Толкование притчи 29 глава

Обновлено: 14.11.2024

Прит. 29:1. Есть люди упорной нераскаянности, которые, сколько бы их ни обличали в совершенном или совершаемом ими зле, лишь "ожесточают выю свою", т. е. настаивают на своей правоте или праве поступать так, как они считают нужным. Понятие "жестоковыйности" особенно часто встречается в Пятикнижии (к примеру, Исх. 32:9; 33:3; Втор. 9:6 и сравните с Прит. 28:14). Такой человек будет внезапно повержен во прах (сравните 1:27; 6:15; 10:25а) - без надежды на облегчение своего положения.

Прит. 29:2. Стих весьма созвучен со стихами 12 и 28 в предыдущей главе.

Прит. 29:3. Притчи часто возвращаются к мысли о радости отца, сын которого мудр (сравните 10:1; 15:20; 23:15,24; 27:11). Здесь эта радость, вероятно, противопоставляется скорби того родителя, чей сын расточает его имение на блудниц.

Прит. 29:4. Царь справедливый (вершащий правосудие) укрепляет свою землю, а тот, который чрезмерно любит подношения, разоряет ее. Согласно одному из толкований этого стиха (основанному на его лингвистическом анализе) речь тут идет не о взятках ("подарках"), а скорее о податях. Правители, не чувствовавшие меры во взимании их, лишь подрывали стабильность своих царств, примером чему может служить сын Соломона - Ровоам (3-Цар. 12:1-19), который, надо думать, слышал эту притчу от своего отца, однако, не внял ей.

Прит. 29:5. Льстить другу своему, скрывая от него правду (порой неприглядную) о заблуждениях его и неверном поведении, значит в конечном счете расстилать сеть ногам его.

Прит. 29:6. Часто встречающаяся мысль о воздаянии за зло: оно возвращается к тому, кто творит его, и лишает его радости, тогда как человек, чья совесть чиста, веселится и радуется.

Прит. 29:7. Восхваление праведного суда и осуждение неправедного в отношении людей бедных, в которых лично судья не заинтересован. Будучи праведником, он тщательно вникает и в их тяжбу, нечестивого же торжество справедливости тем более не занимает, когда судятся между собой "малые мира сего".

Прит. 29:8. Здесь развратные надо понимать как "нравственно развращенные". Таковые будоражат общественное мнение, подбивают город к мятежу, который лишь мудрым удается предотвратить.

Прит. 29:9. Судиться умному с глупцом особенно тяжело, потому что последний, чуждый логики, выводит умного из себя (лишает его покоя) тем, что, сердится ли (сравните 27:3), смеется ли, все топит в эмоциях и пустословии.

Прит. 29:10. Под "кровожадными", очевидно, понимаются злобные, безнравственные люди. Непорочный человек (т. е. мягкий, порядочный, самым существованием своим уязвляющий их совесть) всегда таким ненавистен. О нем заботятся… праведные, т. е. люди схожего с ним образа мыслей и чувств, которые тяжело переживают зло этого мира.

Прит. 29:11. О безудержности гнева глупца (сравните 27:3) и о том, что мудрому и в гневе присущ самоконтроль.

Прит. 29:12. Если дела правления совершаются в атмосфере лжи, то и все служащие правителя, вольно или невольно приспосабливаясь к ней, становятся лжецами.

Прит. 29:13. Бедный и лихоимец противопоставлены один другому как человек нравственный человеку безнравственному, как жертва преследователю своему. Единственно, что есть у них общего, это то, что свет глазам того и другого дает Господь.

Прит. 29:14. Справедливому царю радуются подданные его, и престол его храним Богом.

Прит. 29:15,17. Многократно повторенная в книге мысль о необходимости для ребенка физического наказания (наряду с воспитанием его посредством словесных внушений); сравните 13:24; 22:15; 23:13-14. Предоставленный самому себе, он позорит своим поведением мать свою. И, напротив, источником радости для родителей станет сын, которого не оставляли в детстве без наказания (стих 17).

Прит. 29:16. Под "нечестивыми" здесь могут пониматься правители, не боящиеся Бога. По мере того, как они сменяют друг друга на престоле (печальный пример чему являла история Израиля), умножается беззаконие (в стране). Как это неоднократно утверждается в Притчах, Псалмах, да и в других книгах Библии, праведники - в конечном счете - увидят падение их.

Прит. 29:18. Тут речь идет о необходимости для народа слова Божиего, разъясняющего закон и его положения, которое передавалось через пророков. Без такого руководства свыше (Ам. 8:11-12) народ перестает соблюдать закон и делается необуздан. Счастливы лишь люди, соблюдающие закон.

Прит. 29:19,21. О необходимости строгого обращения с рабами. Если словесных наставлений недостаточно для сына, тем более недостаточно их для раба, ибо он редко склонен к послушанию (стих 19). Раб с детства должен знать свое место, а если… воспитывать его в неге, то, повзрослев, он перестанет ощущать разницу между своим положением в доме и положением господского сына; последствия этого могут быть печальны (мысль о "печальных последствиях" прочитывается некоторыми переводчиками в еврейском оригинале).

Прит. 29:20. Здесь человек "опрометчивый в словах своих" в сущности приравнивается глупцу. С тем, кому свойственно прежде сказать, а потом подумать, так же неприятно иметь дело, как с самонадеянным спесивцем ("мудрым в глазах своих"; сравните этот стих с 26:12).

Прит. 29:22. Та же мысль выражена в 22:24, толкование на этот стих сравните с 26:21; 30:33.

Прит. 29:23. Гордый человек будет унижен. Ему не избежать этого. Ведь гордыня, побуждающая людей думать и поступать так, будто Бог над ними не властен, Творцу ненавистна. Смиренный же духом пребывает под Божией благодатью и потому в чести у людей.

Прит. 29:24. Предупреждение против соучастия в преступлении. Сообщник вора берет грех на душу свою не только тем, что сам становится вором, но и тем, что, слыша проклятие в свой адрес, умалчивает об этом (так, вероятно, в свете Лев. 5:1, следует понимать вторую часть этого стиха).

Прит. 29:25. Боящийся людей (подразумевается, злых, недостойных) попадает в зависимость от этого страха, и сам начинает вести себя недостойно; в этом смысле он и ставит сеть себе. Но надеющийся на Господа свободен от страха перед людьми; опасность "угодить в сеть" ему не угрожает.

Прит. 29:26. Очевидна смысловая связь этого стиха с предыдущим. Люди ищут благосклонности правителя, чтобы он повлиял в их пользу на ход каких-то событий, или помог им добиться "справедливости" в важном для них деле. Но "гарантированной справедливости" ожидать от правителей не приходится. Зато возникает серьезный риск "поставить себе сеть". Истинная справедливость исходит только от Господа, как и судьба человека в целом зависит от Него.

Прит. 29:27. Противопоставление добра и зла мы встречаем по ходу всей книги Притчей Соломона.

Здесь это противопоставление подчеркнуто употреблением термина "мерзость", которым обычно выражается крайнее неприятие Богом идолопоклонства. Праведники и нечестивцы - мерзость в глазах друг друга, потому что первые страстно ненавидят зло, а вторые - лишь с позиции зла: эгоизма, корысти и зависти - воспринимают и людей и все происходящее в мире; другими словами, и восприятие и чувства их превратны.

Похожая притча

29:1 Человек, который продолжает пребывать в грехе, несмотря на неоднократные предостережения, будет внезапно сокрушен, без всякой надежды получить второй шанс. Люди, жившие на земле до потопа, отказывались прислушаться к словам Ноя. Пришел потоп, и они были уничтожены.

Один мой знакомый, неоднократно отвергавший призыв Благой Вести, встретился с женщиной, которая часто за него молилась. Она спросила: "Ты не думаешь, что тебе пора обратиться к Господу?" Тот ответил: "А разве Он когда-то сделал что-либо для меня?" Через несколько дней несчастье унесло его жизнь. Это был один из тех невероятных случаев, о которых говорят "так не бывает", – однако это произошло!

29:2 Моральные качества правителей народа отражаются на нравственности всей страны. Когда умножаются праведники, то есть, увеличивается их численность и усиливается власть, народ веселится. А нечестивый правитель вызывает повсеместную скорбь.

29:3 Сын, любящий мудрость, посвятивший и отделивший свою жизнь для Христа, приносит радость своему отцу. Сын же, который живет в нечестии, расточает отцовские деньги. Блудный сын, как вы помните, промотал имущество своего отца в разгульной жизни.

29:4 Действуя правосудно, царь укрепляет свою страну. Тот, кто принимает подарки, искажая правосудие, подрывает устойчивость правительства.

29:5 Льстец подвергает своего друга опасности тем, что отказывается сказать ему истину, или тем, что хвалит его за то, что не является правдой. Так же, он поощряет гордость, которая приводит к падению.

29:6 Злой человек зачастую попадает в сеть своего собственного греха. Праведник же счастлив, потому что ему нет нужды бояться последствий преступления. Он веселится и радуется.

29:7 Праведные люди принимают активное участие в тяжбе бедных. Нечестивые же не заинтересованы в том, чтобы проявлять сострадание.

29:8 Люди развратные возмущают город. Они создают беспорядки, возбуждая вспыльчивые нравы, раздражая людей и производя разделения. Мудрые стремятся предотвратить разлад и содействовать миру.

29:9 Эта притча может иметь два значения. Наиболее вероятно следующее: когда умный человек спорит с человеком глупым, глупец будет только гневаться или смеяться (НКИ, ИСВ, Перевод Беркели). Он так и не изменит своих убеждений, и покой не наступит.

Другое толкование гласит, что, когда мудрый человек спорит с человеком глупым, прибегает ли мудрый к суровости или к юмору, это ничего не меняет, и не приводит ни к каким позитивным результатам.

29:10 Здесь также существуют два возможных толкования. Первое приводится в Американской Стандартной Версии (АСВ): "Кровожадные люди ненавидят непорочного, и ищут жизни праведника". Здесь кровожадные люди в обоих случаях выступают в роли нечестивых агрессоров.

Другое значение находим в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), Новом Переводе Джона Нельсона Дарби (ДжНД) и Переводе Беркели. Здесь в первой части стиха кровожадные люди истребляют жизнь, а праведные стремятся сохранить и защитить ее во второй части.

29:11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Адамс советует:

"Идея позволить гневу вырваться на свободу неконтролируемым образом, говоря или делая то, что первым приходит на ум, не размышляя над последствиями, не досчитав до десяти, не пытаясь сдержать и успокоить его, не выслушав всей истории до конца, совершенно неверна". 29:12 Видимо, притча говорит о том, что если правитель желает, чтобы ему угождали, льстили и утешали приятными вестями, тогда все его служащие будут поступать именно таким образом. Они будут лгать и льстить.

29:13 Возможно, в человеческом обществе бедный и лихоимец (притеснитель) разделены огромной пропастью, но пред Богом они стоят на одном уровне. Свет их глазам дает Господь.

29:14 Когда Бог судит правителя, Его особенно интересует то, относится ли тот к бедным с сочувствием и без лицемерия. Если это так, то Бог обещает утвердить . его престол навсегда. На самом деле, мы знаем лишь одного такого правителя – Его зовут Иисус Христос.

29:15 Данная притча прямо противоречит многим современным специалистам, защищающим "демократию вседозволенности". Розга представляет собой телесное наказание, обличение – словесное исправление. Эти две формы родительского дисциплинирования дают мудрость. Они не подавляют ребенка, и не деформируют его как личность, как утверждают "эксперты".

29:16 Когда нечестивые умножаются в числе и власти, возрастает и уровень преступности. Но праведники при жизни увидят их падение. Конечно, этому есть исключения, но это исключения, которые доказывают правило.

29:17 Правильно воспитанный ребенок, получивший необходимую дисциплину, принесет своим родителям радость и покой, а не беспокойство и скорбь.

29:18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Здесь "откровение" означает пророческое откровение, то есть, Божье Слово (см. 1 Цар. 3:1). Смысл заключается в том, что когда люди не знают и не чтят Божье Слово, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Те же, кто соблюдает закон, то есть, Божье Слово, воистину благословлены.

29:19 Этот стих описывает строптивость и непокорность многих слуг. Словесного приказания не всегда бывает достаточно. Они могут понимать наставления хозяина, но не всегда исполняют их, сохраняя упрямое молчание. Иисус сказал: "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6:46).

29:20 Среди всех тем, обсуждаемых в книге Притч, наибольшее внимание уделяется нашим словам. Здесь мы узнаем, что человек, который говорит прежде, чем думает, более безнадежен, чем даже глупец. Это помещает его в одну категорию с человеком, который сам себя считает мудрецом (26:12).

29:21 Если вы балуете и нежите раба, он скоро забудет подобающее ему положение, и будет ожидать, чтобы вы относились к нему как к сыну. Неуместная фамильярность в отношениях между служащим и работодателем часто порождает презрение.

Слово, переведенное во второй строке как "сын", имеет неясное значение.

29:22 Большинство из нас когда-либо в своей жизни встречали таких людей. Гневливый человек заводит разнообразные ссоры и разногласия, а страстный, или вспыльчивый человек совершает множество грехов.

29:23 Гордый человек может быть уверен в том, что будет унижен. Смиренный же возвысится в чести.

Профессор Смит совершал восхождение на гору Вейсхорн. У самой вершины проводник отступил в сторону, чтобы дать путешественнику честь первым взойти на пик. Возбужденный открывшимся перед ним видом, забывая о свирепом ветре, тот во весь рост распрямился на вершине. Проводник потянул его вниз, восклицая: "На колени, сэр! Вы будете в безопасности, только стоя на коленях". Жизненные вершины, будь то пики познания, любви или мирского успеха, полны опасностей. (Choice Gleanings).

О Агнец Божий,
Ты держи меня
В близи к Тебе, где был пронзен,
Лишь там, я невредим,
В покое могу пребывать.
Когда врагами и опасностями окружен,
Заполнен изнутри похотью и страхом,
Лишь благодать, взыскавшая меня,
Нашла меня, и может сохранить.
Джеймс Дж. Дек

29:24 Помогающий вору поступает так, как будто он ненавидит свою жизнь. Почему? Потому что когда он клянется говорить правду, то есть, когда судья призывает его произнести клятву в суде, он не объявляет о том, что знает, – он не свидетельствует, и таким образом становится лжесвидетелем. Согласно закону Моисея, когда человек слышал, как судья произносит клятву, и, тем не менее, отказывался свидетельствовать, он считался виновным и должен был понести соответствующее наказание (см. Лев. 5:1). Он не мог сослаться на "право хранить молчание".

29:25 Боязнь перед людьми побуждает человека подчиниться давлению и совершить зло, либо воздержаться от того, чтобы поступить правильно. Сколько людей отправилось в ад лишь потому, что боялись того, что скажут их друзья, если узнают, что они доверились Христу!

Человек, надеющийся на Господа, пребывает в безопасности, что бы ни происходило. "Мы так сильно боимся людей, – писал Уильям Гурналл, – потому что так мало боимся Бога".

29:26 Многие люди пытаются найти решение всех своих проблем в земном правителе, но, на самом деле, судьба человека решается Господом.

29:27 Между праведником и неправедным человеком нет ни согласия, ни взаимопонимания. Благочестивый с неприязнью взирает на безбожника, а нечестивый питает отвращение к праведнику. Так же, как в сравнении с прямой тростью проявляется кривизна другой, так же ослепителен и контраст между жизнью в чистоте и жизнью нечестия.

Похожая притча

1–7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Притч.29:1 . Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушит­ся, и не будет ему исцеле­ния.

Притч.29:2 . Когда умножают­ся праведники, веселит­ся народ, а когда го­с­по­д­с­т­ву­ет нечестивый, народ стенает.

Притч.29:3 . Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знает­ся с блудницами, тот расточает име­ние.

Притч.29:4 . Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разо­ряет ее.

Притч.29:5 . Человек, льстящий другу своему, рас­стилает сеть ногам его.

Притч.29:6 . В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселит­ся и радует­ся.

Притч.29:7 . Праведник тщатель­но вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не раз­бирает дела.

В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» ( Исх 32.9, 33.3, 34.9 ; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14 . Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28 . Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7 . В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).

Притч.29:8 . Люди раз­вратные воз­мущают город, а мудрые утишают мятеж.

Притч.29:9 . Умный человек, судясь с человеком глупым, сердит­ся ли, смеет­ся ли, – не имеет по­коя.

Притч.29:10 . Кровожадные люди не­на­видят непорочного, а праведные заботят­ся о его жизни.

Притч.29:11 . Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.

Притч.29:12 . Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Притч.29:13 . Бедный и лихо­имец встречают­ся друг с другом; но свет глазам того и другого дает Го­с­по­дь.

Притч.29:14 . Если царь судит бедных по правде, то пре­стол его навсегда утвердит­ся.

Притч.29:15 . Розга и обличе­ние дают мудрость; но отрок, оставлен­ный в небреже­нии, делает стыд своей матери.

Притч.29:16 . При умноже­нии нечестивых умножает­ся беззаконие; но праведники увидят паде­ние их.

Притч.29:17 . Наказывай сына твоего, и он даст тебе по­кой, и доставит радость душе твоей.

В ст. 12–14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни – воспитания детей (ср. Притч 23.13 ).

Притч.29:18 . Без открове­ния свыше народ необуздан, а соблюда­ю­щий закон блажен.

Притч.29:19 . Словами не научит­ся раб, по­тому что, хотя он по­нимает их, но не слушает­ся.

Притч.29:20 . Видал ли ты человека опрометчивого в словах сво­их? на глупого больше надежды, нежели на него.

Притч.29:21 . Если с детства воспиты­вать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Притч.29:22 . Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Притч.29:23 . Гордость человека унижает его, а смирен­ный духом при­обретает честь.

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3.1 ; Ос 3.4 ; Ам 8.12 ; Пс 73.9 ) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32.25 ). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26.12 . Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33.21 . Ст. 22 сн. Притч 15.18 . Ст. 23 сн. Притч 15.33, 16.18 . h5 Притч.29:24 . Кто делит­ся с вором, тот не­на­видит душу свою; слы­шит он про­клятие, но не объявляет о том.

Притч.29:25 . Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Го­с­по­да будет безопасен.

Притч.29:26 . Многие ищут бла­го­скло­н­ного лица правителя, но судьба человека – от Го­с­по­да.

Притч.29:27 . Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем.

Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев.5:1 ). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11.20, 28.4 ).

Похожая притча

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар III:1 ; Ос III:4 ; Ам VIII:12 ; Пс LXXIII:9 ) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх XXXII:25 ) . Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. XXVI:12 . Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир XXXIII:21 . Ст. 22 сн. XV:18 . Ст. 23 сн. XV:33; XVI:18 .

Читайте также: