Что такое притча 6 класс литература

Обновлено: 14.11.2024

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

  1. Слово учителю.
  2. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  3. Краткий пересказ притчи « Блудный сын».
  4. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.
  5. Беседа по вопросам.
  6. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
  7. Работа с цитатой.
  8. Слово учителя о долге.
  9. Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту , учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

- Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

- Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

- А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

- Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

-Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

- Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек , потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

- Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

( Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына , мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

V. Беседа по вопросам

- Почему отец простил младшего сына?

( Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

- Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

- Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

VII. Работа с цитатой

-А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

-Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? ( Обсуждению чувства долга).

VIII. Слово учителя о долге

- Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

- Дайте определение понятию долг. ( Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

- Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». ( Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

- Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

-Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? ( Ответы детей).

- Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Похожая притча

Притча представляет собой короткий поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение, наставление. Зачастую притчу облекают в аллегорическую литературную форму. В притче нет описания характеров героев, указаний на время и место действия. Главная задача любой притчи – передача наставления.

Похожая притча

Цель : познакомить с известными произведениями средневековой литературы; подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени.

Планируемые результаты :

- научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения средневековой литературы;

-изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

- формулировать свою точку зрения;

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- давать определения понятий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования исторического материала;

- формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование : иллюстрации учебника, мультимедийная презентация, мобильные приложения.

Тип урока: открытия нового знания.

И друг другу улыбнулись!

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

1.МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рыцарская литература . В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами. Рыцарская литература: Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и привлекательность. Рыцарская литература: В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне ( « моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.

Городская литература В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне. Городская литература С городской литературой связаны стихи вагантов ( в переводе с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали по городам в поисках новых преподавателей. вагант

В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста. Если не было письменности, то не было и литературы.

Когда на Руси появляется литература?

Литература появляется на Руси только в XI веке. Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г. ) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор.

Летопись это жанр древнерусской литературы, форма исторических сочинений, в которых события объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). В этом отношении летопись принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, в которых события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров. Летописцами были обычно монахи и княжеские или царские чиновники. Летописание велось при монастырях, при дворах князей, царей и священнослужителей высшего сана — епископов и митрополитов. Летописи делятся исследователями на общерусские и местные. Самые ранние дошедшие до нашего времени относятся к концу 13-14 века. Но летописание велось на Руси и раньше.

ПОУЧЕНИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (МОРАЛЬ)

Пocлaниe – этo или эпиcтoлa - oдин из древнейших пoэтичecкиx жaнpoв, пpeдcтaвляющий coбoй cтиxoтвopнoe пиcьмo, в кoтopoм пoэт, oбpaщaяcь к кoнкpeтнoмy aдpecaтy c пpocьбaми, пoжeлaниями, yвeщeвaниями, выcкaзывaeт cвoи cyждeния пo кaкoмy-либo мopaльнo-филocoфcкoмy вoпpocy. (ФИЛОСОФИЯ - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.)

Похожая притча

Оборудование: учебник «Школьная риторика» под редакцией Ладыженской, компьютер, видеопроектор, видеосюжеты, кейсы.

Образовательная: практика поиска и выработки альтернативных решений, знакомство с притчей как речевым жанром, его особенностями; учим рассказывать притчи, это короткий рассказ; учим выводить мораль из притчи

Развивающая: Развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию; ;

Воспитательная: совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату; развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)

Формирование УУД:

Личностные действия: практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение .

Мотивационный этап

Как обычно, урок риторики мы с вами начнём с дыхательных упражнений.

· Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнём глубоко…. Ещё!(слайд)

· А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу… 5 свечей…. 10 свечей.(слайд)

ИТАК,ТЕМА ЗАНЯТИЯ (слайд)

Просмотр притчи о бабочке. На эту тему у Светланы Копыловой есть песня-притча "Бабочка"(звучит песня).

----О чем сегодня пойдет у нас речь на занятии?( О притче)

-----Какой вывод вы можете сделать после прослушанной притчи?

МОЛОДЦЫ!

Учитель : Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной. В античные времена притча входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи. Этот жанр продолжал существовать и развиваться не только во времена античности и средневековья, но и в XVIII и XIX веках. Так, Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя - педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания.

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным материалом для аргументации и украшения речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.

Притчи можно использовать в самых разных ситуациях общения: в публичном выступлении, в качестве обоснования в споре, в беседе, дискуссии, и , что важно для педагогического общения, в разрешении конфликтных ситуаций.

Что же такое притча?

Коля и Риторик (ст.110)разговор

Основные понятия

Притча - это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам ( или не извлекает), следует (или не следует) наставлениям, не случайно В.И. Даль толкует притчу как « поучение в примере»

Притча про добро и зло(ВИДЕО)

Этап актуализации знаний

Вспомните, кто из русских писателей создавал произведения , содержащие мораль? Знаете ли вы притчи?

Этап открытий новых знаний.

Иногда важные вещи легче рассказать в форме притчи. Все народы мира так и делают.

Чтение притчи «Львица и лиса», «Крестьянин и его дети». Найти мораль.

Какова схема притчи?( повествование-поучение---мораль)

1. Притча о внешнем виде-мораль.(просмотр видеопритч)

2.Притча про ослика.

------Что же делает притча с людьми?---Ответы учащихся. ( Притча заставляет думать, рефлексировать, понимать свои чувства и поступки, разбираться в сложностях человеческих отношений, становиться лучше . Притча учит нравственности .)

Анализ текстов. Групповое задание на закрепление .

Притча о карандаше.(видео)

Технология работы над притчей(слайд)

-внимательно прочесть(прослушать), подумать;

-вывести мораль из притчи;

-смоделировать ситуации применения притчи;

-ввести притчу в высказывание;

6-опровергнуть или аргументировать поучительную мысль

Самостоятельная работа в парах(тройках) на закрепление материала (кейс-технология, метод кейс – стади). Учитель выдает кейс документов (текст притчи) парам. Время обсуждения-1-2 мин.

РИТОРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (слайд)

1.Внимательно прочесть притчу.

2.Сделать логико–семантический разбор ( толкование).

3.Определить и сформулировать нравственную формулу .

Опрос групп.

А в заключение послушаем еще одну притчу-предостережение в исполнении Светланы Копыловой.

Притча о хитреце(аудиозапись Копыловой)

Какой вывод можно сделать? Смоделируйте ситуацию, при которой могла бы употребляться эта притча.

Читайте также: