Диоген и бочка притча
Обновлено: 21.12.2024
Утро выдалось на редкость солнечным и тёплым. Купаясь в лучах греческого жаркого солнца, из воды небольшой лужицы, на краю прекрассного города Афины, торчала коряга, находясь в блаженном покое нирванны. Но сиё - её умиротворение длилось не долго. Благость и покой коряги, и дремлющую на ней зелёную лягушку, нарушил один старик.
Он очевидно очень торопился и не смотрел под ноги. Задев ступней корягу он со всего маха хряснулся лицом в чёрную жижель.
- О боги Олимпа! - воскликнул в сердцах дед и горько заплакал от обиды и боли.
- Клянусь Зевсом я раздербаню эту корягу в мелкие щепки и сварю кашу из них, а потом накормлю ею Пифагора выдав её за гречку, - пусть просериться,
- воскликнул Сократ! (Да, да! Это именно он и был!). Схватив конец коряги торчащей из жижы, и с силой дёрнул на себя, но коряга не поддавалась. Очередной рывок, и коряга выскользнула из рук мудреца, а он сам плюхнулся задом на камень, острый конец которого точно вошёл ему в ,,пещеру Минотавра'' навсегда избавив от назойливого геморроя!
Взвизгнув от боли Сократ так высоко подпрыгнул, что головой сбил на лету ворону, спешащую по своим делам, которая с криком: "Карр, твою мать!" упала без чувств неподалёку. Философ упал чуть попозже в ту же жижель смертельно напугав лягушку, которая пустившись наутёк, ничего не видя перед собой, со страху, или по ошибке, спряталась у Сократа в его грязной тунике.
- Хорошо начался день, ничего не скажешь!- подумал философ блаженно перекатываясь в грязной луже с боку - набок. А ведь как тут тепло и уютно, лужа тёплая, ласковая, солнце сияет как золото,так и пролежал бы до ночи, но надо идти к Диогену, и попросить убежища от Пифагора, он меня ищет, и если найдёт даже не представляю, что он со мной сделает!
Вчера они с Пифагором навестили термы в Афинах, ну чтобы попариться и поговорить на философские темы. Спор между мудрецами зашёл на тему: - равен ли объём воды, вытесненной погружённым в неё телом, объёму самого тела.Эта теория Архимеда не давала покоя философам.
- Нет не равен!- воскликнул Сократ,- нещадно лупя лавровым веником спину Пифагора.
- А я говорю равен!- орал Пифагор кривясь толи от боли, толи от наслаждения,- Архимед мой закадычный друг!
- Всё понятно!- вы с ним часто принимаете за кодык!
Потом поменялись местами, и теперь Пифагор лупил Сократа! Спор не утихал, крики спора были слышны даже на окраине Афин!
Пифагор был намного сильнее Сократа, и перевернув веник другим концом, со всего маха саданул философу по заднице. Прутья веника навека оставили на заднице мудреца татуировку в виде колонны Парфенона, а потом схватил Сократа, поднял его над головой, и с криком: - прав сильнейший! Бросил его в ванну с водой!
Почти вся вода выплеснулась из ёмкости.
- Ну, что я говорил!- воскликнул Пифагор тяжело дыша, и показывая пальцем на огромную лужу возле ванны, - теория Архимеда верна! Сократ с трудом выкатился и плюхнулся на мраморный пол рядом с большим корцом из букового дерева. - "Ну погоди математик, в гидру мать твою! Лутьше бы ты оставался мастером кулачного боя, а не философом!"- подумал Сократ, прищурив лиловый, от удара о край ванны, глаз.
- Пифагор! Вот эти литры лишние! - воскликнул Сократ указывая на лужу рядом с ванной.
- Какие? Старый ты пердун!?
- Вот эти! А ты подойди поближе! Ближе, ближе, не бойся, я не кусаюсь! Вот; а теперь нагнись и посмотри, произведи так сказать вычисления. Кто из нас математик - ты или я?!
Пифагор нагнулся и стал внимательно изучать лужу, а тем временем Сократ, взял поудобней тяжёлый корец в обе руки, и со всего маху звезданул математика по голове(корец конечно пополам), и не обарачиваясь рванул на улицу, успев только схватить тунику.
Сократ нёсся по улице Афин как сайгак, сбивая по дороге бабушек и верблюдов, а со стороны терм слышен был вопль Пифагора:- "Эврика! Эврика!"
Так он и добежал почти до Диогена, если бы не эта коряга!
"- Эх! Ну что за непруха!"
Держась обеими руками за задницу Сократ доплёлся до бочки где жил Диоген, и устало опустился рядом. Диоген как и всегда, возлежал в своём жилище оперши голову на руку, и грустно смотрел вдаль.
- Ты что, на ворон охотишься?- спросил философа Диоген, - я давеча видел как ты удачно сбил ворону головой, - хвала тебе!
- Да нет, я эта. спрячь меня пожалуйста, меня хотят убить, - всхлипнул Сократ, - за мной гониться Пифагор!
- Не мудренно, что за тобой все охотятся хитрец! - возмутился Диоген, помнишь ты мне обещал обшить мою бочку листами чистого золота, а сам соврал!
- Ну прости, старика, я больше не буду, только спрячь меня пожалуйста, - заплакал Сократ.
- Ладно залазь, я сегодня добрый! Диоген подвинулся и впустил друга в своё жилище!
- С чего это?- спросил Сократ, с радостью протискиваясь в бочку.- Лежу я как то в своей бочке, - начал рассказ Диоген,- жрать охота невыносимо, а вставать лень.
И вот мимо меня проходит одна дама, богатая эллинка, и бросает мне монетку, ценой в один халк!
- Ну дело не в этом,- я так обрадовался, что подскочил и стукнулся об крышу бочки башкой, да так, что искры из глаз! Монетка выскочила из моей ладони и закатилась в мусор около бочки, ведь сам знаешь, я такой неряха!
- Что верно - то верно, - ответил Сократ зевая!
Я бросился искать монетку! Солнце светило ярко и она должна была блеснуть! Ведь на этот халк я мог себе позволить купить пару сухарей!
Высунулся, я значит из бочки наполовину, и копаюсь во всяком дерьме, ища монету. И тут вдруг на меня упала тень. Я поднимаю голову, и вижу передо мной стоит какой то мужчина, важный такой, в золотых латах и шлеме, и говорит:- "Я царь всея Македонии и зовут меня Александр!
- Скажи мне, о Диоген,- в чём истина?
А я так разозлился, что он мне солнце загородил и мне не найти монету в тени, да и врёт же, какой он царь? Так, клоун из приезжего цирка!
- Я в ответ как рявкну! - "Отойди! Ты загораживаешь мне солнце!"
Он отступил в сторону, и тут моя монета блеснула! Я от радости обалдел! Схватил её и радостно протянул её небу, воскликнув:- - "О боги, я сегодня счастлив и богат, ибо вы не забыли старика, и послали мне блистающую на солнце царственным светом". -
- Я не успел договорить, как рядом раздался радостный вопль этого наряженного царём клоуна, о котором я как то и забыл вовсе.
- О да, Диоген!,- воскликнул Александр, я и есть блистающий царь, завоеватель мира, несущий свет варварам!
Это истина в твоих словах!
После этих слов Александр полез в карман и положил рядом со мной горсть золотых монет.
- Я запнулся на полуслове, при восхвалении богов, и вообще забыл про, так сказать, этого царя!
А он поблагодарил меня и пошёл прочь, а я ещё долго стоял выпучив глаза, и протягивая монету небу!
Глаза Сократа загорелись, при упоминании о монетах- он даже зевать перестал, и придвинулся так плотно к Диогену, что тот подумал:" - а не хочет ли Сократ, так сказать. "
- Диоген! Ты теперь богатый, и что будешь делать с деньгами?- Сократ ещё плотнее "вжался" в друга.
- Ну, сначала нужно починить бочку, а уж потооом. - Диоген отодвинулся от горячего тела друга, вытирая пот.
- Слушай Диоген,- глаза Сократа хитро прищурились, а сам он опять прижался к философу, бомоча как в экстазе: "я хочу, я хочу!"- дай поглядеть на золото а, хоть одним глазком!
Диоген с облегчением вздохнул. Как он мог подумать о друге так плохо! Ведь у Сократа нормальная страсть к золоту, как и у всех, а я то старый пень подумал, что это он меня возжелал, от страху перед Пифагором!
И тут лягушка, которая всё это время была свидетельницей непонятной сцены между стариками, выпрыгнула из туники Сократа, и ловко заскочила в набедренную повязку Диогена.
- Ой, йо, йо оооой!- возопил Диоген и стал метаться по бочке изрядно помяв Сократа, и даже случайно свернул ему нос.
- Постой, постой! Замри! - завопил от боли в носу Сократ, и схватил Диогена правой рукой за набедренную повязку!
Диоген замер, выпучив глаза на Сократа.
Потерпи, о мой желанный друг, щас я поймаю эту зелёную тварюгу!
С быстротой молнии, левая рука Сократа оказалась между ног Диогена и нащупав, по ощущению лягушку, резко сжала!
- Есьм, - воскликнул от радости Сократ, и резко дёрнул!
Вопль Диогена разнёсся по всей Элладе, его услышал даже Пифагор, и бодро поскакал рыссцой на окраину города.
- "Точно Сократ у Диогена!"- подумал Пифагор, ну держись стервец, теперь то ты никуда от меня не денешься! Весь трясясь от гнева, и тяжело дыша он остановился у бочки.
Бочка тем временем шевелилась и поскрипывала, из её нутра гулко доносились стоны и тяжёлое дыхание.
- Вот вы где! - злорадно воскликнул Пифагор, между делом отработав по бочке боксёрскую ,,двоечку''. Бочка жалобно затрещала, внутри всё затихло в каком то счастливом ожидании.
- Выходи по одному старая голубизна, я вам преподам урок нраственности ,- взревел Пифагор и со всего маха, в ярости пнул бочку ногой, при этом конечно же сломав себе большой палец. Дико рыча от боли, с разбегу и с криком,,Кияяя!''Пифагор ударил в прыжке пяткой по бочке. Она нехотя покатилась к краю склона горы хаотично вертясь.
- "Ну, ещё один хороший удар и бочка сорвёться вниз, делая из философов хороший бифштекс", - с наслаждением подумал Пифагор, совершая стремительный разбег.
- Кияяя! - Пифагор взмыл в воздух нанося решительный удар в бочку своей каменной пяткой, но тут бочка верьтясь и кувыркаясь повернулась открытой стороной к Пифагору, как бы приглашая войти, и он конечно влетел с выставленной вперёд сандалей 67 размера внутрь бочки. Последнее, что он помнит, - это четыре испуганных глаза, вытаращенных на него в неописуемой радости. Дальше всё смешалось, завертелось и тьма поглотила сознание философов.
*********
Лучи ласкового солнца Эллады, играючи отражались перламутром от крупных капель пота, выступающий на огромных мускулах Сизифа, из последних сил катящего огромный, проклятый, булыжник в гору.
- "Ну, ещё один рывок и конец проклятию, весящему надо мной Домокловым мечом, и я на горе!" - клянусь Прокрустом!- радостно думал Сизиф упираясь мозолистыми руками в валун! - Эй Зевс, вот тебе! - и Сизиф, глянув поверх валуна, выставил небу оттопыренный средний палец .
Лутьше бы он это не показывал! О Боги, на него катилась и визжала благим матом бочка! Бросив валун, Сизиф что есть мочи помчался вниз крича от страха:- милый Зевсушка, прости меня, я больше не бууудууу!
Валун и бочка гнались за Сизифом до самого подножия крутого склона, песчанный берег которого омывался лазурными водами Эгейского моря.
Сизиф упал в изнеможении. Рядом скрипя остановилась бочка, и из неё выкатился клубок сплетённых тел философов, запечатанных проклятием Гордиевого узла.- "Где тут кто?"- думал Сизиф катая этот стонуший и мычащий клубок тел по берегу.
- Не, тут без топора не обойтись,- сказал он вслух! Клубок ещё сильнее замычал и завыл. Ладно, попробую их распутать! Нога Пифагора перехлеснулась черезь шею Сократа, и указывала распухшим пальцем на нос Диогена, во рту которого квакала лягушка. Голова Сократа упёрлась носом в задницу Пифагора, а его рука находилась в набедренной повязке, Диогена и что то стиснула стальным ухватом, от чего у того лицо стало синим как небо.
До самого вечера Сизиф провозился с учёными, что бы их наконец то развязать, и и сейчас они лежали пластом на песке.
- Как нам отблагодарить тебя, о Сизиф! - в голос воскликнули освобождённые философы!
- Завтра скажу!- ответил Сизиф, и отвесив каждому по пендалю, пошёл искупаться.
**********
Конечно же Сизиф заставил философов закатить в гору "проклятие Зевса" - злополучный камень!
Валун был неимоверно тяжёлым! Кряхтя и чертыхаясь Сократ, Диоген и Пифагор катили его в гору, и когда оставалось совсем немного, Пифагор воскликнул:-Эврикаааа! (Наверное вспомнил решение какой то важной задачи), и наступил своей безразмерной сандалией на босую ногу Сократа!
Сократ ойкнул и, потеряв равновесие, свалился на Диогена. Пифагор поняв, что будет дальше, пулей пустился вниз, круша мелкие камни, за ним философы визжа и охая!
Валун сначала медленно, потом набирая скорость, устремился за мудрецами.
Всю эту картину наблюдал Сизиф, лёжа на золотом пляже моря.
- "Эх, ну никому нельзя доверить ответственную работу",-подумал он и перевернулся на спину подставив пузо палящим лучам солнца, продолжая загорать. Вид бегущих вниз трёх старых бородатых мудрецов его уже не интерессовал.
- "О, какое блаженство ничего не делать: - лежишь, и кайфуешь грея пупок"- думал Сизиф, и тут огромная ступня со сломанным раздутым пальцем Пифагора, с силой падающей колонны храма Артемиды опустилась ему на разогретый солнцем пупок! Ноги и голова непроизвольно дёрнулись вверх, а задница произвела гром, достойный разгневанному Зевсу! Сократ пробежался по голове, а Диоген, споткнувшись, отдавил головой большое достоинство атлета. После раздавлевания Сизифа философы вбежали в лазурные воды моря!
- Кляннусся трезубцем Нептуна, я скормлю вас мурренам,- взревел Сизиф и бросился следом. Старики барахтались на мелководье, плавать не умели, и по лицам можно подумать,что ждут Сизифа. Он влетел в воду за ними как Геракл в Авгиевые конюшни, споткнувшись о Пифагора который плавал бревном, видимо без сознания, но это не важно: - схватив Сократа и Диогена за бороды Сизиф стал поочерёдно кунать их под воду.
- Я ничем не виноватаяяя, это Диоген отдавил тебе причендал! - визжал Сократ, пока голова Диогена была под водой.
- Клянусь Афродитой это не я тебе голову отдавил, а хитрец Сократ!,- голосил Диоген, когда пришла очередь Сократа бытия под водой.
А в это время, очнувшись от забытья, Пифагор тихонечко плыл к берегу поминутно оглядываясь. Он и заметил чёрный плавник Акулы, которая неспеша плыла по мелководью.
- Берегитесь, бестолковые бараны! - крикнул друзьям Пифагор, выбираясь на берег, но его никто не услышал.
Акула сегодня была злая, как стая свирепых синтюшек! Она плыла по мелководью в поисках добычи, и в желудке у неё с сегодняшнего утра было пусто, если не считать пары негров - ловцов жемчуга, да пьяного пирата упавшего с галиона.
И тут она услышала крики. Подплыв поближе, акула вначале не врубилась, что происходит. Или ей блазница, или пьяный пират ещё не переварился?
В воде стоит по пояс человек, и по очереди показывает ей то одну ужасную рожу с выпученными глазами, то другую, дескать выбирай по вкусу, а чего выбирать то, кожа да кости. Акула решила подплыть с другой стороны, где маячила под водой задница Сизифа.
Пифагор видя всю эту картину, от ужаса спрятался в Диогеновой бочке.
- Аакуу!- возопил Диоген, но Сизиф его снова мокнул.
- Кулааа! - визжал Сократ, и тоже оказался под водой.
Сизиф продолжал кунать философов с улыбкой на лице( клянусь Кентавром - ему это нравилось)!
- "Вот это то что надо! Хороший кусок мяса,- большой!" - подумала ужас морей, - перед её громадным ртом маячила мускулистая задница Сизифа. Акула неспеша раскрыла пошире рот(ну,что бы больше вошло!) и сомкнула ужасные челюсти на жопе Сизифа.
- Ой мама! - воскликнул Сизиф, выпуская бороды философов из рук. Сократ и Диоген что было силы бросились к берегу, а Сократ так спешил, что от ужаса побежал по воде аки по суху! Добежав до бочки, они нырнули в неё, трепеща от страха.
- Врёшь, не возьмёшь! - тысячу скатов Нептуну в серююю! - взревел атлет и, заведя руки назад, вцепился в челюсти акулы, пытаясь разжать стальные клещи! Это ему удалось! Благодаря каждодневным тренировкам с валуном, мускулы Сизифа сделались крепкими, как сучья дуба.
Откинув акулью морду в сторону, Сизиф вытащил её за хвост на берег и, размахнувшись, крепко ударил оземь. Акула "вякнула" и из её пасти выскочила пустая бутылка из под рома, наверное она была в кармане того пирата. Потом он её раскрутил и бросил в воду. Акула в ужасе рванула в море, зарекаясь забыть о лазурных берегах Эллады.
Подойдя к бочке, Сизиф заглянул внутрь. Три старых мудреца сидели обнявшись, и почему то улыбались.
- Ну щас я вам устрою! - крикнул Сизиф, и яростно покатил бочку в гору, не обращая на крики и стоны мудрецов никакого внимания. С бочкой у него получилось лутьше чем с камнем.
Подкатив к месту, где она всегда была, Сизиф преподнял её и с силой хряснул о мостовую! Из бочки выкатился сплетённый клубок тел помятых философов, мыча и охая.
Нога Пифагора, высунутая из за шеи Сократа, показывала сломанным, и опухшим размером с баклажан, пальцем в небо. Сизиф задумчиво помял опухший палец Пифагора. - А, распутывайтесь сами теперь!И побрёл к своему валуну.
Похожая притча
Пошленький стишок студенческой поры на философском факультете:
Жил-был в бочке Диоген,
Он держал в руке свой.
Стишок бил, однако же, в точку: древнегреческий философ-киник Диоген действительно жил в бочке, чем широко известен народу, и действительно, если верить дошедшим до нашего времени легендам о нем, публично мастурбировал. Публичность действий и поступков была его философской аргументацией. Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: "Теперь ты - человек !" Платон был посрамлен.
Но вернемся к мастурбации. По одной легенде Диоген таким способом доказывал, что в свободе от потребностей и властвовании над ними можно идти как угодно далеко, мужчине можно обойтись без женщины. Согласно другой, мастурбируя, он поглаживал живот и говорил : "Вот бы и над голодом получить такую власть".
Увы, голод был сильнее даже Диогена, философу приходилось иногда и попрошайничать. Но и тут он не унижался, а требовал: "Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи !" Греки умели ценить и шутку, и юмор, и дерзость, Диогену подавали.
Может возникнуть ассоциация с бомжами: попрошайничал, жил в бочке, обнажался прилюдно . Такая поверхностная аналогия принципиально неверна. То-то и оно , что Диоген имел "прописку" и его "адрес" был известен всей Греции: "Афины (потом Коринф), агора (торговая, самая людная площадь - прим. В.С.), бочка (большая глиняная бочка, пифос, в которых греки хранили вино)". Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться - его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.
Диоген не был ленивым бродягой, он трудился, только труд его был своеобразен: он был, если так можно выразиться, практическим философом. Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором. Так, все знают, что он мог часами ходить днем по людной площади с зажженным фонарем, отвечая на недоуменный вопрос, зачем он это делает: "Ищу честного человека".
Поразительна по силе влияния и значению философская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяческого "чревоугодия". Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, - ради эпатажа или философского куража, - а всю жизнь вплоть до смерти на 90-м году жизни. И это - подвиг.
Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи , запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда. Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:
- Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!
- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
- В каких же это? — не понял атлет.
Диоген ответил :
- Я состязаюсь в борьбе с пороками.
Великое значение философии Диогена и киников заключается в том, что они учили людей не быть рабами роскоши, комфорта и материальных благ, показывали пример власти свободного духа над прихотями потребностей. Свое тело они делали послушным инструментом непритязательной жизни, освобожденной от благ изнеженной цивилизации. Свободе духа и независимости Диогена завидовали даже могущественные властители. Есть целая серия легенд о встречах с Диогеном Александра Македонского. Вот одна из самых известных .
Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру .
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя ?
- Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: "Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном".
Греки ругались с Диогеном, бранили, он не оставался в долгу, но они также и понимали его величие и любили его. Когда хулиганы однажды разбили его бочку, мудрое городское начальство постановило хулиганов высечь, а Диогену выделить новую бочку. Такова одна из легенд о Диогене.
Похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака (символ кинизма). Другие соотечественники оказали Диогену почет, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано :
"Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдет и никогда не умрет!"
На другом памятнике Диогену, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:
"Время точит и камень, и бронзу.
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!"
Шли века и тысячелетия, а о Диогене человечество помнило. Правда, не всегда понимая его, а часто и вульгаризируя.
Один из печальных примеров такой вульгаризации преподнесли современные психиатры, назвав одну из психических аномалий в человеческом поведении "синдром Диогена". Сама аномалия описана была в 1955 году в исследовании А. Кларка, Г. Мейникара и Дж. Грея. Вот как описан "синдром Диогена" в одном из психиатрических словарей: "Синдром Диогена - термин, означающий клиническое состояние, характерное пренебрежительным отношением одиноко живущих престарелых людей к бытовым вопросам. Чаше всего возникает у активных ранее людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от привычной профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, кое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей; не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменения характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и - главное - негативизм по отношению к людям, предлагающим помощь".
Психиатрам нет дела до эпитафий древних. Ага, ходил в дерюге, жил в бочке, значит больной, назовем-ка такое отклонение «синдромом Диогена».
Но Диоген жил в бочке на самой людной торговой площади (. ), поближе к людям! Он не сторонился людей, был всегда в состоянии публицистического диспута с ними. И был замечательно социально деятелен - искал человека, переоценивал ценности. Сам синдром точен, но приклеенное к нему название, на мой взгляд, абсолютно некорректно и свидетельствует о философско-исторической некомпетентности психиатров.
Фасцинация образа-символа философа-киника Диогена Синопского будет вечна для человечества, ищущего днем с огнем Человека и понимающего, что довольствоваться малым - единственное спасение в гиперпотребительском мире, провоцирующем в человеке физическое и духовное ожирение И он дал великий пример светского аскетизма ( см.: Аскет 21 - го века ) пусть и в его крайней во многом экстремальной форме.
© Copyright: Юрий Устюжанин, 2011.Похожая притча
К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
"В моих руках - сокровища вселенной!
Где я ступил - там золотой меандр.
Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. "
"Уйди! Не загораживай мне Солнце!"
Сказал невозмутимый Диоген.
"Моя Душа, мой Бог - не продаётся.
Во мне - весь мир! Мой мир - благословен!".
Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice
Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.
Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке - Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»
«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».
«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека - животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта - бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели - аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник - вне государства, его отечество - весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: "Проси, чего хочешь", мудрец ответил великому полководцу: "Уйди, не заслоняй мне солнца. ".
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: "Счастье внутри! Его искать не надо. "
Похожая притча
Однажды, когда Диоген сидел в своей бочке и думал о суетности человеческих желаний, к нему пришел, окруженный блестящей свитой, сам Цезарь.
— Молва о твоей мудрости достигла моих ушей, — произнес Цезарь, наслаждаясь отчетливым звуком своего голоса. — Проси чего хочешь.
— Отойди, ты закрываешь мне солнце, — ответил Диоген.
Цезарь отошел в сторону и сказал уже более домашним голосом.
— Диоген, не позорь меня! Мудрец, а живешь в бочке. Пожалуйста, выполни мою просьбу — переберись в бочку более достойную тебя. Так сказать, живи с комфортом.
— Хорошо, — смягчился Диоген, и перебрался в более или менее комфортабельную бочку.
Если в прежней, в глиняной, потрескавшейся по бокам, было довольно тесно, то в новой, из золотистого дуба, хоть устраивай прыжки в длину.
Опять же в крыше появилось симпатичное окошко из цветных стекол.
Стал Диоген в этой бочке жить.
Питаться стал лучше, спать крепче.
Стала к нему одна гречанка приходить. Скинет сандалеты и как запрыгнет к нему в бочку. И смеху-то, смеху…
Долго ли коротко, прошло какое-то время, опять приходит Цезарь к Диогену, говорит, мол, не позорь меня, перебирайся в еще лучшую бочку.
Диоген опять было, хотел про солнце сказать, мол, отойди, закрываешь светило, но окинул прощальным оком свои жалкие хоромы и согласился.
Стал Диоген жить в роскошной бочке.
Не бочка, а бочища.
Хоть тройным прыжком прыгай, хоть Олимпиаду проводи.
Завелись у Диогена и наложницы.
Одна девушка из Кипра, симпатичная киприоточка. Другая, русская девушка, Машенька, из Суздали.
Вино вволю пьют, ржаной хлеб кушают, хорошо им.
Ан опять Цезарь идет.
Новую бочку предлагает.
Рассвирепел тут Диоген.
— Да что ты, в самом деле, — кричит, — издеваешься надо мной?! Все бочку да бочку. Я тебе селедка пряного посола, что ли? Дворец мне давай, сукин сын!
— А ты, Диоген, не так уж мудр, — опечалился Цезарь, и приказал вернуть разжалованного Диогена в изначальную бочку, с потрескавшимися боками.
И что вы думаете? Огорчился Диоген? Не тут-то было!
Диоген в этой бочке утихомирился, вино пить перестал, о женщинах забыл, и закончил свою жизнь истинным философом.
Тихо свернулся калачиком в крохотной посудине, да и испустил дух.
На его похоронах даже Цезарь своей мускулистой рукой скупую слезу смахнул и сказал:
— Мудрецом жил, мудрецом и умер. Настоящий мужик был!
Вот так жил и умер бесстрашный мыслитель Диоген.
Достойный пример для подражания в нынешние-то времена!
© Copyright: Митрофан Глобусов, 2012Свидетельство о публикации №212030200948 Рецензии
Вас бы, Митрофан, загнать в такую бочку!
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.06.2011. Бочка Диогена
- 23.06.2011. Ласточка
- 17.06.2011. Амазонки в заволжских степях
- 15.06.2011. что выбрать счастье или стихи?
- 13.06.2011. что мне сказать тебе?
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также: