Анализ притчи ы алтынсарина чистый родник
Обновлено: 14.11.2024
1 Продолжить знакомство с творчеством Ыбрая Алтынсарина и его произведением "Чистый родник".
2 Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы, развивать связанную речь учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброта, любвь, труд , милосердие. Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня мы продожим тему: творчество Ыбрая Алтынсарина и познакомимся с еще одним его произведением. А что это за произведеине узнаете позже. На этом уроке мы с вами будем читать, учиться анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, выделять основную мысль прочитанного.
А самое главное из этого урока мы для себя должны раскрыть идею произведения, взять для себя то, что пригодиться нам в нашей жизни. А что от вас требуется? (внимательность, активная работа на уроках) Для этого будем работать в группах, самосотятельно, творчески.
II Проверка домашнего задания.
Напомните, пожалуйста, что вы должны были приготовить к сегодняшенему уроку? (прочитать биографию Ы. Алтынсарина и подготовить по 5 вопросов по тексту)
Сейчас в группе из всех, взятые вместе, ваших вопросов выберите 3 самых интерсных и актуальных вопроса, задайте эти вопросы другим группам. Если встречаются одинаковые вопросы, их повторно задавать не нужно.
- В каждой группе есть модератор, который в конце урока оценитит вашу работу в команде.
В нашем классе есть еще ребята, которые приготовили дополнительную информацию о творчестве Ы. Алтынсарина. (Дети читают со слайдов)
Вывод: итак, ребята, так кто же такой Ыбрай Алтынсарин? (вывод делают сами дети)
III. Актуализация знаний.
2. - Попробуйте перевести название рассказа. (Чистый родник)
3. - Ребята вспомните из курса познания мира, что такое РОДНИК? (Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называются родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые впадают в озера, моря и океаны)
4. - Какая бывает вода в роднике? (чистой, прохладно, просачиваясь сквозь толщу земли, вода очищается от грязи и солей).
5. - Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?
6. - Докажите, что вода – источник жизни.
7. - Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)
8. - А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (экономить воду, не загрязнять, не мыть машины в водоемах)
9. - А сейчас, ребята, я хочу услышать вывод о роднике. Составьте в группе «пятистишие» о роднике.
Чистая, прозрачная, холодная
Течет, растворяет, стрекает
Вода – главное богатство на Земле
IV. Физкультминутка. «Минутка тишины»
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза.
«Ни так давно ушло лето, а сейчас представьте себе прекрасный солнечный летний денёк. Вы находитесь посреди чудесного луга. Трава мягкая и зелёная. И сквозь него пробивается, чистый, прозрачный, добрый родник. Он журчит, переливается, играет с нами. Посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого - нибудь животного. Покажите его рукой, а теперь помашите ему. Лёгкий ветерок. Нам пора возвращаться в класс на урок. Откройте глаза. Отдохнули?»
V. Работа с пословицами в группах.
1. - У каждой группы лежат на партах листы с пословицей. Что вы заметили? (на казахском языке)
2. - Какое будет задание? (перевести пословицу с помощью словаря)
3. - Да, верно. Но так, же вы должны из приведенных ниже пословиц подобрать аналогичную на русском языке и пояснить смысл вашей пословицы.
Вывод учителя: Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.
VI. Работа с текстом.
1. Чтение и анализ произведения.
1. - А сейчас мы переходим к чтению произведения Ы. Алтынсарина «Чистый родник» Откройте учебник на стр. 101. Прочитайте первый абзац текста. (1 ученик читает текст)
«Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто - то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник».
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
Тема: Ы. Алтынсарин «Чистый родник».
Цель: 1 Продолжить знакомство с творчеством Ыбрая Алтынсарина и его произведением "Чистый родник".
2 Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы, развивать связанную речь учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброта, любвь, труд , милосердие. Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
I Организационный момент. Психологический настрой.
Сәлеметсізбе, балалар! Сегодня у нас среда – сәрсенбі – и по традиции нашей школы, каждую среду мы учимся говорить на казахском языке. К тому же у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями на родном языке. Отырындар . Садитесь.
Сегодня мы продожим тему: творчество Ыбрая Алтынсарина и познакомимся с еще одним его произведением. А что это за произведеине узнаете позже. На этом уроке мы с вами будем читать, учиться анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, выделять основную мысль прочитанного.
А самое главное из этого урока мы для себя должны раскрыть идею произведения, взять для себя то, что пригодиться нам в нашей жизни. А что от вас требуется? (внимательность, активная работа на уроках) Для этого будем работать в группах, самосотятельно, творчески.
II Проверка домашнего задания.
Напомните, пожалуйста, что вы должны были приготовить к сегодняшенему уроку? (прочитать биографию Ы.Алтынсарина и подготовить по 5 вопросов по тексту)
Сейчас в группе из всех, взятые вместе, ваших вопросов выберите 3 самых интерсных и актуальных вопроса, задайте эти вопросы другим группам. Если встречаются одинаковые вопросы, их повторно задавать не нужно.
В каждой группе есть модератор, который в конце урока оценитит вашу работу в команде.
В нашем классе есть еще ребята, которые приготовили дополнительную информацию о творчестве Ы.Алтынсарина. (Дети читают со слайдов)
Вывод: итак, ребята, так кто же такой Ыбрай Алтынсарин? (вывод делают сами дети)
III. Актуализация знаний.
1. - Произведение, которое мы будем читать, и анализировать называется …..(появляется надпись) «Таза бұлақ».
2. - Попробуйте перевести название рассказа. (Чистый родник)
3. - Ребята вспомните из курса познания мира, что такое РОДНИК? (Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называются родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые впадают в озера, моря и океаны)
4. - Какая бывает вода в роднике? (чистой, прохладно, просачиваясь сквозь толщу земли, вода очищается от грязи и солей).
5. - Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?
6. - Докажите, что вода – источник жизни.
7. - Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)
8. - А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (экономить воду, не загрязнять, не мыть машины в водоемах)
9. - А сейчас, ребята, я хочу услышать вывод о роднике. Составьте в группе «пятистишие» о роднике.
Чистая, прозрачная, холодная
Течет, растворяет, стрекает
Вода – главное богатство на Земле
IV. Физкультминутка. «Минутка тишины»
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза.
«Ни так давно ушло лето, а сейчас представьте себе прекрасный солнечный летний денёк. Вы находитесь посреди чудесного луга. Трава мягкая и зелёная. И сквозь него пробивается, чистый, прозрачный, добрый родник. Он журчит, переливается, играет с нами. Посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого-нибудь животного. Покажите его рукой, а теперь помашите ему. Лёгкий ветерок. Нам пора возвращаться в класс на урок. Откройте глаза. Отдохнули?»
V. Работа с пословицами в группах.
1. - У каждой группы лежат на партах листы с пословицей. Что вы заметили? (на казахском языке)
2. - Какое будет задание? (перевести пословицу с помощью словаря)
3. - Да, верно. Но так, же вы должны из приведенных ниже пословиц подобрать аналогичную на русском языке и пояснить смысл вашей пословицы.
1 группа: Су ырыстың көзі, еңбек кірістің көзі. (Вода источник жизни, труд источник дохода)
2 группа: Жауынмен жер көгереді, батамен ел көгереді. (Дождем питается земля, благословением питается страна)
3 группа: Сусын көзі – бұлақта, білім көзі – кітапта. (источник жизни в роднике, источник жизни в книге)
4 группа: Көп жасаған білмейді, көп көрген біледі. (знает не тот кто долго живет, а тот кто много видел)
5 группа: Бұлақ көрсең көзін аш. (Увидишь родник, очисти его)
Вывод учителя: Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.
VI. Работа с текстом.
1. Чтение и анализ произведения.
1. - А сейчас мы переходим к чтению произведения Ы. Алтынсарина «Чистый родник» Откройте учебник на стр.101. Прочитайте первый абзац текста. (1 ученик читает текст)
«Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник».
2. - Опишите родник, каким вы его себе представили?
3. - Какая надпись высечена у самого источника? (Эй, путник, будь чистым, как этот родник.)
4. - Подумайте, с какой целью ее сделали? Как вы понимаете смысл этой надписи? (ответы детей)
5. - Давайте послушаем, что сказал об этой надписи каждый путник. Прочитай слова купца.
«Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
6. - О чем нам поведал купец? Как он понял слова, высеченные на камне? (эти слова означают, что каждый должен трудиться, не ленится, как этот родник и тогда ты достигнешь цели)
7. - Прочитай слова бедного муллы.
«Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись».
8. - О чем поведал нам мулла? Как он понял эту надпись? (родник не требует ни от кого никакой награды за свой труд, человек тоже должен делать добрые дела, не требуя ничего взамен)
9. - Прочитайте слова самого молодого юноши. Что он думает?
«Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись».
10. - О чем сказал юноша? (Человек должен быть чистым, честным, как родник, и в помыслах, и в действиях)
11. - Отличаются ли их мысли? Почему, как вы думаете?
2. Жужжащее чтение.
- Ребята, прочитайте этот рассказ еще раз и подумайте, кто из них был прав?
- Сейчас подойдите ко мне те ребята, которые считают что купец прав. (дети подходят к доске). Объясните свой выбор. Почему ты согласен с мыслями купца. А что для себя ты выбрал из этого произведения?
- Кто считает, что прав бедный мулла? Поясните свой выбор.
- А кто считает, что прав молодой юноша? Тоже поясните свой выбор.
- А кто считает, что правы все трое путников? Объясните, почему?
VII. ИТОГ.
- Молодцы! Ребята, а вам понравился сегодняшний урок? Что именно понравилось?
- Что вы сегодня узнали нового? А чем мы занимались на уроке?
- Что вы можете сказать о человеке, который написал это произведение? Чему он хотел тебя научить?
- А сейчас я предоставляю слово модераторам, пусть они скажут долю участия каждого члена вашей группы.
VIII. Домашнее задание. Прочитайте произведение и приготовьте его инсценировку.
На странице 103 есть слова Л.Н. Толстого. Используя его слова, напишите эссе.
Похожая притча
Цель: Знакомство детей с великим просветителем Ыбраем Алтынсариным, его творчеством. Формирование у детей представлений о школе и важности получения образования. Развитие художественного вкуса и эстетических представлений на основе детской классической литературы. Развитие памяти, речи (в т.ч. интонационной выразительности, полиязычия), а также артистических способностей, например, умения мимикой и пластикой передавать различные эмоции, ощущения конкретного персонажа. Воспитание казахстанского патриотизма, стремления к знаниям.
Ахметова Тотыгуль Елубаевна 13.02.2017Содержимое разработки
Тема: «Ыбрай Алтынсарин–первый народный учитель степи»
Цель: Знакомство детей с великим просветителем Ыбраем Алтынсариным, его творчеством. Формирование у детей представлений о школе и важности получения образования. Развитие художественного вкуса и эстетических представлений на основе детской классической литературы. Развитие памяти, речи (в т.ч. интонационной выразительности, полиязычия), а также артистических способностей, например, умения мимикой и пластикой передавать различные эмоции, ощущения конкретного персонажа. Воспитание казахстанского патриотизма, стремления к знаниям.
Гости рассаживаются по местам, ответственные ведущие выходят на сцену.
Музыка домбры (Курмангазы Домбра)
Слайды 1, 2 «Казахская степь весной»
Ведущий1: «Для Отчизны не жаль и жизни» – говорят в народе. Испокон веков люди уважали тех, кто отдавал свою жизнь Родине, не словами, но делом доказывал любовь к своему народу и родной земле.
Нравственно-патриотическое воспитание начинается довольно рано – уже в детском саду дети имеют отчетливые представления о своей Родине, ее истории, обычаях и традициях, культуре родного народа, учатся осознавать свой долг перед страной. Необходимость проведения воспитательной работы по патриотическому воспитанию постоянно подчеркивается в годовых задачах нашей школы.
И сегодня мы приглашаем Вас в нашу традиционную Литературную гостиную, посвященную памятным датам великих писателей Казахстана.
В нашей литературной гостиной мы предлагаем вам окунуться в прошлое нашей страны и познакомиться с беспримерным подвигом служения Родине, родному народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…
Слайд 4 «ЫбрайАлтынсарин – первый народный учитель степи»
Ведущий2: В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.
Ыбрай Алтынсарин мечтал о просвещении родного народа, он приложил немало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы в Тургае, Иргизе, Костанае… Первый народный учитель степи, он был настоящим патриотом своей Отчизны. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным. Вся жизнь Ыбрая Алтынсарина являет собой научный и творческий подвиг во имя Родины.
Им были написаны первые учебники на казахском языке, создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и неисчислимое множество других образцов казахской литературы. С некоторыми из них сегодня нас познакомят дети.
Слайд 5 «Восковая фигура Ыбрая Алтынсарина»
Слайд 6 «Тюльпаны»
Музыка Курмангазы «Домбра». Выходят дети полукругом
Круг радости
Өмірде бір данышпан
Кездескенде әр адам
«Қайырлы таң!» деу керек!
Ведущий1:2.Песня «Солнечный круг» в исп. Ахмедова Х. и всех детей (на трёх языках). Садятся на стульчики.
Ведущий2:А теперь пришло время нам погрузиться в пучину прошлого и познакомиться с удивительным творчеством Ыбрая Алтынсарина, его мыслями и мечтами…
Ведущий1:Стихотворение «Идемте, дети, учиться!» и ныне одно из самых популярных произведений Ыбрая Алтынсарина – это его наказ будущим поколениям. Вдохновленный открытием первой степной школы, поэт звал детей к знаниям, видя в них главное человеческое богатство…
И сегодня стихотворение «Идемте, дети, учиться!» нам прочитают ученики 7-класса
Слайд 19 «Клипарт: Дети идут в школу»
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте – неграмотный бродит,
Словно слепой во тьме.
Дети, будем учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желанье,
Яркий оставит след.
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведет.
Счастье жизнь не дает.
Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят,
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.
Мать и отец постареют.
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность.
Как им ее пережить?
Тогда-то ученье ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведите
Грамотный жизнь познает
Во всей ее красоте.
Сможет к своей мечте.
Отцы и матери ваши
Хотят одного сейчас:
Увидеть в каждом из вас.
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Ведущий2:Стих на казахском языке (Кел, балалар, оқылық!).
Ведущий2: Доброе дело два века живет, доброму – добрая память… Более ста лет прошло с того дня, как Ыбрай Алтынсарин открыл свою первую школу, но и теперь в ее стенах звучат детские голоса…
Слайд 20 «Первая школа, открытая Ы.Алтынсариным–ее нынешний вид»
Слайды 21, 22 «ЫбрайАлтынсарин – первый народный учитель степи»
Слайд 23 «Лето»
Слайд 24 «Юрты в степи»
Ведущий1:Немало наставлений оставлено для нас великим учителем и поэтом. Воспевая братство, призывая к единству, поэт-просветитель мечтал о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов:
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
(Дети читают отрывки из цикла стихотворений «Наставление»)
Живущие всюду народы
Для радости сотворены…
Всем ласково светит солнце,
Всем светят лучи луны…
Мы друг перед другом с детства
Во всем быть должны равны!
Если можете – добрым делом
Помогайте народу Вы!
На поклон ни к кому не ходит,
Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице
Научитесь с первого взгляда узнавать –
Каков Ваш сосед…
Ведущий1:Стихотворение о дружбе на казахском языке.
Ведущий2:В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру.
Слайд 25«Весна. Жарки»
Ангелина: В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.
Слайд 26 «Лето»
Катя: Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.
Слайд 27«Река в степи»
Еркежан: Стихотворение «Өзен» на каз.языке.
Таулардан өзен ағар сарқыраған,
Айнадай сәуле беріп жарқыраған.
Жел соқса, ыстық соқса бір қалыпта,
Аралап тау мен тасты арқыраған.
Көңілің суын ішсең ашылады,
Денеңде бар дертінді қашырады.
Өксіген оттай жанып жануарлар
Өзеннен рақат тауып басылады.
Ведущий1: Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым поэтом. Многие его произведения были написаны в совершенно других жанрах. Ребята, назовите их.
(Дети называют жанры, использованные Ыбраем Алтынсариным).
Стихи пословицы поговорки басни рассказы
Слайд 28 «Садовые деревья»
Ведущий2: А сейчас мы предлагаем Вашему вниманию небольшую инсценировку «Садовые деревья» по мотивам одноименного произведения Ы. Алтынсарина. (2 ребенка у доски)
Садовые деревья
Миша чит.слова автора: Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
Данияр-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
Ильяс- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
- В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
Дети завершают инсценировку.
Учитель: Дети, скажите, почему же одно дерево выросло прямым и стройным, а другое – кривым?
-Какому дереву становятся подобны дети, лишенные родительского внимания?
-А что вы можете сделать, чтобы не вырасти такими?
Ведущий2:Молодцы! А сейчас мы с Вами дадим себе минутку отдыха и посмотрим интересный мультфильм, основой для которого послужили рассказы ЫбраяАлтынсарина.
Дети и учителя смотрят анимированный мультфильм «Паук, муравей, ласточка»
Ведущий1: Какому хорошему качеству научился мальчик?
Ведущий2:Несмотря на кажущуюся простоту, рассказы Ыбрая Алтынсарина обладают невероятно глубоким смыслом. И сейчас мы с Вами увидим небольшую инсценировку по мотивам одного из поучительных рассказов Ыбрая Алтынсарина – «Чистый родник». Пожалуйста, посмотрите очень внимательно и скажите, почему великий учитель назвал свое произведение именно так, а не иначе.
Слайды 29,30 «Иллюстрации к рассказу Ы. Алтынсарина «Чистый родник»
(Дети показывают инсценировку по рассказу Ы. Алтынсарина «Чистый родник».На проекторе показываются слайды с соответствующими пейзажами)
(Чтецом фонового текста выступает)
Ы. Алтынсарин «Чистый родник» Катя
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него, поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех, — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
Учитель: Ребята, скажите, почему же все-таки произведение называется «Чистый родник»? Кто же, по Вашему мнению, здесь прав? С кем Вы согласны, с Купцом, Муллой или Юношей?
Учитель: Вы правы. Душа хорошего человека должна быть открыта для всех, в ней не может быть места ненависти или злу. Такой человек стремится совершать добрые поступки, он предан своей Родине… Ребята, а любите ли Вы нашу страну, наш город?
Учитель: Давайте споем о нашем чудесном городе, о том, как он нам дорог…
Видео к песне «Риддер» Песня «Город детства»
(Дети садятся на стульчики)
Ведущий1: Любовь и преданность Отчизне неизменно восхищала Ыбрая Алтынсарина. В своих стихах он призывал молодежь трудиться на благо родины, постигать науки и становиться великими мастерами…
Слайды 31-35 «Иллюстрации к стихам»:
Дильназ: Строит дивные дворцы
Умный, знающий народ!
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет.
Савелий:
Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Регина:
Пусть пословица живет
В каждой ясной голове:
«Честь джигита, красота –
В совершенстве, мастерстве».
Евгений:
То, что сделать не смогли,
Мы – седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы – грядущего ростки!
Кенес:
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив…
Так примите в добрый час
Учитель: Как много мы с Вами узнали о творчестве и жизни первого народного учителя степи – Ыбрая Алтынсарина»! Теперь самое время провести викторину среди знатоков творчества великого Учителя! Итак, первый тур! Мозговой штурм «Өмірбаян»!
Слайды 36-46 «Викторина» из 10 вопросов. Ведущие-двое детей. (Каждый вопрос содержит 3 варианта ответа, из которых правильным является только один.Дети отвечают на вопросы).
Где родился первый народный учитель степи?
В ауле ЖанбурчиЗатобольского района
В селе Медяница Кокчетавской области
В городе Риддере
Как звали родителей ЫбраяАлтынсарина?
Папу – Ибрагим, маму – Раушан
Папу – Алтынсары, маму – Айман
Папу – Керим, маму - Зылиха
Кто воспитывал маленького Ыбрая?
Чего больше всего хотел дедушка Балгожи?
Увидеть своего внука образованным, знающим человеком
Стать богатым и ни в чем не нуждаться
Что думали об ЫбраеАлтынсарине его учителя?
Его считали ленивым
Его считали прекрасным учеником
На него не обращали внимания
Первая профессия Ыбрая – это …?
В каком городе ЫбрайАлтынсарин открыл свою первую школу?
Как называли первую школу в степи?
Какие стихи были написаны ЫбраемАлтынсариным к открытию его первой школы?
«Идемте, дети, учиться!»
Какое произведение написал Алтынсарин?
Учитель: Встреча в нашей литературной гостиной подходит к концу.
Благодарим всех наших участников. При всей своей занятости, Вы выбрали время, чтобы вместе с нами прикоснуться к творчеству великого педагога и писателя Ыбрая Алтынсарина. И в завершении мы дарим Вам этот чудесный танец!
Похожая притча
- развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение. Способствовать развитию критического мышления, навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулировать учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
- воспитывать культуру восприятия художественного слова, содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: труда, добра и чистоты помыслов.
Организационный этап . Рефлексивная деятельность помогает настроиться на урок.
Этап актуализации знаний. Графический диктант способствует развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Работа в парах и критериальное оценивание друг друга позволяет не только выявить уровень усвоения материала, но и создаёт условия для коммуникативной среды, даёт возможность учащимся ответить на вопрос: «Действительно ли я владею этим навыком?»
Операционный этап (целеполагание). Работа в группах помогает определить тему и задачи урока, на основе сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения, стимулирования творческого поиска различных вариантов решения задач.
Анализ текста . На данном этапе урока использовано диалоговое обучение. Коммулятивная беседа и активная форма работы (групповая работа) дали возможность выявить идею произведения учащимся самостоятельно. Была использована методика «толстых» и «тонких» вопросов. Такая методика позволяет учителю придерживаться координирующей и направляющей роли, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно мыслить и оценивать свои действия.
Рефлексионный этап. На данном этапе дети смогли не только самостоятельно оценить своё участие на уроке, но и критически оценить произведение, связать его с современным миром
Похожая притча
Задачи: 1 Продолжить знакомство с творчеством Ыбрая Алтынсарина и его произведением "Чистый родник".
2 Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы, развивать связанную речь учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброта, любовь, труд , милосердие. Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
Оборудование: презентация, ИД, компьютер, муз. сопровождение С.Беликов «Живи, родник».
I Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня мы продожим тему: творчество Ыбрая Алтынсарина и познакомимся с еще одним его произведением. А что это за произведеине узнаете позже. На этом уроке мы с вами будем читать, учиться анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, выделять основную мысль прочитанного.
А самое главное из этого урока мы для себя должны раскрыть идею произведения, взять для себя то, что пригодиться нам в нашей жизни. А что от вас требуется? (внимательность, активная работа на уроках) Для этого будем работать в группах, самосотятельно, творчески.
II Проверка домашнего задания.
- Напомните, пожалуйста, что вы должны были приготовить к сегодняшенему уроку?В каждой группе есть модератор, который в конце урока оценитит вашу работу в команде.
1.Пересказ притчи «Щедрый человек»
2.Эссе о щедрости
3. Сочинение по пословице
III . Актуализация знаний.
1. - Произведение, которое мы будем читать, и анализировать называется …..(появляется надпись) « Таза бұлақ ».
2. - Попробуйте перевести название рассказа. (Чистый родник)
3. - Ребята вспомните из курса познания мира, что такое РОДНИК? (Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называются родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые впадают в озера, моря и океаны)
4. - Какая бывает вода в роднике? (чистой, прохладно, просачиваясь сквозь толщу земли, вода очищается от грязи и солей).
5. - Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?
6. - Докажите, что вода – источник жизни.
7. - Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)
8. - А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (экономить воду, не загрязнять, не мыть машины в водоемах)
Работа в группах.
1группа-составить пятистишие
9. - А сейчас, ребята, я хочу услышать вывод о роднике. Составьте в группе «пятистишие» о роднике.
Чистая, прозрачная, холодная
Течет, растворяет, стекает
Вода – главное богатство на Земле
2 группа-Определить значение слова родник по словарю
3 группа-подобрать ассоциации и синонимы к слову родник
4 группа-на каждую буква записать черту характера человека
IV . Физкультминутка. «Минутка тишины»
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза.
«Скоро наступит лето, а сейчас представьте себе прекрасный солнечный летний денёк. Вы находитесь посреди чудесного луга. Трава мягкая и зелёная. И сквозь него пробивается, чистый, прозрачный, добрый родник. Он журчит, переливается, играет с нами. Посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого-нибудь животного. Покажите его рукой, а теперь помашите ему. Лёгкий ветерок. Нам пора возвращаться в класс на урок. Откройте глаза. Отдохнули?»
V . Работа с пословицами в группах.
1. - У каждой группы лежат на партах листы с пословицей. Что вы заметили? (на казахском языке)
2. - Какое будет задание? (перевести пословицу с помощью словаря)
3. - Да, верно. Но так, же вы должны из приведенных ниже пословиц подобрать аналогичную на русском языке и пояснить смысл вашей пословицы.
1 группа : Су ырыстың көзі, еңбек кірістің көзі. (Вода источник жизни, труд источник дохода)
2 группа : Жауынмен жер көгереді, батамен ел көгереді. (Дождем питается земля, благословением питается страна)
3 группа : Сусын көзі – бұлақта, білім көзі – кітапта. (источник жизни в роднике, источник жизни в книге)
4 группа : Бұлақ көрсең көзін аш. (Увидишь родник, очисти его)
Вывод учителя : Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь, без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.
VI . Работа с текстом .
1. Чтение и анализ произведения.
1. - А сейчас мы переходим к чтению произведения Ы. Алтынсарина «Чистый родник» Откройте учебник на стр.101. Прочитайте первый абзац текста. (1 ученик читает текст)
«Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник».
2. - Опишите родник, каким вы его себе представили?
3. - Какая надпись высечена у самого источника? (Эй, путник, будь чистым, как этот родник.)
4. - Подумайте, с какой целью ее сделали? Как вы понимаете смысл этой надписи? (ответы детей)
5. - Давайте послушаем, что сказал об этой надписи каждый путник. Прочитай слова купца.
«Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
6. - О чем нам поведал купец? Как он понял слова, высеченные на камне? (эти слова означают, что каждый должен трудиться, не ленится, как этот родник и тогда ты достигнешь цели)
7. - Прочитай слова бедного муллы.
«Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись».
8. - О чем поведал нам мулла? Как он понял эту надпись? (родник не требует ни от кого никакой награды за свой труд, человек тоже должен делать добрые дела, не требуя ничего взамен)
9. - Прочитайте слова самого молодого юноши. Что он думает?
«Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись».
10. - О чем сказал юноша? (Человек должен быть чистым, честным, как родник, и в помыслах, и в действиях)
11. - Отличаются ли их мысли? Почему, как вы думаете?
2. Жужжащее чтение.
- Ребята, прочитайте этот рассказ еще раз и подумайте, кто из них был прав?
- Кто считает, что купец прав. . Объясните свой выбор. Почему ты согласен с мыслями купца. А что для себя ты выбрал из этого произведения?
- Кто считает, что прав бедный мулла? Поясните свой выбор.
- А кто считает, что прав молодой юноша? Тоже поясните свой выбор.
- А кто считает, что правы все трое путников? Объясните, почему?
3. Чтение по ролям.
VII . Рефлексия.
- Молодцы! Ребята, а вам понравился сегодняшний урок? Что именно понравилось?
- Что вы сегодня узнали нового? А чем мы занимались на уроке?
- Что вы можете сказать о человеке, который написал это произведение? Чему он хотел тебя научить?
- А сейчас я предоставляю слово модераторам, пусть они скажут долю участия каждого члена вашей группы.
VIII . Домашнее задание . Прочитайте произведение и приготовьте его инсценировку.
На странице 103 есть слова Л.Н. Толстого. Используя его слова, напишите эссе.
Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области.
• Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.
• Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии.
• После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении.
• С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.
Читайте также: