Каковы мысли человека таков и он сам притчи

Обновлено: 21.12.2024

1–8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9–11. От общения с глупыми. 12–18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19–25. Предостережение от излишества в пище. 25–28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29–35. От пьянства и его гибельных последствий.

Притч.23:1 . Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщатель­но наблюдай, что перед­ тобою,

Притч.23:2 . и по­ставь пре­граду в гортани твоей, если ты алчен.

Притч.23:3 . Не пре­льщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.

По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13 ).

Притч.23:4 . Не заботься о том, чтобы нажить богат­с­т­во­; оставь такие мысли твои.

Притч.23:5 . Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; по­тому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17 ), – даже богатства, приобретенного и честными путями.

Притч.23:6 . Не вкушай пищи у человека завистливого и не пре­льщайся лакомыми яствами его;

Притч.23:7 . потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Притч.23:8 . Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты по­тратишь напрасно.

Притч.23:9 . В уши глупого не говори, потому что он пре­зрит ра­зу­мные слова твои.

В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10 ).

Притч.23:10 . Не перед­вигай межи давней и на по­ля сирот не заходи,

Притч.23:12 . Приложи сердце твое к уче­нию и уши твои – к умным словам.

Притч.23:13 . Не оставляй юноши без нака­за­ния: если накажешь его розгою, он не умрет;

Притч.23:14 . ты накажешь его розгою и спасешь душу его от пре­исподней.

Притч.23:15 . Сын мой! если сердце твое будет мудро, то по­радует­ся и мое сердце;

Притч.23:16 . и внутрен­ности мои будут радо­ваться, когда уста твои будут говорить правое.

Притч.23:17 . Да не завидует сердце твое грешникам, но да пре­будет оно во все дни в страхе Го­с­по­днем;

Притч.23:18 . потому что есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Притч.23:19 . Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Притч.23:20 . Не будь между упива­ю­щимися вином, между пре­сыща­ю­щимися мясом:

Притч.23:21 . потому что пьяница и пре­сыща­ю­щийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Притч.23:22 . Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пре­небрегай матери твоей, когда она и состарит­ся.

Притч.23:23 . Купи истину и не про­давай мудрости и уче­ния и ра­зу­ма.

Притч.23:24 . Торже­с­т­ву­ет отец праведника, и родив­ший мудрого радует­ся о нем.

Притч.23:25 . Да веселит­ся отец твой и да торже­с­т­ву­ет мать твоя, родив­шая тебя.

Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

Притч.23:26 . Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

Притч.23:27 . потому что блудница – глубокая про­пасть, и чужая жена – тесный колодезь;

Притч.23:28 . она, как раз­бойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет ( Притч 5.20, 6.24, 7.5 ).

Притч.23:29 . У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без при­чины? у кого багровые глаза?

Притч.23:30 . У тех, которые долго сидят за вином, которые при­ходят отыски­вать вина при­правлен­ного.

Притч.23:31 . Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрит­ся в чаше, как оно ухаживает­ся ровно:

Притч.23:32 . впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

Притч.23:33 . глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит раз­вратное,

Притч.23:34 . и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

Притч.23:35 . И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чув­с­т­во­вал. Когда про­снусь, опять буду искать того же».

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис 56.12 ).

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

1-8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9-11. От общения с глупыми. 12-18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19-25. Предостережение от излишества в пище. 25-28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29-35. От пьянства и его гибельных последствий.

Притч.23:1. Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою,

Притч.23:2. и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.

Притч.23:3. Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища.

По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13).

Притч.23:4. Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.

Притч.23:5. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17), — даже богатства, приобретенного и честными путями.

Притч.23:6. Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;

Притч.23:7. потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Притч.23:8. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.

Притч.23:9. В уши глупого не говори, отому что он презрит разумные слова твои.

В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10).

Притч.23:10. Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,

Притч.23:12. Приложи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам.

Притч.23:13. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

Притч.23:14. ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

Притч.23:15. Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;

Притч.23:16. и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

Притч.23:17. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

Притч.23:18. потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15-16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние — здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других (Притч 11.7:14.32), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Притч.23:19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Притч.23:20. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:

Притч.23:21. потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Притч.23:22. Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

Притч.23:23. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

Притч.23:24. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

Притч.23:25. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия — страсть к пьянству и распутству (ст. 19-21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24-27) (ср. Притч 10.1:15.20 и др.).

Притч.23:26. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

Притч.23:27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;

Притч.23:28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет (Притч 5.20:6.24, 7.5).

Притч.23:29. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

Притч.23:30. У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

Притч.23:31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:

Притч.23:32. впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

Притч.23:33. глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

Притч.23:34. и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

Притч.23:35. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис 56.12).

Похожая притча

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Читайте также: