Казахская притча будущий батыр

Обновлено: 22.11.2024

Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел.
- Ты, почему тайком воруешь топливо? – спросил хан.
- Повелитель, степной хворост – это каждому человеку добыча, а вот присваивать себе плоды чужого труда – это и есть воровство.
Хан ничего не ответил мальчику и ушел к себе. Он только отметил про себя, что в степи растет новый народный герой – храбрый и справедливый.

Оцените: Плохо Так себе Средненькая Хорошая В восторге
Комментарии
Куда кеширер

Назарбаев Нурсултан
Особенно тот кем ты назвался.

Назарбаев Нурсултан

"присваивать себе плоды чужого труда – это и есть воровство" надо что бы чиновники это прочитали.

Levanter

Amir непонятно в связи с чем выразился так - ни к селу, ни к городу как говорится. Наверное, придумал остроту - "Такой себе круговорот батыров в природе" - и решил не отказывать себе в маленьком удовольствии.
Рамазан абсолютно всё правильно объяснил.

Samurai

Ну это не сложно объяснить.
авторитет либо зарабатывается силой, либо, что проще, покупается :)

Рамазан

Не совсем так. Чтоб стать ханом, тебовалось чтоб народ поднял его на белом кошме. Буквально, брали толстый белый ковер стелили его на оромный подставку. Хан на него садился и весь народ поднимал его на уровень плечь. Для этого действа требовалось очень много народу. Это такая была своеобразная разновидность выборов.
Уверяю вас, недостойного человека просто-напросто бы отказались бы поднять. Такая вот степная демократия. А вас не удивило, что здесь ханы с батырами как равными разговаривают? Вам не показалось, что это от того, что батыры были авторитетными людьми т.е. уважаемыми в народе? А нет ощущения, что таких людей народ с удовольствием сделал бы ханом?
Но нет, к сожалению, в казахской истории батыров ставших ханами практически нет. Так то.

Интересно, что когда добрые батыры вырастают и свергают злых ханов, то занимают их место и сами становятся ханами. Такой себе круговорот батыров в природе:)

Бесбармак

Один старый хан решил к концу жизни обзавестись очередной молодой женой. Многие придворные сомневались, что старый хан сможет подарить молодой женщине ребёнка, а значит, её участь будет незавидной. Но к удивлению всех, молодка успешно забеременела и родила здорового крепыша. Хан был вне себя от радости.

Но как только ребёнка оторвали от груди и стали кормить едой с ханского стола, он перестал кушать и начал чахнуть на глазах. И чего только не готовили искусные ханские повара – ребёнок ничего не ел. Уж и смерть ребёнку была близка от истощения.

Рубрика: Казахские притчи

Боюсь бога

Известный острослов по имени Былгак лежал при смерти. Родные сидящие у изголовья умирающего время от времени повторяли:

Рубрика: Казахские притчи

Пишу по памяти то, что мне говорил мой отец, а ему его отец…

Давным-давно, во времена набегов, многочисленных войн, армией врага был взят в плен Старик, его брат, жена, и сын. Повелитель армии, хан спросил Старика:

Рубрика: Казахские притчи

Похожая притча

Тәрбиеші ( воспитатель): Чумак Г.М.

Білім беру бөлімі ( образовательная область): «Коммуникация»

Бөлім ( раздел): развитие речи

Тақырыбы ( т ема): Деление слов на слоги. Д/игра «Угадай». Чтение казахской притчи «Будущий батыр». Беседа по содержанию

Мақсаты (цели): познакомить детей с казахской притчей «Будущий батыр».

Міндеттер (задачи): помочь детям понять смысл притчи; продолжать обучать детей умению делить слова на слоги и определять место ударного звука. Развивать мышление, внимание, речь, умение отвечать на вопросы. Воспитывать такие качества как честность, справедливость, трудолюбие.

Коррекционная работа с детьми ОВ: Д/и «Повтори»

Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников и сохранения и развития здоровья: ИТК, технология сохранения и стимулирования здоровья ( круг радости « доброе утро», артикуляционная гимнастика, физминутка), личностно-ориентированная технология

Жұмысқа дайындық (предварительная работа): беседа « Кто такие батыры?» , чтение казахских сказок, разучивание физминутки, д\игры «Угадай», «Посчитай, сколько слогов в слове», «Раздели слова на слоги», игры с конструктором В.В.Воскобовича «Чудо-крестики-3 ( рыцари)»

Құралдар (оборудование): иллюстрация к казахской притче «Будущий батыр», схемы- батыра , конструктор Воскобовича «Чудо-крестики -3»

Сөздік қоры ( словарная работа): притча, батыр, хворост

Полилингвалдік компонеті (Полилингвальный компонент): summer pasture -летнее пастбище- жайляу, industrious- трудолюбивый- енбеккор, honest- честный-адал, brave- храбрый – батыл

Іс - әрекет кезеңдері

деятельности

Педагогтың басқару іс - әрекеті

Управленческие действия педагога

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

l этап

Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно-

побудительный

Организовывает упражнение в круге радости « Доброе утро».

Проводит артикуляционную гимнастику

Цель: учить вырабатывать полноценные движения и определенных положений органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков

Проводит словарную работу: «Притча», «батыр», «хворост».

Встают в круг и желают друг другу доброго утра

Выполняют артикуляционную гимнастику

« Язычок наш проснулся, потянулся. Направо посмотрел,вниз посмотрел, направо-налево

Вверх посмотрел, вниз посмотрел,вверх-вниз

И решил пойти погулять. Идет по тропинке, а

Надним жуки пролетают –Ж-Ж-Ж

Высоко в небе загудел самолет-Р-Р-Р. Подул легкий ветерок-Ш-Ш-Ш

Над цветами закружились пчелки-З-З-З. Вокруг- такая красота.Нагулялся язычок и вернулся домой»

Объясняют значение слов «Притча», «батыр», «хворост».

Притча- короткий рассказ, заключающий в себе нравственное поучение

Батыр- богатырь, герой, очень сильный, бесстрашный персонаж

Хворост- опавшие ветви деревьев, используемые как топливо

ll этап

Іздену-ұйымдастырушы

Организационно – поисковый

Предлагает послушать внимательно притчу и понять чему она их учит.

Читает казахскую притчу «Будущий батыр».

Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел.
- Ты, почему тайком воруешь топливо? – спросил хан.
- Повелитель, степной хворост – это каждому человеку добыча, а вот присваивать себе плоды чужого труда – это и есть воровство.
Хан ничего не ответил мальчику и ушел к себе. Он только отметил про себя, что в степи растет новый народный герой – храбрый и справедливый.

Беседует по вопросам :

-Что спросил хан у Сырыма?

-Что ответил Сарым?

-Что же ответил про себя хан?

- Что можно сказать о Сарыме, какой он?

-Как вы думаете, в чем смысл этой притчи?

-Каким должен быть будущий батыр?

Применяет технологию В.В.Воскобовича.

Предлагает из конструктора Воскобовича «Чудо-крестики -3»построить батыра

Полилингвальный компонент:

Проводит физминутку

Цель: снятие мышечного напряжения

Проводит Д\игру «Угадай»

Цель: упражнять в делении слов на слоги, определять место ударного звука

Слушают воспитателя, заинтересовываются

Слушают притчу. Включаются в процесс познания.

Принимают активное участие в беседе, отвечая на вопросы по содержанию текста полными предложениями:

-Ты, почему тайком воруешь топливо?

-Степной хворост- это каждому человеку добыча, а вот присваивать себе плоды чужого труда- это и есть воровство

-В степи растет новый народный герой- храбрый и справедливый

- храбрый, честный, справедливый, трудолюбивый

- будущий батыр должен преодолевать трудности, быть храбрым, честным, справедливым, трудолюбивым

Конструируют из конструктора Воскобовича «чудо-крестики -3» батыра по схеме

Повторяют слова : industrious- трудолюбивый- енбеккор, honest- честный-адал, brave- храбрый – батыл

Принимают активное участие, выполняют движения:

Тихо все, ребята встали.

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо,тихо все садись

Принимают активное участие в игре, делят слова «Притча», «батыр», «хворост» на слоги, определяют место ударного звука.

Коррекционная работа с детьми ОВ

Организация Д/и «Повтори»

Цель: развитие слухового внимания

Повторяют за воспитателем слова развивают слуховое внимание

lll этап

Рефлесивтік - коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Активизирует внимание детей вопросами:

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Что такое притча?

-Каким должен быть будущий батыр?

Подводят итог, отвечают на вопросы

Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат).

Айтады (Воспроизводят): значение слов «притча», «батыр», «хворост»

Түсінеді (Понимают ): литературный жанр - притча и ее смысл

Қолданады (Применяют): отвечают на вопросы, по содержанию, делят слова на слоги и определяют ударного звука.

Что вечно?

Однажды хан Жанибек спросил у биев (народных судей):

Бии в один голос ответили:

Вечно течение реки,

Вечна горная вершина,

Рубрика: Казахские притчи

Похожая притча

Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел.

Хан ничего не ответил мальчику и ушел к себе. Он только отметил про себя, что в степи растет новый народный герой – храбрый и справедливый.

Бай и батрак

Один бай любил загадывать психологические загадки. Однажды он, решив проверить своего батрака, снял с него шапку и погладил его по голове. Тот показал баю язык.

Бай схватил свою камчу и кинулся на батрака. Тот ловко перехватил руку бая и сказал: Читать далее →

Рубрика: Казахские притчи

Гость кивнул и раскинув руки признес:

А ребенка, так с умом!

Рубрика: Казахские притчи

Вера в Бога

Давным-давно жил на свете один невезучий мужчина. Все у него было, только судьба не дала ему детей. Он взял семь жен, заплатив за каждую их них семикратный калым. Шли годы, но…

Он проезжих купцов он услышал, что далеко на юге живет мудрый человек по имени Муса. Собрав большой караван, он поехал к пророк у Мусе.

Семь дней и ночей мудрый Муса просил своего Бога даровать человеку сына, потому что тот обещал, что если Бог подарит ему детей – то, он уверует в Бога Мусы и свой род тоже приведет к этой вере. Но Бог пророка Мусы не услышал этой просьбы.

Мужчина решил вернуться домой. Обратный путь всегда долог. На их караван напали разбойники и разогнали людей. Мужчина на быстром коне оторвался от преследователей и затерялся в пустыне. Но пустыня была большая и он в ней заблудился. Читать далее →

Благодать божья

Рубрика: Казахские притчи

Усмирить архангела

В одной семье умерла мать семейства. До этого умер старший сын. Остался убитый горем старик-отец и его единственная дочь.

Как-то в этот дом пришли старики-соседи, дабы почтить память умерших. Пришел и мулла, чтобы прочитать молитву.

Дочь начала причитать при людях:

Рубрика: Казахские притчи

Похожая притча

Один акын (поэт) лежал при смерти. Давно уже были решены все имущественные дела, наследство завещано, даны все возможные наставления домочадцам, прощения у людей испрошены, молитвы прочтены. Оставалось ждать смерти. Но смерть не шла.

И сыновья, еще раз наклонившись к отцу, спросили:

Рубрика: Казахские притчи

Сырым-батыр был в гостях у хана Хивы. Был большой праздник со скачками, состязаниями атлетов, народными гуляниями. Хан угощал Сырыма разными кушаньями из всевозможных растений, восточными сладостями да пряниками.

За столом, хан похваляясь и желая подначить знаменитого казаха, спросил у Сырыма:

Рубрика: Казахские притчи

Будущий батыр

Будущему батыру Сырыму, было лет пятнадцать, когда он однажды шел домой с охапкой хвороста за окраиной селения Нуралы-хана. Хан стоявший на пригорке заметил подростка и крикнул, что бы тот подошел.

Рубрика: Казахские притчи

Похожая притча

Жумыр-батыр из рода Байбакты было почти 80 лет, и он лежал при смерти.

Рубрика: Казахские притчи

Хромой кулан

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя.

Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Черного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына, залить в глотку расплавленный свинец.

Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого казаха – домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Читать далее →

Рубрика: Казахские притчи

Что на душе у батыра

Читайте также: