Кто выше богов японская притча

Обновлено: 21.12.2024

Расскажу мудрую притчу о том, как нужно реагировать на хамство и грубость. Это всё негатив, который не дает роста, а разрушает. Как же быть? Не отвечать? Тогда хамство и грубость будут процветать. Отреагировать? Это напрашиваться.

Япония - это интересные традиции, красивые девушки и мудрые притчи. Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License Япония - это интересные традиции, красивые девушки и мудрые притчи. Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License

Прочитайте японскую притчу и вы поймете, как правильно себя вести.

Один опытный и мудрый самурай набрал себе учеников, чтобы передать им все свои знания и умения. Среди молодых людей был один парень – очень дерзкий и задиристый. Он считал себя лучше других. И занимался одной штукой: обзывал и оскорблял других.

Обычно его вызывали на поединок. Но парень пользовался такой штукой, которая у него всегда работала: его соперники гневались и допускали ошибки. Поэтому проигрывали. Парень всегда побеждал и еще больше гордился собой.

Однажды он осмелился вызвать мастера на бой. Но тот отказался. Парень разгневался и больше не появлялся на занятиях.

Остальные ученики его спросили: почему ты не стал сражаться с этим парнем? И почему он убежал?

Учитель улыбнулся и ответил:

- Я отношусь к таким вызовам, к хамству, к злобе, как к подарку, который я не могу принять. А если я не могу взять этот подарок, то кому он достанется? Он ушел, потому что проиграл. Не в бою, а без него.

Это единственно-правильный подход, который можно и нужно использовать. Не принимайте негатив на свой счет. Оставляйте его у того, кто вам его хочет «вручить».

Подписывайтесь на канал ! Здесь всё позитивно. Рассказываю, как расти и не принимать для себе негативных подарков. И забирайте тут мой бесплатный денежный тренинг. На нем ещё больше мудрых вещей, интересных идей, которые помогают совершенствоваться по 8 секторам жизни и богатеть.

Похожая притча

Чужой компьютер

Сергей Ежов

перейти к странице

Сергей Ежов запись закреплена

Кто выше богов? (японская притча)

Похожая притча

вернуться к странице

Кто выше богов?
(японская притча)

Однажды владетельный даймё решил пройтись по улицам своего города. Все люди, которых он встречал на своём пути, низко кланялись ему и уступали дорогу. И вдруг даймё увидел какого-то нищего оборванца, который и не думал склонять перед ним голову и уступать дорогу.

Недовольный и разгневанный, даймё со своей охраной приблизился к нищему и воскликнул:

– Я не кланяюсь тебе, потому что я выше тебя, – спокойно ответил нищий.

Тогда нищий сказал:

– Скажи мне, владетельный даймё: кто выше, чем хозяин города?

– Выше хозяина города - повелитель провинции.

– А выше повелителя провинции?

– А выше правителя страны?

– А кто выше богов? – не унимался нищий.

– Никто не выше богов, – твёрдо ответил даймё.

Тогда нищий вздохнул и сказал:

Похожая притча

Притчи как жанр переживают настоящее возрождение. Оказалось, что именно сейчас возникла необходимость в чтении небольших историй, каждая из которых по силе воздействия равна серьезному роману. В этой книге вы найдете лучшие притчи за всю мировую историю, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни философия, ни наука, ни религия. На первый взгляд простые рассказы на самом деле могут совершить чудесное превращение в каждом.

Оглавление

  • Китайские притчи
  • Персидские притчи
  • Ассирийские притчи
  • Японские притчи
  • Греческие притчи
  • Библейские притчи
  • Конфуцианские притчи
  • Ведические притчи

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Гора Обасутэ

Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.

Старики при встрече приветствовали друг друга:

— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору Обасутэ.

— Вот как? Значит, вместе пойдем, и мне пора. Но вот что случилось однажды на рассвете.

Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжелую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.

Оглянулся он и спросил:

— Что делает наш отец?

— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.

— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдем домой?

Старик ответил так:

В далеких горах

Ветками путь отмечу.

Ради любимых детей,

Что покидают меня.

И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.

Обасутэ прячется в самой глубине гор. Братья добрели туда к вечеру, сказать по правде, с легким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.

Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.

— Идти назад тем же путем скучновато.

— Правда твоя, ничего нового не увидим.

— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы куда глаза глядят. Все равно выйдем к деревне.

Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.

— Вернемся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдем верную дорогу. Он ведь оставлял заметы по пути, — взмолился младший брат.

Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.

— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.

Взошла луна и осветила темную чашу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.

— Что с вами случилось, дети мои?

— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.

Отец показал пальцем на тропинку:

— Вот идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.

— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.

— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждет суровая кара.

Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твердо стояли на своем. Они понесли отца против его воли.

Дома братья поспешили вырыть под полом глубокий подвал и спрятали там своего отца. Каждый день они приносили еду своему отцу и беседовали с ним.

Так прошло больше года. Вдруг от имени князя объявили указ: «Приказываю свить веревку из пепла, коли найдется такой умелец». Люди в княжеских владениях вконец измучились, пробовали и так и этак, но все без толку: никто не смог свить веревку из пепла. Братья рассказали об этом своему старику-отцу.

— А ведь дело-то нехитрое. Вымочите солому в соленой воде и свейте жгутом, а как высохнет, сожгите на огне, — посоветовал старик.

Сделали братья, как он сказал, и правда, получилась у них веревка из пепла.

Князь похвалил братьев, но задал им новую задачу:

— Коли вы такие хитрые, продерните нить сквозь большую морскую раковину, да так, чтобы прошла внутри по всем завиткам.

Опечалились братья и поспешили к отцу за советом.

— Вот оно как, — призадумался отец, а поразмыслив, сказал сыновьям: — Принеси-ка ты муравья, а ты — длинную нитку и горсточку рисинок.

Принесли сыновья, что велено. Старик привязал нитку к муравью и впустил его в глубь витой раковины, просверлив отверстие на верхушке. Потом повернул раковину открытой стороной к свету и насыпал рисинок. Муравей скоро выполз к приманке, а по дороге продернул нить сквозь все завитки.

Князь остался очень доволен:

— Хотел я узнать, сколь умны люди в моих владениях. Теперь душа моя спокойна. Но скажите мне, сами ли вы догадались, или кто другой научил вас?

Братья поведали обо всем без утайки.

— Поистине старые люди — кладезь премудрости! — воскликнул князь и немедля отдал указ, чтобы стариков отныне не оставляли в горах на погибель. А братьев богато одарил.

Радостные вернулись братья домой. С тех пор они не таясь, без всякой боязни содержали своего отца в доме и заботились о нем.

Разница в возрасте

Давным-давно жил в столице один сват. Целыми днями подыскивал он женихов и невест.

Однажды он просватал пятнадцатилетнюю девушку за тридцатипятилетнего мужчину, скрыв его возраст. Но родители невесты вскоре прослышали, что жених стар.

— Мы ни за что не отдадим дочь: ведь между возрастом жениха и невесты двадцать лет разницы, — сказали они.

Что мог поделать сват? Он решил пожаловаться судье. Судья вызвал обе стороны и спросил родителей девушки:

— Вы дали слово, по какой же причине теперь отказываетесь?

— Сват обманул нас: жених на двадцать лет старше невесты, поэтому мы не согласны. Мы бы отдали ее, если бы он был хотя бы только вдвое старше ее.

— Пусть будет, как вы хотите. Отдайте ему свою дочь через пять лет. Жених обязан это время подождать. Тогда ему исполнится сорок, а ей — двадцать, и жених будет старше невесты как раз вдвое.

Так порешил судья, и обе стороны с извинениями удалились.

Ад и Рай

Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле Ад и Рай?

— Кто ты? — спросил Хакуин.

— Самурай, — ответил воин.

— Это ты — самурай? — воскликнул Хакуин. — Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!

Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжал:

— А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь.

Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:

— Вот так открываются двери Ада.

Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.

— А так открываются двери Рая, — сказал Хакуин.

Рука судьбы

Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:

— Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — проиграем сражение.

Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.

— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.

— Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с двумя гербами на обеих сторонах.

Притча о великом мастере Идзуми Миямото Мусаси

Путешествуя, Мусаси забрел на постоялый двор. Усевшись в углу, он положил рядом меч и заказал обед. Вскоре в комнату ввалилась подвыпившая компания. Пришельцы были с ног до головы увешаны оружием и выглядели разбойниками с большой дороги. Приметив одинокого посетителя и его великолепный меч в драгоценных ножнах, бродяги сбились в кучу и принялись шептаться. Тогда Мусаси спокойно взял палочки для еды и четырьмя уверенными движениями поймал четырех жужжавших над столиком мух. Бродяги, видевшие эту сцену, бросились наутек, отвешивая низкие поклоны.

Как сороконожку за лекарем посылали

В старину, далекую старину, как-то раз под вечер шло у цикад большое веселье.

Вдруг одна из них жалобно заверещала:

— Ой, больно! Ой, не могу! Ой, голову ломит!

Поднялся переполох. Решили цикады скорее послать за лекарем. Тут заспорили они между собой:

— Пошлем ту, нет, лучше эту…

А самая старая и мудрая цикада посоветовала:

— Надо сороконожку послать. У нее ног много, она скорее всех добежит.

Попросили цикады сороконожку сбегать за лекарем, а сами стрекочут возле больной:

— Потерпи немного, потерпи, потерпи!

Стонет больная, а лекаря все нет как нет. «Где же наша сороконожка? Отчего она до сих пор лекаря не привела?» — тревожатся цикады. Пошли они посмотреть, не вернулась ли сороконожка к себе домой. Видят: сидит сороконожка, обливаясь потом, на пороге своего домика, а перед ней — ворох соломенных сандалий.

Спрашивают ее цикады:

— Что же лекарь так долго не идет?

А сороконожка в ответ:

— Не видите разве, я спешу изо всех сил. Как раз двадцать первую ногу обуваю. Надену сандалии на все свои ноги и сразу же побегу за лекарем.

Тут только догадались цикады, что сороконожка еще только обувается в дорогу. Хорошо, что больная тем временем и без лекаря выздоровела.

Недаром старики говорят: «Первым добежит не тот, кто быстрее всех бегает, а тот, кто скорее всех в дорогу соберется».

Истинная экономия

Это было в эпоху Камакура (эпоха Камакура — название периода в истории Японии, конец XII — середина XIV в). Один чиновник переправлялся однажды ночью через реку Намэри, и его слуга нечаянно уронил в воду десять мон (мон — мелкая монета, грош).

Чиновник немедля приказал нанять людей, зажечь факелы и отыскать все деньги. Некий человек, глядя на это со стороны, заметил:

— Печалясь о десяти монах, он покупает факелы, нанимает людей. Ведь это обойдется гораздо дороже десяти мон.

Услышав эти слова, чиновник сказал:

— Да, некоторые думают так. Многие жадничают во имя экономии. Но потраченные деньги не пропадают: они продолжают ходить по свету. Другое дело, десять мон, которые утонули в реке: если мы их сейчас не подберем, они будут навсегда потеряны для мира.

Чье сокровище лучше

Некий князь имел множество диковинных сокровищ. Чего только у него не было: и рога бородатого льва, и рыбий пуп, и веер тэнгу, и даже набедренная повязка бога грома Каминарисама!

Князь очень гордился своими сокровищами. Но предметом его особой гордости был золотой петух. Хотя он и был сделан из золота, выглядел петух совсем как настоящий. Каждый день, едва лишь начинало светать, он выкрикивал три раза: «Кукареку!»

Самым большим наслаждением для князя было время от времени вынимать свои сокровища и рассматривать их. Драгоценностями, которые ему особенно нравились, он никогда не уставал любоваться.

Было у князя восемь главных слуг, и каждый из них, как и подобало княжеским слугам, тоже имел свое сокровище — какую-нибудь редкость, которой гордился.

И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им:

— Вот что: завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ. Приходите все в замок со своими драгоценностями. Тот, чье сокровище окажется лучшим, получит щедрую награду.

— «Смотр сокровищ»! Вот интересно!

— Награду получу я!

Так переговариваясь, разошлись они по домам.

Наступил вечер следующего дня. Князь достал золотого петуха и стал ждать слуг с их редкостями.

Вскоре появился первый слуга. Он принес свое сокровище — «глаз дракона».

Второй слуга принес маленький череп.

— Вот череп теленка, — самодовольно сказал он.

Третий слуга принес ведьмин фонарь. Четвертый — желудок барсука. Пятый — ботинки для воробья. Шестой — крылья и лапки голубя-вертуна. Седьмой — искусственное ухо для глухого.

Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

— Где же он? Что с ним приключилось?

— Ему, наверное, нечего показать!

— Поэтому он и не пришел! Жаль, но… Пока семеро слуг вели такой разговор, появился восьмой слуга. Он почтительно поклонился князю.

— Я опоздал, нет у меня никакого оправдания.

— Потом будешь извиняться. Покажи скорее, какое сокровище ты принес?

— Да, да… Только у меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным. Я не знал, что мне принести сегодня вечером, и взял с собой сокровище самое обыкновенное.

— Хо! Обыкновенное сокровище? Что это еще такое? Показывай скорее!

— Я оставил его перед воротами замка.

— Что же ты, иди скорей за ним!

Восьмой слуга пошел и сразу же вернулся со своим сокровищем. Это были четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.

Весь большой зал посветлел от сияния оживленных детских лиц. А золотой петух князя и диковинки его слуг сразу потускнели.

— М-да… — вздохнув, заговорил князь, — в самом деле, это замечательное сокровище. Прекрасные дети! Чего уж, обыкновенное, — а рядом с ними наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть первое сокровище Японии — дети. Ты победил. Первая награда принадлежит тебе. Поздравляю! Поздравляю!

Услышали другие слуги слова князя, и им стало стыдно. Низко опустили они головы и долго не поднимали их.

Лучший день недели

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, какой день недели самый благоприятный?

— День? — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем.

— А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.

— Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.

— И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал:

— Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.

— Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник.

Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти все правильно. А потом один из них спросил:

— Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ, и сделал ему знак рукой:

— Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

Борьба с привидениями

Молодая женщина тяжело болела и, собравшись умирать, сказала мужу: «Я так тебя люблю, что не хочу тебя покидать. Не уходи от меня к другой женщине. Если ты это сделаешь, я буду возвращаться к тебе привидением и постоянно тебя тревожить».

Вскоре она оставила этот мир. Три месяца соблюдал муж ее последнюю волю, но потом встретил другую женщину и полюбил ее. Они решили пожениться.

Сразу после помолвки к вдовцу стало являться привидение жены. Каждую ночь она упрекала за то, что он не держит слова. Вдобавок она оказалась прозорливой: точно перечисляла ему все, что происходило между ним и его новой возлюбленной. Когда бы он ни дарил невесте подарок, она точно описывала его. Привидение даже повторяло разговоры между ними, и это так раздражало вдовца, что он не мог спать. Кто-то подсказал ему обратиться к мастеру дзен, жившему неподалеку от деревни. Наконец, отчаявшись, несчастный вдовец отправился к нему за помощью.

— Значит, твоя бывшая жена стала привидением и знает все, что ты делаешь, — заключил мастер. — Что говоришь, что даришь любимой — все знает она. Она должна быть очень знающим привидением. Таким привидением гордиться нужно. Как только она появится, заключи с ней договор. Скажи, что раз она все знает и от нее ничего не скрыть, то — если она сумеет ответить тебе на один вопрос — ты обещаешь расторгнуть помолвку и остаться одиноким.

— Какой же вопрос я должен задать? — спросил тот. Монах ответил:

— Возьми полную горсть соевых бобов и спроси ее, сколько именно бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то ты поймешь, что она всего лишь плод твоего воображения и больше тебя беспокоить не будет.

Едва только явился дух жены, вдовец польстил ей, сказав, что она знает все.

— И в самом деле, — отвечало привидение, — знаю и то, что ты сегодня был у мастера дзен.

— Ну, если ты столько знаешь, скажи-ка, сколько бобов у меня в руке, — потребовал вдовец.

Похожая притча

Есть два решения данной задачи.

Для начала внесем понятие слова Бог: Во первых он всемогущ и во вторых всеведущ.

Первое решение простое.

Создавая неподъёмный камень бог теряет свой первый атрибут, а именно всемогущество, следовательно он перестаёт быть богом. Если бог перестал быть богом, то существование неподъёмного камня никакого парадокса за собой не являет.

Можно, кстати, вывести красивую концепцию о том, что весь наш мир является тем самым неподъёмным камнем, и создав его творец отрёкся от своей силы и ушёл на покой.

Второе решение, более сложное, но более элегантное. Оно действует в том случае, если к всемогуществу и всеведению мы добавляем также и “вечность”, т.е. неотчуждаемость двух первых характеристик.

Бог всемогущ. Следовательно, он может совершить любое действие, которое пожелает. Желания бога всегда совпадают с его возможностями, а возможности – с желаниями. Бог всеведущ, он знает прошлое и будущее и существует во всех временах одновременно, следовательно его истинные желания неизменны (ситуации когда бог меняет гнев на милость, спорит с человеком и т.д. – не более чем игра со смертным). Создавая неподъёмный камень бог тем самым уже изъявляет желание никогда его не поднимать, бог всемогущ, и его желание никогда не может быть нарушено. Бог не будет пытаться поднимать камень, покуда он сохраняет всемогущество, а его всемогущество вечно.

Следовательно никакого парадокса нет.

И всё же, какой вывод можно сделать об этом древнем парадоксе, над которым размышляли такие философы как Августин, Фома Аквин, Декарт и, бог знает, кто ещё? Прежде всего то, что парадокс не обязательно должен иметь решение. Сам парадокс с загвосткой, Но он очень глубокий - по содержанию, которое однако, в нем не заложено, а намечено. Точнее было бы сказать, что парадокс наталкивает на очень важные выводы о всемогуществе.

Данный материал был взят с всемирной паутины. Мне было очень интересно обсудить с вами данный парадокс, надеюсь вы тоже поделитесь своими мыслями в комментариях, мне будет очень интересно их почитать и даже ответить, спасибо за просмотр данного видеоролика.

А так же рекомендую посмотреть мое прошлое видео о парадоксе корабля Тесея, И о парадоксе лжеца.

Читайте также: