Особенности учения господа о царстве небесном в притчах у синоптиков и в ин

Обновлено: 25.11.2024

Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь иногда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слушателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.

В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множество народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.

Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Царстве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот почему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказательная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.

Так на Иисусе Христе исполнились слова древнего пророка, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс.

2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским.

2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским. Крайняя и умеренная (аномейская и омиусианская) партии в арианстве. Стремление Евномия примирить эти партии в одном среднем воззрении. Сущность учения Евномия: строго аномейские начала

Учение о Логосе Божием

Учение о Логосе Божием 1Учение о Логосе — о Слове Божием имеет огромное значение для нашей веры. Есть основной смысл и основной внутренний закон творения и жизни, как жизни мира, так и жизни человека. Все существующее связано с Ним, существует через Него. «Все через Него

Учение о Сыне Божием

Учение о Сыне Божием Тертуллиан различал два момента в существовании Сына Божия: вечное Его пребывание в Отце и рождение Его от Отца во времени пред самым созданием мира по воле Отца. В вопросе о рождении Сына Божия Иларий верен этой тертуллиановской традиции. «Истинная и

§ 21. Учение откровения ο единстве Божием. Ложность многобожия и двубожия.

§ 21. Учение откровения ? единстве Божием. Ложность многобожия и двубожия. I. Истина единства Божия возвещается как в откровении ветхозаветном, так и в новозаветном.В ветхозаветной религии учение ? единстве Божием составляет догмат, по преимуществу отличающий эту религию

Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах

Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах Притчи о сеятеле, о закваске, о зерне горчичном, о сокровище, зарытом в поле, о купце, ищущем хороших жемчужин, о плевелах и др. Нередко Господь излагал Свое учение в притчах. Притча – это иносказание или поучительный жизненный

13:1—52 Третья беседа: учение Иисуса в притчах

13:1—52 Третья беседа: учение Иисуса в притчах В гл. 11,12 показано глубокое разделение среди тех, кто слушал поучения Иисуса, и целый спектр откликов на него. Притчи, которые составляют основную часть гл. 13, теперь призваны разъяснить, почему проповедь слова Божьего встречает

УЧЕНИЕ В ПРИТЧАХ

УЧЕНИЕ В ПРИТЧАХ В учении Христа притчами виден тот же самый принцип, как и в Его собственной миссии в мире. Чтобы мы могли познакомиться с Его Божественным характером, Он принял на Себя нашу природу и жил среди нас. Божественность была проявлена в человечности; невидимая

Учение Господа Иисуса Христа в притчах

Учение Господа Иисуса Христа в притчах О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи»

Учение Господа Иисуса Христа в притчах

Учение Господа Иисуса Христа в притчах О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи»

2. Учение о существе Божием

2. Учение о существе Божием 2.1. Содержание учения о существе Божием Мы знаем, что сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Причем не просто свойства Божий, а

2. УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ

2. УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ 2.1. О единстве существа Божия «Пространный Катехизис» говорит, что в Символе веры в исповедании веры в Бога добавлены слова «во единого» «для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые… думали, что богов много» [132]. Слово

4.4. Христианское учение о Промысле Божием

4.4. Христианское учение о Промысле Божием «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от

Поучение в понедельник двадесять шестой недели О Царстве Божием

Поучение в понедельник двадесять шестой недели О Царстве Божием Плотские люди, привязанные всею душою к земной жизни, знакомые с Законом Божиим поверхностно, по букве, по одному школьному изучению его, чуждые Закону Божию по духу, по сердцу, по жизни, по делам своим, —

Гл XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием

Гл XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием 1. Некоторые говорят, что Иисус был только сосудом Христа, в который свыше сошел как голубь Христос и, показав неименуемого Отца, вошел в Плирому непостижимым и невидимым образом, — ибо Он не

Похожая притча

Притча о Сеятеле

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы услышали одну из притчей, которую некогда слышали и народ, и ученики Господни. Это притча о сеятеле. Она часто упоминается в Евангелии.

«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 10) – так сказал Спаситель Своим ученикам по окончании притчи. Многие могут понимать эти слова превратно. Понимать так, как будто есть особо избранные и особо посвященные в некие скрытые секреты Евангелия, которые доступны и подвластны только им.

Но чтобы мы так не мыслили, Господь Духом Своим Святым через апостола Луку, изложившего для нас эту притчу, записал и такие слова Спасителя, которые Он произнес прежде того, как сказал: «Вам дано знать, а прочим в притчах».

Какие это слова?

«Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк. 8: 9).

Как часто в обстоятельствах жизни своей мы обращаемся с вопросами не к Господу, не к Его слову евангельскому, живому и действенному, а идем «на страну далечу» и ищем ответы не в нашей вере христианской. И в тот миг, когда мы должны вопросить: «Господи, что значит то, что произошло со мной?», остаемся без молитвенного обращения и без помощи Божией, становимся внешними, чуждыми Спасителю нашему, и лукавые духи страха, печали и сомнения овладевают нашим сердцем.

Мы невнимательны и неблагодарны, но Господь не оставляет нас, Он посылает нам Свою помощь. Он сеет в нас – в наши души, в наши сердца – слово истины, слово учения, посылает иные свои притчи – обстоятельства самой нашей жизни.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13: 12). Эти слова Господа, сказанные после этой же притчи, но в записи евангелиста Матфея, могут возмутить людей мирских, совсем не понимающих учения Христова: как так, богатому приумножится, а у бедного отнимется и то, что имеет?

В устах Христовых эти слова имеют совсем иное значение.

В сердце невнимательном, каменном, засоренном помыслами житейских попечений, не пробивается росток Божиего закона. А тому, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, – умножается урожай, умножается богатство Божией благодати и дана будет премудрость понимания слов Христовых, дана воля, направленная к добру, власть и сила очищать сердце свое. И духовные сокровища, которые он имеет, будут постоянно приумножаться Богом.

Сегодня Церковь Божия вспоминает молитвенно и пророка Божиего Осию. Он, как и другие пророки, говорил притчами, загадками для своих современников и предсказывал им много бедствий:

– и то, что единоплеменники его будут отвергнуты Всевышним и придет новый Израиль – христиане;

– и то, что храм будет разрушен и более уже не восстановится;

– и то, что иудеи будут рассеяны по странам и всё прежнее будет у них отнято: и пророчества, и жертвоприношения, и священство.

Это было неприятно слушателям, и потому, чтобы говоривших слушатели не умертвили, они прикрыли свои предсказания неясностью, которая их сохраняла в безопасности, по словам святителя Иоанна Златоуста.

Но пророчества эти были сохранены в Писании, а потом, после перевода 70 толковниками, стали известны всему миру и раскрылись после рождения Спасителя мира и Его смерти крестной и воскресения.

Непонятно было иудеям, почему Осия взял себе в жены блудницу. Невдомек им было, что это символ измены и неверности всего народа своему Богу, с Которым он обручился некогда, заключив Завет.

Тем более таинственны были для них и слова пророка Божия: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» – о будущем возвращении Святого Семейства в Назарет. Как и пророчества о воскресении Христа Спасителя, хорошо известные нам по слову святителя Иоанна Златоуста, читаемому в пасхальную ночь: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Но в чем же разница между притчами пророков Ветхого Завета и притчами Спасителя?

Притчи пророков были о будущем. А притчи Господни о настоящем – о нашем спасении, сейчас, каждую минуту нашей жизни

Притчи пророков были о будущем. А притчи Господни о настоящем, о нашем спасении, сейчас, каждую минуту и каждый день нашей жизни совершаемом или не совершаемом нами.

Даже когда Господь говорит притчами о будущем Страшном суде, о будущей посмертной участи, как о Лазаре, Он говорит о нашем сегодняшнем духовном состоянии.

Притчи пророков были о судьбе вообще всего народа, а притчи Спасителя обращены к каждому из нас, сколько бы нас ни было слушателей. Живой Господь обращается к нам, к каждому, к нашей совести, к нашему сердцу.

И слыша слова притчи о сеятеле, мы, конечно же, представляем умом не столько поле, дорогу, камень, как себя, свое сердце и ищем в этих сравнениях то, которое более соответствует нашему сегодняшнему нравственному состоянию.

Прикровенный, как говорят, язык притчей – это средство возбуждения нашего внимания, нашего духовного и умственного интереса, средство побудить нас к труду, с каким купец из притчи Спасителя ищет самую лучшую жемчужину.

Язык притчей – это защитное, щадящее нас, грешных, покрывало на свет Божества, пришедшего в мир. Таким покрывалом, но только материальным, тканым, закрывал свое лицо Моисей, когда восходил на гору Синай. Сила сияния этого Фаворского света низринула даже самых преданных и искренних апостолов на горе Преображения.

Божественность Спасителя была непонятна. Духовное начальство народа иудейского говорило, что Он беса имеет в Себе. И родные говорили о Спасителе, что Он вышел из себя (см.: Мк. 3: 21).

А сколь тяжко было и ученикам Христовым, еще увлеченным мыслями о мировой славе, вдруг слышать от Него Самого слово о Его грядущей смерти, и смерти добровольной. Это было так тяжко, что Петр говорил: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22), а «многие из учеников [Господа] отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66).

Ныне же пришло время, о котором нам говорит апостол Павел, что все неясности настоящей жизни нашей, сомнения, маловерие, искушения, скорби, печали снимаются Христом, когда обращаемся к Нему (см.: 2 Кор. 3: 16), когда веруем в Него, когда читаем слово Его Истины.

Так не будем же людьми, далекими от веры, от Церкви, от Христа, будем спрашивать Его и переспрашивать, не смущаясь; будем вчитываться в книгу своей жизни и думать, что значат все притчи – все обстоятельства, случающиеся с нами. Спрашивать – и стремиться не забывать, что всё ниспосланное нам, все получаемые нами известия – всё от Господа.

Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину

Господь призывает нас понимать высшее, думать о том, что есть Божие, а не человеческое (см.: Мк. 8: 33). И не только умом, а прежде всего всем сердцем своим – чистым сердцем. Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину, как говорил святитель и исповедник, великий целитель, архиепископ Лука Крымский.

Откроем же сердца наши пред Богом и проникнемся желанием слышать слово Божие, и тогда Господь даст и нам знать тайны царствия Своего, и сбудутся Его слова: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится…»

Да умножит же Господь наш Иисус Христос благодатное сокровище сердец наших!

Настроим сердца свои так, чтобы каждое слово Божие падало на добрую землю доброго и чистого сердца и приносило плод веры в терпении (см.: Лк. 8: 15), помня всегда слова Христа Спасителя: «Претерпевый до конца спасется» (Мф. 24: 13).

Похожая притча

О том, что такое Царство Небесное, Иисус Христос объяснял народу в притчах — небольших поучениях, раскрывающих тайны духовной жизни в образах и иносказаниях.

Притча о сеятеле

Однажды Иисус учил на берегу Галилейского моря. Собралось к Нему множество народа. Он вошел в лодку, а весь народ был на берегу у моря. Он начал Свое поучение в притчах: «Вышел сеятель в поле, и когда он сеял, несколько зерен упало возле дороги. Прилетели птицы и склевали их. Другие зерна упали на каменистую почву, где было мало земли. Они быстро проросли, но когда взошло солнце, те засохли, так как у них не было глубоких корней. Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и они не дали плода. Но семена, которые упали на плодородную почву, взошли, выросли и дали богатый урожай».

Беседуя наедине со Своими учениками, Господь так истолковал для них эту притчу: «Семя — это слово Божие. Семена, упавшие у дороги, — это те, кто слышит слово, но потом приходит диавол и уносит слово из их сердец. Семена, упавшие на камень, — это те, кто сперва с радостью и верой принимает слово, но у них нет корня, и когда приходят времена испытаний, они отступают от веры. Семена, упавшие в терновник, — это те люди, в которых разные мирские заботы и страсть к богатству заглушают слово, и они остаются без плода. А семена, упавшие на плодородную почву, — это люди, которые, слыша слово, хранят его в добром и честном сердце и в терпении приносят Богу свой плод».

Притча о плевелах

Тогда же Господь рассказал и другую притчу: «Царство Божие подобно тому, как один человек засеял свое поле пшеницей. А ночью, когда все спали, пришел его враг и посеял среди пшеницы сорную траву — плевелы. Когда пшеница взошла и появились колосья, то взошли и плевелы. Слуги пришли к хозяину и сказали: “Господин, ты же сеял на поле пшеницу, откуда же появились плевелы? Если хочешь, мы пойдем и выполем их?” “Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать плевелы, чтобы вы нечаянно не выдернули и пшеницу. Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я скажу, чтобы жнецы собрали прежде плевелы и сожгли их, а пшеницу убрали в мою житницу”». Господь так истолковал ученикам эту притчу: «Сеющий доброе семена — это Сам Христос. Поле — это мир, а пшеница — это те, кто принадлежат к Царству Божиему. Плевелы — это те, кто принадлежит диаволу. Враг, посеявший их, — это диавол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это Ангелы. Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира — Господь пошлет Своих Ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех делающих злое. А праведники тогда будут сиять как солнце в Царстве своего Небесного Отца».

Притчи о горчичном зерне и о закваске

Говоря о Царствии Божием, Господь рассказал две притчи: «Царство Небесное подобно маленькому горчичному зернышку, которое человек взял и посеял на поле своем, а когда оно выросло, то стало больше всех злаков, так что птицы могут укрываться в ветвях его. Царство Небесное также подобно закваске. Женщина положила ее в три меры муки, и благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось».

Царствие Божие входит в мир как маленькое зернышко, но оно рождает Церковь Христову, под сенью которой, как птицы в ветвях, находят спасительное пристанище множество людей. Как маленькая закваска, Царство Божие изменяет и преображает этот мир.

Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о драгоценной жемчужине

Царство Божие — великая драгоценность, ради него человек может поступиться всеми земными благами. Это Господь тоже описал в притчах. «Царство Небесное подобно сокровищу, спрятанному в поле. Когда человек находит этот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, чтобы купить это поле. И еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. Найдя драгоценную жемчужину, он продал все, что имел, чтобы купить одну ее».

Похожая притча

Притча о плевелах
Притча о невидимо растущем семени

(Марка 4:26-29)

Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.

Притча о зерне горчичном
Притча о закваске

(Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

Точно такой же смысл имеет притча о закваске. «Как закваска», говорит св. Златоуст: «над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

Притча о сокровище, скрытом в поле

(Матфея 13:44)

Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.

Притча о драгоценной жемчужине

(Матфея 13:45-46)

Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.

Притча о неводе, закинутом в море

Читайте также: