Притча 13 современный перевод

Обновлено: 14.11.2024

Как говорит Соломон, богатством своим человек выкупает жизнь свою ( Притч 13:8 ) . [Это может быть] и преходящее [богатство], которое он может разделить, раздать бедным, дабы его благочестие принесло вечные плоды, и духовное - само благочестие, которое он проявляет, либо подавая милостыню бедным, либо совершая иные добрые поступки.

Блж. Иероним Стридонский

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Господь более желает душ, нежели богатства верующих. Богатством своим человек выкупает жизнь [свою] ( Притч 13:8 ) . Хотя под собственным богатством можно разуметь вообще богатство не чужое, не похищенное, по слову Писания: чти Господа от имения твоего ( Притч 3:9 ) , - но лучше то понимание, что собственным богатством мы должны считать те скрытые сокровища, которые ни вор не может подкопать, ни разбойник насильно отнять.

Свт. Амвросий Медиоланский

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Богатство должно служить человеку к искуплению души, а не к разрушению ее. И богатство есть искупление, если кто пользуется им во благо, и оно же есть погибель, если кто пользоваться им не умеет. Ибо что есть для человека богатства его, как ни некая дорожная поклажа, которая тяжка, если ее много, и полезна, если ее взять в меру. Мы - путники в жизни сей. Многие просто гуляют, но нужно, чтобы человек прошел этот путь хорошо - ибо с тем Господь Иисус, кто прошел этот путь хорошо.

Похожая притча

2 Добрый человек насладится плодами речей своих, коварный же испытает лишь насилие.

3 Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье.

4 Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь.

5 Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит.

6 Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех.

7 Есть люди, ведущие себя, как богачи, но они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, когда они богаты.

8 Богатому человеку может придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит.

9 Добрый человек, словно яркий свет, а злой, словно свет, становящийся темнотой.

10 Кто считает себя выше других, тот причиняет беду, но тот, кто слушает советы, – мудр.

11 Деньги быстро уйдут от того, кто лгал ради них, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство.

12 Когда нет надежды, в сердце вселяется грусть, но если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость.

13 Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, вознаграждён будет.

14 Наставления мудрого возвращают жизнь, его слова помогают в минуты несчастья.

15 Разумный человек – в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому нельзя доверять.

16 Мудрый думает, прежде чем сделать, глупец утверждает свою глупость делом своим.

17 Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют.

18 Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу.

19 Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.

20 Иди с мудрыми, и сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды.

21 Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром.

22 Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к людям праведным.

23 Желание бедняков – иметь вдоволь еды, но бесхозяйственность ведёт к потерям.

24 Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Любящие родители учат его идти праведным путём.

25 У добрых людей будет всё, что им истинно нужно, у злых не будет даже необходимого.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Книга Притчи Соломона, 13 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Сщмч. Петр Александрийский

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Тем, которые дали серебро, дабы совсем не быть им потревоженными злобою, да не поставляется это в вину. Ибо они потерпели урон и утрату денег, дабы не повредить и не погубить душу свою, чего и другие не сделали ради корыстолюбия, ибо и глаголет Господь: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф 16:26 ) или погубит? Так же: не можете служить Богу и мамоне ( Лк 16:13 ) . Ибо перед гонителями они явились служащими Богу, возненавидевшими и поправшими серебро, и презревшими его, и этим исполнили написанное: Богатством своим человек выкупает жизнь [свою] ( Притч 13:8 ) .

Свт. Иоанн Златоуст

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Богатством своим человек выкупает жизнь [свою] ( Притч 13:8 ) . Что говоришь? Что делаешь, восхваляя свое богатство? Во-первых, говорит он не вообще о всяком богатстве, а об особенном - от праведных трудов; следовательно, бедность - не порок. Или то говорит, что бедному, может быть, и угрожать никто не станет; ничего не имеющего зачем станет кто-нибудь стращать? Таким образом, жизнь последнего чужда беспокойств. Или собственным богатством называет Соломон праведность, которая избавляет от смерти.

Свт. Климент Александрийский

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Мерой для каждого обладания должна служить потребность, подобно тому, как для обуви мерой служит нога. То же, что выходит за эти пределы, - а эти вещи называются украшениями, состоят ли они в утвари или в одеждах, - все это в путешествии будет лишь затруднять нас, а не служить нам поддержкой и не украшать нас. Восходя к небу с усилием, мы можем опираться при этом на посох благотворительности; а благотворительность, будучи обращаема нами в сторону нуждающихся, может служить и нашим отдыхом на пути. Богатством своим человек выкупает душу ( Притч 13:8 ) , говорит Писание, то есть если кто богат, то благотворительность спасет его.

Похожая притча

1 Мудрый сын принимает наставление своего отца,
а глумливый упреков не слушает.

2 От плода своих уст человек вкушает благо,
а лживые тяготеют к жестокости.

3 Стерегущий уста хранит свою жизнь,
а говорящий опрометчиво себя погубит.

4 Лентяй желает и ничего не получает,
а желания усердного исполняются до конца.

5 Праведник ненавидит ложь,
а неправедные приносят срам и бесчестие.

6 Праведность хранит тех, чей путь прям,
а нечестие губит грешника.

7 Один притворяется богатым, но ничего не имеет;
другой притворяется бедным, будучи очень богат.

8 Богатством можно выкупить жизнь человека,
а бедняку и не угрожает никто.

9 Свет праведных светит весело,
а светильник нечестивых гаснет.

10 Высокомерие только рождает ссоры,
а мудрость у тех, кто внимает советам.

11 Тает богатство, что быстро нажито, 50
а копящий мало-помалу накопит много.

12 Не сбывающаяся надежда томит сердце,
а сбывшееся желание — дерево жизни.

13 Презирающий наставление сам себя губит,
а чтущий заповедь будет вознагражден.

14 Учение мудрых — источник жизни,
отводящий от сетей смерти.

15 Здравый разум вызывает расположение,
а путь вероломных ведет к погибели. 51

16 Всякий разумный поступает со знанием,
а глупец выказывает свою дурость.

17 Жди от плохого посла беды,
а от верного вестника — исцеления.

18 Бедность и стыд пренебрегающему наставлением,
а внимающего упреку почтят.

19 Сладко душе сбывшееся желание,
а глупцам противно от зла отвернуться.

20 Кто общается с мудрыми, сам станет мудр,
а спутник глупцов попадет в беду.

21 Несчастье преследует грешника,
а благополучие — награда для праведных.

22 Добрый человек оставит наследство детям своих детей,
а богатство грешных копится для праведных.

23 Много хлеба может дать и поле бедняка,
но несправедливость отнимает у него урожай.

24 Жалеющий розгу не любит своего сына,
а кто любит, прилежно его наказывает.

25 Праведник досыта будет есть,
а нечестивый — ходить голодным.

Примечания:

11 [50] — Так в некоторых древних переводах; в еврейском тексте: «Богатство, что от суеты» или: «мошеннически нажито».

15 [51] — Ведет к погибели — или: «суров»; или: «жесток». Смысл еврейского текста здесь неясен.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 13 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Ориген

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Нет необходимости распространяться также и о том, как многие вследствие беспутного пользования богатством наследовали себе долю в месте мучения согласно с евангельским богачом. Или как многие потеряли право надеяться на небеса, потому что они бедность переносили малодушно и вели себя при этом так, что поведение их приличествовало более рабам и людям из низших классов общества, нежели вели себя так, как положено святым. Между тем, занимающие середину между богатством и бедностью далеко не защищены от того, чтобы и при том имуществе, которое они имеют, грешить.

Похожая притча

2 Добрый человек насладится плодами речей своих, но неблагонадёжный лишь клевету распространяет.

3 Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье.

4 Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь.

5 Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит.

6 Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех.

7 Есть люди, ведущие себя как богачи в то время, когда они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, хотя и богаты они.

8 Может так случиться, что богатому человеку придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит.

9 Добрый человек словно яркий свет, а свет злого угасает.

10 Гордыня лишь приводит к спорам, но тот, кто слушает советы, – мудр.

11 Деньги исчезнут у того, кто их обманом получил, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство.

12 Неисполненные надежды вселяют в сердце грусть, но, если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость.

13 Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, будет вознаграждён.

14 Наставления мудрого возвращают жизнь, а его слова помогают избежать смертельной западни.

15 Разумный человек – в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому доверять нельзя.

16 Мудрый думает, прежде чем сделать, но глупец доказывает свою глупость своими же делами.

17 Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют.

18 Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу.

19 Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.

20 Дружи с мудрыми и тогда сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды.

21 Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром.

22 Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к праведным.

23 Во владении у бедняка может находиться плодородная земля, но бесхозяйственность её погубит.

24 Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Чем больше ты любишь своего ребёнка, тем быстрее ты наставишь его на путь истинный.

25 У добрых людей будет вдоволь еды, а злые изголодаются.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Книга Притчи Соломона, 13 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Свт. Василий Великий

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

Пусть ты человек низкого рода, не знатный, ты бедняк из бедняков, нет у тебя ни дома, ни отечества, ты немощен, не имеешь насущного пропитания, трепещешь людей сильных, всех боишься по причине низкого своего положения, ибо сказано: а бедный и угрозы не слышит ( Притч 13:8 ) . Не отчаивайся и не теряй вовсе доброй надежды оттого, что в настоящем нет для тебя ничего завидного, но возводи душу свою к благам, какие уже даны тебе от Бога и какие по обетованию уготованы впоследствии.

Похожая притча

В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу. Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу. Многое сказал Иисус им в притчах.

«Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их. Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок. Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли. Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили их. Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный. У кого есть уши, пусть услышит!»

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»

Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано. Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.

Я потому им притчами говорю,

что смотрят они — но не видят,

слушают — но не слышат и не понимают.

Так сбылось на них пророчество Исайи:

„ Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете ;

будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите .

Ибо огрубело сердце народа этого ,

уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли .

Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами ,

поняли бы сердцем и лицом повернулись бы ко Мне,

и Я исцелил бы их “.

А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат . Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Толкование притчи о сеятеле

А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле. Когда человек слышит весть Царства , но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги . А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее, но, так как нет у него корня , он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие. Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода. На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».

Притча о плевелах

Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена. Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел. Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.

Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“

„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“

„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу, пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».

Притча о горчичном зерне

И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем. Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом , так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».

Притча о закваске

И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами муки, пока не заквасилось всё тесто».

Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего. Так исполнилось сказанное через пророка:

« Открою в притчах уста Мои

и провозглашу сокрытое

от сотворения [мира]» .

Толкование притчи о плевелах

Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».

Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий; поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа. Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира , а жнецы — ангелы.

Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира. Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал , и от тех, кто сам жил беззаконно , и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный. Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»

Притчи о сокровище в поле, о драгоценной жемчужине и о рыболовной сети

«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.

И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг, нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.

Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу. Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили. Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных, и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный. Всё ли сказанное Мной вы поняли?»

«Да», — ответили они Ему.

«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».

Непризнанный в отечестве Пророк

Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса? Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф , Симон и Иуда? И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?» И не захотели они принять Его.

Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».

И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.

c) 13:15 Ис 6:9, 10 (LXX ).

i) 13:32 Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2–4 м.

Лопухин А.П.

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит

См. Толкование на Притч. 13:4

Читайте также: