Кто котов милует сам помилован будет притча
Обновлено: 14.11.2024
Дело в том, что в священном писании нет таких слов. То место, на которое ссылаются авторы православия.ру выглядит так: «Праведник милует души скотов своих, утробы же нечестивых немилостивы» (прит.12:10)
Между тем не только от владыки Лонгина, но и от других священнослужителей приходилось слышать это изречение, однако непонятно откуда оно изначально взялось. И хотя оно по звучанию похоже на цитату из притчей Соломоновых, но смысл в ней несколько иной. Если в писании указывается на милосердие, как на свойство праведника, то есть человека, исполняющего заповеди, и неспособность к милосердию нечестивого, то в «народной версии» выражается похвала некоему человеку именно за то, что он милует скотов, при этом не уточняется, что это за человек, праведный или нечестивый. Вообще много ведь есть людей, которые милуют скотов и очень любят животных, иногда даже больше, чем людей, но при этом все остальные заповеди не исполняют совсем. Не думаю, что в таком случае к ним относится определение блаженнный.
Старец Серафим
Схиархимандрит отец Серафим (Соболев +2000) лет сорок жил и служил на Троещине, когда здесь была деревня и еще не шагнул сюда небоскребами жилой киевский массив. Старец незадолго до смерти выстроил огромный Троицкий собор, а сам продолжал служить в маленьком деревянном храме, увитом виноградом, садовыми деревьями.
Блаженный батюшка пользовался огромным авторитетом у верующих, слыл за прозорливого, опытного духовника и молитвенника. Помнится, как ходил он по Лавре вначале 90-х и приговаривал, показывая на два священнических креста на груди: «Кто купит, православные, на строительство храма?!»
Он продал квартиру в советское время и деньги перевел в Фонд мира. Потомственный дворянин, киевлянин, родившийся на древней улочке Трехсвятительской, недалеко от Софии Киевской, добровольцем ушел на фронт и был тяжело ранен в спину и голову при обороне столицы Украины. Умирая в госпитале, дал обет: «Выживу – стану священником». Выжил и стал священником. В советское время построил два храма, писал иконы и церковную музыку, окормлял тайно киевскую интеллигенцию и простых людей.
Но еще старец всю жизнь спасал животных. На церковном подворье стояли будочки, в его домике благоденствовали бесчисленные коты. Люди, знающие о «добром старце», то и дело подбрасывали щенков и котят. И часто можно было видеть, как за отцом Серафимом (до схимы – Пименом) шествовала вереница любвеобильных дворняжек.
Кое-кто нарекал: «Тут храм и собаки! Прямо зверинец какой-то». А старец кротко отвечал: «Ну да, меня ругают. И даже архиерей замечание делал. Да куда их подевать?» И взял на руки пушистого котенка: «Ну, куда я его выкину?» «Батюшка, они ж нечистые», – заметил кто-то из присутствующих.
«Кто знает, кто из нас чистый и нечистый? – ответствовал старец. – А Бог заповедовал любить тварь Его, жалеть, ибо они из-за нас вот так страдают, грешных… Откройте Библию, там написано: “Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною” (Пс. 49). А премудрый Соломон сказал: “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Притч. 12:10)…»
Уже 17 лет нет старца, похоронен он рядом со своим храмом. У могилки всегда народ Божий. И четвероногие питомцы.
Похожая притча
Человеку свойственно заботиться о братьях своих меньших. Но нет-нет да и спросит кто-нибудь: есть ли специальные часовни, где можно молиться о наших верных друзьях — животных? Они, мол, всю свою жизнь посвятили, служа нам своей верностью и добротой. Тут можно бы ответить кратко, дескать, таких часовен, где можно «помянуть» животных, нет. Но сама постановка вопроса заставляет задуматься: а что стоит за столь неверным пониманием предназначения животных для человека?
Кто такие эти догхантеры?
Как поясняет «Википедия», «“охотники на собак” – от англ. dog + hunters, также догкиллеры – название лиц, которые по собственной инициативе занимаются умерщвлением безнадзорных собак в населенных пунктах». Оказывается, эти борцы за антисанитарию имеют свой сайт, где размещают видео с убийством бездомных животных разными способами, в том числе и разбрасыванием отравленных кусочков мяса.
Мой верный фоксик, проживший десять лет в семье, любимец детей и внуков, погиб недавно как раз от отравления таким вот кусочком. Нас не было дома, посещали храм, а он кричал и звал на помощь, перевернул вазоны на подоконнике и умер посреди комнаты. Внуки плакали, и я тоже прослезился, когда соседи рассказали, как уходил наш дружок…
Бездомные животные – проблема в городе. Но вот девушка Вита, приютившая дворняжку Эльзу, живущая по соседству, тоже волонтер (догхантеры именуют себя таковыми), только она спасает животных, возит их в питомник, дает заявки и платит деньги за их стерилизацию. Эту работу должны выполнять государство, мэрия, но где тут до собак и кошек! Не до жиру, быть бы живу.
Похожая притча
1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.
Притч.28:1 . Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
Притч.28:2 . Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
Притч.28:3 . Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.
Притч.28:4 . Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.
Притч.28:5 . Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.
Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36 ; Втор 28.25 ). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20 ).
Притч.28:6 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.
Притч.28:7 . Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.
Притч.28:8 . Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.
Притч.28:9 . Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.
Притч.28:10 . Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.
Притч.28:11 . Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.
Притч.28:12 . Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.
Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1 ; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3 ; ст. 8 сн. Притч 13.22 ; Иов 27.16–17 ; ст. 9 сн. Притч 15.8 ; ст. 10 сн. Притч 26.27 ; ст. 11 сн. Притч 26.16 . Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2 .
Притч.28:13 . Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
Притч.28:14 . Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
Притч.28:15 . Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.
Притч.28:16 . Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.
Притч.28:17 . Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.
Притч.28:18 . Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету ( Пс 31.5; I Ин 1.9 ) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.
Притч.28:19 . Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
Притч.28:20 . Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
Притч.28:21 . Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
Притч.28:22 . Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.
Притч.28:23 . Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
Притч.28:24 . Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.
Притч.28:25 . Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
Притч.28:26 . Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.
Притч.28:27 . Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
Притч.28:28 . Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.
Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.
Похожая притча
Может, не вовремя и некстати писать вдруг о животных, о наших четвероногих друзьях.
В день Благовещения выпускали птиц из клеток на волю. Этот старинный обряд символизирует в день Благовещения Архангелом Гавриилом Девы Марии начало нашего спасения, освобождение от греха и вечной смерти.
И вспомнился ослик, на котором в день Вербного Воскресения Господь въезжал в Иерусалим, и слова Христа о птицах, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; о Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26), и та заблудшая овца, которую потерял пастух и радовался более чем о 99 уцелевших (Мф. 18:12, 13), и снова-таки – осел, упавший в ров в субботу – из притчи евангельской (Лк. 14:5).
А потом мысль побежала по библейским историям: голодные львы в темнице, кротко лежащие у ног святого Даниила, и житийные медведи, которых кормил из рук прп. Серафим и прп. Сергий. И умилительный рассказ о прп. Ниле, которому до смерти служил лев в пустыне, носил воду в монастырь и умер на могиле любимого хозяина. И снова-таки – лев, вырывший могилу прп. Марии Египетской и кротко ушедший восвояси на глазах удивленного старца Зосимы…
Во всех этих эпизодах – любовь к твари Божией, которая, по слову апостола, поныне за грехи человеческие «стенает и мучится»… И служит людям, и платит верностью и любовью.
О собаках в Священном Писании почти не упоминается, разве что в притче о страдающем Лазаре у врат богача, которому псы лизали раны, очевидно, сострадая несчастному праведнику, да о том, что и «псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27).
Человек любит животных, часто даже слишком, подменяя «любовь» к обожаемым питомцам элементарной заботой о ближнем, когда покупает дорогостоящий корм или тратит доллары за собачью стрижку, а голодного соседа не замечает…
Выгуливая своего нового дворового песика, я увидел надпись у спортплощадки: «Собак не выгуливать! Иначе будут задействованы догхантеры!»
Молясь о здравии Мурзика
Часто наблюдаемую привязанность людей к животным, доходящую иногда до дружбы с ними, старец Силуан Афонский, например, считал извращением установленного Богом порядка и противною нормальному состоянию человека ( Быт.2:20 ). Во всем Новом Завете мы не находим ни единого места, которое говорило бы о том, что Господь остановил Свое внимание на животных, а ведь Он, конечно, любил всю тварь. Достижение этого совершенного человечества по образу Человека Христа есть задание нам, соответствующее нашей природе, созданной по образу Божию, и поэтому душевную привязанность и пристрастие к животным старец Силуан считал снижением человеческого образа бытия: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь».
Из кратких изречений святых отцов можно сделать вывод, что заботиться о животных — прямая обязанность человека, но не следует при этом переступать границы разумного. Один духовник так вразумлял свое духовное чадо по поводу переживаний, связанных со смертью любимого животного: «Да, — говорил старец, — у них нет рая, но у них, в отличие от тебя, нет и ада». Имелось в виду, что душа животного не имеет загробного бытия, как человеческая душа. Со смертью животного и душа его перестает быть.
В связи с этим спросим себя, а что мы имеем в виду, когда говорим о том, чтобы «помянуть» животное? Ведь если мы поминаем усопшего человека, то при этом предполагается молитва о его упокоении и просьба о прощении его грехов. Применимо ли это по отношению к животным? Конечно же, нет. Какие тут могут быть грехи? Грешить способен только человек. И приравнивание человека и животного в поминальных ритуалах не выглядит ли кощунственно?
Да, мы можем помнить наших четвероногих любимцев. Но помнить и поминать — это разные понятия и действия. Давайте все-таки их разграничивать. Если же наши питомцы болеют, то мы можем помолиться святым, которые покровительствуют животным. Но просим мы их помочь нам, людям, старающимся вылечить с Божией помощью заболевшего питомца. В существующем молитвенном чине «во время губительного мора скотов» священник, прося защиты для животных, говорит: «даруй им живот и здравия врачество… ради верных же людей твоих, нами к Тебе вопиющих, и милость от Твоея благости просящих». Обратим внимание на то, что, прося о животных, молимся мы все же изначально о человеке.
Поэтому правильно будет, если в записке на молебен, например, святым Флору и Лавру, Власию или Модесту, мы не будем писать: «О здравии Мурзика или Бобика», а напишем свои имена, человеческие. Это значит, что мы просим за себя, чтобы Господь, по молитвам святых, помог нам. И, помогая нам, Он поможет нашим заболевшим животным.
Вина и долг владыки твари
Библия сообщает, что Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку ( Быт.2:19 ). Да, особое место в природе занимает животный мир. Животные, по Священному Писанию, имеют, как и человек, душу, хотя и отличную от человеческой ( Быт.1:30 ). И Бог заботится о них: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» ( Лк.12:6 ), — говорил Христос.
В статье «Животный мир» богослов и историк Николай Пестов пишет, что в животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за человека. Животные были созданы как близкие друзья человека. В раю Господь «привел к человеку (всех животных), чтобы видеть, как он назовет их» ( Быт.2:19 ). Человек поставлен был «владыкою» ( Быт.1:26 ) над животными, но владыкою добрым, который не истреблял их и не употреблял в пищу ( Быт. 1:29 ). Также не было тогда на земле и взаимного истребления животных, и пищей их была лишь «зелень травная» ( Быт.1:30 ). У человека и животных тогда был общий язык и полнота взаимного понимания.
Грехопадение Адама не могло не отразиться и на подчиненном ему животном царстве. Началось и употребление в пищу одних животных другими, чего не было до грехопадения ( Быт.1:30 и 9:3). Апостол Павел пишет: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:19–22 ).
Мы виноваты в растлении твари. Вместе с тем, наше падение несравнимо глубже падения твари. У твари нет взаимной злобы и ненависти: убийство или воровство там существуют лишь для удовлетворения голода и поддержания своей жизни. На примере святых мы видим новые взаимоотношения с тварью. В их лице человек вновь становится другом твари и изливает на нее свою любовь. «У милующего, — пишет преподобный Исаак Сирин, — горит сердце обо всем творении — о человеках, о птицах, о животных… и о всякой твари… он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу».
Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви. Оказывать ее мы им должны по заповеди Христа. Не будем же пренебрегать и этой заповедью Господа — этим мы приобретем верных нам и любящих друзей, которых, кто знает, может быть, мы встретим потом и в том мире?
Читайте также: