Буддийская притча о быке
Обновлено: 23.12.2024
Одна бедная семья имела быка. Как-то в лесу напали на него семь волков. Бык, защищаясь, пятился, пятился и дошёл таким образом до сарая, стоявшего неподалёку. Случилось так, что он задними ногами открыл дверь и оказался в сарае. Жадные волки — за ним. Во время борьбы быка против семерых волков кто-то из них толкнул дверь сарая, и та закрылась.
На другой день бедняк, ища своего быка, увидел его следы рядом со следами волков и сильно забеспокоился. Что же делать? Решил найти хотя бы кости быка. Следы привели его к сараю.
Бык услышал хозяина и замычал. Обрадовался бедняк, что жив его единственный бык, открыл дверь и увидел, что бык с красными глазами стоит в углу сарая, выставив вперёд рога. Около него валяются на земле пять волков, а двое сидят в другом углу и зализывают раны. Бедняк добил раненых хищников.
По пути домой бедняк встретился с богачом. Тот надменно спросил:
— Откуда идёшь со своим единственным быком? Где ты нашёл столько волчьих шкур? Ты должен продать их мне на доху!
Бедняк переступил с ноги на ногу и ответил:
— Мой бык забодал в лесу семерых волков. Если бы вы отпустили своих быков в лес, разве не найдутся для ваших дох даровые волчьи шкуры?
Богач впопыхах прибежал домой, приказал работникам погнать быков в лес, надев на их рога острые стальные наконечники. Богач думал: «Мои быки добудут мне волчьи шкуры. Стану ещё богаче».
Его быки действительно встретились в лесу со стаей волков. Но жадный богач перестарался. Когда быки с рёвом кидались на волков, те отскакивали за сосны. Пытаясь забодать хищников, быки всаживали в деревья свои рога с острыми стальными наконечниками. В это время волки бросались на них и валили их одного за другим.
Через три дня богач направился по бычьим следам в лес. Он взял с собою работников, чтобы содрали они с волков шкуры. Приехав в лес, они нашли лишь бычьи головы, воткнутые рогами в сосны, и ноги, валяющиеся на земле.
Вам так же могут понравиться эти притчи:
Кровавое исцеление
Однажды маленький ребёнок заболел какой-то неизвестной болезнью. Его тело с головы до ног было покрыто коростой, у него поднялась температура. Никакие врачи не могли помочь мальчику, и когда надежда б…
Отпевание глухонемого
Однажды лама Даши Нима совершал обряд отпевания умершего человека, как вдруг остановился на полуслове и обратился к его родственникам: …
Дерево самоубийц
Один жодче-лама занимался тем, что срубал по самый корень деревья, на которых кто-либо повесился. …
Похожая притча
Чужой компьютер
Буддизм в Омске
вернуться к странице
Буддизм в Омске запись закреплена
Тибетская Астрология, Геомантия и Медицина
Учитель заставлял одного из монахов день за днем думать только о быке. Спустя некоторое время учитель подошел к келье монаха и сказал: «Выходи, я хочу поговорить с тобой». «Я не могу выйти, — ответил монах, — мои рога не пролезут в двери».
Очнувшись от этого гипнотического состояния, он ясно увидел механизм всех остальных заблуждений человека и достиг просветления.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 16.06.2006. Буддийская притча
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Похожая притча
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.
Похожая притча
Притча является чаньским (дзенским) переосмыслением схематической иллюстрации медитации шаматха, поэтапного развития практики «умиротворённого пребывания», которое часто изображается на монастырских стенах (фреска с монахом, слоном и обезьяной), и обычно иллюстрируется сериями из 5-6 или 9-10 карт: к ранней серии XII века из пяти карт Цин-цзюя Цзу-дэ (яп. Сэйкё Дзитоку) позже была добавлена шестая карта, а затем появилась серия из 10 карт (однако 10-ю карту часто не включают). Известны модификации этих карт для Запада (одну из них сделал, например, Сибаяма Дзэнкэй).
1. Пастух потерял своего быка:
Я не вижу быка,
Вижу лишь деревья и траву
И слышу бессмысленную песню цикад.
2. Пастух ищет и находит следы быка:
Лес глубок,
Как и моё желание.
Как я рад, взгляни!
Я вижу её след.
3. Пастух видит хвост быка и бросается за ним:
Его громкое и отчаянное мычание
Привело меня сюда;
Издали он кажется
Тёмной тенью.
4. Пастух усмиряет быка:
Увы! Как тяжело
Удержать пойманного быка.
Он бегает, скачет,
Кусает повод.
5. Пастух ведет прирученного быка:
Я рад, что этот непокорный бык
Теперь покорен и спокоен.
Он идёт за мной,
Как тень.
6. Человек седлает быка. Пастух обретает полную уверенность и радость – он усаживается на спину вполне довольного быка и, играя на флейте, возвращается домой. Теперь двое становятся одним, пастух начинает забывать о быке – он занят другим:
Медленно облака возвращаются
На свои горы,
Спокойно плывя
По небу.
7. Пастуху больше не нужен бык и он забывает о нем:
Бык уходит днём пастись,
А ночью возвращается.
Я не тревожусь о нём.
Всё так, как должно быть.
8. И пастух, и бык исчезают в пустоте:
Нет ни пастуха, ни быка
Внутри ограды;
Ни луны истины, ни облаков
Сомнения в людях.
9. Все вокруг остается таким, каково оно было и есть. До изучения дзен горы и реки – всего лишь горы и реки. Во время изучения дзен они перестают быть реками и горами. После достижения просветления они снова становятся горами и реками.
Ученик спрашивает у Мастера: «Чем же, в таком случае, отличается состояние обычного человека от состояния просветленного?». На что Мастер отвечает: «Ничем. Просто просветленный находится в шести дюймах над землей»:
Никто не красил холмы,
Но они зелены;
Так цветы улыбаются, а ручьи смеются
По собственному желанию.
10. Опьянение миром («Возвращение в город опьянённым»). Бхагван Шри Раджниш (Ошо) о 10-й карте: «как только вы находите свою собственную природу, вы открываете вечный нектар бытия; вы будете опьяненным двадцать четыре часа в сутки»:
Тело чахнет о
От заботы о теле;
Отпусти заботы и мысли,
Дитя моё.
Впрочем, Роберт Бир пишет о 10-й карте: «появление на рыночной площади, чтобы учить и преображать».
МА-ЦЗЫ И ШИ КУН: КАК ПРИСМАТРИВАТЬ ЗА БЫКОМ
Однажды Ма-цзы спросил ученика Ши Куна о том, что он делает.
– Присматриваю за быком, – ответил ученик.
– И как ты присматриваешь за ним? – спросил Ма-цзы.
– Как только он уходит в траву, я тяну его за ноздри обратно.
Ответ вызвал большое одобрение учителя, который заметил:
– Ты определенно знаешь, как правильно присматривать за быком.
Читайте также: