Бережливость и скупость алтынсарин притча
Обновлено: 22.12.2024
Принцип искусства воспитания гласит:
дети должны воспитываться не для настоящего,
а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!
От правильного воспитания детей зависит
благосостояние всего народа.
Джон Локк
Сегодня в педагогике много говорят об инноватике, новой области научного знания, интенсивно развивающейся в мире, открывающей новые возможности для осмысления историко-педагогического опыта. Но новое не прорастает из «ничего». Есть некие непреходящие ценности, идеи, передаваемые как эстафета из поколения в поколение. Могут поменяться формы и методы претворения этих идей в жизнь, но остается непреложной истиной:
-Борьба за педагогику, возвышающую человеческое достоинство;
-Борьба за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике;
-Непрерывная борьба за человека и его возможности;
-Борьба за утверждение и развитие сущности, присутствующей в каждом ребенке.
Именно эти проблемы составляют суть педагогического наследия И.Алтынсарина, но это и те проблемы, которые решает современная педагогика. В своем выступлении от 30 января 2008 года Президент РК Н.А.Назарбаев на встрече со стипендиатами программы «Болашак» высказал следующее:
«В качестве третьего момента реализации проекта «Интеллектуальная нация - 2020» можно отметить духовное воспитание молодежи.
Нужно учитывать нивелирующее воздействие процесса глобализации, которому мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей и нравственности нашего молодого поколения.
Знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений.
Наше молодое поколение должно однозначно усвоить старую как мир истину – настоящего успеха в жизни добивается только тот, кто приносит пользу людям и своей стране.
История и культура Казахстана – это живительные источники, из которых наша молодежь может черпать мощную энергию созидания» [5,с.4].
Нравственность – одна из самых сложных и интересных проблем. Казахский народ в условиях господства нуждался в решении данной проблемы.
Мы воспитываем подрастающее поколение по следующим основным направлениям воспитания:
• Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими; формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения;
• Патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь;
• Гражданское – воспитание правовой и политической культуры, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, воспитание уважения к культурному и историческому наследию Казахстана.
Ярким примером этому служит педагогический подвиг И. Алтынсарина, разработавшего основы семейного и школьного воспитания. Без ухаживания, говорил он, и деревья растут кривыми, а дети, подобно молодому деревцу, требуют себе повседневной заботы. Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие нравственные качества. Выдвинутая И. Алтынсариным мысль о роли труда в жизни человека нашла полную реализацию лишь в наши дни.
И. Алтынсарин, как и Ч. Валиханов, связывал прогрессивное развитие казахского народа с внедрением просвещения, посредством которого он стремился пробудить национальное сознание. Он был убеждён, что просвещение - это консолидирующая сила народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Переписка И. Алтынсарина с русскими интеллигентами как живой свидетель эпохи воссоздаёт историческую, социально-экономическую картину прошлого казахского народа и соответствующую унизительную политику царского самодержавия по отношению к «инородцам». Такое умышленное пренеб-режение было оскорбительным для И. Алтынсарина как гражданина, и, возможно, поэтому он всячески пытался раскрыть истинную, гуманную сущность народа. Заслуга И. Алтынсарина состоит в том, что он защищал интересы своих соотечественников, бил тревогу по поводу их физического истребления и морального унижения, призывал образумиться высокопоставленных чиновников: «. если будут вести дело так неумело, то предрекаю, что киргизы - этот мно-гообещающий, хороший народ - быстро пойдёт к погибели, так что после ничем уже не поправишь. Читая и слыша такие дикие проекты, просто руки опускаются» [3, с.60]. В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.
Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.
В стихотворении «Строит дивные дворцы. » поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Как педагог-просветитель И. Алтынсарин огромное внимание уделял значимости и роли школы, а также социальной и нравственной миссии учителя в реализации целей учебного и воспитательного процессов. Он считал, что «. школы - это главные пружины образования киргизов. на них, и в особенности на них, и надежда; в них же и будущность киргизского народа» [4, с. 32]. Просветитель большое значение придавал нравственному воспитанию учащихся, межличностным отношениям. бедноты.
И. Алтынсарин – выдающийся педагог-просветитель казахского народа, родоначальник системы начального профессионального образования в Казахстане, по инициативе которого открывались не только первые школы, но и двухклассные училища и ремесленные отделения при них.
Многое И. Алтынсарин внедрил в систему профессионального обучения, методику обучения, которые используются в ряде профессий и сегодня. Это предметно-вещевая, операционная и операционно-комплексная системы обучений[1,с.12].
Влияние Ибрая Алтынсарина на современный Казахстан происходит сегодня через культуру и художественное слово, через налаживание межкультурного диалога в разнообразных его форматах. Особую актуальность теме настоящего исследования придаёт также и то обстоятельство, что современный Казахстан активно реализует государственную программу «Культурное наследие». В ней одно из достойных мест предоставлено и творчеству Ибрая Алтынсарина.
Новаторские социально-просветительские и гуманистические идеи И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, убеждённых в том, что именно просвещение станет консолидирующей силой народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Только устремлённый в будущее просвещённый разум может быть гарантией свободы и счастья отдельного человека и народа в целом.
Этическая проблематика занимает значительное место в произведениях И.Алтынсарина. в них красной нитью проходит мысль о судьбе человека, о его идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности. Уже современники отмечали, что в произведениях И.Алтынсарина они видят «сильного проводника чистых истин нравственности общечеловеческой, конечно, и через это заслуга его превышает всякую похвалу». К важнейшим средствам нравственного воспитания И.Алтынсарин относил литературу. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью, отражать ее хорошие и плохие стороны, пробуждать сознание людей и указывать пути и формы нравственного самосовершенствования. Это замечательное требование к литературе полностью соблюдено в «Киргизской хрестоматии» самого автора. Его «Хрестоматия» сыграла роль путеводителя «к более научным и серьезным руководствам, дающим действительные познания и полезные сведения».
Высоко ценя устное народное творчество, И.Алтынсарин использовал положительные казахские обычаи, пословицы и поговорки, содержащие в себе многовековую мудрость, в деле воспитания подрастающего поколения.
И.Алтынсарин не мог не задумываться о смысле своей жизни и жизни своего народа. Определяя смысл своей жизни, он ищет «познания», ставит цель сделать «добро своим соотечественникам», посвящает всю свою жизнь делу просвещения народа, стремится «подействовать еще на их нравственность».
Свое отношение к человеку, к его судьбе И.Алтынсарин выражает в стихотворной форме – в виде наставлений, советов и т.п., в которых глубоко раскрывается смысл человеческого существования. В одном из них он утверждает:
Дурной человек не может
Хороший совет принять.
Дурной человек лишь может
Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он.
Короткая жизнь бесполезна
Пройдет у него, как сон.
Таким образом, жизнь коротка, поэтому, по Алтынсарину, надо стремиться, пока не поздно, наполнить ее добрыми делами. Даже в тяжелых условиях испытания и бедности не следует унывать, заниматься грязными делами. Он советует бедняку:
Если беден, не дружи ты с воровством,
Правду честную впусти в свой ветхий дом,
Пусть за это смерть враги тебе сулят –
Хлеб насущный добывай себе трудом.
Тема труда занимает центральное место в произведениях И. Алтынсарина. Истинный смысл человеческого счастья Алтынсарин видит в честном труде: «Счастлив тот, кто может сказать себе, что я живу своим личным трудом». Об этом свидетельствуют также включенные в «Киргизскую хрестоматию» казахские пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: «Без труда нет наслаждения» («Бейнетсіз рахат жоқ»), «Ленивый без дела лежит, а счастье от него бежит» («Жалқау текке жатар оның ырысы қашар»), «Ленивость джигита есть несчастье для него» (Жігіттік ерінгені көрімнің көрінгені») и т.д. Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей - утверждает Ибрай Алтынсарин. «Воспитание трудолюбия у детей - главное средство борьбы против тунеядства и лени»[2,с.68]. В самом деле, глубокое понимание роли труда в жизни человека, усмотрение в нем исцелителя человеческой души от пороков, лени, безделья, мнение о труде как естественной потребности человека – характерная черта рассказов И. Алтынсарина. «Призыв к труду и трудолюбию, - пишет профессор Т.Тажибаев, основа всего содержания «Хрестоматии». Автор на каждом шагу внушает детям, что «нет ни одной живой души», которая не трудилась бы; нужно привыкать к труду, ибо пропитание твое – в твоем труде, а трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее». В труде необходима «настойчивость и сила и воли» [3,с.100] и т.д.
По глубокому убеждению И. Алтынсарина, радость жизни в труде, и только благодаря труду человек достигает своей желанной цели. Призывая людей избегать тунеядства, паразитизма и безделья, И. Алтынсарин в своих рассказах «Как можно разбогатеть» и «Кипчак Сейткул» показывает, что безделье унижает человеческое достоинство. В рассказе «Чистый родник», в котором один из путников цель жизни человека видит в труде и дает совет: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай… не предавайся лени, если будешь поступать так, то в конце концов будешь великим и достигнешь цели».
Пристальное внимание И. Алтынсарина занимала и проблема счастья, выяснение его смысла. В рассказах «Умеренность», «Счастливый человек» он считает счастливым того, у кого «на душе… тихо и спокойно», нет «огорчений», недовольства своим состоянием». Счастье человека не исчерпывается личным благополучием. Оно охватывает почти все сферы жизни человека, особенно его отношение к окружающим людям. Не может быть счастливым тот, кто думает только о себе, заботится о своем личном благе, «в ущерб великому общественному делу» [4,с.84]. . Таким образом, забота о человеке, о его нуждах, забота о Родине и ее процветании – существенная черта нравственных рассуждений И. Алтынсарина. По мнению И. Алтынсарина, ссоры, вражда, зависть, богатство и т.п. – вот корень зла, от которого следует избавиться. Народ уважает щедрых. И.Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из ценных нравственных качеств человека. В рассказе «Бережливость и скупость» к щедрости И. Алтынсарин относит старинный обычай казахов «жлу», сущность которого заключается в том, что люди искренне и безвозвратно оказывают помощь своим пострадавшим соплеменникам.
Забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей Родины, содействие ее экономическому и культурному развитию – вот те основные задачи гражданина-патриота, выполнение которых, по убеждению И.Алтынсарина – смысл его жизни. Патриоту не суждена спокойная и беззаботная жизнь, его душа не успокоится до тех пор, пока он не внесет определенную «лепту» в общую пользу Родины, пока не увидит плодов своей деятельности. Приобщить свой народ к общечеловеческой культуре, видеть свою родину могучей, культурной – мечта казахского мыслителя.
В деле обучения и воспитания И. Алтынсарин руководствовался идеями великих русских педагогов. И. Алтынсарин стремился прививать учащимся «привычки» разумной жизни, добрых дел и поступков. В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарин содержание нравственного воспитания? Это - патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.
Гражданское воспитание, формирование гражданственности – одно из условий развития личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная культура, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Для успешного решения вопросов, связанных с воспитанием у молодежи гражданственности, необходим комплексный подход в работе.
Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
В настоящее время в молодежной среде превалирует множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как вернуть ситуацию в нормальное русло - мы думаем, некоторые ответы можно найти и в публицистике Алтынсарина.
Этика Алтынсарина – это этика народа, и носит она практический характер. Наследие Алтынсарина полезно для современности с определенными коррективами на время. Его этические рассуждения не вскрывают коренных основ нравственности, им свойственна ограниченность. Однако, как исторический материал, необходимый для формирования нового человека, этические воззрения И. Алтынсарина бесспорно обогатят наши представления о нравственности. Таким образом, по Ибраю Алтынсарину, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком» [6,с.47]. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Ибраем Алтынсариным, Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны - возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.
Одна из главных задач сегодня - воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа - поколения, которому можно доверить будущее страны.
С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений.
- Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, - сказал Президент. Также наш долг - учить молодое поколение ответственному отношению к истории своей страны, нашей государственности, ответственности за настоящее и будущее Казахстана. Только так мы взрастим патриотов.
Используемая литература:
1. А. Фролов. Ибрай Алтынсарин и вопросы профессионального образования. Профессионал Казахстана, №2, 2001.
2. И. Алтынсарин. Киргизская хрестоматия. Оренбург, 1906.
3. Г. Тажибаев. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине XIX века. Алма-Ата, 1965
4. И. Алтынсарин. Избранные произведения. Алма-Ата, 1957
5. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на встрече со стипендиатами программы «Болашак». Астана, 30 января 2008 года
6. А. Уразбеков. Этические воззрения Ибрая Алтынсарина. Алма-Ата, 1974
7. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. - Алматы: Атамұра, 2003. - 312 с.
Похожая притча
Цель: продолжить знакомство с творчеством И. Алтынсарина.
1. Познакомить со сказкой «»Умный мальчик», учить давать оценку поступкам героев.
2. Развивать мышление через чтение и письмо, навыки чтения: беглость, осознанность, правильность; письменную и устную речь, внимание;
3. воспитывать положительное отношение к художественной литературе, доброе отношение к окружающему миру.
1. Организация класса.
2. Побуждение.
- Скажите, о чём вам говорит фамилия И.Алтынсарина?
-А какие его рассказы и сказки вы читали?
- Чему нас учат сказки?
Сегодня мы прочитаем ещё одну его сказку. Посмотрите на слова:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово добро? зло?
- Как вы думаете, всегда ли хорошо делать добрые дела?
А хотите узнать, как Алтынсарин решает эту проблему?
3. Реализация. (метод направленного чтения).
а) Чтение 1 части
- Какое доброе дело решил совершить путник?
- Кто был в сундуке, который нашёл путник?
- Как повела себя змея?
- Какой спор зашёл между человеком и змеёй?
- Решили ли спор? А как вышли из положения?
- Попытайтесь предсказать, что случилось, о чём расскажет автор дальше?
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?
б) чтение 2 части.
- оправдались ли ваши предположения?
- кто оказался прав змея или человек?
- докажите это текстом.
- как думаете, почему человек «потерял всякую надежду?»
- попытайтесь предсказать, что случилось дальше?
- как озаглавим 2 часть?
в) чтение 3 части
- кого повстречал человек?
- удалось ли мальчику решить спор?
- что он сделал? Почему?
- Как озаглавить?
г) попробуйте написать для этой сказки свой мудрый и краткий конец, а потом мы сравним ваши заключения с авторским.
(чтение концовок детьми)
д) чтение 4 части
- Над чем же заставляет нас задуматься сказка?
- Как можно озаглавить сказку И. Алтынсарина.
- А как вы думаете, всегда ли на добро отвечают злом?
5. Домашнее задание.
Написать эссе «Всегда ли на добро отвечают злом?» (случай из жизни).
Cказка И. Алтынсарина «Умный мальчик»
1.
Несколько уважаемых людей, желая оказать помощь одной осиротевшей семье, собирали пожертвования, для чего посещали то тот, то другой дом, и зашли к одному богатому человеку. Они услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника за то, что тот забыл прибрать небольшой обрывок веревки.
Богач говорил ему:
-------------------------------------------------------------------------------
2.
- Ты не знаешь, это хотя и маленькая верёвка, но она вещь, купленная за деньги, а заработать добро нелегко.
Путники, видевшие и слышавшие всё это, начали совещаться между собой, как им поступить. Человек, который так сердится за то, что был забыт и оставлен на дороге какой-то обрывок веревки, едва ли пожертвует что – нибудь и не лучше ли им, чем тратить слова понапрасну, вернуться назад той же дорогой. На это один возразил:
- Что мы теряем? Раз пришли, расскажем ему о нашем деле.
Решив так, они пошли к богачу, отдали салем.
--------------------------------------------------------------------------------
3.
Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре – пять мешков хлеба.
Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:
--------------------------------------------------------------------------------
4.
- От того, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она не была мала, ценил её и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.
Тема: «Бережливость и скупость» И.Алтынсарин
Цели: познакомить с творчеством И. Алтынсарина, развивать мышление через чтение и письмо, навыки чтения: беглость, осознанность, правильность; письменную и устную речь, внимание; воспитывать положительное отношение к художественной литературе, доброе отношение к окружающему миру.
1. Организация класса.
2. Побуждение.
- Сегодня на уроке мы будем читать сказку казахского писателя И.Алтынсарина.
Слово об авторе
Перед тем, как начать чтение сказки, посмотрите на слова:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
- Как вы думаете, чем отличаются эти слова?
Это нам предстоит сегодня выяснить при чтении сказки.
3. Реализация. (метод направленного чтения).
а) Чтение 1 части
- Какую помощь оказывали люди осиротевшей семье?
- За что богач ругал своего работника??
- Попытайтесь предсказать, что говорил ему богач?
- Как озаглавим первую часть?
б) чтение 2 части.
- оправдались ли ваши предположения?
- Что сказал богач работнику?
- О чём совещались путники?
- Попытайтесь предсказать, что случилось дальше? Как встретил их богач?
- Как озаглавим 2 часть?
в) чтение 3 части
- Как бай помог осиротевшей семье?
- Как отреагировали путники на поступок бая?
- Как озаглавить?
г) попробуйте написать для этой сказки свой мудрый и краткий конец от имени бая, а потом мы сравним ваши заключения с авторским.
(чтение концовок детьми)
д) чтение 4 части
- Над чем же заставляет нас задуматься рассказ?
- Как можно озаглавить рассказ И. Алтынсарина?.
- А как вы думаете, прав ли бай, сказав, что бережливость не есть скупость?
5. Домашнее задание.
Написать эссе.
Притча «Бережливость и скупость» И.Алтынсарин
1. Шёл однажды по степи человек. Вдруг он споткнулся о большой камень и упал. Он решил убрать камень с дороги, поднял его и обнаружил под ним сундук. Удивился человек, а там – змея. Она тут же обвилась вокруг руки своего спасителя и хотела его укусить.
Тогда человек воскликнул:
- Я тебя вытащил на свет из темноты, освободил от плена. Разве на добро отвечают злом?
- Конечно, так и надо делать, - ответила змея.
Но человек не мог согласиться с такой несправедливостью и предложил: «Пусть наш спор разрешит тот, кого мы встретим». Змея согласилась.
------------------------------------------------------------------------------
2. Шли они, шли и увидели верблюда. Человек обратился к нему: «Я освободил змею из плена, а она хочет укусить меня. Разве на добро отвечают злом?» «На добро всегда отвечают злом, - ответил верблюд. – Я всю жизнь помогаю людям и перевожу тяжёлые грузы. Но когда я устаю и хочу немного отдохнуть, они меня бьют. Разве это справедливо?»
Змея тут же с радостью обвилась вокруг шеи человека. Но человек взмолился: «Подожди, надо спросить ещё кого - нибудь». Змея долго не соглашалась, но человек уговорил её.
Пошли они дальше и увидели в степи фруктовое дерево. На вопрос человека оно ответило так же, как верблюд: «На добро отвечают злом. я дарю людям свои плоды. Но вместо благодарности они ломают ветки, а то, что не могут съесть, бросают на землю».
Змея крепче сжала шею своего спасителя, но человек опять уговорил её подождать. И тут они увидели собаку. Человек очень обрадовался, он думал. Что она выручит его из беды. Но собака сказала: «Да, на добро отвечают злом. я днём и ночью охраняла юрту и скот хозяина, а когда состарилась, он выгнал меня».
Что делать бедному человеку? Он уже потерял всякую надежду.
------------------------------------------------------------------------------
3. И вдруг увидел, что по дороге идет группа ребят. Один из мальчиков поздоровался. Тогда человек обратился к нему с просьбой разрешить спор. Внимательно выслушав всю историю, ребёнок воскликнул: «Я не верю! Разве может такая большая змея поместиться в этом маленьком сундучке? Пусть она покажет, как лежала здесь до встречи с вами».
Но как только змея заползла в сундук, мальчик тут же захлопнул крышку, щёлкнул замком и сказал человеку: «Отнесите этот сундук туда, где он лежал»
Похожая притча
Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 4 классе по теме: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»»
Урок литературы в 4 классе
Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев.
1. Психологический настрой.
Слово учителя (чтение стихотворения с целью психологического настроя учащихся на успех в работе):
Всем работать нам не лень!
Мы приветствуем гостей!
Наш урок, начнись скорей!
Подготовка учащихся к работе на уроке
- Наш урок будет проходить под девизом: (Плакат на доске) Yлкен болсан, акыл айт. Как старший, дай совет нам мудрый.
2. Актуализация опорных знаний и умений
Проверка д/з.
а) Идеальный опрос – Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? Кто не готов?
б) Взаимоопрос. Выставление оценок.
3. Усвоение нового материала (новых знаний)
а) Определение темы урока. .Целеполагание
Постановка целей -(Алтынсарин, притча, педагог, щедрый, человек).
Сформулируйте тему урока. Ы. Алтынсарин «Щедрый человек» Притча.
- Записать число и тему урока.
Сегодня у нас необычный урок, урок-знакомство с творчеством знаменитого казахского поэта. На материале его притчи «Щедрый человек» мы постараемся понять, как глубоко этот человек любил свой народ, откуда в этом человеке ростки такой высокой нравственности, чести, достоинства и добра, щедрости, которые он сумел вложить в свои произведения.
б) Изучение автобиографии писателя.
Знакомство с биографией и портретом автора.(подготовленный уч. задание на опережение)
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области) в зажиточной семье. Рано лишившись отца, воспитывался у деда - Балкожа бия. В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу.
2 ученик:
Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. Он открывал школы для детей, писал учебники. В числе его заслуг - открытие первой народной школы (1864). Он собрал, обработал и издал казахские сказки, написал прекрасные стихотворения, басни, рассказы, создал алфавит и письменность, которыми пользуются и сейчас, первые учебники казахского языка и русского языка для казахских школ. Ыбрай Алтынсарин - автор самых первых книги для детей: «Невежество», «Отчего бывает плохо», «Сын бая и сын бедняка».
Ыбрай Алтынсарин мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину, приносили её пользу. Он считал, что главным богатством является земля и люди, живущие на ней. Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым учителем, писателем, но и прекрасным, щедрым человеком.
г) «Фантастическая добавка». - А ещё он хотел порадовать вас и, будучи щедрым, оставил в наследство по 1000 тенге. Что сделаете с этими деньгами? Напишите.
5. Словарная работа.
- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте.
Ветхая, кров, лишения, возомнить, чуждаться
Объясните их значения. Толкование этих слов вы можете найти в словаре учебника на стр.44
(Работа учащихся со словарём.- Объяснение учащимися толкования слов. )
Ветхий –дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров – укрытие, жилище, приют.
Лишения – нищета, недостаток.
Возомнить – составить высокое мнение о себе.
Чуждаться – избегать, сторониться людей
- Как вы понимаете слово щедрость?
Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.
- Сейчас мы прочитаем одно из произведений Ы.Алтынсарина. Вы должны внимательно слушать для того, чтобы определить главную мысль этого произведения.
6. Чтение учителем притчи. (2 абзаца)
- Понравилось ли вам произведение?
- Как называется жанр, цель которого поучения?
Это произведение является притчей, так как главная его цель -поучение).
- Как зовут главного героя притчи?
- Какой это был человек?
- Что спросили у Атымбая?
- Почему он так работал?
- Каким человеком был Атымай?
- Почему он всё время работал?
- Как объяснил он причину людям?
Ответы уч-ся словами из текста.
- Определили главную мысль притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)
- Есть ли щедрые люди в наши дни?
- Кого считают самыми щедрыми и гостеприимными?
- В какой стране ми живем?
7. Физминутка: В Казахстане мы живём.
8. Чтение учащимися цепочкой. (Обратить внимание на беглость, осознанность, выразительность чтения)
9. Закрепление пройденого материала
Деление на группы.
В нашей библиотеке имеется небольшая коллекция произведений Ы.Алтынсарина (представлена выставка) с которой вы можете познакомиться.
- Вспомните, с какими произведениями Ы.Алтынсарина мы уже знакомились.
Возьмите по 1 карточке и соберите название произведения, прочтите. (Учащиеся собирают из отдельных слов название притчи ) 1. Спор животных.
2. Живой родник
Составление кластера.
Определение основных черт характера Атымбая Щедрого
“Щедрый человек”.
добрый заботливый чуткий внимательный
отзывчивый неравнодушный
бескорыстный
Повторение правила составления синквейна.
Ключевое слово – Человек.
- Выявление положительных и отрицательных составляющих понятия «Щедрость»
1 группа – выявить ценности понятия «Щедрость»
2 группа – Выявит отрицательные стороны этого понятия.
- Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.
- Все вы, по-своему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:
«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.
А теперь давайте подведём итог нашей работы на уроке.
Мы заговорили о пословицах. Я хочу предложить вам ещё 3 казахские пословицы:
1) Щедр на словах, да скуп на делах.
2) Вся щедрость бая – на языке.
3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.
Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.
В каждом из вас есть частичка добра, которой вы делитесь с другими людьми. Я верю, что вы станете щедрыми людьми. Идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы. Алтынсарин.
После чтения притч Ы. Алтынсарина, у вас возникли различные мысли.
Итог урока. Домашнее задание по выбору:
- Написать эссе (сочинение) о щедрости человека.
- Внимательно прочитать притчу и пересказать близко к тексту.
- Найти пословицы о доброте и щедрости.
Подготовить тонкие и толстые вопросы по произведению.
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют плохое настроение, печаль, тревогу.
- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
На столе, на тарелке у вас конфеты, они разные. Напишите в листах оценивания, как поработал ваш напарник сегодня на уроке, оцените его щедро шоколадом: Золотой конфетой – отлично работал, серебряной – хорошо, синей – нужно лучше работать. (Оценивают друг друга)
-Молодцы, вы отлично поработали на уроке. Я проверю ваши оценочные листы и выставлю вам соответствующую оценку. А теперь угостите наших гостей шоколадом. (Угощают гостей).
Звучит музыкальный номер в исполнении группы детей “Дорогою добра”.
Оценочный лист
Ф.И.__________________________________________________________________
Похожая притча
Тема: Ы. Алтынсарин «Щедрый человек». Притча. Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев. - Наш урок будет проходить под девизом: (Плакат на доске) Yлкен болсан, акыл айт. Как старший, дай совет нам мудрый. 1. Определение темы урока. Постановка целей -Найдите спрятавшиеся слова. (Алтынсарин, притча, педагог, щедрый, человек, инспектор). Сформулируйте тему урока. Ы. Алтынсарин «Щедрый человек» Притчи. -Цель урока: познакомиться с притчами, учиться быть хорошими людьми, показать свои умения и навыки чтения гостям. 2. Проверка д/з. а) Идеальный опрос – Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? Кто не готов? б) Взаимоопрос. Выставление оценок. в) Рассказ учителя об Ы. Алтынсарине. Ы. Алтынсарин – великий просветитель казахского народа. Он очень много сделал для развития народного образования в Казахстане. Являлся основоположником казахской письменной литературы и литературного языка. После окончания семилетней школы в Оренбурге работал переводчиком, затем учителем, а позднее инспектором. О чём он мечтал? (Чтобы дети выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они любили свою родину и приносили ей пользу, были дружными.) г) «Фантастическая добавка». - А ещё он хотел порадовать вас и, будучи щедрым, оставил в наследство по 1000 тенге. Что сделаете с этими деньгами? Напишите. 3. Словарная работа. - Как понимаете выражение «щедрый человек»? Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой. Найти объяснение значений слов в словаре учебника. Ветхий- Возомнить- Кров- Лишения- Чуждаться- 4. Чтение учителем притчи.
- Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым) 8. Знакомство со статьями газеты. - Есть ли щедрые люди в наши дни? 9. Найти применение старой газете. – Как можно использовать старую газету? 10. Динамическая пауза с газетой: читать, подзорная труба, кулёк, веер, хлопушка, мячик (одной рукой смять)…, сдать в макулатуру - Какая черта есть у людей, умеющих найти применение старым вещам? (бережливость) 11. Чтение притчи «Бережливость не есть скупость» «Х» с.165. «цепочкой» - Понравился ли рассказ? -Чему он учит? -Чему удивились путники? Почему? -Как понимаете слова «бережливость не есть скупость»? -Объясните разницу значений слов «бережливый», «скупой» Бережливый – бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный. Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов. 12. Задание «театральной» группе: инсценирование притчи «Паук, муравей и ласточка». - Какова основная мысль произведения? (Земля щедро платит тому, кто труд на игру не меняет.) Инсценирование притчи «Паук, муравей и ласточка». -Какое предложение из текста может стать его названием? (Нужно привыкать к труду.) - Подходит ли к рассказу казахская пословица «Кто трудится, тот и сыт»? -Какие пословицы о труде знаете? -Какая из пословиц подходит к рассказу «Щедрый человек»? 14. Работа с пословицами. Поставь правильно строчки: Если ты богат – стремись, Чтоб душа не очерствела. Если беден – не ленись, Не сиди без дела. Доскажи слово: Только делами благими Рождается доброе…(имя) Щедрый не напоминает о том, что дал, Джигит не отступает от того, что …(сказал) Нам не приносит счастье никогда Богатство, что досталось…(без труда) Проявление щедрости можно увидеть в обычаях казахского народа. Совсем недавно по земле Казахстана прошёл главный мусульманский праздник Курбан Айт, укрепляя в сердцах людей стремление к милосердию и взаимопомощи. И в дни Наурыза считалось обязательным помочь слабому, больному, бедному. Расшифруй: ДzобsRрGоw qс4оDвFеfршiLиwтqь н>иvкfоSгsдLаV RнJе пSzоDзGдgнjо. (Добро совершить никогда не поздно) Кто хочет изменить своё желание потратить миллион? Напишите. 15. Подведение итогов. –Чему научились на уроке? - Можно ли назвать щедрым Алтынсарина? (Плакат с девизом урока) Роль «подводящий итог». Выставление оценок. 16. Идеальное домашнее задание. -Выполните работу по собственному выбору. Можно найти и прочитать, пересказать, проинсценировать притчу Алтынсарина, подобрать пословицы, написать статью о щедрых людях… 17. Подарим пожелания гостям Свет, свет, свет везде Свет в тебе и свет во мне. Мир, мир, мир везде Мир в тебе и мир во мне. Добро, добро, добро везде Добро в тебе и добро во мне. Радость, радость, радость везде Радость, в тебе и радость во мне. Счастье, счастье, счастье везде Счастье в тебе и счастье во мне. (Звучит песня «Дорогою добра»)
Читайте также: