Притча для окончания тренинга

Обновлено: 28.03.2024

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

2. Упражнение Подведение итогов

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

3. Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

4. Упражнение Вопросы и ответы

Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков.

Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку.

После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

5. Упражнение Как использовать

Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Размер группы: 7-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.

6. Упражнение Бесплатные советы

Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.

Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации ,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

7. Упражнение Дерево терминов

Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы: листы ватмана формата А3.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрепление-разукрепление. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т.д.) либо объединить в более общие (мебель — это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т.д.).

Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т.д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например, можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.

8. Упражнение "Аплодисменты по кругу"

- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

9. Упражнение «Я желаю себе…»

Цель: Завершение тренинга.

Размер группы: 6-14 человек

Участники тренинга встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.

Мы закончили тренинг. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы разглядели в себе какие-нибудь точки профессионального роста. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить эти открытия.

У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе в профессиональном плане…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в тренинге и я прошу поддерживать стремление наших коллег аплодисментами.

10. Упражнение "Чемодан".

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Этапы игры : "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".

Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Модификация 1

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение".

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

Модификация 2

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

11. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

12. Я тебе дарю это в знак…

До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья…

«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

13. Я тебе благодарен…

Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

Необходимы музыка, фонарик, секундомер.

Посадите участников в круг.

Дайте фонарик одному из участников. Включите музыку. Фонарик передается по часовой стрелке. Не глядя на группу, остановите музыку через несколько секунд. Участник, у которого в руках фонарик, говорит о тренинге в течение 30 секунд. После 30 секунд включите музыку снова.

Если в момент остановки музыки фонарик оказался в руках у участника, который уже выступал, фонарик передается следующему участнику. В распоряжении этого участника будет меньше времени на выступление, так как отсчет начинается с момента остановки музыки.

Игра продолжается до тех пор, пока не выступят все участники тренинга.

15. Впечатления о тренинге

Положите стопку карточек или клейких листочков в центре комнаты. Попросите участников взять несколько карточек и записать или нарисовать свои впечатления и воспоминания о тренинге.

Участники прикрепляют карточки на стену или доску.

Все собираются возле стены и смотрят на "воспоминания".

Проводится при длительных тренингах (более 4 дней).

Очень эмоциональное завершение для людей, которые несколько дней работали вместе. Дайте участникам пообщаться друг с другом.

Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.

Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников.

Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.

17. Ты меня уважаешь?

Участники встают в 2 круга и поворачиваются друг к другу лицом.

Находящиеся в наружном кругу должны спросить коллегу, стоящего напротив: «За что ты меня уважаешь?».

18. Напиши пожелание на спине

Предлагается написать пожелания на спине участника, (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова)

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.

Время: 10-15 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком.

После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

20. Упражнение «Чему Я научился» (5мин)

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

5 кирпичей

Как-то к неистощимому выдумщику-миллионеру Тейлору Барнуму пришел энергичный на вид мужчина и попросил денег. Тот в ответ предложил поработать за полтора доллара в день, вручил пять кирпичей и дал следующую странную инструкцию:

Один кирпич следовало положить на тротуар, где пересекается Бродвей и Энн-стрит, второй — возле музея Барнума, третий — наискосок от музея на углу Бродвея и Виси-стрит, рядом с Эстер-Хаус, четвертый — перед собором Святого Павла, а с пятым в руках надо было быстрым шагом ходить от одного кирпича к другому. Один класть, другой брать. Каждый же раз, когда пробивают часы на соборе Святого Павла, следовало идти в музей, предъявить билет и обойти зал за залом. После этого манипуляции с кирпичами надлежало повторить.

Работник начал свой обход, и уже через полчаса человек пятьсот глазели на его загадочные передвижения.

«Чем он занят? Откуда кирпичи? Почему он бегает по кругу?» — вопросы сыпались со всех сторон, но тот хранил молчание. К концу первого часа все тротуары оказались запружены толпой любопытных. А работник, завершив обход, направился в музей. Там он посвятил четверть часа осмотру всех залов и вернулся к своим кирпичам.

И каждый раз, когда он входил в музей, куча зевак покупала билеты и следовала за ним в надежде разгадать смысл его действий. День ото дня число любопытных росло, пока в дело не вмешалась полиция, обеспокоенная чрезмерным столпотворением. «Кирпичник» был отозван, но он и его работа послужили отличной рекламой музею.

Именно после этой истории, как утверждал Тейлор Барнум, Бродвей стал самой оживленной улицей Нью-Йорка. Так начинался вирусный маркетинг.

Певец в рекламе

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, правильно ли использовать в рекламе товара знаменитостей: спортсменов, актеров, общественных деятелей?

— Почему ты спросил об этом? — удивился Учитель.

— Дело в том, что в моей фирме сейчас буквально все спорят друг с другом, насколько эффективна реклама, в которой нашу продукцию расхваливает известный певец.

— А в чем суть спора?

— Одни говорят, что этот певец — лучший в нашей стране, поэтому его участие в рекламе увеличивает продажи. Другие говорят, что этот певец — бездарность, и поэтому покупатели решат, что наш товар может понравиться только таким же бездарностям.

— То есть те, кому певец нравится, считают, что это хорошо, а те, кому он не нравится, — что плохо? — уточнил Учитель.

— Тебе не кажется, что ты уже ответил на свой вопрос? — улыбнулся Учитель.

Эта история показывает нам, что практически в любой отрасли бизнеса довольно просто принять решение, если не усложнять ничего сверх меры.

Партнер или друг?

Однажды ученик сказал:

— Учитель, сложилась такая ситуация, что я должен сделать выбор, с кем основать новое предприятие: с другом, которого я знаю с детства, или с человеком, с которым я успешно веду дела в течение двух лет?

— Смотря, чего ты ждешь от этого предприятия, — ответил Учитель, улыбнувшись. — Если ты хочешь успеха, — ученик кивнул, — выбирай партнера; если удовольствия — то друга.

Этому же учителю приписывают и такое высказывание: «Дружба, основанная на бизнесе, гораздо прочнее, чем бизнес, основанный на дружбе». В наше время эти слова являются популярной поговоркой в мире бизнеса, что подчеркивает их неизменную актуальность.

Дохлые лошади в бизнесе

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что, если вы обнаружили, что скачете на дохлой лошади, наилучшее решение — спрыгнуть с нее.

Однако в бизнесе, похоже, мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к «дохлой лошади», включая следующие:

1. Покупаем более сильную плеть

2. Меняем наездников

3. Говорим «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»

4. Создаем комитет по изучению лошади

5. Организуем посещение других организаций, чтобы посмотреть, как они скачут на своих дохлых лошадях

6. Повышаем стандарты скачки на дохлых лошадях

7. Создаем тигровую команду по оживлению дохлой лошади

8. Организуем учебный семинар по развитию скаковых навыков

9. Проверяем соответствие состояния дохлой лошади современной окружающей среде

10. Меняем требования к лошади, провозглашая, что эта лошадь дохлой не является

11. Нанимаем контрактников, чтобы они скакали на нашей дохлой лошади

12. Собираем несколько дохлых лошадей в упряжку с целью повышения скорости

13. Провозглашаем, что никакая лошадь не может быть слишком дохлой, чтобы ее бить плетью

14. Обеспечиваем дополнительное финансирование с целью повышения производительности лошади

15. Производим анализ издержек, чтобы посмотреть, не могут ли контрактники скакать на ней дешевле

Похожая притча

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Мы уверяем себя, что наша жизнь станет лучше, когда поженимся, когда родится первый ребенок, второй. После, нас расстраивает, что дети слишком малы для одного, для прочего, и думаем, что все изменится, когда они подрастут.

Далее, нас раздражает их отношение, когда они становятся подростками. Уверяем себя, что все придет в норму, когда они повзрослеют. Надеемся, что станем себя чувствовать лучше, когда ваш супруг/супруга решит свои проблемы, когда проведем незабываемые каникулы, когда не должны будем работать.

Но мы не проживаем эту жизнь в данный момент, радуясь ей, Так когда мы будем это делать? Нам всегда нужны трудности любого характера. А ведь достаточно, принять как данность и решить для себя - быть счастливым, несмотря ни на что.

Альфред Соуза как-то сказал: "Долгое время я думал, что рано пришел в данный мир, настоящий мир! Всегда были преграды, которые Всегда надо было переходить, всегда было что-то нерешенное, какая-нибудь мелочь, для которой не хватало времени, не отданные долги. т.е. это не та жизнь - не настоящая! Но в конце в концов я осознал, ведь эти преграды и есть жизнь. Данный способ восприятия вещей помогает понять, что нет средства быть счастливым, само счастье - это средство! следовательно, вкушайте каждый момент вашей жизни, вкушайте вдвойне, так как вы еще можете поделиться этим с дорогим вам человеком, с которым вы бы хотели прожить эти дорогие минуты жизни рука об руку, и помните, что время не ждет!"

И так, не ждите, когда окончите школу, когда захотите вернуться туда, скинете 5 кг, наберете 5 кг, когда родятся дети, ждать, когда они покинут дом. Хватит ждать, когда начнете работать, когда уйдете на пенсию, когда женитесь, разведетесь. Не ждите вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждите весны, лета, осени, зимы.

Минуты счастья - драгоценны, это не конечный пункт путешествия, а само путешествие. Работайте - не только ради денег, любите - не в ожидании расставаний. Танцуйте - не обращая внимания на взгляды.

Запомните эти истины, попробуйте ответить на следующие вопросы: 1 - назовите 5 самых богатых людей в мире. 2 - назовите 5 победительниц конкурса Мисс Вселенная 3 - назовите 10 победителей Нобелевской премии. 4 - назовите 5 последних победителей премии Оскар на лучшего актера и актрисы. И как? Неважно? Не беспокойтесь. Никто не помнит вчерашних победителей. И аплодисменты забываются! И трофеи покрываются пылью! И победители уходят в прошлое!

А теперь ответь на эти вопросы:

1 - назови троих учителей, которые преподавали тебе, когда ты становился взрослым. 2 - назови троих друзей, которые были с тобой в трудные времена. 3 - подумай о тех знакомых, которые заставляли тебя чувствовать особенным. 4 - назови пятерых людей, с которыми ты проводишь свое время. И как теперь? Люди, которые значат для тебя что-то не обязательно богаты, или победители. Это те, которые беспокоятся о тебе, заботятся, которые всегда с тобой. Запомни! Жизнь - коротка!

Несколько лет назад на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов - калеки и инвалиды - встали на стометровую беговую дорожку. При стартовом выстреле, началось соревнование, не все бежали, но все желали прийти первыми и выиграть. Равняясь на троих, один мальчишка упал на асфальт, кувыркнувшись, и заплакал. Остальные восемь, услышав плач, замедлили бег и оглянулись назад. Они остановились и побежали обратно. каждый. Одна девушка с синдромом Дауна, присела возле него и начала целовать, приговаривая: "Сейчас лучше?" И все девять обнялись и двинулись вновь к линии финиша. Все зрители на стадионе встали и зааплодировали, и до сих пор рассказывают эту историю. Почему? Потому что в душе мы знаем: самое важное в жизни - не выиграть для самих себя. Самое важное - помочь другим выиграть, даже если необходимо для этого остановится и поменять направление.

Ценность времени

Один бизнесмен накопил состояние, составляющее три миллиона золотых долларов. Он решил, что возьмет себе год отдыха от работы и поживет в роскоши, которую мог себе позволить благодаря своему богатству. Но не успел он принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти.

Будучи профессиональным торговцем он решил любым способом уговорить Ангела Смерти, чтобы тот продал ему немного времени.

Отчаявшись, богач сделал Ангелу предложение:

— Дай мне еще три дня жизни, и я отдам тебе треть моего состояния, один миллион долларов золотом.

— Хорошо, оставь мне еще два дня жизни, и я отдам тебе две трети своих денег, два миллиона золотых долларов.

Ангел снова отказался.

— Дай мне всего один день, чтобы еще раз насладиться красотой этой земли и провести немного времени с семьей, которую я так долго не видел, и я отдам тебе всё, что имею. Три миллиона золотых долларов.

Но Ангел был непоколебим.

Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку? Это желание было удовлетворено.

"Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни, — писал он. Я не смог купить даже часа жизни за три миллиона золотых долларов. Проверьте, прислушавшись к своему сердцу, все ли вещи, окружающие вас, обладают действительной ценностью".

Рассуждения о счастье

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них сказал:

— Самое главное в жизни — это здоровье.

— Самое главное — это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.

— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.

После того, как высказались все, они спросили у Сократа:

— А ты что думаешь об этом?

— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди сказали:

— Нет, Сократ, это не обязательно.

— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?

— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.

— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?

— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. — Такие люди часто бывают одинокими.

— А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

Секрет Счастья

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

— Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. — Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.

— Ну как, — спросил тот, — ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

— Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, — сказал ему мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.

Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

— А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил Мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

— Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

О встрече и разлуке

Давным-давно у развилки трех дорог рос могучий старый дуб. Как-то в один прекрасный теплый солнечный день после длинного пути подошли к развилке три спутника, остановились, задумались, у кого спросить, куда дороги ведут.

Тут неожиданно зашелестел зеленый дуб своей листвою:

- Налево - в лес, прямо в поле, а направо в горы.

Задумались спутники, заспорили: Куда же идти? Один хочет в горы, другой в лес, а третий в поле. Расставаться надолго не хочется, а идти туда, куда неинтересно, тоже не тянет. Озадачились.

И снова зашумел тут своими крепкими ветвями раскидистый дуб:

- Вы только что пришли, и потому вам кажется, что дороги расходятся, а для меня они тут сходятся. Вот по этой дороге приходят сюда из леса, по этой с полей, по этой с гор.

Но никто не проходит мимо меня. Под моей кроной отдыхают и набираются сил, в изумрудной тени моих листьев укрываются от солнца, прислонившись к моему могучему стволу, слушают, как текут по нему живительные соки из самой земли, питая зеленые листья, подолгу вспоминают и рассказывают про свои приключения и путешествия и вдохновляются на дальнейший жизненный путь.

И когда они расстаются со мной, мне становится интересно, какими я увижу их через некоторое время, что я услышу от них и как по-новому прикоснуться к моему стволу их опаленные солнцем и ветром руки.

И потому в каждой разлуке для меня зарождается начало новой встречи, и вот уже много лет мое могущество укрепляется знанием простой истины: чем богаче разлука, тем богаче встреча ожидает меня.

Бабочки и огонь (персидская притча)

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

500 рублей

Один очень известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале собралось около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру.

Все, как по команде, подняли руки. «Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю», — продолжил психолог. Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять все подняли руки. «Тогда, — ответил он, — я делаю следующее».

Бросив купюру на пол, он слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял купюру, купюра была мятая и грязная. «Ну, кому из вас она нужна в таком виде?» И все опять подняли руки.

«Дорогие друзья, — сказал психолог, — только что вы получили ценный, наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.

В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу или в полном дерьме. Это реалии нашей жизни. В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными.

Но неважно, что случилось или случится — ты никогда не потеряешь своей ценности. Грязная или чистая, помятая или отутюженная — ты всегда будешь бесценным для всех тех, кто тебя любит.

Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы, а тем, какие мы есть».

Я — Генри Форд, что бы я не надел

Однажды, уже будучи миллиардером, Генри Форд приехал по делам в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешевой гостиницей в городе. Служащий взглянул на него с искренним удивлением, ведь лицо его было известным.

Газеты всего мира часто писали о Форде. И вот он стоит здесь в плаще, который смотрится постарше его самого, и спрашивает о самом дешевом отеле. Служащий неуверенно спросил:

— Если я не ошибаюсь, вы мистер Генри Форд?

— Да, — ответил тот.

— Я слежу за новостями и знаю, что ваш сын, приезжая куда-либо, всегда останавливается в лучших отелях и всегда великолепно одет. А вы спрашиваете самую дешевую гостиницу и носите плащ, который, похоже, не моложе вас. Неужели вы экономите деньги?

Генри Форд с раздражением ответил:

— Мне незачем останавливаться в дорогом отеле. Где бы я ни остановился, я — Генри Форд. В самой дешевой гостинице я все равно остаюсь Генри Фордом, нет никакой разницы. Мой сын еще молод и неопытен, он боится, что подумают люди, если он остановится в дешевом отеле. А это пальто — да, это пальто носил еще мой отец, но это не имеет никакого значения. Зачем мне новые тряпки?! Я — Генри Форд, что бы я не надел, всегда и всюду я — Генри Форд. А остальное неважно.

Похожая притча

На различных мероприятиях используются сотни тренинговых притч — суфийские, христианские, буддийские, даосские, индуистские и иудаистские… притчи разных стран и народов.

Авторы большинства этих притч давно не с нами, да и как можно утверждать что у этих прить были авторы. Тот, кто увидел историю своими глазами, услышал и рассказал другим? Тот, кто записал? Или тот, кто передал дальше?

Притчи для тренинга:

С древности притчи передаются именно так — из уст в уста, от учителя к ученику. Словно сжатая энергия невероятной мощности, притча позволяет человеку мгновенно изменить своё сознание и подняться на новую ступень развития, понимания.

Красота тренинговых притч в том, что они создают тонкий намёк, каким всё должно быть. Они пробуждают воспоминания, ощущения, опыт и никогда не дают ответа напрямую.

Притча была и остаётся один из древнейших путей доступа к знанию маленьких и больших законов, управляющих нашим миром. Одним из простых, испытанных временем путей, поскольку владеет редким искусством попадать прямо в НАШИ СЕРДЦА. Суть её проникает в сердце подобно семени, прорастает, и тут же дают новые всходы.

Притча всегда диалог, беседа. Её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. А поскольку процесс этот бесконечен, то и притча никогда не исчерпывает всей своей глубины и проецируется в бесконечность.

В притче всегда скрыто несколько слоёв смыслов — поверхностный (ситуативный) и несколько глубинных, нередко противоположных поверхностному, явному смыслу. Я часто сталкиваюсь на тренингах с ситуацией, когда группа слушает совершенно, казалось бы, неявно привязанную к теме притчу и делает из неё множество выводов по заявленной теме. Порой очень нестандартных, неожиданных выводов.

Достаточно спросить:

«Как вы думаете, как она связана с нашей темой?»

Я не раз убеждалась, как легко притча выводит сознание человека за привычные рамки, делает его более гибким и подвижным, способствует расширению сознания за пределы привычных рамок, стереотипов и шаблонов мышления, формальной логики.

Благодаря притче мои участники легче адаптировались к нестандартным жизненным ситуациям, находили ответ на проблемные и запутанные ситуации, быстрее понимали и принимали непривычные правила и приёмы.

К месту рассказанная притча позволяет:

  • создать интригу — на начало тренинга, новой темы, упражнения;
  • подвести к обсуждению сложного вопроса или особой темы или сделать акцент на ней;
  • наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию и спровоцировать дискуссию по ней;
  • обсудить сложную для понимания ситуацию на более простом и понятном примере;
  • подвести группу к определенным выводам по теме;
  • выйти из конфликтной или провокационной ситуации с участником или группой, разрядить обстановку;
  • подвести итоги блока тренинга или тренинга в целом;
  • напутствовать или воодушевить участников и т.д.

Есть пять простых правил, которых я придерживаюсь, рассказывая притчи:
3 в 1. На тренинге важно не переборщить с притчами, знайте меру. По моей практике обычно трёх притч за тренинг вполне достаточно. Не считая метафор, баек, историй и анекдотов. Хотите больше — полагайтесь на своё чутьё. Если пока вы его не наработали — пользуйтесь этим правилом.

Естественность. Притча должна вспомниться уместно, к слову, и тогда она легко соскользнёт с вашего языка. Если вы боитесь забыть новую притчу, которую вы выбрали для своего тренинга — придумайте к ней пару ключевых слов и мысленно свяжите их с нужной темой или конкретным действием. В ходе тренинга ассоциация сработает сама.

Играйте. Рассказывайте притчу, как если бы вы рассказывали хороший анекдот. Они часто похожи между собой. Играйте в лицах, с интонациями и паузами. Это неизбежно пробуждает и держит внимание всех участников.

Будьте кратки. Не злоупотребляйте своим красноречием, притча должна быть краткой. Не дольше 3-х минут. Иначе ваши слушатели уснут или отвлекутся, а притча потеряет свой смысл. Не пересказывайте притчу дословно, только самую суть.

Для чего? Всегда помните, для чего вы это делаете. Но даже если вы сами потеряли нить и не помните, к чему вы её рассказывали — сделайте паузу, обведите взглядом свою заворожённую группу и спросите глубокомысленно: «Как думаете, к чему я её рассказал?». Не сомневайтесь, участники сами найдут множество смыслов, часто неожиданных даже для вас.

Как тренер, я часто сталкивалась с ситуацией, когда группа работает со мной не в первый раз, и мне хочется рассказать им новые притчи. Однако иногда совершенно нет времени перечитывать множество притч в книгах и сети в поиске одной-двух нужных.

Для Вас создана подборка притч, чтобы сэкономить бесценное время и силы. Часть таких притч Вы можете прочесть здесь или использовать на своих тренингах.

Похожая притча

Притчи о бизнесе

Несколько поучительных рассказов о том, как творческому человеку разжечь искру своего таланта, преуспеть материально и обрести внутренний покой.

Если просто озвучить человеку умную мысль — он кивнет, сделает вид, что услышал и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в поучительную историю — есть большой шанс, что важная идея просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, побудит задуматься над своей жизнью, целями и желаниями.

Профессионализм и привычки

Работодатель через рекламные агентства оповестил об открытии своей фирмы и наборе персонала, и вскоре получил множество заявлений. Из большого числа претендентов он выбрал двоих и пригласил их на собеседование.

Во время беседы работодатель внимательно наблюдал за каждым из приглашенных.

Когда вошел первый соискатель, он оставил за собой дверь открытой. Работодатель поговорил с ним минут пятнадцать, попросил его подождать в приемной.

Второй же соискатель, войдя, закрыл за собой дверь. Пообщавшись с ним, наниматель попросил его также подождать за дверью и позвал своего секретаря.

— Первый претендент, — сообщил он, — обладает всеми необходимыми для работы качествами, но я решил принять на работу второго соискателя, потому что первый не закрыл за собой дверь. Похоже, он ленивый парень. Второй же закрыл дверь, поэтому, даже если он недостаточно квалифицирован, он может быстро обучиться.

Даже если человек — профессионал в своей области, но не имеет представления об элементарных правилах поведения, например, о том, что нужно закрывать дверь, то какой прок от такого образования?

Читайте также: