Казачьи притчи и легенды
Обновлено: 14.11.2024
"Исстари на берегах Буйного Терека Горыныча было неспокойно. Разные, порой, причины были тому. То крымский татарин налетит как вихрь на казачьи городки, то воевода московский со служивыми людьми рыщет в поисках беглых холопов, а то и со стороны кунаков-побратимов, что за рекой в чеченских аулах проживают, шалости случаются.
Но вот однажды неведомо откуда со своей дружиной в Верховьях Буйного Терека объявился казачий атаман. Был он, как и следовало ожидать, необыкновенной силы, храбрости и доброты. И на какое-то время, не то, чтобы совсем, но все же прекратились набеги крымских татар и турок, воинственные соседи присмирели, да и воеводы царские уже не так открыто стали докучать. Прекратились воинственные споры-ссоры, и как бы приутихли страсти. Народ говорил, что все это сделал знаменитый атаман. «Мир – он дал людям…» - говаривал народ.
Только судьба самого атамана оказалась нестерпимо печальной. А пострадал он за свою излишнюю доверчивость и… любовь. Коварной оказалась казачка, дочь вольной реки, которую полюбил бесстрашный атаман. Была у атамана одна особенность, на одной руке носил он постоянно, не снимая никогда железную перчатку. Почему? Это было его тайной. Чуть ли не все пытались ее разгадать. Это же страсть как нестерпимо до коликов в животе, знать, что рядом с тобой человек с загадкой, и не отгадать ее – просто катастрофа вселенская. Но атаман, ни на какие уловки любопытных не поддавался.
Как-то на игрищах, накануне большого престольного праздника Преображения эта самая казачка, его возлюбленная, поспорила с подружками, что, мол, завтра при всем честном народе, перед началом конных состязаний, заставит атамана снять перчатку с руки… В день праздника она открыто, на людях, подошла к атаману, сидевшему на коне, и, дотронувшись до его перчатки, сказала тихо, чтобы никто, кроме него не слышал: «Люблю тебя единственного… Ради меня сними перчатку… Что бы там ни было – твоя навек…»
Поверил атаман, ведь люди высокой души доверчивы, как дети, и хоть с неохотой, но все же сорвал перчатку с руки. А под ней оказалось… шесть пальцев. Красивая, капризная казачка зло рассмеялась в лицо атаману и громко начала кричать на всю соборную площадь: «Глядите, люди добрые, да он – шестипалый. А туда же – свататься вздумал! Да кто за тебя, за такого пойдет?!»
Потемнели глаза у атамана. Рука привычно выхватила саблю. Сверкнуло на солнце лезвие, и голова казачки… упала к ногам его коня. Атаман развернул коня, стеганул его плетью и с крутого обрыва кинулся в воды Буйного Терека Горыныча..
Рассказывают, насмерть разбился. Хотя кое-кто утверждает, что верный конь вынес седока на противоположный берег Терека, и они вместе скрылись в дремучих лесах горной Чечни. Позже будто бы даже видели быстрого вороного коня и всадника в казачьем темно-синем кафтане, скакавшего по горным ущельям Черных гор. А еще люди рассказывают, что даже в наши дни его можно увидеть, да только не каждому это дается, а только тем, кто чист душой и бескорыстен в помыслах своих…"
Из книги кандидата исторических наук Э.В. Бурда «Сборник пословиц и поговорок, примет и сказок, собранных по казачьим станицам Кабардино-Балкарии». Изд-во М. и В. Котляровых. Нальчик, 2016. Легенду рассказал родовой казак станицы Пришибской (ныне города Майский) Филимоненко Владимир Владимирович
Похожая притча
Сидит Ахмед на корточках в Берлине и плюет на землю через дырку в зубах.
Вдруг появляется фея и говорит:
- Я социалистическая социальная либеральная фея! Я прилетела, чтобы
исполнить три желания!
- Посмотри, какая у меня дырка во рту! Я хочу, чтобы мне вылечили и
вставили все зубы!
Информация об этом журнале
- Цена размещения 20 жетонов
- Социальный капитал 11 386
- В друзьях у 1 425
- Длительность 10 часов
- Минимальная ставка 20 жетонов
Казачьи басни и притчи. "Легенда о шестипалом атамане"
Казачий фольклор издревле интересовал многих ценителей народного творчества. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону и на Кубани еще в конце XVI века, в них рассказывалось о героях-казаках, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле и о щедрой природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию старинную казачью притчу "Легенда о шестипалом атамане"
"Исстари на берегах Буйного Терека Горыныча было неспокойно. Разные, порой, причины были тому. То крымский татарин налетит как вихрь на казачьи городки, то воевода московский со служивыми людьми рыщет в поисках беглых холопов, а то и со стороны кунаков-побратимов, что за рекой в чеченских аулах проживают, шалости случаются.
August 4th, 2019 , 12:00 pmМудрая притча – о «не своём деле»
Каждый из нас – специалист в своем деле. Автомеханик разбирается в автомобилях, программист – в компьютерах, продавец (или, как сейчас модно говорить – менеджер) – в продажах, сапожник – в обуви и так далее. Но каждый из нас (почти без исключения) всегда пытается разобраться в делах не своего профиля. То ли от неизмеримой доброты душевной то ли для того, чтобы показаться умнее…
Одна притча-история ярко показывает нас самих в таковых ситуациях.
( Read more. Collapse )
Мудрая притча о злом волшебнике и простодушных овцах
На поляне, среди огромного леса, жил-был волшебник, у которого было большое стадо овец. Каждый день он съедал одну овцу из стада. Овцы причиняли волшебнику много беcпокойства - они разбегались по лесу, и ему приходилось тратить очень много времени на то, чтобы поймать одну овцу, а других снова собрать в стадо. Конечно же овца, которую он собирался убить, чувствовала это и начинала отчаянно сопротивляться, и ее крики пугали других. И тогда волшебник решил придумать такую хитрость – он поговорил с каждой овцой наедине, и каждой что-то внушил.
Одной он сказал: "Ты не овца, ты такой же человек, как и я. Тебе нечего бояться, ведь я убиваю и съедаю только овец, но ты единственный человек в этом стаде и значит - мой лучший друг".
June 14th, 2019 , 08:20 amНесколько притч о Сократе.
Стоит ли жениться или нет?
Какой-то юноша спросил у Сократа совета - стоит ли, мол, жениться или нет?
Надо сказать, он знал к кому обратиться с таким вопросом!
Догадаться, впрочем, нетрудно было, ведь Сократу ужасно не повезло в семейной жизни. Его жена, Ксантиппа, была одной из кошмарнейших жен в истории.
Сократа она просто изводила: то и дело пилила, держала под каблуком, кидала в него всем подряд. Однажды она плеснула ему в лицо чаем, и у Сократа на всю жизнь остался след от ожога.
В общем, тот юноша нашел самого подходящего человека - Сократ-то уж точно знал ответ.
И Сократ ответил: "Женись, конечно. Попадется хорошая жена, будешь счастливым, а не повезет - станешь философом. "
( Read more. Collapse )
Старинная притча о том, чего хочет женщина
Извечный вопрос, на который не ответил даже мудрый Фрейд.
Чего на самом деле хотят женщины?
Однажды столица коpоля Аpтуpа была окружена многотысячным войском неприятеля. Царь войска отправил Артуру письмо, в котором сообщал ему, что снимет осаду города только в том случае, если тот ответит на один очень сложный вопpос. Вопpос был: "Чего на самом деле хотят женщины?"
Три дня и три ночи Аpтуp и его советники ломали над этим голову, однако ответа так и не нашли. Hаконец, королю доложили, что одна стаpая ведьма согласна помочь ему, но плата за это будет очень высокой.
Похожая притча
Казачий фольклор издревле интересовал многих ценителей народного творчества. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону и на Кубани еще в конце XVI века, в них рассказывалось о героях-казаках, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле и о щедрой природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию старинную казачью притчу "Легенда о шестипалом атамане"
"Исстари на берегах Буйного Терека Горыныча было неспокойно. Разные, порой, причины были тому. То крымский татарин налетит как вихрь на казачьи городки, то воевода московский со служивыми людьми рыщет в поисках беглых холопов, а то и со стороны кунаков-побратимов, что за рекой в чеченских аулах проживают, шалости случаются.
промо vitalidrobishev may 26, 2016 13:51 230Информация об этом журнале
- Цена размещения 20 жетонов
- Социальный капитал 11 386
- В друзьях у 1 425
- Длительность 10 часов
- Минимальная ставка 20 жетонов
Казачьи басни и притчи. Как казак султанскую дочь наказал
Казачий фольклор издревле интересовал многих ценителей народного творчества. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону и на Кубани еще в конце XVI века.
Предлагаю вашему вниманию старинную притчу, "Как казак султанскую дочь наказал"
В некотором ханстве, в некотором государстве жил-был поживал султан, и была у него дочь. Как водится, красавица, но капризная и злющая - никакого сладу нету. Стало скучно ей как-то раз и говорит она отцу: А кинь ты батюшка клич по свету, созови добрых молодцев, со всего свету. Пусть они мне загадки загадывают. Чью отгадать не смогу -за того замуж пойду, а уж если разгадаю-тому голову с плеч! Ни в чем султан дочери не отказывает. Бывать по сему говорит. Со всего света съехались молодцы, счастья попытать, да никто ее удивить не может. Все загадки разгадывает султанша, как орешки щелкает. Сколь народу погубила!
April 7th, 2019 , 01:32 pmПоморские поговорки
Почитайте, какие удивительные поморские поговорки сохранились у нас на Русском севере. Поговорки о море да морских ветрах только стране Северной знакомы, более нигде таких не встретишь.
Закипела в море пена — будет ветру перемена.
В воду не лезть — и рыбы не есть.
В море ехать — надо знать, когда море мать и мачеха.
У нас хлеб едят не с поля, а с моря.
( Read more. Collapse )
Загадки Кощея Бессмертного
В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.
«Русская планета» с разрешения издательства «ЛомоносовЪ» публикует фрагмент книги Виктора Калашникова «Русская демонология», посвященный Кощею Бессмертному.
Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».
April 22nd, 2016 , 08:09 pmВзаимодействие власти и фольклора
Филолог Александра Архипова об исследованиях фольклора в СССР, программировании народного творчества и процессах над анекдотчиками
Почему в начале XX века в исследованиях фольклора акцент смещается с деревни на город? Как в 20–30-е годы советская власть исследовала фольклор и программировала народное творчество? Почему началась борьба с городскими текстами и преследования их исполнителей? На эти и другие вопросы отвечает кандидат филологических наук Александра Архипова.
Как понимали слово «фольклор» в начале XX века в Европе и, в частности, в России? Это было очень романтическое понимание, в духе немецких романтиков, что есть некоторый национальный дух, или дух народа, который разлит в сказках, в песнях, в балладах, и именно этот дух народа и есть настоящее национальное сознание. И дело людей, которых сейчас называют фольклористами, — ездить, в деревнях этот настоящий дух народа искать. Поэтому чем красивее песня, чем лучше сказка, тем лучше выражен дух народа.
Такое романтическое отношение к фольклору существовало в начале XX века. В связи с этим интерес к городу, к городским группам отсутствовал. Потому что это никакой не дух народа. Какой дух народа может быть в городской слободке? Конечно, это сломалось — ломалось медленно, но в какой-то момент произошел взрыв, который совпадает, конечно, с революцией в Европе, когда вдруг интерес к устным текстам, производимым людьми, становится социологичен, становится интересно, кто рассказывает и почему.
Похожая притча
КАК СТАРИК КАЗАКОВ РАССУДИЛ
Собрались как-то раз на большой поляне в один час казаки. По одному с каждого войска. Большой круг сложился. И разгорелся промеж ними спор – какое войско лучше?
-Это еще поглядеть надо, у кого заслуг перед отечеством больше, - молвил кубанец.
-О чем сыр-бор, честные казаки? – спрашивает.
Рассказали деду, в чем дело. Скажи мол, кто из нас прав? Помолчал тот, почесал за ухом. Полез в котомку, достал яблоко, пополам разрезал. Дает двум казакам по половинке:
Не поняли казаки намека.
-Да ты никак посмеяться над нами вздумал? Разве может быть у одного яблока вкус разный.
-Ладно, - лукаво щурится старик. – взгляните тогда на небо. – Сокола видите? Какое унего крыло важнее в полете – левое или правое?
Опять казаки недоумевают… Разозлился тогда старик, сплюнул в сердцах, схватил хворостину гибкую.
Наконец поняли казаки. Притихли. Улыбаются смущенно. Догадались наконец.
А может, кто из вас еще не догадался?
Нравится Показать список оценивших
Утомился казак в походе, прилег под кустом на привале. Лег и крепко уснул, не услыхал, как товарищи двинулись дальше. Крепок казацкий сон.
Ночью теми местами Смерть бродила. Идет, костлявая, косу свою несет, погибших за день считает. Поравнялась с уснувшим казаком, косой в плечо ткнула – не шевелится. Обрадовалась, думает – помер, - и в общий счет.
Прибыл казак на небо, очнулся, смотрит – места незнакомые.
«Видать, от своих отбился», - соображает казак. Ходит он, плутает по облакам – ни леса, ни речки.. Что такое?
Явились ангелы и херувимы.
Переглянулись ангелы с херувимами – впервые такое на небе. А казак не унимается:
И так расшумелся казак на небе, что Господь услыхал.
-Что там такое? Кто райские порядки нарушает? – спрашивает.
Приказал Господь привести казака, что б разобраться, в чем дело.
-Ты чем недоволен, служивый?
Не струсил казак и перед Господом:
-Отпустите меня назад, на землю. Меня други боевые ждут, нельзя мне на небе, отчизна в беде.
Видит Господь: не мертвый, живой перед ним казак стоит.
Подбежали ангелы, да херувимы, спихнули казака с неба. Летит он с неба, кувыркается, заметили то черти. Подхватили, потащили казака в ад.
Не слушают черти, уж больно рады казака заполучить. Приволокли казака к кипящим котлам, раздеваться велят.
«Хоть кости попарю», - думает казак.
Вылез казак из котла:
-Некогда мне тут отдыхать, назад меня отправляйте, на землю.
Намучились с ним черти, сил адовых не хватает… Плюнули со злости:
Прибыл казак на место. «Рассказать или нет?» - думает.
Нравится Показать список оценившихНравится Показать список оценивших
ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО МИЛЕЕ
Как-то раз в привольной степи, на перекрестке двух дорог, встретились важный турецкий паша, вельможный польский пан и простой донской казак. Встретились и между собой повели речи. Долго обо всем беседовали. Наконец, вельможный пан говорит:
- А ну-ка, получше подумайте да потом скажите, что на свете всего милее?
Усмехнулся турецкий паша. По толстому брюху рукой гладит.
- Чего же тут думать. На свете всего милее жирный плов из риса с бараниной. Ешь его и пальцы оближешь.
Засмеялся вельможный пан.
- А по-моему, нет ничего милее на свете, чем дорогое вино. Ковш выпьешь, и по всему телу побежит огонь, радостно станет на сердце.
Заспорили турецкий паша и вельможный пан, что лучше: плов или вино.
Донской казак слушал их слушал, а потом и говорит:
- Вижу я, что один из вас обжора, а другой пьяница. Всего милее на свете родная земля с ее широкими степями, дремучими лесами, высокими горами и быстрыми реками. На чужой стороне мне и жирный плов не пойдет в горло, вино покажется горьким. А на родной земле корку хлеба съем - и сыт буду, воды выпью - и другого ничего мне не надобно.
Больше с ними не стал казак терять даром слов, коня плетью тронул и дальше поехал своею дорогой.
Нравится Показать список оценивших
КАЗАК И ГУСИ (по мотивам станичных слухов)
Случилось как-то в одной кубанской станице, что казак Павло вино начал делать.
А винограду у него в тот год видимо-невидимо уродилось. Вот давит Павло виноград, а жмых в гусиный загон выбрасывает.
А хозяйство у казака богатое было. Одних гусей—шесть десятков, а еще куры, утки, кролики, свиньи, коровы, лошади и другая живность. И все у него аккуратно да складно было в хозяйстве.
Ну, суть да дело, давит он виноград. И надавил его семь бочек и двенадцать бутылей, а весь жмых отдал гусям на съедение.
Закончил Павло свою работу да и пошел в дом отдохнуть. Жена– хозяйка как раз на стол накрыла. Сели они вдвоем, сидят, обедают.
Долго ли день тянулся, но выходит казак птицу кормить да как глянет, а гуси-то все лежат во дворе без дыхания.
Испугался Павло, взял одного гуся, потом другого, а они, как мертвые, не шевелятся. И подумал он, что загубил гусей, отравил их чем-то, что они и подохли все.
Горевал он, горевал и принял единственное, по его мнению, правильное решение. Так как мертвые гуси в пищу не пригодны, решил он их общипать, чтобы пух да перья не пропали хотя бы, а пошли на подушки да на перины.
Общипал Павло гусей, пух да перья на горище сложил, а тушки погрузил на арбу, вывез за станицу да и вывалил в овраг.
Прошла ночь. Озарилась Кубанская область ярким, горячим солнышком, а казак уже по хозяйству управляется. Кормит, поит да убирает за всеми.
Вдруг слышит он, на улице шум, не поймет в чем дело: люди хохочут да гуси гогочут. Выходит он за ворота, глядит, а там гуси его возвращаются, все живые, только голые. А вокруг станичники веселятся да удивляются.
И понял Павло, что гуси-то не мертвые были, а пьяные от жмыха виноградного. Зашли они в свой загон, стали пить да есть. А казак закурил люльку и сказал сам себе:
- Вот так и мы, казаки, как эти гуси, где бы ни пропадали, как бы нас не общипывали, а все равно всегда возвращаемся туда, где нас ждут и любят.
Николай Дик. Донские байки об атаманах
Атаманить – не чабанить
Давным-давно, когда в Приазовских степях только стали появляться кочующие тюрские племена, предки казахов и калмыков, сложили деды такую байку.
Жили в низовьях Дона-батюшки свободные племена гордых казаков, непокорных власти жестоких хозяев. Убегали непокорные от злых хозяев, объединялись в отряды вольные, и гуляли по степи донской раздольной. Принимали казачки в ряды свои вольные вояк умелых и храбрых. И всякому дело и место находилось: и турку болтливому, и калмыку угрюмому, и славянину горластому. Но пришедший к казакам соблюдать закон старинный должен был обязательно.
Собирались казачки отрядами летучими, нападали на хозяев своих ненавистных, разоряли их станы вражеские. Забирали богатства несметные, уводили скакунов породистых, да прихватывали с собой красавиц неписанных. Во главе отряда конного стоял вожак умелый, воин храбрый. Только самый ловкий и отважный, бесстрашный и смекалистый удостаивался казаками той чести высокой. Но уж коли выбрали они вожака себе, то верно служили ему и приказы его исполняли безропотно. Уж очень почитали они волю вольную и землю святую, да саблю острую и коня быстрого.
Гуляя по земле Донской – родненькой, выгоняли казаки иноземцев незваных, грабили обозы их скрипучие, рассеивали стада овец блеющих. Вылавливали казаки вольные и чабанов турецких – пастухов стад многочисленных. А особливо гоняли одоманов турецких – начальников над чабанами стад сводных овец златокудрых. Любо стало казакам старым управление племенами тюрскими стадами овец своих бесчисленных.
Зашумели казаки низовые, стали думу думать великую. И решили выбрать одомана единого – верхового правителя храброго, почитаемого особливо казаками конными и вожаками смелыми. Долго спорили, но решили единожды – быть теперь главе войска казачьего одному атаману доблестному. И выбирать его ежегодно решили на кругу общем, на казачьем.
Вот с тех пор и пошли в степях Приазовских атаманы первые – вожаки верховные низовых казаков отважных. Ох, и трудно было им совладать с казаками буйными. Но со временем приучились казаки к законам стариков мудрых. Пуще смерти боялись они нарушить закон тот старинный и попасть в немилость атамана верховного. Атаман – дюже ответственная должность казачья. Не даром гласит старинная казачья пословица – «Атаманить – чабанить».
Вот откуда ведется слово это знатное – атаман верховный войска казачьего, выбранный на кругу общем волей каждого.
Читайте также: