Потому говорю им притчами что они видя не

Обновлено: 14.11.2024

Как мы уже знаем, дорогие братья и сестры, Спаситель излагал Свои наставления народу большей частью в особой иносказательной форме, дававшей слушателям возможность легко запомнить слышанное и затем вдуматься в его смысл. В Своих иносказаниях и сравнениях Христос приводил примеры из обыденной жизни народа и окружавшей его природы.

На вопрос учеников: для чего притчами говоришь им? (Мф. 13, 10), – Господь отвечал: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13, 11).

Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до дня сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями, а потому Христос замечает: говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Об этом пророчествовал еще Исаия. Если показать этим нравственно испорченным и духовно огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только… соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах истина становится доступной к восприятию и пониманию».

Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12), – эти слова Господь повторяет неоднократно. И действительно, если богатый, продолжая усердно трудиться, богатеет еще больше, то бедный, ленясь, теряет и последнее.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию Божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал Искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели».

Потому и притча о сеятеле содержит прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, в зависимости от его состояния, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат истину о том, что чем ближе ко Христу пребывает человек, слушая и разумея слово Божие, исполняя заповеди Господни, тем больший плод христианской любви и добродетели он приносит.

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 13:13 / Мф 13:13

Евангелие от Матфея 13 стих 13 — синодальный текст: потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

Иероним Стридонский (

Ст. 13−14 Я потому говорю им в притчах, что они смотря не видят, и слушая не слышат и не понимают, так что исполняется над ними пророческое слово Исайи говорящего «Слухом услышите [то есть ясно услышите] и не будете понимать, и видя увидите [ясно увидите], и не будете видеть

Это говорится о тех, которые стоят на берегу и отделены от Иисуса, и вследствие шума волн не слышат отчетливо того, что говорится; и исполняется над ними пророческое слово Исайи: Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите (Ис. 6:9). Это предсказано о тех толпах, которые стоят на берегу и не заслуживают того, чтобы слышать слово Господа. Потому и мы приступим к Иисусу вместе с учениками и испросим разъяснения притчи, чтобы не оказаться имеющими очи и уши напрасно.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют

Обрати внимание! Ибо здесь разрешается вопрос тех, которые говорят, что злые бывают по природе и от Бога. Они говорят, что Сам Христос сказал: «вам дано знать тайны, иудеям же не дано» (см. Мф. 13:11). Говорим вместе с Богом к говорящим это: Бог дает всем возможность по природе разуметь должное, ибо Он просвещает всякого человека, приходящего в мир, а наша воля омрачает нас. Это и здесь отмечается. Ибо Христос говорит, что видящие естественными глазами, то есть созданные от Бога, чтобы понимать, не видят по своей воле и что слышащие, то есть от Бога созданные, чтобы слышать и разуметь, не слышат и не разумеют по своей воле. Скажи мне: не видели ли они чудес Христа? Да, но сами сделали себя слепыми и обвинили Христа, ибо это и значит: «видя не видят». Поэтому Господь приводит и пророка как свидетеля.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют

Видя телесными очами совершаемые Мною чудеса, они закрывают душевные; и слушая телесными ушами Мои слова, они зажимают душевные уши, и потому совершенно не веруют. А чтобы ты знал, что Он говорит о душевной слепоте и глухоте, прибавил: ни разумеют. Разуметь значит видеть и слышать душою. Так как они слышали, но не понимали, то совершенно справедливо и даже премудро было говорить таким в притчах, — справедливо — потому что вследствие добровольного нерадения они недостойны были слушать чистое учение, — премудро, потому что, сделав знание тайн предметом противоречия, они навлекли бы на себя более тяжкое осуждение.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют

Если бы Иисус сказал: «Потому говорю им притчами, чтобы, видя, они не видели», возможно, были бы виноваты не иудеи, которые не понимали, но Сам Христос, Который говорил так, что они не понимали Его. Здесь же Он говорит: Потому говорю им притчами, что они видя не видят. Теперь вы можете понять, что не Христос виноват, Который не желал говорить ясно, но те, кто, слушая, не хотел слышать. Ведь вовсе не потому, что Христос говорил притчами, они, видя, не видели, но поскольку они, видя, не видели, Христос и говорил притчами. Вот они видели чудеса Моисея, разве они узрели их истинно? Если бы они узрели их истинно, то непременно убоялись бы Бога, Творца этих чудес. Вот они услышали законоучителя, разве истинно они услышали? Если бы истинно услышали его, то стали бы жить по закону и уверовали в Того, о Ком закон возвещал. Они увидели и эти чудеса, но, видя, не видели. Если бы они увидели их, то это принесло бы им пользу. Легче видящим познать то, что они видят, чем разумеющим уразуметь, что они услышали. Как могли они, слыша о тайнах, уразуметь их, когда они видели чудеса, но не поняли? Поскольку иудеи привыкли, видя, не видеть и, слушая, не слышать, Бог и не дал им глаза веры, чтобы они смогли увидеть божественные чудеса Христа или услышать Его живые слова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют

(Мк. 4:11,12; Лк. 8:10). Предварительная ссылка на Ис. 6:9, последнее будет рассмотрено в следующем стихе. Смысл стиха с внешней стороны представляется ясным, потому что везде и повсюду встречается много людей, которые, видя, не видят и слыша, не слышат. Но вопрос, каким образом этим доказывается необходимость говорения именно притчами? Можно думать, что мысль Христа заключалась в следующем. Отвлеченная истина, но имеющая важное значение для Царства Небесного, недоступна народному уму. Поэтому требуется воплощение этой отвлеченной истины в известных образах, которые делали бы ее более близкою народу, раскрывали ему глаза и отверзали уши, заинтересовывали его и побуждали, таким образом, стремиться к уразумению и дальнейших истин, символически и образно представляемых в притче. Этим, по-видимому, слова Христа отличаются от слов пророка Исаии. Параллельные выражения Марка и Луки указывают на цель (ἵνα), “почему все бывает в притчах”. Лучше всего объяснить этот стих, подразумевая здесь ссылку Христа на Его прежнее учение, которое не только не было правильно понято многими людьми из народа (что вполне возможно, так как многие из проповеданных Им истин, например, в нагорной проповеди, и теперь еще не всем понятны), но и более развитыми людьми — книжниками, и последними — особенно, как видно из предыдущей главы. Эти люди, не понимавшие учения Христа, у Марка (4:11) называются ἐκεῖνοι οἱ ἔξω — внешние, а у Луки (8:10) οἱ λοιποί — остальные. Им говорится в притчах потому, что (Мф.) они видя, не видят и слыша не слышат, а по Марку и Луке — чтобы, видя, не видели и проч. Эта речь Христа полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Он говорит и им — притчами. Кратко смысл можно выразить так: если не хотят понимать, то не поймут и притчи. Но если сколько-нибудь хотят понимать, то поймут по крайней мере притчу. Если же хотят понять больше, то, под покровом притчи, увидят, что в ней раскрываются тайны Царства Небесного.

Похожая притча

Как мы уже знаем, Спаситель излагал Свои наставления народу большей частью в особой иносказательной форме, дававшей слушателям возможность легко запомнить слышанное и затем вдуматься в его смысл. В Своих иносказаниях и сравнениях Христос приводил примеры из обыденной жизни народа и окружавшей его природы. На вопрос учеников: для чего притчами говоришь им? (Мф. 13, 10), Господь отвечал: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13, 11).

Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до дня Сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями, а потому Христос замечает: говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Об этом пророчествовал еще Исаия. Если показать этим нравственно испорченным и духовно огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только . соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах истина становится доступной к восприятию и пониманию».

кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12), – эти слова Господь повторяет неоднократно. И действительно, если богатый, продолжая усердно трудиться, богатеет еще больше, то бедный, ленясь, теряет и последнее.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал Искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели».

Потому и притча о сеятеле содержит прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, в зависимости от его состояния, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат истину о том, что чем ближе ко Христу пребывает человек, слушая и разумея слово Божие, исполняя заповеди Господни, тем больший плод христианской любви и добродетели он приносит.

Похожая притча

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, за богослужением читаются два евангельских зачала: святым посвящается отрывок из Евангелия от Марка (Мк 3, 13–19) – о призвании ближайших двенадцати учеников Спасителем, а также чтение дня – от Матфея (Мф. 13, 10–23).

13.10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

13.11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

13.12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13.13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

13.14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,

13.15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

13.16, Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

13.17. ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

13.18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

13.19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

13.20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

13.21. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

13.22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

13.23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Мф. 13, 10–23)

Как мы уже знаем, Спаситель излагал Свои наставления народу большей частью в особой иносказательной форме, дававшей слушателям возможность легко запомнить слышанное и затем вдуматься в его смысл. В Своих иносказаниях и сравнениях Христос приводил примеры из обыденной жизни народа и окружавшей его природы. На вопрос учеников: для чего притчами говоришь им? (Мф. 13, 10), Господь отвечал: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13, 11).

Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до дня Сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями, а потому Христос замечает: говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Об этом пророчествовал еще Исаия. Если показать этим нравственно испорченным и духовно огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и видя, не увидят ее, и слыша, не услышат. Только. соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах истина становится доступной к восприятию и пониманию».

Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12). Эти слова Господь повторяет неоднократно. И действительно, если богатый, продолжая усердно трудиться, богатеет еще больше, то бедный, ленясь, теряет и последнее.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал Искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели».

Потому и притча о сеятеле содержит прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, в зависимости от его состояния, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат истину о том, что чем ближе ко Христу пребывает человек, слушая и разумея слово Божие, исполняя заповеди Господни, тем больший плод христианской любви и добродетели он приносит.

Читайте также: