня по имени Кикос.
Подрастёт, да за водой сюда придёт.
Увидит это дерево и влезет на него,
А ветка там обломится и упадёт он вниз:
О камень головой ударится и сразу же умрёт.
О, горе, горе! Бедный маленький Кикос!
Когда-нибудь я выйду замуж,
То сын родится у меня по имени Кикос.
Подрастёт, да за водой сюда придёт.
Увидит это дерево и влезет на него,
А ветка там обломится и упадёт он вниз:
О камень головой ударится и сразу же умрёт.
О, горе, горе! Бедный маленький Кикос!
Когда-нибудь я выйду замуж,
То сын родится у меня по имени Кикос.
Подрастёт, да за водой сюда придёт.
Увидит это дерево и влезет на него,
А ветка там обломится и упадёт он вниз:
О камень головой ударится и сразу же умрёт.
О, горе, горе! Бедный маленький Кикос!
И все четверо заревели хором:
Крестьянин подумал-подумал и говорит:
А было-то у них всего: один вол да мешок муки. Зарезали они вола, выпекли хлеб и позвали соседей справлять поминки.
Похожая притча
В 1913 году Ованес Туманян написал сказку «Смерть Кикоса». В 1979-м образы Кикоса и горюющих по нему родственников воплотились в рисованной мультипликационной короткометражке Роберта Саакянца «Кикос».
Иллюстрация Рубена Манукяна. «Смерть Кикоса» (Ованес Туманян. «Сказки». Издательство «Советакан грох», 1985)
Мультфильм, снятый по мотивам сказки, был выпущен на киностудии «Арменфильм». Авторами сценария стали Роберт и Людмила Саакянцы.
Сюжеты сказки и мультфильма несколько расходятся. Но зачин и у сказки, и у мультфильма одинаковый — отец семейства посылает дочь за водой. По дороге к колодцу у нее разыгрывается воображение, и она начинает представлять свою будущую жизнь. «Вот выйду я замуж, родится у меня сынок, назовем его Кикосом. Полезет Кикос на это самое дерево, сорвется, головой о камень ударится и умрет…» Да так все ярко перед ней вырисовывается, что она начинает горевать по еще даже не родившемуся Кикосу. Вот так из ничего получилась целая драма.
Армянский музей предлагает вам сравнить сказку Туманяна и снятый по ней мультфильм Саакянца.
Ованес Туманян
Смерть Кикоса
Жили-были бедняк с женой, и было у них три дочери.
Однажды отцу во время работы захотелось пить, и послал он старшую дочь за водой. Девушка взяла кувшин и пошла к роднику. Над родником стояло высокое дерево. Взглянула она на дерево и начала размышлять: «Вот выйду я замуж, родится у меня сынок, назовем его Кикосом. Полезет Кикос на это самое дерево, сорвется, головой о камень ударится и умрет…»
— Ой, Кикос-джан, ой!
Уселась она тут же, под деревом, и ну причитать:
Полез он на дерево,
Сорвался с дерева,
Мать ждет не дождется дочь, посылает за ней среднюю.
— Сбегай, — говорит, — узнай, почему опоздала твоя сестра.
Старшая, завидя ее издали, еще пуще начала голосить:
— Иди сюда, несчастная тетушка, полюбуйся, что стало с твоим Кикосом!
— С каким Кикосом?
— Неужто не знаешь?
Полез он на дерево,
Сорвался с дерева,
— Ой, Кикос-джан, ой! — заголосила средняя. Уселась рядом со старшей, и запричитали они в два голоса.
Мать ждет, ждет, видит, не возвращаются дочери, посылает младшую.
— Ступай, — говорит, — дочка, погляди, что случилось с твоими сестрицами.
Пошла младшая. Идет она и видит: сестры сидят у родника и заливаются слезами.
— Что же это вы плачете?
— Неужто не знаешь?
Полез он на дерево,
Сорвался с дерева,
— Ой, беда твоей тетушке, Кикос-джан, ой! — рвет на себе волосы младшая, подсаживается к сестрам и начинает реветь.
Мать ждет, ждет, а дочерей все нет. И отправилась она сама. Завидя издали мать, все три девушки подняли жалобный вой:
— Иди, иди, несчастная бабушка, погляди, что стало с твоим внучком!
— Какой внучек, дочки, что случилось?
— Неужто не знаешь, мать?
Полез он на дерево,
Сорвался с дерева,
— Лучше бы ослепнуть твоей бабушке, Кикос-джан! — шлепнула по бедрам мать и вместе с дочерьми заголосила навзрыд.
Отец видит, что жена пошла за дочерьми и тоже не вернулась.
— Пойду-ка, — говорит, — сам посмотрю, что с ними сталось.
Жена и дочери, как завидели его издали, еще пуще заголосили:
— Иди скорей, несчастный дедушка, посмотри, что стало с твоим Кикосом! Горемыка твой Кикос!
— Что за Кикос такой? — удивляется бедняк. Тут старшая:
— Неужто не знаешь, отец?
Полез он на дерево,
Сорвался с дерева,
— Ой, Кикос-джан, ой! — сокрушаются и шлепают себя по бедрам мать и дочери.
Бедняк оказался умнее женщин.
— Эй, дурехи! — говорит, — чего вы сидите тут да сокрушаетесь? Как ни причитай, сколько ни плачь, все равно Кикоса не воротишь. Вставайте да и домой: позовем соседей, отслужим панихиду и справим поминки. Слезами горю не поможешь. Уж такова наша жизнь: как пришли, так и уйдем.
И что бы вы думали? Все их добро состояло из вола да мешка с мукой. Закололи они вола, напекли хлеба, созвали соседей, заказали панихиду — и на том успокоились.
Похожая притча
Мне почему-то всегда казалось, что творчество Роберта Саакянца ограничено теми четырьмя мультфильмами, что я достаточно часто видел по первому каналу в советское время. Но заглянув на его страничку в википедии, я обнаружил еще достаточно много работ, которые, как минимум достойны внимания.
В этом выпуске я хочу рассказать вам о двух мультфильмах из раннего творчества Роберта Саакянца, ведь в них уже просматривается тот легко узнаваемый стиль знаменитого армянского мультипликатора.
Кикос (1979)
Это один из тех мультфильмов Роберта Саакянца, который полностью прошел мимо меня. Видимо, его совсем не показывали по центральным каналам (во всяком случае, начиная с середины 80-х), и у меня есть пару мыслей почему так произошло.
История, которая легла в основу мультфильма, встречается во многих народных сказках. Обычно, это девушка, которая обладает таким сильным воображением, что на самом деле начинает верить в собственные выдумки. Но то, как реализована эта история в "Кикосе" - достойно наивысшей похвалы.
Абсурдность ситуации, в которой оказывается еще не рожденный Кикос увеличивается в геометрической прогрессе при каждом новом пересказе. И если "оригинал" истории достаточно прост: ребенок полез на дерево и упал, то чем дальше, тем интереснее.
Повествование средней сестры изобилует достаточно откровенным контентом. Лук, превращающийся в палку, откровенный вид русалки, то, как мужчина гладит яблоко - все это настолько выходит за рамки дозволенного для показа в Советском Союзе, что становится понятно, почему я не видел этот мультфильм в детстве.
Старшая сестра превращает свой рассказ в полную психоделию, которая оказывается столь узнаваемой по многих последующим работам Роберта Саакянца. Страшно подумать, что нафантазировала бы мать, если бы ей дали "развернуться".
Очень интересный и глубокий мультфильм, в котором уже начали проглядываться черты свойственные другим, более поздним работам Роберта Саакянца. Посмотрел с большим удовольствием, чего советую и вам.
«…Три синих-синих озера малинового цвета…» (1981)
Еще один мультфильм Роберта Саакянца и, соответственно, студии "Арменфильм", который я ни разу не видел. Вот честно, даже и не знаю, понравился бы мне такой мультик в детстве или нет, но то, что он очень странный - это непреложный факт.
Во-первых, все повествование ведется в стихах. Если быть более точным, то стих зачитывает мальчишка, которому снится необычный сон. Впрочем, уже само название мультика содержит в себе парадокс, что как бы намекает нам на тотальную психоделичность происходящего.
Во-вторых, сам сюжет настолько запутан, что я пересмотрел мультфильм два раза, чтобы просто "въехать" в тему. Во время первого просмотра я просто смотрел на происходящее и даже не пытался понять, что до меня хотят донести авторы.
В-третьих, именно во время второго просмотра начинаешь понимать, что же на самом деле происходит. Все ситуации, построенные на парадоксах, перестают вызывать отторжение, и мультфильм с таким странным названием оказывается очень даже интересным.
Очень смелый эксперимент Роберта Саакянца, который, такое ощущение, прощупывал почву для своих будущих творений. Насколько далеко можно уйти в подобную психоделию и, при этом, не оказаться в ситуации, когда твою работу положили "на полку"?
К сожалению, судя по тому, что этот мультфильм я так и не увидел в советское время, эксперимент закончился не самым удачным образом. Но с другой стороны, возможно именно благодаря этой неудаче, буквально через пару лет, Роберт Саакянц начал создавать свои лучшие работы, такие как: « Ух ты, говорящая рыба! », « В синем море, в белой пене… », « Ишь ты, Масленица! ».
Читайте также: