Кто котов милует сам помилован будет притча

Обновлено: 14.11.2024

Дело в том, что в священном писании нет таких слов. То место, на которое ссылаются авторы православия.ру выглядит так: «Праведник милует души скотов своих, утробы же нечестивых немилостивы» (прит.12:10)

Между тем не только от владыки Лонгина, но и от других священнослужителей приходилось слышать это изречение, однако непонятно откуда оно изначально взялось. И хотя оно по звучанию похоже на цитату из притчей Соломоновых, но смысл в ней несколько иной. Если в писании указывается на милосердие, как на свойство праведника, то есть человека, исполняющего заповеди, и неспособность к милосердию нечестивого, то в «народной версии» выражается похвала некоему человеку именно за то, что он милует скотов, при этом не уточняется, что это за человек, праведный или нечестивый. Вообще много ведь есть людей, которые милуют скотов и очень любят животных, иногда даже больше, чем людей, но при этом все остальные заповеди не исполняют совсем. Не думаю, что в таком случае к ним относится определение блаженнный.

Старец Серафим

Схиархимандрит отец Серафим (Соболев +2000) лет сорок жил и служил на Троещине, когда здесь была деревня и еще не шагнул сюда небоскребами жилой киевский массив. Старец незадолго до смерти выстроил огромный Троицкий собор, а сам продолжал служить в маленьком деревянном храме, увитом виноградом, садовыми деревьями.

Блаженный батюшка пользовался огромным авторитетом у верующих, слыл за прозорливого, опытного духовника и молитвенника. Помнится, как ходил он по Лавре вначале 90-х и приговаривал, показывая на два священнических креста на груди: «Кто купит, православные, на строительство храма?!»

Он продал квартиру в советское время и деньги перевел в Фонд мира. Потомственный дворянин, киевлянин, родившийся на древней улочке Трехсвятительской, недалеко от Софии Киевской, добровольцем ушел на фронт и был тяжело ранен в спину и голову при обороне столицы Украины. Умирая в госпитале, дал обет: «Выживу – стану священником». Выжил и стал священником. В советское время построил два храма, писал иконы и церковную музыку, окормлял тайно киевскую интеллигенцию и простых людей.

Но еще старец всю жизнь спасал животных. На церковном подворье стояли будочки, в его домике благоденствовали бесчисленные коты. Люди, знающие о «добром старце», то и дело подбрасывали щенков и котят. И часто можно было видеть, как за отцом Серафимом (до схимы – Пименом) шествовала вереница любвеобильных дворняжек.

Кое-кто нарекал: «Тут храм и собаки! Прямо зверинец какой-то». А старец кротко отвечал: «Ну да, меня ругают. И даже архиерей замечание делал. Да куда их подевать?» И взял на руки пушистого котенка: «Ну, куда я его выкину?» «Батюшка, они ж нечистые», – заметил кто-то из присутствующих.

«Кто знает, кто из нас чистый и нечистый? – ответствовал старец. – А Бог заповедовал любить тварь Его, жалеть, ибо они из-за нас вот так страдают, грешных… Откройте Библию, там написано: “Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною” (Пс. 49). А премудрый Соломон сказал: “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Притч. 12:10)…»

Уже 17 лет нет старца, похоронен он рядом со своим храмом. У могилки всегда народ Божий. И четвероногие питомцы.

Похожая притча

Чело­веку свой­ственно забо­титься о бра­тьях своих мень­ших. Но нет-нет да и спро­сит кто-нибудь: есть ли спе­ци­аль­ные часовни, где можно молиться о наших верных дру­зьях — живот­ных? Они, мол, всю свою жизнь посвя­тили, служа нам своей вер­но­стью и доб­ро­той. Тут можно бы отве­тить кратко, дескать, таких часо­вен, где можно «помя­нуть» живот­ных, нет. Но сама поста­новка вопроса застав­ляет заду­маться: а что стоит за столь невер­ным пони­ма­нием пред­на­зна­че­ния живот­ных для чело­века?

Кто такие эти догхантеры?

Как поясняет «Википедия», «“охотники на собак” – от англ. dog + hunters, также догкиллеры – название лиц, которые по собственной инициативе занимаются умерщвлением безнадзорных собак в населенных пунктах». Оказывается, эти борцы за антисанитарию имеют свой сайт, где размещают видео с убийством бездомных животных разными способами, в том числе и разбрасыванием отравленных кусочков мяса.

Мой верный фоксик, проживший десять лет в семье, любимец детей и внуков, погиб недавно как раз от отравления таким вот кусочком. Нас не было дома, посещали храм, а он кричал и звал на помощь, перевернул вазоны на подоконнике и умер посреди комнаты. Внуки плакали, и я тоже прослезился, когда соседи рассказали, как уходил наш дружок…

Бездомные животные – проблема в городе. Но вот девушка Вита, приютившая дворняжку Эльзу, живущая по соседству, тоже волонтер (догхантеры именуют себя таковыми), только она спасает животных, возит их в питомник, дает заявки и платит деньги за их стерилизацию. Эту работу должны выполнять государство, мэрия, но где тут до собак и кошек! Не до жиру, быть бы живу.

Похожая притча

1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч.28:1 . Нечестивый бежит, когда никто не гонит­ся за ним; а праведник смел, как лев.

Притч.28:2 . Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при ра­зу­мном и зна­ю­щем муже она долговечна.

Притч.28:3 . Человек бедный и при­тесня­ю­щий слабых то же, что про­ливной дождь, смыва­ю­щий хлеб.

Притч.28:4 . Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюда­ю­щие закон негодуют на них.

Притч.28:5 . Злые люди не ра­зу­меют справедливости, а ищущие Го­с­по­да ра­зу­меют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36 ; Втор 28.25 ). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20 ).

Притч.28:6 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч.28:7 . Хранящий закон – сын ра­зу­мный, а зна­ю­щийся с расточителями срамит отца своего.

Притч.28:8 . Умножа­ю­щий име­ние свое ростом и лихвою соберет его для бла­го­творителя бедных.

Притч.28:9 . Кто откло­няет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.

Притч.28:10 . Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч.28:11 . Человек богатый – мудрец в глазах сво­их, но умный бедняк обличит его.

Притч.28:12 . Когда торже­с­т­ву­ют праведники, великая слава, но когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1 ; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3 ; ст. 8 сн. Притч 13.22 ; Иов 27.16–17 ; ст. 9 сн. Притч 15.8 ; ст. 10 сн. Притч 26.27 ; ст. 11 сн. Притч 26.16 . Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2 .

Притч.28:13 . Скрыва­ю­щий свои преступле­ния не будет иметь успеха; а кто сознает­ся и оставляет их, тот будет по­милован.

Притч.28:14 . Блажен человек, который всегда пре­бывает в бла­го­гове­нии; а кто ожесточает сердце свое, тот по­падет в беду.

Притч.28:15 . Как рыка­ю­щий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч.28:16 . Нера­зу­мный правитель много делает при­тесне­ний, а не­на­видящий корысть про­должит дни.

Притч.28:17 . Человек, виновный в про­литии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч.28:18 . Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету ( Пс 31.5; I Ин 1.9 ) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч.28:19 . Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праз­дным, тот насытит­ся нищетою.

Притч.28:20 . Верный человек богат благо­слове­ниями, а кто спешит раз­богатеть, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным.

Притч.28:21 . Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч.28:22 . Спешит к богат­с­т­ву завистливый человек, и не думает, что нищета по­стигнет его.

Притч.28:23 . Облича­ю­щий человека найдет по­сле бóльшую при­язнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч.28:24 . Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.

Притч.28:25 . Надмен­ный раз­жигает ссору, а надеющийся на Го­с­по­да будет бла­го­ден­ство­вать.

Притч.28:26 . Кто надеет­ся на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч.28:27 . Да­ю­щий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много про­клятий.

Притч.28:28 . Когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся, а когда они падают, умножают­ся праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

Похожая притча

Может, не вовремя и некстати писать вдруг о животных, о наших четвероногих друзьях.

В день Благовещения выпускали птиц из клеток на волю. Этот старинный обряд символизирует в день Благовещения Архангелом Гавриилом Девы Марии начало нашего спасения, освобождение от греха и вечной смерти.

И вспомнился ослик, на котором в день Вербного Воскресения Господь въезжал в Иерусалим, и слова Христа о птицах, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; о Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26), и та заблудшая овца, которую потерял пастух и радовался более чем о 99 уцелевших (Мф. 18:12, 13), и снова-таки – осел, упавший в ров в субботу – из притчи евангельской (Лк. 14:5).

А потом мысль побежала по библейским историям: голодные львы в темнице, кротко лежащие у ног святого Даниила, и житийные медведи, которых кормил из рук прп. Серафим и прп. Сергий. И умилительный рассказ о прп. Ниле, которому до смерти служил лев в пустыне, носил воду в монастырь и умер на могиле любимого хозяина. И снова-таки – лев, вырывший могилу прп. Марии Египетской и кротко ушедший восвояси на глазах удивленного старца Зосимы…

Во всех этих эпизодах – любовь к твари Божией, которая, по слову апостола, поныне за грехи человеческие «стенает и мучится»… И служит людям, и платит верностью и любовью.
О собаках в Священном Писании почти не упоминается, разве что в притче о страдающем Лазаре у врат богача, которому псы лизали раны, очевидно, сострадая несчастному праведнику, да о том, что и «псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27).

Человек любит животных, часто даже слишком, подменяя «любовь» к обожаемым питомцам элементарной заботой о ближнем, когда покупает дорогостоящий корм или тратит доллары за собачью стрижку, а голодного соседа не замечает…

Выгуливая своего нового дворового песика, я увидел надпись у спортплощадки: «Собак не выгуливать! Иначе будут задействованы догхантеры!»

Молясь о здра­вии Мур­зика

Часто наблю­да­е­мую при­вя­зан­ность людей к живот­ным, дохо­дя­щую иногда до дружбы с ними, старец Силуан Афон­ский, напри­мер, считал извра­ще­нием уста­нов­лен­ного Богом порядка и про­тив­ною нор­маль­ному состо­я­нию чело­века ( Быт.2:20 ). Во всем Новом Завете мы не нахо­дим ни еди­ного места, кото­рое гово­рило бы о том, что Гос­подь оста­но­вил Свое вни­ма­ние на живот­ных, а ведь Он, конечно, любил всю тварь. Дости­же­ние этого совер­шен­ного чело­ве­че­ства по образу Чело­века Христа есть зада­ние нам, соот­вет­ству­ю­щее нашей при­роде, создан­ной по образу Божию, и поэтому душев­ную при­вя­зан­ность и при­стра­стие к живот­ным старец Силуан считал сни­же­нием чело­ве­че­ского образа бытия: «К живот­ным не должно иметь при­стра­стия, но должно только иметь сердце, милу­ю­щее всякую тварь».

Из крат­ких изре­че­ний святых отцов можно сде­лать вывод, что забо­титься о живот­ных — прямая обя­зан­ность чело­века, но не сле­дует при этом пере­сту­пать гра­ницы разум­ного. Один духов­ник так вра­зум­лял свое духов­ное чадо по поводу пере­жи­ва­ний, свя­зан­ных со смер­тью люби­мого живот­ного: «Да, — гово­рил старец, — у них нет рая, но у них, в отли­чие от тебя, нет и ада». Име­лось в виду, что душа живот­ного не имеет загроб­ного бытия, как чело­ве­че­ская душа. Со смер­тью живот­ного и душа его пере­стает быть.

В связи с этим спро­сим себя, а что мы имеем в виду, когда гово­рим о том, чтобы «помя­нуть» живот­ное? Ведь если мы поми­наем усоп­шего чело­века, то при этом пред­по­ла­га­ется молитва о его упо­ко­е­нии и просьба о про­ще­нии его грехов. При­ме­нимо ли это по отно­ше­нию к живот­ным? Конечно же, нет. Какие тут могут быть грехи? Гре­шить спо­со­бен только чело­век. И при­рав­ни­ва­ние чело­века и живот­ного в поми­наль­ных риту­а­лах не выгля­дит ли кощун­ственно?

Да, мы можем пом­нить наших чет­ве­ро­но­гих любим­цев. Но пом­нить и поми­нать — это разные поня­тия и дей­ствия. Давайте все-таки их раз­гра­ни­чи­вать. Если же наши питомцы болеют, то мы можем помо­литься святым, кото­рые покро­ви­тель­ствуют живот­ным. Но просим мы их помочь нам, людям, ста­ра­ю­щимся выле­чить с Божией помо­щью забо­лев­шего питомца. В суще­ству­ю­щем молит­вен­ном чине «во время губи­тель­ного мора скотов» свя­щен­ник, прося защиты для живот­ных, гово­рит: «даруй им живот и здра­вия вра­че­ство… ради верных же людей твоих, нами к Тебе вопи­ю­щих, и милость от Твоея бла­го­сти про­ся­щих». Обра­тим вни­ма­ние на то, что, прося о живот­ных, молимся мы все же изна­чально о чело­веке.

Поэтому пра­вильно будет, если в записке на моле­бен, напри­мер, святым Флору и Лавру, Власию или Моде­сту, мы не будем писать: «О здра­вии Мур­зика или Бобика», а напи­шем свои имена, чело­ве­че­ские. Это значит, что мы просим за себя, чтобы Гос­подь, по молит­вам святых, помог нам. И, помо­гая нам, Он помо­жет нашим забо­лев­шим живот­ным.

Вина и долг вла­дыки твари

Библия сооб­щает, что Бог обра­зо­вал из земли всех живот­ных поле­вых и всех птиц небес­ных и привел к чело­веку ( Быт.2:19 ). Да, особое место в при­роде зани­мает живот­ный мир. Живот­ные, по Свя­щен­ному Писа­нию, имеют, как и чело­век, душу, хотя и отлич­ную от чело­ве­че­ской ( Быт.1:30 ). И Бог забо­тится о них: «Не пять ли малых птиц про­да­ются за два асса­рия? и ни одна из них не забыта у Бога» ( Лк.12:6 ), — гово­рил Хри­стос.

В статье «Живот­ный мир» бого­слов и исто­рик Нико­лай Пестов пишет, что в живот­ных вло­жена своя доля разума. А у высших живот­ных, как, напри­мер, у собаки, име­ются и такие свой­ства души, как само­от­вер­жен­ная любовь и такая пре­дан­ность чело­веку, кото­рая не оста­нав­ли­ва­ется перед тем, чтобы отдать жизнь за чело­века. Живот­ные были созданы как близ­кие друзья чело­века. В раю Гос­подь «привел к чело­веку (всех живот­ных), чтобы видеть, как он назо­вет их» ( Быт.2:19 ). Чело­век постав­лен был «вла­ды­кою» ( Быт.1:26 ) над живот­ными, но вла­ды­кою добрым, кото­рый не истреб­лял их и не упо­треб­лял в пищу ( Быт. 1:29 ). Также не было тогда на земле и вза­им­ного истреб­ле­ния живот­ных, и пищей их была лишь «зелень трав­ная» ( Быт.1:30 ). У чело­века и живот­ных тогда был общий язык и пол­нота вза­им­ного пони­ма­ния.

Гре­хо­па­де­ние Адама не могло не отра­зиться и на под­чи­нен­ном ему живот­ном цар­стве. Нача­лось и упо­треб­ле­ние в пищу одних живот­ных дру­гими, чего не было до гре­хо­па­де­ния ( Быт.1:30 и 9:3). Апо­стол Павел пишет: «Тварь с надеж­дою ожи­дает откро­ве­ния сынов Божиих, потому что тварь поко­ри­лась суете не доб­ро­вольно, но по воле поко­рив­шего ее, в надежде, что и сама тварь осво­бож­дена будет от раб­ства тлению в сво­боду славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь сово­купно сте­нает и мучится доныне» ( Рим.8:19–22 ).

Мы вино­ваты в рас­тле­нии твари. Вместе с тем, наше паде­ние несрав­нимо глубже паде­ния твари. У твари нет вза­им­ной злобы и нена­ви­сти: убий­ство или воров­ство там суще­ствуют лишь для удо­вле­тво­ре­ния голода и под­дер­жа­ния своей жизни. На при­мере святых мы видим новые вза­и­мо­от­но­ше­ния с тварью. В их лице чело­век вновь ста­но­вится другом твари и изли­вает на нее свою любовь. «У милу­ю­щего, — пишет пре­по­доб­ный Исаак Сирин, — горит сердце обо всем тво­ре­нии — о чело­ве­ках, о птицах, о живот­ных… и о всякой твари… он еже­часно со сле­зами при­но­сит о них молитву, чтобы сохра­ни­лись и очи­сти­лись, а также и о есте­стве пре­смы­ка­ю­щихся молится с вели­кою жало­стью, какая без меры воз­буж­да­ется в сердце его по упо­доб­ле­нии в сем Богу».

Живот­ные пре­по­ру­чены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые долж­ники. И они ждут от нас избав­ле­ния, ждут про­по­веди любви. Ока­зы­вать ее мы им должны по запо­веди Христа. Не будем же пре­не­бре­гать и этой запо­ве­дью Гос­пода — этим мы при­об­ре­тем верных нам и любя­щих друзей, кото­рых, кто знает, может быть, мы встре­тим потом и в том мире?

Читайте также: