О чем эта притча чему она учит
Обновлено: 14.11.2024
Наверное, редко встретишь человека, которого бы притчи не притягивали, не завораживали, не заставляли остановиться и задуматься.
Так уж мы устроены – нас притягивает загадочное, скрытое, тайное. Читая притчи, многих из нас охватывает прямо-таки спортивный азарт: «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, а это о чем?»
Мы как-то внутренне затихаем, сосредотачиваемся, словно обращаемся в слух, пытаясь проникнуть куда-то туда, внутрь тайного сундучка, в который кто-то словно бы положил драгоценность, которую так хочется извлечь наружу и рассмотреть.
В отличие от басни, например, притча никогда не дает правильного решения, ее нужно разгадать самостоятельно, она должна быть сопережита и понята в результате усилий человека, читающего ее.
«Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам».
И невозможно загадку притчи разгадать «в лоб», редко когда получается понять смысл того или иного незамысловатого повествования сразу, «с налету», всегда требуется время для размышления, связывания этой, почти всегда – малореальной, истории со своей жизнью. «Это похоже на то, когда я…», - рождается сравнение, символический образ, который помогает увидеть суть притчи, ее сердце, осмыслить и, тем самым, закрепить наш, уже пройденный, жизненный опыт. Притча учит, но учит активно, заставляя самостоятельно думать, и, оглядываясь на свою жизнь – извлекать уроки, учиться.
Что меня не перестает удивлять, так это то, что для каждого притча, словно живой учитель предложит СВОЙ урок.
Однажды, на одном из занятий мы разбирали все известную притчу, которая ходит в народе под названием «Притча про следы»:
«Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним — Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные — и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья — и видел лишь одну.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь ответил:
— Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках».
«О чем она?» - задала я вопрос участникам семинара. Кто-то сразу же ответил: «О Боге, или даже нет, о взаимоотношениях Бога и человека, о божественном милосердии и человеческой «толстокожести». А один из участников вдруг запротестовал: « Какая-то неуниверсальная она… Я вообще в Бога не верю, так что она мне ни о чем не говорит…» И мы начали с ним размышлять. Вопросы сменялись ответами, ответы, новыми вопросами.
Отгадайте – чем закончилась эта история? Вы правы. Далеко не сразу, но он открыл для себя другой, близкий ему урок, который был преподан именно ему, предназначался именно для него. Какой? Попробуйте ответить сами, и, может быть, Вам откроется не только он или совсем не он, а, быть может, какой-то третий смысл предстанет перед вашим внутренним взглядом. Я от души Вам желаю этого.
Может быть тогда вы поймете, почему мне иногда кажется, что притча – живая.
«Кто имеет уши слышать, да слышит! Кто имеет глаза видеть, да увидит!»
Ну и конечно – несколько уроков вашего персонального учителя:
Суфийская притча
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Притча о сне и яви
Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился, что он Чжоу, и не смог понять: снилось ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжоу.
Притча о статуе
Жил на свете человек, всем сердцем преданный Будде. У него была деревянная статуя Будды, которой он молился и относился к ней как к святыне.
Однажды холодной зимней ночью он сильно замерз, почти окоченел. В доме не было ни щепки, чтобы развести огонь, и он неистово молился Будде. Будда явился и спросил:
— Почему ты не сожжешь мою статую?
Человек очень испугался: «Это, должно быть, дьявол искушает меня». И переспросил:
— Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!
Будда рассмеялся и сказал:
— Если ты ищешь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я в твоем сердце! Сожги статую!
Притча о силе желания
Один юноша ежедневно мучил мудреца вопросом: «Как достичь мудрости?» Тогда мудрецу пришлось отвести юношу к реке и окунуть в воду, невзирая на его отчаянное сопротивление. Наконец, позволив юноше освободиться и отдышаться, мудрец спросил его:
- Сын мой, чего ты желал больше всего там, под водой?
- Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!
- А не предпочёл ли бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?
- Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе!
- Запомни же, сын мой, если ты будешь стремиться к мудрости с такой же страстью, ты обязательно достигнешь её!
Дополнительно:
«Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» - «тча» - «теча» - «теку» (бегу, поспешаю) - тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» - при, «мия» - путь) значит «при пути», «припутное», вроде верстого столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на духовном пути, на пути жизни».
«Описанные в притчах часто вполне обыденные жизненные ситуации прозрачно намекают, что совершенствование путника Духа происходит в каждодневности и именно в каждодневности слагаются ступени великого Пути»
С.Махотина. «Притчи человечества»
«Один из дервишеских учителей …сказал, что эти истории похожи на персик. В них есть красота, питательные вещества и скрытые глубины – зернышко плода.
Человек может прийти в эмоциональное возбуждение от поверхностного смысла, посмеяться над шуткой или залюбоваться красотой. Но все это происходит так, будто персик только одолжили вам. По-настоящему мы можем постичь форму и цвет плода, его запах, форму и строение.
«Вы можете съесть персик и испытать еще одно наслаждение – постичь его глубину. Персик, давший вам пишу, становится частью вас самих. Вы можете выбросить косточку или разбить ее и обнаружить внутри очень вкусное зернышко. Это и есть скрытая глубина. Зерно обладает своим цветом, размером, формой, глубиной, вкусом, предназначением. Можно собирать скорлупу этих орешков и использовать ее как топливо. Даже если древесный уголь, который получится в результате этого, уже ни к чему не будет пригоден, все равно съедобная часть уже стала частью вас самих».
Идрис Шах «Sufis»
«Многие жалуются, что слова мудрецов -- всего лишь притчи, не применимые к будничной жизни, а она -- единственное, что у нас есть. Когда мудрец говорит: "Переступи черту," то он не имеет в виду, что нужно перейти на другую сторону, чего ещё можно было бы как-то достичь, веди этот путь к имеющему смысл результату, но он имеет в виду некую иносказательную Потустороннесть, что-то, чего мы не знаем, чего он и сам не может описать с большим приближением и что нам, таким образом, ни в чём не может помочь.
Все эти притчи, на самом деле, пытаются сказать, что Недоступное недоступно, а это мы знаем и так. Но то, над чем нам каждый день приходится трудиться, это совершенно иные вещи.
На это мудрец сказал: "Зачем вы упорствуете? Если б вы следовали притчам, то сами стали бы притчами и, вместе с тем, осовободились от вседневных забот."
Второй сказал: "Бьюсь об заклад, что и это притча."
Первый сказал: "Ты выиграл."
Второй сказал: "Но только лишь в притче."
Первый сказал: "Нет, в действительности; в притче ты проиграл."»
Франц Кафка «О притчах», 1922
Перевела Анна Глазова
«Кто-то может подумать: «Увы мне, я - связанная душа. Крепки путы мира. Не видать мне ни знания, ни посвящения», Но вот приходит учитель - и страх исчезает. Он откроет вам, кто вы есть на самом деле и какова ваша истинная природа».
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.
Поучительная притча о притча о черной точке на белом листе бумаги
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи
Короткие и мудрые притчи — это концентрат мудрости. То, чему они учат, часто можно до конца понять только после долгого времени, посвящённого их переосмыслению. Но, даже прочитав первый раз, мы всегда извлекаем для себя большую пользу, потому что притча – это учитель жизни, которого не встретишь лицом к лицу, но он всегда рядом, на страницах книги притч. Иногда с течением лет мы смотрим на произведение совершенно по-иному: то, что в юности мы понимали одним образом, в середине жизни переосмысливается, и наши взгляды коренным образом меняются, а ещё через какое-то время даже то, что уже было переоценено, рассматривается снова под другим углом. Этот процесс переоценки ценностей говорит нам только о том, что даже взгляды человека на бытие не могут быть неизменны в течение всей его жизни.
Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте. Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор. Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.
Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.
Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.
Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.
Как понимать поучительные притчи
В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них. В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите. Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали. Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.
Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная. Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств. Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык. Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.
Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.
Притча от бабушки
У нас один рот и два уха, значит мы должны больше слушать чем говорить.
Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам.
Над всем этим есть мозг, поэтому мы должны сначала думать, прежде чем увидев отрывок или услышав слухи, выливать всё через рот.
Похожая притча
Притчи Содержание
Интересные притчи, или параболы, в литературе
Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.
Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи. Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному. Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.
Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.
Похожая притча
Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости. Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.
Что такое притча в литературе. Значение слова «притча»
Притча – это небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, где героями могут выступать животные или представители растительного мира. Важный элемент притчи – это её подтекст. Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль. Нравоучительность более сродни басне, подтекст в ней обычно ясно выражен и изначально понятен всем, в то время как в притче читатель не всегда может найти вывод, представленный автором, он ещё должен его сам поискать и домыслить.
Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет. Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи. Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.
Что означает притча
Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.
Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.
Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура». Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы. Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.
Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.
Притча про орла и кролика
Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.
Маленький кролик увидел орла и спросил:
— “А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?”
— “Конечно, почему нет”, — ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.
Мораль:
Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.
Видео
Притча о недовольстве
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».
Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Поучительные притчи с моралью о жизни
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Короткая притча про добро и зло — Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что
счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Притча про деньги
Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
— Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
— Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.
Мораль:
Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Похожая притча
Чему нас учит сегодняшняя притча? Если вспомнить, что она была рассказана Христом в ответ на обвинения фарисеев в том, что Он принимает грешников в общение, ест и пьёт с ними, то увидим: прежде всего она нас учит любви и состраданию. На это указывают и те слова, которые в конце притчи сказал отец своему старшему сыну: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся» (Лк. 15:31-32). К стяжанию этих добродетелей нас должны вести все претерпеваемые нами искушения, все наши подвиги и молитвы.
Порой Господь попускает нам, по примеру младшего сына из притчи, расточать полученное нами в собственность имение, ту божественную благодать, ту чистоту и освящение, которое мы получили от Него, когда впервые пришли в храм, когда с первой ревностью старались жить по Его заповедям. В чём причина такого поворота в нашей духовной жизни? Где корни наших падений и искушений? Каким бы ни казался нам типичным и обобщенным ответ, а скорее – недоступным для нашего полного осознания в меру нашего духовного неведения, он заключает в себе мысль о нашей повреждённой грехом человеческой природе, некогда оторванной от Бога первыми людьми. Человек не может быть духовно независимым, это наша иллюзия, укорененная атеистическим воспитанием и мирскими стереотипами. На примере того же зрения, которым обладает человек, становится понятным, что наш глаз не смог бы ничего видеть, даже будучи здоровым, если бы не было внешнего света, который, соединяясь со зрением, даёт нам возможность созерцать окружающий мир. Подобно глазу, и человеческий разум, отождествляющийся с нашей личностью, также нуждается в мысленном стороннем свете, которым для нас является прежде всего нетварный божественный свет Христов, чтобы нам не ходить во тьме греховных страстей, обманываясь гордой независимостью и самонадеянием, забывая слова псалмопевца пророка Давида: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10).
Помпео Джироламо Батони. «Возвращение блудного сына». 1773 год. Холст, масло Как же приучить свою душу быть всегда зависимой от Христа, Который для нас является единственным источником жизни, источником нашего вечного будущего? Порой в жизни мы от противного и негативного опыта приходим к необходимому и спасительному для нас. Тщеславные, гордые, самонадеянные человеческие души, погрязшие в постоянных мечтаниях и грёзах об удовольствиях и наслаждениях этой жизни, прислушивающиеся только к желаниям своего страстного сердца, обольщающие себя собственной значимостью и независимостью, должны будут повторить путь младшего сына из сегодняшней притчи, чтобы осознать свой самообман, всю наивность своей мнимой человеческой независимости от Бога и вернуться ко Христу – Божественному Источнику своего бытия и благобытия. Этот негативный опыт, как исцеляющий нож, врезается в глубину человеческого сердца, освобождая его от гнили собственной гордости и эгоизма, неведения и помрачения, унижающего наше мирское достоинство, и возвращает нас к божественному и непреходящему сыноположению как детей Божьих.
В сегодняшней притче блудный сын, пройдя через собственные падения и искушения, не потерял связь со своим родителем, переборол свой эгоизм, свои страхи и отчаяние. Разобравшись в себе, он с покаянием и смирением вернулся домой, осознав и исповедав свой грех перед отцом. «Придя же в себя, сказал: “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”» (Лк. 15:17-19). В этом душевном состоянии он был встречен любящим его отцом, который в чувстве сострадания и любви к покаявшемуся и вернувшемуся сыну одел его в новые одежды, устроил пир и приказал заклать упитанного тельца для празднования этого события.
Его падения, страдания и скорби стали причинами внутреннего перелома в духовном состоянии, привели его к истинному самопознанию и к пересмотру своих жизненных целей и ценностей.
Если применить это к нашим личным взаимоотношениям с Богом, то становится понятен смысл Божественных заповедей, в исполнении которых христианин проходит скорбный и тернистый путь в своей духовной жизни – путь, где требуется прощать и молиться за обидчиков, любить врагов, бороться и смиряться с собственными немощами. Эти заповеди иногда кажутся крайне несправедливыми и жестокими по отношению к личной свободе и достоинству человека. Они часто выглядят унизительными и нелогичными в нашем житейском понимании. Бывает, что человек может переусердствовать в своих представлениях о Боге, и ему покажется, что «Бог, Который есть Любовь», не может заставлять людей унижаться, особенно когда человек чувствует всю несправедливость ситуации по отношению к себе, что Бог не может попускать, чтобы мы испытывали лишения, различные испытания и скорби. Но в этом случае нам нельзя забывать, что наш Господь не только есть Любовь, но и Врач, Который нас лечит: прижигает наши греховные раны, поит нас горькими снадобьями. Если мы по-настоящему считаем себя духовно больными, нам тогда удаётся до конца довериться и отдать себя в руки нашего Врача. Иначе мы будем всегда ворчать и считать ненужными для нас те или иные «процедуры» в виде искушений и скорбей, которые посылает нам Любящий и Премудрый Господь через людей или обстоятельства нашей жизни для врачевания больной души.
Какова же роль старшего сына в этой притче? Чем его поведение примечательно для нашего духовного опыта? Ведь именно к нему были обращены заключительные слова отца, в которых выражался призыв к состраданию и любви по отношению к вернувшемуся домой младшему сыну. Одновременно этими же словами отца Христос вразумлял фарисеев, осуждавших Его отношение к грешникам.
Николай Лосев. «Блудный сын». 1882 год. Холст, масло
Переплетение в человеке гордости и логического суждения о мире закрывают ему путь не только к любви, но и к вере. Как возможно поверить в то, что не согласуется с нашим сознанием, идёт вразрез с нашим обострённым чувством справедливости? Это внутреннее состояние начнёт отталкивать нас от того, что причиняет нам боль. Что же последует дальше в отношении старшего сына к отцу? Не перестанет ли он доверять ему? Захочет ли раскаяться в своём ожесточении и остаться со своим отцом или отвергнет его и уйдёт из дома, забрав часть наследства, подобно младшему сыну? Об этом Евангелие умалчивает. Но в другом месте Евангелия есть отрывок, приоткрывающий нам возможное продолжение событий из этой притчи, где Христос произносит следующие слова, обращаясь к фарисеям, уверенным в своей праведности и осуждающим грешников: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:31-32). Аминь.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Поучительные притчи с моралью о жизни, заставляющие задуматься над ошибками общества.
Притча про школу
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе.
Прошлое, настоящее или будущее?
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:
— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.
— Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.
— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом.
Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!
Читайте также: