Объяснение притчи про ближнего
Обновлено: 22.12.2024
Смысл притчи о Сеятеле достаточно подробно объяснен Самим Господом. К евангельскому объяснению можно еще прибавить, что Сеятель — это Сам Господь, семя — слово Божие, поле — все человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова. Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни, жизни истинной, духовной, ибо что такое истинная жизнь? Сия же есть жизнь вечная, — отвечает Господь в Своей первосвященнической молитве, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. XVII , 3). Евангельское слово дает это знание истинного Бога, и потому оно является дивным семенем спасения и жизни. Брошенное в человеческое сердце, оно при благоприятных условиях взрастает и приносит плоды — добрые дела и святую жизнь. Подобно семени, оно вечно носит в себе эту живую силу.
В настоящее время, как и девятнадцать веков тому назад, оно одинаково волнует и трогает, ра дует и утешает, судит и смиряет, затрагивая са мые сокровенные струны человеческого сердца.
Умирают философские системы, забываются политические теории, блекнут цветы поэзии, но слово Божие живо и действенно и острее всяко го меча обоюдоострого: оно проникает до разде ления души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. IV , 12). В нем скрыта вечно живая истина.
Вдумаемся внимательнее в притчу, чтобы в ее дивных образах и символах открыть важные для нас законы душевной агрономии, на которые ука зывает Господь Иисус Христос.
Для того, чтобы с успехом возделывать ниву и применять к ней рациональные способы обра ботки, необходимо прежде всего изучить почву и знать ее состав. Песчаная почва требует одного удобрения, суглинок — другого, чернозем — ино го; да и сами приемы обработки на разной почве бывают неодинаковы. Точно также и в духовной жизни. Чтобы понять причины, обусловливаю щие для человека бесплодность слова Божия, и в то же время найти правильные способы обра ботки и воспитания души, которые могли бы по высить урожай святого семени, усилить влияние и действие на человека евангельского слова, — для этого надо изучить почву нашего сердца и выяснить, что именно в этом сердце препятствует успешному произрастанию семени. Соответ ственно с этим мы и можем принять те или дру гие меры.
Говоря о судьбе семени, Господь в Своей прит че изображает четыре рода условий, в которые оно попадает при посеве и которые различно вли яют на его произрастание. Это — четыре различ ных вида психики человека, четыре вида устро ения души.
Когда сеятель сеял, случилось, что иное (семя) упало при дороге, и налетели птицы и поклева ли то (ст. 4).
Это — первый тип. Сердце похоже на проез жую дорогу, а семя, падая на нее, даже не проникает в почву, но остается на поверхности и делается легкой добычей птиц.
Что это за люди?
Это люди мелкой души, и жизнь для них — не серьезная задача, полная глубокого смысла, а просто фарс. Люди этого сорта евангельское сло во слушают так, как будто оно к ним не относит ся: они его не воспринимают.
Таковы три разряда людей, принадлежащих к типу проезжей дороги. У всех у них общее то, что семя слова Божия в их душу совершенно не проникает, их не волнует, не радует, не возбуж дает, но остается на поверхности, то есть только в памяти, в головном сознании, и, не принося никакого плода, скоро погибает.
Немного лучше следующие два рода почвы, указанные Господом Иисусом Христом в Его притче.
Иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло» потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло (ст. 5-6).
Поясняя эти слова, Господь прибавляет: посе янное на каменистом месте означает тех, кото рые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непо стоянны; потом, когда настанет скорбь или го нение за слово, тотчас соблазняются (ст.16-17).
Тип, широко распространенный и достаточно нам знакомый. В этих людях есть несомненное стремление и любовь к добру, и слово Божие на ходит в них живой и быстрый отклик, но оно не захватывает их настолько сильно, чтобы ради осуществления его в жизни они нашли в себе достаточно силы и решимости трудиться над со бою, бороться с препятствиями и побеждать враж дебные течения. Услышав евангельскую пропо ведь о правде, любви, самоотвержении, они заго раются сразу, как шведская спичка, но так же скоро гаснут. Эти вспышки мимолетных увлече ний бывают очень сильны, как вспышки магния, и в этот миг эти люди способны даже на подвиг, но пройдет момент — и все кончилось, и, как после магния, остается лишь дым и копоть — досада на свою трусость и дряблость или же, на оборот, сожаление о своем увлечении. К суро вой, упорной, длительной работе эти люди не способны, и непреодолимую преграду пред ставляет для них закон вступления в Царство Божие, данный Господом: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою бе рется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. XI, 12).
Что мешает этим людям безраздельно отдать ся Христу и приносить полный плод? Каменистый пласт, который лежит под наружным сло ем хорошей почвы и не позволяет корням расте ния проникнуть глубже.
Себялюбие с лишениями, даже воображаемы ми, не мирится.
В результате — измена и отступничество.
Последний тип людей, в душе которых слово Божие остается бесплодным, характеризуется Господом в следующих словах:
Иное упало в терние, и терние выросло, и за глушило семя, и оно не дало плода.
Это люди, которые желают одновременно ра ботать Богу и маммоне. Желая жить по законам Божиим, они в то же время не хотят отказаться и от мирской суеты и кончают обыкновенно тем, что этот водоворот мирских забот, увлечений, пристрастий поглощает их без остатка, вытесняя из души все светлое, идейное, возвышенное. Если человек не борется с земными пристрастиями во имя евангельской правды, он неизбежно стано вится их пленником, и одно слышание слова Божия его не спасет. Попытки установить в жиз ни равновесие между данью Богу и данью мам моне и миру сему никогда не удавались, ибо ду ша — существо простое и двоиться не может. Никто не может служить двум господам, — говорит Господь: — ибо или одного будет нена видеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. VI , 24).
Эти люди также непригодны для Царства Бо жия. Так много пропадает семени слова Божия безрезультатно!
Из четырех категорий только одна приносит плод: иное семя упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и прино сят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (ст. 8, 20).
Таких людей немного. Но как ярко сияют они на тусклом фоне тепло-холодного отношения к Евангелию большинства современников, вялых, дряблых, слабых в добре, и как возвысило и про светило их душу слово Божие, которому они отда лись беззаветно и которое исполнили до конца!
Вот преподобномученица Евдокия, первона чально великая грешница, очищенная и преоб раженная словом Божиим, подобно тому горя щему углю, который взял клещами с жертвен ника Господня шестокрылатый Серафим, чтобы коснуться уст пророка (Исх. VI , 6-7).
В миру ее звали Марией. Она была дивно хо роша собой, и в этом было ее несчастье. Успех, лесть, всеобщее поклонение вскружили ей голо ву. Мария вела суетную, легкомысленную свет скую жизнь, снаружи нарядную и блестящую, но по содержанию пустую и пошлую. Пиры, раз влечения всякого рода заполняли все ее время, не давая ей опомниться, прийти в себя. Но под внешностью светской львицы таилось доброе сер дце и отзывчивая душа. Это ее спасло.
Однажды около той гостиницы, где пировала Мария, окруженная толпой поклонников, оста новились в нерешительности два старца-инока. Видно было, что они пришли издалека. Их ноги и одежда были покрыты пылью, избитая, потре панная обувь говорила о дальней дороге. Они были утомлены, и им хотелось отдохнуть в гос тинице, но звуки музыки и веселое общество их пугали. Наконец они решились войти. Их поместили рядом с пиршественным залом в комнате, отделявшейся лишь тонкой перегородкой.
Шумная оргия продолжалась. Слышались бес стыдные речи. Опьяненная Мария танцевала со блазнительный, сладострастный танец.
Кто-то вспомнил о старцах.
— Посмотрим, что они делают? То-то, долж но быть, намолятся!
— Оставьте их в покое, — сказала Мария с улыбкой.
Но уже несколько беспутных гуляк скучились у перегородки, прислушиваясь к тому, что дела лось за ней.
Шум умолк. В наступившей тишине слышал ся слегка заглушенный стеной голос читавшего старца.
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фари сея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. VII, 37-38).
— Вот нашли место для подобных чтений! — воскликнул один из молодых гуляк. — Эй, вы там.
— Оставь! — вскричала Мария. Лицо ее ста новилось все серьезнее по мере того, как развер тывалась чудная евангельская история о прощен ной грешнице. Она сама не понимала, что с ней делалось.
Старческий голос продолжал:
А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. VII , 47).
— Ну ты-то уж не станешь заботиться об этом! — шепнул Марии самый юный из гостей.
Громкий вопль был ему ответом. Все вздрогнули. Мария стояла вся трепещущая. Смертель ная бледность покрывала ее лицо. Темные очи горели пламенем.
— Прочь от меня все! Оставьте меня.
В ее сердце горели эти дивные слова о проще нии, о спасении, о милосердии Божием. Так засох шая земля жадно глотает влагу весеннего дождя.
Смущенные гости расходились. Мария броси лась за перегородку к изумленным старцам. Мгновенное изумление последних сменилось негодованием.
— Уйди от нас! — сказал один из них сурово. —
Или нет в тебе стыда?!
— Отцы, не отвергайте меня! Я — грешница,
но Господь не отверг блудницы.
Она прильнула устами к запыленным ногам старцев: грешница Мария стала святой Евдоки ей. Слово Божие принесло стократный плод.
Какие уроки извлечем мы из всего сказанно го? Если мы действительно хотим, чтобы еван гельское семя давало в нас обильный плод и намерены серьезно трудиться над этим, то должны изучить почву своего сердца и выяснить, что именно мешает произрастанию слова Божия. Подумайте, к какому типу вы принадлежите? Пред ставляет ли ваше сердце проезжую дорогу или каменистую почву или семена слова Божия гибнут в нем, заглушенные терниями мирской суеты?
Надо при этом иметь в виду, что указанные типы в чистом виде редко встречаются. Обыкно венно в человеческом сердце есть всего понемно гу, и тип можно определить лишь преобладани ем той или другой черты.
Определив особенности почвы, можно указать и применить особые приемы обработки сообраз но с каждым родом почвы. Конечно, здесь все время необходимо помнить, что насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращаю- щий (1 Кор. III , 7), Который единственно Своей силой может самую бесплодную почву сделать плодоносной и, наоборот, плодородную ниву об ратить в пустыню, и что к Нему, следовательно, прежде всего должны быть обращены наши мо литвы и прошения об успехе работы. Но при этом уповании на Бога как главном условии успеха мы все-таки не освобождаемся от обязанности рабо тать под собой, ибо кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. IV, 17).
Итак, что можем мы сделать?
О первой разновидности первого типа говорить почти не приходится, ибо психика людей этого сорта не заключает в себе даже желания стать нравственно лучше и чище. Из тупого животного самодовольства их может вывести разве ка кая-либо катастрофа, посланная благодетельным промыслом Божиим. О них можно только молиться, но советовать им что-либо бесполезно, так как при обычных условиях они никакого совета исполнить не захотят. Две другие разно видности, как мы видели, обращены в проезжую дорогу массой разнообразных пестрых впечатле ний, которые, проносясь через сознание, подоб но бесконечной веренице экипажей и прохожих, утрамбовывают почву, то есть делают душу жест кой, черствой и невосприимчивой к слову Бо жию. Ясно, что первая наша забота здесь — по ставить загородки, чтобы по дороге не ездили и не ходили. Говоря простым языком, это значит задержать или совсем остановить тот поток не связных восприятий ежедневной жизни, который назойливо теснится в мозгу, загромождая его всяким хламом.
Допустим, вас просят оказать услугу. Вам не хочется, ибо это связано для вас с потерей вре мени и другими неудобствами. Ваше себялюбие протестует и ворчит. Не слушайте этого голоса, преодолейте себя и, победив на этот раз свое не желание и саможаление, вы уже отломили ку сок себялюбия. Продолжайте эту работу настой чиво, упорно, непрерывно, как работают финские крестьяне, и мало-помалу ваше себялюбие ста- нет смягчаться, слабеть и исчезать, уступая место лучшим чувствам самопожертвования и забо ты о других. Тогда корни слова Божия будут глубже проникать в сердце и не погибнут от пер вой невзгоды.
Наконец, людям третьей категории, у кото рых терния заглушают всходы евангельского по сева, нужно помнить, что маммоне и Богу одно временно служить нельзя, что надо выбирать что- нибудь одно, и раз избрано служение Богу, то терния и сорную траву суетных желаний и мирских пристрастий надо тщательно выпалывать, иначе они разрастутся и заглушат слово Божие. При этом полезно помнить, что чем раньше про изводить эту работу, тем лучше. Пока терния только в зародыше, их легко выполоть.
Пока греховные желания существуют только в мыслях и не перешли еще в дело, их легче побороть. Но они укореняются, когда осуществляются в действии, и тогда борьба с ними стано вится труднее.
Когда почва таким образом сколько-нибудь подготовлена, то сама обработка души, содейству ющая успешному произрастанию слова Божия, производится по старому правилу аскетов: паши плугом покаяния, удобряй молитвой, орошай слезами сокрушения и постоянно выпалывай дурную траву страстей.
Похожая притча
Законник был специалистом в толковании Писания. Он умел задавать точные вопросы и подмечать уязвимости в аргументах. Ему повезло встретиться со Христом, и он решил подискутировать об условиях наследования вечной жизни: какие дела следует делать для этого и почему. Тема важная и широкая. О разновидностях дел можно спорить сколь угодно долго и никогда не прийти к общему знаменателю. Если бы такой вариант удался, он был бы победой для книжника: чем продолжительней и запутанней диспут, тем меньше шансов понять, на чьей стороне правда.
Однако Иисус не вступил в дискуссию. Он просто отослал книжника к Писанию: « в законе что написано? как читаешь? ». Многие вопросы быстро проясняются, как только мы обращаемся к Писанию, « светильнику, сияющему в темном месте » (2 Пет. 1:19). Книжник удивительно быстро схватил суть вопроса и процитировал наиважнейшую заповедь о добром деле: « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ». Невозможно отрицать, что натренированный ум может выносить правильные суждения о Библии. В ответ Иисус предложил ему жить по Писанию: « правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить ».
В Своем ответе Иисус Христос показал три признака, по которым можно легко определить ближнего. Эти признаки удивляют, озадачивают, не совпадают с обыденными представлениями людей и бросают нам вызов. Но раз они указаны Господом, мы обязаны их принять.
- Ближний тот, мимо кого хочется пройти
Грабители, избившие самарянина и отнявшие у него одежду, искали легких путей к обогащению и не признавали прав других на жизнь, здоровье, свободу, убеждения, материальные ценности. Они жили насилием, безжалостно отнимая блага у людей. Их жизненным кредо являлось «все твое — мое ». Им было все равно, что такой уклад жизни воспрещен Богом и противоречит сразу нескольким заповедям - люби ближнего, не кради, не пожелай чужого. Любители острых ощущений стремились пожить вволю здесь и сейчас. В этом они уподобляются демонам, которые вредят нам всегда и повсюду.
Нельзя думать, что только упомянутые разбойники исповедовали принцип «все твое — мое». В свое время Л.Н.Толстой называл господствующий класс злодеями, ибо они за счет народа удовлетворяли свои алчные аппетиты. К злодеям сегодня можно причислить и предпринимателей, задерживающих или недоплачивающих зарплату и использующих криминальные средства для подавления или разорения конкурентов. Злодеи все, кто при ужасной бедности народа позволяет себе непомерную роскошь, созданную его обнищанием. Бог будет судить их за избранный ими принцип «все твое — мое». И суд этот будет суровый.
Апостол Иаков напоминал богатым: « Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам » ( Иак.5:1-6 ).
Люди духовного сословия — священник и левит, исповедовали иной, но так же неверный принцип жизни: «все мое — мое, все твое — твое» . Этот принцип выразительно озвучил полузащитник сборной России Андрей Аршавин, комментируя проигрыш команды на чемпионате Европы: « То, что мы не оправдали ваши ожидания — это не наши проблемы. Это ваши проблемы ».
Конечно, священнослужители не просто так прошли мимо. У них сразу же нашлись оправдательные аргументы. Если избитый путник был мертв, то ему ничем уже не поможешь, а себе повредишь. Ведь прикоснувшийся к мертвому помещался на семидневный карантин и лишался права служить Богу. Для них служение было дороже человека!
Священнослужители могли так же посчитать израненного человека виновником трагедии. Дорога из Иерусалима в Иерихон считалась кровавой дорогой из-за дежуривших на ней разбойников. Самым лучшим решением здесь было бы не отправляться в путь одному и с товаром. «Раз этим порядком мужчина пренебрег — пусть и расплачивается — моя хата с краю».
Живущий по принципу «все твое — твое, все мое — мое» не станет рисковать своим временем и силами, если это не принесет ему какой-либо выгоды. Но жизнь по этому принципу приведет человека в ад. Христос рассказал историю про богатого человека, который, собрав небывало огромный урожай, решил пожить в свое удовольствие. Как только он принял это решение Бог проговорил к нему: « безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет » ( Лук.12:20,21 ). Мы должны жить не в свое удовольствие, а в Божье. Богу же не нравится, когда мы проходим мимо чужой беды.
Самарянин имел все основания пройти мимо несчастного. Ведь попавшийся разбойникам был представителем иной национальности, иной веры, иной культуры.
И вопрос был не только в этой разнице. Евреи ненавидели самарян, а самаряне евреев. Казалось, злорадство должно было торжествовать: «Поделом досталось этому жиду! Пусть подыхает!». Однако самарянин не остался равнодушным к страдальцу!
Как важно нам помнить это определение - ближний тот, мимо кого хочется пройти! С этим мы сталкиваемся довольно часто. И если мы поступим по нашему желанию, а не по заповеди «люби ближнего как самого себя», то сможем ли мы рассчитывать на внимание Христа к нам? Он не прошел мимо нас, чуждых святости, любви, завета, божественных даров. Он склонился над нами и помог нам. Его сердце было наполнено желанием « послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Матф.20:28). Пусть Его пример поможет нам не проходить мимо чей-то беды.
- Ближний тот, на кого у нас нет времени!
Служители храма были весьма занятыми: священник отпускал прегрешения, учил закону, решал житейские тяжбы; левит, служитель храмового хора, приятным голосом услаждал слух молящихся. Эти люди были всегда и везде желанными.
Священников и левитов было много в Израиле, и послужить в храме было мечтой каждого из них. Нередко такая честь выпадала только раз в жизни. Забота об израненном поломала бы их возвышенные планы. Да и можно ли было поставить служение пострадавшему выше служения Богу?
Время — ценнейший капитал, его мы предпочитаем тратить на удовольствия или на выгодные отношения. Какую выгоду можно извлечь из отношения с кандидатом в покойники? Священнослужителям было жаль своего времени на милосердие, и они прошли мимо. Возможно, они надеялись на помощь мифического существа под названием «кто-нибудь-другой». О нем давным-давно было написано бесхитростное и поучительное стихотворение:
Есть на свете некто, сильный и большой,
Имя ему дано „Кто-нибудь другой”.
Вот теперь хочу вам рассказать о нем,
Но придется всем нам слушать со стыдом.
Так, работы много! — слышим мы порой,
Но работать может «Кто-нибудь другой».
Ближний твой страдает, истомлен борьбой,
Но ему поможет «Кто-нибудь другой».
Так себе помыслишь ты в своей душе,
А твой брат останется в горе и нужде.
Там вдова с сиротами помощь ждут порой,
Но и им поможет «Кто-нибудь другой».
Вот и дом молитвы с кафедрой пустой,
Но участье примет «Кто-нибудь другой».
И дары земные для нужды святой
Пусть дает их щедро «Кто-нибудь другой».
В день Христа явленья станешь стороной,
А получит славу «Кто-нибудь другой».
Ты к горам и камням побежишь с мольбой,
А Иисуса встретит «Кто-нибудь другой».
И в покой тот вечный, в радости святой,
Войдет тот, чье имя — «Кто-нибудь другой!»
Самарянин не сказал бедняге: «Извини, но в мои планы не входило это печальное происшествие. Надеюсь, «кто-нибудь-другой» поможет тебе. Держись, дружище!». Он ничего не знал о том таинственном слуге, на которого можно было бы свалить ответственность. Он потратил драгоценное время на оказание медицинской помощи, на доставку больного в гостиницу и выхаживанию его там. Он уехал только на следующий день, убедившись, что опасность смерти миновала. Таким образом, самарянин потратил приблизительно 15-20 часов личного времени на незнакомца! Он не считал упущенную выгоду, не расстраивался по поводу нарушенных планов. Он отдавал необходимое время ближнему.
Как должно быть нам стыдно, что мы жалеем время на самых близких — на супруга или супругу, на детей, на церковь, на свидетельство и отдаем его тем, кто ближним нашим не является — греховным покемонам, о которых сходит с ума наш мир. Не должно ли наше время служит Господу и ближним? Пусть этот ценный капитал служит славе Бога и благу людей!
- Ближний тот, на кого нужно материально потратиться!
Русский народ сложил поговорку: « Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты ».
Апостол Иаков имел это ввиду, когда обличал веру без дел: « Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе » ( Иак.2:15-17 ). Добро должно чего-то стоить!
Самарянин не ограничился трогательным сочувствием: «Бедный человек! Как тебя зверски избили! Не переживай, если ты умрешь, на небесах тебе будет хорошо!». Он решил бороться за жизнь, расходуя для этого средства, предназначавшихся для иных целей. Он возлил на раны избитого вино, чтобы их продезинфицировать, потратил елей для смягчения и лучшей заживлямости ран, сделал повязки. Он повез больного в гостиницу, оплатил за его пребывание и уход. Его милосердие потребовало от него значительных и безвозвратных вложений и он не постоял за ценой. Такое отношение к попавшему в беду не было случайным, оно вытекало из исповедания его сердцем принципа «все мое — твое».
Много ли мы найдем таких людей в нашем мире? Христос показал, что самарянин, человек иной веры, национальности и культуры был настоящим ближним оказавшемуся в беде, хотя имел все основания пройти мимо. А вот правоверные иудеи, близкие по крови, вере и обычаям, оказались невероятно далекими. Какое печальное недоразумение! О, если бы мы были исповедниками самарянского принципа «все мое - твое» и не боялись материально тратиться на людей! Какие благословения мы бы пережили!
Христос завершил притчу серьезным призывом: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же ». Ст.36-37. Эти слова звучат как приказ. Они и на самом деле являются приказом без права на обжалование. Христос имеет право приказывать, поскольку является Господом и поскольку Сам стал Избавителем людей, избитых до потери сознания грехом и сатаной. Он не прошел мимо нашей беды, нашел время быть с нами, пожертвовал Свою Кровь и поместил нас в Свою чудную гостиницу Церковь, чтобы ее служители заботились о нашем духовном. Мы должны слушать Христа!
Нам следует помнить, что оказывая добро нуждающемуся, мы оказываем его Господу.
Много лет тому назад журнал «Вера и жизнь» опубликовал свидетельство, которое хорошо подходит к рассматриваемой нами теме.
«Однажды со мной произошел удивительный случай, который приоткрыл мне дверцу к пониманию того, как я могу возлюбить своего ближнего. Прекрасным, солнечным утром, придя на работу, я старательно принялся выполнять только что полученное задание от начальника. Оно включало в себя изготовление нескольких деревянных дверей и окон. С новыми силами и в хорошем настроении, разобравшись в чертежах, я приступил к выполнению заказа. Работа шла хорошо и нисколько не мешала мне размышлять на духовные темы.
Я размышлял о любви и милости моего Бога ко мне, и мое сердце переполнялось благодарностью, вспоминая, сколько милости явил мне Господь на протяжении всей моей жизни. Я готов был сделать что-нибудь для Него в знак моей благодарности. Я вспомнил, что самой лучшей благодарностью может быть любовь к ближнему своему, и я готов был любить ближнего своего, как самого себя, но с кого начать я не знал. И вот, готовый к исполнению этой заповеди, я выхожу на перерыв.
Вдруг появляется он, тот самый ближний мой. Подходит ко мне мужик, небритый, лохматый, в грязной одежде и довольно грубым тоном говорит мне: «Ты! Сделаешь мне швабру, а я вечером к пяти часам зайду и заберу ее. Понял?» Я, ошеломленный такой просьбой, одобрительно покивал головой и мой ближний спокойно удалился восвояси.
Буря эмоций вспыхнула внутри меня. Я был поражен невиданной наглостью этого человека. Я не нахожу нужных слов, чтобы выразить свое возмущение. Не сказав слов приветствия, не познакомившись, так дерзко потребовал он от меня исполнить то, что ему нужно.
Да кто он такой, чтобы я исполнял его пожелания, тем более, что я вообще первый раз вижу его. «Вот еще, обойдется и без швабры, а то я ему этой шваброй так натрескаю, что мало не покажется!» Так размышляя сам в себе, я вернулся на свое рабочее время. Конечно, рабочее настроение было испорчено, а мысли в голове кружили, как стая черных, напуганных ворон. Ужасное отвращение и ненависть появились у меня к этому человеку, и ни о какой любви не могло быть и речи.
Наконец пришло время обеда. Устроившись поудобнее и разложив принесенный из дома обед, я помолился Богу и с большим удовольствием приступил к принятию пищи. Насытившись, я вновь стал размышлять о том, что случилось. Но после обеда ко мне стали приходить более добрые мысли. Я понимал, что «мой ближний» скоро придет, и во избежание дальнейшего развития конфликта между нами лучше будет сделать ему то, что он просит. К тому же я все-таки христианин и должен стремиться к миру. Но чувство обиды не давало мне покоя. Мне не жалко было сделать ему швабру и это не занимает много времени, но мне было обидно, что он так грубо попросил меня об этом, и это мешало мне.
Но вдруг, внутри себя, я услышал тихий голос: «Сделай это для него ради Меня!» «Господь, но почему я должен сделать ему швабру, когда он так грубо обошелся со мной?» – подумал я. Но все тот же спокойный голос звучал во мне: «Сделай!». Я никак не хотел согласиться с этим и еще некоторое время сопротивлялся, пока все-таки решился. Я быстро нашел нужные заготовки, и вот уже через несколько минут швабра была готова. Меня не беспокоило качество изготовленного изделия, и поэтому время на изготовление потребовалось немного. Отставив в сторону швабру, я быстрым взглядом окинул ее и с облегчением приступил к основной своей работе. Но полного покоя в душе я не ощущал. Мне почему-то вспомнились слова из Библии: « И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу » (Кол. 3:23–24). Я сразу понял, что мне надо переделать швабру, но этого так не хотелось делать. И это не давало мне покоя, пока я не взялся за доработку. Я заметил, что я уже с удовольствием тружусь над завершением моего изделия. И по окончании работы я мог гордиться тем, что швабра выглядела отлично.
Чувство полного удовлетворения наполнило меня. Ужасное было позади, поднялось настроение, и я уже готов был с радостью вручить эту швабру моему ближнему, тем самым выражая ему свою любовь. Подошло назначенное время, а моего «заказчика» нет. Я даже заволновался, почему это он не пришел? Но время шло, и пора было уходить домой. С надеждой, что он придет завтра, я поставил швабру в уголок и со спокойной совестью отправился домой.
На следующий день он снова не появился, и больше никогда я его там не видел, как впрочем, и до встречи с ним я тоже никогда его там не видел. Странное чувство посетило меня: «Кто бы это мог быть? Человек или ангел?». Я не знаю этого, но я понял одно, что через любовь к своему ближнему Бог формирует мою личность. Ломая во мне гордость и ненависть к подобным себе, Он делает из меня того человека, который мог бы отображать Его сущность и нести людям свет любви».
Похожая притча
Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни.
Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ).
Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука:
«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).
Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самараянин знает лучше, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми.
По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.
Любить всех одинаково мало кто может, но мы можем поселить в наше сердце новое сознание об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Нам может быть непосильно любить врага, но мы сможем посмотреть на врага через призму Божественной любви. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него. Следовательно, он, наш враг, этого достоин! В нём есть что-то достойное Христовой смерти. Он не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т.е. богоподобным. Богочеловечество лежит в основе религиозной жизни и в основе жизни всего мира, поскольку человек есть микрокосмос. Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. В человечности людей сказывается их богоподобие.
Притча о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов.
Притча о милосердном самарянине учит нас иерархии ценностей: на первом месте человек, а на втором месте – суббота. Государственные, социальные и церковные установления существуют для человека, а не наоборот. Мы, подобно самарянину, должны увидеть прежде всего человека, несмотря на его положение в обществе, несмотря на его блистательную одежду или нищенские лохмотья.
Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний? Это был вопрос минималиста, который хотел знать минимум того, что нужно исполнить, чтобы войти в Жизнь. Притчей о милосердном самарянине Христос показывает и законнику, и нам, что вопрос неправильно поставлен. Притча о милосердном самарянине идет дальше одного учения о том, кого считать нашим ближним. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии.
Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. По мысли Отцов, человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это Адам, который в данном случае представляет собою все человечество. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая, из «Небесного Иерусалима», и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Священник и левит представляют собой закон Ветхого Завета, данный Моисею и священство Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека.
Милосердный самарянин – это Иисус Христос, Который дал нам Новый Завет и благодать Божию (в притче – елей и вино) для исцеления наших немощей. Гостиница – Церковь Божия, где мы находим все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы – образ церковных пастырей и учителей, которым Бог поручил заботиться о пастве.
Утренний уход самарянина символизирует явление Христа после Его Воскресения и славное Его Вознесение. Два динария, данные содержателю гостиницы – это Божественное Откровение, данное в Священном Писании и Предании. Наконец, обещание самарянина вернуться в гостиницу для окончательного расчета – это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда каждому человеку будет дано по делам его.
Вот малая часть того богатого содержания притчи о милосердном самарянине, которая учит нас тому, кто наш ближний и как нам самим сделаться ближним для других. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» ( 1Ин. 4: 7 ).
Похожая притча
Так вот об этом самом и притча: вместо того, чтобы спрашивать для себя «А кто мой ближний?», как это сделал законоучитель в беседе с Иисусом, нам предлагается другое: не задаваясь такими вопросами, самому пытаться становиться ближним для других! И неважно, попадёте Вы в беду или нет. Друзья, естественно, познаются в беде, это верно. И тот, кто становится ближним для многих, не всегда получает эту близость взамен. Такова жизнь и такова падшая человеческая природа. Но всё равно лучше отдавать, не задумываясь, получим ли взамен, не так ли? В этом мы становимся хоть чуть-чуть подобными Богу в Его любви!
Читайте также: