Классный час по притчам
Обновлено: 23.12.2024
1)Вступительное слово о том, что данное мероприятие поможет в общении найти конструктивные выходы из сложившихся ситуаций. Ситуации будут в виде притч.
2)Разрешение ситуации, предложенных в притчах.
1. Притчи «Коробочка».
Один человек всю жизнь искал идеальное устройство жизни. Он обошёл много стран. В одном городе на площади он увидел толпу. Все по очереди подходили к стоявшей в середине коробочке и заглядывали в неё.
Странник заглянул в коробочку и нашёл в ней то, к чему стремился всю жизнь.
Вечером на отдыхе у крепостной стены со странником разговорился какой-то бродяга. Он восторгался тем, что увидел в коробочке. Оказалось, что он увидел совсем другое. Странник удивился.
-Ты просто смотрел с другой стороны, - ответил бродяга.
Обсуждаем и делаем вывод.
Вывод из притчи: каждый в желаемом находит то, что ему хочется увидеть. У каждого свои идеалы в жизни.
2 Притча «Как наладить общение».
Юноша и старец пришли к мудрецу зза советом. У них не складывались отношения с людьми.
Юноша раздражался в разговоре с людьми, потом просил прощения. Старец же считал, что он вправе указывать людям на их недостатки, никогда не просил прощения.
Люди избегали общения с ними, хотя ни юноша, ни старец не видели изъянов в своём поведении.
Мудрец согласился помочь и велел им построить красивую изгородь. Когда изгородь была готова, мудрец дал каждому большие гвозди и тяжелый молоток. Каждый раз, когда каждый с кем-нибудь ссорился, он забивал гвоздь в доску на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывал другому подробности ситуации.
Юноша забил много гвоздей,но неглубоко. Старец забил меньше, но глубоко. Но оба удивлялись неразумности своих поступков. Со временем гвоздей забивалось меньше,а потом пошли дни, когда они не забили ни одного гвоздя.
Тогда мудрец дал им клещи, чтобы они выдернули свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много. У старца гвоздей было меньше, но вытаскивал их с большим усилием. По окончании работы, они увидели, что изгородь покрыта множеством дырок разной глубины.
Мудрец сказал: «Посмотрите на дело рук своих: так обстоят дела в вашей жизни. Сколько сил надо, чтобы построить отношения и сколько усилий, чтобы их разрушить. Дыры-следы обидчика, ранящие чужие души. Не просто выдернуть гвозди обид, поэтому безнадежно испорчены отношения»
С тех пор юноша и старец стали образцом добрых отношений с людьми. И тех, кто просил их построить с людьми теплые и близкие отношения, они приводили к дырявому забору, чтобы люди не причиняли боль окружающим.
Не хотите взглянуть, какая изгородь у вас?
Обсуждаем и делаем вывод.
Выводы: надо учиться строить отношения с людьми,надо вести себя так, чтобы неверными действиями и поступками не причинить боль окружающим людям.
3. Притча «Как перестать обижаться и обижать».
Ученик спросил учителя:
- Вы мудрый, всегда в в хорошем настроении, никогда не сердитесь. Помогите мне стать таким.
Учитель попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет и сказал ученику: «Если ты затаишь обиду на человека, возьми картофелину. На ней с одной стороны напиши свое имя, с другой имя этого человека, затем положи картофелину в пакет. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься или кого-то обидишь, добавлять в него картофель» .Ученик согласился.
Шло время. Пакет ученика пополнялся картошкой и стал тяжелым. Его неудобно было ежедневно носить с собой.
А тут картофель, что он положил в самом начале, стал портиться и приобрёл резкий неприятный запах.
Ученик вновь пришел к учителю и сказал: «Это уже невозможно носить с собой: пакет тяжелый и картофель испортился. Предложите что-нибудь другое».
На это учитель ответил:«Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжелый камень. Потом камней становится все больше и больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Это слишком тяжелый груз для тебя, но он постоянно с тобой. Ты увидел этот процесс со стороны».
Обсуждаем и делаем вывод.
Вывод : когда вы решите обидеться или обидеть кого-то, подумайте, нужен ли вам этот камень.
Проведение с подростками игр и упражнений:
Цель: созданию благоприятной атмосферы, развитие внимания, мышления; воображения; развитие невербальной коммуникации, координации своих действий, умение взаимодействовать в команде. Развитие навыков невербального общения.
1. Игра «Кенгуру»
Цель: создание благоприятной атмосферы, развитие внимания.
Количество участников: до 20 игроков.
Время проведения игры: 10 минут.
Ребята стоят по двое друг за другом,образуя круг. Ведущий «на ухо» каждому участнику, стоящему во внутреннем круге, говорит название разных животных. Те, кто стоит сзади-ловцы зверей. Ведущий называет животного. Участник внутреннего круга, услышав название своего животного, должен выпрыгнуть в круг, а стоящий сзади, поймать его и не пустить. Если участника поймал стоящий сзади игрок, игра продолжается с прежним ведущим. Если игрока не поймали, он становится ведущим и сам продолжает игру.
2. Игровое упражнение «Здравствуйте»
• развитие внимания, мышления;
• создание благоприятной атмосферы.
Количество участников: до 30 игроков.
Время проведения игры: 5 минут.
Дети сидят в кругу и считают до 60. Вместо числа 3 и числа,которое делится на 3 говорят: «Здравствуйте!». Кто ошибся, выходит из игры.
По окончании игры выбывшим дают задание (произнести скороговорку, прочитать четверостишье, одновременно хлопая в ладоши и др, изобразить танцевальное движение и др.)
3. Упражнения «Ищу друга».
• развитие невербальной коммуникации.
Количество участников: до 20 игроков.
Время проведения игры: 5-10 минут.
Ребятам раздать листы бумаги. У вас пропал друг.Каждый пишет: «Ищу друга»и указывает его лучшие качества. Листы не подписываются. Все объявления сдаются ведущему. Ведущий раскладывает по партам объявления. Учащиеся ходят, читают их и выбирают 3 самых лучших, которые больше всего им понравились. После этого зачитываются объявления, которые набрали наибольшее количество голосов. Обсуждается, почему именно эти объявления привлекли внимание, что в них особенного.
Ведущий: каждый человек обладает определёнными качествами, Но в каждом человеке можно найти нечто позитивное. Это и станет фундаментом благоприятного социально-психологического климата.
4 Упражнение «Вавилонская башня»
Материал: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Описание: Ребята делятся на 2 команды. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, соблюдая требования, описанные индивидуально для каждого участника. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Каждое задание сохраняется в тайне и выполняется молча.Каждому члену команды дается индивидуальное задание на листе :
«Башня должна иметь 10 этажей»
«Башня имеет синий контур»
«Над башней развивается зелёный флаг»
«В башне всего 5 окон» и т. д.
Смысл упражнения: В ходе выполнения задания дети учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Описание: Класс делится на 2 команды. Первая команда должна написать на листе черты сходства (чем ребята похожи друг на друга, а вторая команда - черты различия (чем не похожи друг на друга).
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Смысл упражнения: работает на сплочение группы, дети начинают более внимательно присматриваться друг к другу, замечать, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Описание: Ведущий даёт детям определённые инструкции. Ребята должны выполнить всё, о чём говорит ведущий, но при этом,необходимо выполнять одно условие: нельзя при выполнении разговаривать.Задания: построиться в одну линию по росту, построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде…
Смысл упражнения: Ребята лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Ведущий даёт указания, при которых ребята должна быстро, молча, без слов, построить, определённые фигуры, используя всех детей в команде.Перечень называемых фигур ведущим:
Смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей среди ребят.
Публикации по теме:«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.
Добрая шутка поможет наладить контакт Каждый родитель желает знать как провёл ребёнок день в детском саду. Наглядно-информационные стенды отчасти удовлетворят это желание,если.
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.
Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Отчет о мероприятиях, направленных на безопасное поведение на водных объектах в летний период Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за.
Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.
Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.
Похожая притча
Цели: 1) Образовательная- формировать основные понятия о жизни, моральных ценностях, позитивного мировоззрения.
2) Развивающая- умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитательная- воспитать чувство личности; формирование психического и физического здоровья.
Методы : словесный ,наглядный и практический.
Оборудование: слайды с презентацией «Урок бабочки», мультфильм «Притча о баране», чистые листы А4(для практического занятия уч-ся).
Ход урока : - Ребята, сегодня на классном часу мы поговорим о жизни, для чего мы живем, в чем смысл нашей жизни. Сейчас попробуем вместе определить, что такое жизнь? (ответы уч-ся).
- Жизнь- это в первую очередь появление маленького человечка на свет, его первый крик, первый взгляд, первая улыбка, первые слезы, первая игрушка, первое слово, первые паденья, первые шаги навстречу неизвестному миру.
Коль появился ты на свет,
То значит жизни очень
Нужны: твое дыханье, цвет
Твой уникальный почерк.
Нужны твой голос, рост и вес.
И слезы, и улыбка.
И навык, в коем перевес
И первая попытка.
Смысл жизни- это предназначение человека, его место в мире, понимание человеком содержания и направленности своей жизни, его воздействие на окружающий мир. Чтобы понять, что такое жизнь надо ответить на три вопроса: - в чем состоят жизненные ценности?
- что является целью жизни?
-для чего жить? ( вопросы на слайде).
На эти вопросы нам помогут ответить притчи о жизни.
Притчи- это короткие рассказы, которые помогают понять смысл о жизни и истинные ее ценности. После прочтения притч начинаешь задумываться о своей собственной жизни, о добрых и плохих поступках, которые ты совершил.
Первая притча называется «Урок бабочки» (слайд презентации притчи «Урок бабочки». Эту притчу можно найти и скачать в интернете).
Урок бабочки. Однажды в коконе появилось небольшое отверстие. Человек сидел и наблюдал как бабочка в течение нескольких часов старалась с усилием протиснуть свое тело через это маленькое отверстие. Затем она, похоже, прекратила продвигаться. Казалось, что бабочка продвинулась так далеко, как могла, и что она больше не могла продвинуться. Поэтому, человек решил помочь бабочке: взял ножницы и разрезал кокон. Теперь бабочка легко вылезла наружу. Но у нее было сморщенное тело и крошечные, съежившиеся крылышки. Человек продолжал наблюдать за ней, потому что он ожидал, что в любой момент крылышки расправятся, увеличатся и окрепнут. Но ничего этого не произошло! На самом деле весь остаток своей жизни бабочка ползала вокруг со сморщенным телом и съежившимися крылышками. Она никогда не смогла летать.
Именно этот человек не понимал в своей доброте,- что этот кокон и усилия, которые нужно приложить бабочке, чтобы выбраться через крошечное отверстие, это Божественный способ наполнить крылышки жидкостью под давлением из ее тела, чтобы она смогла полететь как только освободиться из кокона.
Иногда усилия- это именно то, что нам нужно в жизни. Если бы Бог позволил нам так легко проходить по жизни без каких-либо препятствий, это бы нас искалечило. Мы бы не были такими сильными, как можем. Мы никогда бы не смогли летать.
Я просил Силы….. А Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил Мудрости…. А Бог дал мне проблемы, которые нужно решить. Я просил Процветание… А Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы работать. Я просил Мужества… А Бог дал препятствия, которые надо преодолевать. Я просил Любви… А Бог дал мне людей в беде. Которым нужно помогать.
Я не получил ничего из того, чего желал… Но я получил все, что нужно мне.
- О чем говорится в этой притче?(вероятные ответы уч-ся: человек должен научится преодолевать жизненные трудности. Не опускать руки, а приложить все усилия, чтобы разрешить свои проблемы).
- На самом деле, наша жизнь это не прямая линия. Жизнь- это взлеты и падения, удачи и поражения, счастливые моменты и потери. И преодолевая неудачи, мы становимся сильнее.
Вторая притча называется «Ведро с яблоками»
Купил себе человек новый дом- большой, красивый, с фруктовым садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый человек, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. Человек взял ведро, вылил помои, ведро вычистил до блеска, насобирал туда больших и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я его достал». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот и тем делится».
- Чему нас учить эта притча?( вероятные ответы уч-ся: в любой ситуации ты должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ).
-В этом рассказе говорится о человеческих ценностях- это порядочность, мудрость и благородство.
Третья притча « О свистящем чайнике»
У одного человека был Чайник. Красивый, блестящий, а на носу у него сидел свисток. Хозяин Чайника очень любил приглашать к себе гостей. Чайнику тоже нравились такие вечера. Хозяин брал Чайник, наполнял его водой и ставил на огонь. Гости сидели, ожидая, когда он закипит. И когда вода начинала бурлить, Чайник подавал громкий сигнал. Гости пили ароматный чай и восхищались хозяином и его Чайником. Чайник был счастлив. Но однажды, когда в очередной раз собрались гости дома, и Чайник закипал, между гостями возник спор о жизни. Все спорили, в том числе и хозяин, и позабыли про Чайник. Он свистел, свистел, звал к плите, но никто его не услышал. Чайнику стало больно, так как вода в нем выкипела. Наконец, хозяин прибежал на кухню. Чайник стоял весь черный от копоти. На боку- огромная дырка. Хозяин очень расстроился, но делать было нечего, как выбросить Чайник на помойку. Лежит он в куче мусора и думает: « Зачем мне жить, пойду утоплюсь». И пошел Чайник к реке. Пока он дошел, наступила ночь. В реке он увидел отраженье звезд и Луны, и залюбовался.
- Вот бы и солнышко напоследок увидеть, почувствовать на прощанье его тепло- подумал Чайник и решил подождать до утра. Прилег он на берег, и тихонько заплакал от жалости к себе. И не заметил, как уснул.
Проснулся Чайник от непонятного ощущения внутри. Там что-то двигалось.
-Ты кто?- спросил удивленный он. - Я береговая ласточка. Птичка такая. -А что ты здесь делаешь? --Вью гнездо. Скоро у меня будут маленькие детки. Здесь очень уютно, нет сквозняка. Вот еще раздобуду травы сухой, и совсем будет замечательно! – Подожди, так что я теперь твой дом?- спросил изумленный Чайник. – Конечно. Я буду здесь жить со своими детками.
И полетела ласточка за травой.
- Теперь я- дом! Здесь будут жить ласточки! Я им нужен!- вдруг засвистел Чайник. Незнаю, как, но он точно засвистел. Сначала тихо, а потом все громче!
-Эта притча о том, что в жизни иногда случаются неприятные события, судьба к нам не всегда благосклонна. Но у нас всегда есть надежда на лучшее. Из каждой кризисной ситуации человек должен выйти с достоинством, найти в себе силы дальше жить. Например, параолимпийские чемпионы. Они не сломились перед жизненными проблемами. Своим жизнелюбием, упорством и трудолюбием добились таких спортивных высот!
-И таких притч очень много! После прочтения притч о жизни найдутся ответы на многие вопросы, станет понятней и ясней в каком направлении двигаться и к чему стремится. В каждой притче есть какой- то определенный урок, закон Мира, в котором мы живем.
В любой момент жизни мы не одиноки. Рядом с нами всегда находятся люди, которые нас могут поддержать и помочь.
- А теперь, проведем психологический тренинг «Сфера моей жизни». (уч-мся раздать чистые листы А4). Возьмите чистый лист и в центре нарисуйте небольшой круг. Внутри круга напишите свое имя. От круга проведите несколько стрелок и подпишите под ними все, что окружает вас. Например, семья, школа, друзья и подруги, кружки, увлечения, спортивные секции и т.д.
Посмотрите на этот рисунок и вы поймете, что вы не одиноки. А если мы еще напишем имя каждого, кто нас окружает, то нам вряд ли хватит места на нашем листе! Этот лист, пожалуйста, сохраните и дома в своей комнате повесьте на видном месте. Глядя на этот рисунок, вы всегда будете знать, что есть люди, которые вам всегда придут на помощь!
В конце урока я хотела прочитать вам стих, которое мне очень понравилось.
Все нужно пережить на этом свете
Все нужно испытать и оценить
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни-
Все нужно через сердце пропустить.
Но главное- во тьме безумной века,
Чтоб ни случилось в жизни- устоять!
Быть чутким к горю, оставаться человеком
И теплоту сердец не потерять….
И что-то в жизни этой бессердечной
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть когда-то вы поймете
Что для кого-то счастья принесли
И со спокойной совестью вздохнете-
Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете
Все нужно испытать и оценить….
И лишь тогда, вставая на рассвете
Вы сможете смеяться и любить!
( В конце урока можно показать мультфильм «Притча о баране»).
1)Притча о хмуром человеке
Едет хмурый человек в троллейбусе и думает: « Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена-ворчунья, дети-хулиганы, начальник-злыдня, …..»
За его спиной стоит Ангел-Хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает: « Одна тоска, начальник-злыдня, жена-ворчунья, дети-хулиганы…. Вроде было уже…И зачем ему это все время? Но раз заказывает, придется исполнять….»
Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он к Богу, рассказал Ему о своих несчастьях и попросил у Него: - Можно, я выберу себе иной Крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище крестов, и говорит: -Выбирай!
Зашел человек в хранилище крестов, посмотрел и удивился: каких только не было Крестов- и маленькие, и большие, и легкие, и тяжелые. Долго ходил человек по хранилище, выбирая самый маленький и легкий Крест, и наконец его нашел- самый маленький-маленький, самый легонький- легонький Крестик, подошел к Богу и говорит: - Боже, можно взять мне этот Крестик?
- Можно,- ответил Бог. – Этот и есть твой собственный Крест.
3)Научись быть счастливым
Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг ему навстречу попался несчастливый человек, сгорбившийся под непосильной ношей. –Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания?- спросил мудрец. – Мой прадед всю жизнь страдал для счастья моего деда, и дед страдал ради моего отца, отец страдал ради моего счастья, и я буду страдать ради своих
детей и внуков, чтобы они были счастливы! -А был ли хоть кто-нибудь счастлив в твоей семье? –спросил мудрец.
-Нет, но мои дети и внуки будут счастливы! – ответил несчастный человек. – Неграмотный не научит читать, а крот не воспитает орла!- сказал мудрец.- Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймешь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!
Похожая притча
Используя технологии художественно-образного преподавания, постараться заинтересовать учащихся, раскрыть смысл притч.
Термины и понятия
Определение притчи («поучение в примере» В. И.Даль)
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к притчам.
Метапредметные умения
Познавательные:
- познакомить ребят с понятием притчи.
Регулятивные:
- учить понимать смысл притчи.
Коммуникативные:
- прививать любовь к чтению притч, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
Предметные умения
- раскрывая перед учащимися страницы русской истории с ее яркими биографиями героев прошлых лет.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
«Притчи для детей и взрослых»
Информационный материал
Распечатанные притчи для каждого ученика.
Демонстрационный материал
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Результат деятельности
- расширять читательский кругозор, обогащать словарный
- развивать умения ребят работать над пониманием притч;
- прививать любовь к чтению притч.
Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который
непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику
путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Личностные умения:
- развивать внимание и заинтересованность к чтению притч.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
расширение кругозора учащихся;
выразительное осознанное чтение;
развитие внимания, памяти, самостоятельности, дисциплины.
Определение притчи.
ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.
ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
Особенности притчи:
в притче, как правило, нет характеров, персонажи обычно безымянны, схематичны;
время, часто и место действия неконкретны;
нет показа событий в развитии;
притча не изображает, а сообщает;
в притчах нет прямого поучения;
свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;
ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам.
Работа над притчами.
Прослушайте первую притчу.
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом?– спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил:
– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
2.Следующая притча называется «Притча для суеверных».
Увидела примета человека, который в нее не верит, и подумала:
- Ну, сейчас и ты у меня быстро станешь моим!
Послала она черную кошку перебежать перед человеком дорогу, а через пару шагов выкопала ямку.
Споткнулся человек, идет дальше, прихрамывая. Но о том, что это связано с кошкой, даже и не подумал.
Разозлилась примета. Заставила она черную кошку еще раз перебежать через дорогу. И выкопала уже не ямку, а целую яму!
Погладил черную кошку человек, заметил опасность на пути и обошел стороной яму.
А заодно и дрожащую от бессильной злобы примету, которая поняла, что ничего ей не сделать с человеком, который не верит ни в какие приметы!
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
3.Вы готовы слушать следующую притчу? Она называется «Притча о правде и лжи».
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
4. Откуда берутся болота
Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:
- Люди! Очистите меня поскорее! Но люди только отмахнулись:
- Ничего, нам и пруда хватит! Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
- Помогите, пока не поздно! Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:
- И откуда только болота берутся?
Добавим к этому: И не только на земле, но и в человеческих душах!
Следующую притчу дети читают самостоятельное.
5. Лоза и крестьянин
Лоза не могла нарадоваться, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, стараясь не задеть заступом нежные корни, как он любовно ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей вольготно было расти. В благодарность за такую заботу лоза решила во что бы то ни стало одарить человека сочными душистыми гроздьями.
Когда пришла пора сбора винограда, лоза была сплошь увешана крупными кистями. Рачительный хозяин все их срезал одну за другой и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не осталось, как горевать от незаслуженной обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.
6. Ведро с яблоками.
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
7. Следы на песке.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
8. Притча про МАМУ – читают вслух по цепочке.
За день до своего рождения,
Спросил ребеночек у Бога,
"Развей, Господь, мои сомнения!
Кто там покажет мне дорогу?"
"Твой Ангел всюду будет рядом.
И в лютый холод, мрак иль стужу
Тебя всегда согреет взглядом
И объяснит, что делать нужно!"
"А как его пойму при этом?
Ведь языка его не знаю!"-
"Тебя научит он. Ответы
Получишь сам, мир изучая".
"А как зовут его, как имя?
Скажи, длинно оно иль мало?"-
"Имен он много носит в мире.
Но ты его звать будешь МАМА!"
Мама – вот слово, что все понимают.
Каждый своё что-то с ним вспоминает.
С мамою связаны все наши дни,
Маму забыть не дадут нам они.
С нами она навсегда остаётся –
В чистой воде из пруда иль колодца.
В шёпоте листьев, иль в шуме дождя,
В аплодисментах, зовущих тебя.
В каждой слезинке, что ты проливаешь,
В каждой минуте, что ты проживаешь.
Мама для каждого – первый наш дом,
Мама в тропе, по которой идём.
Мама – ты первая радость и горе,
Бриз, приносящий прохладу у моря.
Мама в лесу, в щебетании птиц,
Мама в грозе и в мельканьи зарниц.
Мама живей на земле всех живущих.
В этом со мной согласится всяк сущий.
С нею нам легче беду одолеть.
НАС НЕ РАЗЛУЧАТ НИ ВРЕМЯ, НИ СМЕРТЬ!
9. Притча о гневе.
Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву»
Понравились ли вам притчи? Хотели бы ещё услышать притчи и попробовать объяснить их смысл? Найдите в библиотеке притчи и почитайте их сами или своим родным.
Похожая притча
Цель: формирование нравственного отношения к окружающему миру.
Познакомить обучающихся с особенностями жанра притчи.
Развивать творческие способности обучающихся.
Развивать навыки работы в команде.
Развивать навыки участия в проектной деятельности.
Развивать навыки рефлексии.
Технология: проектная деятельность, коллективная творческая деятельность.
Предварительная подготовка обучающихся по группам:
ознакомиться с притчами, отобрать самые интересные (по мнению участников группы); презентовать притчу в любой художественной форме (выразительный пересказ; инсценировка; изображение при помощи компьютерных программ или средствами живописи; пантомима; собственное литературное творчество и т.д.). К разработке моделей продуктов проекта привлекаются обучающиеся, которые в процессе мозгового штурма предлагают их возможные варианты.
Учитель: дорогие ребята, часто Вас просят быть очень внимательными. Сейчас это свойство понадобится вам как никогда. Посмотрите на эту книгу (учитель показывает книгу в обложке коричневого цвета) – она красная?
Обучающиеся: отвечают.
Учитель: и все – таки, я утверждаю, что книга красная. Если ее повернуть, то ее задняя обложка не коричневая, а красная. Как Вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний разговор?
Обучающиеся отвечают.
Учитель предлагает назвать классный час «О притчах и не только…» и спрашивает детей о том, что такое притча.
Обучающиеся отвечают.
Учитель просит объяснить смысл притчи о цвете книги.
Обучающиеся отвечают.
Учитель : не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения.
Учитель показывает детям лист белой бумаги со смайликом. Что вы здесь видите?
Обучающиеся отвечают.
Учитель: жаль, никто не заметил чистого белого листа…
Учитель: а теперь я предлагаю представить вам продукты вашей проектной деятельности.
Обучающиеся рассказывают притчу в ролях и просят ответить на вопрос:
В одном городе проводили конкурс на лучшего художника. Жюри выбрало двух и никак не могло решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом: «Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах». Один художник сказал: «Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна». Второй художник молчал. «Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать». И тогда Мудрец объявил победителя. Как вы думаете, что сказал мудрец?
Обучающийся подытоживает ответы: мудрец сказал: «тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом».
Обучающиеся представляют пантомиму по мотивам притчи и просят слушателей изложить показанный сюжет.
Обучающиеся предлагают свои варианты сюжетов увиденной пантомимы.
Обучающиеся рассказывают притчу, по мотивам которой была разыграна пантомима: в одном городе жила девочка и он захотела изменить мир, но потом подумала: «мир такой большой, а я такая маленькая, я изменю жизнь в городе». Прошло время, девочка подумала: «город такой большой, а я такая маленькая, я изменю жизнь моей семьи». Ночи сменялись днями, девочка решила: «семья такая большая, а я такая маленькая, единственное что я смогу изменить, так это саму себя»
Обучающаяся представляет иллюстрацию по мотивам следующей притчи: девочка ехала в автобусе и у нее на плече сидел ангел – хранитель с блокнотом в руках. Девочка думала: «все плохо. Родители – не понимают, одноклассники – обижают, учителя – недооценивают». Ангел записывал и думал: «странно, но раз заказывает, надо исполнять».
Учитель просит детей объяснить смысл вышеуказанной притчи.
Учитель рассказывает детям притчу и просит определить ее мораль.
Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!» Позже в мышеловку попалась змея — и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Обучающиеся отвечают.
Учитель: если Вас что-то не касается в данный момент, не думайте, что это не имеет к вам отношения. Попробуйте привести примеры из жизни нашего класса.
Обучающиеся приводят примеры.
Учитель предлагает обучающимся вернуться к названию темы классного часа и объяснить, как они теперь её понимают.
Читайте также: