Методика преподавания произведения в жанре притчи

Обновлено: 22.12.2024

В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. На уроках литературы без излишней морализации и назидания, просто и доступно можно получить ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?». Только выразительное чтение поэтических произведений, глубокий, осмысленный анализ текста, помогает приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять и почувствовать «созвучье слов живых», испытать от этого эстетическое наслаждение – все это и создает речевую среду, которая способствует проявлению и развитию индивидуальности ученика, воспитанию нравственных качеств.

Одним из успешных методов работы на уроках считаю использование притчи как благодатного материала для развития речи учащихся, воспитания духовно-нравственных ценностей. Именно этот жанр поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах (Большой справочник школьника. -М.:Дорфа,2001)

Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы рассматриваются в произведении – загадке, на которую нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с автором.

При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Способы использования притч в учебном процессе :

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.

Сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения);
Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Определение ценностей, которые отражает притча.

Описанные приёмы работы с притчей развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков. Кроме того данная работа готовит девятиклассников к написанию изложения и сочинения.

Восточная притча «Всё оставляет свой след» учит детей таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте. Текст притчи можно заменить коротким видеофильмом, что сделает урок интереснее, нагляднее, ученикам становится проще представить какую-либо ситуацию. Данное произведение можно использовать в качестве своеобразного зачина на уроках литературы в среднем звене, а также при подготовке к сочинению-рассуждению (15.3) ОГЭ. К прослушанной притче предлагается система вопросов и заданий:


1.Выразительное чтение притчи
2. Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание)
3.О чём эта притча?
4.Как вы понимаете выражение «шрам останется»?
5. Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите.

6. Составьте памятку для сверстников на тему «Правила общения»

При изучении рассказа К. Паустовского «Телеграмма» урок начинаем с составления кластера к слову «МАМА» Этот прием способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства, читаем стихи о маме, говорим о нравственном долге перед родителями и, конечно же, слушаем притчу.

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда же ты деваешь свое богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами.

Разбираясь в прочитанном, вместе с ребятами ищем ответы на вопросы:

О каком долге говорится в притче?

Какую роль в понимании душевного состояния героини играет эпизод "Катерина Петровна в саду?" Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет?

Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери?

Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?

Почему дочь так безразлична к матери?

Анализируя сцены покаяния героини рассказа Насти, обращаемся к пятой заповеди Божией из Библии: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле". Знакомство с библейской заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это художественное произведение.

Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле.

Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Необходимо объяснить ученикам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Изучая рассказ Е. Носова «Трудный хлеб», обращаем внимание на диалог героев, выделяем ключевые слова, помогающие раскрыть авторский замысел, тем самым учимся переживать и сострадать, а в финале урока читаем «Притчу о щенке», которая никого не оставляет равнодушным. Как один из вариантов домашнего задания уместно предложить учащимся написать письмо хозяину собаки. Из опыта знаю: после осмысленного чтения текста рассказа и притчи трудностей с выполнением подобного задания у детей не возникает.

Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А.С. Пушкин "Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? Именно на такие вопросы ищем ответы с шестиклассниками, а найти правильные ориентиры помогает «Притча о блудном сыне».

Часто сюжеты притч вводятся в ткань литературного произведения. Соединение универсального смысла притчи с конкретными событиями поднимает описание на более высокий, философский уровень. Так, притча об орле и вороне, рассказываемая Пугачевым, помогает ученикам понять его собственную судьбу, а также выявляет в дальнейшем высокие нравственные качества Петра Гринёва. В « Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского евангельская притча об умершем и воскресшем Лазаре, прочитанная Соней Мармеладовой, указывает Родиону Раскольникову правильный путь покаяния, нравственного возрождения героя.

По мнению Астафьева, у каждого человека есть «потребность в задушевной беседе, как и склонность к вечной думе о смысле жизни». Говоря о духовно-нравственном воспитании школьников, нельзя забывать о жанрах художественной литературы, имеющих притчевое начало: короткие рассказы, философские миниатюры, стихотворения в прозе, очерки, лирические записи. При всех различиях стиля, взглядов писателей, эпохи, трактовки жанра, предлагаемые для чтения и изучения произведения, имеют следующие особенности притчевого характера: иносказательная форма; широта обобщения; значимость заключенной в притче идеи; отсутствие обрисовки характеров, указаний на место и время действий, показа явлений в развитии; предельная заостренность главной мысли, выразительность и экспрессивность языка; в большинстве случаев - прямая автобиографичность, рассказ от первого лица; дневниковость, носящая исповедальный характер; философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью.

Похожая притча

Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности

изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч, используемых на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

- познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»

-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа

-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе

Притча – это короткий рассказ, который содержит какое-либо нравоучение в иносказательной форме.

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Притча - рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение, поучение в примере. Малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Свойства притчи:

  • мудрость,
  • долголетие,
  • любовь к ближнему,
  • усердие, самообладание,
  • разумное пользование
  • богатством,
  • сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей,
  • милосердие,
  • выбор друзей,
  • трудолюбие, честность,
  • непримиримость ко злу.
  • краткость,
  • не требует доказательств,
  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  • дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность..
  • осуждается не человек, а порок,
  • строится на сравнении,
  • предполагает мыслительную деятельность.

Способы использования притч в учебном процессе

Притча для детей и взрослых «Совесть без муки»

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла? Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Похожая притча

презентация рассказывает о притче как жанре, знакомит с особенностями и отличиями притчи от других, схожих жанров, прослеживает путь притчи в веках, показывает роль в воспитании Человека.

На уроке использована ТКМЧП. Учащиеся обращаются к знаниям, полученным в 5 классе при знакомстве с Библией.

Также рассматривается притчи в произведениях художественной литературы и в произведениях живописи.

Цель нашего урока – выявить жанровые особенности притчи.

Для этого нам нужно:

определить, чем притча отличается от других, схожих жанров;

проследить путь притчи в веках;

выяснить, какую роль играют притчи в воспитании Человека.

Притча - небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Содержимое разработки

Цель нашего урока – выявить жанровые особенности притчи.

Для этого нам нужно:

внешний план

Иносказание

внутренний план

тайный смысл

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

И. С. Тургенев «Нищий»

Басня

Притча

тайный смысл

Философские раздумья человека о себе и о жизни

Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости

«Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».

Средневековый сирийский историк

Питер Брейгель «Притча о слепых» (16 век)

-82%

Похожая притча

Выступления на МО учителей ОРКСЭ по теме "Активные методы обучения на уроках ОРКСЭ".

Просмотр содержимого документа
«Притчи-как один из активных методов обучения на уроках ОРКСЭ»

Притчи - как один из активных методов работы на уроках ОРКСЭ.

Одной из форм работы на уроке ОРКСЭ является знакомство и работа с притчами. «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость.

В силу своей специфики притчи являются важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ.

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь. Притчей называются близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Свойства притчи:

2. Не требует доказательств.

3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,.

4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

5. Строится на сравнении.

6. Предполагает мыслительную деятельность.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности.

Способы использования притч в учебном процессе:

* Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

* Придумать название притчи.

* Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

* Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.

* Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

* Подбор пословиц, поговорок.

* Сравнение с басней (определить).

* Найти или предложить вставить пропущенные слова.

* Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

* Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

* Определение ценностей, которые отражает притча.


Приведу пример работы с притчами.

1. Притча «Два волка» задание для 1 группы
(Урок по теме: «Свобода и моральный выбор»)
1) Знакомство с притчей. Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята читают ее про себя, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог, читает притчу заново вслух.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2) Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история? Как вы поняли, о чем она?

- C чем сравнивает старик внутренний мир человека? - Что представляет собой каждый волк? - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? - В чём нравственный урок притчи? - Какое название можно придумать к этой истории? (Далее педагог раскрывает истинное название притчи). Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом.
2. (2 группа). Придумать окончание притчи.

Когда на уроке мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, можно начать с притчи о счастье.

Притча о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …Нужно продолжить эту историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей. Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

3. (3 группа) Определите тему, подберите пословицы, которые подходят к теме притчи?

Совесть без муки

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Читайте также: