Верить ли снам и приметам
Обновлено: 14.11.2024
Потому что смотрите, вот как появляются приметы? Примета, что утренний туман к хорошей погоде появилась в результате наблюдений. И она имеет под собой вполне хорошее обоснование с точки зрения физики - туман просто образуется из холодного ночного воздуха над хорошо нагретой землёй. То есть, утро очень тёплое и день, скорее всего, будет таким же. Такой примете верить можно.
А примета про разбитую тарелку к счастью - это результат психологии. Представьте картину: ребёнок разбил тарелку (дорогую вещь, между прочим), он расстроен, он стоит и плачет. Мамке его жалко, она его гладит по голове и старается утешить: "Ничего страшного, всё будет хорошо, это к счастью". Это просто попытка успокоить либо себя, либо другого человека. Естественно, разбитая тарелка на мироздание не настолько влияет, чтобы человека делать или не делать счастливым. Такой примете верить не стоит.
Со снами ситуация, на самом деле, похожая. Сны - это отражение реальности, конструктор, который нам собирает мозг. И если нам что-то сниться - значит, в реальности это было. Но проблема в том, что нельзя узнать, насколько это серьёзно.
То есть, сон о том, что, скажем, жена изменяет мужу - может быть как "правдивым", связанным с тем, что муж замечает изменения в поведении и начинает об этом беспокоиться, а может быть и ложным - муж днём видел жену, видел коллегу, видел фильм про любовь. И мозг эти три вещи собрал в картину того, что жена спит с коллегой, хотя в реальности ничем таким даже и не пахнет.
В целом вывод - лучше не верить. Потому что, на самом деле, в окружающем реальном мире гораздо больше точной информации - и прибегать к таким сомнительным источникам просто незачем. Если вы любите человека и думаете о нём - а потом он вам снится, то лучше обращать внимание на реальность - что вы думаете, как часто и почему, а не гадать: "Ой, а он мне приснился, а что бы это значило?" Ответ на этот вопрос просто ничего не даст такого, что уже не было известно.
Похожая примета
«Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне. либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.
Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь. Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «. в Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии».
Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!
Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер. Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?
Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.
Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.
Главная цель демонских искушений – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь
Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».
Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож.
Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).
Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).
Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.
Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.
«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».
В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд. » Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры
Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».
В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».
В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.
Психология и метод наблюдения
Большинство сонников создано психологами. Они анализировали свои сны и сновидения знакомых людей. Записывали, сопоставляли с происходящими событиями. Если после определенного сновидения 2−3 раза происходила одна и та же ситуация, то ее сопоставляли со сценарием сна. Никаких гарантий, что произойдет что-то близкое к пророчеству, нет.
Иногда происходит чувство дежавю — человек уверен, что он уже видел эту ситуацию и знает, что произойдет. Психологи уверяют, что в памяти всплыл похожий момент из прошлого и сновидец решил, что видел будущее.
Многие исследования психологов при ближайшем рассмотрении оказываются слабо подкреплены фактами. Чувство дежавю иногда возникает у человека, который уехал в отпуск на другой край планеты и вдруг понял, что уже бывал здесь и знает, что сейчас произойдет. И действительно, в течение 1−2 минут случается то, о чем он думал. На психологию не спишешь.
Раньше разговоры о материальности мысли вызывали смех. Теперь ученые видят закономерности, доказывающие правдивость утверждения. Приняв за факт эту гипотезу, можно разглядеть в сонниках опасность. Человек видит сон, обращается к соннику за расшифровкой. В нем сказано, что день будет плохой. Неприятные чувства одолевают, каждую минуту ожидаются неприятности. В результате: рассеянность на работе, нервозность, которая дома выливается в конфликт.
Действительно, день не задался — человек мысленно себя настроил, что будет неприятный день, так оно и случилось. Лучше никогда слепо не верить предсказаниям сонника.
Современные сонники
Сейчас много мошенников, составляющих сонники. Стоит ли верить снам и сонникам, когда их иногда пишут наугад, прикрываясь именем популярных людей:
- Ванги;
- Фрейда;
- Миллера;
- Лоффа;
- Хосе;
- Нострадамуса.
Не стоит искать в сонниках ответ на любой сон. Если и обращаться к ним, то только увидев четкое сновидение, а не сумбурный поток информации. Тогда есть вероятность, что предсказание окажется правдивым.
Иногда бывают страшные предсказания — смерть, болезнь. Если относиться к ним слишком серьезно, то лучше не расшифровывать сновидения. Трактовка, возможно, оказалась ошибочна, а человек будет изводить себя страхом и волнениями.
Задумавшись, можно ли верить сонникам, следует соблюдать золотую середину — обращаться к ним, но воспринимать представленную информацию не более чем на 50%. Написано, что грозит опасность — стоит быть внимательнее, но не превращаться в параноика. При здравом рассуждении и спокойном подходе сонник станет безобидным помощником, то предсказывающим правду, то обманывающим.
Похожая примета
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
Никифор Крылов. Спящий мальчик
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.
– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.
– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.
– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Похожая примета
Психологи, экстрасенсы и маги верят, что сны обладают влиянием на человека, поэтому создают заметки на основе наблюдений. Верить ли сонникам — вот что волнует людей. Есть ли хоть крупица смысла, или все пророчества — фантазия? Существует несколько мнений по этому вопросу.
Правда или вымысел
Иногда бывают сумбурные, нелепые сны. Они вряд ли несут в себе хоть толику смысла. В них отражаются переживания, страхи, мечты. Другое дело, если приснился явный, четкий сон, который хорошо запомнился. С его помощью умершие родственники, ангел-хранитель или просто светлая энергия (каждый решает в меру своего верования) дает предупреждение или знак.
Обращаться к соннику в таком случае нет смысла — для двух людей в одном и том же символе могут заключаться разные значения.
Увидев яркий сон, нужно задуматься, что он значит конкретно для человека. Довериться интуиции, осмыслить ситуацию. Яркий сон, скорее всего, предупреждает об опасности. Упреждать о скором богатстве или счастье нет смысла, тогда как указать на угрозу — важно.
Не поможет сонник и тогда, когда снится умерший родственник. Часто это случается после похорон. Многие люди видят, что покойник находится на ярко освещенном солнцем поле или в другом красивом месте — значит, у души все в порядке.
Когда человек слишком горько оплакивает утрату, во сне приходит покойник и говорит, что он тонет. Это завуалированная просьба перестать горевать и мучить как себя, так и умерших родственников. Иногда души утопленников так дают понять, где искать их тело. Обращение к соннику вряд ли даст точный ответ, что значит сон — нужно смотреть по конкретной ситуации, в которой играет роль множество факторов.
Теории о природе сна
Есть 3 теории о природе сна. У каждой из них есть сторонники и противники:
- Во сне душа отделяется от тела. Она путешествует по тонким мирам, способна встречаться с другими душами, умершими родственниками. Духовно подготовленная личность способна управлять собой во время путешествий — подобным опытом делятся люди, занимающиеся выходом в астрал. Неподготовленный человек не способен воспринимать тонкий мир, поэтому его странствия остаются в памяти как смесь воспоминаний, порой переходящих все грани разумного.
- Отдых нужен для «перезагрузки» мозга. Все впечатления за день раскладываются по полочкам, иногда мелькают давние воспоминания. Человек зачастую видит себя в бытовых или необычных ситуациях. Эта теория имеет непрочную основу, так как ученые пришли к выводу, что мозг не устает. Сон нужен для психологической разрядки, а мыслительный процесс никогда не прерывается.
- Теория, объединяющая оба варианта. Она гласит, что сначала мозг избавляется от накопившейся за день информации. Затем, забыв о земных проблемах, душа отправляется в путешествие по вселенной.
Некоторые люди отрицают существование души и возможность внетелесных путешествий.
Психологи верят, что сны — проекция переживаний, чувств и мечтаний. Религиозные учения утверждают, что во снах люди не только путешествуют, но и видят отрывки воспоминаний из прошлых жизней.
Читайте также: