Дом притча на берсеневской набережной

Обновлено: 11.05.2024

Малюта Скуратов: (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) — русский государственный, военный и политический деятель, любимый опричник Ивана Грозного. Прозвище Малюта получил за свой малый рост. Вопреки распространенному мнению, Скуратов не стоял у истоков опричнины, в которую был принят на самый низший пост пономаря. Возвышение Скуратова началось, когда опричное войско стало действовать, «ограждая личную безопасность царя» и «истребляя крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде». Малюта с опричниками совершал налеты на дворы опальных вельмож, отбирая у них жен и дочерей «на блуд» царским приближенным. Погиб Григорий Бельский в бою 1 января 1573 года, лично возглавив штурм крепости Вейсенштейн. Похоронен был в Иосифо-Волоколамском монастыре. До настоящего времени захоронение не сохранилось.

Дом №1

Дом 20 на Берсеневкой набережной. Есть версия, что дом Малюты Скуратова - это владение дьяка Аверкия Кириллова на правом берегу Москвы-реки. После гибели Малюты, по преданию, недвижимость досталась Борису Годунову. Потом перешла к думному дьяку Аверкию Кириллову.

Подземный ход

Из этого дома идёт подземный ход в Кремль. В 19 веке в доме разместилось Императорское московское археологическое общество. Одним из его активнейших участников был археолог Игнатий Стеллецкий. Стеллецкий, несмотря на скептические высказывания по поводу легенды, обнаружил в палатах белокаменную лестницу, ведущую куда-то под Москву-реки. Археолог начал подготовку к раскопкам, но строгая и осторожная руководительница общества, графиня Прасковья Уварова отрезала: «Пока я жива, Вы в доме Археологического Общества копать не будете». Осталось тайной, куда же ведёт подземный ход.

Дом №2

Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность пономаря) и мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. Вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки. Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозный. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию.

Гиблое место

Страшное место На Берсеневской набережной, напротив заново возведенного храма Христа Спасителя, находятся окрашенные в красный цвет палаты Аверкия Кириллова и церковь Николая Чудотворца, похожая на пряничный теремок. Они были построены позднее. А до того здесь творил тайные расправы над неугодными Ивану Грозному подданными его верный опричник Малюта Скуратов. Но первая жертва, с которой связано название местности — Берсеневка, погибла еще до владычества грозного царя в 1525 году. За неосторожность и смелость с великим князем Василием III был обезглавлен опальный думный боярин Иван Никитич Берсень-Беклемишев, переехавший сюда со всем своим двором из Кремля незадолго до смерти.

Пыточные подземелья

Существование на Берсеневке пыточных подземных палат подтвердили раскопки, сделанные в 1906 году при сооружении электрической станции, обслуживавшей первые московские трамваи. В глубоких подземельях были найдены останки человека, множество тисков и серебряные монеты времен Ивана Грозного. Историки предположили, что это и были печально знаменитые пыточные Малюты Скуратова. В 30-е годы прошлого столетия в подвале под Никольской церковью была обнаружена еще одна страшная находка, давшая повод для новых разговоров о злодеяниях Малюты, — замурованный в нишу скелет девушки с косой, заплетенной лентой. Когда каменную плиту, прикрывавшую нишу, открыли, прах рассыпался. Именно в этих подвалах, как уверяют исследователи, и начинается подземный ход под Москвой-рекой, соединявший палаты Малюты, расположенные на одной стороне реки, с Опричным двором на другом (на этом месте сегодня располагается Дом Пашкова на Моховой — старейшая часть комплекса Российской государственной библиотеки). Рассказы путешественников Подтверждений существования подземного хода немало. Исследователь и писатель Михаил Коршунов в своей статье о Берсеневских подземельях подробно описал путешествие, начинавшееся в глубоких подвалах Никольской церкви: «По нашим расчетам, мы добрались уже до реки, подземный ход сделался необычайно узким. Выложен был каменными блоками. Может быть, мы ошиблись и попали в боковое ответвление, а не в основную часть. » На одном из собраний, посвященных созданию музея Госдома (Дома на набережной), в 1989 году Коршунов встретил еще одну путешественницу по подземельям. Елена Перепечко поделилась, что тоже побывала в Берсеневских подземельях, начинавшихся от разобранной колокольни. И не только побывала, но и весной 1932 года вместе с ребятами несколько раз проходила под Москвой-рекой к взорванному храму Христа Спасителя: «Сперва были ступеньки серые, каменные. Идешь ниже, ниже. Какие-то деревянные воротца, что ли, остатки от них и потом — тоннель, и он углубился, и начался уклон. И тишина — ни трамваев не было слышно, ничего. Потом подъем, как бы в горку… До потолка, наверное, не допрыгнула бы. Положила в подол платья от разрушенного храма мраморный цветок и утащила его. Территория храма была огорожена деревянным забором… Ходили раза три-четыре. И каждый раз я уносила по мраморному цветку. Складывала их у себя на балконе». Исторические свидетельства Читая эти рассказы, возникает естественный вопрос: а реальны ли подобные сооружения в эпоху Ивана Грозного или еще раньше — во времена Ивана III, когда началось энергичное строительство Московского Кремля?

Тайницкая башня

На этот вопрос отвечает уже легендарный исследователь подземелий Игнатий Стеллецкий. В 1914 году он выдвинул следующую версию о подземных ходах Тайницкой башни Кремля. Колодец в ней был сухой, и со дна его шли две подземные галереи: одна — в Кремль, другая — за реку.

Литые ходы

По словам археолога, ход под рекой был выложен из красного кирпича на свинце или на олове. На Руси кладка на металле была известна издревле. Еще в 1194 году в Суздале, например, местные мастера возводили на олове одну из церквей. Ходы, устроенные с использованием свинца или олова, носили название «литых». В конце XV века именно такой подводный тоннель был сооружен по приказу великого князя Ивана III в Ивангороде. О существовании «литых сводов» у Смоленска под Днепром работы итальянцев упоминал посол Курляндского герцога Лаврентий Мюллер. Московские мастера тоже славились как специалисты кладки на металле. С их помощью «фряжские» зодчие, прекрасно владевшие искусством гидротехники, были способны устроить такой ход и под Москвой-рекой. «Подземные ходы, — замечает Стеллецкий, — элементарная принадлежность всякой древней крепости и замка. В Московском Кремле роль главного хода для бегства принадлежала так называемому тайнику Алевиза, идущему мимо Никольской башни под Китай-город. «Алевизовским» он назывался потому, что ров над ним, на Красной площади, был обложен камнем итальянцем Алевизом в 1508 году. Построен же этот ход самим творцом Кремля Аристотелем Фиораванти в 80-х годах XV века». Итальянцы в то время славились искусством сооружать подводные ходы и обкладывать их своды свинцом и оловом для предупреждения сырости в тоннелях под рекой.

Ход от Тайницкой

Свидетельством реальности создания таких тоннелей может служить предание о том, что митрополит Макарий, застигнутый пожаром в Успенском соборе в 1547 году, избег гибели, пройдя тайным ходом под Тайницкой башней и Москвой-рекой в Замоскворечье. Ход, по преданию, был построен тем же Аристотелем Фиораванти. А вот еще один аргумент в пользу того, что подземный ход под рекой все-таки существует. Его приводит в своей работе исследователь московских подземелий Киви Берд, правда, описывающий другое, более позднее, время: «Отдельная глава исследований — это древние подземные ходы под Москвой-рекой, по сию пору не обнаруженные, но оставившие следы в исторических документах. Например, известно, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Пара попыток закончилась неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, по тем временам честь небывалая, а про тоннель под рекой ни слова больше в тот период не упоминалось». Тайна остается не раскрытой Но вернемся к церкви Николая Чудотворца и храму Христа Спасителя.

Подземелья дома Пашкова

В начале 1993 года было сделано сенсационное открытие. По заказу Центра археологических исследований малое государственное предприятие «Фром» проводило на территории Дома Пашковых геофизические исследования. Под зданием бывшего книгохранилища геофизические приборы выявили странную аномалию. Сделанные над ним шурфы выявили уникальный археологический объект, который еще не встречался на территории Москвы, — огромный, выложенный белым камнем колодец. Вместе с директором «Фрома» Татьяной Костюковой я спускался под землю. Объем колодца поражает: диаметр его равен 8 м, а глубина только расчищенной части — 15 м. По геофизическим же данным, его полная глубина составляет 25 м. По словам Татьяны Костюковой, это уникальное подземное сооружение вполне может быть входом в подземные системы древней Москвы. Косвенным подтверждением этого предположения могут служить следы спиральной лестницы, извивавшейся когда-то по стенкам колодца. К сожалению, работы по его расчистке были прерваны и тайна колодца, может быть, ведущая к самой таинственной части древних московских подземелий не была раскрыта.

История и архитектура палат Аверкия Кириллова

Участок, где ныне возвышаются палаты Аверкия Кириллова, в XV веке принадлежал, по всей видимости, боярам Беклемишевым. Один из них, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III, был сторонником «старины и дедины». За открытое несогласие с Василием III, зимой 1525 года он был казнен на Москва-реке.

Слово «берсень» означает «крыжовник». Полагают, что именно в честь Ивана Берсеня-Беклемишева получила свое название Берсеневская набережная, где он перегородил улицу от «лихих людей», поставив берсеневую решётку.

Затем эти земли получил в дар «государев садовник» Кирилл. На том месте, где сейчас располагается Водоотводный канал и остров, он разбил прекрасный «государев сад». А здесь в то время уже стояли усадебный дом, церковь и кладбище для прихожан при ней.

Первым документально подтвержденным владельцем усадьбы является «московский гость» (т.е. купец) Аверкий Кириллов (1622-1682). Ему принадлежали многочисленные лавки в Москве, земли с крестьянами, соляные копи в Соликамске. Царь Алексей Михайлович привлек талантливого купца к государевой службе, возведя в чин «думного дьяка», ведающего несколькими приказами. Фактически, в то время он определял всю экономическую политику Российского государства.

В 1656-1657 годах Аверкий Кириллов на основе ранее существующих зданий XV-XVII веков построил палаты и церковь, соединенные переходом. В литературе нередко можно встретить утверждение, что церковь была «домовой», но на самом деле она была приходской.

Палаты Арсения Кириллова

Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова, соединенные переходом. Реконструкция

Первоначально палаты представляли собой вытянутый с востока на запад прямоугольник. На белокаменном подклете («казне») возвышалась деревянная надстройка. В подклете сохранились четыре помещения с поперечными сенями между ними. По мере роста культурного слоя подклет, некогда бывший первым этажом, ушел в землю и сейчас выглядит, скорее, полуподвальным помещением.

Сени первого этажа (подклета) Помещение первого этажа Стены и своды одного из помещений первого этажа

Жилые помещения располагались в деревянной надстройке – на Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных помещениях. Подобные деревянные постройки неоднократно горели и затем восстанавливались вновь.

В первой четверти XVII века палаты подновили. Чтобы увеличить площадь помещения, юго-восточную белокаменную стену разобрали до фундамента и затем построили новую. В результате здание приобрело ассиметричную Г-образную форму.

В 1656-1657 годах над «казной» были возведены два кирпичных этажа со сводчатыми помещениями. К палатам примыкали наружные крыльца, которые вели на второй этаж.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Южный фасад палат Аверкия Кириллова

В северо-западном углу подклета сохранилась внутристенная лестница, ведущая на второй, парадный этаж.

Внутристенная лестница, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Внутристенная лестница

Наиболее нарядным помещением в доме была Крестовая палата, которая находится в юго-восточном углу здания. Окна её восточной стены выходят в сторону Никольского храма. Она выполняла функции приемного помещения.

Обрамление двери в Крестовую палату: до и после реставрации Старые кирпичи

Закладной камень в своде Крестовой палаты, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Закладной камень в своде Крестовой палаты

20 апреля 1665 года палаты Аверкия Кириллова посетил голландец Николаас Витсен (1641-1717), политик, картограф, предприниматель и будущий бургомистр Амстердама. В своем дневнике он оставил такую запись:

Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и всё это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя.

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, который опоясывало гульбище. Также здесь существовал «висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами были очень нарядными.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Вероятно, именно так выглядели палаты Аверкия Кириллова во второй половине XVII века

Во время Стрелецкого бунта в 1682 году Аверкий Кириллов, сторонник Нарышкиных, был жестоко убит в Кремле. Изуродованное тело Кириллова вытащили на Красную площадь, где над трупом установили табличку с надписью «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил». Похоронили Аверкия Кириллова и ненадолго пережившую его супругу Евфимию Евлампиевну в фамильном склепе под северной папертью Никольской церкви.

Новым владельцем дома стал его сын, Яков Кириллов, думный дьяк. В 1690-х годах с восточной стороны здания была сделана пристройка с Красным крыльцом. Его украшали кувшинообразные столбы, придававшие всему строению нарядный вид.

Восточный фасад, палаты Аверкия Кириллова, Москва

На стене восточного фасада палат можно увидеть заложенное Красное крыльцо

Аналогичная пристройка, симметричная восточной, появилась и с западной стороны дома.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Западный фасад палат

Окна части помещений первого этажа, прежде выходившие на улицу, теперь выходят в эти новые помещения. В это же время, вероятно, и был построен переход между домом и церковью.

Бывшая внешняя стена первого этажа Окно в другое помещение

Окна обрамляли пышные наличники. Этажи разделяли междуэтажные тяги. Дом венчал сложный карниз. Наружные стены были украшены росписью, фрагменты которой были обнаружены на южном фасаде.

Северо-восточный ризалит, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Северо-восточный ризалит

После смерти Якова Кириллова владение перешло к дьяку Оружейной палаты, главе Московского магистрата А.Ф.Курбатову, который женился на вдове Я.А.Кириллова. По другой версии, новым владельцем стал Семен Иванович Маслов, на главном фасаде сохранился его герб.

В 1703-1711 году главный дом был перестроен. Внутри были сооружены семь новых печей, украшенных изразцами русской работы начала XVIII века.

Кувшин, изразцы и сабля, обнаруженные во время реставрационных работ Рукоятка сабли Помещения третьего этажа

К средней части северного фасада пристроили ризалит с «теремком» на четвертом этаже. Сейчас «теремок» возвышается над зданием, а в прошлом он был частью четвертого, деревянного этажа. Существует версия, что его автором является русский скульптор, живописец и архитектор Иван Петрович Зарудный (1670?-1727), один из создателей знаменитой московской Меншиковой башни.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Центральный ризалит палат Аверкия Кириллова

За теремком в XX веке был восстановлен деревянный свод, существовавший прежде. Туда ведет узкая лестница. Рядом с ней находится глубокое окно.

Главный вход, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Главный вход

В 1746 году или в 1756 году палаты отошли в казну. В разное время здесь располагались Корчемная контора и склад, Разрядно-сенатский архив, Московская казённая палата, Сенатская курьерская команда. Переход между домом и церковью был разобран.

К середине XIX века палаты обветшали настолько, что было решено их снести. Однако благодаря вмешательству активистов и деятельности Императорского Московского археологического общества, здание удалось сохранить. По указу императора Александра II новым владельцем как раз и стало Московское археологическое общество.

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова во владении Императорского Московского археологического общества. На фотографии видна колокольня Никольского храма, снесенная в 1932 году

Кирпичи с печатями Кирпичи (изображение перевернуто)

В 1923 году археологическое общество было распущено. В 1924 году на первом этаже разместился Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж передали под Центральные государственные реставрационные мастерские, которые создал и возглавил знаменитый советский реставратор и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В ведение мастерских также была передана церковь Николы на Берсеневке.

Старый светильник

Старый светильник

В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, который со временем получил всё здание. Название организации со временем поменялось на Институт культурологии.

В 50-60-х годах XX века в палатах Аверкия Кириллова были проведены широкомасштабные реставрационные работы. К сожалению, за прошедшее время многие уникальные детали декора были утрачены, а сами работы пришлось завершать в спешном порядке.

Современная лестница в старинных палатах Главная лестница

В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Сейчас палаты Аверкия Кириллова оказались на популярном туристическом маршруте. Часть помещений по-прежнему занимает академический институт, в других периодически проходят выставки. Однако дальнейшая судьба палат неизвестна. По некоторым данным, они могут отойти РПЦ (статья в Газета.ру).

Похожая притча

Палаты купца и государственного деятеля Аверкия Степановича Кириллова возвели еще в XVI столетии в стиле барокко. Так сложилось, что их история связана с мрачными мифами и легендами: злой рок будто преследовал многих его владельцев.

Первым хозяином владения у Москвы-реки, на нынешней Берсеневской набережной, стал дипломат и государственные деятель Иван Никитич Берсень-Беклемишев.

Боярин занимал высокие посты в годы правления Ивана III и Василия III. Именно после спора с последним был схвачен и казнен на плахе, потеряв свою головушку в 1525 году.

По мнению некоторых специалистов, спустя время владельцем палат стал Малюта Скуратов – опричник и «цепной пёс» самодержца Иоанна Грозного.

Малюта Скуратов Малюта Скуратов

Прямых доказательств этому нет, но косвенно это подтверждает найденный неподалеку в 1906-м году клад времен Грозного царя. Обнаружили его в подземелье при возведении электростанции в Берсеневке.

Существует миф и о том, что в подвальных помещения самих палат были найдены скелеты, на которых просматривались следы от жесточайших пыток, а у некоторых из них и вовсе отсутствовали части конечностей. Вокруг были разбросаны и орудия пыток – крюки да клещи.

Из подвала палат через Москву-реку проходил, опять якобы, подземный ход, заканчивавшийся неподалеку от храма Христа Спасителя. Там была обнаружена надгробная плита, и это факт, с именем Малюты Скуратова. Скелета не нашли, т.к. захоронили главного опричника, вроде как, в Иосифо-Волоцком монастыре под нынешним Волоколамском в 1573-м году.

Что касается плиты, то ее могли установить в память об опричнике на погосте церкви Похвалы Богородицы, которая являлась приходской для семьи Скуратовых (подробности читайте в моей статье « Где жил Малюта Скуратов в Москве? »).

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной

Следующим после Малюты Скуратова хозяином стал Аверкий Степанович Кириллов, который возглавлял в те времена не только Казенный приказ, но и ведал всей торговлей и сбором податей.

Взбунтовавшие в 1682 году стрельцы скинули боярина с Красного крыльца его же дома, когда он вышел к ним, а после изрубили бердышами. Еще живого протащили на Красную площадь, гогоча и выкрикивая: «Расступись народ, думный дьяк идет!».

Такая жестокость была связана с подозрением в отношении Аверкия Никитича в мздоимстве, но подтверждений этому не было представлено, да и после это доказано не было.

Спустя время, уже в XVII столетии, палаты отошли к советнику Петра I по финансовым вопросам и администрированию Алексею Александровичу Курбатову. В 1711-м император назначил его вице-губернатором Архангелогородской губернии. В 1714-м у него там случился конфликт с Алексашкой Меншиковым, который обвинил его в казнокрадстве.

Курбатова арестовали, сняли со всех должностей и отдали под суд. Разбирательство длилось семь лет, пока Алексей Александрович не умер в тюрьме из-за невыносимых условий. Зная биографию Меншикова, большой вопрос, кто из них был большим взяточником и казнокрадом.

Вот такие мрачные истории и легенды о хозяевах палат Аверкия Кириллова в Москве.

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Согласно летописным данным, в XV веке на территории Верхних Садовников, как тогда называлась эта местность, существовал деревянный храм Николы в Песках, построенный на месте более древнего небольшого вотчинного монастыря. В 1566 году храм был перестроен и стал именоваться Николой Берсеневским. Около 1625 года «по обещанию приходских и разных посторонних людей» была построена каменная церковь, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы. Однако в обиходе храм по-прежнему именовался Никольским.

Существующая ныне каменная церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках была возведена в 1656-1657 годах, одновременно с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, придел – во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1755 году по просьбе прихожан в левой части трапезной был устроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Церковь сильно пострадала от пожара 1812 года, в результате чего обрушилась трапезная. Она была восстановлена в 1817-1823 годах в стиле классицизма.

Церковь Николы на Берсеневке Трапезная Никольской церкви

Здание церкви представляет собой поставленный на подклет двухсветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой. Боковые членения апсид венчают два купола, в прошлом в них размещались приделы. Северное членение крупнее южного и имеет отдельный вход с галереи. Галерея-паперть и нарядное крыльцо пристроены к северному фасаду. Под папертью располагалась усыпальница Кирилловых.

Церковь Николы на Берсеневке

Восточный фасад храма

Центральная глава со световым барабаном окружена четырьмя декоративными главами, ниже которых идут два ряда кокошников. Фасады церкви украшены богатыми по рисунку профилированными наличниками, парными колонками на углах и изразцами.

Церковь Николы на Берсеневке

Красочный храм

Внешнее оформление храма перекликается со стоящими рядом палатами Аверкия Кириллова. Вместе с существовавшим прежде переходом между ними они образовывали общий парадный двор.

Церковь Николы на Берсеневке

Деталь северного фасада храма

В 1694 году, по границе участка вдоль берега Москва-реки была построена колокольня с проездными воротами и надвратной церковью Казанской Божией Матери. С двух сторон от нее пристроили невысокие здания причта и богадельни. В XVIII веке они несколько раз подновлялись.

Во время пожара 1812 года колокольня и здания рядом пострадали и после этого постепенно ветшали, пока не были разобраны. В 1853-1854 году к западу от церкви построили новую колокольню, которая значительно пострадала от ударной волны при взрыве Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года и была разобрана в 1932 году.

В 1871 году вдоль набережной было построено новое здание, включившее остатки старых зданий. Его окна украшены наличниками с упрощенной стилизацией форм XVII века. Летом 1941 года Никольская церковь была переоборудована под хранилище музейных коллекций. Наиболее ценные экспонаты спрятали в церковный подвал. Сейчас церковь вновь возвращена верующим, в ней регулярно проводятся службы.

Похожая притча

Трехэтажный красный домик на Берсеневской набережной рядом с нарядной церковью Святителя Николая Чудотворца затерялся на фоне громады «Дома на набережной» и Театра эстрады. Между тем эта одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века — палаты Аверкия Кириллова — когда-то была одной из самых больших и роскошных в Москве.

Сам бургомистр Амстердама Николаас Витсен, посетивший Московию в 1665 году, так описывал свой визит в эти палаты:

«Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла… прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя…»

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, где находились жилые покои. На Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных постройках. Здесь же был и «Висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами выглядели очень нарядно. Аверкий Кириллов, по выражению Витсена, действительно был «первым гостем». Гостями называли крупных купцов, занимавшихся оптовой торговлей, а склады их продукции — гостиными дворами. В XVII веке на Руси таких гостей было всего 30 человек, и они имели большие привилегии. Были они сами себе и «гостями», и хозяевами и подчинялись непосредственно одному царю-батюшке. Конечно, общественное положение Кириллова отразилось на облике его дома. Роскошные наличники, изящные полуколонны и пилястры, карнизы с поребриком — о времени постройки свидетельствует круглая плита в центре свода большой Крестовой палаты — закладной камень с изображением креста и датой постройки. Надпись на нем гласит: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 [1657] года, того же лета и полата сия посправлена». Голгофский крест внутри означает приверженность хозяина дома церковным реформам патриарха Никона. Соседняя церковь святой Троицы, более известная под названием Никольской на Берсеневке, также была выстроена Кирилловым и считалась его домовым храмом и даже соединялась с палатами деревянным переходом. Здесь же в 1682 году был похоронен и сам Аверкий Кириллов. Правда, умер он не своей смертью, и была у дома предыстория.

Место, где стоит дом, издревле считалось гиблым, непригодным для жизни. Называли его Болотом. Боярин Иван Берсень-Беклемишев, по имени которого набережная названа Берсеневской, начал строить тут свои палаты еще в XVI веке. Недостроил — был казнен по приказу царя Василия III, обезглавлен на льду Москвы-реки в 1525 году.

Следующим хозяином был Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины, любимый опричник и помощник Ивана Грозного. До 1917 года в путеводителях по Москве боярский дом на Берсеневке обозначался именно как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью, и даже в двадцатые годы сюда приезжал Луначарский смотреть вотчину Скуратова, где Малюта «бесчествовал свои жертвы», «лютовал вместе с царским шутом и палачом Васюткой Грязным». Когда же по другую сторону Москвы-реки строили станцию метро «Дворец Советов», ныне «Кропоткинскую», то нашли могильную плиту Малюты. На месте его фамильного склепа как раз стоял храм Христа Спасителя. «В 1932 году газета «Вечерняя Москва» сообщила читателям, что при рытье котлована для фундамента Дворца Советов был обнаружен… склеп Скуратова! Его нашли под зданием церкви, стоявшей на берегу Москвы-реки. Строители якобы откопали плиту с надписью «Здесь погребен Малюта Скуратов». Это цитата из книги Михаила Коршунова «Тайны и легенды Дома на набережной». Будучи жителем «Дома на набережной», Михаил Коршунов изучил все подземные ходы под ним, которые шли до Кремля и до Ваганьковского холма:

«Подземная вотчина в районе нашего дома. Да! Это она! Страшные подземные хоромы Малюты Скуратова-Бельского были на территории нашего дома, точнее, наш «хоромный» дом занял хоромную территорию Малюты, подземную. Все сходится!»

Значит, действительно был подземный переход под Москвой-рекой к Кремлю, по которому Малюта Скуратов ходил с докладами к Ивану Грозному. В книге описывается, что там были подземные ловушки, точно как в киноэпопеях о египетских пирамидах. И наверняка там спрятаны клады, потому что там находили глиняные черепки, иконы, старинные свитки, сабли и, конечно, черепа. Об этом доме старожилы рассказывали, что он был главной резиденцией Скуратова, который здесь же пытал своих жертв. Это казалось легендой, пока в 1906 году при строительстве электростанции на Берсеневке не были обнаружены серебряные монеты времен Ивана Грозного, расчлененные скелеты со следами жестоких пыток, цепи, подвесные крючья и истлевшие, но опознаваемые пыточные клещи. В подвале самого здания нашли подземный ход, который шел в сторону Москвы-реки и должен был выйти на противоположном берегу. Как раз где в 1932 году во время строительства Дворца Советов наткнулись на надгробную плиту Малюты Скуратова…

Малюта Скуратов был убит при осаде крепости Вейсенштейн в 1573 году. Боярин Аверкий Кириллов во время бунта 1682 года зверски убит стрельцами. Тогда же на Болоте казнили государственных преступников, разбойник Ванька Каин грабил здесь проезжавших купцов, а совсем неподалеку устраивали кулачные бои. Одним словом, место гиблое, не для жизни… И все же у дома появился новый хозяин. Окончательно облик здания сформировался в начале XVIII века, когда владение принадлежало А.Ф. Курбатову, служившему смотрителем за строительством в Кремле. В это время был выстроен верхний этаж, ранее бывший деревянным, а фасад получил европейские детали: волюты с тонкой белокаменной резьбой, руст на углах и каменный козырек над входом. Строительством руководил архитектор Иван Зарудный, тот самый, который по именному указу Петра от 1707 года получил фактическое наблюдение за иконописанием и за моральным поведением иконописцев «во всей Всероссийской державе». Он должен был выдавать им соответственное удостоверение. Архиереям, попам и монастырям вменялось в обязанность без этих удостоверений икон от мастеров не принимать. Он также был архитектором башни Меншикова — одного из архитектурных символов Петровской эпохи, — которая превышала на полторы сажени высоту колокольни Ивана Великого и потому была, говорят, проклята, и от удара молнии сгорел ее шпиль со скульптурой архангела и верхний восьмерик, служивший ярусом звона. Так или иначе, все хозяева дома печально заканчивали свою жизнь. Алексей Курбатов был обвинен Петром I в казнокрадстве и умер под пытками в 1721 году. А самого Аверкия Кириллова, в честь которого и названы палаты, во время Стрелецкого бунта сначала скинули с Красного крыльца кремлевского Теремного дворца, а затем порубили бердышами. Окровавленный и искромсанный труп потащили на Красную площадь под крики: «Расступитесь, думный дьяк идет!», где на позорном столбе выкрикивали все его грехи: «Великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил».

Новые хозяева перестраивали дом и в Петровское, и в послепетровское время, отсюда и асимметричность, и нелепое разнообразие архитектурных форм. Палаты Аверкия Кириллова перешли в казну и были заняты различными учреждениями: камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казенной палатой, сенатской курьерской командой. С 1870 года здесь находилось Императорское Московское археологическое общество во главе с графом Уваровым. До последнего времени тут был Российский институт культурологии. По словам директора — профессора Кирилла Эммильевича Разлогова, ни один охранник не задерживался у них более полугода. Говорят, призрак Малюты Скуратова до сих пор бродит по коридорам и подвалам своего владения и не дает никому покоя.

Похожая притча

Многим наверняка знакомо красное здание на Берсеневской набережной в Москве. Рядом с ним возвышается нарядная церковь. Это – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Сейчас они теряются рядом с махиной «Дома на набережной», и трудно поверить, что в прошлом эти палаты были одними из самых больших и роскошных в Москве.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке на карте

  • Адрес: Москва, Берсеневская набережная, 20
  • Метро: Кропоткинская, выход к Храму Христа Спасителя, далее перейти Москва-реку через Патриарший мост; Новокузнецкая, Третьяковская, далее в сторону Берсеневской набережной.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Ах, Маша, какой тебе прекрасный солнечный день достался для прогулки по усадьбе Кириллова! Всё убранство и палат, и церкви словно ещё ярче, ещё праздничнее на фоне безоблачного неба! Я внутрь не попала, да, собственно, не очень и стремилась. Хотя там проходят интересные интерактивные экскурсии с переодеванием. Интересный дом, у нас в Москве их совсем немного осталось. Тем ценнее эти редкие памятники архитектуры!

Ответить Мария Анашина

Читайте также: