Почему иисус говорил притчами
Обновлено: 14.11.2024
«Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» . ( Мф. 13:34–35 )
Изъяснение 13:34–52. Для чего Христос учил в притчах. – Не должно понимать притчей буквально. – Важность и многоценность проповеди. – Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение. – Одной веры не довольно для спасения. – Вред нерадения о чтении Писания. – Глава и члены добродетели. – Ев. Матфей, как пример добродетели. – Без милостыни невозможно спасение. – Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого.
1. Евангелист Марк говорит, что Христос проповедовал им слово в притчах, «сколько они могли слышать» ( Мк. 4:33 ). Но евангелист Матфей, чтобы показать, что проповедовать в притчах не есть что-либо новое, приводит пророка, которым предсказан этот способ учения, и вместе, чтобы открыть нам намерение Христово, с каким Он беседовал в притчах, именно – не то, чтобы оставить слушателей в неведении, но то, чтобы возбудить их к вопросам, – присовокупляет: «без притчи же не говорил им» . Хотя Христос о многом говорил без притчи, но в настоящем случае без притчи Он ничего не говорил. И однако же, никто не вопрошал Его, – хотя часто вопрошали пророков, как-то, Иезекииля и многих других. Теперь не предложили ему ни одного вопроса, хотя сказанного достаточно было к тому, чтобы озаботить слушателей и побудить к вопросам. Даже угроза величайшим наказанием, высказанная в притчах, не произвела на слушателей никакого впечатления. Вот почему Господь оставил их и ушел. "Тогда , – говорит евангелист, – Иисус, отпустив народ, вошел в дом» ( Мф. 13:36 ). И ни один из книжников не следует за Ним. Отсюда видно, что они следовали за Христом единственно с намерением уловить Его в слове. Но так как теперь они не понимали того, что было говорено, то Господь оставил их. И приступают ученики Его с вопросом о притче плевел ( Мф.13:36 ). Доселе хотя они и желали узнать, но боялись спрашивать. Откуда же теперь явилась у них смелость? Они слышали: «Что вам дано знать тайны Царствия Небесного» ( Мф. 13:11 ), и осмелились. Потому и спрашивают наедине, не из зависти к народу, но исполняя закон Владыки, Который сказал: «А им не дано» . Но почему, оставив притчу о закваске и о горчичном семени, они спрашивают именно о притче плевел? Те притчи оставлены ими, как вразумительнейшие. Изъяснение же этой притчи желают слышать потому, что она имеет близкое отношение к сказанной перед нею, причем намекает на нечто большее, чем прежняя (Христос не сказал бы одной и той же притчи дважды). Они видели уже, что в последней притче заключается великая угроза. Потому и Господь не только не укоряет их, но и пополняет сказанное прежде. И о чем неоднократно замечал я, что притчей не должно принимать буквально, – иначе можно придти ко многим несообразностям, – тому же самому и Господь научает теперь нас, в изъяснении притчи отступая от буквы. Он не говорит, кто таковы пришедшие к господину рабы. Но давая разуметь, что они введены только для сообразности и полноты изображения, опускает эту часть притчи, и изъясняет только нужнейшее и самое существенное – то самое, для чего притча произнесена, – дабы показать, именно, что Он есть Судия и Господь вселенной. "Сказал им , – говорит евангелист,– в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.13:37–43 ). Итак, если сам Он есть Сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что настоящий мир Ему принадлежит. Размысли же, как неизреченно Его человеколюбие, как Он готов благотворить, и как далек от того, чтобы наказывать! Когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает через других, именно через ангелов. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» . Это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные. В других местах Христос говорит, что жатва уже наступила; так, например, когда говорит о самарянах: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» ( Ин. 4:35 ). И еще: «жатвы много, а делателей мало» ( Лк. 10:2 ). Итак, почему же сказал Он там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому, что слово жатва берет в разных значениях. Почему также, сказавши в другом месте: «один сеет, а другой жнет» ( Ин. 4:37 ), здесь говорит, что сеющий есть сам Он? Потому что там, говоря пред иудеями и самарянами, противополагает апостолов не Себе, но пророкам, так как Он сеял и чрез пророков. Точно также иногда одно и то же Он называет и жатвою и сеянием, принимая эти слова в разных отношениях.
2. Когда Он разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет это жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слышания, тогда именует это сеянием, а кончину – жатвою. А как в другом месте сказано, что праведники восхищены будут первые ( 1Фес. 4:16 )? Точно, они первые восхищены будут в пришествие Христово. Но сперва грешные преданы будут наказанию, а потом уже праведные внидут в царство небесное. Праведникам точно надлежит быть на небе, и Господь придет на землю, будет судить всех людей, произнесет над ними приговор; потом, подобно некоему царю, восставши с Своими друзьями, поведет их в блаженное наследие. Видишь ли, что наказание будет сугубое: должны будут гореть – и видеть себя отчужденными от славы? Но для чего же, наконец, когда народ разошелся, и с апостолами Христос беседует в притчах? Для того, что они, будучи вразумлены сказанным прежде, могли уже понимать притчи. Потому-то, когда по произнесении притчей Он спрашивает их: «Поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!» ( Мф. 13:51 )! Таким образом, притча, кроме прочего, произвела и то, что апостолов соделала проницательными. Что же Господь говорит далее? «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:44–46 ). Как выше – горчичное зерно и закваска имеют малую разность между собою, так и здесь сходны две притчи о сокровище и о бисере. Обеими этими притчами показывается то, что проповедь должно всему предпочитать. В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что она совершенно победит вселенную. Настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди. Подлинно она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает, подобно закваске, многоценна как бисер и доставляет бесчисленные удобства, подобно сокровищу.
Отсюда мы научаемся тому, что надобно не только прилежать к проповеди, отрешившись от всего прочего, но что даже должно это делать с радостью. И отрекающийся от своего имения должен знать, что это есть приобретение, а не потеря. Видишь ли, и как проповедь сокрыта в мире, и сколько в проповеди сокрыто благ? Если не продашь всего, то не купишь; и если не имеешь ищущей и заботливой души, то не найдешь. Итак, для тебя необходимо, во-первых, отказаться от житейских попечений, и во-вторых, быть весьма бдительным. Сказано: «Ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» . Одна есть истина, – и она не многосложна. Как обладающий бисером сам знает, что он богат, но для других часто бывает неизвестно, что у него в руках бисер, потому что он не велик, – так можно сказать и о проповеди: обладающие ею знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве. Но чтобы мы не слишком полагались на одну проповедь, и чтобы не подумали, что одной веры достаточно нам ко спасению, Господь произносит новую грозную притчу. Какую же именно? Притчу о неводе. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» ( Мф.13:47–48 ). Чем различается эта притча от притчи о плевелах? И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано выше, от невнимания к слову (Божию); здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь. Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись. В других местах говорится, что отделяет сам Пастырь; здесь же приписывается это ангелам, как и в притче о плевелах. Что же это значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно. И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом истолковал одну часть ее, и тем увеличил страх. Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почел такой гибели еще не опасною, Христос в изъяснении указывает образ наказания, говоря, что «ввергнут их в печь огненную» , где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Видишь ли, сколько путей к погибели? Камень, терния, путь, плевелы, невод. Итак, не напрасно сказано, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» ( Мф. 7:13 ). После того Господь, заключив речь Свою угрозою и присовокупив многое тому подобное (потому что Он особенно занялся этим предметом), спрашивает апостолов: «Поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!» ( Мф. 13:51 )! И за такую понятливость снова восхваляет их, говоря: «Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Подобно этому сказал Он и в другом месте: «Посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников» ( Мф. 23:34 ).
3. Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем? Итак, несведующие в божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют, и от других не заимствуются, но, томясь голодом, нерадят о себе. Впрочем, не они только, но и еретики лишены этого блаженства, потому что из сокровища своего не выносят ни старого, ни нового. У них даже нет старого, а потому нет и нового. Равно, не имеющие нового, не имеют и старого, но лишены и того и другого, потому что новое и старое соединено и связано между собою. Итак, все мы, нерадящие о чтении писаний, послушаем, какой терпим от этого вред и какую скудность. В самом деле, когда мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым должно приводить их в благоустройство? Богачи, влюбленные до безумия в богатство, часто выколачивают свои одежды, чтобы их не подъела моль. А ты, видя в себе забвение, губительнее моли, повреждающее твою душу, не прибегаешь к Писанию, не истребляешь в себе язвы, не украшаешь своей души, не вглядываешься пристально в образ добродетели, не рассматриваешь членов и ее главы. И действительно, добродетель имеет и главу и члены, благолепнейшие всякого стройного и красивого тела. Что такое, спросишь, глава добродетели? Смиренномудрие. Потому и Христос начинает с смиренномудрия, говоря: «Блаженны нищие» ( Мф. 5:3 ). Вот глава добродетели! Она не имеет ни волос, ни кудрей, но так прекрасна, что привлекает самого Бога. «На кого , – говорит Он,– Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 )? И еще: »Глаза мои" на кротких «(верных) земли» ( Пс. 75:10, 100:6 ). И еще: «Близок Господь к сокрушенным сердцем» ( Пс. 33:19 ). Глава эта, вместо волос и косы, приносит жертвы благоприятные Богу: Она – золотой жертвенник и духовный алтарь. «Жертва Богу – дух сокрушенный» ( Пс. 50:19 ). Она – матерь премудрости. Кто ее имеет, тот и все прочее иметь будет. Итак, видишь ли главу, какой ты никогда еще не видывал? Хочешь ли видеть, или лучше, узнать и лицо добродетели? Всмотрись же сперва в его румяный, красивый и весьма приятный цвет, а потом узнай, от чего последний происходит. Отчего же именно? От того, что добродетель стыдлива и всегда краснеет. Потому и сказал некто: «Стыдливого предваряет благорасположение» ( Сир. 33:12 ). Это сообщает большую красоту и всем прочим членам. И хотя бы ты смешал тысячи цветов, все не произведешь такой лепоты. Если хочешь видеть и глаза добродетели, то посмотри: они тщательно очертаны скромностью и целомудрием. Оттого-то они так прекрасны и проницательны, что видят самого Господа. «Блаженны чистые сердцем , – говорит Он,– ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Уста же добродетели суть премудрость, и разум, и знание духовных песнопений. Сердце ее есть глубокое ведение Писаний, соблюдение истинных догматов, человеколюбие и добродушие. И как без сердца невозможно жить, так без исчисленного теперь невозможно спастись. Отсюда рождается все доброе. У добродетели есть также свои руки и ноги – явление добрых дел. Есть у нее и душа – благочестие. Есть у нее золотая и тверже адаманта грудь мужество. Легче все одолеть, чем сокрушить эту грудь. Наконец дух, пребывающий в мозгу и в сердце, – любовь.
4. Хочешь ли, покажу тебе образ добродетели и в самых делах? Представь этого самого евангелиста (Матфея). Хотя мы и не имеем полного описания жизни его, однако и в немногом можно видеть блистательное его изображение. Что он был смирен и сокрушен сердцем, о том слышишь от него самого, когда он в Евангелии называет себя мытарем. Что он был милостив, заключай из того, что отвергся всего и последовал за Иисусом. Что он был благочестив, это явно из учений его. И по написанному им Евангелию не трудно также судить о разуме его и о любви, потому что трудился для целого мира. Доказательством добрых дел его служит престол, на котором он имеет воссесть. Мужество же видно из того, что от лица синедриона он возвратился радуясь. Итак, поревнуем такой добродетели, особенно же смиренномудрию и милостыне, без которых невозможно спастись. Доказательство тому – пять дев, равно как и фарисей. Без девства можно видеть царствие; а без милостыни никакой нет к тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается. Потому-то мы не без причины назвали ее сердцем добродетели. Но и самое сердце скоро умирает, если не сообщает всему духа; – подобно как загнивает источник, если нет из него постоянного стока. То же случается и с богатыми, когда они удерживают у себя свое имущество. Потому-то вошло и в общую поговорку: много добра гниет у такого-то; напротив не говорим, что у него большее изобилие, несметное сокровище. И обладающие богатством, и самое богатство подвержены гниению. Одежды лежа ветшают, золото ржавеет, пшеницу изъедают черви. Душа же обладающего всем этим больше всего ржавеет и сгнивает от забот. И если хочешь вывести на позор еще душу сребролюбца, то найдешь, что она, подобно одежде, которая изъедена тысячами червей, и на которой не осталось целого места, вся также источена заботами, сгнила и проржавела от грехов. Не такова душа убогого, убогого произвольно. Она сияет как золото, блестит как жемчужина, цветет как роза. К ней не прикасается ни моль, ни вор, ни попечение житейское. Точно как ангелы живут убогие. Хочешь ли видеть красоту такой души? Хочешь ли узнать богатство нищеты? Душа убогого не повелевает мужами, но повелевает демонами; не предстоит царю, но предстала Богу; не воинствует с человеками, но воинствует с ангелами; не имеет одного, двух, трех, двадцати сундуков, но имеет такое изобилие, что целый мир вменяет ни во что. Она не имеет сокровища, но имеет небо; не нуждается в рабах, – напротив, ей раболепствуют помыслы, обладающие царями. Помысл, владеющий облеченным в багряницу, до такой степени боится бедняка, что не смеет поднять и глаз своих. Произвольно убогий и над царским венцем, и над золотом, и над всем тому подобным смеется, как над детскими игрушками. Все это кажется ему столь же презренным, как и колесца, и кости, и камешки, и мячи. Он имеет такое украшение, которого не могут даже видеть забавляющиеся этими игрушками. Итак, что же лучше этого убогого? Ему подножием служит небо; а если таково подножие, то сам рассуди, что ему служит покровом. Скажешь, что нет у него коней и колесниц? Но ему какая в том нужда, когда он имеет шествовать на облаках и быть со Христом? Итак, размысливши об этом, и мужи и жены, взыщем этого богатства, этого неиждиваемого имущества, да сподобимся получить царствие небесное по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Похожая притча
Притчи использовались с древних времен, чтобы передать истину запоминающимся способом. Хотя Иисус не изобрёл параболический метод обучения, Он усовершенствовал его.
Герберт Локьер писал: "Во всей области литературы нет книги, столь богатой параболическим и аллегорическим материалом, как Библия".
- Сравнение двух, казалось бы, непохожих объектов.
- Короткая, простая история обычной жизни, которая передает нравственный урок или духовную истину.
- Земная история с небесным смыслом.
Притчи иллюстрируют невидимый (духовный) мир, используя аналогии из видимого (природного) мира. Учёные расходятся во мнениях относительно точного количества притч, рассказанных Иисусом. Он использовал более 100 метафор и рассказал, по крайней мере, 36 реальных притч: 15 записаны в Евангелии от Матфея, 6 встречаются в Евангелии от Марка (4 повторяются) и 35 появляются в Евангелии от Луки (16 повторяются, 19 уникальны).
Вот восемь причин, почему Иисус проповедовал притчами:
1. Чтобы исполнить пророчество: "Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира" (Мф. 13:34-35). За тысячу лет до пришествия Иисуса псалмопевец Асаф предсказал, что Он будет проповедовать притчами (Пс. 77:2-3). Иисус исполнил все пророчества о Своей жизни, служении, смерти, погребении и Воскресении.
2. Чтобы открыть истину: "И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13:10-11). Тайны Царства содержатся в притчах о Царстве. Одиннадцать притч в Евангелии от Матфея начинаются словами: "подобно Царствие Небесное" или "подобно тому". Притчи Иисуса содержат глубокие истины (тайны, скрытые от основания мира). Притчи открывают нам глаза на более глубокое понимание Христа и Его Царства и дают нам более глубокий взгляд на духовную сферу.
3. Чтобы скрыть правду: это звучит противоречиво по отношению к предыдущему пункту, но это не так. Иисус объяснил: "потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите" (Мф. 13:13-14). Не все должны были понимать послание Христа. Он умело использовал притчи, чтобы бросать «кривые шары» и запутывать тех, кто не был открыт Его посланию. Подобно четырем типам почвы в притче о сеятеле (придорожная, каменистая, тернистая, хорошая почва), сердца некоторых людей не были восприимчивы к семени Его слов. Притчи имеют уникальный способ отнять свет у тех, кто любит тьму. В них есть элемент таинственности, заставляющий слушателя размышлять о них, чтобы полностью понять их смысл. Случайный слушатель остаётся озадаченным, слыша поверхностную историю, но не в состоянии понять основные истины. Плотские умы не могут постичь духовных вещей (1 Коринфянам 2:14).
4. Чтобы проиллюстрировать истину: притчи дают примеры того, как истина применима к повседневной жизни. Когда один законник спросил Иисуса: "кто мой ближний?" Он ответил притчей о добром самарянине (Луки 10:29-36). В ней Иисус переопределил термин "ближний" как любой человек любой расы, который нуждается, а не просто человек, который живет рядом, и Он показал, как истинный ближний относится к другим. Чтобы проиллюстрировать необходимость настойчивости в молитве, Иисус поделился притчей о неправедном судье (Лк 18:1-8). Его точка зрения? Если упорство окупается нечестным судьей, который не имеет никакого интереса в вашем деле, то тем более справедливым судьей (Богом), который имеет высший интерес в вашем деле.
5. Чтобы сделать истину актуальной и практичной: около 25% Библии состоит из заповедей, законов и необработанных истин. Остальные 75% состоят из историй реальных людей, которые демонстрируют, как истина применима к реальной жизни, повседневным ситуациям. Библейские истории сохранились для нашего наставления и вдохновения (1 Кор. 10:11). Причина, по которой "простые люди слушали [Иисуса] с радостью " (Мк. 12:37, KJV), заключалась в том, что Он принёс сложную духовную истину вниз на их уровень, используя термины, к которым они могли легко относиться. Он говорил на их языке, когда сравнивал Царство Божье с земледелием, рыбной ловлей, стряпней, пастушеством и земледелием.
6. Чтобы привлечь внимание людей: Иисус избегал сухих, скучных проповедей о нюансах закона. Вместо этого Он рассказывал интересные истории, которые привлекали внимание людей и будоражили их воображение. Люди были "поражены Его учением, ибо Он учил их как имеющий власть, а не как книжники" (Мк. 1:22, МЕV). Когда фарисеи послали солдат арестовать Его, они вернулись с пустыми руками и сказали: "никогда человек не говорил так, как ‘тот Человек"(Иоанна 7:46). Иисус передал Cвою весть так, что это очаровало Его последователей и смутило его критиков.
7. Чтобы его аудитория могла запомнить Его послание: гораздо легче запомнить историю, чем факты, данные и скучную информацию. Статистика показывает, что люди помнят только около 10-20% того, что они слышат, но около 30-40% того, что они слышат и видят. Притчи создают мысленные образы, которые помогают нам сохранить их послание. Притчи Иисуса до сих пор с нами 2000 лет спустя, потому что люди были в состоянии вспомнить и записать их в деталях для нашей пользы. Великие проповеди - это не те, в которых содержится больше информации, а те, которые люди могут вспомнить месяцами или годами позже. Геттисбергская речь Авраама Линкольна была настолько короткой (две-три минуты), что у фотографа не было времени установить камеру, чтобы сделать снимок, но миллионы людей запомнили его речь. Знаменитый оратор Эдвард Эверетт говорил в тот день два часа, но мало кто знает, что он сказал. Дело не в том, как долго вы говорите, а в том, как много вы говорите. Иисус говорил очень много, произнося лишь несколько слов.
8. Чтобы разоблачить неправильные мотивы Своих врагов: в притче о блудном сыне (Лк. 15:1-3, 25-32) Иисус включил "старшего брата" в качестве прямого упрека фарисеям за их отношение к грешникам. Он использовал притчу о Лазаре и богаче (Луки 16:14-15, 19-31), чтобы показать их жадность и безразличие к бедным. Иисус рассказал притчу о фарисее и мытаре (Лк. 18:9-14), чтобы противостоять самодовольным и доказать, что кающееся сердце лучше, чем религиозное шоу. В притче о нечестивом земледельце (Мк. 12:1-12) Иисус выразил, как религиозная элита отвергла посланников Бога и даже собственного Сына Бога.
Все любят истории, так ведь? Итак, перечитайте рассказы Христа и откройте для себя их скрытые сокровища. Тайны Царства скрыты в притчах Царя, и Он хочет открыть их вам! Бери лопату и начинай копать.
Похожая притча
В Новом Завете Господь Иисус больше всего известен как Законодатель. Многие помнят Его ответ на вопрос фарисея о том, какая наибольшая заповедь в Законе. В этом ответе Христос формулирует две главных заповеди любви: к Богу и ближним (Матф.22:37-40). А в Нагорной проповеди Он называет 9 заповедей блаженств (Матф.5:3-12).
Однако в проповеди на берегу Галилейского озера (в лодке Петра) Христос неожиданно перешел на притчи . Он стал рассказывать народу назидательные истории о Царства Небесном с помощью аллегорий. И таких назидательных историй в форме законченных новелл Иисус рассказал народу во время Своей земной проповеди более тридцати.
Иисус проповедует в лодке. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Иисус проповедует в лодке. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Что же такое притча? И зачем Иисус использовал их в речи?
Давайте разбираться. В Толковом словаре С. И. Ожегова под притчей понимается «краткий иносказательный поучительный рассказ» (Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992). В Толковом словаре В. Даля слово «притча» соотносится с приточным («придорожным») повествованием, ибо однокоренные слова - это «притеча» и «притечь» (Толковый словарь Даля. В. И. Даль. 1863-1866).
В современном литературоведении притча - малый жанр дидактической литературы, заключающий в себе религиозное поучение (глубинную премудрость). Притча допускает отсутствие сюжета и литературных героев. Как правило, в центре притчи - аллегория (или символ). Притча черпает аллегорические (или символические) образы из человеческой жизни (например, поле, пшеница, плевелы и т. д.). Они понимаются не прямо, но переносно, в определенном историческом контексте.
Понять самую простую притчу бывает непросто. В ней рассказчик (автор) специально задает программу на сотрудничество, соработание со слушателем (читателем). Последний, чтобы познать глубинную премудрость и достичь просветления ( «дзена» ), обязательно должен преодолеть мозговую лень и «включить» мозги, если они у него есть.
Иначе реципиент, скорее всего, окажется в ситуации Нины Заречной из пьесы А. П. Чехова «Чайка», которая так и не поняла, чего ради влюбленный в нее начинающий поэт-символист Константин Треплев убивает прекрасную чайку и возлагает мертвую птицу к ее ногам. Не желая выходить из «зоны комфорта» и «включать» мозги, Нина говорит:
«В последнее время вы стали раздражительны, выражаетесь все непонятно, какими-то символами. Вот эта чайка тоже, по-видимому, символ, но, простите, я не понимаю <. > Я слишком проста, чтобы понимать вас» (А. П. Чехов. «Чайка»).
В пьесе Чехова Нина - молодая, неопытная девушка, мечтающая о славе, и готовая ради нее переживать любые беды. По сюжету Нина оставляет влюбленного в нее Треплева ради известного ветреного писателя Тригорина (который впоследствии бросит ее).
Маргарет В. Таррант. Старинная открытка - Чайки. Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Маргарет В. Таррант. Старинная открытка - Чайки. Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Убитая чайка в этом любовном треугольнике символизирует для Треплева крушение всех его надежд на взаимное счастье с Ниной. А для Нины мертвая чайка - это крушение всех ее надежд на взаимное счастье с Тригориным. И если Треплев осознает весь драматизм ситуации, то Нина не только не понимает этого, но даже не хочет понять. Эгоцентризм, славолюбие, плотская похоть совершенно завладевают ею.
Ситуация Нины Заречной - это ситуация не только русской интеллигенции рубежа веков XIX-XX веков, но также и иудейского народа Нового Завета и даже двенадцати учеников Христовых (не просвещенных благодатью).
Ибо двенадцать, после того, как Иисус рассказал самую первую в Евангелии от Матфея притчу о Сеятеле (Матф.13:1-9) восприняли этот малый жанр дидактической литературы почти точно так же, как Нина Заречная. Они предъявили Христу претензию в стиле: «Учитель! Ты непонятно ( плохо ) объясняешь!». Ученики, приступив к Нему, сказали: «Для чего притчами говоришь им?» (Матф.13:10).
Спаситель посчитал этот вопрос настолько важным для христиан, что посвятил ответу на него целых восемнадцать (!) стихов 13 главы Евангелия от Матфея. А именно: стихи с 11-го по 17-й. Весьма важную роль в этих восемнадцати стихах сыграла ссылка на пророка Исайю . Господь сказал:
«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф.13:13-15).
Христос, отвечая ученикам, по факту не цитирует пророка Исайю, но дает близкий к оригинальному тексту перифраз. Ибо Исайя говорит:
«И сказал Он (Бог - Христофор+): пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:9-10).
Пророк Исайя обличает народ иудейский в «огрубении сердца». А именно: в сердечной глухоте и духовной слепоте. По толкованию свт. Иоанна Златоуста, «огрубение ума бывает от грехов и житейских пожеланий» (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на пророка Исайю).
Иначе говоря, ветхозаветный пророк обличает иудейский народ в том же самом, в чем поэт Треплев обвинял Нину Заречную: в огрубении, «ожирении» сердца, в неспособности видеть очевидное, в нежелании исполнять заповеди. Народ здесь уподобляется закоренелому злодею, которого не трогают никакие речи и который не поддается убеждениям. Речь пророка становится для народа поэтому настоящим судом.
Жан Луи Эрнест Мейсонье. Пророк Исайя. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Жан Луи Эрнест Мейсонье. Пророк Исайя. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Тот же самый смысл влагает в пророчество Исайи и Христос, отвечая ученикам. В словах Спасителя люди, не понимающие (или не желающие понять) Его проповеди (в какой бы форме они не представлялись), соотносятся с людьми, грубыми сердцем, которые, видя, не видят и слыша, не разумеют. Такие люди не любят никаких пророчеств и не терпят никаких обличений. Согласно толкованию свт. Луки Крымского, « открывать перед ними тайны Царства Божьего все равно, что метать бисер перед свиньями: они не воспримут святые слова » (Лука Крымский, свт. Спешите идти за Христом. Почему Господь говорил притчами).
При этом, Христос, отвечая ученикам, не ограничивается ссылкой на 6 главу Исайи. Перед тем, как цитировать ветхозаветного пророка, Иисус дает Собственный ответ на вопрос о том, почему Он говорит прикровенно, притчами. Вот ответ Христа:
«Для того («. говорю народу притчами. » - Христофор+), что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Матф.13:11-12).
В ответе Христа ученикам весь мир разделяется на две неравных части: большую (« люди мира сего » (Лук.12:30)) и меньшую (« малое стадо » (Лук.12:32)). Люди мира сего - это те, о которых говорит пророк Исайя. У них огрубевшее («ожиревшее») от грехов сердце, их помыслы - только о земном, житейском. Потому они недостойны тайн Царства Небесного и, получается, самого этого Небесного Царства.
Малое стадо - это ученики Христовы, добрые христиане-миряне. Эти люди заботятся о своем спасении, пытаются быть вместе с Богом, спрашивают Его (из желания знать, а не посмеяться), пытаются изменить себя и быть совершенными. Они, по слову блаженного Феофилакта Болгарского имеют «настроенность и стремление» раздувать в себе искру добра. Поэтому им Господь наедине изъясняет все тайны Царства.
Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Замысел Христа не в том, чтобы люди мира сего погибли. Нет! Бог хочет, чтобы спаслось как малое стадо, так и стадо большое. Потому что в притче о Сеятеле (Матф.13:1-9) Сеятель (Бог) сеет семена (Слово Божие) не только в добрую землю (в малое стадо), но при дороге, в места каменистые и в терние (то есть в людей мира сего, во всю Вселенную).
Однако поскольку сердца людей мира сего огрубели для восприятия, а наше худое произволение омрачает наш ум и наше сердце, Спаситель использует бытовые примеры из жизни и аллегорическое, приточное повествование, способное затронуть даже самые черствые души.
В этом плане Христос, по мысли, свт. Луки Крымского, выступает и блестящим Ритором, и глубоким Психологом. Спаситель, по мнению свт. Луки, специально использует притчу как литературный жанр из-за ее приземленного предметного плана. Ибо образы сеятеля, поля, семян неминуемо дойдут до людей мира сего и растревожат их сердце.
«Эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем: они слушали эти рассказы и над ними задумывались. Если сами не понимали слышанного, старались расспросить у тех, кто понимал - спрашивали у апостолов и получали объяснение» (Лука Крымский, свт. Спешите идти за Христом. Почему Господь говорил притчами).
Есть еще один ответ на вопрос: « Для чего Иисус Христос говорил притчами? ». Этот ответ предлагает святой евангелист Матфей в 13 главе. Последний раскрывает необходимость использования притч Спасителем после изложения притчи о Сеятеле, пшенице и плевелах и шести притч о Царстве Небесном. Толкование Матфея, как нам кажется, прилагается в качестве комментария к возможным недоумениям будущих читателей технического склада ума . Изложив притчи Господни, Матфей говорит:
«Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Матф.13:34:35).
Под пророком Матфей понимает царя Давида и цитирует 2 стих 77 псалма. Евангелист хочет сказать здесь, что Иисус, используя притчи, не изобретает ничего нового, но просто следует ветхозаветному пророчеству для того, чтобы исполнилось сказанное Давидом. Ибо Христос воплотился не для того, чтобы нарушить Закон или пророков, но наоборот: для того, чтобы исполнить предначертанное о Нем (Матф.5:17).
Таким образом, Господь использовал притчи, во-первых, для того, чтобы этим обоюдоострым оружием (Евр.4:12) отделить овец от козлов (Матф.25:32-33). Во-вторых, для того, чтобы с помощью того же самого оружия заинтриговать «внешних», «включить» их мозги, призвать к Себе. В-третьих, для того, чтобы исполнилось все, что должно исполниться о Мессии, чтобы ни одна иота из Закона не нарушилась (Матф.5:18).
Посему будем стараться быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный;, помня о том, что "Истина не пришла в мир обнаженной; она пришла в символах и образах" (апокрифическое Евангелие от Филиппа).
Похожая притча
10 И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;
12 Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: "слухом услышите, и не уразумеете; глазами смотреть будете, и не увидите;
15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их".
16 Ваши же блаженны очи что видят, и уши ваши что слышат;
17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали;
В моем понимании это перекликается со словами "мы играли вам на свирели, и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали".
Вот говоришь людям прямым текстом, а они не слышат. Показываешь явно. А они не видят.
Дар, который дается, получаемый без труда, без личного усилия, не ценится. Он даже не замечается. Или и вовсе подвергается критике. Или воспринимается как если бы сериал посмотрел про чужие приключения. Выключил и забыл. Назавтра новых зрелищ ждем. Ни ум, ни сердце этими зрелищами не трогается. "Огрубело сердце". И истины, которые Христос доносит прямым текстом, не слышатся, не цепляют, не понимаются, не изменяют человека. Огрубело сердце.
Но вот притча. Она непонятна. Она непонятна и тем раздражает. Вроде и простая, и что значит - непонятно. О ней приходится думать. Приходится начинать трудиться. Приходит понимание, что ты на самом деле туп, глуп и неразвит. И не можешь сам. И надо обратиться к Богу. И тот, кто обратится, тот и будет спасен.
Читайте также: