Картина лебедева притча о сеятеле

Обновлено: 14.11.2024

Эта статья давалась мне очень непросто. Мысли разбегались, нужные слова не находились. Да и нигде в "высоцкой" литературе подтверждения своим предположениям не нашла. Но все же публикую свой "трактат о свободе".

Традиционно эту песню включают в одну подборку с написанными в этот же период "То была не интрижка", "Она на двор - он со двора", "В тюрьме Таганской нас стало мало" и более ранними дворовыми песнями. Блатными, как утверждают некоторые. Иногда, правда, при тематической разбивке попадает в раздел "философской лирики".

Дайте собакам мяса —
Может, они подерутся.
Дайте похмельным кваса —
Авось они перебьются.

Чтоб не жиреть воронам
Ставьте побольше пугал.
А чтобы любить — влюбленным
Дайте укромный угол.

«Притча о сеятеле». Художник Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Притча о сеятеле». Художник Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)

В землю бросайте зёрна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным —
Дайте же мне свободу!

Покорным или свободным? И что есть свобода? Неужели покорность? Кому? Во имя чего? В собраниях сочинений читаю комментарий к этим строчкам: "Отсылка к одному из постулатов диалектического материализма, воспринятого марксизмом из философии Гегеля, о свободе как «осознанной необходимости»" Но неужели Владимир Высоцкий так вдумчиво и скрупулезно изучал марксизм, чтобы проводить такие параллели? Не знаю, как в конце жизни, но убеждена, что в середине шестидесятых Высоцкий был атеистом точно. Тем не менее все стихотворение пронизано библейскими мотивами.

Наверное, я малообразованный читатель, но только сейчас, прочитав полностью главу "Великий инквизитор" Федора Михайловича нашего, поняла истоки этой "ранней дворовой" песни. Надеюсь, что поняла. Какой Гегель, вот же он - "Великий Инквизитор". И его рассуждения о покорности, как единственно возможном варианте свободы для человека.

О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. И что же, правы мы будем или солжем? Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода Твоя. Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: "Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих".

Хотя Достоевский искал решения своих сомнений (искушение неверием, искушение отрицанием и все же торжество веры над неверием), я не буду вдаваться в религиозную составляющую этой "поэмы". Ведь нравственный закон должен быть внутри каждого, независимо от конфессии. И всегда можно противиться искушению:

Псам мясные ошмётки
Дали, а псы не подрались.
Дали пьяницам водки —
А они отказались.

Люди ворон пугают —
А вороньё не боится.
Пары соединяют —
А им бы разъединиться.

Лили на землю воду —
Нету колосьев, — чудо!
Мне вчера дали свободу —
Что я с ней делать буду?!

Мне вчера дали свободу - Что я с ней делать буду? (Егор Прокудин. "Калина красная") Мне вчера дали свободу - Что я с ней делать буду? (Егор Прокудин. "Калина красная")

И этот страшный вопрос в конце. Страшный для человека, не знающего свободы. Здесь, конечно, можно считывать самый поверхностный пласт. Дали сидельцу волю, вышел, а что делать не знает. Только по наезженной колее да назад, в привычную клетку. Сколько таких Егоров так и не нашли себя. "Помыкался он в гордости и снова загремел". Прокудин хотя бы попытался вырваться.

Но. Если бы весь смысл был только в этом, не возвращался бы Владимир Семёнович к ней через много лет, называя её серьёзной песней:

Поэтому я хочу вытащить из небытия еще одну песню серьезную, старую песню свою, называется она "Дайте собакам мяса". (Тбилиси, КавГипротранс, осень 1979)

Конечно, можно порассуждать и о том, что свободу нельзя "дать", она должна быть "в бою добыта". Да ведь многие и пытались. "Хотите правду за медяк? Свободу с порохом едят // И умываются в крови холоднокровно. " как пел Г. Дикштейн. Завоевывали. Превращалась в диктатуру. Пытались свободу и давать, благодетельствовать. Вспомните из истории, как рыдали крестьяне, не желавшие уходить от доброго барина. А Александра Освободителя народовольцы пытались убить 6 раз. На седьмой убили. В благодарность за освобождение, видимо.

Да зачем так далеко ходить? Сколько свободы получили нынешние "творцы" - в отличие от времен СССР, никакой цензуры, твори что хочешь. Куда скатилась их свобода творчества? На сцене и экране пошлость, мат, примитив. Руководители театров воруют казенные деньги. На государственные средства снимаются фильмы, порочащие это государство и искажающие родную историю. И каждый второй считает себя светочем истины, выразителем чаяний народа, поучает других, как жить и с кем жить. "Но снова зоотехник мнит себя царем зверей, А каждый суслик метит в агрономы" (С. Зиннер).

Не правда ли, снова возвращаемся к "Великому инквизитору". Там много интересного для тех, кто не читал: (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы", глава "Великий инквизитор") И знаменитая "слезинка ребенка" тоже отсюда. И это тоже о свободе выбора.

А косвенным доказательством, что толчком к этой песне послужил именно Достоевский, для меня служит черновик. На двойном листочке из записной книжки черновик "Дайте собакам мяса" соседствует с наброском к другому стихотворению:

Бог накормить тремя хлебами смог,
По пайке выделил, и — хватит, благодарствуй!
И повар наш шурует на глазок:
Сам бог велел обвешивать — и баста!

А ведь об этих хлебах и рассуждает далее первосвященник в "Великом инквизиторе". Конечно, это только мое предположение, основанное исключительно на личном впечатлении, на истину не претендует. Может, и марксизм с Гегелем виноваты)

По свидетельству Л. Абрамовой, впервые Высоцкий исполнил эту песню 9 марта 1965 г., когда они были в гостях у Г. Польских. Всего сохранилось 16 фонограмм, первые - конец шестидесятых, последние - после долгого перерыва в 1979 году.

Вот здесь очень умно рассуждают о "проблеме свободы" в данном стихотворении, если кому интересно: Солнышкина Е. И. Проблема свободы в стихотворении В. Высоцкого "Дайте собакам мяса"

Похожая притча

Чем дольше я проповедую, тем больше убеждаюсь, что эффективность любой проповеди в значительной степени зависит от аудитории. В одном месте о моей проповеди люди могут сказать, что она просто выдающаяся, а в другом ту же проповедь некоторые слушатели сочтут посредственной или даже откровенно плохой. В одном месте проповедь может затронуть многие сердца, а в другом она же не вызовет никакой заметной реакции. Хотя я допускаю, что моя проповедь может каждый раз чуть-чуть отличаться, определяющим моментом, как мне кажется, все же является аудитория. Однажды Иисус рассказал притчу, которая подчеркнула ту роль, которую играют слушатели в успехе благовествования.

ПРИТЧА (Мф. 13:3-9; Мк. 4:2-9; Лк. 8:4-8)

Иисус начал так: “Вот вышел сеятель сеять” (Мф. 13:3).

Придорожная почва: затвердевшая

“И когда он сеял, иное упало при дороге” (Мф. 13:4). В то время в Палестине поля не огораживались, многочисленные тропинки пересекали их. Те, кто ходил через поля, утаптывали эти дорожки, отчего они становились плотными. Семя не могло проникнуть в такую почву и лежало на поверхности. В результате оно “было потоптано, и птицы небесные поклевали его” (Лк. 8:5).

Каменистая почва: неглубокая

“Иное [то есть другое семя] упало на места каменистые, где немного было земли” (Мф. 13:5). Почва здесь едва прикрывала камни. Такие участки — обычное явление на полях Палестины, как и всех горных стран. Эта земля такая же твердая, как и придорожная, но на первый взгляд кажется доброй.

Упав на такую землю, семя может проникнуть в землю на небольшую глубину и начать расти. Однако земли так мало, что у растений не может развиться глубокая корневая система. “И скоро взошло, потому что земля была неглубока” (ст. 5). В результате, “когда взошло солнце, увяло, и, как не имело корня“влаги” ; Лк. 8:6], засохло” (Мф. 13:6).

Тернистая почва: разделенная

“Иное [семя] упало в терние” (Мф. 13:7). Это была хорошая, плодородная почва, но на ней уже росли колючки. Макгарви пишет, что в Палестине произрастает шестнадцать разновидностей колючих растений, и местами они растут так плотно, что через них не может проехать даже всадник.

Возможно и такое, что эта почва лишь выглядела доброй, потому что верхушки колючек были срезаны — но под землей остались корни.

Сознаюсь, что в детстве, когда родители поручали мне прополоть огород, я иногда срубал тяпкой только стебли сорняков. Поэтому огород выглядел чистым, а работа не занимала много времени. Конечно, как результат, в следующий раз браться за тяпку мне приходилось намного раньше!

В такой почве семя могло расти и даже развивать корневую систему, но “выросло терние и заглушило его” (Мф. 13:7; Лк. 8:7). Я сохранил выписку из какого-то давно забытого источника: “Почва может питать лишь определенное количество растений, и каждый живой сорняк означает задушенный побег злака”. Растения не погибли из-за колючек, как случилось на каменистой почве. Они росли, но были чахлыми. Они даже заколосились, но колосья были пустыми — “не дали плода” (Мк. 4:7).

Добрая почва: мягкая, глубокая и чистая

“Иное упало на добрую землю” (Мф. 13:8). Это была хорошая, плодородная почва, обработанная и готовая принять семя. Она представляла собой полную противоположность другим почвам. Земля при дороге была твердой, а эта — мягкой. Каменистая была мелкой, а эта — глубокой. В тернистой было полно сорняков, а эта была чистой. Здесь семя могло проникнуть вглубь и расти без помех. Каков был результат? Оно “принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать” (ст. 8).

Закончив притчу, Иисус сказал: “Кто имеет уши слышать, да слышит” (ст. 9). Он подчеркнул, что это не та история, которую можно выслушать и забыть. Он призывал Своих слушателей постичь ее суть.

Ученики подошли к Иисусу и спросили, почему Он говорит притчами (Мф. 13:10) и что значит эта притча (Лк. 8:9). И тогда Христос объяснил ее. Он начал так: “Выслушайте значение притчи о сеятеле” (Мф. 13:18).

Прежде чем приступить к разбору Его объяснения, необходимо уточнить значение семени, сеятеля и поля. Во-первых, что такое семя? Иисус сказал: “Вот что значит притча эта: семя есть слово Божие” (Лк. 8:11). И еще: “Сеятель слово сеет” (Мк. 4:14). Семя есть “нетленное. слово Божие” (1 Пет. 1:23), а сеятель — это тот, кто сеет и распространяет Слово: учитель или проповедник. Павел сказал о своем благовествовании: “Я насадил” (1 Кор. 3:6). А что такое поле? Это сердце и разум человека. Разум, способный постичь Слово. Иисус объяснил, что “добрая земля” — это “те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце” (Лк. 8:15).

Вот суть притчи: сеятель и семя в каждом случае одни и те же; все дело в почве. Семя каждый раз падало в разную почву, поэтому и результат был разным. Эта притча должна побудить каждого из нас спросить себя: “Каково состояние моего сердца? Как я принимаю Слово?”

А теперь давайте посмотрим, как Иисус объяснил четыре разные почвы сердца.

Придорожная почва: ожесточившееся сердце

Почва при дороге символизирует ожесточившееся сердце — утоптанное безразличием или предрассудками, которое “ожесточилось, обольстившись грехом” (Евр. 3:13). Если вы когда-нибудь пытались учить людей, то, вероятно, встречали тех, кто не проявлял к евангелию никакого интереса. О людях такого типа Павел говорил в 1 Кор. 2:14: “Душевный [ недуховный ; Современный Перевод] не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно” . Эти люди “не приняли любовь истины” (2 Фес. 2:10). Семя Слова не может проникнуть в их сердца.

Поэтому Иисус сказал: “Ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге” (Мф. 13:19). Как птицы склевывают зерна с дороги, так и дьявол уносит Слово от человека с ожесточившемся сердцем. Каким образом? Самый простой и самый обычный способ — немедленно заполнить его разум тысячами других мыслей. Зачем сатана делает это? “…Чтобы они не уверовали и не спаслись” (Лк. 8:12). Вера приходит от Слова Божьего (Рим. 10:17), и дьявол не хочет, чтобы люди услышали Слово и уверовали в него. Он хочет, чтобы с ним в аду было как можно больше людей.

Возможно ли, чтобы у кого-то из читающих эти слова было такое сердце? Возможно ли, чтобы у кого-то так очерствело сердце, что они не в состоянии принять Слово? Библия призывает: “Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши” (Евр. 4:7), но “в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души” (Иак. 1:21). Помните: потерять семя — значит потерять жизнь. ибо в этом семени заключена духовная жизнь!

Каменистая почва: неглубокое сердце

Затем Иисус объяснил смысл каменистой почвы: “А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его” (Мф. 13:20). Каменистая почва представляет неглубоких, поверхностных людей. Может быть, вы сталкивались с таким человеком: он, кажется, с радостью принимает истину, быстро повинуется евангелию, и все мы радуемся: “Как замечательно, что он так быстро стал христианином!” Затем он так же быстро теряет интерес, а нам остается лишь сокрушаться. Этот человек подобен растению, которое быстро всходит благодаря неглубокой земле. Что-то помешало ему укорениться в истине. Он не понял истинной значимости христианства.

Согласно характеристике Иисуса, такой человек “не имеет в себе корня и непостоянен” (Мф. 13:21). В Славянском Евангельском Обществе сказано, что “он держится короткое время” . Он производит лучшее впечатление, чем первый тип почвы, но не способен продержаться “до конца” (Мф. 10:22). А результат тот же: “…когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется [ отходит в сторону ; Современный Перевод]” (Мф. 13:21). Как неглубоко укоренившееся растение вянет на солнце, так и этот человек сникает перед скорбью и гонением. Как солнце делает сильным растение с глубокими корнями и иссушает то, у которого неглубокие корни, так и гонение придает силы христианину, глубоко укоренившемуся во Христе, и губит поверхностного ученика.

Обратите внимание на повторение в притче слова “тотчас”: он “тотчас с радостью” принял Слово, но когда обнаружил, что со Словом пришло гонение, “тотчас” отпал. Когда он понял, что прежде венца должен быть крест, то отказался от венца, чтобы крест миновал его.

Надеюсь, это не про вас. Хороший способ увидеть, как глубоко вы “укоренены”, — посмотреть, как вы реагируете на гонение. Поверхностный христианин часто выглядит таким же “здоровым”, как и любой другой христианин, пока идти за Иисусом не становится трудно, пока нарушать Божью волю не становится легче, чем исполнять ее:

• легче остаться в постели, чем идти на библейское занятие;

• легче пойти на рыбалку, чем на богослужение;

• легче молчать, чем распространять евангелие;

• легче поступать так, как поступает мир, чем быть “светом миру”;

• легче “не заметить” заблуждения, чем отстаивать истину.

Какова ваша реакция, когда приходит “скорбь или гонение за слово”? Если вы поверхностный христианин, то я молюсь, чтобы вы пересмотрели свою жизнь и глубже ушли корнями в Божье Слово.

Тернистая почва: разделенное сердце

Мы подошли к тернистой почве. Иисус дал такое объяснение этому типу земли: “А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает бесплодно” (Мф. 13:22).

По-моему, это самое плачевное из всех состояний в притче. Как описанная почва была плодородной, так и этот человек поначалу имеет большие задатки. Его не назовешь черствым или мелким; у него богатая и глубокая натура. Он мог бы стать приносящим плод чадом Божьим. К сожалению, сердце его исполнено мирских “терниев”. Может, как я в детстве, он “срубил” их верхушки, так чтобы не было видно на поверхности, — но связь с миром в сердце никуда не делась.

Когда такой человек становится христианином, все говорит об истинности его обращения. Однако вместо того, чтобы поставить Христа на первое место в своем сердце (Мф. 6:33), он преисполнен “заботой века сего” (13:22), “обольщением богатства” (ст. 22), “наслаждениями житейскими” (Лк. 8:14) и “прочими вожделениями” (Мк. 4:19; Славянское Евангельское Общество). Как почва может пропитать лишь определенное количество растений, так и с сердцем и его пристрастиями: “Не можете служить [одновременно] Богу и маммоне” (Мф. 6:24) — или Богу и удовольствию, Богу и чему-то еще.

Природа его сердца такова, что Слово в нем заглушается. Не погибает, не уничтожается полностью, а именно заглушается. Как колючки высасывают жизненные силы из растущих среди них культурных растений, так и в этом человеке иссякает духовный энтузиазм. Со своими способностями он мог бы стать замечательным христианином, но его единственное желание — добиться больших успехов в бизнесе, политике или в какой-то иной области.

В результате он бесплоден в служении Господу. Христос сказал, что такие люди “не приносят плода” (Лк. 8:14). Как пустой хлебный колос кажется полным зерна, так и этот человек демонстрирует внешние признаки христианина, но в действительности его жизнь — пустая шелуха. Он не приносит никакого плода Христу. В конце концов он обнаружит, что приобрел мир, но потерял душу (Мк. 8:36).

Здесь опять следует провести самоанализ. Не позволяем ли мы какой-нибудь из этих проблем истощать нашу духовную силу?

(1) Заботы и тревоги мира. Не позволяем ли мы пустякам отвлекать нас от беззаветной самоотдачи Господу? Не уподобляемся ли мы Марфе, “заботясь и суетясь о многом” (Лк. 10:41) и забывая то, что действительно “нужно” (Лк. 10:41, 42)?

(2) Обманчивое богатство. Не позволяем ли мы богатству обманывать нас, заставляя думать, будто накопление собственности — единственное, что имеет значение? Нам нужно мало, да и это — лишь на короткий срок. Давайте никогда не пренебрегать жизненно важными вещами в нашем безумном стремлении “преуспеть”.

(3) Наслаждения и желания. Не заглушает ли поглощенность мирскими заботами нашу духовную жизнь? Не живет ли в нашем сердце мирская суета? Не тратим ли мы больше времени и энергии на развлечения, чем на служение Богу и человеку?

Слишком многие из нас попадают в категорию разделенного сердца. У нас есть таланты и способности, которые могли бы быть употреблены для Бога, но мы позволяем другим интересам вытеснить нашу любовь к Нему. Давайте стараться фокусировать свои сердца на Господе. Иисус говорил: “Блаженны чистые сердцем” (Мф. 5:8). Павел писал: “Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3:1, 2).

Добрая почва: чистое и доброе сердце

И вот мы подошли к “доброй земле”, с которой Иисус сравнил тех, у кого “добрые и чистые” сердца (Лк. 8:15). Их сердца не огрубевшие, не мелкие и не разделенные. Они “слушают слово и принимают” (Мк. 4:20). Они прилагают усилие, необходимое для того, чтобы “уразуметь” Слово (Мф. 13:23). Приняв Слово, они “хранят его” (Лк. 8:15). Они подобны человеку, которого описывал псалмопевец, ибо “в законе Господа воля” их (Пс. 1:2).

В таком сердце Слово может взойти, пойти в рост и, в конечном итоге, принести плод. Иисус сказал, что это человек, “слышащий слово и разумеющий, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф. 13:23). У разной земли разный потенциал, поэтому разный и процент урожая, но все это — сто крат, шестьдесят и тридцать — хорошая отдача. Вот он, наконец, желанный результат сева: зрелый христианин, приносящий в своей жизни духовный плод!

Пусть каждый из нас еще раз посмотрит на себя. Пусть каждый спросит: “А у меня чистое и доброе сердце? Стремлюсь ли я принять Божье Слово? Есть ли у меня желание во всем повиноваться Ему?”

Один способ ответить на эти вопросы — проверить себя на “плодоношение”. Иисус сказал: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:16). Приносим ли мы плоды в своей жизни? Достаточно ли долго мы были детьми Божьими, чтобы Бог уже мог с полным правом ожидать от нас плодов? Христос сказал: “Тем прославится отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками” (Ин. 15:8). Павел писал, что мы соединены со Христом, чтобы “приносить плод Богу” (Рим. 7:4). Он призывал нас “поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога” (Кол. 1:10).

А что значит “приносить плод”? Слово “плод” может означать “результат; выход”. “Приносить плод” Господу означает, что Слово имеет желанный выход в нашу жизнь, что люди могут видеть практический результат Слова в том, как мы живем. Мы “приносим плод”, когда своим поведением отражаем сущность Иисуса. Мы “приносим плод”, когда становимся добрее к людям и помогаем другим. Мы “приносим плод”, когда наша любовь к духовному проявляется в нашем верном поклонении и возрастающем служении. Мы “приносим плод”, когда распространяем евангелие и приближаем других к Господу.

И снова мы повторяем слова Христа: “Кто имеет уши слышать, да слышит” (Мф. 13:9). Это может служить не только призывом к пониманию, но и выводом к уроку: слушайте и принимайте Христовы слова, и будете благословлены!

Я не знаю, как вы приняли Слово в прошлом, но я призываю вас принять его сейчас с тем душевным настроем, с которым велит принять его Иаков:

“Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя” (Иак. 1:21, 22).

Вот некоторые важные отрывки Писания, которые вы, возможно, знаете, а возможно, и не знаете:

“Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16:16).
“Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38).
“Итак, что медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16).
“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Отк. 2:10).

Я молюсь, чтобы у вас было чистое и доброе сердце — чтобы вы услышали эти стихи, приняли их, поняли их, повиновались им и потом хранили в своем сердце!

Похожая притча

12:55 / 12 июня 2014 Добрый пастырь и притча о сеятеле


Добрый пастырь.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810 — 1893)

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя.
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
(Ин.10:11-16)

Притча о сеятеле
Глава из книги «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского

Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.
Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.
Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.
Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.
Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: «что значит эта притча?» — Он им объяснил:
Семя есть слово Божие (Евангелие).
Сеятель — тот кто сеет (проповедует) слово Божие.
Земля — сердце человеческое.
Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

См. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 1–23; от Марка, гл. 4, 1–20; от Луки гл. 8, 4–15.


Притча о сеятеле
Т. Перова. 1876 год. Литография.
Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря.
Котловка


Христос-сеятель.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г. Бумага, темпера.


Христос-сеятель.
Мозаика по рис. К. С. Петрова-Водкина.
Павильон Эрлангеров на Введенском кладбище, Москва

Небольшая усыпальница выполнена по проекту архитектора Федора Шехтеля, стилизация под ампир. Внутри усыпальницы мозаика Петрова-Водкина «Христос-сеятель», она находится прямо напротив двери и занимает практически всю восточную стену. Изображение считается чудотворным.

Мозаика Петрова-Водкина

Известных произведений монументально-декоративной живописи Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, выполненных в ранний период его творчества, не так много. Это майолика «Богоматерь с младенцем» (1903–1904) в Петербурге, росписи в церкви Василия Златоверхого в Овруче (1910) и, наконец, мозаика «Христос-сеятель» в мавзолее Эрлангер (1914) в Москве. Редкостная сила воздействия этого произведения, художественные особенности мозаики позволяют говорить о некоторых аспектах художественного строя мозаики Петрова-Водкина и шире – о проблеме композиции в монументально-декоративной живописи этого мастера.

Небольшая усыпальница, что на Введенском (Немецком) кладбище, выполненная по проекту архитектора Федора Шехтеля, изящная стилизация под ампир, сразу настраивает на романтический, возвышенный лад. Белеющая издали, она встречает посетителя округлым куполом, белыми стройными колоннами, позолоченным рельефом с женскими фигурами, летящими друг к другу, и ясной антиквой на фасаде, а также несколькими высокими, просторными ступенями. Внутри усыпальницы оказываешься в крохотном, но недавящем пространстве, квадратном в плане, где доминантой является мозаика Петрова-Водкина. С полукруглым завершением в верхней части она находится прямо напротив двери и занимает практически всю восточную стену. Освещение в мавзолей проникает через небольшие полукруглые оконца, расположенные на боковых стенах друг против друга почти под куполом, расписанным под звездное небо, а также, естественно, через открытую дверь. Природный свет, скользящий по мозаике с трех сторон, и теплое сияние свечей позволяют еще от дверей хорошо рассмотреть это монументальное произведение.

С первого взгляда восхищает его сохранность, а отсюда – общее мощное звучание смыслового и цветового аккорда в пространстве усыпальницы. Мозаика воспринимается неожиданным, интересным контрастом по отношению к архитектуре – близкое впечатление от праздника света и цвета возникает при посещении ростовских храмов XVII в.

Христос предстает перед зрителем в полный рост (причем его стопы находятся примерно на уровне глаз смотрящего) в виде сеятеля, бросающего зерна в пашню. Как видим, сюжет, взятый художником, не является каноничным в православной иконографии. Движение Христа естественно и грациозно. На его божественную природу указывает только свечение вокруг головы, а также внешние иконографические признаки лика и окраска одеяния. Решение головы Христа напоминает о поисках монументальной формы Петрова-Водкина начала 10-х гг. ХХ в. Достаточно сопоставить голову мальчика в «Купании красного коня» (1912) и голову Христа, чтобы выявить параллель обобщенного, несколько условного подхода к отдельным частям лика и особенного индивидуального прочтения взгляда и в том, и в другом случае. Именно на движении глаз сосредотачивается выразительность, живость лика, его внутренний смысл. Голова Христа, склоненная к вытянутой руке, его взгляд, направленный в ту же сторону, что и жест, подчеркивают сосредоточенность и значимость совершаемого действа.

Цвето-композиционный строй мозаики придает интерьеру усыпальницы, с одной стороны, торжественность и нарядность, с другой – интимность и теплоту. Композиция цвета – декоративна и самобытна. Водкинская тема, разрабатываемая художником в этот период – «красное, желтое, синее», – получила здесь свое звучание. Интересен цветовой ритм мозаики: насыщенный ультрамарин земли перекликается с кобальтовыми тенями гиматия, с густой синевой гор на заднем плане и небом за головой Христа. Многообразие синего возникает не только из-за множества оттенков кобальта и ультрамарина, но и путем введения в массу синего полутонов красного, золотистого, зеленовато-серого. В свою очередь глубокий красный цвет пластов земли находит ответ в стволах и листве деревьев. Светло-розовые, нежно-оранжевые, тающие охристые оттенки нимба, лика, хитона Христа вместе с тепло розовеющей полоской света в небе создают некий цветовой крест в организации мозаики.

Несмотря на ясную классическую конструкцию композиции «Христос-сеятель», нельзя не обратить внимание на некоторую конфликтность пространственно-светового решения мозаики, ее отдельных фрагментов по отношению к целому.

Так, в разработке лика, рук и стоп Христа прослеживается светотеневая моделировка формы, которая ведется в светлом силуэте с пониманием пространства крепкого рисовальщика начала ХХ в. Одежда Христа решается форсированно декоративно, лепится не по законам академической светотени, а двухмерно, в традициях эпохи кватроченто. В окружающем фоне мы наблюдаем применение сферической перспективы, которую Петров-Водкин уже несколько лет разрабатывал и успешно применял в своих работах; построение же фигуры Христа приближено к линейной перспективе.

В многослойной комбинации форм композиции света и применения различных перспектив прочитывается и их движение относительно плоскости мозаичной поверхности.

На рабочем рисунке стрелка (а) указывает на движение изображения на зрителя; однако оно не прорывает стену, а находится на ней за счет того, что свет в небе совпадает с освещенной верхней частью силуэта фигуры Христа. Именно силуэта, так как в целом фигура лежит в плоскости, выступая из нее низким рельефом. Стрелка (в) обозначает движение изображения в глубину с помощью масштаба горок и деревьев; и, наконец, стрелка © показывает движущуюся вновь на зрителя плоскость, которая при этом организована орнаментально и как бы приподнята за фигурой; она движется, колышется за счет тонального и цветового ритма ультрамариновых и насыщенно-красных пятен изображенной пашни.

Свет в мозаике Петрова-Водкина выполняет разнообразные функции. Он лепит реальный объем; с другой – участвует в создании ритма цветовых и световых планов, движения пространства в композиции; с третьей – делает мозаику созвучной настроению интерьера. Мерцающий свет и цвет хитона создают ощущение парения фигуры, ее невесомости. И, наконец, свет в композиции придает мозаике общее метафизическое звучание.

Таким образом, не схематичное, а художественное членение плоскости изображения на планы, а также разнообразно функционирующий свет обогащают композиционное решение мозаики, придают ей внутреннюю динамику. Конфликт между частями фигуры и фона, лежащий на поверхности, активизирует восприятие зрителя, открывая пытливому взору самобытное авторское видение, художественную идею, наполненную силой и выразительностью.

Монументальная работа «Христос-сеятель» выполнена обратным набором и отшлифована. Такое техническое решение также влияет на восприятие ее зрителем: гладкая, почти зеркальная фактура отражает внешний свет ровно по всей поверхности, что, возможно, уместно в данном небольшом помещении. Однако такой подход указывает на то, что изначальное качество мозаики – когда неровные кусочки смальты, положенные под разными углами в грунт, разнообразно отражали свет, тем самым создавая выразительную игру мозаичной поверхности – было забыто. Это качество смальты использовали в своих произведениях византийские и древнерусские мастера; оно развивалось в поисках некоторых советских монументалистов. Мозаика в мавзолее Эрлангер имитирует живопись в традициях европейского академизма XVIII–XIX вв. Думается, что эта техническая сторона произведения Петрова-Водкина имела бы свое развитие, если бы оно не было единичным как в дореволюционный период, так и после – в силу изменения идеологии и поскольку возможность работы в области монументально-декоративной живописи появилась у художника только в конце жизни.

Мозаика Кузьмы Петрова-Водкина «Христос-сеятель» предстает перед нами уникальным монументальным произведением начала ХХ в., вобравшим в себя традиции древнерусской живописи, искусства кватроченто, близким к монументальным поискам Александра Иванова, Михаила Врубеля, религиозно-символическим исканиям Мориса Дени. Она обладает вполне зрелым самостоятельным художественным языком. Опыт К. Петрова-Водкина, несомненно, представляет большой интерес для современных художников, работающих в монументально-декоративной живописи. Наталья Алексеева-Штольдер. Искусство № 1 2003 г.

Похожая притча

catharsis вернуться к странице

catharsis запись закреплена

Притча о сеятеле

Питер Брейгель 1557 г

Стиль: Северное Возрождение.

Описание: Картина восхищает не сравнимым ощущением красоты земли, величия, богатства и разнообразия природы, красоты родной страны — части этого огромного мира.
Брейгель изобразил на первом плане сеятеля, а внизу, у дороги, зеленые всходы полей. Брейгель напоминает здесь старую притчу о том, как взошедшие семена щедро вознаграждают сеятеля за его труд.

Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдет через все творчество Брейгеля.

Читайте также: