Нравственный смысл рассказа притчи матренин двор кратко
Обновлено: 14.11.2024
(523 слова) Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» является автобиографичным: автору пришлось пережить незаконный арест, отсидеть долгие годы в тюрьме, подорвать здоровье на обязательных работах и увидеть изнанку советской деревни, которую так идеализировали власти. Это произведение повествует о жизни простого русского народа, о повседневном быте, о справедливости, добре, сострадании и, конечно же, о ежедневном труде жителей деревни, прозябающих в нищете. Проблематика известного рассказа Солженицына актуальна и сегодня, когда села вымирают от тех же социальных недугов, которые описал автор.
Не менее остро стоит проблема человеческого счастья. Каждый прожитый день героини наполнен страданием и разочарованием: боль и утрата в юности, частые недомогания и болезни, ежедневный тяжёлый труд. Вот какова судьба Матрены! Неудивительно, что от всех жизненных невзгод и проблем героиня находит утешение и облегчение в работе. Ничего другого просто нет. Но именно тяжкий труд и приводит героиню к смерти. Все же автор восхищается способностью Матрены отыскать счастье даже в горе и дарить его другим.
Проблема помощи и сострадания ближним является одной из основных в рассказе «Матренин двор». Смысл жизни Матрёны заключается в помощи и милосердии, однако ей самой помочь некому. Люди отворачиваются от нее, как будто получают нечто должное.
Также очень ярко в произведении Солженицын представлена проблема алчности. Жители села на первое место ставят материальные блага и ценности, нежели чистоту человеческой души и безвозмездный труд. Люди просто ослеплены жаждой наживы и не замечают истинных человеческих качеств.
Проблема равнодушия в рассказе тоже очень важна. Государство никак не облегчает жизнь крестьян, хотя исповедует социализм. Видимо, жизненные невзгоды и препятствия, по мнению чиновников, должны лишь закалять русского человека, делать его сильнее и выносливее. Но на деле ужасные условия труда способствуют распространению невежества, безнравственности, отчаяния.
Можно утверждать, что Солженицын в своём произведении мастерски описал особенности быта и нравов советской деревни. Создавая свой рассказ, писатель задумался, остались ли в людях такие качества, как верность, преданность, человечность и порядочность? Автор призывает каждого судить не по богатству и достижениям, а по искренним человеческим качествам. Над этим важным вопросом автор заставил подумать и читателей.
Критика
К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти
Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.
«Матрёнин двор» вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины двадцатого века и ярким примером творчества раннего Солженицына.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:
Похожая притча
Проблематика
Рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына раскрывает перед читателем страшную трагедию простой русской женщины, доброй, отзывчивой, любящей и никому не нужной.
Тяжелая женская доля одинокой пожилой Матрены – основная проблема, проходящая красной нитью через весь рассказ. Как и любая другая деревенская женщина, Матрена была замужем, шесть раз пыталась стать матерью, но у нее ничего не получилось, ни один ребенок не выжил. Даже эти страшные потери не смогли сломить русскую крестьянку Матрену, она по-прежнему настойчиво пыталась осчастливить хоть кого-то, пусть это и была в конце концов старая колченогая кошка.
Еще одна проблема, поднимаемая А. И. Солженицыным, непринятие обществом одной жертвы. Доя кого всю жизнь старалась Матрена? Муж ее не любил и постоянно изменял, соседка отзывается о ней плохо, родственники норовят растащить последнее добро, которое было в неказистой ее избушке. Сам рассказчик понимает, что она была простым и непонятым праведником только после того как женщина умерла.
Ее последнее старание помочь людям привело Матрену к гибели. Но кому и зачем нужна была эта жертва? Прежде всего самой Матрене. Она не умела жить по-другому и в этом трагедия ее маленькой никчемной жизни.
Долгие годы она работала на людей, не требуя за это никакой награды и считала, что только так жить правильно. Говорят, что на миру и смерть красна, то есть среди людей и умирать не страшно. Вот и Матрена по представлению автора не могла уйти в иной мир тих лежа в свое кровати. Она до последнего вздоха пыталась помочь людям, бросалась как мотылек на огонь и сгорела так же, как и он. Ив этом тоже можно отметить высокую и даже не понятную многим духовность главной героини.
Надо сказать, что она сама нисколько не пытается показаться идеальной или просто хорошей, а еще она понимает, что у каждого человека может быть внутренний мир, закрытый для других. И раскрывая собственную душу, не стремиться проникнуть в сущность других людей. Она никому не навязывает своего мнения и не стремится быть похожей на всех остальных. Ее устраивает все, бедная одежда, такое же жилище, постоянная нищета. Бескорыстно помогая многочисленной родне и соседям, Матрена делает это не из стяжательства или зависти, а просто по доброте душевной, которой у нее очень много.
Некоторые строки говорят о том, что даже сам автор удивляется своей героине и приглашает читателя разделить с ним это чувство.
Еще одной проблемой рассказа А. Солженицына является злобное, но серое и безликое по своей сути общество. Все те, кто окружают Матрену, не хотят признавать ее себе подобной. Она для них ничтожество, которым просто иногда можно пользоваться, и рассказчик дает читателю понять, что на самом деле это страшно, потому что ведет к одиночеству среди людей.
Эта проблема маленького человека не нова в литературе, но Солженицын один из первых описал трагедию именно женщины, простой труженицы, крестьянки, не возвышенной и мечтательной, а приземленной, реальной.
Не мог А. И. Солженицын обойти стороной и проблему отношения государства и отдельно взятого человека. И если знать биографию писателя, то выбор этой проблемы становится понятным и очевидным. Никогда государственный механизм не остановится ради судьбы незаметной песчинки – человека, женщина это, мужчина или даже ребенок.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что основной проблемой рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» является противопоставление одинокой женской доли жестокому и безнравственному обществу. Также подсвечены проблемы ненужного самопожертвования, нежелания становиться одним из огромной серой массы, противопоставления себя государству.
Для женщины Матрены ее двор был тем самым добрым мирком, без которого она себя не представляла, может быть поэтому ее гибель была оправдана и понятна, ведь жить без своего дома она не могла, причем не столько в физическом, сколько в духовном смысле.
А.И. Солженицын писал о том, что прочувствовал сам, может быть именно поэтому его произведения настолько пропитаны реализмом, что невольно содрогаешься, представляя мир, в котором живешь.
История создания
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.
Композиция и конфликт
Рассказ делится на три главы.
- Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
- Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
- Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.
Похожая притча
Анализ
История создания
Литературное направление и жанр
Такой жанр позволяет существенно обогатить описание героев, продемонстрировав нам не только судьбу самого героя в самый сложный момент развития, но и уделить большое внимание родному отечеству героини, родной земле.
Сюжет и композиция
Великий и могучий русский язык, а точнее особый русский говор привёл нашего рассказчика в деревню, в которой происходит место действия. Сам сюжет описывает нам жизнь Матрёны Григорьевны, судьба которой становится нам известной от неё самоё. Хоть некоторые подробности женщина сама рассказывает герою, больше всего о ней рассказчик узнаёт благодаря своим собственным наблюдениям, а не словам молчаливой героини рассказа.
Проблематика и анализ
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Направление и жанр
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.
Похожая притча
Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
Чему учит?
Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.
Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».
Проблемы
Основная идея
Читайте также: