Игра в бисер притча

Обновлено: 14.11.2024

Уже в названии этой книги умная и горькая ирония. «Игра в бисер». Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии, их занятия теорией, науками и искусствами, автор осмелился назвать игрой. Что же такое эти устремления? – как бы задает вопрос Гессе. Действительно, всего лишь игра или жизненная необходимость? А может быть, разновидность новой религии для интеллектуалов? Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться в пустую игру? Как связаны хранители высшей духовной культуры с теми, кто создает материальные ценности? Какова основа и роль истинной «духовности» в наш век?

Перед нами глубокое философское произведение одного из крупнейших немецких писателей XX столетия, раздумья его о судьбах мира и цивилизации, о судьбах того, что ему особенно близко, – о судьбах искусства. И это не холодные размышления: за внешне спокойным повествованием скрывается сокровеннейший вопрос: «Что же будет с духовностью, что же будет с искусством в современном мире?» А значит, и с человеком, ибо для гуманиста Гессе судьба наук и искусств неразрывно связана с судьбой человека, с условиями развития человеческой личности.

Как большинство честных писателей своего времени, Гессе глубоко осознал враждебность буржуазного общества XX века развитию человека и художника. На протяжении более чем полувекового творческого пути он по-своему искал выход из тупика, в котором оказалось общество. Своеобразным итогом этих поисков явился роман «Игра в бисер», в котором перед читателем предстает удивительное создание Гессе – страна Касталия, страна интеллектуалов – духовной элиты будущего, самозабвенно предающейся Игре в бисер.

Название Касталия происходят от мифологического Кастальского ключа на Парнасе, у чистых вод которого, согласно преданию, бор Аполлон водил хороводы с девятью музами, Гессе сам указывал на связь своей Касталии с «Педагогической провинцией» Гете, которая фигурировала и романе «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821). Тем самым Гессе подчеркивал свое глубокое почтение к Гете – классику и корифею немецкой культуры прошлого – и свою преемственность по отношению к этой культуре. Ибо Гете, Моцарт и другие великие художники прошлого были для Гессе олицетворением той подлинной «духовности», о судьбе которой он скорбел.

В центре произведения Гессе – подробная история жизни некоего Магистра Игры, сначала достойнейшего представителя и героя Касталии, а затем ее отступника. Недаром под названием «Игра в бисер» есть еще подзаголовок: «Опыт жизнеописания Йозефа Кнехта, Магистра Игры, с приложением собственных его сочинений». Вся книга написана якобы от имени касталийского историка из далекого будущего и лишь «издана Германом Гессе». Известный прием «отстранения», когда автор скрывается под маской издателя ( в немецкой литературе к нему прибегали еще Жан Поль Рихтер, Карл Иммерман, Гофман и др.), помогает Гессе создавать иллюзию документальности, даже научной точности при описании людей, событий, стран и эпох, созданных его воображением.

Название «роман» применимо к «Игре в бисер» весьма условно, даже учитывая изменения, которые претерпела эта традиционная форма в нашем столетии. Несомненно, «Игра в бисер» не утопия» обычном смысле этого слова, о чем неоднократно напоминал сам Гессе, не попытка каким-то образом предвидеть будущее, как это свойственно современным писателям-фантастам. Вернее всего, это – «роман-притча», «роман-иносказание», и в литературе XX века его правильнее всего поставить рядом с некоторыми произведениями Томаса Манна, художника, во многом близкого Гессе. «Я уже год работаю над „Фаустусом“, – писал Т. Манн Гессе, прочитав „Игру в бисер“, – …невозможно представить себе ничего более отличного, и в то же время сходство поразительно, как это часто бывает между братьями».

Но «Игра в бисер» – это также целый конгломерат жанровых форм в рамках одного произведения. Здесь и политический памфлет, и историческое сочинение, вставные стихи и новеллы, легенда и житие, немецкий «роман о воспитании». Большей частью эти традиционные формы используются со значительной долей пародийности, с элементом «игры». В то же время Гессе оживляет и продолжает какие-то очень старинные традиции: столь ценимой им просветительской повести XVIII века (Вольтер, Свифт), немецкого романа-жизнеописания XVII столетия (Гриммельсгаузен) и другие. Творение Гессе кажется нарочито архаичным и удивительно современным.

Сложность построения, богатство символики, игра именами, тер минами и понятиями из многих и многих областей духовной жизни – все это может поначалу ошеломить читателя. Но налицо и единство, удивительная продуманность этого большого произведения. Разно образные мотивы как бы сливаются под рукой мастера-дирижера а стройную симфонию. Кстати сказать, критика не раз отмечала сходство композиции «Игры в бисер» с композицией музыкального произведения, в котором история Кнехта проходит как бы главной музыкальной темой. При этом в ней оживает вся «духовная история самого писателя, его поиски, его раздумья о самом главном для негр и его современников.

«Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма в Германии и была завершена в 1943-м – переломном году второй мировой войны. В одном из писем в январе 1955 года Гессе сам говорил, что Касталия была его отповедью фашизму, попыткой восславить духовность в «чумном, отравленном мире». В то же время Гессе ставил вопрос о необходимости спасения «духа», о том, что ради этого спасении интеллигенция должна покинуть свою изолированную Касталию (иными словами, все ту же пресловутую «башню из слоновой кости») и обрести свое «служение» в мире практики.

Издана «Игра в бисер» была в нейтральной Швейцарии, где жил Гессе. Интерес к новому большому произведению признанного писателя и мыслителя был чрезвычайно велик. Роман породил противоречивые толкования и острые дискуссии; не всеми, по разным причинам, он был понят и принят, но взволновал он всех читателей. Споры вокруг «Игры в бисер» не утихали и после войны, когда роман впервые стал доступен немецкой публике: значительная противоречивость, несомненно, давала почву для разных толкований. Но вместе с тем пришло широкое признание. Об «удивительном подарке», который Гессе сделал интеллектуальному миру и ему лично своим «великолепно зрелым и богатым романом-монументом», писал Герману Гессе в начале 1945 года его друг Томас Манн. В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию.

Герман Гессе (1877-1962) родился в небольшом швабском городке Кальв, в скромной семье пиетистского проповедника. Его второй родиной стала Швейцария, где он а детстве прожил несколько лет, Гессе был привязан к своим родителям, особенно к матери, но его тяготил царивший в семье дух церковного благочестия, и он закалял свой характер в борьбе с ним. Пятнадцати лет он сбежал из Маульброннской семинарии, где готовили теологов,-это была единственная возможность для бедного и способного юноши получить образование на казенный счет. Но такая будущность не устраивала юного Гессе, и против воли родителей он начал самостоятельную жизнь.

Гессе порвал с домом и с Маульбронном, но в своем воображении он создал другой, идеализированный Маульбронн, прибежище духа, где, вдали от мирских треволнений, благочестивые старцы и их преданные ученики ищут бога и истину. Он всю жизнь стремился туда – в этот свой «монастырь», в свой Маульбронн – и всю жизнь уходил оттуда к людям.

После побега Гессе переменил ряд городов и профессий, усердно занимался самообразованием, много читал. Больше всего юношу привлекали Гете, Шиллер, Жан Поль Рихтер, романтики. Он стал рано пробовать писать сам в духе распространенного тогда в Германии неоромантизма.

«Игра в бисер» краткое содержание

Сюжет состоит из трёх частей. В первой рассказывается об игре в бисер и жизненном укладе Касталии, во второй части о том, как попал в этот чудный город и как взрослел главный герой Йозеф Кнехт, в третьей части — его произведения.

Итак, действие происходит в очень далёком будущем. Перед нашим взором предстаёт Магистр Игры Йозеф Кнехт. Он удостоен чести жить в заповедной местности — Педагогической провинции, именуемой Касталией. Здесь люди живут по собственным законам и ставят перед собой цели, непонятные для простых людей.

Попадают в Касталию самые способные ученики со всех уголков страны, но, пройдя целый ряд конкурсов и отборов, остаются только избранные, самые достойные учащиеся. Всё в Касталии пронизано порядком и строжайшей иерархией.

Проще говоря, Касталия — это своеобразный орден, цель которого заключается в духовном совершенствовании. Ученики под неусыпным взором педагогов проводят всё своё время за этим увлекательным занятием. Все они мечтают достичь звания Магистра Игры в бисер.

Наш главный герой, от имени которого ведётся повествование, Йозеф Кнехт добился вершины мастерства Игры в бисер и стал Магистром. В то же время достигнув апогея знаний, Йозеф чувствует неудовлетворённость и уходит из города в мир простых людей в поисках себя, став, таким образом, отступником.

Полностью пересказать это грандиозное по масштабам произведение очень тяжело. Чтобы узнать о дальнейшей жизни главного героя, почувствовать стиль и красоту повествования, книгу нужно читать в полном объёме. На сайте роман Германа Гессе «Игра в бисер» читать бесплатно онлайн.

Похожая притча

«Кто хочет служить, должен служить господину, которому он присягнул, до гробовой доски, а не томиться тайной готовностьюсменить господина, как только найдется другой, почище…» Герман Гессе «Игра в бисер».

Я уже где-то писал, что все меньше читаю нового, все больше перечитываю. Следуя духу ритуальности. Нахожу новые источники энергии и знаний в прохождении пройденного. Одним из таких ритуалов для меня стала книга Германа Гессе «Игра в бисер». Как со всем важным для меня у меня сложно складывались отношения с этой книгой. Первый раз я попытался к ней подступиться лет в двадцать, вдохновленный «Степным волком». Не осилил и тридцати страниц. И могу сказать в оправдание того юноши-меня, текст не простой. Особенно с первого раза. Но прошло время, достаточно долгое и я буквально заставил себя прочитать эту книгу до конца. И тут же был заражен. Заражен идеей игры в бисер. В ней была какая-то магия, которая уже не оставляла меня до момента написания этих строк.

Было много перечитываний, о чем свидетельствуют разные чернила, которыми были подчеркнуты те или иные моменты книги. Думаю, уже по ним можно изучать мое самосовершенствование вместе с этим текстом. Хотя конечно оставались «якоря» подчеркиваемые заново с каждым новым прочитыванием. И опять скажу, что они в основном касаются именно самой игры в бисер. Конечно, идея создания единого полотна из лоскутов разных наук и искусств, так, чтобы получалась гармоничная картина, понятная даже тем, кто плохо разбирается в конкретных областях знания и культуры, она по сути своей гениальна и носит в себе что-то такое провидческое и уж конечно религиозное. Уметь объединять общими смыслами уникальные, разновеликие области человеческого со-бытия – главное умение великих Мастеров игры в бисер (Magister ludi).

Игра в бисер я считаю стала предтечей любого гипертекста, всеми возможностями которого еще предстоит насладиться человечеству. Оно только заступило на это поле увлекательных исследований, экспериментов и открытий. Понять взаимосвязанность всего, взаимозависимость и взаимную дополняемость всего. Системность всего. Божественность всего. Именно в этом я вижу концептуальную важность, как «игры в бисер», так и сегодняшнего гипертекста.

Но, на что я хотел бы обратить ваше внимание, в равной степени и свое. Прочтение этой книги на разных этапах своего саморазвития меняло мое отношение к балансу между игрой и главным героем (Иозефом Кнехтом) а позже и к самому главному герою, а главное к его смерти. Сначала она была для меня чем-то неожиданным и почти случайным. Позже я как бы не обращал внимания на эту неожиданную неприятность. Но, когда я закончил читать книгу в этот последний раз, смерть Кнехта для меня уже не была чем-то случайным. Мало того, она была заслуженной ценой предательства своего предназначения. Заигрывание со свободой индивидуума в преклонном возрасте ведет к непоправимым последствиям.

Во всем описании отношений Иозефа и его друга Плинио, которые были таким Инь и Ян существующего в романе общества (условно светский, дольний мир и мир духа, горний), сквозило то, как нуждается этот светский мир в помощи со стороны духовного сообщества Касталии. Но не в «материальной помощи» в виде учителей и воспитателей. Этому миру был необходим именно дух Ордена. Им было важно, чтобы жизнь его длилась, а Орден развивался. Но это требовало от высших чинов Касталии определенной ответственности перед этим светским миром. А ее-то у Кнехта и не оказалось. Ему, как студенту важнее была его индивидуальная свобода, чем ответ перед теми, кто в нем нуждается. И, конечно, для меня теперь очевидно, что уход его с поста Мастера игры, ни что иное, как трусость и дезертирство. А поэтому ничего у него не могло получиться и с Тито. Мало того, уходя он еще и умудрился навесить на парня чувство вины за собственную смерть. Что совсем делает его антигероем не способным на преодоление.

Для меня «Игра в бисер» так и останется гимном духовному гипертексту. Соотнесения себя с божественным. Но если выводить из нее какую-то «мораль», то она будет об ответственности пастырей перед собственной паствой, которая в них нуждается даже больше, чем в хлебе насущном. А, переводя на язык сторителлинга, об ответственности рассказчиков перед своей аудиторией. Будь эти рассказчики политиками, бизнесменами, управленцами, благотворителями, учителями, актерами или родителями… Ответственность!

Почему книгу стоит прочесть?

  1. Как говорится,для каждой книги есть свой возраст. Если у вас за плечами огромный жизненный опыт и вас интересуют книги, над каждым словом которых можно поразмышлять, то можете смело приступать к чтению.
  2. Молодым читателям, интересующихся философией Востока, Индии и учениями Ницше также непременно следует прочесть эту книгу. Многие мысли зашифрованы и вам придётся их с удовольствием их «выуживать».
  3. Книга поначалу читается довольно тяжело, но,вникнув в суть происходящего, оторваться бывает нелегко. После чтения надолго оставляет приятное послевкусие.

Роман «Игра в бисер» — самое лучшее произведение Германа Гессе. Прочитав его, вы посмотрите на мир другими глазами. Вы почувствуете сопричастность к миру искусства, больше будете понимать взаимосвязь музыки и науки. Книга даёт обильную пищу для ума и за это её, конечно, стоит прочитать!

Похожая притча

Творческое наследие Германа Гессе не однородно по содержанию. Он как автор прошел длительный путь становления и развития. Свою литературную деятельность он начал в самом начале XX века с эпигонских (т.е. подражательных) неоромантических и натуралистических произведений. Его стиль резко поменялся после I мировой войны. В этот период Герман Гессе заинтересовался различными философскими учениями и психоанализом (работами Фрейда и в особенности К.Г. Юнга). Некоторое время персонажи его книг ищут выхода из жизненных противоречий в постижении собственной скрытой сущности, глубин своей души. Гессе называет это «путем внутрь». Но вскоре он отказывается от «пути внутрь», считая его слишком эгоцентричным. Служение людям - вот что, по мысли писателя, может спасти человека от отчаяния. Идею служения Герман Гессе развивает в своем романе «Игра в бисер», который исследователи называют вершиной мастерства писателя.

«Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма в Германии и была завершена в 1943-м - переломном году второй мировой войны. Гессе не стремился изображать реалии мировой катастрофы, в его произведении нет документальности, характерной для творчества писателей так называемого «потерянного поколения». Его больше интересуют изменения, которые совершаются в душах людей, общий спад духовности, нравственности. Герман Гессе в атмосфере всеобщей милитаризации, в период распада и крушения культуры ищет пути спасения человеческого Духа.

Он сам выдвигает идею о том, что одним из путей спасения могло бы стать бегство от общества, уход поэтов и ученых в мир «чистого искусства» и поисков «вечной истины». Он описывает абстрактную страну – Касталию, которая является приютом чистой духовности, которую населяют люди созерцающие, люди постигающие мудрость, накопленную веками. Но, выдвинув эту идею, он в дальнейшем сам себя опровергает, приходя к выводу, что сословие аристократов духа, замкнутое в себе и не служащее обществу, неизбежно приходит к вырождению и гибели. Центральный образ произведения – «игра в бисер» или «игра стеклянных бус» - заключает в себе ограниченность и обреченность этого пути «спасения» Духа. «Игра в бисер» - это игра со всеми смыслами всех наук, это гордость и достояние Касталии. В основе этого символа лежит давняя мечта философов и ученых о всеобъемлющей системе, об универсальном языке, способном выразить все смыслы, весь духовный мир человека. Т.е. игра в бисер – это нечто прекрасное и совершенное, но в то же время, это просто игра – нечто, отстраненное от действительности, от реальных потребностей общества. «Это одновременно самая прекрасная и самая бесполезная, самая любимая и вместе с тем самая хрупкая драгоценность в нашей сокровищнице». Более действенным, чем путь бегства и отстранения, Герман Гессе считает путь служения.

Идею служения Герман Гессе развивает в трех жизнеописаниях, написанных Йозефом Кнехтом в период ученичества.

Человек не должен бояться пожертвовать собой во имя всеобщего блага, но при этом следует помнить, что не менее важно жить во имя идеи, а не только умирать за нее. Об этом следующее жизнеописание – «Исповедник». Речь в нем идет о временах становления христианства, о схимниках, которыми движет идея спасения и искупления мира. Ведя праведнейшую и суровейшую жизни, отшельники считают великими грешниками себя, а не простых людей, погрязших во зле и суете. Простые люди для них, как дети, не ведающие, что творят, а на них (на отшельниках), как на истинно знающих, лежит ответственность за спасение человечества. Героя данного жизнеописания зовут – Иозефус Фамулюс (в переводе с латыни – слуга).

В третьем индийском жизнеописании рассказывается история Дасы (перевод с санскрита – слуга). Очень бурно, стремительно протекает жизнь Дасы. Но однажды перед ним встает выбор. Он видит сон или видение, в котором у него любимая жена, обожаемый ребенок, он становится правителем своей страны, но все это не приносит ему счастья: его ребенок погибает, жена измучена постоянной ревностью, его страна проигрывает войну. Пробудившись от этого сна, Даса решает отказаться от своих амбиций, усмирить свой дух и становится учеником йога.

Таким образом, в трех жизнеописаниях представлены три разных способа служения: принесение себя в жертву, принятие на себя ответственности и уход от суетности мира, отказ от личного счастья.

Критики не раз отмечали сходство композиции романа «Игра в бисер» с композицией музыкального произведения. В этом смысле, три жизнеописания – это всего лишь проигрывание в разных тональностях главной музыкальной темы произведения – жизнеописания самого Йозефа Кнехта, которое составляет основнаую часть романа.

Вся жизнь Йозефа была связана с Касталией, она стала для него настоящим домом, за ее пределами у него не было ни родных, ни друзей. Но в конце жизни он решает покинуть этот дом. Оказавшись на самой вершине касталийской иерархии, он вдруг понимает, что «касталийская образованность – не орган, не инструмент… она не служит сознательно чему-то большему… а тяготеет к самодовольству и самовосхвалению». Он с грустью осознает, что Касталия утратила свой истинный смысл, она перестала исполнять свое прямое назначение – служить на благо обществу. Он отказывается от высокой должности, покидает Касталию, чтобы стать простым учителем, чтобы не абстрактными понятия оперировать, а помочь духовному становлению хоть одного обычного человека.

Кнехт погиб на второй день после того, как покинул Касталию. Но было бы неправильно считать этот финал пессимистичным. Сам Герман Гессе писал, что Кнехт своим финальным прыжком в воду «не прервал, а выполнил свою педагогическую миссию». Дело в том, что такая неожиданная, и, на первый взгляд, бессмысленная смерть Кнехта оказала огромное влияние на маленького мальчика – Тито Дезиньори. В тот момент, когда этот мальчик осознал свою вину в гибели великого человека, «его охватил священный трепет от предчувствия, что эта вина преобразит его самого и его жизнь и потребует от него куда большего, чем он когда-либо до сих пор от себя требовал». Этими словами заканчивается основной текст романа, и в них выражена очень важная для Германа Гессе идея преемственности. Осознав свою вину, Тито Дезиньори посвятит свою жизнь искуплению этой вины, служению общества, т.е. продолжит путь самого Кнехта.

Похожая притча

Роман «Игра в бисер» — последний и главный труд в творчестве писателя Германа Гессе. Над ним он работал одиннадцать лет, а опубликовал книгу в 1943 году. За большие достижения в литературе, в том числе и за эту книгу Гессе был удостоен Нобелевской премии.

В данном философском произведении он размышляет о судьбе мира, цивилизации и о том, что ему очень близко — о судьбе искусства. Книга написана от лица вымышленного персонажа Йозефа Кнехта, а Герман Гессе якобы только издал её. Такой приём помог автору создать иллюзию документальности и научной точности в описании людей и событий.

В чём заключается суть «Игры в бисер»?

Игра в бисер — это синтез всех наук и искусств. Играть в неё могут только интеллектуалы, да и то только единицы. Цель её заключается в обнаружении связи между предметами из разных областей науки и искусства, но в основе всего лежит музыка.

Для того чтобы в неё полностью погрузиться, необходима медитация, открытость, постоянные тренировки и упражнения. Стоит заметить, что это субъективное мнение. Каждый читатель будет понимать «Игру в бисер» по-своему, так как чётких её правил нет.

Краткие сведения о Германе Гессе

Герман Гессе — известный немецкий писатель, поэт, художник, критик и прочее. Он родился в 1877 году в семье миссионеров, Родители надеялись, что сын продолжит их дело. Однако, Германа с детства привлекало искусство. Он был очень одарённым мальчиком.

Писал стихи, рисовал, играл на музыкальных инструментах. С отличием окончив Латинскую школу, Гессе поступает, по настоянию родителей, в Маульброннскую семинарию. Там он учит древние языки и изучает Святые Писания.

Неожиданно Герман из семинарии сбегает. Рано утром его спящим в стогу сена обнаружил жандарм и беглецу пришлось возвращаться. Юношу стали недолюбливать и сторониться педагоги и сокурсники. Учёба для него в стенах этого заведения стала невыносимой.

Через полгода его душевное состояние было на грани безумия и родителям пришлось забрать сына домой. После этого он даже проходил курс лечения в психиатрической больнице. Несколько оправившись, Герман делал попытки поступить ещё в какое-нибудь учебное заведение, но, немного проучившись, уходил.

Гессе продолжил изучать науки самостоятельно. В этом ему помогала работа помощника продавца, где он мог с упоением читать бесплатно книги. Особенно ему нравился Гёте и немецкие романисты. В возрасте 22 лет Герман опубликовал первые сборники стихов, но они не имели успеха.

Известность к начинающему писателю приходила постепенно. После публикации первого романа «Петер Каменцинд» о нём заговорили, как о перспективном авторе, издательства предлагали сотрудничество. В это время он переписывается с такими видными писателями, как Стефан Цвейг, Томас Манн.

Литературная премия за первый роман позволила писателю полностью сконцентрироваться на писательской деятельности. Он уехал в деревню и окунулся с головой в работу. В 1904 году Герман женится на Марии Бернулли, с которой у него в браке родится трое детей.

С 1912 года он вместе с женой и детьми переезжает жить в Швейцарию. Последующие годы были для писателя очень тяжёлыми. Мир был на пороге Первой мировой войны, Мария подверглась душевному расстройству, сын Мартин постоянно болел, а из-за критики националистически настроенного германского правительства, в его адрес поступали угрозы.

Всё это привело к тому, что у Германа Гессе случился тяжелейший нервный срыв, лечить который он попробовал методом психоанализа Карла Юнга. Опыт, приобретённый во время сеансов, он использовал в дальнейшем в своём творчестве.

В сорокалетнем возрасте писатель начинает жизнь заново. Он женится во второй раз, но брак продлился всего три года, затем третий раз. В годы Второй мировой войны вышел его знаменитый роман «Игра в бисер». Герман много рисует, пишет эссе, но больше не написал ни одного крупного произведения. Умер Герман Гессе в 1962 году в возрасте 85 лет. Самые знаменитые его произведения:

    ; ; ; ; ; ; и многое другое.

Читайте также: