Притча про баронессу и барона

Обновлено: 15.04.2024

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться .. или толстой кошки, я не определилась

Похожая притча

Нашла на просторах Интернета очень любопытный тест про восприятие жизни и ответственность.

Загадка про подъемный мост или Кто виновен в смерти Баронессы?

Живет в некоем замке Барон, хозяин окрестных земель. Замок окружен неприступным рвом с водой, а через ров перекинут подъемный мост, по которому можно попасть в замок.

Как-то Барон уехал на охоту в отдаленные земли и сказал Баронессе: "Дорогая, жди меня в замке, никуда не ходи, а то места тут опасные, люди дикие, мало ли что может случиться". И уехал.

Баронесса подождала его денек, соскучилась, и решила воспользоваться случаем и сбегать из замка в город к Любовнику, раз такая оказия подвернулась. Тайком вышла из замка, пришла к Любовнику, замечательно провела время, отправляется назад и видит, что на мосту - Маньяк с ножом, не пройти мимо него.

Баронесса назад к Любовнику, мол, помоги мне, друг любезный, пройти мимо Маньяка. "Извини, дорогая", - говорит Любовник. - "Маньяк с ножом - это опасно, я с ним голыми руками не справлюсь, убьет он меня, жизнь свою подставлять не хочу."

Ушла Баронесса в тоске и тревоге, неровен час скоро муж вернется. Ходит вокруг рва и моста и ищет способы вернуться в замок. Видит, плывет Лодочник на своей лодке. "Лодочник, перевези меня через ров в замок". "Два рубля", - говорит Лодочник. Денег у Баронессы нет, убегала ж из замка на минутку, без сумочки и кошелька. Уговаривала Лодочника, уговаривала, просила спасти от Маньяка, но без двух рублей перевезти на ту сторону Лодочник не соглашается.

Баронесса вспомнила про Подругу (Друга) в городе, бежит к ней и просит взаймы два рубля на перевоз, дабы спастись от Маньяка. "Извини, - говорит Подруга, - очень сочувствую, но это для меня большие деньги, я не могу тебе дать."

Баронесса в отчаянии возвращается к мосту, и не найдя другого выхода, бежит по мосту, где ее и убивает Маньяк.

Внимание, вопрос: кто из следующих людей несет ответственность за смерть Баронессы (расставить от (1) - наибольшая ответственность, основной виновник, до (6) - наименее всех ответственен)
- Барон
- Баронесса
- Любовник
- Подруга
- Лодочник
- Маньяк

Те, кто поставили Баронессу на первое место, считают, что человек сам в своей жизни за все несет ответственность, только он сам и все. И ни его друзья, любимые, родители, просто сторонние обстоятельства (Маньяк) особо ни при чем, у них лишь косвенная роль. Соответственно, те, у кого Баронесса совсем не виноватая и не причем (и стоит в конце списка), склонны винить в своих бедах окружающих или обстоятельства, и лишь в последнюю очередь - самого себя.

Любовник и Подруга - это место в вашем восприятии жизни любви и дружбы. Если они высоко, то значит, вы по жизни привыкли доверять и полагаться на любимых (любовников) и друзей, и предательство с их стороны - сильный удар для вас. Если Любовник выше подруги (друга) - значит любовь и любовные отношения для вас более важны, чем дружба; а если впереди Подруга - то настоящую дружбу Вы цените больше, чем любовь.

Маньяк - это конкретные обстоятельства, приведшие к данной ситуации. Люди, ставящие на первое место Маньяка, в основном видят конкретную прямую причину события, и ставят конкретное простое решение выше косвенных этических рассуждений. Те, кто говорят, что виновен ТОЛЬКО Маньяк, а остальные вообще ни при чем, привыкли во всем винить исключительно обстоятельства (повезло/не повезло), и не смотреть на действия якобы сторонних людей, повлиявших или усугубивших эти обстоятельства.

Людям, высоко ставящим Лодочника (1-2-3), обычно близка идея социальной ответственности бизнеса. Что, мол, работа и зарабатывание денег само собой, но бизнес еще должен входить в положение людей и общества, помогать им и т.п.

Остался Барон. Обычно мало кто говорит, что виноват Барон — это слишком очевидное переваливание ответственности на других (не создал условия). Но на одном из мужских бизнес-тренингов, наоборот, подавляющее количество мужчин выбрали Барона. Логика была такая: хозяйство и земли твои, ты отвечаешь за все, что происходит, за жену, преступность и т.п. Раз жена сбежала - значит не создал условия, овца она, конечно, но что за спрос с жены, барон - мужик и главный, а значит крайний, ежели чего.

Вдумчивый психо-тест

Так как предыдущая загадка и правда старая, то вспомнила еще один любимый тест-задачу-обсуждение. Может не встречали, пишу на память :)

Жил-был прекрасный барон с красавицей баронессой. У них был прекрасный дом, сад, жили душ в душу. Ото всей остальной территориии и соседей их отделяла бурная река, через которую был перекинут один тоненький мостик с воротами - это было очнеь безопасно и удобно.
И вот надобно барону уезжать в долгий крестовый поход, то есть на годы. Прощается он с женой и нарекает ей хранить ему верность да блюсти честь. А на всякий случай своему верному слуге дал единственный ключ от ворот и приказал ни в коем случае баронессу не выпускать.
Годы идут, вестей нет.. И вот приходит весть от барона, что опять задерживается, но надеется скоро вернуться. А баронесса в этот момент очень уж заскучала и истомилась одна в своем баронстве и назначено у нее уже рандеву с любовником на той стороне реки (откуда он у нее история умалчивает - может на приемах постреляли глазами и вот). И уговорила слугу открыть ворота к мосту.
Проведя прекрасную ночь с любовником, помчала она обратно (волнуется, что барон вот-вот приедет - кто же знает когда письмо написал) - а у моста стоит сумасшедший с ножом и очень грозится тут же убить любого, кто сунется!
Баронесса к любовнику, мол, помоги пройти. Он ей, мол, секс сексом, это пожалуйста, но рисковать жизнью мы не договаривались - давай дальше сама выкручивайся.
Она к лучшему другу семьи. Тот ей, мол, ты лучшего друга моего предала - а я помогай?! Ну нет уж.
Она к лодочнику с просьбой перевезти - а он просит 10 золотых. Она, говорит, нет у меня - перевези и я расплачусь на том берегу. А он ей не верит - мол, обманешь, а еще и попросишь выпороть.. или деньги - или не везу.
Ну что ей делать - пытается она прорваться через сумасшедшего, ну тот как и обещал - прирезает ее..
UPD1. Есть еще родственники сумасшедшего, которые упустили его из дома, хотя д.б. присматривать.

Внимание, вопрос: кто ответственен за убийство баронессы? И почему :)
Действующие лица выделены.

UPD2. Можно попробовать все-таки различать вину и ответственность. Виноваты - почти все с т.з.морали, если считать ответственность с т.з.вообще происхождения ситуации - то варианты сокращаются. :)


Итак, мои дорогие, раскрываю карты, аллегории, параллели.
Было ОЧЕНЬ интересно увидеть мнения и обсуждения, а теперь ответ :)
Ответственный за случившееся, прямой и в первую очередь - слуга (Настя, поздравляю - редко отвечают :) ).

Оценивая мораль (что в основном чаще всего и делается) - она там в общем-то у всех хромает неслабо, поэтому практически невозможно найти ответственного. Если подойти более сухо и законно к происходящему, то чаще всего делят ответственность между бароном и баронессой, и вот что можно прокомментить:
- на слугу была возложена максимальная и наиболее четко оговоренная ответственность - ключи, ему было оказано самое непосредственное доверие, он - управляющее звено за развитием событий, не дай он ключи - это просто бы не случилось. Его дело было блюсти четкое указание.
А как развились бы моральные обязательства между супругами если бы барон остался - предугадать невозможно - поэтому непосредственным ответственным он не является.
- барону можно вменить в вину, что он такого неверного слугу нанял и не тому доверил - но это не в первую очередь, потом что это достаточно сложно однозначно узнать
- баронессу вообще ставить как ответственную сложно - это нечто такое безвольное, совершенно ведомое, неумное просто по определению, еще и зарезали ) так что это скорее жертва, как верно заметили

Это были герои на одной стороне, а теперь про "внешних":
- лодочник, любовник, друг, сумасшедший - всем им не приписать ответственность нереально, потому что вот они-то как раз никому ничего не должны и не обещали, они вообще к ситуации не имеют прямого отношения. Кому секса, кому денег, кому жажды возмездия, кто вообще псих - но никто не обязан нести ответственность за косяки "той" стороны.
- родственники сумасшедшего - могут разделить ответственность со слугой, потому что не будь этого психа - все прошло бы на ура. ну а с моралью супруги б потом как-нибудь разобрались уже между собой :) То, что они могут быть тоже психами - круто, но т.к. "родственники" м.б.и непрямыми - то не факт :)

Внимание:
тест был приведен на дисциплине "Финансовый менеджмент" при обучении на MBA.

Аналогия проведена с бизнесом, с компанией на рынке - очень неплохо все расписывается:
барон = владелец бизнеса, компании
слуга = менеджмент компании (ТОП, например)
баронесса = сама компании

Внешние:
любовник = клиент
лодочник = контрагент, субподрядчик
друг семьи = партнер, некий помощник (банк, государство, орган выдающий льготы)
сумасшедший = конкуренция
родственники сумасшедшего = регулятор (некий управляющий орган, который следит за рынком, порядком, законным ведением бизнеса)

Похожая притча

Хочу обратиться к вам вот с таким вопросом: я сама не тренер, а владелец бизнеса
Т.к. в нашем городе мне не нравятся проводимые тренинги, то я решила провести тренинг своим сотрудникам сама. До этого проводила, но не такие масшатабные, как запланирован сейчас.
Сфера деятельности у нас - розничная торговля.
Трени нг будет называться "психология продаж". Я его сама проходила несколько лет назад в Москве и сейчас восстанавливаю по записям.
На тренинге нам давали упражнение-притчу
Надо было разбиться на пары и доказать, кто же виноват (притчу приведу ниже). каждой паре давали разных героев.
Помогите, пожалуйста, определиться - как грамотно резюмировать и аргументировать это упражнение, на что обратить внимание

Из тренинга помню, что это упражнение должно было показать легко ли убедить в своей точке зрения другого человека, причем не с пеной у рта, а увидеть, понять и принять

Заранее благодарна за помощь

Действующие лица:
1. Барон
2. Баронесса
3. Любовник баронессы
4. Лодочник
5. Подруга баронессы
6. Сумасшедший

Вопрос группе - "кто виноват": 1ая пара аргументирует, что барон, 2ая, что баронесса,3ья - что любовник и т.д. Потом меняются (вроде бы так было) и при водят новые доводы

В одном древнем замке, расположенном на острове посреди большой реки, жил барон со своей супругой-баронессой. Однажды, барон сказал баронессе: «Я еду осмотреть все свои владения. Отсутствовать буду недолго. Наказываю тебе не покидать замок. Если ослушаешься, придётся отвечать за непослушание». С тем и отбыл.

Баронесса проводила мужа и, немного погодя, покинула замок, перейдя через мост, отделяющий территорию замка от остального города, и направилась в дом к своему любовнику.

Пробыв у него некоторое время, и беспокоясь о приезде своего мужа, баронесса в спешке идёт обратно в замок. Вдруг, на мосту её встречает какой-то сумасшедший и, угрожая ей ножом, не пропускает через мост в замок. Баронесса бежит за помощью обратно в город к своему любовнику, но он заявляет ей: «Видишь ли, дорогая, наши отношения достаточно чётко определены. Это твои проблемы, решай их сама».

Баронесса в печали возвращается к мосту, и снова встречает там своего недруга (сумасшедшего). Она пошла по берегу реки, и неожиданно встречает лодочника, который занимается перевозкой по реке пассажиров. Она обращается к нему с просьбой перевести её на остров, к замку. На что лодочник просит её оплатить перевозку. Но у баронессы не было с собой денег, и она просит сначала перевезти её к замку, а потом она с ним расплатится. Лодочник не соглашается, аргументируя это тем, что «утром – деньги, вечером – стулья» и, вообще, он по-другому не работает. Баронесса в ещё большей печали, возвращается в город и бежит к своей подруге, чтобы одолжить у той денег.

Баронесса в панике возвращается на мост, бросается под нож сумасшедшего и погибает…


Loky

Похожая притча

Баронесса. Некоторое сходство есть, но очень незначительное. Карл был выше ростом, шире в плечах. другой взгляд. Он носил усы.

Рамкопф. Усы можно отрастить.

Баронесса. Можно отрастить бороду - все равно я не признаю в нем Мюнхгаузена!

Рамкопф. Благодарю вас! У меня больше нет вопросов.

Судья. Подсудимый, вы хотите задать вопрос свидетельнице?

Мюнхгаузен. Да, господин судья. (Встает.) Простите, сударыня, как вас зовут?

Баронесса. Не понимаю.

Мюнхгаузен. Меня интересует ваше имя!

Мюнхгаузен. Почему? Это тайна?

Баронесса. Мое имя, сударь, Якобина фон Мюнхгаузен!

Мюнхгаузен. А как вы можете доказать, что вы та, за кого себя выдаете?

Судья. Отвожу ваш протест, обвинитель! (Мягко.) Подождите, это интересно.

Мюнхгаузен. Я спрашиваю: чем вы можете доказать, что вы баронесса Якобина фон Мюнхгаузен, супруга знаменитого барона?

Баронесса. По-моему, это излишне доказывать. Меня тут все знают. Есть бумаги, документы. Это - издевательство!

Мюнхгаузен. Отнюдь! Я иду тем же логическим путем, что и наш уважаемый суд. Документы ничего не доказывают, они могут быть присвоены, свидетели могут ошибаться - вы очень похожи на настоящую баронессу.

Баронесса. Что значит "похожа"? Я есть я!

Мюнхгаузен. Это надо доказать. Если взять портреты баронессы, те, что висят в спальне и гостиной, то свидетельница на них мало похожа. Та баронесса и моложе, и красивей. Если взять платья баронессы, то свидетельница в них просто не влезет!

Мюнхгаузен. Но каким путем?! В двойном корсете! Честный человек так поступать не станет.

Рамкопф. Неслыханно! Я протестую!

Судья. Протест принимается. Вы свободны, баронесса.

Мюнхгаузен. Я протестую! До тех пор, пока не установлена личность свидетельницы, вы не должны называть ее баронессой.

Судья. Успокойтесь, подсудимый! Лишаю вас слова! (Баронессе.) Вы свободны. сударыня.

Возмущенная Баронесса проходит на свое место.

Рамкопф. Вызываю в качестве свидетеля господина Феофила фон Мюнхгаузена.

Феофил (испуганный и взволнованный, выходит вперед, кладет руку на Библию). Клянусь!

Мюнхгаузен. В чем?

Судья. Подсудимый, вопросы потом! (Феофилу.) Вы клянетесь говорить правду, не так ли?

Рaмкопф. Господин барон, знаете ли вы подсудимого?

Рамкопф. Можете ли вы хоть отдаленно признать в нем своего покойного родителя?

Рамкопф. Достаточно! Я прошу суд избавить ранимую душу юноши от дальнейших расспросов.

Мюнхгаузен. Почему же? Я бы тоже хотел кое о чем спросить.

Судья. Подсудимый, если вы еще раз собираетесь поставить под сомнение личность свидетеля.

Мюнхгаузен (перебивая). Нет, нет, к сожалению, это действительно мой сын.

Мюнхгаузен. Извините - сын барона. Хотя это звучит также парадоксально. Но очевидно, в этом есть какое-то непонятное свойство природы: вино переходит в уксус, Мюнхгаузен - в Феофила.

Судья. Говорите по существу!

Мюнхгаузен. Да, да. Это я и собираюсь. Я хочу спросить у молодого барона: что вы знаете о своем отце?

Феофил. Не понимаю.

Мюнхгаузен. Ну, каким он был?

Феофил. Он был героем!

Феофил. Он был путешественником, охотником.

Феофил (неуверенно). Ну. еще. кавалеристом.

Судья. Не понимаю, что вы хотите от свидетеля?

Мюнхгаузен. Я хочу обратить внимание суда на то, что свидетель знает о бароне только то, что напечатано в книжке.

Мюнхгаузен. Тогда свидетель, может быть, сообщит об отце свои личные наблюдения. Что он пил по утрам: чай или молоко? Какой предпочитал табак? Какую песню любил напевать, возвращаясь с охоты? О чем мечтал.

Нет, свидетель ничего этого не знает. С детства он был отгорожен матерью от губительной дружбы с отцом и, будучи послушным мальчиком, не искал этой дружбы. Может ли теперь он узнать или не узнать меня? Его память об отце но больше, чем память табуретки о дубовой роще.

Феофил (вспыхнув). Ненавижу! Дуэль! Немедленно! Стреляться через платок!

Судья. Прекратить! Свидетель, вы свободны.

Феофил. Дуэль! Я прошу дуэль!

Судья. Вы не можете стреляться с обвиняемым: вы - барон, он - садовник. Сядьте на место!

В отчаянии Феофил садится на свое место.

Рамкопф. Прошу господина бургомистра.

Бургомистр. Извиняюсь, господин Рамкопф, но я бы хотел уклониться от этой неприятной обязанности.

Судья. Это невозможно! Вы были другом покойного барона, ваши показания необходимы.

Бургомистр. Господин судья, я старый человек. Избавьте меня от этой муки. У меня слабые глаза и совершенно ненадежная память. Я могу ошибиться.

Судья. Но вы узнаете в подсудимом барона или нет?

Бургомистр. Не знаю. Честное слово. Иногда мне кажется, что это он, иногда - нет. Могу ли я полагаться на свои личные ощущения в таком важном деле. Полностью доверяю суду. Как решите, так и будет!

Баронесса. Какой позор! И это - наш бургомистр!

Бургомистр. Извините, баронесса. Извините, подсудимый. Я - на службе. Если решат, что вы Мюнхгаузен, я упаду вам на грудь, если Миллер посажу за решетку. Вот все, что я могу для вас сделать.

Судья. Садитесь, свидетель.

Господин обвинитель, у вас все?

Рамкопф. По-моему, достаточно.

Судья. Подсудимый, нет ли у вас свидетелей в вашу защиту?

Мюнхгаузен. Слуга Томас.

Рамкопф. Протестую! Мы устанавливаем личность барона, и показания свидетелей низкого происхождения не имеют юридической силы.

Судья. Протест удовлетворен. (Мюнхгаузену.) Других свидетелей нет?

В суд вбегает Марта.

Марта. Есть, ваше превосходительство!

Рамкопф. Прошу сделать перерыв! Мне плохо.

Судья. Объявляется перерыв на десять минут! (Начинает собирать бумаги.)

Фельдфебель уводит Мюнхгаузена. Рамкопф бросается к Марте.

Рамкопф. Фрау Марта, зачем вы явились?

Марта. Я хочу сказать правду.

Рамкопф (взволнованно). Будьте благоразумны. Если он раскается, мы добьемся помилования. Иначе - десять лет тюрьмы. Подумайте!

Марта (твердо). Я скажу правду!

Рамкопф (зло). Тогда мы и вас привлечем к ответственности как лжесвидетеля!

Баронесса (подойдя к ним). Успокойся, Генрих! Если человек хочет сказать правду, он имеет на это право. (Марте.) Мне бы только хотелось знать, какую правду вы имеете в виду?

Марта. Правда одна.

Баронесса. Правды вообще не бывает. Правда - это то, что в данный момент считается правдой. Хорошо! Вы скажете суду, что он - Мюнхгаузен. Но разве это так. Этот сытый торговец, этот тихий семьянин - Мюнхгаузен. Побойтесь бога. Нет, я не осуждаю вас, фрау Марта, наоборот - восхищаюсь. За три года вам удалось сделать из моего мужа то, что мне не удалось и за двадцать. Но теперь, когда мы совместными усилиями добились успеха, зачем начинать все сначала?

Марта. Я люблю его.

Баронесса. И поэтому ушли из дома? И только поэтому?

Марта. У каждого своя логика, сударыня. Вы понимаете, что можно выйти замуж не любя. Но чтобы уйти любя - вам понять не дано!

Баронесса (вспыхнув). А что она ему дала, ваша любовь? Серую жизнь, теперь - скамью подсудимых. А завтра - тюрьму или. смерть!

Рамкопф. Имейте в виду, фрау Марта, если судебное расследование зайдет в тупик, мы будем вынуждены пойти на крайнюю меру. Мы проведем экспертизу! Бросим его в болото или заставим прокатиться на ядре. На настоящем ядре, Фрау Марта!

Марта (печально). Господи! Неужели вам обязательно надо убить человека, чтобы понять, что он - живой.

Рамкопф. У нас нет выхода. А теперь, когда вы знаете все, решайте. (Кричит за сцену.) Фельдфебель, приведите подсудимого!

Читайте также: